Святые источники Казанской епархии (по материалам годовых отчетов).

Дорогие читатели, под рубрикой “Святая земля Казанская” открывается цикл публикаций о приходских храмах, часовнях, святых местах нашей Казанской епархии. В этой статье мы расскажем вам о святых источниках, расположенных на территории республики. Данные об истории их почитания собирались на основании годовых отчетов по Казанской епархии. Для удобства ознакомления исторические справки расположены в алфавитном порядке по названиям районов и населенных пунктов.

 

Агрызский район

 

 Источник в честь Флора и Лавра в с Зуевка

Существует следующее местное предание о возникновении данного святого источника. Примерно в ХVШ веке относительно недалеко от села Зуевка, в селе Каракули был упразднен мужской монастырь. Немногочисленная братия разошлась по близлежащим монастырям, а два старца, по преданию Флор и Лавр, бывшие уже в преклонных летах, не стали покидать насиженных мест. Отойдя от монастыря на несколько десятков километров, старцы вырыли на берегу Камы землянки и стали жить как отшельники. В народе их почитали как святых. Многие обращались к опытным подвижникам за советом и молитвой. В один день старцев нашли мертвыми, без признаков насильственной смерти. Тела их лежали друг от друга на расстоянии не более полукилометра. Старцев похоронили на местном кладбище. А на месте обнаружения тел забили источники, которые и стали называть в честь Флора и Лавра.

 

На источниках начали происходить многочисленные исцеления болящих. Постепенно они приобрели в народе почитание, которое продолжается на протяжении уже столь длительного времени.

 

Алексеевский район

 

 Источник в честь Ахтырской иконы Божией Матери в р.п Алексеевское

О происхождении Ахтырского колодца и часовни есть свидетельство жителя села Алексеевского Степана Григорьевича Богомолова, помещенное в «Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского» (1893 года). В ней говорится, что источник стал почитаемым после того, как в нем омыли икону Божией Матери «Ахтырская», которая после этого прославилась чудесами. Это событие произошло в 1816 году. На этом месте также была построена часовня.

 

Источник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в с.Билярск

Этот источник был известен еще до революции, даже татары-магометане, как свидетельствует описание конца 19 века, во множестве стекавшиеся из разных мест в начале весны и во все лето до поздней осени, каждую среду, находили воду целебной и считали святой. Над святым ключом была устроена с незапамятных времен деревянная часовня,  вмещавшая в себе три резервуара для воды. В ней, по окончании общего большого коленопреклонного молебна о дожде, по чину церковному освящалась родниковая вода, и затем, по желанию верующих, пелись по традиции молебны Спасителю, архистратигу Божию Михаилу, а также преимущественно Божией Матери «Живоносный Источник».

 

Источник в честь свт. Николая Чудотворца в с.Масловка

Часовня была построена в 1867 году крестьянином с.Масловка Андреем Матвеевым в честь св. Чудотворца Николая. Ежегодно 9 (22) мая совершался крестный ход из храма в часовню, где было освящение воды и молебен в честь Николая чудотворца.

 

Весной 2004 года был найден родник, упомянутый в исторической справке. Летом силами верующих во главе с Лидией Барсковой  и ее супругом Александром, при поддержке администрации родник был облагорожен, устроена небольшая деревянная часовня и установлен поклонный крест.

 

Альметьевский район

 

Святой ключ в с. Урсала

История источника такова: во время полевых работ житель села Альметьево направился к близлежащему источнику за водой. Он был очень удивлен, когда увидел посередине небольшого водоема плавающую икону. Татарин побоялся взять икону и позвал урсалинского крестьянина по имени Степан, который рядом пахал землю.

 

– Слушай, Степан, там в воде плавает ваш Бог, я боюсь взять, аллах накажет, а ты русский, иди – возьми.

