К вопросу об аккредитации духовных учебных заведений и другие новости

Состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по религиозному образованию Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, посвященное проблеме государственной аккредитации духовных школ. Рабочая группа была создана почти год назад, после первого обсуждения проблемы аккредитации на правительственной комиссии, — тогда все закончилось ничем. Представители Министерства образования и науки делали упор на том, что вопрос не имеет решения в рамках существующего образовательного законо-дательства. Немногим далее продвинулись и на последующих встречах, которых было никак не меньше трех — уже с участием рабочей группы.

Вопрос действительно сложный. С одной стороны, Церковь у нас отделена от государства, поэтому госорганы не имеют права сертифицировать работу религиозных организаций, каковыми по статусу являются духовные учебные заведения, а значит, не могут разрешить им выдавать дипломы государственного образца. Но, с другой стороны, уже несколько лет существуют варианты государственного стандарта «теология»: для ступени «бакалавр» – с 1993 года, «магистр» — с 2001, по традиционной пятилетней системе обучения со специальностью «теология» — с 2002. Церковь готова учить своих студентов на основании этих нормативов. Возможен и обходной маневр: выделить в перечне семинарских предметов общегуманитарный блок и «под него» получать государственную аккредитацию. Чтобы и дальше не запутывать проблему, решено было для начала ограничиться рассмотрением вопроса о юридической возможности применять в духовных школах госстандарты. И тут, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки.

«В письме за подписью замминистра образования и науки, которое мы получили, содержится согласие с той формулировкой, которую мы предложили, — рассказал «Ежедневному Журналу» зампредседателя Комиссии по религиозным объединениям при правительстве РФ, руководитель рабочей группы Андрей Себенцов. — При этом в министерстве считают, что закон «Об образовании» даже не требует изменений и дает возможность ограничиться лишь по правками в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», куда сейчас как раз готовятся поправки, касающиеся других вещей. Туда следует внести такую запись: духовные учебные заведения имеют право осуществлять образование по государственным образовательным стандартам и в случае получения аккредитации выдавать диплом государственного образца».

Такая формулировка дает надежду, что рано или поздно профессиональное религиозное образование получит в обществе законный статус и семинаристы наравне со всеми получат право и возможность учиться по обмену в других, не духовных, учебных заведениях или продолжать образование за рубежом. Урегулирование вопроса с духовными школами важно для России еще и с точки зрения присоединения к так называемому Болонскому процессу. Россия подписала принятое в 1999 году Болонское соглашение, которое предполагает, что к 2010 году система образования в европейских странах во многом приобретет общие черты. Но в Европе выпускники духовных школ имеют равные права со всеми прочими. Где-то (например, в Италии) принята так называемая нострификация — признание эквивалентности дипломов государственных и церковных школ, где-то это регулируется другими законодательными нормами. Но нигде профессионалы от Церкви не считаются людьми второго сорта.

Однако, как выясняется, Болонское соглашение одновременно таит в себе немалую опасность для религиозного образования в России. Чтобы вписаться в общеевропейскую систему, нам требуется значительно сократить количество образовательных стандартов — по некоторым сведениям, чуть не в десять раз. Сейчас их в России якобы 400-500, а останется 40-50. Многие опасаются, что под сокращение попадет и стандарт «теология», у которого было немало противников. Начальник отдела программ и стандартов Минобрнауки Нелли Розина подтвердила «ЕЖ», что пересмотр перечня стандартов стоит в плане, но отметила, что «пока неясно, что будет сокращаться». Андрей Себенцов считает, что упразднять теологический стандарт было бы неправильным. «Он рождался в муках, многие считали, что он не нужен, но, как ребеночек, уж раз родился, то изничтожать его было бы преступлением», — поделился он своими соображениями с «Ежедневным Журналом».

