<%@Language=VBScript%> Некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря

Некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря

«Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества».[1] Так говорил некогда Н.М.Карамзин о кладбище Донского монастыря. То же самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенского монастыря. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей.

Правда, кладбище это было невелико и не богато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств. Здесь представали образы мирно почивших о Господе и архипастырей, и военачальников, и именитых купцов казанских, и скромных тружеников - монахов. А над всем этим господствовала мысль о том, что этот уголок земли был местом вечного упокоения великих угодников Божиих и первых просветителей казанского края - святителей Гурия и Варсонофия.[2]

Самой первой на погосте Спасского монастыря была могила св. Гурия, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного пред алтарем Преображенского собора. Над могилой его вскоре же была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским «каменная клеть».[3] В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры св. Варсонофия († 11 апреля 1576).

В 1596 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом последовало открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их оставлены были наверху, а для останков иноков Ионы и Нектария сооружена была пред алтарем каменная «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в неё был углублён в землю на четыре ступени.[4]

«Пещерка» не позже 1606 года приняла останки благочестивого греческого архиепископа Епифания. На могиле его лежал камень со следующей надписью: «Апреля в 19-й день. На память преподобнаго отца нашего Иоанна ветхия лавры. Преставися преосвященный Епифаний архиепископ святаго града Иерусалима, монастыря святыя Голгофы, иже на краниеве месте..»[5]

В 1614 году здесь же был погребен митрополит казанский и свияжский Ефрем († 26 декабря 1613), ближайший помощник святого патриарха Ермогена в борьбе против Лжедмитрия II и польских интервентов. После мученической кончины патриарха Ермогена именно митрополиту Ефрему принадлежала вся полнота патриаршей власти. Он председательствовал на Освященном соборе, совершил 11 июля 1613 г. венчание на царствование первого из дома Романовых Михаила Феодоровича, под Уложенной грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича первой стоит подпись именно митрополита Ефрема.

На могильной плите упокоившегося было выбито: «Лета 7122-го (1613 г.), месяца декемвриа в 26 день. Преставися рабъ Божий Ефремъ, по преименовании[6] вторый митрополитъ Казанский и Свияжский».[7]

14 мая 1915 года в присутствии высоких  духовных и светских лиц Казанской губернии (Высокопреосвященный Иаков, преосвященные Анатолий и Борис, протоиерей Петропавловского собора Н.А. Воронцов, настоятель Спасо-Преображенского монастыря, архимандрит Иоасаф главный начальник Казанского военного округа генерал от инфантерии П.А. Гейсман, казанский гражданский губернатор П.М. Боярский, и.д. губернского предводителя дворянства А.Н. Боратынский, казанский городской голова В.Д. Боронин) состоялась торжественная закладка часовни над могилой митрополита Ефрема. Автором проекта был инженер-художник П.И. Абрамычев.[8]

В фундамент часовни была заложена памятная доска со следующей надписью: «В лето от сотворения мира 7423-е, от Рождества Христова 1915-е Мая 14-го дня, при Державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Николая Александровича Всея России, Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, Наследника Его Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Алексея Николаевича, при Высокопреосвященнейшем Иакове Архиепископе Казанском и Свияжском, Главном Начальнике Казанского Военного округа, генерал от инфантерии – Платоне Александровиче Гейсман, Главноконачальствующем Казанской губернии камергере Двора Его Императорского Величества Петре Михайловиче Боярском, настоятеле Архимандрите Иоасафе, заложена сия часовня в обители Боголепного Спасова Преображения, над местом вечного упокоения приснопамятного казанского Митрополита Ефрема, в честь и память его святого имени и в благодарное воспоминание о великом деле устроения им Русского Царства в смутную годину 1613 г. Сооружается часовня сия по проекту архитектора-художника Петра Ивановича Абрамычева».

Благодаря усилиям строительного комитета под председательством П.М. Боярского часовня уже в феврале 1916 г. была «вчерне закончена»  и начался «кружечный сбор» средств  на её внутреннюю отделку.

Однако революционные события 1917 г. и последовавшее за ними богоборческое лихолетье внесли в дело увековечения памяти святителя Ефрема свои разрушительные коррективы. К сожалению, автору не удалось пока проследить в деталях дальнейшую судьбу часовни-памятника, но то, что она оказалась трагической, очевидно, так как в советское время  весь комплекс монастыря был разрушен.

В «пещерке» упокоились также настоятели святой обители архимандриты Сергий (1608-1613) и Еремей (1628-1629).[9] Надгробная плита архимандрита Сергия, как отмечает П.А. Воскресенский, ещё в конце XIX века была цела.[10]

В «пещерке» был погребен и сын Застолбского Нестор, в иночестве Нектарий, а затем и сам Застолбский, нареченный в иночестве Ионою.

В 1706 году в этой «пещерке» удостоился погребения греческий епископ Арсений. На надгробной плите его была следующая надпись, сделанная вязью: «Во имя Спасителя нашего Христа Бога. Успе, и погребенъ на семъ месте, греческихъ странъ, андружския епархии, пелопонскаго острова, епископъ Арсений, который жилъ прежде въ Москве 7201-го, и посемъ жилъ въ Макарьеве пустыне, что близъ Свияжска, тутъ и преставись в лето 1706-го апреля въ 14 день, и погребенъ великимъ господиномъ преосвященнымъ Тихономъ митрополитомъ казанскимъ и свияжскимъ, апреля в 16 день, бяше же онъ за некая приключшаяся обстояния отлученъ святейшимъ Досифеемъ патриархомъ иерусалимскимъ: по смерти же его, тогожъ 706 лета, яко усердный, и ближний по евангельскому словеси другъ преосвященнейший архиерей Тихонъ толко тщание о разрешении положилъ, и по намерению своему чрезъ писание о разрешении его получилъ просимое отъ святейшаго патриарха константинопольскаго присланное, за подписаниемъ руки его, и при немъ одинадцать архиереев, въ писанное на греческомъ языке, и та грамота положена с нимъ во гробъ, и ради ведения преведенный списокъ во архиерейской ризнице положенъ».[11]

За какие-то прегрешения он был отлучен иерусалимским патриархом Досифеем и конец своей жизни провел  в Макарьевской пустыни, что в двух верстах от Свияжска. Казанский митрополит Тихон III (1699-1724) за кротость, благочестивую жизнь и полное раскаяние возлюбил его и по смерти старца в 1706 году похоронил его в «пещерке». Через русского резидента в Константинополе Петра Алексеевича Толстого он предпринял энергичные меры по исходотайствованию прощения от восточных патриархов. Уже после кончины патриарха Досифея (1707 г.), П.А.Толстой исхлопотал у патриарха Константинопольского Гавриила полную разрешительную грамоту, написанную на греческом языке вместе с переводом ее на славянский язык. Греческая грамота была положена Тихоном в гроб Арсения, а славянский перевод её оставлен на хранение в архиерейской ризнице.[12]

Над погребенными в «пещерке» были положены надгробные плиты с соответствующими каждому надписью, сделанными вязью.

В процессе археологических раскопок «пещерки» в 1995 году были выявлены две целые и несколько разбитых надгробных плит. Это были известковые плиты со славянской вязью и рисунком (двойной круг с плавно расходящимися в разные стороны «дугами»), жгутовым орнаментом, розетками. Края плит были обработаны «зубчиками». Плиты были датированы концом XVI - серединой XVII века.[13]

По левую сторону от «пещерки» в 1740 году в специально сооруженной часовне был похоронен ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь Иван Егорович Багратион-Давидов,[14] который проживал в Казани по велению императрицы Анны Иоановны.

