Древнегреческий язык |
Дисциплина призвана обучить студентов духовной школы одному из классических древних языков и тем самым подготовить их к чтению, переводу и восприятию богословских, богослужебных, литургических текстов, а также способствовать научной работе студентов, предполагающей знание древнегреческого языка.
1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины Древнегреческий язык:
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:
- понимать значение дисциплины в общем курсе богословских наук и место древнегреческого языка в истории церковнославянского и русского литературного языка;
- обладать теоретическими знаниями в области фонетики, лексикологии и грамматики древнегреческого языка;
- ориентироваться в древнегреческой и византийской культуре;
- приобрести навыки работы с текстами на древнегреческом языке (перевод, грамматический анализ, историко-сопоставительный анализ, работа со словарем).
2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).
Количество сессий: 5.
Форма контроля:
1 сессия - контр. работа;
2 сессия - зачет;
3 сессия - контр.работа;
4 сессия - зачет;
5 сессия - экзамен;
№ п/п |
Виды учебных занятий |
1-я сессия (ч) |
2-я сессия (ч) |
3-я сессия (ч) |
4-я сессия (ч) |
5-я сессия (ч) |
1. |
Всего часов по дисциплине | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
2. |
Самостоятельная работа студентов | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
3. |
Аудиторных занятий | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
в том числе: лекций | 6 | 4 | 4 | 4 | 6 | |
семинарских (или лабораторно-практических) | 4 | 6 | 6 | 6 | 4 |
3. Содержание дисциплины.
№ |
Название темы и ее содержание |
лекции (ч) |
семинарские (лаб.-практ.) |
самостоят. работа (ч) |
1. |
Алфавит. Ударение. Правила чтения. |
2 |
2 |
4 |
2. |
Глагол: общие сведения. Praesens ind. et imper. act. et med.-pas. глаголов I спряжения и глагола ‘быть’. |
2 |
|
15 |
3. |
Имя существительное: общие сведения. I-II склонение существительных и прилагательных. Согласование существительного и прилагательного. |
2 |
2 |
15 |
4. |
III склонение имен существительных. Прилагательные III склонения. |
2 |
4 |
10 |
5. |
Местоимения: обзор разрядов и образования форм. Числительное. |
2 |
2 |
10 |
6. |
Наречия. Сравнительная степень прилагательных и наречий. |
|
|
10 |
7. |
Conjunctivus et optativus praesentis: образование и употребление форм. |
|
2 |
10 |
8. |
Imperfectum act. et med.-pas. Понятие о приращении. Приращение в приставочных глаголах. |
2 |
2 |
10 |
9. |
Слитные глаголы: правила слияния. |
|
2 |
20 |
10. |
Виды глагольных основ. |
2 |
|
10 |
11. |
Futurum ind. act. et med. Aoristus ind. act. et med. Образование и употребление форм. |
2 |
4 |
10 |
12. |
Futurum ind. pas. Aoristus ind. pas. Образование и употребление форм. |
2 |
2 |
10 |
13. |
Другие наклонения будущего времени и аориста. Образование форм от супплетивных основ. |
|
|
20 |
14. |
Perfectum et plusquamperfectum act. et med.-pas. |
2 |
1 |
10 |
15. |
Обзор глаголов II спряжения. |
2 |
2 |
20 |
16. |
Синтаксические обороты. |
2 |
1 |
10 |
|
Итого часов: |
24 |
26 |
200 |
ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:
БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Древнегреческий язык: начальный курс: в 2 ч. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2003.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Греческий язык Нового Завета и Средневековья: Учебно-методическое пособие для 1 года обучения / Сост. Е.И.Аюпова. – Казань: Казан.духов.Семинария, 2008.
Древнегреческий язык: Учеб. пособ. / Сост. Н.Г. Николаева. – Казань: Казан.гос.ун-т, 2004.
Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – М., 1991.
Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь / Под ред. С.И. Соболевского. - М., 1958. - Т. 1-2.
Мейчен Дж.Г. Учебник греческого языка Нового завета. – М., 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Соболевский С.И. Древнегреческий язык: учебник для высших учебных заведений. СПб, 2000. (фототипическое переиздание 1948 г.)
Козаржевский А.Ч. Учебник древнегреческого языка. – М.: Изд-во Московск.гос.ун-та, 1975.
Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. М., 2003.
Kaegi A. Kurzgefasste griechische Schulgrammatik. - Hildesheim, 1988.
