К 150-летию журнала “Православный собеседник”.

Среди грандиозных событий и юбилеев этого года – 450-летие Казанской епархии, приезд Патриарха, прибытие чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери – совсем незамеченной оказалась одна дата. А именно в мае 2005 г. исполнилось ровно 150 лет с момента выхода в свет первого номера одного из старейших духовных журналов России и первого печатного духовно-академического издания Казани – «Православного собеседника».

 

На протяжении более чем 60 лет он являлся главным печатным органом Казанской Духовной Академии. Открытый в 1855 г. архиепископом Григорием (Постниковым) специально как противораскольнический журнал, он сразу же стал печатным изданием, выражающим интересы всей преподавательской корпорации. В нем публиковались как статьи, исследования и переводы богослужебных и канонических текстов маститых профессоров, так и дипломные работы выпускников академии.

 

Основной особенностью «Православного собеседника», отличавшей его от других академических журналов России XIX века, было стремление всегда обсуждать проблемы церковно-общественной жизни с точки зрения современности, с позиции трезвого и свежего взгляда. Такие разные по темпераменту и стилю управления ректоры духовной академии, как архимандриты Иоанн (Соколов) и Никанор (Бровкович), стремились к одному и тому же: приблизить сугубо научный академический журнал к проблемам и интересам современности.

 

При этом «Православный собеседник» продолжал оставаться академическим изданием самого высокого уровня. Чего стоит только опыт археографической публикации памятников древнерусской книжности и церковного права из собрания «Соловецкой библиотеки», предпринятой канонистом А.С.Павловым и филологом Н.Я.Порфирьевым, или же масштабный проект перевода деяний поместных и вселенских соборов, задуманный архимандритом Иоанном (Соколовым).

 

Помимо чисто внутренне академических, «Православный собеседник» всегда выполнял функции центрального печатного органа обширной Казанской епархии, вокруг которого возникали другие издания. Так в 1867 г. в качестве приложения начинает выходить «Издание по Казанской епархии» – официальный печатный орган с отчетами об архиерейском служении, вакансиях на приходах и др.

 

В 1905-1907 гг. часть либерально настроенных, «продвинутых» профессоров академии (Л.Писарев, М.Машанов и др.) как приложение к «Православному собеседнику»  пытались издавать «Церковно-Общественную Жизнь» – полемический журнал «на злобу дня», заостренный на проблемах церковно-общественного реформаторства. Этот проект прекратил свое существование, так как не выражал мнения большинства членов академической корпорации.

 

В 1912-1916 гг. при «Православном собеседнике»  издавалось «инородческое обозрение», вокруг которого группировалось новое поколение теоретиков миссионерства (начало этнографического периода в миссионерстве).

 

В 1918 г. в связи с закрытием академии издание журнала было прекращено.

 

В 2000 г., спустя три года после воскрешения казанской духовной школы, было возрождено издание «Православного собеседника», естественно, в качественно ином формате, но с соблюдением некоторых традиций и преемственности. Основными авторами публикаций стали светские ученые – профессора казанских вузов, прежде всего Казанского государственного университета. Преобладают в основном исторические и филологические публикации. Тематика разнообразная – от философских этюдов до публикации воспоминаний потомков профессоров академии. Иногда публикуются лучшие дипломные сочинения выпускников семинарии.

 

В издании сохранятся еще одна из традиций XIX в. – сотрудничество старейшего вуза Казани – государственного (бывшего Императорского) университета и духовной школы, пока еще в  стенах семинарии. В прошлом веке сам журнал печатался в университетской типографии, и большинство часть его редакторов были параллельно профессорами университета.

Современному творческому коллективу «Православного собеседника», достигшему определенных результатов, хотелось бы пожелать увеличения тиража, выдерживания регулярности издания и сохранения того высокого научного уровня и вектора развития, который был декларирован при открытии журнала в 1855 г. А мы знаем, что в документах того времени говорилось о «Православном собеседнике» как о журнале «догматического, герменевтического, исторического, нравственного и критического содержания».

 

История «Православного собеседника» –  одна из самых малоизученных тем в истории казанских духовных школ. Статьи Н.Ф.Красносельцева, А.В.Журавского и упоминания в академических изданиях П.В. Знаменского и А.С. Терновского – вот и все, что мы имеем об одном из старейших церковно-научных журналов. Разумеется, что о нем должны быть написаны монографии и диссертации.

 

Хотя в Национальном Архиве Республики Татарстан имеется специальный фонд «Редакция «Православного собеседника»», к сожалению, его состав ограничивается лишь финансовой документацией и адресными книгами подписчиков, которые не могут дать полноценного представления о журнале.

 

Хочется надеяться, что со временем кто-нибудь из воспитанников Казанской духовной семинарии добросовестно возьмется за столь нужное и ответственное дело – изучение истории духовной периодики в Казани.

 

Андрей Юрьевич Михайлов,

преподаватель КазДС

(Журнал “Православный собеседник”. Юбилейный вып. 2(10)-2005)