Из жизни Казанской Духовной Академии (продолжение)

(По книге П. В. Знаменского "История Казанской Духовной Академии за первый (профессиональный) период ее существования". Казань, 1892)

В 1849 году, когда нужно было давать темы для курсовых сочинений III курсу, Преосвященный Григорий предложил от себя следующие задачи для курсовых работ для премии: 1) Извлечь из Алкорана Магометов взгляд на религию, показав наперед, как он мог дойти до такого взгляда и какими источниками пользовался; 2) Каким образом сагометанство защищает себя от христианства? При сем сличить их главные идеи, показывая их сходства и различие и особо указывая все намеки Магомета против христианства; 3) Определить метод христианской полемики против татар-магометан, которая дол-жна быть отнюдь не оскорбительная и раздражающая, но постоянно твердая, спокойная, основательная и миролюбивая; 4) Как основательно действовать на язычников Казанской епархии, чтобы обратить их в христианство? Премии объявлены в 30 рублей и на все выдано владыкой 120 рублей. Кандидатом на них явилось 7 человек: на первую тему Н. Разумов, на вторую В. Петров, на третью Е. Виноградов, на четвертую священник И. Инфантьев; А. Леопольдов написал достойное премии сочинение: «Изложение магометанства по учению ханифитов, содержимому казанскими татарами. Два студента писали на темы по пастырскому богословию, рекомендованные Преосвященным – М. Зефиров «О духовном распутстве пастыря» и И. Акимов «Об обязаностях духовника». Преосвященный распорядился выдать пять разных премий по достоинству сочинений: высшую Разумову и Зефирову, среднюю Виноградову и Леопольдову и одну малую Петрову. В 1851 году он дал еще пять тем с премиями по 30 рублей студентам IV курса: 1) Обсудить обстоятельно признаки истинно-божественной веры, и затем показать, что такая вера есть православная, а не магометанская; 2) Обстоятельно обсудить истину неповрежденности книг Нового Завета в отношении к маго-метанскому мнению, что они повреждены; 3) книг Ветхого Завета против магометан же; 4) Доказать, что чудеса Магомета ложные, а чудеса И. Христа истинны; 5) Обсудить основательно признаки Божественной веры в отношении к верам черемисским и чувашским. Дело о этих премиях решены было уже уже в 1854 году. Полные премии были выданы только П. Раеву, писавшему на первую тему, и Н. Ильину – на вторую тему, двоим студентам, А. Филимонову (по второй теме) и Н. Иорданскому (по четвертой теме), выдано по 10 рублей. Оставшиеся 70 рублей, по желанию Владыки, пошли на премии за лучшие месячные сочинения студентов VI курса – И. Добротворского, А. Лилова, А. Щапова, А. Каллистова, И. Мышкина, Я. Рудольфова, В. Годяева и А. Виноградова.

При ректоре Агафангеле темы по миссионерским предметам, особенно по расколу, сделались преобладающими; темы по расколу ректор навязывал студентам даже немного насильно. В VI курсе явились при нем замечательные сочинения: И. Добротворского «Об Иргизских монастырях», А. Щапова «Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения раскола», Я. Рудольфова «О причинах разделения» главных раскольничьих сект на многие толки, все три известные в печати. Затем оставшиеся в рукописях: В. Годяева «О пении в русской церкви вообще и в частности о крюковом и линейнем», А. Калистова «Сравнительное обозрение древних русских типиков», на основании которых напечатана потом статья ректора в «Собеседнике». Были хорошие сочинения и по мусульманству. Развитие исторического направления с половины 1850-х годв было причиной того, что в том же курсе явилось несколько работ по церковной истории. По русской церковной истории из них следует указать на известное сочинение А. Лилова: «О зловредных действиях иезуитов в отношении к православной церкви в конце XVI и начале XVII века». По общей церковной истории прекрасным руководителем студентов был о. Вениамин Благонравов, своим участием к их трудам и обязательным указанием источников и пособий умевший всегда приохотить их к усердной разработке своих тем. Темы его относились больше к истории православной восточной Церкви, разработанной тогда еще очень слабо.

Ректор Иоанн дал курсовым сочинениям исключительно историческое направление. В VII курсе при нем оставлено было еще несколько агафангеловских тем по обличению раскола, но к ним присоединено было множество новых тем по истории исправления и печатания книг в древней России, по обозрению древнерусских переводов и памятников оригинальной письменности, по истории русских ересей и т. д. По общей церковной истории тем было немного: «О заслугах монашества в борьбе с ересями в IV-IX веках (А. Верещагина), «Покушение пап подчинить Югославскую церковь» (А. Троянского), «О мерах к обращению еретиков в древние времена церкви» (И. Шишова).

(продолжение следует)