<%@Language=VBScript%> Особенности, проблемы и принципы философии Древнего Востока. Преемственность с русской философией XVIII-XX веков

Особенности, проблемы и принципы философии Древнего Востока. Преемственность с русской философией XVIII-XX веков

Н.Я. Зарецкая

На Восток укройся дальный

Воздух пить патриархальный!

Где во всем хранилась мера,

Мысль - тесна, пространна вера.

Ф.Тютчев

Философия Древнего Востока носит легендарный характер. Она поражает и привлекает своими таинствами и загадками. Причем легенды – не отвлеченность, а сама реальность, выраженная в образно-символической форме. Восточный человек – утонченный мечтатель, задумавшийся о тайнах мироздания. Восточный мир многие тысячелетия жил своей особой, созерцательной жизнью. Запад исследовал законы природы. Восток исследовал законы космоса. Запад исследовал извне – путем внешнего опыта, рационального анализа. Восток исследовал изнутри – путем рефлексии, интуитивного синтеза. Запад исследовал преимущественно мир физический. Восток исследовал в большей степени мир психический, духовный. Запад достиг вершин науки и техники. Восток достиг вершин в изучении человеческой души. Запад умен. Восток мудр. Запад – ширь. Восток – глубь. Запад жив материальным действием, Восток – духовностью, мечтой.

В мудрости Востока и Запада мы видим

не враждебные, борющиеся силы,

но полюса, между которыми

раскачивается жизнь.

Герман Гессе

Запад и Восток представляют собой противоположные цивилизационные типы.

Западный тип оформляется к XVII веку.

Запад: предмет познания – внешний мир, природа.

1)    Идея преобразования мира.

2)    Понимание природы как неиссякаемой кладовой ресурсов.

3)    Идея господства человека над природой и обществом.

4)    Взгляд на человека как на рациональное, природное и социальное существо.

5)    Тип мышления и отношения к миру – технократический. В его основе – идея «овладения» миром с помощью науки и техники, «покорение» природы. Технократический подход берет верх. Ему противостоит гуманистический подход.

Древний Восток: предмет познания – внутренний мир человека:

1)    Идея единства человека и космоса (антропокосмизм), человека и мира. Идея сохранения мира.

2)    Понимание природы как храма, а не кладовой, не мастерской.

3)    Гармоническое взаимодействие в системе «человек, общество, природа». Преодоление отчуждения человека от космоса, природы. Коэволюция космических и социальных законов. Преобразование человека согласно космическим законам. Космосом управляют не только физические, но и нравственные законы (справедливости, любви).

4)    Взгляд на человека как на космическое, духовное существо. Он не только рационален, но и иррационален и трансрационален.

5)    Тип мышления и отношения к миру – гуманистический. В его основе – идея сохранения мира на основе духовно-нравственного преобразования человека, его внутреннего совершенствования.

Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего.

Н.К. Рерих

Философия Древнего Востока отличается постановкой фундаментальных философских проблем, актуальность которых неуклонно возрастает. Древневосточные мыслители стремятся проникнуть в сокровенную сущность мироздания, разгадать тайны бытия.

Все тайны бытия!

Их выпускаем мы из заточения, как духа из бутылки!

Эмиль Верхарн

Онтологические тайны мироздания, космоса привлекают особое внимание древнеиндийской и древнекитайской философии. Первостепенная проблема – проблема первоосновы, первопричины мироздания. Философы-идеалисты полагают, что в основе мироздания лежит Единое Божественное начало – Абсолют. Он вечен, неизменен, самодостаточен. Согласно концепции веданты, из Абсолюта-Брахмана возникает Мировой Разум – Логос. Логос – первое слово из Безмолвия, звук, вибрация, движение Божественной энергии. Все виды материи возникают из вечной первоматерии – «растворенной» материи, сильно разряженной тонкой субстанции.

Посредница между Мировым Разумом и материальным миром – Мировая Душа. Существует два мира: истинный, вечный, совершенный – «обитель блаженства», и неистинный, преходящий, «теневой» – «обитель страданий».

