Чудотворная икона Божией Матери Тихвинская

Дорогой читатель!

 

Сегодня мы хотим рассказать о самом загадочном образе Пресвятой Девы Марии, иконе Божией Матери Тихвинской. Этот чудесный образ, по преданию, написан св. евангелистом Лукой. В V в. икона была перенесена в Константинополь, в специально для нее построенный Влахернский храм. В 1383 г., за семьдесят лет до разорения византийской столицы турками, св. икона исчезла из храма. Окруженная лучезарным сиянием, она явилась в России над Ладожским озером и, чудесно носимая с места на место, остановилась близ города Тихвина. На месте Ее явления был поставлен деревянный храм Успения Богородицы, замененный в XVI в. каменным. А позднее по приказу Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь Богоматери.

 

Чудесным покровительством Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы были основаны еще две обители: одна преподобным Кириллом Новоезерским, а другая – преподобным Мартирием Зеленецким.

 

Преподобному Кириллу однажды на молитве было явление Небесного Света, указавшего место, где он должен основать монастырь. Он отправился в путь и, дойдя до Тихвинского монастыря, три дня и три ночи непрестанно молился Пречистой Богоматери. Во сне явилась ему Матерь Божия и сказала:

 

«Угодник Пресвятой Троицы, раб Мой Кирилл, пойди на восточную страну, к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место для упокоения твоей старости». Преподобный Кирилл пошел к Белоозеру и там, на небольшом острове, от которого на небо восходил огненный столп, под старой елью построил две кельи, одну для себя, а другую – для будущей братии, и соорудил две малые церкви в честь Воскресения Христова и Богоматери Одигитрии, приведшей его сюда, освятив последнюю во имя Успения Божией Матери.

 

Преподобному Мартирию, искавшему в Тихвинской обители разрешение вопроса о своей жизни, инок Авраамий, исцеленный от чудотворной Тихвинской иконы, поведал о сокровенной пустыне, над которой ему было видение сияющего креста Господня. Получив благословение старца, взяв с собой две малые иконы – Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы (Тихвинскую икону Божией Матери), – преподобный Мартирий отправился в пустыню, называвшуюся Зеленой. Там он поставил часовню, в которой удостоился увидеть во сне Тихвинский образ Богоматери, плывущий по морю. Справа от иконы явился архангел Гавриил и пригласил инока приложиться к образу. Преподобный Мартирий вступил в воду. Образ стал сейчас же погружаться. Тогда преподобный взял икону обеими руками и взмолился: «Милостивый Создатель, если и придется потонуть, пусть это будет с Тобой». И тотчас волна перенесла его вместе с образом на другой берег, и образ скрылся. Вокруг Зеленой пустыни, где поселился преподобный Мартирий, собралась братия, и было положено начало Троицкому Зеленецкому монастырю.

 

Один мудрец сказал: «Русь непобедима, пока на ней стоят монастыри!»

 

В 1613-1614 гг. шведы захватили Новгород, не раз пытались уничтожить Тихвинский монастырь Богоматери, где хранилась ее чудотворная икона. Однажды шведские войска подходили к монастырю. Испуганные иноки решили бежать, взяв с собой святой образ, но не смогли сдвинуть его с места. Чудо остановило малодушных, и монахи остались в монастыре, молясь Богородице о защите. Наступающим шведам в это время то виделась огромная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство. Малочисленные защитники монастыря заступлением Божией Матери не раз обращали в бегство намного превосходившего их по численности врага. Вот и на этот раз шведы отступили. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Они сняли список с чудотворной иконы и отправились с ним в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, для заключения мира со шведами. При этом главной порукой мира с русской стороны был принесенный список с иконы Тихвинской Божией Матери. Впоследствии этот список был поставлен в Успенском соборе в Москве, а затем, по просьбе участников войны со шведами, Соднейском соборе в Новгороде.

 

Все эти события происходили очень давно, в северной части нашей родины. А как же наш город связан с этим святым образом?

 

Город Казань был завоеван в то время (1552 г.), когда на святой Руси был в полной силе допетровский церковно-общественный склад жизни. Тогда были в великом почтении все вещественные святыни христианства. Глубоко почитая их, русские брали их повсюду с собой, как свои главнейшие драгоценности и сильнейшие оружия и щиты. Особенно это касалось святых икон, знаменовавших чудесную помощь верным. Вот почему и в Казани много таких святых икон, из них особенно чтимые –  Казанская, Седмиозерная, Грузинская и Тихвинская.

