Информатика

Состав программы учебной дисциплины 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью дис­циплины является изучение основ теории информации, теоретических основ построения вычислительных систем, функциональной и структурной организации современных компьютеров, функциональной классификации программного обеспечения, основ построения вычислительных сетей. Главной задачей дисциплины является выработка у студентов представлений о работе с современными вычислительными системами и программами.

Дисциплина «Информатика» играет в современной высшем образовании ведущую роль и является одной из необходимых дисциплин при подготовке специалистов всех направлений обучения. Она должна обеспечивать приобретение основополагающих знаний в области современных информационных технологий, без которых которых трудно представить современного человека.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

2.1. Знания.

  • содержания основополагающих понятий предмета информатики: понятие информации и ее фундаментальные характеристики;
  • принципов дискретного представления информации в современных вычислительных системах;
  • общая характеристик процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
  • современной формулировки и интерпретацию принципов Неймана;
  • технических средств реализации информационных процессов;
  • основ структурной организации современных вычислительных систем и компонентной базы современного компьютера;
  • иерархии типов запоминающих устройств по быстродействию;
  • программных средств реализации информационных процессов;
  • назначения и функций операционной системы;
  • понятия о локальных и глобальных сетях ЭВМ;
  • классификации и функционального назначения различных классов прикладного программного обеспечения.

2.2. Умения.

  • использовать технические средства современных вычислительных машин;
  • использовать программные средства операционной системы для управления ресурсами вычислительной машины;
  • использовать современное прикладное программное обеспечение (текстовые и табличные процессоры, графические редакторы.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

N п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Прак. занятия (или  семинары)

Лаборатор. занятия

1 СЕМЕСТР

1.

Введение в информатику.

1

 

 

2.

Понятие информации. Методы представления, измерения и обработки информации. Принцип работы компьютера.

1-2

 

 

3.

Аппаратура компьютера. Технические средства реализации информационных процессов

3-4

 

1

4.

Программное обеспечение ЭВМ. Операционная система Windows и ее приложения. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы и базы данных

5-6

 

1

5

Локальные и глобальные сети. Принципы функционирования Интернет и служб Интернет.

7

 

 

 Примечание: В графах 3, 4, 5 занятия, проводимые с использованием персональных компь­ютеров, помечаются знаком *.

4.2. Содержание разделов дисциплины

1 СЕМЕСТР

Раздел 1 Введение в информатику. 

Информатика. Проблемы информатизации и компьютеризации общества. Возрастание роли информационных процессов. Информационные технологии. Технические и программные средства реализации информационных процессов.

Раздел 2. Понятие информации. Методы представления, измерения и обработки информации. Принцип работы компьютера

Понятие информации. Техническая, биологическая и социальная информация. Кодированная информация. Единицы информации. Общая характеристика процессов сбора, подачи, обработки и накопления информации. Понятие носителя информации. Формы представления и передачи информации. Знание как высшая форма информации.

Раздел 3. Аппаратура компьютера. Технические средства реализации информационных процессов

Характеристики, классификация, структура и функционирование ЭВМ. Схема Фон Неймана. Архитектура компьютера. Центральные устройства. Внешние устройства: накопители на гибких и жестких дисках, клавиатура, мышь, видеотерминал, принтер, оптические диски. Взаимодействие процессора и памяти при выполнении команд и программ. Принцип запоминаемой программы.

2 СЕМЕСТР

Раздел 4. Программное обеспечение ЭВМ. Опера­ционная система Windows и ее приложе­ния. Текстовые и графические редакто­ры. Электронные таблицы и базы данных

Программное обеспечение ЭВМ. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения. Системное и прикладное программное обеспечение. Понятие об операционной системе. Назначение операционной системы. Драйверы внешних устройств. Примеры операционных систем. Файлы и их имена. Каталоги. Текущий каталог. Путь к файлу. Диалог пользователей с операционной системой. Прикладное программное обеспечение. Классификация программного обеспечения по проблемной ориентации. Пакеты прикладных программ. Примеры прикладных программных продуктов и систем функционирующих в среде Windows (Excel, текстовые редакторы Word). Компьютерная графика. Графические редакторы. Понятие форматов документов. Информационно-поисковые системы.

Раздел 5. Локальные и глобальные сети. Принципы функционирования
Интернет и служб Интернет.

Соединение пользователей и баз данных с помощью линий связи. Компьютерные сети как средство реализации практических потребностей. Локальные сети и их использование в решении прикладных задач обработки данных. Глобальные сети. Принципы построения, архитектура, основные компоненты, их назначение и функции. Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ. Ее возможности. Основные принятые в мире протоколы. Среды передачи данных. Модемы. Спутниковые и оптоволоконные каналы связи. Прикладные возможности телеинформационных систем: электронная почта, мировая паутина, интернет-телефония и т.п.

5. Практические занятия (или семинары)

N

п/п

Номер раздела дисциплины

 

Т Е М А

Продолжительность (час)

Семестр 1

1

4

Набор и форматирование текстов, оформление текста рисунками, подготовка к печати документа в текстовом процессоре Microsoft Office Word 2007

2

2

4

Табличный процессор Microsoft Excel: элементарные операции с электронными таблицами

2

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В. Симоновича СПб.: Питер, 2005. – 640 с.: ил.