 Важной проблемой в онтологии является проблема соотношения бытия и небытия. Согласно древнеиндийской и древнекитайской философской традиции, в мире происходит постоянный круговорот небытия и бытия. Видимое, оформленное бытие появляется из невидимого, неоформленного небытия. Небытие содержит богатый потенциал – все недифференцированное, неставшее, неоформленное. Небытие – не отсутствие бытия, а его источник и богатство. Чжуан-цзы назвал небытие «вратами бытия». В древнекитайской философии понятие «небытие» означало хаос, пустоту. Хаос – не разрушение, а бесконечность, среда, в которой заложены неисчерпаемые творческие возможности. Это подтверждают современные открытия синергетики, главная формула которой – «хаос рождает порядок». Интересна легенда Чжуан-цзы о трех царях. Цари северных и южных морей встретились в царстве царя хаоса. В благодарность за гостеприимство они подарили царю хаоса два глаза, два уха, две ноздри и рот. Через семь дней он умер под грузом чувственных ощущений. Смысл легенды в том, что хаос содержит поле новизны, творческое поле, не подвластное чувствам и логике. В древнеиндийской философской концепции веданты, раскрывающей великие тайны космоса, небытие определяется как растворенное, непроявленное бытие. Существует великий космический ритм бытия и небытия. Космические миры рождаются и умирают, но сохраняется вечное дыхание. Процесс продолжается бесконечно. В сменяющихся циклах бытия и небытия Вселенная вечна.

«Пульсирующая Вселенная». В XX веке революционные открытия в космологии привели к радикальной перестройке представлений о Вселенной. Идея универсальной эволюции стала основой современной научной картины мира. Теория Большого взрыва представила картину нестационарной, эволюционирующей Вселенной. Открытия Фридмана подвергли сомнению концепцию стационарной Вселенной Эйнштейна. Причем одна из трех моделей Фридмана предложила картину пульсирующей Вселенной.

Интереснейшей проблемой древневосточной философии является проблема сознания. Сознание – самый удивительный и загадочный феномен. Согласно Веданте, сознание человека включает два вида: низшее – чувственно-рассудочное, и высшее – разумно-трансцендентальное. Сознание человека как состояние души включает чувство, ум (рассудок) и разум – чистое трансцендентальное сознание, причастное  к Логосу – Божественному Разуму. Высшее состояние души связано с трансцендентальным сознанием. Его признаки: отсутствие чувственных желаний, порожденных умом, свобода от трех видов страданий – привязанностей к материальным вещам и людям, страха и гнева. Таким путем человек обретает трансцендентальную любовь к Богу. Человек должен быть привязан только к Богу.

Главная идея философии веданты – сознание не является порождением материи. В современной западной науке появляются поразительные гипотезы, подтверждающие это.

Так, в гипотезе немецкого биолога и психиатра Дитфурта содержится предположение о том, что сознание существует в космосе до появления человеческого мозга. Мозг – интегратор, биокомпьютер, воспринимающий и отражающий космическую информацию. Чрезвычайно интересна гипотеза российского ученого, философа и математика Л.В. Лескова о бинарной структуре Вселенной. Согласно этой гипотезе, Вселенная имеет двоякую структуру: мир материальных объектов и информационное (семантическое) поле. Носитель информационного поля – «мэон» (греч. «не сущее») – разновидность физического вакуума. В информационном поле не действует закон возрастания энтропии, не существует стрелы времени.

Проблема познания – одна из ключевых проблем. В теории познания в Упанишадах знание включает два вида: низшее и высшее. Низшее знание – знание эмпирической действительности. Это неистинное, фрагментарное знание, достигаемое с помощью чувств и рассудка. Оно характеризует низшее состояние души – Атмана. Высшее знание – знание духовного Абсолюта – истинное, целостное знание, достигаемое с помощью мистической интуиции. Оно характеризует высшее состояние Атмана. Процесс познания – переход от низшего состояния Атмана к высшему. В веданте она представлена исключительно оригинально. Процесс познания - переход от низшего состояния Атмана к высшему. Существует четыре состояния Атмана:

1.    Бодрствование – поглощенность грубой материей. Наибольшая удаленность от истины (универсального Атмана).

2.    «Светящееся сознание» (сон со сновидениями). Свет сознания направлен внутрь Атмана. Атман отходит от тела и приближается к универсальному Атману.

3.    «Растворенное сознание» (сон без сновидений). В глубоком сне душа обретает собственную сущность. Индивидуальный Атман растворяется в универсальном, как бы объединяясь с Брахманом, и испытывает наслаждение. Атман становится самосветящимся.

