История русской философии и богословия

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И БОГОСЛОВИЯ»

 

 

(код по ГОС (ОКСО)/                                      (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС   / учебному плану)

ФГОС /учебному плану)  

                                      

по направлению

подготовки

033400

 

Теология

                                                     (код)                                         (название  направления по ГОС/ ФГОС ВПО)

для специальности

033400

 

 

                                                     (код)                                         (название  специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)

специализация /квалификация

033400

 

бакалавр

                                                     (код)                                         (название  специализации  по ГОС/ ФГОС ВПО)

 

Казань  2012

1. Цели  освоения учебной дисциплины  

Дисциплина имеет целью познакомить студентов специальности «Теология» с основными направлениями русской религиозной философии, ее мировоззренческой спецификой в отношении к богословию и европейской философской традиции.

2. Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Б.3.6.1. Модуль «Религиозная философия»

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе и в вузе в процессе освоения богословских и философских дисциплин: «Катехизис», «Догматическое богословие», «Основное богословие», «Сравнительное богословие», «История философии».

В результате освоения дисциплины обучающиеся приобретают как теоретические познания в области русской религиозной философии, так и практические навыки применения этих знаний в будущей пастырской / преподавательской деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основную проблематику и персоналии русской религиозной философии; место русской религиозной философии в мировом контексте философии и богословия.

  Уметь: анализировать философские системы и воззрения русских мыслителей, оценивать их с точки зрения их соответствия православной догматике и традиции мышления.

Владеть: теоретическими знаниями в области религиозной типологии и истории философии.

Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400 – «Теология»:

а) общекультурных (ОК):

способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1);

приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способностью к социальной адаптации (ОК-3);

способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОК-7);

базовые знания в области социально-гуманитарных наук (ОК-8);

способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);

б) общепрофессиональных (ПК):

в области научно-исследовательской деятельности:

способность использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно-исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований, учитывая единство теологического знания, оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-1);

готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-2);

готовность участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ПК-3);

в области социально-практической деятельности:

способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);

в области экспертно-консультативной деятельности:

способность подбирать, систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8);

готовность применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно-консультативных задач (ПК-9);

в области представительско-посреднической деятельности:

способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);

профильно-специализированные:

способность использовать базовые знания в области теологии (ПК-13);

способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью) (ПК-14);

4.  Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Краткое содержание.

Цели и задачи дисциплины: практическое приложение материала курсов основного и сравнительного богословия. Периодизация русской религиозной философии. Источники по курсу, персональный принцип изложения материала.

Концепция всеединства русской религиозной философии как преодоление разрыва между философским и богословским пониманием Абсолюта. Онтология, антропология (онтологический персонализм) и эсхатология как ключевые темы русской философии. Различия между западным (европейским) и русским типом мышления. Слабый интерес к теории познания в русской философии, обусловленный отсутствием субъект-объектной схемы. Софиология как интуиция сплошности бытия и богоподобия человека. Невербальность русского богословия в средние века, главенство в нем художественных форм (пение, иконопись, гимнография).

Концепция Г.С. Сковороды в духовном и интеллектуальном контексте второй половины XVIII века: высокие онтологические интуиции в прокрустовом ложе аллегорического мышления. Пророческое «проговаривание» основных тем будущей русской философии и интуиция всеединства. Г. Сковорода как первый символист и первый систематик в отечественной философии.

П.Я. Чаадаев: христианство как история. Чаемое Царство Божие как преобразование земной жизни. Онтологические, антропологические и гносеологические импликации развития идеи Царства Божия. Проблема свободы: воздействие на историю сверхземной личностной силы и идея ответственности человека за историю. Проблема общего и индивидуального. Чаадаев как предтеча концепций всеединства и софиологии в русской философии.

Кн. Владимир Одоевский. Идея синтеза религии и искусства, как областей человеческого духа, тесно связанных символическим способом проникновения к непостижимому. Эстетический гуманизм с сильной мистической составляющей. Понимание природы как символического материала, указывающего на высшее.

Проблема противостояния этического и эстетического в произведениях Н.В. Гоголя. Проповедь аскетизма в искусстве, морализаторство при отвлеченно-христианском подходе.

Старшие славянофилы – А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. Начало магистральной линии русской философии: представить бытие человека как совпадающее с  мировым бытием. Путь к концепции всеединства. Ключевые понятия философии Хомякова: организм, органичность, соборность. Онтологизм Хомякова: бытие как сплошная среда и сущность. Хомяков как предтеча Франка и Карсавина.

И.В. Киреевский: сходства и различия с системой Хомякова. Восполнение недостатков антропологии последнего: внимание Киреевского к личности в центральном понятии духовной жизни. Вера как «внутреннее средоточие» человека. Нравственность как одна из составляющих духовной жизни. Гносеология Киреевского: понятие глубины человеческого разума.

