Иерей Алексей Колчерин. Николай Иванович Ильминский

55. Письмо Ильминскому от Д.К. Аптриева из г. Бирска, 29 марта 1885 года, 2 листа. Поздравление Николая Ивановича с супругой с праздником Пасхи. Желает заняться переводом употребительных молитв на восточно-черемисское наречие. Спрашивает у Ильминского, хватит ли у него сил. Испрашивает для сравнения изданные переводы молитвенников на татарский и луговой черемисский языки. Опыт у него уже небольшой имеется, он перевел и издал «Священные истории Ветхого и Нового Заветов». До сих пор не оставляет надежды принять духовное звание.

56. Письмо Ильминскому от Д.К. Аптриева из г. Бирска, 25 апреля 1866 года, 2 листа. Пасхальное поздравление Николаю Ивановичу. Его училище в Бирске собираются преобразовать, а его оклад уменьшается на 200 рублей из-за того, что принимают законоучителем священника Петрова. Теперь в виду экономических трудностей он предлагает свое место Карамзину, а сам собирается на место учителя башкирского приходского училища, которое покинул Петр Ерусланов, там оклад – 320 рублей и квартира (в Бирске его оклад теперь 360 рублей и аренда квартиры). В надежде войти в духовное звание он теперь изучает устав богослужения. Спрашивает мнения Ильминского – достоин ли иерейского сана? Преосвященный Дионисий вряд ли рукоположит Аптриева без содействия Николая Ивановича. Передает почтение Екатерине Степановне, с которой имеет знакомство по Бирску.

57. Письмо Ильминскому от священника Д. Аптриева, деревня Юва, 11 июля 1889 года, 1 лист. Переехал из Бирска в Сибирский край, деревню Юву, Пермской губернии, Краснодеревского уезда. Теперь он не только учитель, но и священник. Благодарит Николая Ивановича за рекомендацию местному начальству – Пермскому епископу Владимиру.

58. Письмо Ильминскому от Петра Алексеева, учителя Чаксинской школы, 13 июня 1869 года, 2 листа. Говорит о переписке с Николаем Ивановичем, благодарен за добрые наставления. Повествует о жизни школы, что на него гневаются местные священники, т.к. уже 3 ученика приходской школы перешли в его школу, священники настраивают против него родителей.

59. Письмо Ильминскому от Петра Алексеева, учителя Чаксинской школы, 8 июля 1869 года, 1,5 листа. Просит за брата Димитрия Алексеева, который с 1867 года состоит на воинской службе. Он слаб здоровьем, тоскует по жене и малым детям. Петр вынужден один смотреть за престарелыми родителями, материально очень тяжело.

60. Письмо Николаю Ивановичу Ильминскому от Николая Алексеева из г. Симбирска (ул. Большая Саратовская, дом Якова Алексеева), 27 января 1878 года, 1 страница. Просит выслать свои документы – он поступил на службу в городе, отказался от места учителя в селе Антоновка из-за недостаточного жалованья – «Учителем быть больше не желаю».

61. Письмо Ильминскому от Николая Алексеева из г. Пензы, 16 августа 1882 года, 1 страница. Просит выслать книг на мордовском наречии.

62. Письмо Ильминскому от Ивана Александровского из деревни Кочашле, 1,5 листа. Учит мальчиков в деревне грамоте, материальные трудности. Он – священник и миссионер села Тупека, переводит краткий Катихизис. Просит Николая Ивановича рассмотреть вопрос по разделу его наследства с братьями.

63. Письмо Ильминскому (на имя Братства) от Ивана Александровского, учителя Коклауской инородческой школы, 1 лист.

Рассказывает о жизни школы. В деревне собрались строить часовню от Вятской Консистории, причем жители горят желанием построить у себя храмовое здание, хоть собор готовы сами выстроить.

64. Письмо Ильминскому от Ивана Александровского. Александровский переезжает на службу в Вятскую губернию, в деревню Катлагу. Просит устроить на учебу племянников.