Не менее важно, на наш взгляд, и другое. Если стандарт действительно отменят, решив, что духовная школа проживет и без него — жила же до сих пор, — то от этого пострадает вся система богословского образования. В первую очередь, конечно, светские богословские вузы и факультеты. Число теологических факультетов в различных университетах (Омском, Уральском, Алтайском и пр.) и институтах уже подбирается к тридцати, и конкурс кое-где совсем не маленький: на теологическом отделении Тульского университета, например, в этом году он составил 8 человек на место. Да и некоторые светские богословские вузы, в большинстве своем возникшие намного раньше факультетов и существующие по 10-15 лет, успели приобрести устоявшуюся репутацию. С отменой стандарта они разом лишатся базы для своего существования. Богословие опять замкнется в поневоле тесных церковных рамках, не будет того перетока идей и мнений, того напряжения мысли, которые могли бы возникнуть, развивайся оно свободно, при здоровой конкуренции между церковной и академической наукой. В такой ситуации вряд ли можно говорить о восстановлении богословской школы во всей полноте.

Да, в дореволюционной России не было системы светского богословского образования, но отдельные богословские дисциплины читались в университетах, где преподавали видные церковные ученые, и связь между духовной и светской школами сохранялась. Советская власть не только изгнала «попов» из всех государственных учебных заведений, но и поставила крест на развитии богословия. Из системы церковного образования исчезла живая мысль, постепенно утрачивались и навыки обращения с нею. Отмена теологического стандарта может опять загнать духовную школу в гетто.

“Ежедневный журнал”
 
 
"Мы имеем полное право на сохранение своих образовательных традиций..."

Интервью Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента.

– Владыка, один из вопросов, рассмотренных на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2005 года, касался хода реформы, которая проводится сейчас в духовных школах нашей Церкви. Не могли бы Вы прокомментировать этот сюжет?

– На протяжении последних 15 лет наше общество живет в условиях, радикально отличающихся от тех, в которых приходилось существовать в советскую эпоху. За эти годы произошли огромные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны. Церковь ныне не стеснена диктатом власти и не имеет былых препятствий к осуществлению своей миссии в мире. Перед ней открылись новые возможности, для реализации которых необходимо совершенствовать методы и формы практической деятельности. Открытие новых храмов, монастырей и подворий требует подготовки кандидатов в духовный сан, имеющих необходимый уровень образования. Поэтому в минувшие годы было открыто значительное количество духовных учебных заведений: училищ, курсов, институтов, семинарий, академий. Постановлением Архиерейского собора 1994 года семинариям придан статус высших учебных заведений и определен курс обучения в них сроком в пять лет. При этом мы пришли к ясному пониманию того факта, что духовное образование обладает своими особенностями, отличающими его от светской системы просвещения. Конечно, современный священнослужитель должен быть широко образованным и по-настоящему культурным человеком. Но мы, однако, не имеем права забывать, что духовная школа не просто дает знания – она призвана послужить главной цели человеческой жизни. А цель эта для любого христианина одна – спасение. Пастырь должен вести людей по пути спасения во Христе, и смысл существования духовных школ состоит именно в том, чтобы подготовить будущего священнослужителя к этому в высшей степени ответственному и жертвенному служению. Как идти ко спасению и как помочь обрести Христову истину в условиях современного общества – вот основная задача, чему должны научить семинарии поступающих в нее молодых людей. Между тем интенсивное развитие образовательной структуры Церкви в последние годы выявило уязвимые стороны деятельности современных духовных школ. К примеру, во многих семинариях недостаток опытных, обладающих высокой квалификацией преподавателей привел к зависимости учебных планов от местных условий, и есть случаи, когда богословские дисциплины преподают люди, не имеющие законченного богословского образования. Да, это могут быть эрудированные и образованные люди, но у них светское образование, и его недостаточно для преподавания в духовных школах. Кроме того, у нас нет базового документа, определяющего цели и задачи духовного учебного заведения, и отсутствуют единые образовательные стандарты для духовных школ. А без этих нормативных документов невозможно правильно организовать учебный процесс. Это обстоятельство и привело к необходимости всестороннего взвешенного анализа и выработки унифицированных форм и методов церковного образования.

– Как известно, в течение последних полутора лет работала созданная по указу Святейшего Патриарха комиссия, анализировавшая проводимые в духовных школах реформы. Каковы результаты ее деятельности?