На надгробной плите, которая находилась в левой стороне часовни, имелась следующая надпись: «Стани зде, путниче, над гробом умилися; помня смерть – о усопшем помолися. Зде положено во гробе тело кахетинского царя Темуразы ближнего его сродника, князь Иоанн Егорович Багратион Давидов, который пожалован, указом блаженнейшей памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Анны Иоанновны, бысть в Казани, в Казани ж и преставися сего 1740 году, ноября 12 дня, и погребен на сем месте, а от рождения его было ему лет 47».[15]

Пещерка и часовня пользовались среди казанцев глубоким почитанием. Песок, посыпаемый на гробницы, особо почитался среди учащихся города, которые видели в нём чудодейственную силу. Экзаменационные письменные работы, присыпаемые песком, обеспечивали удовлетворительную за неё отметку.[16]

После этого долгое время на монастырском кладбище никого не хоронили. Вообще, до конца 60-х годов XIX века погребения здесь допускались лишь в исключительных случаях (иноков Спасского монастыря хоронили в основном на кладбище Кизического монастыря),[17] но с этого времени стали разрешать погребения и частным лицам.

Отметим, что в феврале 1866 года в церкви свв. Киприана и Иустинии был погребен настоятель обители Кирилл (Василий Наумов), епископ Мелитопольский. Преосвященный Кирилл родился в Калуге в 1823 году. По окончании курса в Петербургской Духовной академии со степенью магистра в 1847 году, принял монашество и был оставлен при академии бакалавром. В дальнейшем (1855) стал ординарным профессором по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 1857 член русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1863-1866 настоятель Спасо-Преображенского монастыря.[18]

В сентябре-октябре 1995 г. «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря была вскрыта раскопками археологической экспедиции под руководством Алфеевой Ж.Р., и сохранившиеся останки святых были перезахоронены в Петропавловском соборе и Иоанно-Предтеченском мужском монастыре.

В «пещерке» было обнаружено 12 погребений.[19] Все они совершены по христианскому обряду - покоятся на спине, головой на запад, с небольшим отклонением к югу, что связано, по всей вероятности, с неправильной ориентацией самого Спасо-Преображенского храма, алтарь которого ориентирован  с некоторым отклонением к северу.

Вещей в погребениях не было, за исключением бронзового креста с распятием, поясной бронзовой пряжки, бронзовой пуговицы.

В заполнении могильных ям были встречены фрагменты керамики, слюда, железные гвозди, кусочки обоженной глины, угольки. Эти находки свидетельствуют, что до появления первых могил на этом месте существовало некое поселение, оставившее после себя небольшой культурный слой. По сохранившимся письменным источникам территория обители в XVI веке была меньше, нежели в более поздние времена. Там, где впоследствии возникнет монастырский некрополь, были расположены небольшие деревянные усадьбы русских служивых людей, поселившихся в Казани после присоединения Среднего Поволжья к России. Здесь также прослеживается небольшой пласт культурного слоя времени Казанского ханства, о чём свидетельствуют находки краснолощенной керамики, близкой по стилю к булгарской.

«Пещерка» была небольших размеров,[20] и поэтому захоронения были вынуждены «тесниться» в отведённом пространстве. Отдельные погребения поэтому были врезаны под цоколь здания. Погребения были в деревянных гробах, следы которых в виде тёмных полос древесного тлена удалось проследить археологам.[21]

Археологические раскопки осени 1995 г. «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря позволили перенести останки святых мощей. Ныне в Петропавловском соборе почивают мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских чудотворцев, сподвижников свт. Гурия, которые находятся в верхнем храме (на солее с северной стороны). В нижнем храме на левом клиросе почивают мощи свт. Ефрема - митрополита Казанского, помазавшего на царство Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, а в алтаре - свт. Епифания, архиепископа Иерусалимского.

Частицы мощей подвижника веры св. Германа покоятся в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре и Свияжском Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь всегда был сравнительно невелик и не привлекал большого числа паломников. Его главной святыней была икона Святого Германа с частицей его мощей.[22] Герман, будучи настоятелем Свияжского монастыря, основал его подворье в Казани, из которого и вырос монастырь Иоанно-Предтеченский.

Главной святыней Успенского собора Свияжской обители до революции 1917 года были мощи Святителя Германа, принесённые сюда ещё в 1595 г. В июне 1923 г. рака с мощами Германа была вскрыта (так же, как мощи почти всех российских святых в ту пору). По рассказам местных жителей, сразу после вскрытия начался смерч, заставивший присутствующих разойтись.[23]

Мощи Святителя Гурия, с начала 30-х годов XX века почивают в Казанском кладбищенском храме Ярославских Чудотворцев.

Мощи св. Варсонофия, находившиеся в фондах государственного музея ТАССР, в 1970-х годах были утеряны.

Выборка дальнейших захоронений некрополя Спасо-Преображенского монастыря проведена нами по исследованию Николая Яковлевича Агафонова «Казанский некрополь», по списку казанцев, погребенных на городских кладбищах за 1794-1894 гг., хранящемся ныне в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.[24]

Нами также использованы некрологи, помещенные на страницах казанских газет «Камско-Волжская Речь»[25], «Казанский телеграф»[26], «Волжский вестник»[27], «Казанский биржевой листок»[28].

На монастырском некрополе упокоились именитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купечество и военные, чиновники и деятели народного просвещения.

С 1863 по 1922 гг. нами выявлено 84 захоронения. В разрезе десятилетий они представлены в следующей таблице:

1863 - 1870

4

1871 - 1880

5

1881 - 1890

23

1891 - 1900

18

1901 - 1910

16

1911 - 1922

18

После превращения кремля новой властью в закрытый военный городок погребения на погосте были практически прекращены. Нами выявлены пока самые поздние захоронения монастырского некрополя - профессоров Казанской Духовной академии П.В. Знаменского († 2 мая 1917) и Н.Ф. Катанова († 9 марта 1922). Кстати, монастырь функционировал до конца 1920-х годов, так что, думается, есть возможность найти документальные подтверждения захоронений в последний период его существования.

Ф.И.О.

Дата кончины

Возраст

1.

Алексеев

Николай Александрович,[29]

предприниматель

1 сентября

1916

2.

Беляев

  Константин Федорович, [30] надворный советник

19 марта

 1873

56

3.

Беляев

Николай Яковлевич,[31]

инспектор КазДА,

действительный статский советник

22 сентября

1894

4.

Близновская

Мария Павловна,[32]

вдова протоиерея

9 марта

1912

5.

Близновский

 Николай Евграфович, протоиерей

7 декабря

 1887

64

6.

Богословский

  Иван Дмитриевич,

нотариус

9 января

 1887

7.

Болдырев

Борис Матвеевич,[33]

управляющий Казанским Удельным имением

15 марта

1917

8.

Болдырев

Матвей Фролович,[34]

заслуженный ординарный профессор Императорского Казанского университета

27 декабря

1903

64

9.

о. Варсонофий,[35]

архимандрит, настоятель Спасского монастыря

20 мая

1912

40

10.

Васильева

Любовь Васильевна[36]

9 февраля

1893

11.

Вечеслав

Георгий Михайлович,[37]

полковник в отставке

19 июня

1898

12.

Вечеслова

Евдокия Ивановна,[38]

вдова полковника

16 апреля

1916

13.

Волкова

Анна Григорьевна,

начальница Казанской Мариинской гимназии

3 марта

 1875

46

14.

Ворошилов

Константин Васильевич,[39]

экстраординарный профессор Казанского университета

3 декабря

1899

57

15.

Гермоген,[40]

иеромонах, казначей Спасского монастыря

19 августа

1896

16.