Русские мыслители в духовном сане. Онтологизм прот. Феодора Голубинского: базовое понятие бесконечного как инструмент дедуктивного проникновения в центр онтологии.

Идея воцерковления цивилизации у архим. Феодора (Бухарева). Обличение западного христианства и призыв к действенности  русского православия.

Епископ Никанор (Бровкович): онтология Абсолюта. Онтологическая иерархия: Абсолютное (сверхэйдетическое) – эйдосы – опытная (внутрикосмическая) реальность. Разрешение вопроса о типе связи абсолютного и условного бытия как первая попытка диалектики в русской философии. Поиск достоверности познания в центральной онтологической реальности.

Русские мыслители второй половины XIX века. П.Д. Юркевич как систематик, первым в России отчетливо представивший мировую философскую проблематику. Антропология Юркевича: признание важной роли мышления, которое находит основу в сердечной жизни. Понимание Откровения как способа приобщения к идеальной реальности.

Онтология Н.И. Пирогова: безмерное безграничное бытие как первичная реальность. Предвосхищение софиологии и концепции всеединства. Признание онтологического аргумента бытия Божия. Антропология Пирогова: целостность и тождество человеческого «Я», его неразложимость и соответствие единству мировой жизни.

Литераторы-мыслители. Руссоизм, морализм, «мистический имманентизм» (о. Зеньковский) Толстого. Рациональное понимание человека и греха (отождествление последнего с невежеством). Антикультурная позиция Толстого как следствие его ориентации на восточную интуицию Единого.

Христианство и персонализм Достоевского. Реализация свободы личности в общении. Познание Бога в абсолютности личности ближнего.

Тема соотношения эстетики и этики у К.Н. Леонтьева. Полярность «цветущей сложности» (Восток) и «упростительного смешения» (Запад). Критика русской литературы и культуры. Дуалистический, трансцендентный тип религиозности позднего Леонтьева.

В.В. Розанов: соотношение христианского идеала и догмата и семьи. Восприятие христианства как мироотрицающего начала вследствие непонимания реальности Воскресения Христова и Пятидесятницы. Интерес к глубине телесного и полового.

Периодизация философского творчества Вл. Соловьева: периоды теософии, теократии и теургии. Богочеловечество, всеединство, София как ключевые термины его философии. Онтология Соловьева: попытка соединить мистическое ощущение со строгой аналитикой и изложить данные Откровения на рациональном языке. Диалектика Сущего как Единого и «другого», ее недостатки. София как идеальная сторона творения и как конкретность проявленного Божества. Значение Соловьева как единственного представителя русской философии, предложившего равные по значению системы онтологии, гносеологии, этики и эстетики.

Н. Федоров. Реальность Духа как главная составляющая свободы человека. Этическая доминанта построения Федорова. Идея о всеобщем воскресении как сугубо православная интуиция и утопичность ее практического воплощения.

Спиритуализм и этический персонализм Л.М. Лопатина. Учение о творческой причинности. Антропология и персонализм как «нерв» системы Лопатина, его последовательность в защите идеи субстанциальности человеческой личности.

Кн. С.Н. и Е.Н. Трубецкие. Интерес С.Н. Трубецкого к гносеологии. Акт познания как соборная деятельность. Три способа познания. Предварительный характер гносеологии Трубецкого. Переход к построению метафизики. Понятие универсальной соотносительности.

Теодицея Е.Н. Трубецкого. «Оптимистический пессимизм» и эсхатологический пафос его построения. Его недостатки как следствие центрированности не на человеке, а на отвлеченных гносеологических началах.

В.И. Несмелов, «Наука о человеке». Антропоцентризм, понятый как онтологизм. Оправдание спасения человека во Христе через показ необходимости этого спасения посредством выяснения природы самого человека. Индуктивный метод Несмелова. Этическая составляющая его антропологии: выяснение коренного дуализма сущего и должного. Несовместимость принципов счастья и богоподобия. Анализ сущности церковной жизни и эсхатология.

Православный персонализм и пневматология Н.А. Бердяева. Критика западного христианства. Духовная свобода и высокое достоинство личности человека пред Богом как основная тема философии Бердяева. Переход его этики в эсхатологию.

Гносеологический интуитивизм («мистический эмпиризм») Н.О. Лосского. Понятие гносеологической координации. Онтология Лосского: идея мира как органического целого и идея иерархической множественности субстанций. Онтологический натурализм Лосского как переходная ступень от линии персонализма в русской философии к онтологическим концепциям Франка, Карсавина и Лосева. Нестыковки и натяжки в системе философа.  

