Новости религиозной жизни
Студенты МГИМО провели круглый стол о российско-грузинском
православном единстве

«Россия и Грузия: единство в вере» – круглый стол на эту тему провели 27 марта студенты Московского государственного института международных отношений (МГИМО) – редакция православного журнала молодёжи «МЫ в России и Зарубежье» совместно с Грузинским клубом МГИМО. Студенты пригласили на заседание экспертов: руководителя Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО, профессора Андрея Зубова, консультанта Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Валентина Радаева, представителя Императорского общества России Валерия Дмитриева.

Начали со студенческих докладов: первокурсник Зураб Шавлидзе подробно рассказал об истории православия в Грузии, напомнив, что официальной датой принятия христианства в Грузии считается 326 г., однако первые христиане появились на этой земле еще в I веке.

Директор журнала «МЫ в России и Зарубежье», студент IV курса Виктор Аверков говорил о православии на Руси и в России, проводя параллели между духовной и социально-политической ситуацией первых веков после крещения Руси и времени «второго крещения» России в последние два десятилетия.

Лаша Барцвадзе рассказал о недавнем визите в Москву грузинской делегации во главе с Патриархом-Католикосом Илией II по приглашению Патриарха Алексия II, об их участии в презентации XIII тома «Православной энциклопедии», посвященного Грузии. По словам докладчика, предстоятели обеих Церквей подчеркивали, что единство в вере должно быть основой для налаживания межгосударственных отношений.

Главный редактор упомянутого журнала Николай Бобринский посвятил свое сообщение истории русско-грузинских церковных отношений начиная с XIX в., когда, войдя в состав Российской империи, Грузия потеряла автокефалию своей Церкви. Обретение автокефалии вновь в 1918 г. не принесло Грузинской Церкви свободы и самостоятельности, т.к. она, так же как и Русская Церковь, оказалась под прессом безбожной советской власти. Этот период испытаний, давший обеим Церквам новых мучеников, сблизил Церкви в общей судьбе и сейчас позволяет найти общий язык в решении современных проблем. Так, «радость о возрождении веры сближает христианские меньшинства обеих стран», считает Н. Бобринский. По его словам, с христианских позиций следует отнестись и к спорным межгосударственным политическим вопросам: «С обеих сторон необходимо видеть положение глазами другого, не забывая, что мы братья, православные христиане».

Акцент на необходимости политического диалога на православной основе поддержал профессор Андрей Зубов. «Любой конфликт через призму Евангелия выглядит иначе, чем через призму СМИ. С точки зрения Евангелия найдется тысяча способов разрешения конфликта», – отметил он. Однако чтобы осуществлять этот христианский подход, молодежи обеих стран – будущим политикам и дипломатам необходимо, прежде всего, «строить самих себя, чтобы стать христианами по сути», а затем вести «миссионерскую работу в своем народе». Тогда, убежден А. Зубов, удастся преодолеть укоренившееся еще с начала ХХ в. представление о том, что «стандарты евангельской нравственности неприменимы к международной политике», и преодолеть также «глупый тупик» в российско-грузинских отношениях.

Церковь может влиять на отношения России и Грузии, убежден представитель ОВЦС МП Валентин Радаев. Он напомнил, что в «Основах социальной концепции» есть упоминание о том, что Церковь может призвать к гражданскому неповиновению в том случае, если власти проводят политику, не совместимую с евангельскими заповедями. Однако сейчас демонстрация своего православного исповедания нынешним президентов России (В. Радаев сделал акцент на том, что В. Путин – первый из российских правителей, побывавших на Афоне и заявивший там, что Россия – «православная держава») позволяет выступавшему надеяться, что «пусть не все, но мы понимаем, что с Богом живем». Таким образом, представитель ОВЦС выразил надежду на разрешение российско-грузинского конфликта на основе общности в вере. В. Радаев, выпускник МГИМО, четверть века проработавший в МИДе, отметил также, что существенную помощь в ослаблении межгосударственного напряжения может оказать Межпарламентская ассамблея православия и другие международные организации. Он призвал студенчество обеих стран активнее обмениваться визитами, участвовать в культурных мероприятиях, способных укрепить взаимопонимание между народами. В. Радаев также передал участникам круглого стола устное приветствие от секретаря ОВЦС по межправославным отношениям, протоиерея Николая Балашова.