– Данная комиссия как раз и была создана для решения накопившихся проблем. В ее состав вошли ректоры семинарий, академий, представители профессорско-преподавательской корпорации. Задачи комиссии состояли, в частности, в изучении опыта различных духовных семинарий по переходу на пятилетнее обучение с последующим предоставлением Священному Синоду объективной и полной информации о состоянии образовательного процесса в учебных заведениях Русской Церкви – для того, чтобы можно было дать оценку результатам проведенных преобразований. За время работы Комиссии ее члены посетили более полутора десятка церковных образовательных учреждений. Итогом ее деятельности стал проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви, в котором были изложены цели и задачи, стоящие перед духовными школами на современном этапе. В соответствии с ними разрабатывались и проекты образовательных стандартов. Все эти документы были представлены на заседание Священного Синода. Предложенные Комиссией стандарты духовного образования после обсуждения и корректирования должны стать той нормой, в соответствии с которой будет осуществляться преподавание во всех богословских учебных заведениях нашей Церкви.

– Не проще ли было взять за основу дореволюционную систему образования, сформированную трудами опытных администраторов и преподавателей?

– Мы, безусловно, не отвергаем опыта дореволюционных школ. Но считаем необходимым, чтобы наши семинарии и академии готовили пастырей для XXI, а не для XIX века, когда основным показателем образованности считалось знание древних языков, изучение которых занимало значительное место в образовательном процессе. Служение пастыря в эпоху глобализации в поликультурном и многополярном мире требует иной подготовки. И сами прихожане XXI века значительно отличаются от прихожан века XIX. Перед людьми, живущими в современном обществе, часто встают такие вопросы, с которыми не приходилось сталкиваться людям позапрошлого столетия. Проблемы биоэтики, глобализации, прозелитической экспансии инославия стали, к сожалению, частью жизни сегодняшнего общества. И пастыри, которых мы сейчас готовим в наших духовных заведениях, должны уметь дать правильные ответы на вызовы времени, – ответы, выдержанные в духе евангельской истины и святоотеческой традиции.

– А можно ли воспользоваться опытом духовных школ советского периода?

– Несмотря на почти двадцатилетний перерыв в деятельности духовных школ (с 1928-го по 1945 год), такие преданные Церкви люди, как митрополит Григорий (Чуков), профессора Алексей Иванович Георгиевский, протоиерей Александр Ветелев и др., в условиях тотальной несвободы смогли воссоздать православное духовное образование, преодолев при этом «западное пленение» русского богословия Синодального периода. Эти сильные духом люди восстановили авторитет русского церковного просвещения и отечественного богословия. Они стремились созидать жизнь и учебу в духовных школах в соответствии с идеями святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые неизменно настаивали на фундаментальном значении святоотеческого наследия для православного богословия и церковного образования. Учитывая накопленный за советскую эпоху опыт, комиссия отнюдь не стремилась к абсолютному демонтажу всей прежней системы богословского образования, видя своей задачей бережное сохранение и творческое осмысление накопленного опыта.

– Каким в свете проводимых преобразований видится Вам участие в Болонском процессе светских и духовных школ нашей Церкви?

– Болонский процесс – явление крайне сложное и неоднозначное. Однако общую положительную динамику здесь вряд ли возможно отрицать. Тем не менее наша светская система образования в силу ряда объективных причин пока не может в полной мере в него включиться. А об участии в этом процессе духовных школ можно будет говорить не ранее того момента, когда в соответствие с Болонской системой будет приведено российское светское образование. Только при этих условиях вопрос о ценности этой системы для наших семинарий и академий станет актуальным.

– Как решается вопрос аккредитации духовных заведений?

– Для получения духовными заведениями государственной аккредитации необходимо предоставить им право проведения образовательной деятельности по государственным стандартам. Сейчас этого нет, и Святейший Патриарх поставил вопрос перед светской властью, чтобы было изменено законодательство и такое право было бы предоставлено. В этом случае после принятия соответствующих поправок в государственном законодательстве наши духовные школы смогут проводить образовательную деятельность по соответствующим стандартам без отказа от своего религиозного статуса. Духовные школы Русской Православной Церкви существуют более трехсот лет, дольше, чем светская система образования в нашей стране. Мы имеем полное право на сохранение своих образовательных традиций. Признание государственной аккредитации духовных школ даст нам возможность двигаться к государственному признанию стандарта православного богословия, учитывающего многовековые традиции и опыт наших учебных заведений. Действующий ныне стандарт “теология” не в полной мере отвечает нашим потребностям. Мы должны готовить духовных пастырей, которые смогут отвечать на духовные запросы народа, а не теологов.