65. Письмо Ильминскому от Александра Абрамова из Ядринского уезда, Малояушевского волостного управления, 1 декабря 1876 года, 1,5 листа. Об открытии школы (братской) – получил разрешение от волостного Присутствия. Школа будет чувашская, в Киве-Алдышах. Помещение – 3 комнаты, 9 окон. Сам намерен стать в этой школе учителем. Просит от Братства подтвердить возможность организации школы.

66. Письмо Ильминскому от Александра Абрамова, 12 октября 1876 года, 2 листа. Собрались 16 сентября крестьяне Мало-Яушевской волости Ядринского уезда и решили открыть училище. Приводится дословно текст их постановления. Причина в том, что нет школ поблизости. Население здесь – чуваши. «Без школы дети наши останутся по возрасте людьми не знакомыми с русским языком и через это с истинами православной христианской веры». Средства для школы будут собирать по 6 копеек с ревизских душ, что составит 262 рубля 40 копеек (4374 плательщика), это на наем дома, жалование учителю, отопление и освещение, учебные пособия. Этих средств, конечно, не хватит, поэтому и обращаются к Братству свт. Гурия помочь материально в открытии школы. Абрамов намеревается сам занять должность учителя, преподавать Закон Божий будет священник Громов.

67. Письмо Ильминскому от Александра Абрамова, 8 марта 1877 года, 1,5 листа. Школа открыта 25 января, но Братство еще не издало распоряжения по ней, хотя он уже получает от Братства жалование. Упоминает о возможности открытия в деревне Большие Яуши одноклассного образцового инородческого училища, о чем он уже уведомлял Ивана Яковлева.

68. Письмо Ильминскому от Алексея Аминаева, село Куваш Златоустовского уезда, 1 октября 1881 года, 4 листа. Начинающий учитель, только что закончивший учительскую Семинарию. Живет и работает в школе города Златоуста. Устроился, познакомился с начальником – инспектором Михаилом Петровичем Боголюбовым. Бывшего учителя выгнали за то, что он брал взятки с учеников и за ссору с местным священником. Школа располагается в 16 верстах от города. Распространение имеют здесь секты старообрядцев, они с желанием отдают своих детей обучаться грамоте. К новым книгам местные жители относятся с недоверием.

69. Письмо Ильминскому от Владимира Асанова, село Ляки, 26 июня 1883 года, 1 лист. Назначение в город Уральск заставляет его уехать из дома. Рассказывает о селе Балалы (Белеб. уезда), где он побывал у Василия Леонтьевича, отклонился от предложения работать в деревни Корчи.

70. Письмо Ильминскому от Владимира Асанова из г. Уральска, 12 сентября 1883 года, 1 лист. Назначен на новом месте пока помощником учителя, который прислан из Оренбурга после окончания учительного института. Прежде здесь учительствовал киргиз, сам эту же школу прежде и закончивший. В школе 70 учащихся, из них 24 киргиза, остальные русские.

71. Письмо Ильминскому от Григория Алексеевича Аблекова, учителя Туарминской миссионерской школы, 15 сентября 1883 года, 1 стр. Просит выслать новоизданные книги на чувашском языке.

72. Письмо Ильминскому от Фомы Сергеевича Аксинского, село Мелеуз Пермской губернии, июнь 1882 года, 4 листа. Учитель крещеных татар, у него случился конфликт с семьями некоторых его учеников (8 семей). Эти семьи живут по-мусульмански, хотя считаются крещеными татарами. Их детей при обучении в школе он пытался настроить против веры их родителей – мусульман. Уфимский епископ Никанор предлагает ему принять священный сан, на что он с осторожностью соглашается, будет вторым священником в Троицкой церкви и останется учителем в селе Мелеуз. Здесь на него, как на священника, будут смотреть иначе, ведь у него не русская национальность.