Горбунов

Петр Филиппович[41]

26 апреля

1903

17.

Городиска

  Мария Семеновна

31 мая

 1886

18.

Гусев

Астерий Александрович,[42]

действительный статский советник

28 ноября

 1916

19.

Данилова

Валентина Густавовна[43]

8 октября

1916

20.

Жадин

Федор Федорович,[44]

предприниматель

30 октября

1916

21.

Жадина

Елизавета Васильевна[45]

10 марта

 1916

22.

Зайков

 Михаил Егорович, протоиерей Владимирского Собора

1 февраля

 1881

63

23.

Землянова

(Яркина)

Анна Кассиановна,[46]

почетный член общества Русских женщин

16 февраля

1917

24.

Знаменская

Антонина Михайловна,[47]

жена  Знаменского П.В.

14 февраля

 1906

62[48]

25.

Знаменский

Петр Васильевич, [49]

профессор КазДА

2 мая

 1917

81

26.

Катанов

Николай Федорович[50]

9 марта

1922[51]

59

27.

Климент

(Можаров), [52]

архимандрит, настоятель Спасского монастыря

20 сентября

 1863

62

28.

Когурова

Ольга Захаровна[53]

5 декабря

1903

29.

Кошкин

Василий Михайлович,

 офицер

15 октября

 1881

25

30.

Кошкин

Михаил Васильевич[54]

9 декабря

1892

31.

Ложкин

 Василий Андреевич, [55] протоиерей Петропавловского собора

1 января

 1870

37

32.

Ложкина

Екатерина Васильевна,[56]

учительница Мало-Дербышкинской школы

11 октября

1901

33.

Марк

Николай Федорович,[57]

начальник казанского губернского жандармского управления, полковник

…января

1899

34.

Масленников

 Порфирий Николаевич,[58] тайный советник, попечитель Казанского учебного округа

3 мая

 1890

35.

Матвеевская

Екатерина Ивановна[59]

5 февраля

1904

36.

Матвеевский

Константин Лаврентьевич[60]

8 ноября

1896

37.

Местергази

Евгений Федорович,[61]

присяжный поверенный

15 мая

1893

38.

Михайлов

Николай Васильевич[62]

15 сентября

1907

39.

Михайлова

Мария Николаевна[63]

20 июня

1899

40.

Михайлова

Юлия Ильинична[64]

22 сентября

1903

41.

Молоков

Арсений Арсеньевич[65]

12 марта

1917

42.

Молоствов

Владимир Модестович[66]

19 ноября

1890

43.

Молоствов

Порфирий Модестович,[67]

генерал-лейтенант

27 октября

1890

44.

Набокова

Надежда Прокопьевна[68]

24 сентября

1915

45.

Окулов

 Григорий Егорович

28 октября

 1881

52

46.

Пальчиков

Владислав Евграфович[69]

5 ноября

1905

47.

Пашковский

Христиан Григорьевич,[70]

преподаватель Казанского

1-ого реального училища

4 марта

1911

48.

Пенинская

Анна Павловна

(Палицина)[71]

25 мая

1907

49.

Пермяков

 Ефрем Андреевич,

купец

21 февраля

 1882

63

50.

Пермякова

Александра Николаевна[72]

7 ноября

1902

51.

Петропольская

 Мария Федоровна

26 апреля

 1887

52.

Подуруева

Мария Ивановна[73]

25 июля 

1916

53.

Пономарев

Николай Иванович[74]

17 апреля

1917

54.

Постников

 Федор Егорович, [75]

 купец

27 июля

 1881

75

55.

Потапов

 Николай Гаврилович,[76] попечитель Казанского учебного округа

13 ноября

 1894

56

56.

Пупышев

 Константин Васильевич, почетный гражданин

20 ноября

 1882

31

57.

Радзишевский

Павел Иванович,[77]

генерал-майор

3 марта

1894

58.

Рустицкая

Александра Ефимовна[78]

12 января

1903

59.

Рустицкий

 Александр Васильевич,[79] статский советник

10 октября

 1890

68

60.

Садовень

Глафира Ивановна[80]

11 февраля

1917

61.

Семякин

 Константин Константинович,[81] полковник

2 июня

 1888

51

62.

Семякин

Константин Романович,[82] командующий войсками Казанского военного округа, генерал от инфантерии

4 февраля

 1867

64

63.

Семякина

 Елена Константиновна (Катакази),[83]

жена Семякина К.Р.

5 февраля

1867

53

64.

Семякина

Наталья Александровна,[84]

жена Семякина Константина Константиновича

2 декабря

 1892

65.

Силантьев

 Афанасий Силантьевич, купец

22 сентября

 1877

57

66.

Силантьева

 Анна Яковлевна,

купеческая жена

12 апреля

 1887

67

67.

Соколов

 Андрей Михайлович

25 января

 1877

28

68.

Соколова

 Александра Федотьевна

14 октября

 1878

68

69.

Стратонович

 Григорий Григорьевич, начальник инженерного управления

8 марта

 1888

58

70.

Сунгуров

Сергий Феодорович,[85]

протоиерей

18 марта

1900

71.

Угрюмов

 Филипп Васильевич,

студент Казанского университета

4 сентября

 1883

27

72.

Ушакова

Мария Феодоровна,[86]

вдова статского советника

25 апреля

1902

73.

Ушков

 Николай Капитонович, [87]

купец

7 ноября

 1882

38

74.

Ушков

Яков Капитонович,[88]

потомственный почетный гражданин

5 июля

1902

75.

Флоринский

Василий Маркович,[89]

известный русский ученый, организатор науки второй половины XIX века

январь

1899

76.

Хитрово

Константин Никанорович,[90]

и.д. начальника губернии, Казанский вице-губернатор, действительный статский советник

17 марта

1890

77.

Частухина

Елена Степановна[91]

21 мая

1903

78.

Черных

Анна Степановна[92]

27 ноября

1900

79.

Черных

Иван Васильевич,[93]

член-соревнователь казанского вспомогательного общества приказчиков

14 января

1902

80.

Чукашев

Никита Егорович[94]

6 декабря

1899

60

81.

Чукашева (Подуруева)

Елизавета Арсеньевна[95]

6 февраля

1900

82.

Шатилов

 Павел Николаевич,[96]

генерал от инфантерии

20 июня

 1887

83.

Шестаков

 Петр Дмитриевич, [97] попечитель Казанского учебного округа

24 ноября

 1889

62

84.

Шилов

 Иван Яковлевич, подполковник

7 июня

 1884

55

Осенью 2005 г. казанскими археологами под руководством Айдара Ситдикова на территории бывшего некрополя Спасо-Преображенского монастыря был обнаружен целый ряд могильных камней захоронений конца XVI – начала XVII веков. Погребения находились к востоку от алтаря Преображенского собора. Надпись на старославянском языке на одном из могильных камней по нашей просьбе была расшифрована московским профессором, доктором исторических наук Пановой Т.Д., и она гласит: «Лета 7133 (1624 года), сентября 30 дня преставися раб Божий  Гордей Афанасий Пальчиков». [98]

Могильные плиты оказались под землей уже в конце XVIII века, ибо поверх них легла монастырская брусчатка. Поэтому в исследованиях казанских историков конца XIX века, в частности Лебедева Е.М. и Воскресенского П.А., сведения об этих захоронениях отсутствуют. [99]

Род дворян Пальчиковых особо проявился на Руси в Смутное время  XVII века. Отец Гордея - Афанасий посылался в Польшу царем Борисом, чтобы изобличить во лжи расстригу, будущего Лжедмитрия I. Сам Гордей поддержал Василия Шуйского в его борьбе против Лжедмитрия II. В составе второго народного ополчения он собирал для него налоги.

