<%@Language=VBScript%> Учет исторических особенностей стран СНГ при формировании нравственных ориентиров учащихся

Учет исторических особенностей стран СНГ при формировании нравственных ориентиров учащихся

А.А. Кияновский

Каждый человек задумывается о том, для чего он живет, в чем смысл его жизни. Рано или поздно у каждого появляется потребность сделать какой-либо нравственный, духовный выбор. Выбор, который касается его жизни, общества, государства. Каким он будет, зависит, прежде всего, от того, какая семья воспитывала ребенка, какое окружение было у него, как он образован, интеллектуально развит, то есть от всего того, что охватывает собой понятие воспитания.

Еще недавно мы четко понимали задачу воспитания в духе коммунистической государственной идеологии. Эта идеология определяла цели, задачи и содержание, а также формы и методы воспитания.

Нет человека, который не хотел бы получить ответ на вопрос о том, что такое жизнь и смерть, вечность, добро, зло и многое другое. Советская педагогика и учебные программы советской школы фактически нигде не упоминали о таком феномене человеческого существования, как смерть.

Это вопрос, который волнует каждого мыслящего человека, и, так или иначе, педагогика, особенно теория воспитания, должна давать ответ на вопрос, что такое жизнь и смерть. Необходимо объяснять, каково предназначение человека в жизни. Сегодня, находясь в поиске, мы обращаемся не только к положительному опыту советской педагогики, где очень много было сделано по формированию научного мировоззрения, по внесению в содержание образования и воспитания знания основ современных наук, для физического развития, решения вопросов соотношения индивидуального и коллективного. Мы можем сегодня выбирать идеалы своей жизни, мотивы, цели и средства их достижения самостоятельно. Дети, которые сегодня садятся за школьные парты, будут строить нашу жизнь через несколько лет. Лицо нашего государства через двадцать лет сегодня ходит в школу. Педагог должен подготовить ребенка к будущей взрослой жизни.

Главная цель педагога – научить ребенка обходиться без взрослых, без родителей. Проблема заключается в том, что в педагогике практически нет работ, посвященных тому, как человек должен формировать свое мировоззрение. Мы считаем, что мировоззрение современного человека должно состоять из нескольких составляющих. Если говорить без излишней детализации, то это прежде всего – научная картина мира. То есть ребенок должен в течение школьного образования получить знание о материальном устройстве мира, изучив законы физики, химии, биологии. Кроме того, он должен уметь понимать красоту и гармонию мира, а это знакомство с искусством во всех его видах и формах. Это и красота музыки, и красота архитектуры, и красота художественного слова – литература, поэзия. Особое место занимает театральное искусство – синтез многих искусств. Кроме того нужно научить детей получать эстетическое удовольствие от окружающего мира, видеть его красоту и гармонию, что является важнейшей составляющей человеческого бытия. Кроме того, мы должны понимать, что обилие информации, в которой живет сегодня ребенок, обязывает нас подготовить его к тому, чтобы воспринимать информацию критически. Для этого ему нужно, что называется, философское образование, то есть он должен быть знаком с историей философии и теми взглядами на жизнь, которые выработало человечество. Кроме того, отдельно стоящей и очень важной составляющей является духовное и нравственное воспитание ребенка. Ведь не секрет, что этика, как венец философской науки, так или иначе сформирована с участием или под влиянием религии. Мы знаем о том, что есть религии, которые носят международный характер, такие как христианство, ислам (вторая после христианства по количеству верующих религия), буддизм, и национальные религии, такие как индуизм, иудаизм.

Исторически сложилось, что на современное состояние славянских народов определяющее влияние оказали православие и византизм. Именно они формировали взгляды наших предков и предлагали ответы на вопросы совершенствования жизни человека.

Как улучшить жизнь человека? Ведь любая проблема – коррупция, преступность, наркомания, войны, в первую очередь требует решений от человека и воспитания в нем моральных и нравственных качеств, которые будут удерживать его от дурных поступков и, наоборот, побуждать к хорошим. Ведь деградированное общество не может построить государство, в котором жил бы могущественный и процветающий народ. Пропаганда роскошной жизни, насилия, разврата, легкого отношения к человеческим трагедиям меняют взгляды молодежи. Например, результатом этой агрессивной рекламы стало то, что она повлияла на формирование людей, которые считают, что могут быть современными и отдохнувшими только тогда, когда они выпили пива, а по-другому невозможно. Семья, которая всегда была основой уклада жизни, основой благоденствия народа,   через которую передаются от поколения к поколению нравственные и моральные ценности, тоже подвергается разрушению.

История многих государств – античной Греции, Рима, Персии и Византии – подтверждает мысль о том, что к упадку они приходят в результате, прежде всего, духовного вырождения личности. Пока в Афинах и в Риме на первом месте было служение божеству, потом государству или городу, а уже потом себе, государство было самым могущественным и люди в нем жили богаче и мощней, чем всегда, как ни парадоксально это звучит.