4.    «Турия» – индивидуальный Атман полностью сливается с универсальным, ничего не испытывая.

Скажите мне, что значит человек?

Ф. Тютчев

Кант мудро заметил, что основные философские проблемы синтезированы в вопросе: что есть человек? Этот вопрос составляет стержневую проблему древневосточной философии. В концепции веданты человек – единство души и тела, «Я» и «не-Я». «Я» нельзя отождествлять с телом. В результате подобного отождествления возникает «ложное эго», искажающее подлинную природу человека. Для души не существует ни рождения, ни смерти. Нерожденная, изначальная, вечная, она не уничтожается, когда погибает тело. Душа человека божественна. Главная формула веданты «Брахман есть Атман. Атман есть Брахман». Индивидуальная душа является частичкой, искоркой Мировой Божественной души – Параматмана. Две птицы сидят на ветке. Одна клюет сладкие и горькие зерна, другая за ней наблюдает. «Упанишады». Что это такое? Атман и Параматман. Сознание человека (как состояние души) включает чувства, ум (рацио) и разум (чистое духовное, божественное сознание).

Особую значимость в древневосточной философии приобретают проблемы этики (Бхагавадгита). Согласно веданте, природа души человека включает три гуны (качества): добродетель, страсть и невежество. Гуна добродетели олицетворяет мудрость. Мудрость = знание + моральные качества. Гуна страсти олицетворяет стремление к чувственным наслаждениям, к почету и богатству. Гуна невежества олицетворяет бесцельное, бессмысленное существование. Принадлежность к определенной гуне обусловливает образ мышления и образ жизни.

На основе принадлежности к определенной гуне складывается определенный тип личности: божественный, демонический и средний, промежуточный между божественным и демоническим.

Божественная личность обладает следующими качествами: сострадание к живым существам, самообладание, правдивость, доброта, скромность, неприменение насилия, свобода от гнева, алчности, зависти.

Качества демонической личности гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость, невежество. Средний тип сочетает божественные и демонические качества. Демонические качества сковывают, приводят к деградации души. Божественные ведут к освобождению.

Космический мир определяется дхармой – моральным законом. Нарушение дхармы вызывает пралайю – космическую ночь, распадение мира, а в личном плане души получают воздаяние, расплачиваются за свои поступки.

Существует великая космическая справедливость. Она осуществляется через карму (закон причинно-следственных связей, закон воздаяния, закон справедливости). Согласно закону воздаяния человек занимает определенное место в сансаре – круговороте жизни и смерти, в цепи перерождений, в зависимости от его побуждений, мыслей и поступков. Человек может стать царем, а может превратиться в призрак или животное! Человек сам создает свою карму (управляет судьбой, творит будущее). Карма связана с принадлежностью к определенной гуне природы человека.

Итак, фундаментальные принципы древневосточной философии:

1.    Наличие Абсолюта – Единой Божественной первоосновы и первопричины мироздания.

2.    Единство бытия и небытия.

3.    Единство, органическая связь человека и космоса, природы. Природа, космос – не неживой механизм, а живой организм. Человек – космическое существо, соразмерное космосу.

4.    Человек – единство «Я» и «не-Я», души и тела. «Я», душа – истинное эго, воплощение бессмертной сущности человека.

5.    Сознание не является порождением материи, хотя может быть связано с материей.

6.    Процесс познания – переход от низшего состояния Атмана к высшему, включающий четыре состояния Атмана.

7.    Существует великая космическая справедливость. Она осуществляется через карму. С кармой связана идея метемпсихоза. 

Необходимо подчеркнуть связь, созвучие древневосточной и русской философии XIX-XX веков, в первую очередь, философии русского космизма. Главная онтологическая формула древнеиндийской философии: «одно во всем и все в одном».

В точке - Вселенная, в миге – вечность.

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка.

У. Блейк

Эта формула нашла отражение в концепции всеединства Вл. Соловьева.

Идея всеединства – одна из центральных в его философии. Всеединство, по Вл. Соловьеву, – многогранно, многокачественно. Он рассматривает всеединство в онтологическом, гносеологическом, антропологическом, социальном, аксиологическом и этическом аспектах.

