<%@Language=VBScript%> Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII – первой половине XVIII вв.

Церковь и военное кораблестроение в южнорусском регионе в конце XVII – первой половине XVIII вв.

Н.А. Комолов

Необходимым условием осуществления геополитических планов Петра I стало создание в России военно-морского флота. В 1696-1711 гг. в Придонье осуществлялось широкомасштабное кораблестроение, в меньших размерах оно возобновлялось в 1723-1724, 1734-1740, 1768-1771 гг. Великий реформатор России приезжал в Воронеж 13 раз, жил и работал здесь по нескольку месяцев. Во время разных визитов Петра сопровождали члены его семьи, иностранные дипломаты, соратники. В итоге на рубеже XVII-XVIII вв. статус города-крепости Воронежа изменился, по сути, до уровня неофициальной столицы государства.

Русская Православная Церковь, как на высшем, так и на епархиальном уровне, не осталась в стороне от такого грандиозного мероприятия, как кораблестроение, оказывала финансовую помощь, духовно-нравственную поддержку.

Первым аспектом взаимодействия Церкви и государства в деле кораблестроения стало участие духовных землевладельцев в особых объединениях – кумпанствах (компаниях). Они были образованы по приговорам Боярской думы от 20 октября и 4 ноября 1696 г. Кумпанству отводился участок леса, место для верфи, разрешалось нанимать корабельных мастеров. Было образовано 17 духовных кумпанств (из 52), каждое из которых, объединявшее 8000 крестьянских дворов, обязывалось построить, вооружить и снарядить корабль. Назывались духовные кумпанства по имени главного вкладчика: Святейшего патриарха Адриана1 (составил два кумпанства, при этом одно иногда называлось кумпанством рязанского митрополита); митрополитов Новгородского, Казанского, Ростовского, Псковского, Крутицкого, Суздальского и Белгородского; архиепископов Тверского и Вологодского; епископа Тамбовского. Три кумпанства сформировал Троице-Сергиев монастырь, по одному – Новодевичий и Саввино-Сторожевский.

Все кумпанства должны были построить четыре типа кораблей: баркалон (трехмачтовое судно с прямыми парусами длиной 35 метров и вооружением в 26-44 пушки); барбарский (35-метровое судно с тремя мачтами, из них одна – с косыми парусами, две – с прямыми, вооруженное 36-44 орудиями); бомбардирский (двух- или трехмачтовое судно длиной 25,5 метров, предназначенное для артиллерийского обстрела крепостей) и галеру (парусное и гребное судно с двумя мачтами и большими треугольными парусами, вооруженное 5 пушками).

По духовным кумпанствам эти суда распределялись так: 2 баркалона из 20 запланированных строили кумпанства Казанского митрополита и Вологодского архиепископа, 2 бомбардирских корабля из 6 – Троице-Сергиев монастырь, на остальные 12 духовных кумпанств была возложена постройка всех 12 галер2. Воронежский архиерейский дом, имевший 196 крестьянских дворов, вошел в кумпанство Рязанского митрополита и участвовал в строительстве двух кораблей и вооружении трех галер3.

Вскоре перед лицом возникших трудностей нового дела многие как светские, так и духовные кумпанства стали заключать договоры с подрядчиками на строительство кораблей. Кумпанство Тверского архиепископа договорилось с иностранцем Болдуином Эндрюсом о постройке полностью вооруженной и снабженной всем необходимым галеры за 9700 руб. При этом подрядчик брал на себя расходы по перевозке лесов, содержанию мастеров, решению всех вопросов. С кумпанством Псковского митрополита тот же Болдуин договорился построить галеру на тех же условиях, но уже дороже – за 10000 руб. Оба судна следовало спустить на воду в апреле 1698 г. Кумпанство Казанского митрополита самостоятельно начало строительство баркалона, потратило 1617 руб., но затем решило последовать примеру других объединений и 9 июня 1697 г. заключило договор о постройке вооруженного корабля за 9880 руб. с подрядчиком Елизарием Избрантом, предоставившим своих мастеров и работных людей. При этом израсходованная ранее сумма была включена в общий счет. 13 июля русский посадский человек гостиной сотни Зиновий Суровцев за 8100 руб. взялся построить баркалон для кумпанства Вологодского архиепископа, при этом непосредственное строительство он передал капитану Августу Мейеру за 300 руб.4. Кумпанство Тамбовского епископа 5 августа 1697 г. отдало строительство своей галеры на подряд Францу Тиммерману5.