73. письмо Ильминскому от Василия Аверьянова, село Большой Кучанок Кучанской волости Стерлитамакского уезда, 3 февраля 1888 года, 1 лист. Добрался до места службы. Рассказ о состоянии школы некогда находившейся под опекой барина, а потом перешедшей в ведение Земства.

74. Письмо Ильминскому от М. Андронова из деревни Козаповки, 21 октября 1883 года, 4 листа. Школа испытывает материальные трудности, не хватает книг. Жалуется и на местного священника, не заинтересованного жизнью школы, причем в достаточно резком тоне.

 

II. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №87

«Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются на букву «А», 1-й том»,

Начато 17 января 1861 года, окончено 8 августа 1891 года.

В деле 61 лист.

1. Письмо Ильминскому от иеромонаха Антипатра, Кизический монастырь, 5 июня 1875 года, 1 лист. «…будучи в необходимости бороться с дебелостью нравов и трудностями всестороннего управления обителью», о. Антипатр готов выполнить просьбу Николая Ивановича и поселить в монастыре мальчиков-вотяков. С Ильминским они состоят в добрых приятельских отношениях: «… а Вы все еще искушаете наше терпение, все собираетесь к нам».

2. Письмо Ильминскому от иеромонаха Антипатра, 3 сентября 1875года.

Извиняется, что не представил Ивана Трофимова из инородцев, «…тактика в обращении с инородцами – дело для меня неизвестное и потому боюсь ошибки».

3. Письмо Ильминскому от иеромонаха Антипатра, Кизический монастырь, 18 сентября 1875 года, 1,5 листа. Дьякон Гавриил Яковлев, черемис, учитель. Ученик его Стефан Никитин не поступил в Учительскую Семинарию и хотел бы остаться в монастыре, чтобы там воцерковиться. Черемисы во множестве посещают эту обитель. Просится в обитель мальчик Иван Трофимов, якобы уволенный вследствие каких-то «недоразумений между Вами и о. Василием»; мальчик из старокрещеных татар, круглый сирота. В словах мальчика о. Антипатр усомнился. Следует разъяснить, чем мальчик напроказничал и почему ушел из школы.

4. Письмо Ильминскому от протоиерея Евгения Антенорова, Мамадыш, 18 сентября 1891 года, 1,5 листа. Он не сделал к сроку отчета о церковных школах, по этой причине ждет от епархиального начальства взысканий. Не успел написать отчета по причине болезни, и не сумел поручить отчет о. благочинному, который также болел. 17 числа у него скончался сын от болезни, что также воспрепятствовало написанию отчета вовремя. Просит теперь у Николая Ивановича, как члена Епархиального Училищного Совета, поддержки, «сказав кому следует спасительное слово».

5. Письмо Ильминскому от священника Семена Архангельского, г. Пенза, Введенская церковь, 23 ноября 1873 года, 1,5 листа. Выражает благодарность Николаю Ивановичу за доброе расположение к сыну Александру. Близок к семейству Ильминского, передает поклон супруге – Екатерине Степановне.

6. Письмо, обращенное к Николаю Ивановичу и Екатерине Степановне от Архангельского, из Москвы, 24 марта 1881 года, 2 листа. Подтверждается, что он является другом семьи. Рассказывает о своей жизни. Передает поклоны общим знакомым.

7. Письмо Ильминскому от Архангельского, г. Москва, 19 февраля 1882 года, 2 листа. Обращается с просьбой устроить детей своей умершей сестры (от 3 до 11 лет). Их отец – священник, еще очень молод, 28 лет.

8. Письмо Ильминскому от Мировенгальского, г. Тетюши, 8 августа 1882 года, 1,5 листа. Учителем там будет ставленник Николая Ивановича Гайфула Газеев, который должен подать ему документы.

9. Письмо Ильминскому от Архангельского, учителя Сенгилеевской школы, 1 лист. Лично с Николаем Ивановичем не знаком. Просит за своего бывшего ученика Жесткова, прилежного и спокойного. Он потерял отца, не имеет средств к существованию и не может продолжить учебу. Просит устроить его будущее в школе Ильминского от имени корпорации преподавателей.