В онтологическом плане всеединство – идеальный строй мира, где все стороны (Бог, человек, мир) находятся в гармоническом единстве и взаимодействии. Человек своей деятельностью все более его нарушает.

Это прекрасно выразила М. Цветаева:

Мы – с ремеслами, мы – с заводами.

Что мы сделали с раем, отданным нам?

Планету, где все – о нем

На предметов бездарный лом.

Слава разносилась реками,

Славу возвещал утес.

Что же ты, одушевленный некуда

Человек, в этот мир принес?

Единство, органическая связь человека и космоса, человека и природы образно выражена в идее «сродности» Г. Сковороды. Человек и природа связаны нерасторжимыми родственными узами. Эта идея полнозвучно представлена в философии «общего дела» Н. Федорова. Человек, как органическая часть природы, призван содействовать самовосстановлению, сохранению и воскрешению природы. В этом и заключается «общее дело». Причем человеческая деятельность не должна ограничиваться пределами земли.

Идеей взаимосвязи человека и космоса пронизаны работы К. Циолковского, А. Чижевского, Вл. Вернадского. Человек зависит от космоса, оказывающего на него непрерывное влияние. Человек и космос едины:

«Для нас едино все: и в малом, и в большом

Кровь общая течет по жилам всей Вселенной», – замечает А. Чижевский.

Как К. Циолковский и Вл. Вернадский, А. Чижевский считает, что жизнь – явление космическое. Космическое мировосприятие он глубоко выразил в сонете «Солнце»:

Мы – дети Космоса. И наш родимый дом

Так спаян общностью и неразрывно прочен,

Что чувствуем себя мы слитыми в одном,

Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен.

Решающее влияние на биосферу оказывает солнечная энергия. Она обусловливает не только биологические, но и социальные процессы. Повышенная солнечная активность может стимулировать эпидемии, аномальные исторические события.

Единство, взаимодействие человека и космоса, человека и природы диктует необходимость рационально-нравственного подхода.

Древневосточные мудрецы полагали, что действия неба зависят от поступков человека. Стихийные бедствия – результат безнравственного поведения людей. По мнению даосских мудрецов, нравственную основу поведения людей составляет принцип у-вэй (недеяния).

Недеяние – не бездействие, а деяние без борьбы, без насилия. Принцип у-вэй отвергает насильственное вмешательство в природные процессы. Он означает согласованность, гармоничность человеческих действий и природных процессов, гармонию межчеловеческих отношений. Вл. Соловьев также считает, что нравственное совершенствование людей обязательно включает установление гармоничных, основанных на сочувствии и согласии отношений между ними и разумных, гармоничных отношений с природой (Вл. Соловьев, «Оправдание добра»).

Главные идеи древневосточной философии ярко и глубоко прозвучали в творчестве Ф. Тютчева. Его волнуют проблемы мироздания, места в нем человека. Ему присущ поэтический космизм. Павел Флоренский писал о космическом мироощущении Тютчева, о созданном им образе безначальной «бездны», «хаоса» («небытия» у восточных философов). «Бездна», «хаос» – корень жизни, «безначальная основа бытия» (Чжуан-цзы).

Мир – ковер, раскинутый над бездной,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Ф.Тютчев

Тютчев обостренно чувствует и выражает идею всеединства Вселенной, объединяя индивидуально-человеческое и вселенское космическое начала.

Все льдины – малые, большие,

Утратив прежний образ свой,

Все – безразличны, как стихия,

Сольются с бездной роковой!

О, нашей мысли обольщенье,

Ты, человеческое я,

Не таково ль твое значенье,

Не такова ль судьба твоя?

Тютчев – антрополог. Как и восточные философы, он пытается разгадать «тайну» человека.

О, разрешите мне загадку жизни,

Мучительно-старинную загадку…

Скажите мне, что значит человек?

Откуда он, куда идет,

И кто живет над звездным сводом?»

Тютчев полагает, что человек двойственен. В нем присутствует внешний, земной человек и внутренний, духовный, божественный (подлинное, бессмертное «Я»). И здесь мысли древневосточных философов перекликаются с поэтическим восприятием человека Тютчевым. Душа человека «жилица двух миров».

О, вещая душа моя!

О, сердце полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Так, ты – жилица двух миров,

Твой  день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески-неясный,

Как откровение духов.