В 1614 году ему было суждено поставить последнюю точку в  истории, связанной с самозванством Смутного времени. Как голова казанского стрелецкого приказа он вместе с Савостьяном Онучиным по поручению утвердившегося в Астрахани царского воеводы, боярина князя Ивана Никитича Одоевского преследовал отступающего донского атамана Ивана Заруцкого с Мариной Мнишек и её сыном малолетним Иваном.  На р. Яик  25 июня они были настигнуты и схвачены на Медвежьем острове.[100]

 Пленников привезли сначала в Астрахань. 13 июля 1614 г. боярин князь Одоевский переправил их в Казань под охраной отрядов стрелецких голов Михаила Соловцова и Баима Голчина. Боясь казацкого мятежа, Заруцкого везли отдельно от Мнишек, что примечательно, его сопровождало 230 стрельцов, а её - шестьсот вооруженных всадников.

Из Казани их отправили в столицу. Вся боль последних месяцев первой русской царицы уместилась в одной летописной строке: «На Москве же тово Заруцково посадиша на кол, а Воренка…повесиша, а Маринка умре на Москве».[101]

За сии деяния Пальчиков был дарован от Романовых поместьем в починке Конбинском под Малмыжем. В дальнейшем (1645 г.) оно отошло к его младшему брату Ивану и племянникам. [102]

И двадцать лет спустя, подавая челобитную о поместье, двоюродный брат Казанского стрелецкого головы, дворянина Гордея Пальчикова писал о заслугах родственника: « И Гардей тебе, государю, служил и прямил – вора Ивашку Заруцкова и Маринку с сыном взял, и к тебе, государю к Москве привол»[103]

При проведении земляных работ в конце сентября 2005 г., связанных с прокладкой тепловых сетей от Спасской башни кремля до настоятельского корпуса бывшего монастыря, были  обнаружены захоронения некрополя. В частности, обнаружен склеп, в котором находились останки священника. Руководитель археологического раскопа, кандидат исторических наук Айрат Ситдиков датировал погребение концом XIX века.

Захоронение хорошо сохранилось. Уцелели фрагменты священнического облачения, украшения, иконы. При захоронении использовалась известковая подсыпка. Погребение обнаружено около разрушенной в 30-е годы XX века монастырской колокольни. Ряд республиканских и городских газет дали информацию об этом событии.[104]

В ходе археологической расчистки Преображенского собора летом 2005 г. были выявлены три захоронения священников в облачении внутри храма, вдоль его южной стены. Но письменные источники, которые указывали бы на какую-либо принадлежность к ним, исследователями пока не  выявлены.

Спасо-Преображенский монастырь, как и его некрополь, таят в себе немало нераскрытых страниц и неразгаданных тайн. Они ждут своего пытливого исследователя.

По мнению Айрата Ситдикова, на древнейшем казанском монастырском некрополе нашли последний приют не менее тысячи именитых казанцев.

Вообще, на территории Казанского кремля с XVI в. до 1920-х годов существовало три православных кладбища. Одно, уже упомянутое, Спасо-Преображенского монастыря, второе – Троице-Сергиевской обители, третий погост принадлежал Введенской церкви. Его следы в 1970-е годы археологически были зафиксированы с западной и северной стороны церкви. Повидимому, он существовал до конца XVIII века.[105]

При наблюдениях 1999 - 2002 гг. следы могильных ям фиксировались в траншеях при замене коммуникаций вблизи Введенской церкви. В раскопе 2004-2005 гг. было вскрыто около 300 погребений.[106]

И наш долг перед памятью благочестивых предков установить на месте порушенного  Спасо-Преображенского монастырского погоста поминальный крест. Ибо как сказано в Писании: «Аз есмь воскресение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки». (Ин. 11. 25 - 26).



[1] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. - М., 1829. - С. 293.

[2] Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани (историческое описание). – Казань: типо-литография императорского университета, 1895.  - С. 77.

[3] Лебедев Е.М. Там же. - С. 78.

[4] Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. - Казань, 1899. - С. 18.

[5] Как свидетельствует П. Воскресенский, место на камне с датой упокоения архиепископа Епифания отбито, но он считает, что погребение произошло не позднее 1606 гВоскресенский П.А. Указ. соч. - С. 8.

[6] Имеется ввиду титул Свияжского, полученный Ефремом, вследствии открытия самостоятельной астраханской епархии, входившей до того в состав Казанской, поэтому архипастыри, предшествовавшие Ефрему носили титул Казанских и Астраханских.

[7] Воскресенский П.А. Указ. соч. - С. 8.

[8] Александров Н.А. Святитель Ефрем// Казанский телеграф. 14 мая 1915, № 6575. Поэтому вряд ли прав современный историк Русской православной церкви Александр Журавский, считающий, что часовня была возведена к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. См.: Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. - М.: Сретенский монастырь, 2004. - С. 619, 717.

[9] Лебедев Е.М. Указ. соч. – С. 129 - 130.

[10] Воскресенский П.А. Указ. соч. - С. 18.

[11] Любарский  Платон. Сборник древностей казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасоказанского Преображенского монастыря архимандрита Платона составленный, 1782 года. – Казань: университетская типография, 1868. – С. 36.

[12] Лебедев Е.М. Указ. соч. - С. 79.

[13] Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Отчёт об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8. Оп.1, д. 508/21, приложение I.

[14] под именем Багратионов-Давыдовых подразумеваются потомки: 1) Царевича Имеретинского Давыда Багратовича; 2) сыновей царя Имеретинского Давыда: Вахтанга и Тариела и 3) потомков сына царя Соломона II, Давыда Соломоновича. См.: Долгоруков Пётр, князь. Российская родословная книга. Часть III. - СПб, 1856. - С. 8.

[15] Любарский  Платон. Сборник древностей казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасоказанского Преображенского монастыря архимандрита Платона составленный, 1782 года. – Казань: университетская типография, 1868. – С. 37.

[16] Загоскин Н.П. Указ. соч. – С. 185.

[17] Никанор, епископ. Кладбище Кизического монастыря. Его история и описание. – Казань: Типография губернского правления, 1892. - С. 16.

[18] Лебедев Е.М. Указ. соч. - С. 149 - 153.

[19] Особо отметим, что как Е.М. Лебедев, так и П.А. Воскресенский упоминают о семи захоронениях в «пещерке». Поэтому остаётся открытым вопрос об остальных пяти погребениях.

[20] Воскресенский П.А. Указ. соч. - С. 18. Летом 2004 г. нами произведены обмеры руинированных остатков пещерки и усыпальницы князя И.Е. Багратиона - Давидова. Внутренние размеры пещерки - 4,7 х 5,5 м и усыпальницы - 3,0 х 3,0 м

[21] Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Отчёт об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8, оп.1, д. 508/21, л. 16.

[22] Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). – Казань: Фест, 1998. – С. 22.

[23] Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). – Казань: Фест, 1998. - С. 123.

[24] Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Кн. I. К., 1906, с. 58-113. ОРРК НБЛ КГУ, ед.хр. № 218, л. 6-258. Исследователь отметил 30 захоронений. Они выделены в нашем списке.

[25] «Камско-Волжская Речь», общественно-политическая и литературная ежедневная газета. Издавалась с 1 октября 1908 по 14 декабря 1917 в Казани. Первый издатель и редактор А.Ф. Музовский, затем в разные годы Н.П. Гусев, К.Н. Тимофеев. См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - С. 261.