Ф.М. Достоевский говорил о том, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность, что народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, которую они даже не до конца осознают. Народ стремится к высшей правде и к высшему смыслу жизни.

Нужно сказать о том, что отдельное и большое исследование было проведено К.Н. Леонтьевым (1831-1891). Он создал большой труд «Византизм и славянство», где он искал ответ на вопрос о том, в какую сторону должна двигаться дореволюционная Россия – в сторону ли христианского или мусульманского Востока, или в сторону просвещенного Запада. Этот спор между славянофилами и западниками не прекращался на территории России, частью которой являлась и Украина, в принципе, никогда. Нужно сказать, что византийское государство, которое просуществовало почти 1200 лет, дольше, чем Римская империя, дольше, чем персидское, греческое и многие другие государства, дает четкие представления в области художественной, или эстетической, обычаев, моды, архитектуры. Кроме того, византийская образованность пришла на смену греко-римской и предшествовала романо-германской. Нужно отметить также, что византизм в государстве – это самодержавие, в религии это христианство с именно восточными византийскими чертами, которые четко отличаются от западных церквей, ересей и расколов. Византийский идеал в нравственности не имеет такого высокого и во многих случаях преувеличенного понятия о земной личности человеческой. Личность человеческая с ее правами – это феодально-германское изобретение, внесенное в нашу историю. Византизм в нравственном идеале, по мнению Леонтьева, это некоторое разочарование в нашей собственной чистоте, способности к полному нравственному совершенству здесь, на земле. Византизм, как доказывает Леонтьев, отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народа, он – сильная антитеза идеи всечеловечества, в смысле земного равенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства.

Сегодня беспредельные права индивидуума, самоуважение, которое потом перешло в демократическую революцию, дошли до самых нижних слоев западного общества. Сегодня мы приходим к мысли о том, что воцарение Карла Великого в IX веке – эта та черта раздела, после которой на Западе стала появляться своя цивилизация и своя государственность. Именно с этого времени византийская цивилизация утрачивает обширные населенные страны Запада и приобретает в свое владычество южных славян, а потом и Россию. С XV века началось усиление как Европы, так и   России. Это пора Иоанна, падения Казани, завоевания Сибири, век постройки храма Василия Блаженного. По  многим  причинам «обломки» византизма, так или  иначе, оказали  самое серьезное влияние на формирование нравственности на территории бывшей России.

Почему мы подробно останавливаемся на этих давно минувших делах? Потому что очень важно понимание истоков, для того чтобы сделать правильные выводы. Мы сегодня очень сильно отличаемся от Европы и от США. Отличаемся тем, что единство наше славянское – украинцев, россиян, белорусов, всех тех, кто жил на территории бывшей Российской империи, определяется нашими корнями, которые находятся в Византии, особенно в плане первостепенного служения государству. Надо отметить (это можно прочитать у Диккенса и других авторов, сравнивая с Толстым): семья у англичан и у других европейцев играет большую роль, чем у славян потому, что славяне больше уделяли внимание тому, чтобы цвело и жило государство.

А семья славянская держалась всегда на христианстве, которое, так или иначе, наследовало византийские основы и византийские формы.

Писал в свое время А.С. Пушкин:

Иль русского царя бессильно слово,

иль нам с Европой спорить ново,

иль мало нас...

Византийское государственное устройство отличалось от римской диктатуры тем, что диктатор был временным законным, всемогущим человеком. Священный город даровал ему это право. А христианство в IV веке воспользовалось готовой схемой, когда священный город   переносил свои полномочные права на голову пожизненного диктатора – императора, в Византии эта схема была освящена Церковью. И вот диктаторы Византии, помазанные Церковью, пережили западный языческий Рим на тысячу сто с лишним лет. Многие государства действительно прожили гораздо меньше. Произошло воцарение византийского кесаризма, который имел в себе очень много жизненности, естественности, которая была сообразна с обстоятельствами и потребностями времени. Он опирался на новую религию, которую даже большая часть нехристиан, и атеистов, и деистов нашего времени признает одной из наилучших из всех бывших ранее религий, и на древнее государственное право, сформулированное так хорошо, как ни одно до него сформулировано не  было.  Счастливое  сочетание  древнего  привычного – римской  диктатуры  и муниципальности, с самым новым и увлекательным – христианством, дало возможность первому христианскому государству стоять так долго на почве расшатанной, полусгнившей, среди самых неблагоприятных обстоятельств. Кесарей меняли, убивали, но святыни кесаризма никто не касался. Изменять организацию в основе ее никто тогда и не думал.