Несколько подробнее документы позволяют рассмотреть деятельность кумпанства Ростовского митрополита. В его состав входили сам митрополит Ростовский и Ярославский Иоасаф и шесть монастырей его епархии в Ростовском, Углицком и Ярославском уездах. Административным центром кумпанства являлось московское подворье архиерея, а в Воронеже находились его уполномоченные – домовые митрополичьи дети боярские Т. Терпигорев и С. Ушаков. О том, что было связано с кораблестроением, они доносили в Москву, а управители подворья обо всех делах, связанных с кумпанством, сообщали митрополиту в Ростов. В июне 1697 г. итальянский мастер Ф. Пикола, строивший галеру для кумпанства,  самостоятельно, ни с кем не согласовав свое решение, в том числе и с домовыми детьми боярскими, занял удобное, по его мнению, место для верфи рядом с Воронежским Успенским монастырем, близ кумпанств Патриарха и Троице-Сергиева монастыря. В то же время игумен этой обители подал жалобу на эти кумпанства воеводе г. Воронежа, обвиняя их в «монастырском утеснении и разорении». Поэтому уполномоченные кумпанства Ростовского митрополита хлопотали как в Москве, так и в Воронеже об отводе другого места под кораблестроительную площадку, но безуспешно6.

Кумпанство Ростовского митрополита строило свою галеру самостоятельно, без подрядчиков. Все необходимое для постройки (гвозди, канаты и др.), кроме леса, заготовлялось в Москве и отправлялось на наемных подводах в Воронеж. Туда же пересылались плотники, кузнецы, продовольствие для них.

Документы сохранили имена уполномоченных и других кумпанств. Так, представителями кумпанства Новодевичьего монастыря являлись стряпчий Вознесенского Девичьего монастыря С. Булгаков и монастырский слуга Донского монастыря А. Хвалевский7.

Некоторые кумпанства (Суздальского митрополита и Троице-Сергиева монастыря) задержали начало строительства кораблей, что в основном было связано с дальним расстоянием от выделенных им участков леса до строительных площадок, к тому же их ожидали новые тяготы.

Указом от 3 декабря 1697 г. Петр I поручил светским и духовным кумпанствам построить еще 19 судов, для чего два кумпанства должны были строить по одному кораблю. Для сооружения шести галер сложились следующие группы духовных кумпанств: 1) Святейшего Патриарха с Рязанским митрополитом; 2) Новгородского митрополита с Саввино-Сторожевским монастырем; 3) Ростовского и Крутицкого митрополита; 4) Суздальского митрополита и Тверского архиепископа; 5) Белгородского митрополита и Тамбовского епископа; 6)  Троице-Сергиева монастыря с Новодевичьим. Еще два кумпанства Троице-Сергиева монастыря строили бомбардирский корабль. Вскоре сформировалось кумпанство митрополита Казанского и архиепископа Вологодского, также строившее бомбардирский корабль8.

Всего к весне 1698 г. кумпанства построили 52 корабля, к 1700 г. – еще 25. Баркалон Казанского митрополита назывался «Колокол», имел девиз «Звон его не для его», вооружение от 42 до 46 пушек и команду в 180 человек. Он был заложен в Воронеже в сентябре 1697 г. голландским мастером К. Коком, спущен на воду в декабре того же года, в 1702 г. переведен из Воронежа на устье одноименной реки, а в 1710 г. разобран.

В ноябре 1697 г. тот же К. Кок заложил в Воронеже корабль «Лев» двух кумпанств: Казанского митрополита и архиепископа Вологодского. На его вооружении находилось 36-44 пушки, экипаж включал 180 человек. Спуск «Льва» на воду состоялся в мае 1699 г., в 1702 г. его перевели в устье реки, в 1710 г. корабль находился в г. Таврове под Воронежем.

Венецианские мастера соорудили для кумпанства Троице-Сергиева монастыря бомбардирские корабли с названиями «Бомба», «Страх» и «Агнец»9.

Построенные корабли участвовали в Керченском походе 1699 г. Кумпанства были упразднены в апреле 1700 г. вследствие недостаточной эффективности такого способа кораблестроения.

