<%@Language=VBScript%> Пророчества о царстве Мессии

Доселе нами излагалось учение псалмопевцев о личности Мессии и Его служении. Теперь изложим их учение и пророчества о Его последователях, о членах царства Мессии и их духовном состоянии. Учение об этом можно находить как в вышерассмотренных мессианских псалмах, так и в других, содержащих в себе аналогичные пророчества и упования псалмопевцев. Общее учение о царстве Мессии, или, по новозаветному словоупотреблению, о Церкви можно видеть в мессианских изречениях: 21:23 — посреде церкви воспою Тя; 21:26.— в церкви велицей исповемся Тебе; 39:10 — благовестих правду в церкви велицей (Ср. 34:18; 106:32; 149:1...). По этим изречениям, несомненно, Мессию будут окружать избранники, которые составят Его ближайшее общество — Церковь. Точно так же по пророчествам о царственном служении Мессии предвозвещается Его царство и сонм святых — близких Ему (2:6; 71:12-13; 109:3). В тех же мессианских псалмах раскрываются и более частные пункты в учении о царстве Мессии.

Что касается объема царства Мессии, общего состава его членов, то уже неоднократно замечалось, что оно будет простираться на все народы. Пророчества о его вселенскости проникают как мессианские, так и немессианские псалмы. По первым, Мессия как Царь предызображается имеющим власть до концов земли (2:8; 44:17; 71:8), а равно и Мессия как страдалец предызображается возвестителем славы Божией и спасения людей по всей вселенной, до концов земли (21:28-29). К этим чисто мессианским пророчествам примыкают многочисленные пророчества в других псалмах, также предвозвещающие спасение, обращение к Богу, духовное просвещение и нравственное возрождение всех языков, исповедание ими Господа (66:3-6), поклонение и хвала Ему от всей земли (47:11), упование на Него и страх пред Ним всех концов земли и морей (64:6-9), обращение их в наследие Иеговы, подобно Израилю в Ветхом Завете (81:8; 85:9), распространение слова Божия, познание его и прославление Господа всеми царями земли (137:4-5).