[26] «Казанский телеграф», общественно-политическая, литературная и коммерческая ежедневная газета. Издавалась с 11 апреля 1893 по март 1917. Издатели и редактора А.Г Ильяшенко, Н.А. Ильяшенко. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 248.

[27] «Волжский вестник», общественно-политическая и литературная газета. Издавалась с 1884 по 3 июня 1904 и с 5 апреля 1905 по 26 октября 1906. Издатели и редактора в разные годы: Н.П.Загоскин, Н.В. и Л.П. Рейнгардты, В.М. Ключников. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 119.

[28] «Казанский биржевой листок», общественно-политическая, литературная и коммерческая газета. Орган Казанской купеческой торговой биржи. Издавалась с 1869 по 1892. Редакторы в разные годы: А.И. Миропольский, Н.Я. Агафонов, Д.А. Соколовский, Н.А. Ильяшенко, С.А. Гисси. См.: Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 243.

[29] Алексеев Н.А., председатель-учредитель сберегательно-воспомогательной кассы служащих Торгового Дома П.В. Щетинкина в Казани, товарищ Попечителя Казанского училища слепых, член комитета госпиталей купеческого и биржевого общества. Камско-Волжская Речь. 4 сентября 1916, вторник, № 196. Некролог подписали Павел Васильевич и Мария Петровна Щетинкины.

[30] Род Беляевых внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 08.03.1857, утвержден указом Герольдии от 04.07.1858.

Беляев Константин Федорович родился 16.05.1815, в 1848 - титулярный советник, помощник царевококшайского окружного начальника. См.: Казанское дворянство. 1785-1917 гг. Генеалогический словарь/ Сост. Двоеносова Г.А. – Казань: Гасыр, 2001. – С.  91.

[31] Казанский телеграф. 24 сентября 1894, суббота, № 484. 25 сентября 1894, воскресенье, № 485. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Казанской Духовной академии. Н.Я.Беляев был членом Казанского Комитета духовной цензуры, профессором КазДА.

[32] Камско-Волжская Речь. 10 марта 1912, суббота, № 56, 11 марта 1912, воскресенье, № 57. Некрологи.

[33] Камско-Волжская Речь. 18 марта 1917, суббота, № 61. Некролог.

[34] Болдырев Матвей Фролович (1839 - 1903), терапевт, доктор медицины (1871). В 1872 -1898 работал в Казанском университете, с 1887 профессор и заведующий кафедрой частной терапии. Участвовал в Русско-турецкой войне (1878). Имел труды по вопросам ларингологии. См.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904). - Казань, 1904. Часть 2. Татарская энциклопедия. Т. I. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 2002. - С. 429. Волжский вестник. 30 декабря 1903, вторник, № 281. Казанский телеграф. 30 декабря 1903, вторник, № 3283; 3 января 1904, суббота, № 3286. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в университетской церкви.

[35] Камско-Волжская Речь. 22 мая 1912, вторник, № 112. Перед смертью Отец Варсонофий принял схиму под именем Алексея.

[36] Волжский вестник. 12 февраля 1893, пятница, № 38. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Киприановской церкви.

[37] Казанский телеграф. 21 июня 1898, воскресенье, № 1664. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Грузинской церкви. Имел в Казани типографию, издавал и православную литературу. В частности, в 1890 году архимандрит Никанор издал у него книгу «Святыни Казани».

[38] Камско-Волжская Речь. 20 апреля 1916, среда, № 86. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Грузинской церкви.

[39] Ворошилов К.В. родился в 1842 г. в семье священника. В 1868 г. окончил с золотой медалью Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию со званием лекаря. Оставлен при академии младшим ординатором клинического госпиталя. В 1871 г. утвержден в степени доктора медицины. В 1875 г. получил звание приват-доцента, читал в академии физиологию.

   В 1876 г. избран в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре физиологии на естественном разряде физико-математического факультета. В 1885 г. утвержден ординарным профессором. С 1886 г. - декан физико-математического факультета. 16 декабря 1889 г. назначен ректором университета. В должности пробыл до 21 июля 1899 г.

   С 1891 г. состоял председателем строительной комиссии. При его участии возводились новое здание библиотеки, новых клиник и бактериологического института при Казанском университете. С 1892 г. состоял членом-учредителем Общества невропатологов и психиатров. В 1899 г. избран почетным членом этого общества и почетным членом общества врачей г. Казани.

     См.: НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 7298, л. 4 - 17; д. 8081, л. 1,  об; д. 9807, л. 1,  об;  д. 10025, л. 1 - 45; д. 10166, л. 1 - 14 об.; д. 10220, л. 144 - 159; За сто лет. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804 - 1904). Под редакцией заслуженного ординарного профессора Н.П. Загоскина. - Казань, 1904. – С.  295 - 296.

     Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Казанском Спасском монастыре. Казанский телеграф. 10 декабря 1899, пятница, № 2137, 2 июня 1900, пятница, № 2277. Волжский вестник. 10 января 1900, понедельник, № 8, 5 июня 1900, пятница, № 122. Некрологи. Казанский университет в биографиях ректоров // Гасырлар авазы - Эхо веков. № 1/2 (30/31). 2003. – С. 125.

[40] Казанский телеграф. 21 августа 1896, среда, № 1083. Некролог.

[41] Казанский телеграф. 29 апреля 1903, вторник, № 3095; 28 апреля 1904, среда, № 3394. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Духовной семинарии. Имел собственный дом на Успенской улице (с 2005 г. -  Московская).

[42] Камско-Волжская Речь. 29 ноября 1916, вторник, № 264. Некролог.

[43] Камско-Волжская Речь. 9 октября 1916, воскресенье, №  223. Некролог.

[44] Камско-Волжская Речь. 1 ноября 1916, вторник, № 241. Некролог.

[45] Камско-Волжская Речь. 12 марта 1916, суббота, № 57. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Богоявленской церкви. 10 сентября, полугодовой день кончины заупокойная литургия и панихида были отслужены в Спасо-Преображенском монастыре. См.: Камско-Волжская Речь. 10 сентября 1916, суббота, № 200.

[46] Камско-Волжская Речь. 17 февраля 1917, пятница, № 37. Некролог. Казанский телеграф. 17 февраля, пятница, № 7084; 18 февраля, суббота, № 7085; 19 февраля, воскресенье, № 7086. Некрологи. Землянова А.К. была женой крупного пароходчика, первой гильдии казанского купца Землянова Сергея Андреевича (1851-?). Сохранился дом Земляновых, в котором ныне находится малая академия художеств (Московская, дом 37). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. - Казань, 1993. – С. 95-96. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т.I, - Казань, 2001. – С.  22-23.

[47] Казанский телеграф. 15 февраля 1906, среда, № 3912. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Варваринской церкви.

[48] Годы жизни Антонины Михайловны установлены на основании документов семейного архива О.В.Троепольской, внучки И.М.Покровского

[49] Знаменский Петр Васильевич (27.03.1836 - 2.05.1917), историк, доктор богословия (1873). В 1862 - 1897 в Казанской Духовной академии, профессор (1868).Труды по истории русской церкви, духовного образования. Автор учебных пособий по русской церковной истории. См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 209.

     Знаменский П.В. выдающийся представитель российской церковно-исторической науки II-ой половины XIX - начала XX в. Родился в Нижнем Новгороде, в семье диакона. По окончании обучения в Новгородском Духовном училище (1846 - 1850) и семинарии (1850 - 1856) поступил в КазДА, которую с успехом окончил и в сентябре 1860 г. был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую Духовную семинарию. С 1861 г. Знаменский преподает в КазДА, а с 1865 - и на историко-филологическом факультете Казанского университета историю Русской Церкви. Главный труд Знаменского, принесший ему широкую известность, учебное руководство по истории Русской Церкви выдержало несколько изданий (первое - в Казани, 1870 г.) и было удостоено премии имени митрополита Макария. Без малого 40 лет жизни отдал Знаменский духовной академии. Он заведовал богатейшей библиотекой Соловецкого монастыря, 1593 манускрипта которой были переведены в КазДА в 1855 г. С 1875 г. он возглавлял научную комиссию для описания рукописей Соловецкого монастыря.