10. Письмо Ильминскому от А. Архангельского из г. Пензы, 12 июня 1884 года, 1,5 листа. Обращается с просьбой к Николаю Ивановичу и Екатерине Степановне о каких-то двух ящиках с книгами, чтобы они лично их открыли. Видимо, они имеют близкие родственные или дружеские отношения: «Папаша и Варя Вам кланяются».

11. Письмо Ильминскому от Н. Антавина, 19 ноября 1877 года, 1 лист. Просит Николая Ивановича поторопиться с составлением сметы по содержанию Семинарии.

12. Письмо Ильминскому от Антавина, 16 марта 1878 года, 1,5листа. Ильминский послал к нему старика, бывшего солдата, чтобы ему выделили какое-либо денежное пособие, но в этом ему отказали.

13. Письмо Ильминскому от А. Атвинялова, 3 августа 1885 года, 1 лист. Бывший воспитанник Николая Ивановича Иван Крайтивин определяется с местом службы. У него больная мать, и ему с определением надо помочь.

14. Письмо Ильминскому от Айбасова, Илек, 27 ноября 1868 года, 1,5 листа. Текст написан секретарем, Айбасов лишь поставил подпись в конце письма. Повествует о выполнении поручения Николая Ивановича по школе в Оренбургской губернии в с. Чабары.

15. Письмо Ильминскому от Чурлака Айбасова, из Оренбургской области, 17 января 1861 года, 2 листа. Писал Канчуват Байтонов, который также свидетельствует свое почтение. Рассказ-отчет о своих делах. Упоминаются люди, которых знает и Николай Иванович – Султан Махмуд Алгадыев, отец Мухаммедгалия Юсупова, Исенгул Манкизов.

16. Письмо Ильминскому от Алекторова, Ханская Ставка, 30 мая 1887 года, 1 лист. Связан он с Василием Владимировичем Катаринским. Речь идет о переводах для киргиз. Сам начал знакомиться с киргизским народом, хочет изучить и киргизские книги. Пробы своих переводов посылает на проверку Николаю Ивановичу. Сложности возникли с переводами христианских слов – «Апостол», «Храм», и др.

17. Письмо Ильминскому от Алекторова, Ханская Ставка, 26 ноября 1888 года, 3 листа. Благодарит Ильминского за назначение в их училище Ивана Ивановича Суходеева. У них задача привить русский дух детям, хотя методы еще не вполне выработаны. С 1889 года он хочет понемногу закрывать мусульманские школы, «открытые без всякого на свое существование разрешения». Он составил некоторые переводы, но по признаниям самих киргизов неудачные. «Киргизы знают слово крещение и очень боятся его. Всего лучше было бы оглавление на книгах, назначаемых инородцам, без употребления слова «крещение». Упоминает своего родственника Порфирия Васильевича Богоявленского, возможно ли его как-то устроить. Выслал вместе с письмом еще учебник для киргиз, приводит список имеющихся у него сочинений о киргизах в количестве 12 книг.

18. Письмо Ильминскому от Алекторова, 29 мая 1890 года, 1 лист. Рассказывает, как живут русские в среде ордынцев в духовно-нравственном плане. Укоряет их в прохладности к вере, что сильно отличает их от местных мусульман. Обсуждаются перемещения учителей по школам. Есть у него вакантное место, но в очень большой глуши. Имеются ли у Николая Ивановича кандидаты на это место?

19. Записка от А. Агафонова, 26 ноября 1884 года, 1 стр. Благодарность выражает за книгу. Обещает скоро представить и свой собственный труд.

20. Записка от А. Агафонова, 29 апреля 1887 года, 1 лист. О предоставлении отчетов по Казанской Учительской Семинарии. Просит указать необходимые суммы по ремонту зданий.