В параллель с пророчествами о вступлении всех народов в царство Мессии у псалмопевцев раскрывается учение о том, что не все сущие от Израиля суть истинные израильтяне, наследники и участники израильско-мессианских обетовании. Начало и основа этих пророчеств заключалась в жизни и настроении современного псалмопевцам Израиля по плоти. Своих современников псалмопевцы разделяют на два рода: один род единомышленных псалмопевцам благочестивых людей, род праведных (13:5), — взыскующих Господа (33:11), сынов Божиих (72:15), правых (111:2). Они составляли собрания и общества праведных, в которых поучались закону Господню день и ночь (1:2). Другой род составляли сонмы и советы нечестивых (1:1; 25:5; 63:3), все счастье и блага коих ограничивались земной жизнью, ее радостями, богатством, утехами и т. п. (36:7; 48:7-17; 51:3-9; 61:11; 72:6, 8, 12). Псалмопевцы были уверены, что и на будущее время это разграничение и разделение не устранится, что оно будет и в царстве Мессии. Благочестивые и богобоязненные потомки Израиля будут ближайшими членами и общниками царства Мессии (21:24-27; 68:33, 37; 144:18-20). Царство Мессии, по учению псалмопевцев, есть селение праведных, врата в него суть врата «правды», через которые пойдут лишь праведные (117:15-20), а нечестивые не устоят на праведном, подобном огню, суде Божием, исчезнут с земли, погибнут, сойдут во ад или сгорят (1:5; 9:18; 20:10; 33:17; 36:28; 103:35). Но при всех указанных особенностях состава царства Мессии и его членов, все же преимущество, по пророчествам псалмопевцев, должно быть на стороне Израиля, которому были даны заветы и обетования. Мессия, Своими страданиями победивший грех, с хвалебной Своей песнью прежде всего обращается ко всему семени Иакова и Израиля, к братии Своей по плоти (21:23-24); возвещает им, что Бог спасает Сиона (68:36). Над святой Сионской горой будет поставлен и помазан Царем Мессия — Сын Божий (2:6). К этим, как бы основным и неоспоримо-мессианским, пророчествам примыкает множество аналогичных и тесно связанных с ними пророчеств, предвозвещающих спасение, восстановление Сиона во главу языков (101:16-23; 86:5; 47:12-15), прощение грехов Израиля, возвращение из плена (политического и духовного), обращение к Богу и прославление Иакова и Израиля (13:7; 43:5; 52:7; 78:9; 84:3; 129:8; 146:2). Согласно языку других пророков (особенно Исаии), сыны Израиля — члены царства Мессии — должны быть названы святым остатком Израиля (ср. Ис. 4:2; 6:13; 10:22-23; 1:9 = Рим. 9:27-30). Что касается духовного состояния членов царства Мессии, то о нем можно судить по наименованию самого царства Мессии святою горою Господнею (14:1; 42:3), а членов его — праведниками (144:18-20), святыми (109:3 и др.), правыми (35:11) и т. п. То есть, на первом плане псалмопевцы поставляют богоугодную, нравственно совершенную жизнь. Затем, псалмопевцы оттеняют, почти в каждом пророчестве, духовную радость и веселие, проявляющиеся в богохвалебных песнях членов Царства Мессии (5:12; 39:17). Сам Мессия, по пророчествам, явится составителем богохвале-ний и первым певцом новых благодарственных песнопений (21:24-27; 39:4). Причиной этой необычайной радости псалмопевцы признают спасение и очищение грехов, которое будет даровано Господом членам царства Мессии (27:9; 36:40; 71:13-14). Источником радости в будущем царстве Мессии для псалмопевцев служит также упование на близость его членов к Богу, на обитание среди них Господа, на лицезрение Господа как высшую награду праведникам (15:11; 16:15; 35:8-9). Царство Мессии, в соответствие этим обетова-ниям и благам, называется псалмопевцами жилищем Господним (14:1). В числе благ, соединяемых псалмопевцами с участием в царстве Мессии, нельзя не упомянуть о том, что члены царства Мессии будут награждены жизнью, будут жить. Чтобы понять смысл и значение этого блага, нужно принять во внимание часто упоминаемое в Псалтири (основывающееся на Исх. 3:14-15) наименование Иеговы Богом живым (17:47; 41:3; 83:3 и др.), источником жизни (35:10; 41:9) и т. п. Затем, принимая во внимание всю ветхозаветную вероучительную систему, нельзя не припомнить повествования Пятикнижия о древе жизни, его благах, утрате доступа к нему и т. п. (Быт. 2-3 гл.). В связи с обоими вышеуказанными положениями понятно наименование Мессии в Псалтири живым (71:15), душа и сердце Коего будут живы пред Господам в век века (21:30). В связи со всеми тремя вышеприведенными положениями понятно и благо жизни: сердца участников трапезы Мессии будут живы в век века (21:27), душа их будет жива (68:33). Лично себе и единомысленным праведникам псалмопевцы ожидают жизни: душа их будет жива (117:17; 118:77, 116, 144, 175). Они надеются пребывать во стране и во свете живых (26:13; 55:14; 114:8; 141:5). Грешники же, по их верованию, будут исторгнуты из земли живых (51:7), истреблены из книги живых (68:29). На основании всех вышеприведенных параллелей естественно понять благо жизни членов царства Мессии как богоподобное, райское, свободное от греха и неразлучной с ним духовной и телесной смерти (Быт. 3:14-15) состояние. С этим благом, таким образом, соединяется вера в победу над первородным грехом и внесенным им в мир злом и главнейшим видом последнего — смертью; вера в восстановление той нормальной жизни в общении с Богом, для которой создан человек, когда вдыхался в него Богом дух жизни (Быт. 2:7) и которая соответствует богоподобной природе человека, носителя образа Бога Живого.

В перечислении благ, даруемых Господом членам царства Мессии, нельзя, наконец, не упомянуть о благословении Божием: благословятся в Нем (Мессии-Царе) вся колена земная (71:17). О значении этого пророчества, особенно часто упоминаемого в Пятикнижии, уже много раз говорилось. С благословением Божиим, несомненно, соединялась вера в победу над злом, внесенным в мир грехопадением, и в восстановление райского блаженного общения с Богом.

