<%@Language=VBScript%> Некрополь Троице-Сергиевского монастыря

Некрополь Троице-Сергиевского монастыря

Троице-Сергиевский монастырь был образован в первое десятилетие после присоединения Казани к Московскому государству и являлся подворьем Троице-Сергиевской Лавры.[1]

На его территории располагался погост, границы которого отмечены на плане конца XVII в.[2]  На планах же второй половины XVIII в. на месте монастырского кладбища указаны уже жилые монастырские постройки.[3]

С 1996 по 2003 г. на территории бывшего Троице-Сергиевского монастыря впервые проводились археологические раскопки. Их масштаб был обусловлен начавшимся возведением мечети Кул-Шариф, когда остатки древнего монастырского погоста были окончательно разрушены.

Исследования были организованы государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль» и главным управлением государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан. Научное руководство и исследования осуществлялись сотрудниками научно-исследовательской группы «Археология Казанского кремля», созданной при национальном центре археологических исследований Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ныне Институт истории АН РТ), под общим руководством доктора исторических наук Ф.Ш.Хузина.

Археологически было выделено два этапа существования  монастыря: первый - вторая половина XVI – XVII вв., второй - XVIII в.[4] К первому периоду существования монастыря относится погост площадью до 4500 кв.м, где летом 1996 г. было вскрыто 51 погребение, что составляет лишь малую часть усопших. С большой долей уверенности можно предположить, что на погосте упокоилось несколько сот монашествующих и мирян.

Могильные ямы имели прямоугольную форму с отвесными стенками и ровным дном на небольшой глубине – 30-40 см. В ряде случаев могильные ямы перекрывали более ранние, что говорит о длительном периоде его существования. Все погребения соответствовали православным канонам. Умершие лежали на спине головой на запад, руки скрещены в области груди или на животе. Лицевая часть черепа обращена вверх, хотя в некоторых случаях повернута или на север, или на юг, что, вероятно, связано с последующим их сдвигом. Костяки в осном одиночные, иногда парные. В большинстве случаев это останки взрослых людей, реже детские. Все они покоились в дощатых гробах, сколоченных без гвоздей. По форме гробы в виде трапеции с сужением к ногам костяка.[5]

После прекращения функционирования погоста часть его территории, судя по археологическим раскопкам, была использована под жилые и хозяйственные постройки монастыря. Эти постройки в некоторых случаях прорезали могильные ямы. В жилых помещениях были выявлены остатки печей, украшенных красноглиняными изразцами. Самая поздняя монета датируется серединой XVIII века (денга 1748 г.).

По письменным источникам можно судить, что Троице-Сергиева обитель не была восстановлена после пожара 1774 г., произошедшего во время штурма кремля повстанцами Ем. Пугачева.[6]

Следы двух монастырских церквей, погибших в пожаре во время осады кремля войсками Ем. Пугачева, обнаружить пока не удалось. Скорее всего, их остатки  были уничтожены во время строительства здания Юнкерского училища.

Известно, что в Кафедральном Благовещенском соборе  упокоился архиепископ Тихон I (Хворостинин) († 1576)[7], который погребал Казанского чудотворца святителя Варсонофия. Архиепископ Тихон, согласно его завещания, сначала был похоронен, в Троицком храме[8] казанского подворья Троице-Сергиевой Лавры, а затем тело было перенесено в кафедральный собор и положено на паперти Борисоглебского придела. В 1841 г. его останки были перенесены в придельный храм во имя Всех Святых.

Каменный Троицкий храм с приделом во имя преподобных Сергия и Никона был сооружен на площади Троицкого монастыря и оборудован  на средства архимандрита и братии Троице-Сергиевой Лавры. В 1787 г. Казанский архиепископ Амвросий предписал за ветхостью упразднить Троицкий храм. Иконы, иконостас и утварь были переданы в Благовещенский собор, а кирпич и прочий материал - отданы Казанской Духовной семинарии.

Сам монастырь окончательно пришел в упадок в конце XVIII века, чему в немалой степени послужила политика секуляризации, проводимая Екатериной II с 1764 года.

После пожара в конце XVIII века территория бывшего монастыря передается под арсенал пушечного двора, деятельность которого прекращается в связи с большим казанским пожаром в сентябре 1815 года. Часть же его территории занимается под конюшенные дворы и фруктовый сад Спасского монастыря.[9]

Следующий этап освоения этой территории с 1825 по 1866 г. связан с функционированием школы батальонных военных кантонистов, когда с 1825 по 1837 г. производились интенсивные работы по строительству зданий школы и планировке двора.

В 1866 г. вместо школы кантонистов создается Юнкерское училище, просуществовавшее до 1917 года, а в период советской власти до 1994 г. здесь находилась воинская часть.



[1] Материалы по истории Татарской АССР. Писцовые книги города Казани. 1565 – 1568 гг. и 1646 г. – Л.: АН СССР, 1932. XXVIII. – 6 – 7.

[2] План Казанского кремля второй половины XVII века. См.: журнал «Знание – сила», 1981, № 3.

[3] План Казанского кремля 1730 г. См.: Богдановский М.А. Инженерно-исторический очерк осады Казани 7060 – 7061 (1551 - 1552) гг // Инженерный журнал. – СПб., 1898. № 8,9. – С. 64.

[4] Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Ситдиков А.Г. Отчёт об археологических работах во дворе Юнкерского училища. Раскоп 6. Книга 1 // Оп. 1, ед. хр. 427. 87 с. Книга 2 // Оп. 1, ед. хр. 428. 184 с.; Раскоп 7. Книга 1 // Оп. 1, ед. хр. 429. 121 с. Книга 2 // Оп. 1, ед. хр. 430. 143 с.

[5] Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2006. – С. 100.

[6] Фукс Карл. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани. – Казань: Фонд ТЯК, 1991. – С. 182 – 183.

[7] Архиепископ Тихон I (Хворостинин) (умер14 июня 1576 года). С 1572 года  игумен Угрешского (Московская епархия) монастыря, с 1573 года - Иосифо-Волоколамского монастыря.  С  5 июля 1575 года – архиепикоп Казанский и Свияжский.

[8] Покровский И.М. Казанский архиерейский дом, его средства и штаты преимущественно до 1764 года. Церковно-археологическое и экономическое исследование. (В память 350 - летия существования Казанской епархии 1555 - 1905 гг.). – Казань: Центральная типография, 1906. – С. 12.

[9] Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Отчёт об археологических работах во дворе юнкерского училища 1996 г. Раскоп 6, оп.1, д. 427/1, л. 5.