Информатика |
Состав программы учебной дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью дисциплины является изучение основ теории информации, теоретических основ построения вычислительных систем, функциональной и структурной организации современных компьютеров, функциональной классификации программного обеспечения, основ построения вычислительных сетей. Главной задачей дисциплины является выработка у студентов представлений о работе с современными вычислительными системами и программами.
Дисциплина «Информатика» играет в современной высшем образовании ведущую роль и является одной из необходимых дисциплин при подготовке специалистов всех направлений обучения. Она должна обеспечивать приобретение основополагающих знаний в области современных информационных технологий, без которых которых трудно представить современного человека.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
2.1. Знания.
2.2. Умения.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
N п/п |
Разделы дисциплины |
Лекции |
Прак. занятия (или семинары) |
Лаборатор. занятия |
1 СЕМЕСТР | ||||
1. |
Введение в информатику. |
1 |
|
|
2. |
Понятие информации. Методы представления, измерения и обработки информации. Принцип работы компьютера. |
1-2 |
|
|
3. |
Аппаратура компьютера. Технические средства реализации информационных процессов |
3-4 |
|
1 |
4. |
Программное обеспечение ЭВМ. Операционная система Windows и ее приложения. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы и базы данных |
5-6 |
|
1 |
5 |
Локальные и глобальные сети. Принципы функционирования Интернет и служб Интернет. |
7 |
|
|
Примечание: В графах 3, 4, 5 занятия, проводимые с использованием персональных компьютеров, помечаются знаком *.
4.2. Содержание разделов дисциплины
1 СЕМЕСТР
Раздел 1 Введение в информатику.
Информатика. Проблемы информатизации и компьютеризации общества. Возрастание роли информационных процессов. Информационные технологии. Технические и программные средства реализации информационных процессов.
Раздел 2. Понятие информации. Методы представления, измерения и обработки информации. Принцип работы компьютера
Понятие информации. Техническая, биологическая и социальная информация. Кодированная информация. Единицы информации. Общая характеристика процессов сбора, подачи, обработки и накопления информации. Понятие носителя информации. Формы представления и передачи информации. Знание как высшая форма информации.
Раздел 3. Аппаратура компьютера. Технические средства реализации информационных процессов
Характеристики, классификация, структура и функционирование ЭВМ. Схема Фон Неймана. Архитектура компьютера. Центральные устройства. Внешние устройства: накопители на гибких и жестких дисках, клавиатура, мышь, видеотерминал, принтер, оптические диски. Взаимодействие процессора и памяти при выполнении команд и программ. Принцип запоминаемой программы.
2 СЕМЕСТР
Раздел 4. Программное обеспечение ЭВМ. Операционная система Windows и ее приложения. Текстовые и графические редакторы. Электронные таблицы и базы данных
Программное обеспечение ЭВМ. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения. Системное и прикладное программное обеспечение. Понятие об операционной системе. Назначение операционной системы. Драйверы внешних устройств. Примеры операционных систем. Файлы и их имена. Каталоги. Текущий каталог. Путь к файлу. Диалог пользователей с операционной системой. Прикладное программное обеспечение. Классификация программного обеспечения по проблемной ориентации. Пакеты прикладных программ. Примеры прикладных программных продуктов и систем функционирующих в среде Windows (Excel, текстовые редакторы Word). Компьютерная графика. Графические редакторы. Понятие форматов документов. Информационно-поисковые системы.
Раздел 5. Локальные и глобальные сети. Принципы функционирования
Интернет и служб Интернет.
Соединение пользователей и баз данных с помощью линий связи. Компьютерные сети как средство реализации практических потребностей. Локальные сети и их использование в решении прикладных задач обработки данных. Глобальные сети. Принципы построения, архитектура, основные компоненты, их назначение и функции. Всемирная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ. Ее возможности. Основные принятые в мире протоколы. Среды передачи данных. Модемы. Спутниковые и оптоволоконные каналы связи. Прикладные возможности телеинформационных систем: электронная почта, мировая паутина, интернет-телефония и т.п.
5. Практические занятия (или семинары)
N п/п |
Номер раздела дисциплины |
Т Е М А |
Продолжительность (час) |
Семестр 1 | |||
1 |
4 |
Набор и форматирование текстов, оформление текста рисунками, подготовка к печати документа в текстовом процессоре Microsoft Office Word 2007 |
2 |
2 |
4 |
Табличный процессор Microsoft Excel: элементарные операции с электронными таблицами |
2 |
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
1. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В. Симоновича СПб.: Питер, 2005. – 640 с.: ил.