Подискутировав со «взрослыми» экспертами, студенты – организаторы семинара выразили желание проводить подобные встречи регулярно.

 

В Тамбове открылась выставка к 130-летию архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Выставка к 130-летию архиепископа Луки – фронтового хирурга Валентина Войно-Ясенецкого, открылась 28 марта в Тамбовском Музее истории медицины, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС.

В экспозиции представлены его хирургические инструменты времен войны, тексты проповедей из архивов Тамбовской епархии, исследование о нем греческих священников, посетивших недавно Тамбов.

«История жизни этого человека, удостоенного Сталинской премии после 10-летней ссылки, хранит много загадок, – рассказала директор музея, кандидат исторических наук Светлана Истомина. – Например, непонятно, почему Сталин именно ему позволил вернуться из ссылки, хотя в Сибири в это время находились тысячи репрессированных священников».

Загадочным остается и пострижение в монахи талантливого врача из древнего польского дворянского рода, выпускника Киевского университета. В 1904 году Войно-Ясенецкий добровольно уехал на Русско-японскую войну. По возвращении перебрался с семьей в Москву, где в 1916 году защитил докторскую диссертацию и выступил с циклом блестящих докладов в Московском хирургическом обществе. А затем неожиданно для всех был рукоположен в священный сан, пострижен с именем Лука и в 1923 году избран на Ташкентскую кафедру.

В 1944 году по возвращении из очередной ссылки владыка Лука (Войно-Ясенецкий) стал главным хирургом эвакогоспиталей в Тамбовской области и архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Его скальпель и молитвы спасли тысячи раненых бойцов. За книгу «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» он получил Сталинскую премию, часть которой отдал прихожанке с пятью детьми, потерявшей мужа на фронте. Остальную сумму перевел в фонд сирот войны.

В 1946 году владыка был переведен на Крымскую кафедру и переехал в Симферополь. Пока позволяло зрение, он продолжал хирургическую деятельность, но в 1956 году архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) полностью ослеп. Умер он в 1961 году. Синод Украинской Православной Церкви в 1995 году причислил архиепископа Симферопольского и Крымского Луку к лику местночтимых святых.

Юбилей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) тамбовчане отметят в апреле 2007 года.

 

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ
ЛИТУРГИЮ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ КРЕМЛЯ И УДОСТОИЛ
ПАТРИАРШИХ НАГРАД КЛИРИКОВ ГОРОДА МОСКВЫ

В понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископы Дмитровский Александр и Бронницкий Амвросий, сообщает Патриархия.ru.

За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий удостоил богослужебных наград трех Московских клириков.

За усердное служение Церкви Божией протоиерей Владимир Гонтар, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском награжден правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш».

Протоиерей Борис Токарев, настоятель храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове награжден правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Херувимской песни».

Диакон Илия Кокин, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе г. Москвы награжден правом ношения двойного ораря.

По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви возглавил крестный ход по Соборной площади Кремля и обратился к молившимся за богослужением с приветственным Пасхальным поздравлением.

В кафедральном соборе Флоренции открылась XI Международная неделя духовной музыки

Во флорентийском кафедральном соборе в четверг 29 марта открылась XI Международная неделя духовной музыки. Она началась с выступления Хора Московского Патриархата под управлением Александра Гринденко. Прозвучали русские песнопения.

В тот же день в римском концертном зале «Аудиториум» впервые на итальянском языке были исполнены «Страсти по Матфею» – композиция епископа Венского и Австрийского Илариона. Концерт состоялся при поддержке Папского совета по культуре, Папского совета по содействию христианскому единству и Отдела по внешним связям Московского Патриархата. Всего в концерте приняли участие 140 музыкантов из России и Австрии.

Оба события были приурочены к Пасхе, которая в этом году будет праздноваться одновременно по католическому и православному календарям.