Возвращаясь к ранее отмеченному нами общему характеру и особенностям вероучения псалмопевцев, мы и в их пророчествах о царстве Мессии должны отметить блага и упования каждого отдельного праведника, возлагаемые на это царство. Так, из общей утешительной надежды на близость к Богу всех членов царства Мессии пророк-псалмопевец отмечает собственную личную надежду свою и всякого праведника на то, что он исполнится веселья, находясь с лиием Божиим и наслаждаясь красотою десницы Господней (15:11), когда явится пред славою Господней (16:15) во стране живых (114:8). Если всем участникам царства Мессии возвещается прощение и очищение грехов (64:4), то и лично себе, а равно и каждому праведнику, псалмопевец ожидает избавления от всех своих беззаконий (Пс. 50; 38:9; 129:3-4; 18:13-14). Если всем праведникам предвозвещается обитание на горе Господней, то и лично себе псалмопевцы ожидают, как утешительнейшей награды и успокоения среди величайших скорбей и бед земной жизни, вступления в святую гору Господню и селения Его, с чем неразлучно и личное спасение каждого праведника-псалмопевца. Это личное упование побуждает псалмопевца среди скорбей жизни прославлять Господа на гуслях (42:3-5), за воздаяние ему лично как праведнику (141:7; 117:18-20). Таким образом, пророчества псалмопевцев о благах царства Мессии могут быть объединены в заключительном воззвании псалмопевца: вскую прискорбна ecu, душе моя? уповай на Бога, яко исповемся Ему: спасение лица моего и Бог мой (42:5). Так, личное упование праведника особенно ценно для псалмопевцев и в пророчествах о царстве Мессии — Спасителя людей. И эти пророчества излагаются как утешение и награда, упокоение праведникам среди скорбей и гонений земной жизни.

Затем, в обзоре псаломских пророчеств о царстве Мессии невольно обращают на себя внимание многократные в них упоминания о нищих, кротких, убогих и прочих страдальцах земли. Так, в чисто мессианских псалмах ближайшими участниками трапезы Мессии-Страдальца признаются нищие, убогие (21:27; 68:33) и Сам Страдалец-Мессия называется нищим, убогим{21:25; 39:18). Мессия-Царь, по пророчествам псалмопевцев, явится судити нищим в суде и правде (71:2-4), избавить нищих и убогих от притеснителей их (71:12), спасти души убогих (71:13). К этим ясным мессианским пророчествам примыкают и их пополняют другие аналогичные многочисленные пророчества псалмопевцев, в которых предвозвещается спасение и блаженство убогим земли (9:33), спасение кротких земли (75:10; 149:4), утешение окованных и умерщвленных (101:21), смиренных (137:6), воздаяние правды нищим и отмщение убогим (139:13), Господне внимание и любовь к сиротам и вдовам (145:9). — И на эти многочисленные пророчества о спасении и блаженстве страдальцев земли должно смотреть как на отражение общего, не раз выше отмеченного характера вероучения псалмопевцев. Излагая ветхозаветное вероучение с точки зрения личных потребностей и чувств верующего человека, псалмопевцы в мессианских пророчествах оттеняют также удовлетворение личных сердечных потребностей верующих людей, особенно страдальцев и гонимых праведников, предвозвещают им спасение и блаженство и тем вселяют в их дух бодрость и спокойствие среди тревог и скорбей земной жизни (особенно 41:11-12; 42:3-5).

Итак, в пророчествах о царстве Мессии псалмопевцы предвозвещают участие в нем всех народов, неучастие грешников из иудеев, ближайшее участие праведных иудеев. Благами царства Мессии признаются лицезрение Господа, праведность, святость, очищение от грехов, жизнь, благословение Божие.