Знаменский П.В. был почётным членом Казанского университета, доктором русской истории Московского университета, членом-корреспондентом Академии наук. Свой 2-х этажный дом, что находился на углу Гоголя и Большой Красной, он завещал на просветительные и благотворительные нужды академии; разобран в середине 80-х годов XX века. См.: Камско-Волжская Речь. 3 мая 1917, №  95. Некролог на смерть проф. Знаменского написал профессор КазДА проф. К.Харлампович. См.: Камско-Волжская Речь. 4 мая 1917, №  96.

Судя по имеющейся фотографии в семейном архиве О.В. Троепольской, могилы П.В. и А.М. Знаменских находилась в нескольких метрах к северо-западу от Спасской башни кремля. Памятник Павлу Васильевичу поставил летом 1918  его ученик И.М. Покровский.

[50] Катанов Николай Федорович (6 мая 1862 - 9 марта 1922), тюрколог, этнограф. Доктор сравнительного языкознания (1907). С 1893 г. в Казанском императорском университете, профессор (1894); в 1911 - 1917 гг. в Казанской Духовной академии. Действительный член Русского географического общества (1894), член Русского археологического общества (1894). Труды по тюркскому языкознанию и этнографии. Основное сочинение «Опыт исследования урянхайского языка» (т. 1 - 2, 1903). См. Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - С. 269.

Шестнадцать лет (1898 - 1914) Н.Ф. Катанов возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 снова стал членом его Совета.

Профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский, близкий друг Н.Ф.Катанова в некрологе писал: «Весть о смерти Николая Федоровича быстро облетела всю Казань и поразила всех, знавших его (а его знала почти вся Казань!). В лице покойного наука и казанское общество потеряли незаменимую ученую силу, общественного деятеля и исключительного человека. Можно смело сказать, что потеря его ничем не вознаградима.  Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию». См.: Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. - Казань, 1922. – С.  1-2. ИОАИЭ. - 1923. - Т.XXXII. -  Вып.2. -  С. 245.

Катанов владел почти всеми европейскими языками, многими восточными, знал древние и мертвые классические языки, свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские иероглифы, санскритское письмо, арабскую вязь, древне-уйгурскую и арамейскую графику. В своих трудах он использовал 114 языков народов мира, переписывался с учеными Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Финляндии на их родном языке. См.: Кокова И.Ф. Катанов: Документально-публицистическое эссе. – Абакан, 1993. - С. 102 - 103.

Катанов был погребен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. «В последнее время Николая Федоровича приглашали в другие университетские города, где он был нужен как исключительный специалист... Но Казань не отпустила его, но в то же время и не сберегла его. Она оставила его себе, кажется, лишь для того, чтобы кладбище Спасо-Преображенского монастыря пополнилось его бренными останками. См. Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. - Казань, 1922. - С. 13. Как отмечает Б.В.Миллер, близко знавший Катанова в последние годы его жизни, похороны происходили очень торжественно. См.: Катановские чтения. - Казань, 1998. - С. 176.

 По официально утвердившейся версии в 1972 году, в связи со 110-летием со дня рождения,  его прах был перезахоронен на Арском кладбище, на I аллее напротив церкви. На мраморном памятнике, установленном на средства Министерства культуры ТАССР, выбито: «Выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Катанов Николай Федорович. 1862 - 1922».

Однако существует и другая точка зрения, которой мы и придерживаемся, что его  останки потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти уже было невозможно. Так, что на Арском кладбище находится кенотаф (от греч. kenotaphion, букв. - пустая могила), т.е. могила не содержащая погребения. Кстати, подобное осуществили и с Карлом Фуксом (1776 - 1846), могила которого по прошествии времени также была утеряна.

            До недавнего времени сохранялся дом по бывшему Гимназическому переулку, дом 3, кв. 4 (Катановский переулок, 13), в котором ученый проживал длительное время. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан № 456 от 29 октября 1991 г. в 1994 году на двухэтажном деревянном доме была установлена мемориальная доска, где на русском и татарском языках начертано: «В этом доме с 1905 по 1922 годы жил выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов». После пожара  дом был разобран в октябре 2006 г.

[51] Дата упокоения Н.Ф. Катанова определена на основании справки о смерти № 178 от 9 марта 1922 г. архива отдела ЗАГС администрации Вахитовского района г. Казани.

[52] Архимандрит Климент (Можаров), настоятель обители в 1844 - 1850 г. Воспитывался в Рязанской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии, по окончании которой принял монашество. До 1839 г. состоял профессором СПбДА; с 1839 г. - ректор Орловской ДС и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. В мае 1843 г. переведен ректором в КазДС, где через год назначается и настоятелем Спасского монастыря. С 1856 г. провел на покое в этом монастыре, где писал богословские труды. См.: Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани (историческое описание). – Казань: типо-литография императорского университета, 1895. - С. 79, 146.

[53] Казанский телеграф. 6 декабря 1903, суббота, № 3267. 9 декабря 1903, вторник, № 3268. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Грузинской церкви.

[54] Волжский вестник. 11 декабря 1892, пятница, № 315. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Макарьевской церкви.

[55] Ложкин Василий Андреевич выпускник Казанской Духовной академии (1854), преподаватель Казанской Духовной семинарии. Был очень почитаем прихожанами как человек бесконечно добрый, раздававший бедным почти все свои доходы. См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). - Казань, 1998. - С. 41, 55. 2 января 1895 г. по случаю 25-летия упокоения протоиерея В.А. Ложкина в Петропавловском соборе была отслужена заупокойная литургия и панихида. См.: Казанский телеграф. 1 января 1895, воскресенье, № 574.

[56] Казанский телеграф. 12 октября 1901, пятница, № 2663. 13 октября 1901, суббота, № 2664. Некрологи.

   «11 октября в годовой день кончины Екатерины Васильевны Ложкиной попечитель А.Д. Чернояров сим извещает, что панихиды по усопшей будут отслужены в Спасском монастыре, в Мало-Дербышкинской школе, селе Савиново». См.: Казанский телеграф. 10 октября 1902, четверг, №  2940.

[57] Казанский телеграф. 12 января 1900, среда, № 2165. Некролог.

[58] Масленников П.Н. - попечитель Казанского учебного округа с 18 апреля 1883 г. по 3 мая 1890 г. Умер в Астрахани. Жил на Ново-Горшечной, в доме Лауниц. На этом посту он сменил Шестакова П.Д. См.: Казанский биржевой листок. 5 мая 1890, суббота, № 99. Волжский вестник. 5 мая 1890, суббота, № 111. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в университетской церкви. Погребение осуществлено 12 мая, во вторник. Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. - Казань, 1904. - С. 405.

[59] Казанский телеграф. 6 февраля 1904, пятница, № 3315, 7 февраля 1904, суббота, № 3316, 5 февраля 1905, суббота, № 3635. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены во Владимирском соборе.