Византийская традиция была подхвачена российской империей. Мы наследуем еще и греческую культуру, поскольку греки умели изображать все реально осязаемо, тепло. И Софокл, и Еврипид, и многие другие для нас являются ориентирами в нравственном и творческом плане.

Следует заметить, что всякое начало, доведенное односторонней последовательностью до каких-то крайних выводов, может стать не только убийственным, но даже и самоубийственным. «Если идею личной свободы довести до крайних выводов, то она могла бы через посредство крайней анархии довести до крайне деспотического коммунизма, до юридического постоянного насилия всех над каждым, или с другой стороны до личного рабства, – писал К.Н. Леонтьев. – Дайте право людям везде продавать или отдавать себя в вечный пожизненный найм из-за спокойствия пропитания и за долги, и вы увидите, сколько в наше время нашлось бы крепостных рабов или полурабов по своей воле». К сожалению, слова Леонтьева прозвучали как пророчество последствий Великой Октябрьской революции, показывающей торжество отвлеченного долга.

Нужно остановиться на том, что могучими были три вещи в Российской империи – византийское православие, безграничное самодержавие и сельский поземельный мир. Вспомним украинского историка Костомарова, который писал в «Истории смутного времени» о том, что, когда поляки были в Москве, царя или вовсе не было, или являлось несколько самозванцев в разных местах, войска были разбиты, бояре изменяли, колебались, были бессильны и безмолвны, в общинах сельских царствовал раздор, но только стоило поляку войти в церковь в шапке или оказать малейшее неуважение к православию, как немедленно распалялся патриотизм русских до страсти. И Костомаров говорит: «Одно православие объединяло тогда русских». Церковное чувство и покорность власти, византийская «выправка» спасли Россию в 1812 году. Многие крестьяне, конечно, не все, а застигнутые врасплох, обрели в себе мало национальных и патриотических чувств в первую минуту. Они грабили помещичьи усадьбы, бунтовали против дворян, брали от французов деньги. Но как только люди увидали, что французы обдирают иконы и ставят в храмах лошадей, как народ тут же ожесточился и все приняло другой оборот. Православие объединило и связало Белую, Малую и Великую Русь.

Христианские православные и властные византийские традиции сыграли определяющую роль для того, чтобы мы смотрели на жизнь именно так. Тысяча лет прошла со времен крещения Руси, мы являемся наследниками православных византийских традиций, их взгляда на жизнь. Уточним, что европейская культура тоже выросла на христианстве. Живопись, архитектура, литература, музыка, философия, созданные на христианских началах, поражают наше воображение. Надо отметить, что человек, который рождался двести и более лет назад в православных странах, сразу попадал в православную христианскую атмосферу. Его воспитывали на ценностях православия. Сегодня мы находимся в той ситуации, когда для самих педагогов важно выбрать духовные и нравственные ориентиры.

Духовное воспитание на основе христианского православного взгляда на мир важно еще и потому, что огромное количество людей, попадающих в деструктивные секты или просто под влияние обстоятельств, «выпадают» из жизни, уходят в себя, отказываются от имущества в пользу лжепастырей и порой совершают самоубийства (напомним нашумевшую историю, когда ребенок покончил с собой и записал эту сцену на видеокамеру, говоря в последнем слове, что ему очень хочется увидеть, что там, за порогом смерти). Есть очень много вопросов, на которые детский ум, да и порой ум зрелого человека не может найти ответы самостоятельно. В моменты сложных, тяжелых испытаний люди бросаются в самые разные крайности, в том числе в сектантство, сатанизм и тому подобное.

Что должно стать основой современного духовно-нравственного формирования личности? Ответ лежит в истории: прапрапращуры, начиная от крещения Руси, смотрели на мир по-христиански и по-православному. Главным нравственным ориентиром для них был идеальный образ Христа. Христос воспринимался как воплощение абсолютной истины, абсолютного добра, абсолютной любви и абсолютной правды, он являлся смыслом жизни. Он и говорит о Себе так в Евангелии от Иоанна: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.4, 16).

Мы ставим задачу рассмотрения возможностей христианской православной церкви, ее традиций и философии с точки зрения современных педагогических возможностей для формирования духовности и нравственности молодежи.

Для этого необходимо знакомство и понимание основ православной веры, понимание того, что значит жить по вере. Христианство перестало быть господствующим мировоззрением. Огромное количество людей произносят слова «вера», «Бог» и думают, что именно они  несут истину и духовное возрождение. Эти люди порой – сомнительные проповедники, представители коммерческих сект, так называемых тоталитарных, которые используют духовное психическое здоровье, а точнее, нездоровье, наших граждан в своих коммерческих целях. Каждый человек, живущий на территории СНГ, должен разобраться, что же такое религия, и особенно, православие.

