Есть ли у России будущее?
Что такое жизнь? Это странствие:
прокладывать себе дорогу, не зная,
куда идти, зачем идти?
Г. Сковорода.

“Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас…И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю…отсыплют вам…ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам…” – читаем мы в нагорной проповеди Иисуса Христа, которая освящает всю русскую культуру.

На вопрос, что же такое Россия, не может ответить ни один зарубежный исследователь. Этот вопрос волновал и великих русских мыслителей. Тема неопределенности судьбы России была одной из ведущих в творчестве поэта-философа Ф.И. Тютчева.

В стихотворении “О России” он пишет:

Ты долго ль будешь за туманом

Скрываться, русская звезда,

Или оптическим обманом

Ты отличишься навсегда?

Ужель навстречу жадным взорам,

К тебе стремящимся в ночи,

Пустым и ложным метеором

Твои рассыплются лучи?

Не исключено, что в неопределенности, невыраженности России содержится особый смысл и нереализованный потенциал. Россия находится на перепутье. Какой путь выбрать? Выбор неоднозначен. Пророчески звучат слова Владимира Соловьева:

О Русь! В предвиденьи высоком

Ты мыслью гордой занята;

Каким же хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?

Главное – попытаться понять, “что замыслил Творец о России” – замечает Н. Бердяев. Если Россия пойдет по пути богочеловеческому, а не зверочеловеческому, то, возможно, именно она сможет благотворно повлиять на будущее мира. В этом плане исключительно важна идейная опора. Идея – могучая консолидирующая сила. Русская идея – не единовременный акт, а длительный, сложный, противоречивый процесс. Ее важнейшим истоком является произведение духовного наставника Ярослава Мудрого – киевского митрополита Илариона “Слово о законе и благодати”(XI век).

Пронизанное размышлениями о судьбах России, о смысле мировой истории, оно внесло вклад в сокровищницу мировой культуры. В понимании Илариона русская идея связана не столько с законом в строгом, правовом смысле слова, сколько с благодатью. Христианская этика вырастает и раскрывается в противопоставлении закона и благодати, закона и духа, закона и веры, любви, свободного творчества. Здесь противопоставлены две линии морали. Закон – отражение “суеты земных страстей”, благодать – выражение Божественной любви и милосердия. Подлинный механизм морали – не запрет, а ненасилие, терпимость, любовь. Г. Сковорода полагал любовь главным принципом мироустройства. Она – “незаходящее солнце”, пронизывающее “тьму сердечной бездны”. Русская идея – квинтэссенция интеллектуальной, духовно-нравственной и эстетической культуры России, проявление ее ментальности. Она обнаруживается не только в литературе, но и в искусстве: в живописи, архитектуре, музыке. Русская икона – “умозрение в красках”– заметил Е.Н.Трубецкой. Троица Андрея Рублева олицетворяет идею божественности мироздания в образно-символичной, пластичной, наглядной форме. Красота русской иконы обладает духовной силой, оказывающей огромное влияние на человека. Храмы на Руси – символы жизненности, духовности, красоты, гармонии, воплощение целостности, единства (соборности) русской земли. Духовная музыка – отражение Божественной красоты, гармонии, совершенства.

Идейная опора, духовное возрождение особенно необходимы сейчас для России. В России образовался идейный вакуум, который не удается заполнить идеями и ценностями светского характера. Христианские духовные традиции – живительный источник для сознания будущего. Они – маяк, не позволяющий сбиться с пути. В них содержатся проверенные веками гуманистические принципы. Великий русский писатель и философ Ф.М.Достоевский верил в великое призвание России обновить мир на основе православия. Западный мир, по его мнению, не способен возродить цивилизацию. “Весь западный мир идет в мещанство”. Его идеал – человек-потребитель. Запад стремится спасти человечество “не Христом, а насилием”. Достоевский призывает: “Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос! Не рабски попадая на крючок, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними”. Величие человека – в его духовности. Достоевский мечтал о возрождении человеческой личности. В речи на открытии памятника А.С.Пушкину он завещал миру: “Воспрянь, духовный человек, и преобрази самого себя. Только так ты преобразишь мир”.

Россияне должны помнить о самобытном пути своей Родины. Вера в Божественное предопределение России не должна покидать нас.

Не верь в святую Русь кто хочет,

Лишь верь она себе самой,

И Бог победы не отсрочит

В угоду трусости людской.

Ф.И.Тютчев

Удел России – быть посредником между Западом и Востоком. Не принятая европейской коалицией, наша страна просто обязана реализовать свой материальный и духовный потенциал, чтобы занять достойное место в мировой цивилизации.

Напрасный труд, – нет, их не вразумишь,

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация для них фетиш,

Но недоступна им идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы,

– прозорливо заметил Ф.И.Тютчев.

Почему вот уже 20 веков Россия стоит непоколебимо в самых суровых испытаниях? Ответ прост: сила России в ее людях. Именно в них заключен огромный потенциал России. Россияне являются носителями тех духовно-нравственных начал, утрата которых гибельна для мировой цивилизации. Каков приоритет Запада? Материально-технический прогресс, сопровождаемый снижением духовного начала. Приоритет России – православие, воспринятое из Византии, духовность.

Россияне не раз спасали родину от краха своей способность к самопожертвованию, состраданию, к отказу от личного во имя общечеловеческого, способностью к самосовершенствованию и подвигу. Историческую основу русского характера составляют простодушие и бескорыстие, великодушие и мужество, добросердечие и миролюбие, твердость и терпение. Русский человек умеет сохранять высоту человеческого достоинства в тяжких испытаниях, не отрекаясь от глубинной веры. Это прекрасно выразил Ф.И.Тютчев в следующих строках:

Но этой веры для немногих

Лишь тем доступна благодать

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел любя страдать,

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто душу положил за други

И до конца все претерпел.

Вера формирует устойчивость против страха, политических мнений века, корыстных влияний. Духовный уровень жизни для россиян не менее важен, чем уровень экономический и политический. А.И.Солженицын убежден, что “возможность улучшить общество только политическими средствами невелика”, а “свобода и законность, чтобы быть прочными, должны опираться на внутреннее сознание народа". И Церковь имеет большие возможности для содействия социальному и нравственному возрождению России. Мы – великомученики истории, наше мировоззрение закалено и испытано во всех видах пыток, мук и надежд. Тем не менее, мы не Гераклы, не былинные богатыри, но мы выстояли. Поэтому нам не страшно входить в XXI век, ибо у нас есть Вера, Надежда, Душа, Совесть. И значит, вечна Россия, значит, не покинута она Богом!

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

А.Блок

Н.Я. Зарецкая, А. Миндеева.