[60] Волжский вестник. 9 ноября 1896, суббота, № 248, 10 ноября 1896, воскресенье, № 249. Казанский телеграф. 10 ноября 1896, воскресенье, № 1146. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание отслужены во Владимирском соборе. Некролог подписали родители - Лаврентий Арефьевич и Екатерина Ивановна Матвеевские. Потомственный почетный гражданин, купец первой гильдии, лесоторговец Л.А.Матвеевский (1841 -?) был ктитором Владимирского собора (основан в XVII веке). На свои средства он построил часовню, возвел ограду и обновил храм. В начале XX века считался одним из самых состоятельных людей Казани. Имел двоих сыновей. См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т. 2.  – Казань, 2001. - С. 80 – 81.

[61] Волжский вестник. 1893 год - 20 мая, четверг, № 125, 21 мая, пятница, № 126, 22 мая, суббота, № 127, 23 мая, воскресенье, № 128, 24 мая, понедельник, № 129, 14 ноября, воскресенье, № 293; 14 мая 1895, воскресенье, № 689, 23 мая 1896, четверг, № 117. Казанский телеграф. 14 мая 1894, суббота, № 366. Некрологи. Казначей Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Гермоген извещал, что панихиды по усопшему будут совершаться в Спасском монастыре в церкви Киприана и Иустинии  ежедневно, до погребения.

[62] Казанский телеграф. 16 сентября 1907, воскресенье, № 4368, 18 сентября, вторник, № 4369, 24 октября, среда, № 4398. Некрологи. Михайловы погребались в семейном склепе за алтарной частью Преображенского собора.

[63] Казанский телеграф. 23 июня 1899, среда, № 1986. 18 июня 1900, воскресенье, № 2291, 20 июня 1900, вторник, № 2292. Некрологи.

[64] Казанский телеграф. 24 сентября 1903, среда, № 3210. 30 сентября 1903, вторник, № 3214, 21 сентября 1904, вторник, № 3517. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Воскресенской церкви.

[65] Камско-Волжская Речь. 14 марта 1917, вторник, №  58. Некролог.

[66] Волжский вестник. 28 октября 1890, воскресенье, №  264. Некролог.

[67] Волжский вестник. 20 ноября 1890, вторник, №  286. Некролог.

[68] Набокова Н.П. была членом дамского комитета помощи раненым воинам имени Казанского купеческого и биржевого обществ. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Успенском соборе. См.: Казанский телеграф. 25 сентября 1915, пятница, № 6682, 29 сентября 1915, вторник, № 6685; Камско-Волжская Речь. 29 сентября 1915, вторник, №  215. Некрологи. 24 сентября 1916 г., в годовой день кончины в Спасо-Преображенском монастыре были отслужены заупокойная литургия и панихида. См.: Камско-Волжская Речь. 24 сентября 1916, суббота, №  211.

[69] Казанский телеграф. 13 ноября 1905, воскресенье, № 3840. Некролог.

[70] Камско-Волжская Речь. 3 марта 1912, суббота, № 50. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Богоявления.

[71] Казанский телеграф. 27 мая 1907, воскресенье, № 4281, 24 ноября, суббота, № 4424. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Варваринской церкви.

[72] Казанский телеграф. 8 ноября 1902, пятница, № 2964. 9 ноября 1902, суббота, № 2965, 10 ноября 1902, воскресенье, № 29668 ноября 1902, пятница, № 2964. Волжский вестник. 5 ноября 1903, среда, №  240. Некрологи.

[73] Камско-Волжская Речь. 26 июля 1916, вторник, № 164, 27 июля 1916, среда, № 165. Некрологи. В Казани сохранился её дом - трёхэтажный особняк по ул. Лобачевского, 10. Архит. Ф.Р. Амлонг, 1906 г. постройки. См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. - Казань, 1993. - С. 133.

[74] Камско-Волжская Речь. 18 апреля 1917, вторник, №  83. Некролог.

[75] Постников Федор Егорович - известный Казанский благодетель. На средства Ф.Е. Постникова и Евдокима Савватеевича Савватеева (ум. 1886) в 1864 - 1870 была перестроена Гостинодворская церковь. Они же приобрели иконы и утварь, ибо все имущество старой церкви погибло в пожарах. Постников был награжден орденом Св.Анны 3 ст. Его отпевал в Гостинодворской церкви  архиепископ Палладий (Раев). См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). - Казань, 1998. – С. 63-64.

[76] Потапов Н.Г. служил попечителем Казанского учебного округа с 10 мая 1890 г. по 13 ноября 1894 г. На этом посту он сменил Масленникова П.Н. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. - Казань, 1904. - С. 405. Казанский телеграф. 14 ноября 1894, понедельник, № 532. 25 ноября 1894, воскресенье, № 487. 13 мая 1895, суббота, № 688. Некрологи. Волжский вестник. 12 ноября 1896, вторник, № 251. Заупокойная литургия и отпевание в университетской церкви были отслужены самим Высокопреосвященнейшим Владимиром.

[77] Казанский телеграф. 4 марта 1894, пятница, № 303, 5 марта 1894, суббота, № 304. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в военно-кремлевской церкви.

[78] Казанский телеграф.14 января 1903, вторник, № 3012. Некролог.

[79] Волжский вестник. 11 октября 1890, четверг, № 249. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Воскресенской церкви.

[80] Камско-Волжская Речь. 15 февраля 1917, среда, № 35. Некролог. Казанский телеграф. 14 февраля 1917, вторник, № 7081; 15 февраля 1917, среда, № 7082. Некрологи.

[81] Волжский вестник. 1 июня 1889, четверг, № 131. Некролог.

[82] Семякин К.Р. 46 лет жизни отдал служению отчизне. Участник Крымской войны (начальник штаба главнокомандующего военно-сухопутными и морскими силами). Помощник командующего войсками Киевского военного округа (1863). Командующий войсками Казанского ВО (с 24 февраля 1865). Кавалер орденов Белого Орла, Св. Георгия 3-й степени, Св. Анны 1-й степени с мечами, Св. Владимира 2-й степени с мечами, Станислава 1-й степени с мечами, Леопольда 2-й степени и командорского знака.

   Заупокойную литургию 7 февраля в Благовещенском соборе провели сам епископ Казанский и Свияжский Антоний, преосвященный Гурий, ректор Казанской Духовной семинарии Варсонофий, священник военной Спасской церкви Платон Заринский. При большом стечении народа, неумолкаемом колокольном звоне и звучании полкового оркестра два гроба мужа и жены Семякиных опустили в одну могилу. См.: Справочный листок гор. Казани. № 18, 20 за 1867 гДевятых Л.И. Люди и судьбы. Кн.I. - Казань, 2003. - С. 12-14.

[83] Елена Константиновна Семякина (Катакази) происходила из княжеского греческого рода Ипсиланти. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 508.

[84] Волжский вестник. 10 января 1893, воскресенье, № 8. Некролог.

[85] Казанский телеграф. 25 апреля 1900, вторник, № 2249. Некролог.

[86] Казанский телеграф. 27 апреля 1902, суббота, № 2815. Некролог.

[87] Ушков Николай Капитонович - младший брат Петра Капитоновича (1828 - 1898), владельца Бондюжского и Кокшанского химических заводов, учредителя «Товарищества химических заводов П.К. Ушкова». См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том II. - Казань, 2001. - С. 192-194.

   Петр Капитонович Ушков скончался в Москве 24 января 1898 г. Заупокойная литургия и панихида были отслужены в Казанско-Богородицком женском монастыре 26 января 1898 года. См.: Казанский телеграф. 25 января 1898, воскресенье, № 1535, 26 января 1898, понедельник, № 1536. Тело скончавшегося в Москве П.К. Ушкова прибыло в Казань по Московско-Казанской железной дороге в четверг, 29 января 1898 г., в 2,5 часа пополудни. См.: Казанский телеграф. 29 января 1898, четверг, № 1539. 3 марта, в 40-ой день кончины П.К. Ушкова была отслужена панихида в Казанском монастыре. См.: Казанский телеграф. 3 марта 1898, вторник, № 1567.

