Православный храмовый иконостас

С Рождеством Христовым, дорогой наш читатель! Все православные спешат в эти дни в храм, чтобы прикоснуться к великой тайне и радости рождения Спасителя. Все наши мольбы и взоры устремлены к образам Иисуса Христа, Богоматери и святых. Мы замираем, попадая в удивительный мир святости и покоя, становимся участниками праздничной литургии, которая совершается для нас на фоне рукотворного чуда – иконостаса.

Временем наивысшего расцвета русской иконописи считается XV столетие (об этом мы уже рассказывали вам). Это время называют «классическим», столь совершенны и множественны иконы этого времени. А следствием повышенного интереса к станковой живописи было окончательное сложение в XV в. иконостаса.

Многоярусный высокий иконостас, полностью закрывающий алтарную арку, – создание русской художественной мысли. Византийские иконостасы – они появились в XIV в. – не превышали трех метров. В ранних же византийских храмах, как и в наших домонгольского времени, восточная алтарная часть церкви отделялась от подкупольного пространства, где находились молящиеся, невысокой алтарной преградой, мраморной или из иного полированного камня, с колонками и вратами посредине.

Иконостас – та же алтарная преграда, только высокая и немного больше выдвинутая вперед, за алтарные столбы. Материалом для изготовления иконостаса служит дерево.

Слагался иконостас постепенно. Сначала над центральными вратами преграды начали ставить одну икону с деисусной композицией ( в центре Христос, по сторонам Его – Богоматерь и Иоанн Предтеча в поясном изображении). А «врата» действительно стали вратами – получили две створы с полукруглым завершением. Мало-помалу количество икон росло, они составили целый ряд. В начале XVI столетия насчитывалось уже целых пять рядов.

Развиваться иконостас начал в лесистых областях, где строительство велось преимущественно деревянное. В каменных храмах роспись была неотъемлемой его частью. Деревянные же храмы не расписывались. Необходимо было чем-то возместить отсутствие художественных образов. И с помощью станковой живописи такая замена была в иконостасе найдена.

На иконостас с удивительной последовательностью переносятся главные сюжеты стенописи. Сюжеты распределяются по рядам иконостаса, сохраняя закон символики. Идейными творцами современного иконостаса являются Андрей Рублев и Феофан Грек. Именно Благовещенский иконостас в Москве (где они работали) – первый до нас дошедший высокий иконостас с фигурами деисусного чина в рост. Именно здесь мы впервые встречаем в центре изображение «Спас в силах», которое потом станет почти обязательным для деисуса. В Благовещенском иконостасе впервые создано такое решение его схемы, которое станет классическим.

Попробуем «прочитать» иконостас на примере развитого пятиярусного иконостаса. При этом для того, чтобы понять идейный замысел целого, будем рассматривать его от верхнего яруса к нижнему, т.е. в порядке, обратном тому, в каком иконостас слагался.

Самый верхний ряд, или чин, называется праотеческим, потому что по сторонам стоящей в середине иконы «Троица» находятся изображения ветхозаветных праотцев (Адама, Авеля, Сифа, Ноя, Еноха, Авраама и других). Праотеческий чин олицетворяет церковь ветхозаветную, дохристианскую.

Следующий ряд – «пророческий». В центре, под иконой «Троицы», – «Богоматерь знамение», поясное изображение Богоматери с молитвенно поднятыми руками, на груди Ее, в круглом медальоне, тоже по пояс, Младенец-Христос. Этот иконографический тип Богоматери воплощает «Пресвятую Деву, заключающую в лоне Своем образ родившегося от нея Сына». Он знаменовал рождение новозаветной, христианской церкви. По сторонам Богоматери мы видим иконы пророков. Они, правда, персонажи ветхозаветные, но, будучи прозорливцами, за много столетий до рождения Иисуса свидетельствовали об этом событии. Потому-то в руках у них – развернутые свитки с начертанными пророчествами.

Cлово о рождении Христа сказано. Естественно теперь показать главные события Его земной жизни и свершенные Им чудеса. Этому посвящен третий ряд. Здесь обычно изображаются сюжеты двунадесятых праздников, поэтому и сам ряд называется «праздничным».

Земная жизнь Спасителя кончилась. Сын Человеческий умер на кресте, но воскрес во славе, как Сын Божий. Теперь Он Царь и Судья небесный, о чем и свидетельствуют иконы следующего, деисусного, чина. Это главный ряд иконостаса, его иконы – самые большие по размеру.

«Деисус» – слово греческое, означает «моление». В центре – изображение «Спаса на престоле» в окружении Сил небесных. Справа от Него фигура Иоанна Предтечи, а слева – образ Богоматери. Их фигуры изображены в молитвенном поклоне, в день страшного суда они молят Судию небесного за грешный род людской. За Иоанном Предтечей обычно изображают Архангела Михаила, апостола Павла, а за Богоматерью мы видим образы архангела Гавриила, апостола Петра. Справа и слева от апостолов располагаются образы святителей, отцов церкви и вселенских учителей (т.е. епископов, считающихся основателями церковных служб, и участников первых вселенских соборов).

Нередко в деисусном чине можно увидеть небесных воинов – Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Все эти святые присоединяют свой молитвы к тем, что произносят Богоматерь и Иоанн Предтеча, поэтому и изображаются в таких же полусклоненных позах.

Последний ряд иконостаса называется «местным». В нем, по сторонам царских врат, – иконы Спаса и Богоматери, храмовая и иконы наиболее чтимых местных заступников и целителей.

Царские врата тоже расписывались. Они вели в алтарь – символ рая, отчего их еще называют также райскими. В навершии врат изображено Благовещение, а на створках – четыре евангелиста – те, кто всему миру возвестил благую весть о Спасителе, открыв перед человечеством врата рая.

С XV в. появляется изображение «Евхаристия» – причащение апостолов хлебом и вином, которые символизируют тело и кровь Христову. Это таинство – важнейшее в христианской церкви – означает приобщение всех верующих во Христа к Его страданиям и Его искупительной жертве. Венчает иконостас крест или распятие.

Таким образом, иконостас представляет Библию, включая в себя Ветхий и Новый заветы и символическое выражение мысли о б искуплении грехов человеческих крестной жертвой Христа. Богословская идея безукоризненно выражена в художественном образе иконостаса, который с годами сам стал обладать большой художественной ценностью. Невысокие в маленьких тесных церквах, огромные, чуть не под самые своды, в больших кафедральных соборах, иконостасы являют собой неотъемлемую часть внутреннего убранства наших храмов.

Объединенными усилиями живописца, резчика, ювелира, зодчего создавались великолепные произведения декоративного искусства. Выпуклые вертикальные колонки и горизонтальные тяги, разделяющие ряды и входящие в них иконы, в большинстве случаев покрыты чудесной, ажурной орнаментальной резьбой – тут и растительные узоры, и причудливо переплетшиеся ленты, и подобие стилизованных ваз. На некотором расстоянии иконостас воспринимается как гигантская пышная рама со множеством делений, включающая в себя красочные иконы. С XVII в. растительные узоры начинают оплетать и царские врата.

Переливчатая игра светотени в резных орнаментах, чистые краски живописи, мягкое мерцание золоченых окладов… Какая гармония декоративного целого!

Увы! Много утрачено, разорено, разграблено, уничтожено безвозвратно. И все же возрождаются храмы, расцветают и поют в них иконостасы и все больше и больше людей спешат в Божий Дом, чтобы обрести благодать и покой пред образами.

Алексеева Юлия Владимировна,
преподаватель иконописи