Вопросы ко всему курсу:
После завершения курса студент должен уметь ответить на следующие вопросы в пределах каждого раздела:
I. Фонетика
- Гласные (включая дифтонги и диграф) и согласные греческого языка
- Придыхание и его виды
- Ударение и правила его постановки; энклитики, проклитики
- Комбинаторные изменения звуков в потоке речи
II. Морфология: имя существительное
- основные грамматические категории
- виды склонений
- образование форм
- некоторые исключения
III. Морфология: имя прилагательное
- основные грамматические категории
- прилагательные 1-2 склонения
- прилагательные 3 склонения
- степени сравнения прилагательных и их виды
- неправильные прилагательные
IV. Морфология: местоимение
- основные разряды местоимений
- особенности склонения местоимений каждого разряда
V. Морфология: числительное
- количественные числительные
- порядковые числительные
- сложные и составные числительные
- числительные наречия
VI. Морфология: наречие
- образование наречий
- степени сравнения наречий
- непроизводные наречия
VII. Морфология: глагол
- основные грамматические категории глагола и их особенности
- спряжение глагола
- отложительные глаголы
- неправильные глаголы
VIII. Синтаксис
- оборот винительный с инфинитивом
- оборот именительный с инфинитивом
- оборот родительный самостоятельный
- двойной винительный
- предложно-падежное управление
ОБРАЗЦЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Скачать шрифт греческого языка
(файл шрифта необходимо поместить в папку windows/fonts)
Контрольная работа 1.
1. Образуйте форму жен. рода от прилагательных: ìéêñüò (3), Pãáèüò (3), hìðåéñïò (2), ößëïò (3), ôÝëåéïò (3), PèÜíáôïò (2), êïsëïò (3), íüìéìïò (3).
2. Согласуйте прилагательное с существительным и просклоняйте полученные сочетания:
¿ Päåëöüò, ï™ ößëïò 3 ‘любимый брат’
½ ½ìÝñá, áò {óõ÷ïò 2 ‘спокойный день’
ôü æ²ïí, ïõ ìéêñüò 3 ‘маленькое животное’
Контрольная работа 2.
1. Определите склонение следующих существительных по их словарной форме. Просклоняйте подчеркнутые существительные:
háñ, háñïò, ôü; äñüìïò, ïõ, ¿; äñüóïò, ïõ, ½; ¼þìç, çò, ½; ¼yìá, áôïò, ôü; íáýôçò, ïõ, ¿; íåüôçò, çôïò, ½; ÌéëôéÜäçò, ïõ, ¿; Ìáêåäïíßá, áò, ½; Ìáêåäþí, üíïò, ¿; Èåñìïðýëáé, §í, áj; âéâëßïí, ïõ, ôü; ãy, ãyò, ½; ãïíåýò, Ýùò, ¿; ãõíÞ, ãõíáéêüò, ½; ì™ò, ìõüò, ¿; íï™ò, íï™, ¿; ÓùêñÜôçò, ïõò, ¿; îßöïò, ïõò, ôü; ïkêßá, áò, ½; ïqêïò, ïõ, ¿; –ñôõî, ãïò, ¿; ìyëïí, ïõ, ôü; ìÞôçñ, ôñüò, ½.
2. Проспрягайте глагол ¿ñÜù ’я вижу’ во всех известных вам формах.
Контрольная работа 3.
1. Образуйте соответствующие формы имперфекта следующих глаголов (учитывайте лицо, число и залог). Переведите их: ákôé§ìáé, Tãåéò, dëðßæïìåí, ¿ðëßæïíôáé, jäñýåóèå, _äåé, å¡÷w, ïkêôßñù.
2. Определите формы глаголов: dêÝëåõóå, dôõöëþèç, dñùôçèåßò, ðïéÞóáóá, ðñÜîåéò, êñõøüìåèá, dóþèçò,dêôÞóáôï, êïìéïßçí, zîßïõí, öáíåsí, öõëÜîùìáé, öÞíáéìé, ðåìöè†ò, ðÝìöèçôé, ðåìöèyíáé, dëÝãåôå.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ
Зачет проводится в форме письменной работы.
Образец:
1. Согласуйте и просклоняйте следующие сочетания:
ô’ hèíïò, -ïõò ðáëáéüò 3 ’древний народ’
½ dëðßò, -ßäïò êåíüò 3 ‘напрасная надежда’
2. Поставьте глагол в указанной форме (например, Praes.ind. pas.): èåñáðåýù ‘я лечу (вылечиваю)’
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ
На экзамене студентам предлагается перевести текст и провести его грамматический анализ.
Образец:
Ïšê hëåãüí óïé, ¯ Tíåñ, ”ôé ÄçìÞôñéïò, ”í óý ðéóôüôáôïí ô§í ößëùí ½ãï™ êáß ðåñß ðëåßóôïõ dðïéï™ êáß ìüíïí ïšê dðß ô† êåöáë† ðåñéÝöåñåò, dîáðáôZ óå êáß Píáéä§ò øåýäåôáé êáß êïëáêåýåé, ”ðùò ðáñÜ óï™ ÷ñÞìáôá äáíåßæçôáé ; - IÅëåãåò, ¯ ãýíáé· dãþ äÝ, ¿ Píüçôïò, ïšê dðßóôåõüí óïé, ïküìåíïò, QìáñôÜíåéí óå êáß ïšê “ñè§ò êñßíåéí. Í™í äÝ ¿ìïëïã§ óïé· ªóôå óõããíþìçí h÷å ìïé. Ïšê hëåãüí - ëÝãù ‘я говорю’ – Impf.ind.act. 1 Sg. – не говорила (я)
óïé - óý ‘ты’ – мест.личн., 2 лицо, D.Sg. – тебе
¯ Tíåñ - PíÞñ ‘муж’ – сущ. III скл. (неправ.), V.Sg. – о муж!