 

Казанская Тихвинская икона Божией Матери является копией с древней чудотворной Тихвинской иконы. Она написана на деревянной доске высотой 0,86 м и 0,66 м шириной. Изображение Богоматери поясное, письма древнегреческого. Богомладенец изображен сидящим на левой руке Богоматери с обращенным к ней лицом, внизу иконы находится подпись. Сей чудотворный образ Пресвятыя Богородицы Тихвинския за многою ветхостью по прежнему изображению возобновлен в 1784 году декабря 29. На икону возлагаются непременно две серебропозлащенные ризы, из коих в первой венец на лик Богоматери украшен стразами, а корона круглыми аметистами; другая  же риза (праздничная) украшена эмалью и короною из страз в венец Богоматери.

 

«Риза сия устроена в 1876 году Казанским купцом Максимом Егоровым Олуховым». Это описание мы находим в дореволюционной брошюрке архимандрита Никанора о «Тихвинской церкви» в городе Казани за 1890 г.

 

Далее он повествует о том, что Тихвинская икона Божией Матери с основания храма была местною. Точную дату приведения иконы установить невозможно. Но несомненно, что она привезена была вскоре по завоевании Казани, т.к. еще до 1685 года уже был храм в ее честь, который возрожден в наше время и находится  между улицами Московской (Кирова) и Тукаевской.

 

В древней книге Церковного Устава за 10 июля (по старому стилю) значится, что в 1826 г., во время всенощного богослужения на воскресный день, страшная туча разразилась над Казанью сильными раскатами грома и ударами сверкающей молнии. Одна из молний упала на Тихвинский храм и проникла внутрь его, где опалила иконостас в теплом храме и, облетев храм в виде огненного шара, спустилась в левом углу иконостаса, неподалеку от Тихвинской иконы Божией Матери. Богослужение прекратилось, народ упал на пол, свечи погасли, но перед иконою Богоматери не погасла ни одна свеча, что народ приписал чуду от святой иконы Богоматери.

 

Это первое упоминание о явленном чуде, которое записано. Но Тихвинский храм несколько раз подвергался пожарам, которые, вероятно, много истребили церковных записей, свидетельствующих о прежних временах.

 

Но особенно усилилось чувствование силы Святой иконы после следующего события: Вот что мы находим у архимандрита Никанора в его заметке о Тихвинской церкви:

 

«Летом 1844 года дочь губернского секретаря Стефана Дмитриевича Изумрудова, служившего в татарской мещанской ратуше и жившего в Тихвинском приходе, девица Серафима, была выдана в замужество за подпоручика Григория Венюкова. После венчания невеста была приведена в дом супруга и здесь с первого же дня подверглась страшным припадкам, сопровождавшимся кличем и порчами. Много было употреблено мер и стараний в молитве перед Господом родителями и родственниками об ее исцелении, но облегчения больная не чувствовала и продолжала страдать. В рождественский пост, ночью, отец видит сон. Явилась к нему старушка и говорит: «Что вы попусту хлопочете о больной своей дочери, лечите, ездите по разным местам, у вас вблизи есть святыня в своем приходском Тихвинском храме. Если желаете, чтобы дочь выздоровела, то помолитесь Тихвинской иконе Божией Матери, отслужите ей молебен и осените больную иконою, и больная будет исцелена».

 

Изумрудов обратился к приходскому священнику о.Аполлонию Александровичу, попросив его отслужить литургию по больной дочери. Когда после литургии и молебна больную стали осенять святою иконою, то с нею происходили страшные конвульсии, она билась, металась, испускала пронзительные крики, так что несколько сильных мужчин едва могли удержать ее. Когда же святая икона была поставлена на грудь больной, то ее шея до того сильно раздулась, что сравнилась с лицом, а изо рта выходил сгущенный пар. Больная лишилась чувств и в этом положении была отвезена в дом своих родителей. Придя в себя, она с того дня стала чувствовать себя легче, рассудок и память ее возвратились, и она выздоровела».