– Чем же духовные школы не устраивает ныне существующий и имеющий государственный статус стандарт по специальности «Теология»?

– Стандарт “теология” по сути своей не богословский, а светский, гуманитарный. Он перегружен целым комплексом предметов, не позволяющих обеспечить преподавание собственно богословских дисциплин в достаточном объеме и на должном высоком уровне. Необходимо учитывать, что мы готовим богословски образованных, квалифицированных кандидатов в священство, а не «гуманитариев широкого профиля». Подобный перекос в начале XX века привел к печальным последствиям, и сегодня нам всем необходимо об этом помнить.

ПАТРИАРХИЯ.RU
(www.patriarchia.ru)
 

В Казани прошел ежегодный детско-юношеский фестиваль “Сретенье – 2006”

19 февраля в Казани прошел традиционный ежегодный фестиваль творчества православной молодежи «Сретение-2006». Праздник Сретения Господня (15 февраля н.с.) отмечается во многих странах и Поместных Церквах как День православной молодежи. Уже не первый год день православной молодежи празднуют и в Казани.

Перед зрителями, собравшимися в Культурном центре МВД, выступили 16 детских и молодежных коллективов из разных городов и районов Татарстана, а также гости из соседней Республики Марий Эл. Всего же в фести-вале приняли участие около 300 человек. В зале присутствовали многие представители духовенства и право-славной обществен-ности республики.

Среди представ-ленных номеров были духовные песнопения, театральные поста-новки, авторская песня, причем молодежь из сельских приходов по оригинальности и мастерству ничем не уступала ученикам городских воскресных школ.

Работу фестиваля открыл Высокопреосвященный Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский. «Очень отрадно, – заметил Владыка, – что это мероприятие, посвященное празднику Сретения Господня, стало традиционным в нашей епархии». Владыка высказал пожелание, чтобы в подобных праздниках принимало участие как можно большее количество детских коллективов воскресных школ, «ибо дети – наше будущее, и с детских лет закладываются основы нравственности».

В первом отделении гостям фестиваля были представлены: музыкально-литературная композиция «История храма» (воскресная школа «Лествица» г. Елабуги), музыкально-литературная композиция «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны» (воскресная школа храма Успения Божией Матери г. Казани), сценическая постановка «Молитва матери» (Свято-Троицкий храм г. Лениногорска). Театральная студия «Сказ» воскресной школы прихода прп. Серафима Саровского (г. Казань) представила сценическую постановку «Где храм, там и жизнь». Детско-юношеский хор Вознесенского собора (г. Йошкар-Ола) исполнил духов-ные песнопения. Кроме того, свои номера представили детско-юношеский хор бого-служебного пения «Христославы» (вос-кресная школа прп. Серафима Саровского, г. Казань), юношеский хор Благовещенского собора Казанского кремля, хор воскрес-ной школы храма Казанской иконы Божи-ей Матери (г. Бугульма), воскресная школа «Ковчег» (г. Мамадыш), хор воскресной школы Тихвинской иконы Божией Матери (г. Казань).

Во втором отделении перед собравшимися выступила частый гость фестиваля, рок-группа «Исповедь» (воскресная школа г. Нурлат). Марийские и татарские танцы и музыкально-литературную композицию представили воскресная школа и детская школа искусств пос. Медведево (Марийская Республика), с поэтической композицией на стихи Есенина выступили дети из школы-интерната №11 г. Казани, воскресная школа Рыбно-Слободского района представила спектакль «Старец Герасим и лев Иордан». Ребята из воскресной школы г. Бавлы показали сценическую постановку «Евангелие от детей». Завершилось второе отделение выступлением хора воскресной школы вмц. Варвары г. Казани.

Официальный сайт Казанской Духовной Семинарии
(www.kds.eparhia.ru)