Библиотека и архив Спасо-Преображенского монастыря

Как один из просветительских центров Казани, Спасо-Преображенский (далее – Спасский) монастырь обладал большим количеством книг, которые были пожертвованы и собраны в Великом Новгороде в 1555 году.

Самая первая опись библиотеки монастыря была составлена в 1567 г. и находилась в Писцовой книге. Первое место по числу экземпляров занимают книги: Евангелие, Апостол, Триодь, Минеи, Церковный устав и пр. Второй раздел составляют творения святых: Василия Великого, Григория Богослов, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Никона Чернигорца. Третий раздел состоит из сборников житий святых: прологи, Патерик скитский и др.

Вторая опись книг, дошедшая до нас, была составлена в 1642 г. В нее не вошли богослужебные книги, и перечисляются лишь 46 книг догматического и нравоучительного содержания, из них большая часть – печатные книги. К сочинениям греческих отцов прибавились книги Кирилла Иерусалимского, Феодора Едесского; из русских – «Книга Даниила Митрополита», книга Максима Грека. К книгам с догматическим содержанием прибавились две :Апокалипсис с толкованием и толковая Псалтирь.

На тот момент в монастырской библиотеке полностью отсутствовали исторические книги, как греческие (хроники и хронографы), так и русские (царственная книга, летописец Псковский, Новгородский), распространенные тогда в библиотеках других монастырей.

Судя по этому, у Спасского монастыря не имелось ни одного экземпляра «Жития свв. Гурия и Варсонофия», составленного Гермо-геном в Казани и имевшегося в других монастырях. Это обстоятельство наводит на мысль, что опись книг монастыря неполная.

Третья старинная опись книг монастыря сохранилась от 1761 г. В ней встречается очень мало книг, помещенных в описи 1642 г.: все они, за исключением весьма немногих, или утратились, или сгорели в пожаре 1694 года.

В описи 1761 г. книги разделены на богослужебные и употребляющиеся «в чтение для душевной пользы». Богослужебные книги все печатные – конца XVII – начала XVIII вв. В описи назидательных книг было помещено 40 названий. Из печатных книг самыми древ-ними были «Зерцало Богословия» (1618 г.) и Беседы Апостольские (1623 г.), остальные XVII и XVIII вв. Из рукописных книг выделяются «Устав св. Варсонофия», «Летопись, или сборник древностей Казанской епархии в 2 листа, писанный полууставом». Они были пожертвованы в библиотеку, очевидно, их автором – архимандритом Платоном Любарским.

Во время пожаров 1797 и 1815 гг. многие книги сгорели или были утеряны. После этого библиотека пополнялась книгами и журналами духовно-нравственного содер-жания по предписанию.

На 1895 г. библиотека располагала 223 названиями рукописей, книг и журналов. Самой ценной рукописью был «Синодик». Но он хранился не в библиотеке, помещающейся в Никольской церкви, а в Преображенском соборе. Из хранящихся в библиотеке самая древняя рукопись – «Изображение истинного христианского жития» – была написана в 1645 г..

Из печатных книг самыми древними были «Древняя Скрижаль» – 1656 г. и «Диоптра» – 1694 г..

Кроме этого, библиотека располагала 209 книгами, доставшимися монастырю от архимандрита Климента. Климентовская библиотека совсем иного характера, она была строго научного содержания и более чем наполовину состояла из сочинений, написанных на латинском, греческом и немецком языках по всем отделам богословской науки. В данной библиотеке были книги конца XVI в., например: «De veritate religionis christianae liber – Phil. Mornacii, 1567».

В 1891 г. по распоряжению преосвя-щенного Никанора был составлен каталог книг Спасского монастыря.

Архив же монастыря был крайне беден. Все царские грамоты, указы, касавшиеся монастыря, были в разное время уничтожены пожарами. Но до 1764 г. все же сохранились некоторые очень древние грамоты, например, несудная грамота царя Ивана Грозного от 1555г. Описи церковного имущества на 1895 год были только от 1761 г., а указы и разные бумаги – от 1809 г., но не в полном составе.

С XIX века вход в библиотеку был достаточно свободным для ученых города.

К сожалению, в настоящее время о библиотеке ничего неизвестно. После переворота 1917 года, разорения и закрытия Спасо-Преображенского монастыря, cледы библиотеки терются. Сохранилась ли библиотека до сегодняшнего дня или нет, и, если сохраниась, то где и в каком виде? На эти вопросы ответов пока нет. Это тема отдельного исследования, которое, будем надеяться, найдет своего автора.

Литература

1. Лебедев, Е.М. Спасский монастырь в Казани: (историческое описание) / Е.М. Лебедев. – Казань: Типолит. Императ. ун-та,1895. – С. 70-77.

2. Понятов, А.И. Некоторые аспекты мис-сионерской деятельности «Братства Святителя Гурия» / А.И. Понятов // Православный со-беседник. – 2003. – № 2 (5). – С. 45-78.

Наталья Мухина