 

А года через два после этого события гнев Божий посетил город Казань, в 1847 и в 1848 годах стала свирепствовать холера, от которой тысячи людей умирали. В это мрачное время многие из больных стали обращаться с молитвами о помощи к Тихвинской иконе Божией Матери, стали принимать ее для молебствований и осенения к себе в дома, и многие принимавшие святую икону с верою получали исцеления. Святыня, прославленная в народе, стала привлекать к себе богомольцев. Видимыми знаками почитания сей святой иконы служат многие приношения к ней.

 

Казанцы особенно верили в дивную помощь святого образа больным и немощным младенцам. Вот почему в праздничные дни в Тихвинскую церковь приносили к литургии множество младенцев, которых здесь причащали Святых Тайн, осеняли святою иконою. Народ веровал, что после сего больной младенец или будет здоров или умрет. А для многих больных детей брали святую икону из храма в свои дома и служили перед ней молебны с освящением воды, которой больные окроплялись при осенении святым образом. И именно это событие произошло в семье будущего всемирно известного художника Николая Ивановича Фешина (1881-1955 гг.).

 

Недавно переведенные с английского языка кандидатом искусствоведения,  ученым секретарем ГМИИ РТ Г.П.Тулузановой записи художника заслуживают огромной нашей благодарности за еще одно свидетельство явления чуда Тихвинской иконы Божией Матери. Давайте вместе прочтем отрывок автобиографии Н.И.Фешина «Годы России».

 

«….Город Арзамас, где родился мой отец, был развитым торговым центром, и жители возводили много церквей. Для этого требовались опытные ремесленники, которые бы делали иконы, золоченые и резные иконостасы и так далее. Мой отец еще ребенком выучился этим замечательным ремеслам. Когда он вырос, то уехал из Арзамаса в Казань (город на реке Волге), где женился на дочери строительного подрядчика. Он открыл свою мастерскую и сначала был завален заказами. В этом окружении, среди суматохи работающей мастерской, и проходили мои ранние года.

 

Мои первые воспоминания связаны с рассказами моей матери о том, как в возрасте четырех лет я сильно болел… Я заболел менингитом и две недели лежал в коме, почти не подавая признаков жизни. Лучшие доктора Казани ничего не могли сделать и, казалось, отказались от меня. Они говорили, что если я даже выживу, болезнь настолько серьезна, что я останусь недееспособным. Моим родителям было сказано, что им остается молиться о чуде и, странное дело, – чудо произошло. В Благовещенском соборе Казанского кремля находилась особо почитаемая чудотворная икона Тихвинской Богоматери… Ходило множество легенд о ее чудесных исцелениях и к ней приводили больных и страждущих. Это была большая икона, в тяжелом окладе и множеством украшений. Для ее перемещения требовались два человека.

 

Мой отец, знакомый со многими священниками, умолил принести ее к умирающему сыну. Святой образ в сопровождении процессии священнослужителей собора пронесли по улицам города, внесли в дом и три раза обошли с нею кровать, на которой лежал я в бессознательном состоянии. Затем ее стали медленно наклонять, пока икона не коснулась моего неподвижного тела. Это может показаться странным, но, как утверждает моя мать, уже при первом прикосновении к иконе я пошевелился, показав первые за две недели признаки жизни. С этого момента началось выздоровление, и вскоре я уже был на ногах…

 

Да, чудо явлено, и трудно не заметить избранности в творчестве  Николая Фешина. Как будто сама Богородица открыла ему в своем образе богатство красок, поэзию цвета, неуловимую строгость линий, оставив свой молитвенный покров на всей его жизни.

 

Н.И.Фешин умер 5 октября 1955 г. во сне, за 2 месяца до своего 75-летия в Америке. В 1975 году прах художника был перезахоронен в Казани. А если наш дорогой читатель захочет прикоснуться к тайне покрова Пресвятой Богородицей Н.И.Фешина, то вам стоит просто посетить музей Изобразительных искусств Республики Татарстан, зал Фешина.

 

Наш рассказ о самом загадочном образе Пресвятой Богородицы подошел к концу.

 

Загадка Ее в неиссякаемой любви к России, к нам. Давайте же и мы придем почтить святой образ, Тихвинскую икону Божией Матери 9 июля, в Никольский храм, где чудотворный образ, по милости Божией сохранен для нас.

 

Ю.В. Алексеева