Пророчества псалмопевцев о царстве Мессии относятся к более древним аналогичным пророчествам, как пополнение и более частное раскрытие их. Так, в Пятикнижии говорилось о том, что благословение Божие чрез семя жены будет даровано всем племенам земли. — То же раскрывают и псалмопевцы. Что касается участия в нем праведников из Израиля и неучастия грешников, то в Пятикнижии и исторических книгах об этом умалчивалось. Псалмопевцы впервые раскрывают эту мысль. Последующие пророки раскрывают с большей ясностью пророчества псалмопевцев о неучастии многих из сынов Израиля в царстве Мессии. Они, согласно с псалмопевцами, предвозвещают, что день явления Мессии будет днем суда и осуждения для евреев, днем мрака и бедствий (Ам. 5:18-20), днем очищения их огнем и щелоком (Мал. 3:2...). Пророк Захария предсказывает, что евреи пронзят Мессию и будут оплакивать Его, как родители оплакивают смерть единственного сына (Зах. 12:10). Пророчеств о нравственно высокой и праведной жизни членов царства Мессии не будем приводить, так как ими наполнены пророческие книги. Достаточно привести заключительное в этом отношении изречение Даниила: приимут царство святии Вышняго и содер-жати будут оное далее до века веков {Дан. 7:18, 27; 12:3; ср. Ис. 4:2-3; 60:21...). Что касается духовных благ, надежд и утешений, ожидающих членов царства Мессии, то они существенно сходны, по пророческим писаниям и учению псалмопевцев. Особенно подробно они предвозвещаются пророком Исаией и Даниилом. Царство Мессии пророк Исайя называет, согласно с псалмопевцами, горою Господнею, домом Бога Иаковля (Ис. 2:1-5; Мих. 4:1-5), новым святым Иерусалимом (Ис. 60:1), местом неиссякаемой духовной радости обитателей его (Ис. 60:5, 13) вследствие прощения их грехов, спасения их страдальцем — рабом Иеговы (52:9-10; 53:12) и постоянного пребывания среди них Господа (Ис. 60:19-20). К этим благам и утешениям, предвозвещаемым и другими пророками, Даниил присоединяет воскресение из мертвых для жизни вечной (Дан. 12:2) и, таким образом, пополняет пророчества псалмопевцев о жизни членов царства Мессии.

Таким образом, между псалмопевцами и пророками в пророчествах о царстве Мессии существует значительное сходство, как в общем, так и в частностях, причем пророки пополняют и поясняют псалмопевцев. Отличие нее и особенности псалмопевцев в том, что блага царства Мессии и его членов они раскрывают как потребность и награду лично для каждого верующего человека. Пророки предвозвещают общую судьбу царства Божия на земле, общий строй жизни его членов, отношение его к другим людям, не имеющим войти в него (Исаия и Даниил), общий его характер, отчасти как противоположность и порицание современным, недостойным сынам Израиля (Ис. 2; 59-60 гл.). Псалмопевцы раскрывают блага царства Мессии как успокоение и упование лично каждому верующему среди скорбей и страданий земной жизни (42:3-5). Пророки говорят о всем вообще царстве Мессии, псалмопевцы о каждом его члене. В связи с тем же особенным характером вероучения псалмопевцев находятся вышеприведенные пророчества их о преимущественной близости к Мессии и ближайшем участии в благах Его царства нищих, кротких, убогих и т. п. страдальцев. Сами псалмопевцы и единомышленные им праведники часто, если не постоянно, принадлежали к числу таких страдальцев (24:16; 33:7; 69:6; 85:1). А потому, в предвозвещении этом естественно видеть также утешение и награду как самим псалмопевцам, так и единомышленным им праведникам, гонимым и страдавшим в земной жизни. Таким образом, если слова апостола Павла приложимы к другим ветхозаветным мессианским пророчествам, то к мессианским пророчествам псалмопевцев они приложимы в наибольшей мере: елика бо преднаписана быша (о Христе, — в Ветхом Завете и, в частности, в псалме 68:10), в нагие наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний упование имамы (Рим. 15:4). Такое же упование псаломские мессианские пророчества вселяли и в ветхозаветных верующих людей.