Люди с надеждой обращаются к Церкви, и только разобравшись в вероучении, можно понять, какие взгляды у Церкви на общество, каково взаимодействие Церкви и общества, Церкви и науки, Церкви и культуры. Есть мнение, что не надо изучать все, что связано с вероучением, потому что достаточно ходить в церковь, и ты уже будешь знать, что происходит. Мы считаем, что даже для верующих людей есть указания в Священном Писании: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», – говорит апостол Павел (1 Тим 4.16).

Вероучение состоит из догматического богословия и истории Церкви. Догматическое богословие дает представление о том, во что верует Церковь и какие положения веры незыблемы и обязательны.

Второе – это история Церкви. Она отвечает на вопросы о том, как возникали, исчезали и обновлялись церковные явления, как появилось богослужение, формы и нормы церковной жизни, подход к святости, канонизации святых. Кроме того, в церковном учении есть литургика и аскетика. Первое разъясняет, что такое богослужение. Люди, знающие литургику, не стоят в храме ничего не понимая, им ясно все, что происходит во время богослужений. Аскетика учит верующих людей борьбе со страстями и устроению христианской нравственной жизни.

Самое главное и важное в христианстве – это сам Христос Спаситель и его Божественная личность, Он и наше личное с ним взаимное живое и непрестанное общение. Наша жизнь, по мнению Церкви, выстраивается так, чтобы обеспечить общение с Христом. Прежде всего, это таинства Церкви, в которых мы приобщаемся к Богу и соединяемся с Церковью земной. Это священное писание – откровение Божие, и священные предания как зафиксированный в истории опыт христианской духовной жизни. Христианин может впасть в две ошибки. Первая – когда Бог становится не целью а средством для жизни , например: чтобы семья не распалась, надо повенчаться, чтобы дети не болели, нужно окрестить и причастить, чтобы не сглазили или не навели порчу, песочек с могилки святой принести и в уголочках посыпать. Другими словами, отношения с Богом представляются как сделка купли-продажи – пришел, поставил свечку, попросил и получил. В этом случае таинство превращается в магическое действие, и понимание веры превращается в язычество христианского обряда.

И вторая ошибка – когда человек хочет жить со Христом, но в качестве пути выбирает формальную сторону жизни, то есть сводит все отношения с Богом к определенному исполнению запретов и необходимости. И здесь запреты и правила становятся целью религиозной жизни, таким образом, получается некоторое состояние фарисейства, формализуется таинство, механизируется молитва, все превращается в рутину. Для познания веры нужен труд. Вера – это не только сумма взглядов и не просто интеллектуальное мировоззрение. Православная вера – вещь прикладная, она учит, как правильно жить духовной, христианской жизнью. Православные христиане узнают веру не для того, чтобы узнать что-то новое, интересное в духе легкомысленного потребления информации, а для того чтобы знать, как жить так, чтобы жить с Христом. Апостол Иаков говорит о том, что вера без дел мертва.

Будет ли духовная жизнь правильна, зависит от того, какое представление о ней имеет человек. Наша духовная жизнь такова, каковы основные понятия и мнения человека о Боге, о себе, о мире, о взаимоотношениях людей.

Если примет человек мысль о Боге неправильно, например, что Бог это некий компьютер, подсчитывающий мельчайшие провинности и готовый только наказывать, такая и будет у него жизнь, и он будет строить свои отношения с Богом как отношения заключенного и надзирателя. Примет человек мысль о том, что духовная жизнь – это борьба со страстями, исполненная крайней трезвости и осторожности, а чудеса и видения, «ощущения благодати», поездки по святым местам, окунание в источники, старицы и старцы, кликушество – вот это вера. В этом случае появится языческое понимание православного обряда. Утвердится человек во мнении, что в общественно-политическом устройстве мира его национальная принадлежность имеет религиозное значение – пойдет искать масонов, восстанавливать монархию, считая именно это богоугодным делом благочестия.

Такие люди могут считать себя истинно православными, но православие есть правильное истинное отношение человека к Богу, миру, ближним, к самому себе. Быть православными христианами значит правильно содержать веру, правильно жить по ней, и учение Церкви рассматривать с тем, чтобы выстроить для себя иерархию христианских ценностей, придавая этому практический смысл в своей жизни.

Педагогам следует в построении собственных воспитательных систем опираться, а лучше – использовать возможности традиций славянских народов и их мировоззренческие особенности в формировании морали общественной и личной – православие и византизм.

Только понимание исторических корней народа дает правильные подходы к решению современных педагогических проблем.

Литература

1. Всемирная история. Т. 1: Древний мир. – СПб: Специальная литература, 1997. – 824 с: илл.

2. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. – М., ДАРЪ, 2005. – 496 с.

3. Кремлевский А., священник. Основы православного вероучения: пособие для изучающих православный христианский катехизис. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

4. Столяренко Л.Д., Смыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.

5. Педагогика. № 6, 2006. – С. 50-58.