<%@Language=VBScript%> Учение об ангелах и злых духах

Учение псалмопевцев об ангельском мире носит, в общем, тот же характер, как и раскрытие других догматов. Умалчивая о происхождении и природе ангельского мира, лишь в общих чертах возвестив, что их природа выше человеческой (8:6), имеет духовный характер (103:4 по переводу LXX) и отличается силою и мощностью, псалмопевцы более подробно говорят об их деятельности, доступной пониманию человеческого сердца. Они неоднократно говорят о том, что ангелы прославляют Бога, благословляют и поют Ему хвалебные гимны (102:20; 148:2), благоговейно покланяются Ему (96:7). Псалмопевцы и сами дают обещание прославлять Бога пред ангелами Его, как бы разделяя с их сонмом хвалебные чувствования в священных радостных песнопениях (137:1). Так, собственное восторженно-радостное настроение псалмопевцев, порождаемое сознанием премудрости и благости Божией во всем окружающем мире, находило себе отражение в верованиях их в ангельский мир. Затем, псалмопевцы, точно так лее в связи с общим своим вероучением, говорят об отношении ангелов к людям. Для защиты от внезапных и непредвиденных опасностей Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Господа (33:8); Господь заповедует ангелам Своим охранять верующего человека на всех путях его, на руки брать его, чтобы не претыкалась нога его (90:11-12). Защищая и охраняя праведников и являясь для них, таким образом, добрыми и благодетелями, ангелы проявляют по воле Божией и свою лютость по отношению к врагам народа Божия (77:49). Они оскорбляют и прогоняют людей злонамеренных из среды народа Божия и тем защищают от их гонений людей богобоязненных (34:5-6).

Вообще, в учении об ангелах псалмопевцы продолжали лишь раскрывать учение о промышлении Божи-ем о людях. Здесь заключался для них и через их уста для каждого верующего человека источник утешения среди бед и гонений в земной жизни. Псалмопевцы вселяли в свои души и единомысленные себе сердца надежду, что вокруг каждого человека есть ангел, ежеминутно готовый в опасности оказать помощь праведнику и смирить враждебного злого человека. Ангелы готовы разделять с людьми их радости и единодушно воспевать Бога.

Учение об ангельском мире было присуще всем ветхозаветным писателям, начиная еще с повествования Моисея о Херувиме — охранителе рая (Быт. 3:24) и кончая пророчеством Малахии об ангеле Божием (Мал. 3:1)... Но из всех многочисленных ветхозаветных изречений и повествований об ангельском мире в христианских богословских сочинениях цитируются лишь псалмы, как заключающие наиболее ясное о них учение (Макарий. Догматическое богословие. С. 83-93.). У других библейских писателей говорится лишь о явлении ангелов различным богоизбранным лицам (Аврааму, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Давиду, Маною, пророку Исайи, Захарии и проч.) или всему еврейскому народу (Исх. 14:19; 23:20, 23; 32:34). Из этих исторических фактов можно было делать лишь тот вывод, что Господь посылает ангелов для возвещения Своей воли, они — слуги и вестники Иеговы, временно являющиеся людям. Но о постоянном отношении их к людям нигде, кроме псалмов, не говорится. У пророка Даниила христианские богословы находят учение об ангелах хранителях царств и народов (10 гл.). Но учение об ангелах-хранителях отдельных лиц, ополчающихся вокруг богобоязненных, с успокоительными из него выводами для веры и надежды человека, составляет особенность вероучения псалмопевцев, единственного в Ветхом Завете. Дальнейшее его раскрытие находится лишь в изречении Иисуса Христа: Ангели их на небесех выну видят Лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10).

Учение о злых духах псалмопевцами почти не упоминается. Правда, в переводе LXX трижды употреблено слово δαιμονιον — по-славянски: бес (90:6; 95:5; 105:37), но в еврейском тексте в первом случае стоит слово ............. — язва, жар, солнечный удар, вообще болезнь, порождаемая на востоке полуденным зноем; во втором и третьем: ................... — суетные, ничтожные, языческие боги и идолы. Встречается в еврейском тексте слово ........ —διαβολος (108:6), но более в смысле

враждебного человека, клеветника и лжесвидетеля на суде, нежели злого духа, враждебного людям, как он, например, представляется в Книге Иова.

Псалмопевцы встречались и боролись в жизни со злом и его проявлением, но далее ближайших осуществителей зла — злобно настроенных людей и последствий прирожденного греха — не простирали своей речи. Христианские подвижники, видевшие многократные козни диавола, и составители чина христианского богослужения, введшие многократное в нем чтение Псалтири и отрывками из псалмов наполнившие христианские гимны и молитвы, прилагали нередкие упоминания псалмопевцев о врагах-людях к врагам-демонам (5:9; 6:11; 8:3; 12:3; 16:9: 17:4...). Без сомнения, такое понимание и толкование поучительно для христиан и полезно, но как перенос буквального смысла на иносказательный. Буквальный же смысл этих многочисленных мест, по изъяснению св. Афанасия и как ясно из контекста, приложим лишь к людям и «врагам видимым», а не к бесплотным духам и «мысленным врагам»[1].

Учением об ангельском мире заканчивается в богословских руководствах отдел учения о невидимом мире, а затем излагается учение о видимом мире, начиная с царя его — человека.



[1] См. св. Афанасия: Предуведомление к толкованию на Псалтирь. // Творения. Т. 4. М., 1854. С. 42.