Свое участие в строительстве Азовского флота приняла и молодая Воронежская епархия, основанная в 1682 г. Ее первый епископ Святитель Митрофан пользовался большим уважением Петра I. Свидетельств о помощи архиерея кораблестроению в 1696-1699 гг. у нас нет. Зато последующие события могли, по нашему мнению, изменить позицию свт. Митрофана в этом вопросе. В 1699 г. по распоряжению царя к Воронежской епархии от Рязанской и Белгородской10 были приписаны несколько городов с уездами, а также монастырей. Это несколько упрочило экономическую базу Воронежской епархии. В том же 1699 г. тамбовского епископа Игнатия лишили сана за неисполнение царских указов и сочувствие раскольникам11. Вероятно, поэтому епископ Митрофан в течение двух последующих лет старался укрепить свои отношения с Петром I и пожертвовал из домовой казны весьма значительную по тем временам сумму – 7000 рублей. Сначала в марте 1700 г. он передал 4000 рублей на жалованье «ратным людям морского воинского флота». За это епископ получил от монарха благодарственную грамоту, в которой отмечалось, что пожертвование дано «на вспоможение святые войны против неприятеля креста святого», и обещалось, что царская милость к Митрофану будет «неотъемлема»12. Примечательно, что столь значительная сумма (4000 рублей) не была даже зафиксирована в таком важном документе, учитывающем даже мельчайшие траты, как расходная книга Воронежского архиерейского дома. В ней отмечалось лишь следующее: «Куплена коробка (за 6 алтын - Н.К.) на денежную кладку, которыя денги по имянному великого государя указу взяты из домовой преосвященного епископа казны во дворец»13.

18 ноября 1700 г. русская армия потерпела поражение под Нарвой, лишилась почти всей артиллерии, в связи с чем началась переливка церковных колоколов на пушки. В декабре воронежский воевода Е.Н. Хрущов получил указ переписать в городе и уезде все колокола с указанием их веса14. В том же году Успенский мужской монастырь, который находился на берегу р. Воронеж и оказался в центре кораблестроительных работ, был упразднен, а монахи переведены в другую обитель. Несмотря на эти недружелюбные, но диктуемые государственной необходимостью деяния светской власти, епископ Митрофан весной 1701 г. пожертвовал еще 3000 рублей на строительство флота, за что 18 мая опять получил от царя похвальную грамоту.

Хотя монастырь был упразднен, его главный храм – каменная Успенская церковь – продолжал выполнять свое особое назначение. После начала кораблестроения он стал Адмиралтейским. Здесь начиная с 1696 г. проводились торжественные богослужения по случаю спуска кораблей на воду. Первыми из них стали галера «Принципиум» и многопушечный корабль «Апостол Петр». Нередко службы проводил сам Святитель Митрофан в присутствии Петра I. По легенде, царь даже пел на клиросе. Сегодня Успенская Адмиралтейская церковь является в Воронеже единственным памятником эпохи петровского кораблестроения.

В 1723-1724 гг. кораблестроение в Таврове, находившемся в семи верстах от Воронежа, и в Павловске было возобновлено, но упоминаний о каком-либо содействии ему со стороны Воронежской епархии не обнаружено. Митрополит Воронежский и Елецкий Пахомий (Ишпановский) скончался 23 сентября 1723 г., будучи под следствием, до 1725 г. епархией управлял келарь архиерейского дома Илия, занятый продолжением строительства кафедрального Благовещенского собора15.

В 1734 г. строительство кораблей в Таврове началось в третий раз за четверть века. Из Синода был послан указ епископу Воронежскому и Елецкому Иоакиму (Струкову) об определении на новостроящиеся суда соответствующего числа иеромонахов из Воронежской епархии. Руководителю строительства, вице-адмиралу М.Х. Змаевичу, также предписывалось требовать из епархии иеромонахов и, когда они будут присланы и определены на суда, платить им тогда денежное жалованье наравне с прочими служителями по 5 руб. в месяц на человека. В итоге на девять больших 44-пушечных прамов Донской флотилии было отправлено из Воронежской епархии 9 иеромонахов16. Адмиралтейств-коллегия распорядилась купить им необходимые для отправления треб и священнослужения на судах иконы и ризницу и прислать «куда потребно». Предварительно у архиерея следовало взять сведения о количестве и составе необходимой для каждого иеромонаха ризницы и утвари17. В 1735-1736 гг. епископ Иоаким отправил в Тавров и Павловск девять иеромонахов из следующих монастырей: Дивногорского – Аркадия, Мигулинского –  Игнатия, Воронежского Алексеевского Акатова – Константина и Игнатия, Елецкого Троицкого – Савватия, Толшевского – Михаила, Битюцкого – Гавриила, Семилуцкого – Вениамина и Мефодия. Им было определено жалованье от Адмиралтейства в соответствии с указами 1716-1720 гг.: обер-иеромонахам на кораблях и «на сухом пути» – 20 рублей в месяц, иеромонахам – 10 рублей, белым священникам, находящимся на кораблях, – 5 рублей, а на суше – 3 рубля18.