21. Записка от Агафонова, 16 ноября 1889 года, 1 стр. Бумага из Канцелярии Господина Попечителя учебного округа. Необходимо предоставить ведомость о проведении уроков.

22. Записка от Агафонова, 20 декабря 1890 года, 1стр. По служебным делам.

23. Письмо Ильминскому от А. Александровского, 28 сентября 1857 года, 1 лист. Почерк неудобочитаемый. Речь идет о книгах, об образовании в Оренбургском крае, упоминаются общие знакомые.

24. Письмо Ильминскому (без окончания) от Александровского, 2 января 1860 г., из Самары (?), 2 листа. Поздравляет с Новым Годом.

25. Письмо Ильминскому от Александровского Василия, 1 июня 1888 г., 2 листа. Рассказывает о жизни, общих знакомых, об изданиях книг.

26. Письмо Ильминскому от В. Александровского, 2 листа. Упоминания о бывшем сослуживце.

27. Письмо Ильминскому от В. Александровского, 2 листа. Речь идет об общих знакомых, подписывается «ваш ученик».

28. Докладная записка Владыке, 10 марта 1872 г., 1 лист. Владыка получил от архимандрита Амфилохия послание из Московской Духовной Академии и предписал передать это послание Ильминскому. Архим. Амфилохий получил отчет по деятельности Братства и изданную азбуку. Уточняется сколько необходимо средств для изделия мраморной плиты с письменами на 2-х языках. Возможно, речь идет об известной плите для Центральной Крещено-татарской школы с начертанными словами, высказанными императором Александром II Николаевичем при посещении школы: «Я очень рад, что ваши дети учатся здесь, и уверен, что они выйдут отсюда хорошими христианами» («Известия по Казанской Епархии» за 1872 год).

29. Письмо Ильминскому от Астрономова, 1,5 листа. Знаком он и с Екатериной Степановной. О Елышевском деле в Судебной Палате: отпавшие от христианства крестьяне не хотели отдавать церковной земли. Сам Астрономов имеет отношение к церковной власти Епархии.

30. Письмо Ильминскому от Анастасиева, инспектора училищ из Симбирска, 8 августа 1891 года, 1,5 листа. К.П. Победоносцев при визите в Симбирск высказал Ивану Владимировичу Ишерскому, что Анастасиев мешает развитию церковно-приходских школ. Недоумение, чем вызваны такие обвинения, пытается оправдаться. «Будьте великодушны, глубокоуважаемый Николай Иванович, не откажитесь защитить меня во имя правды, служению которой посвящена вся Ваша жизнь».

31. Письмо Ильминскому от В. Альбрехта, Казань, 11 апреля 1891 года, 1 лист. Деятель губернского управления. Речь идет о выдаче денежного пособия студенту Охотникову.

32. Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, г. Сызрань, 8 октября 1883 года, 1 лист. От Ильминского послан был воспитанник Лаптев на должность учителя. Упоминаются и другие выпускники, работающие там – Кузьмин, Мичурин и проч. Высказывает мысли о судьбах русской народной школы.

33. Письмо Ильминскому от Владыки Казанского Антония, 23 октября 1869 года, 1 лист. Просит подать сведения о начавшихся богослужениях отцом Макарием на татарском языке, чтобы он в свою очередь мог донести об этом в Синод.

34. Письмо Ильминскому от Архангельского из Москвы (без начала), 4 листа. Речь идет о Семинарии и Академии, о Евгении Успенском.

35. Письмо Василию Герасимовичу от Аптриева, 24 сентября, 2 листа. Николай Иванович уехал в Самару, после направится в Оренбург. Просит, чтобы к нему выехала и Екатерина Степановна.

36. Записка Ильминскому от иеромонаха Антипатра из Спасского монастыря, 5 августа 1882 года, 1 страница. Казначей Спасского монастыря иеромонах Антипатр приглашает на чай к владыке Кириллу.

(Продолжение следует)

1, 2