 

Долго Степан старался взять икону, но она отплывала на другую сторону водоема. Степан решил сначала помолиться усердно Богу и только тогда, с большим усилием, взял ее в руки. Дома, как полагается, поставил святой лик в передний угол, но, к большому удивлению, утром лик исчез. Степан был в растерянности, но все-таки поехал заканчивать работы в поле. Приехав туда ,он увидел, что тот татарин несет ему икону со словами: «Чего же ты Бога здесь оставил». Удивленный Степан не мог понять, кто мог унести икону к источнику. Он с большим усердием помолился пред иконой, после чего взял ее и увез домой. Но утром его снова постигла та же участь, только с наказанием. Икона снова пропала, да и к тому же Степан ослеп. Долго молился он Богу о прощении своих грехов, умолял Божию Матерь вернуться. Помолившись, Степан попросил детей отвести его пешком до святого места и омыть глаза святой водой. Прибыв к источнику, путники вновь обнаружили икону. Встав на колени, Степан умылся святой водой, глаза открылись, а икона сама подплыла к его рукам. С крестным знамением взял он лик и понес в храм Архистратига Михаила в селе Тихоновка. Это было 30 мая н.с., по ст. 17 мая 1840-50 гг. В начале XX века, по разрешению Самарского архиерея, икону увозили в Казань для написания с нее списка. Сейчас следы подлинной иконы утеряны.

 

Часовню на роднике разрушили в 1937-1938 годах. В годы военного лихолетья можно было свободно ходить на ключ 30 мая и в другие праздники Божьей Матери. А вот в хрущевские времена опять началось гонение на паломников к святому ключу. Местные власти залили его мазутом, затем на мазут было вывалено две машины камня, родник стал зарастать, а купальня заболотилась.

 

Родник пробился чуть ниже завала, но уже не родником с водоемом, как было раньше, а ключами в виде креста. В настоящее время родник обустроен и является почитаемой святыней нашего региона.

 

Елабужский район

 

Источник в честь вмч. Пантелеимона в г. Елабуга

(приписан к Покровскому собору г. Елабуги)

Предание о возникновении данного источника уходит в глубь веков, и восстановить его подробности трудно. Считается, что рядом со святым ключом некогда был монастырский скит. Знаменитый русский художник-пейзажист И. И. Шишкин, уроженец Елабуги, изобразил этот источник на одном из своих полотен «Святой ключ близ Елабуги».

 

Лениногорский район

 

Источник в честь вмч. Параскевы Пятницы в с.Старая Письмянка

(приписан к Свято-Троицкому храму г. Лениногорска)

В нескольких километрах от села Ст.Письмянка находится источник, на котором была обретена чудотворная икона вмц.Параскевы (Пятницы) жителями села Ст.Письмянка. Впоследствии на этом источнике была построена часовня деревянная, рубленая, при которой со временем образовался скит Казанско-Богородицкого монастыря города Бугульмы, Бугульминского уезда Самарской губернии, т.к. в то время все эта территория принадлежала Самарской епархии. Это место явления иконы и сам источник были широко известны и почитаемы во всей округе, но празднование оставалось местночтимым вплоть до революции. В послереволюционные годы с закрытием вышеназванного монастыря были постепенно уничтожены скит и часовня. В послевоенные годы местные власти многократно пытались стереть память не только о явлении иконы, но и самого источника, где ежегодно на девятую пятницу собиралось множество паломников с разных мест. При этом в ход шли бульдозеры, нефтепродукты: источник заливали бетоном, мазутом  и т.п. Накануне дня праздника и в самый день праздника всегда выставлялся специальный наряд, чтобы не допускать верующих к этому святому месту.

 

И только после празднования тысячелетия Крещения Руси и с открытием прихода в городе Лениногорске (бывшем с.Новая Письмянка) было восстановлено свободное паломничество на источник. Трудами и стараниями Троицкого прихода г.Лениногорска расчищен источник, установлен крест, оборудована купальня и восстановлена традиция ежегодного богослужения на источнике, на которое собирается множество паломников.

 

Нижнекамский район

 

Источник в честь св. Иоанна Предтечи в с. Шереметьев

 (приписан к церкви Покрова Божией Матери)

Легенда гласит, что один крестьянин с.Шереметьева пахал землю в трех километрах от села и в ручье увидел плывущую икону с зажженной свечой. Крестьянин побежал в село, рассказать священнику об увиденном. На явившейся иконе было изображение Иоанна Крестителя. С этого времени к источнику стали приходить люди за исцелениями, на этом месте поставили часовню.

 

В годы советской власти часовня была снесена, родник завалили мусором, явленная икона исчезла.

 

В настоящее время святой источник благоустраивается.

 

Спасский район

 

На территории Спасского района находится два святых источника: источник в честь мч. Авраамия в г. Булгар и источник под названием «Холодный», или «Святой ключ», в с. Антоновка. Но редакция пока не располагает какими-либо свидетельствами об их истории.