   С семьёй Ушковых связан один из архитектурных шедевров города, т.н. дом З.Н. Ушковой (ныне Кремлевская, 33). Племянник П.К. Ушкова Алексей Константинович (1879-?) женится на дочери доктора медицины, хирурга Николая Федоровича Высоцкого (1843-1922) Зинаиде и в качестве свадебного подарка дарит ей дворец, созданный архитектором и художником К.Л. Мюфке (1868 - 1933).

[88] Казанский телеграф. 6 июля 1902, суббота, № 2867. Некролог.

[89] Высшее медицинское образование В.М. Флоринский получил в Петербургской медико-хирургической академии по специальности акушера-гинеколога. С 1877 по 1885 год он - профессор Казанского университета. В 1885 году перевёлся в Томск на должность попечителя Западно-Сибирского учебного округа, был одним из основателей Томского университета. Среди коллекций документального фонда Национального музея РТ выделяется его архив, насчитывающий 4550 единиц хранения. См.: Еникеева Г. Символ родства // Казань. № 5-6. 2003, с. 219-220. Казанский телеграф. 1 января 1900, суббота, № 2156. Некролог.

[90] Казанский биржевой листок. 18 марта 1890, воскресенье, № 61. 20 марта 1890, вторник, № 62. 21 марта 1890, среда, № 63. Волжский вестник. 19 - 22, 24 марта 1890, № 69 - 72,74. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, панихида - в церкви Киприана и Иустинии.

[91] Казанский телеграф. 22 мая 1903, четверг, № 3111. Некролог. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Евдокиинской церкви.

[92] Казанский телеграф. 28 ноября 1900, вторник, № 2415, 29 ноября 1900, среда, № 2416. Некрологи.

[93] Казанский телеграф. 15 января 1902, вторник, № 2735, 16 января 1902, среда, № 2736. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Вознесения Господня. Некрологи подписал его сын Иван Иванович.

[94] Казанский телеграф. 14 января 1900, пятница, № 2167. Волжский вестник. 14 января 1900, пятница, № 12. Некрологи. Чукашевы - одна из старейших купеческих семей. Первым из известных нам представителей этой династии был Иван Михайлович - потомственный почетный гражданин Чистополя, купец 1-й гильдии, занимался хлеботорговлей. Его сын Егор Иванович был владельцем крупного завода и двух ветряных мельниц. Его сыновья - Никита и Гаврила имели крупную хлебную торговлю в Чистополе и Рыбинске, вели оптовую хлебную торговлю в Санкт-Петербурге. Никита Егорович был владельцем барж и буксирного парохода «Георгий Победоносец».

     Семья Чукашевых отличалась особой благотворительностью в Чистополе. В 1890 на средства старосты Никольского собора Н.Е. Чукашева было выполнено серебряное облачение престола. См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т. II. - Казань, 2001. - С. 210-211.

[95] Казанский телеграф. 8 февраля 1900, вторник, № 2189. Волжский вестник. 8 февраля, вторник, № 34, 16 марта 1900, четверг, № 64. Некрологи. Отец Елизаветы Арсеньевны - Подуруев Арсений Кондратьевич вложил средства в строительство Никольской единоверческой церкви (ул. Левобулачная, ныне основной объём храма утрачен). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. - К., 1993. - С. 122. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI - начало XX веков). – Казань: Фест, 1998. - С. 66.

[96] Генерал от инфантерии П.Н. Шатилов - командир 15-го армейского корпуса, один из героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и штурма Карса, скончался в ночь с 19 на 20 июня 1887 г., разбив себе голову при падении с лошади. В панихиде по усопшему приняли участие Великие Князья  - сын Николая Павловича Михаил Николаевич (1832-1909) и его сын Сергей Михайлович, бывшие в то время в Казани проездом из Екатеринбурга, где приняли участие в научно-промышленной выставке. Михаил Николаевич в 1862-1881 гг. был наместником на Кавказе, а в 1877-1878 гг. - главнокомандующий Кавказской армией, а генерал П.Н.Шатилов был под его командованием. См.: Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. Репринтное издание. – Казань: ООО DOMO «Глобус»,  2005. - С. 261. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 823.

[97] Род Шестаковых внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 05.03.1873, утвержден указом Герольдии от 26.03.1873.

Шестаков Петр Дмитриевич, педагог и писатель. Родился в 1827(?), сын священника, православного вероисповедания, окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1855 - инспектор, затем директор смоленской гимназии, член-корреспондент Смоленского губернского статистического комитета. С 1860 - инспектор студентов Московского университета, в 1861 - инспектор казенных училищ Московского учебного округа. С 1863 - помощник попечителя Казанского учебного округа, а с 1865 - попечитель Казанского учебного округа, в 1869 - тайный советник, кавалер орденов Св. Станислава 2 и 1 ст., Св. Анны 2 и 1 ст.,  Св.Владимира 3 ст. См.: Казанское дворянство. 1785-1917 гг. Генеалогический словарь Сост. Двоеносова Г.А. – Казань: Гасыр, 2001. - С. 612.

Был гласным Казанской городской думы, баллотировался на должность казанского городского головы в 1888 г. См.: Достойны памяти потомков. Городские головы Казани 1767-1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост. А.М. Димитриева и др. – Казань: Гасыр, 2002. - С. 232.

Шестаков служил попечителем Казанского учебного округа с 5 февраля 1865 г. по 18 июня 1883 г. На этом посту он сменил Стендера Филиппа Филипповича. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. - Казань, 1904. - С. 405.  С 1870-1899 проживал на Грузинской ул. (ныне Маркса, 42). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. - Казань, 1993. – С. 145.

За время его попечительства Казанский университет значительно расширил свои учебно-вспомогательные учреждения; в округе увеличилось число гимназий и училищ.

Опубликовал большое количество статей и брошюр, среди них «Святой Стефан, просветитель Пермский» («Известия и Ученые записки Казанского университета». 1868; «Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенежский» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1868. Часть CXXXIX); «Мысли Николая Михайловича Карамзина о воспитании». Казань. 1866. См.: Фирсов Н.Н. Памяти П.Д.Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России. - Казань, 1891.

[98] Камень весит не менее тонны и его размеры составляют: 50 Х 60 Х 174 см.

[99] Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани (историческое описание). – Казань: типо-литография императорского университета, 1895. 216 с. Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского Казанского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней.-  Казань, 1899. 18 с.

[100] Козляков В.Н. Марина Мнишек. – М.: Молодая гвардия, 2005. – (Жизнь замечательных людей: Серия биогр.; вып. 935). – С. 314.

[101] Козляков В.Н. Указ. соч. – С. 314.

[102] См.: Соловьев С.М. Соч. в 18 книгах. Кн. V. Том. 9. - М.: Мысль, 1990. - С. 26. Липаков Е.В. Дворянство казанского края в конце XVI – первой половине XVII вв.: формирование, состав, служба. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. - Казань, 1990. - С. 132  - 133.

[103] Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII  века. 1601 – 1608. Сборник документов. – М., 2003. № 191. – С. 331.

[104] В частности см.: Казанское время. 7 - 13 октября, № 5. 2005.

[105] Мухамадиев А.Г., Шавохин Л.С. Отчет о раскопках в Казанском кремле в 1977 г. // Р-1 № 7020. 199 лМухамадиев А.Г., Халиков А.Х., Шавохин Л.С. Раскопки в Казанском кремле. АО – 1977. – М., 1978. – С. 187 – 188.

[106] Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2006. – С. 125.