Доселе нами изложено содержание и значение пса-ломских мессианских пророчеств в системе ветхозаветного вероучения. Что касается новозаветного вероучения и отношения к нему псаломских пророчеств, то в ответе на этот вопрос, руководясь апостольским правилом (Евр. 10:1), должно сказать, что в Ветхом Завете вообще и в псалмах в частности были сени и гадания, а в Новом изложен самый образ спасения человеческого рода Иисусом Христом и Его Церковью. Излагать этот образ по новозаветным книгам во всей его полноте здесь неуместно; такое изложение может быть предметом отдельных объемистых монографий. Укажем только свидетельства Иисуса Христа и новозаветных писателей об исполнении пророчеств псалмопевцев. Иисус Христос прилагает к Себе, как Единородному Сыну Божию, изречение псалма 109:1 —рече Господь Господеви Моему (Мф. 22:41-46; Мк. 12:36-37; Лк. 20:42). То же повторяют апостолы Деян. 2:34-36; 1 Кор. 15:25; Еф. 1:20; Евр. 1:13). Для обозначения Своих крайних душевных и телесных страданий по человечеству Иисус Христос произнес также псалом-ское пророческое изречение: Боже, Боже Мой, вскую оставил Мя ecu (21:2 = Мф. 27:46; Мк. 15:34). Таким образом, Иисус Христос засвидетельствовал псалом-ское предвозвещение о Божестве и человечестве Своем в крайних пунктах Его служения на земле: воплощении и крестной смерти. Из срединных пунктов служения Иисуса Христа, по Его свидетельству, предвозвещена в псалмах Его ревность о доме Божием: ревность дому Твоего снеде Мя (68:8-10 = Ин. 2:14-17). Если принять во внимание глубоко знаменательное изречение Иисуса Христа: в тех, яже Отца Моего, достоит Ми быти (Лк. 2:49), то под ревностью о доме Божием можно разуметь все Его служение Богу и царству Божию. Таким образом, псалмопевцы, по изъяснению Иисуса Христа, предвозвещают Его Существо Божеское и человеческое, начальный и конечный моменты Его служения и общий характер Его служения.

Указания апостолов и вообще священных новозаветных писателей на точное исполнение мессианских псаломских пророчеств в служении Иисуса Христа очень многочисленны. Приведем наиболее важные, существенно обнимающие служение Христа. Таковы: ссылки апостола Павла на изречение Пс. 39:7-9: жертвы и приношения не восхотел ecu, тело же, свершил Ми ecu... и 109:4 — Ты иерей во век по чину Мел-хиседекову. В обоих пророчествах ап. Павел находит предуказание всего первосвященнического служения Иисуса Христа и его искупительного значения по отношению к людям (Евр. 10:5-10; 8 гл.). Можно сказать, что все Послание ап. Павла к Евреям, столь многосторонне раскрывающее служение Иисуса Христа, Его Божество и человечество, совершенное Им спасение, а равно и все домостроительство о спасении людей в Ветхом Завете — имеет исходным своим положением псаломские пророчества о Мессии и Его существе и служении (Пс. 2:7; 8:5-7; 44:7-8; 96:7; 101:26-28; 103:4; 109:1; 21:23 = Евр. 1-2 гл.). Затем можно указать очень много прямых и косвенных ссылок новозаветных писателей на исполнение в жизни Иисуса Христа пророчеств об отдельных событиях и, например, о притчах Иисуса Христа (Мф. 13:35 = Пс. 77:2), о восстании на Христа начальников и книжников языческих и иудейских (Деян. 4:26-27 = Пс. 2:1-2), о презрении к Нему всего еврейского народа (Деян. 4:11 = Пс. 117:22). История крестных страданий Иисуса Христа излагается евангелистами почти языком псаломских пророчеств (Мф. 27:39-43 = Пс. 21:5-9; Мф. 27:35, 50 = Пс. 21:17, 19; особенно Ин. 19:23-24 = Пс. 21:19; Мф. 27:33-34 = Пс. 68:22... и мн. др.).