 

Богатство само по себе не является пороком, считает Алексий II

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, что православное мировоззрение не служит препятствием экономическому развитию и призвал состоятельных людей использовать богатство во благо другим.

«Неверно считать, что православная духовность – это препятствие для развития экономики. Вспомним историю наших монастырей. Они были не только обителями молитвы и учености, но также хозяйственными центрами. В годы неурожаев, войн и потрясений они служили прибежищем для десятков тысяч людей, потерявших кров и средства», – сказал Патриарх в интервью, которое публикует в пятницу газета «Известия».

Алексий II также отметил, что предосудительны не деловая активность и не желание подняться по социальной лестнице, «а безудержная жажда власти, стремление к успеху любой ценой». «Действительный успех и счастье приходят именно тогда, когда мы работаем честно, причем не только ради себя, но и ради ближнего, ради Родины», – приводит «Интерфакс» слова предстоятеля Русской православной церкви.

По словам Патриарха, осуждать следует не богатство как таковое, а стяжание богатства ради богатства, поскольку богатство – «это не благословение и не наказание». «Это, прежде всего, испытание и ответственность», – сказал он.

«Нам нужно научиться видеть в материальных благах не только средство извлечения выгоды, но и возможность послужить добру, справедливости. Непривязанность к деньгам и вещам делает человека внутренне свободным. При этом рыночные отношения, предполагающие конкуренцию, не должны распространяться на всю жизнь общества», – уверен Алексий II.

Как сказал Патриарх, он знает некоторых олигархов, входящих в составляемый журналом «Форбс» список богатейших людей России. «Среди них есть очень достойные предприниматели, которые заботятся о России. Есть и те, общаться с кем мне непросто. Так что присутствие в этом списке, на мой взгляд, – это не доблесть и не повод для осуждения. В любой среде есть люди разные. А суд – за Господом», – подытожил Алексий II.

 

Разработана серия учебно-образовательных дисков “Азбука иконописца”

Факультет церковных художеств Свято-Тихоновского университета разработал серию учебно-образовательных дисков «Азбука иконописца». На сегодняшний день в серии изданы и уже поступили в продажу три диска.

По словам Екатерины Дмитриевны Шеко, зав. каф. иконописи факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета, «выход серии «Азбука иконописца» очень актуален». В то время как материалы по византийской иконографии, а также по древнерусскому иконописанию недоступны широкому кругу любителей церковного искусства, серия СD-Rom доступна и предназначена для самого широкого круга людей. Это своего рода «музей на столе». Кроме того, каждый диск включает краткий учебник – рекомендации для начинающих иконописцев, сообщает Пресс-служба ПCТГУ.

Первый диск «Азбука иконописца» посвящен иконографии Спасителя и Богоматери, а также двунадесятых праздников. Описания различных иконографических типов дополняет подробно аннотированный каталог. В основу учебного курса положен один хорошо сохранившийся образ. В разделе иконографии Богоматери это икона XIV в. из Охридского музея (Македония). Небольшой мультфильм демонстрирует стадии процесса роскрашей.

Второй диск содержит обширный каталог по иконографии святых и ангелов, включающий более 600 икон. Он составлен на основе компьютерной базы данных факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета, собранной из публикаций, рассеянных по различным новым и древним изданиям. Часть икон, представленных на диске, – это действительно редкие образы из запасников музеев, изображения которых обычно не попадают в альбомы по иконописи. Учебный курс, показанный на диске, дает представление о принципах построения фигуры и лика, о традициях изображения святых в православной Церкви.

Православные иконописцы теперь смогут учиться дистанционно.

В состав третьего диска серии «Азбука иконописца» вошли материалы по иконографии Господской Плащаницы. Хотя эта тема относится скорее к области церковного шитья, данный материал органичен в серии «Азбука иконописца»: работе мастерицы – вышивальщицы всегда предшествует рисунок иконописца. Диск богато иллюстрирован и содержит каталог по разным иконографическим типам плащаницы на примерах шитых плащаниц и воздухов XIII-XVIII веков.

В дальнейшем планируется выпустить диски по монументальной живописи и иконописным школам.