«Монодуализм» С.Л. Франка. Снятие субъект-объектной схемы в гносеологии. Реальность как сплошное единство бытия. «Трансфинитность» истинного познания. «Трещина» во всеединстве на экзистенциальном уровне как причина зла и конфликтности мира. Заполнение онтологической трещины на эссенциальном уровне. Недиалектичность как недостаток построения Франка.   

Продолжение  разработки концепции всеединства у Л.П. Карсавина: диалектическая интуиция троичности, исторический подход к всеединству и понимание личности как центра, в котором соединяется апофатическая глубина бытия, тринитарный принцип и рациональное осознание этих основных начал. Сложные взаимоотношения всеединства и триединства. Интенсивная иерархия в рамках всеединства и ее понятия: момент, качествование, стяженность. Оригинальное учение Карсавина о личности.

Абсолютная диалектика А.Ф. Лосева как самовоспроизводящаяся система, ее платонические и неоплатонические корни. Два меона. Извлечение смысла на каждом этапе меонизации. Философское оправдание имяславия как завершающий аккорд диалектики Лосева. Философское обоснование математики и музыки. Система Лосева как синтез достижений предшественников и ее эвристическое и методическое значение.

Натурализм как побочная линия в концепции всеединства. Антиномизм и софиология у о. С. Булгакова и о. П. Флоренского. «Лингвистическая» теория мироздания у Булгакова: бытие и мир как высказывание. Соотнесение элементов высказывания с тремя слоями онтологической реальности.

Русские мыслители, находящиеся вне философии всеединства. Интерпретация философского творчества Гегеля у И.А. Ильина. Двусмысленный характер призыва Ильина к активной жизненной позиции: соседство с западным активизмом и близость к европейской линии человекобожия.

Философия абсурда Л. Шестова.

 

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

 

 

 

 

Л

СР

Пр

К

 

 

1

Цели и задачи курса, периодизация. Специфика русской религиозной философии.

6

1

2

6

 

 

Лекция (1)

2

Начальный этап развития русской философии. Г.С. Сковорода. П.Я. Чаадаев. Вл. Одоевский, Н.В. Гоголь.

6

2-5

4

8

4

 

Лекции (2-3), участие в практических занятиях (4-5), текущий опрос (4-5)

3

Старшие славянофилы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский.

6

6-8

2

6

4

 

Лекция (6), участие в практических занятиях (7-8), текущий опрос (7-8)

4

Русские мыслители в духовном сане: прот. Ф. Голубинский, архим. Феодор (Бухарев), еп. Никанор (Бровкович).

6

9-11

2

8

4

 

Лекция (9), участие в практических занятиях (10-11), текущий опрос (10-11)

5

Русские мыслители второй половины XIX века: П.Д. Юркевич, Н.И. Пирогов.

6

12-13

2

8

2

 

Лекция (12), участие в практическом занятии (13), текущий опрос (13)

6

Литераторы-мыслители: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов.

6

14-18

4

 

6

 

Лекции (14-15), участие в практических занятиях (16-18), контрольная работа (18)

7

Философия В.С. Соловьева: онтология, гносеология, этика. Кн. С.Н. и Е.Н. Трубецкие как последователи Вл. Соловьева. «Философия общего дела» Н.Федорова.

7

1-5

4

 

6

 

Лекция (1-2), участие в практических занятиях (3-5), текущий опрос (3-5)

8

Персонализм в русской философии: Л.М. Лопатин, В.И. Несмелов, Н.А. Бердяев.

7

6-10

4

 

6

 

Лекции (6-7), участие в практических занятиях (8-10), текущий опрос (8-10)

9

Гносеологический интуитивизм Н.О. Лосского. Онтологизм и концепция всеединства: С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев.

7

11-16

6

 

6

 

Лекции (11-13), участие в практических занятиях (14-16)

10

Дуалистическое всеединство (антиномизм о. С. Булгакова и о. П. Флоренского). Рационализм в русской философии (И.А. Ильин) и борьба с ним (Л. Шестов).

 

17-18

2

 

2

 

Лекция (17), участие в практическом занятии (18), контрольная работа (18)

11

Экзамен 36 часов

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

5. Образовательные технологии

Лекционные и практические аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При  проведении лекционных и практических занятий предусмотрено использование  активных форм занятий, построенных в традиционной форме (лекция-беседа, опрос, мозговой штурм, дискуссия), в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) основная литература:

Зеньковский Василий, прот. История русской философии. М.: Академический проект, 2011. 880 с.

 

б) дополнительная литература:

Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.

Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. 560 с.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебные материалы по дисциплине можно найти на Интернет-ресурсах:

www.bogoslov.ru, www.hristianstvo.ru, www.kds.eparhia.ru, www.pravlib.ru, www.pstgu.ru/library, www.libgen.info, www.eshatos.ucoz.ru, www.philosophy.ru, www.filosofa.net, www.philosophia.ru, http://platonanet.org.ua

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).