Что касается псаломских пророчеств о царстве Мессии, или, по новозаветному словоупотреблению, о Церкви Христовой, то и они нередко цитируются в Новом Завете. Таковы следующие существенно важные: наименование Мессии Братом верующих в Него (Евр. 2:11-12 = Пс. 21:23). На этом наименовании ап. Павел строит учение об искуплении смертью Христа всех верующих в Него (Евр. 2:11-18). Затем, ап. Павел называет Церковь Сионской горой, градом Бога Живого (Евр. 12:22), не без соответствия с псалом-ским наименованием царства Мессии горой Господней, Сионом, градом Господа и т. п. (Пс. 14:1; 42:3; 2:6...). Предвозвещаемое, согласно обетованиям Пятикнижия, псалмопевцами благословение Божие членам царства Мессии (71:17) исполнено, по свидетельству апостолов, Иисусом Христом, который был послан Богом Отцом благословить людей, отвращая их от зла {Деян. 3:24-26). Этим-то Своим избранникам Иисус Христос на Своем суде скажет: приидите, благословенный Отца Моего (Мф. 25:34). — Таким образом, и в пророчествах о царстве Мессии, по новозаветным свидетельствам, псалмопевцы предвозвещают существенно важные его стороны и главнейшие моменты в истории Церкви, обнимают ее сущность.

В заключение настоящей речи объединим ее содержание и укажем отношение к предыдущему обозрению вероучения псалмопевцев. В пророчествах о Лиде Мессии псалмопевцы предвозвещают Его Богочелове-чество, явление и продолжительное служение на земле, Его царственную власть над всем миром, Его суд и брань с богопротивными царствами и народами и победу над ними. Но в параллель с предвозвещением царственной славы и величия Мессии, псалмопевцы уподобляют Его Мелхиседеку, называют иереем во век, Его совоинов называют святыми, облеченными в священные одеяния, с Его царствованием соединяют дарование Господня благословения всем народам. Образ и способ Его спасительного служения предвозвещаются в пророчествах о Его страданиях, злобных над Ним издевательствах, при Его безгрешности, о Его крестной смерти и даровании людям таинственной спасительной трапезы, участие в которой распространит всюду истинное богопознание, обращение всех народов к Богу и спасение. — Служение Мессии, по пророчествам псалмопевцев, будет сопровождаться основанием Его царства, в которое войдут все народы, насколько будет соответствовать Его строю их нравственное праведное состояние. Нечестивые же люди из Израиля и язычников не войдут в него. Участники царства Мессии будут удостоены прощения грехов, истинной богоподобной жизни, лицезрения Божия и вечной духовной жизни, радости и Божия благословения.

Все изложенные пророчества имеют немало себе аналогий и параллелей у других ветхозаветных писателей, особенно у пророков, но отличаются, сообразно общему характеру вероучения псалмопевцев, указанием на спасительное значение Мессии и Его царства лично для каждого верующего человека. Мессия-Страдалец, Мессия-Царь, царство Мессии — стоят в непосредственной близости к каждому верующему человеку и его спасению. Мессия есть Спаситель каждого верующего человека, блага Его царства суть предмет утешительной надежды среди скорбей и страданий земной жизни для каждого верующего человека. Теперь возвратимся к основной нити раскрываемого отдела вероучения псалмопевцев, т. е. к учению их о спасении человека. В предыдущей статье были указаны и раскрыты по псалмам спасительные средства, доступные и требуемые Господом от человека. Таковы: исполнение законов, жертвы, покаяние, молитва, сердечное благочестие и богоугождение. В настоящей статье мы раскрыли по псалмам спасительные средства, даруемые Богом. Это — учение о Мессии и Его царстве. Сознавая недостаточность собственных сил и средств для спасения и оправдания пред Богом, псалмопевцы возлагают надежду на любовь Бога к людям и дарование Самим Господом спасения человеку. Богопросвещенным духом они предвидят и предвозвещают явление на земле Господа-Царя и Страдальца, который пострадает как жертва за грехи людей и дарует людям прощение грехов, благословение Божие и истинно райскую жизнь, утраченные в грехопадении. В царстве Мессии праведники получат себе полное успокоение и мир совести с Богом, полное оправдание и спасение, которого псалмопевцы не находили ни в законе, ни в покаянии и молитве.