В 1734-1735 гг. Сенат предписал набрать людей для заготовки и вывоза леса, необходимого для строительства 80-ти будар (транспортных судов) в городах Павловск и Изюм. При отсутствии вольных наемщиков и подрядчиков следовало срядить работных людей из вотчин ведомства Синода, находящихся в Воронежской и Белгородской епархиях. Исполнение этого предписания поручалось Воронежскому епископу Иоакиму (Струкову) и Белгородской духовной консистории19.

В 1740 г. кораблестроение на юге России в связи с окончанием русско-турецкой войны 1735-1739 гг. было прекращено. Вероятно, тогда же и закончилась флотская служба воронежских иеромонахов.

Таким образом, в конце XVII – первой половине XVIII вв. Русская Православная Церковь, в частности Воронежская епархия, руководимая Святителем Митрофаном, участвуя в деятельности кумпанств, оказывая финансовую помощь в деле строительства кораблей, направляя на них монахов для духовного окормления команды, внесла свой вклад в создание Азовского флота, что способствовало превращению России в морскую державу, обеспечению безопасности ее южных границ.

Примечания

1 В 1710 г. в Воронеже среди дворов петровских соратников упоминается также «дом патриаршей». Глава церкви, конечно, никогда сюда не приезжал, возможно, здесь жили патриаршие дворяне, отвечавшие за ход дел в его кумпанстве (Новые документы по истории Воронежа и Павловска в петровскую эпоху / Публ., пред. и комм. Н. А.  Комолова  //  Из истории воронежского края. Воронеж, 2000.  Вып. 8. С. 176).

2 Елагин С.И. История русского флота. Период Азовский. Воронеж, 1997. С. 53-55.

3 Правдин А.М. Летопись Воронежской епархии за время управления первого епископа воронежского Митрофана 1682 – 1703 гг. // Воронежская старина. Воронеж, 1903. Вып. 3. С. 293.

4 Елагин С. И. Указ. соч. С. 58-59; Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. М., 2007. Т. 3. С. 156-158.

5 Лавринов Ю.М. Петровские кумпанства и их участие в строительстве военного флота в воронежском крае в конце XVII в. // «Морским судам быть!..»: Российскому военно-морскому флоту – 300 лет. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 1996. С. 35.

6 Богословский М.М. Петр I. Материалы для биографии. Т. 3. С. 168-169.

7Лавринов Ю.М. Указ. соч. С. 31.

8 Елагин С.И. Указ. соч. С. 62-63.

9 Там же. С. 282-283, 292-293, 302-304.

10 Государственный архив Воронежской области. Ф. И-297. Оп. 1. Д. 1. Л. 15 об.

11 Комолова Э.В. Воронежская епархия в конце XVII-XVIII вв.: образование, церковная организация, социально-политические отношения. Воронеж, 2007. С. 52.

12 Правдин А.М. Летопись Воронежской епархии за время управления первого епископа воронежского Митрофана 1682-1703 гг. С. 309-310.

13 Приходно-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен св. Митрофана (1699-1704) / Сообщ. Н.И. Поликарпов // Труды Воронежской ученой архивной комиссии. Воронеж, 1902. Вып. 1. Отд. II. С. 8-9.

14 Воронежский край в XVIII веке. Документы и материалы по истории края / сост. В.М. Проторчина. Воронеж, 1980. С. 17-18.

15 Комолов Н.А. Митрополит Пахомий (Шпаковский). 1714-1723 // Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки. Под общ. ред. митр. Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова). Отв. ред. иеромонах Митрофан (Шкурин). Ред.-сост. А.Н. Акиньшин. Воронеж, 2003. С. 105, 109.

16 Материалы для истории русского флота. СПб., 1877. Ч. VI. С. 41, 52.

17 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 14. С. 105.

18 Там же. Т. 15. СПб., 1907. С. 311-312.

19 Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 14. С. 583-584.