Архиепископ Константин. Рецензия на монографию В.А. Киносьяна “Загадка человека” (о философско-религиозном учении В.И. Несмелова)

Рецензия на монографию В.А. Киносьяна “Загадка человека” (о философско-религиозном учении В.И. Несмелова)

Архиепископ Константин

Труд В.А. Киносьяна имеет своей целью рассмотрение творческого наследия оригинального мыслителя конца XIX начала XX веков Виктора Ивановича Несмелова, о котором Н.А. Бердяев писал, как о «самом крупном явлении в русской религиозной философии, вышедшей из духовных академий, и вообще одном из самых замечательных религиозных мыслителей».

Обращение автора к философско-богословской системе В.И. Несмелова, которая по выражению прот. Г. Флоровского «слишком сдвинута вперед, в будущее» не случайна. Именно сейчас в начале XXI века в поиске общественных идеалов, в стремлении ответить на вечные вопросы смысла человеческой жизни весьма актуально обращение к творческому наследую Несмелова, трудами которого одни восхищались, другие критиковали его за отсутствие обращенности к истории. Как раз «вневременность» философско-богословской системы Несмелова показалась автору интересной и рассмотрение ее весьма полезным.

Суть рассуждений В.И. Несмелова это стремление построить целостную систему мировоззрения. Она непременно должна включать в себя данные эмпирической науки, философского знания и христианской религии. Только при таком синтетическом подходе и возможно цельное мировоззрение.

На протяжении девяти глав своей монографии В.А. Киносьян излагает главные идеи В.И. Несмелова. Основные рассуждения Несмелова сосредоточены вокруг «вечной проблемы» философии –взаимоотношения субъекта и объекта, сознания и бытия – как возможен мир объектов и как возможно сознание. Критикуя различные подходы в решении этой проблемы, за их несостоятельность, Несмелов предлагает свой оригинальный способ преодоления этого конфликта. Оставаясь в рамках традиционной христианской догматики и используя данные Откровения, Несмелов рассматривает человеческую личность, как Образ Божий. Казалось бы, здесь нет ничего нового и оригинального, но как раз способ рассмотрения весьма оригинальный. Несмелов подвергает психологическому анализу данные человеческого сознания и приходит к выводу о существовании «психического механизма» и «психического организма». Именно психический организм в своем динамизме «обладает» объектами, они ему реально даны и фактом своей реальной идеальности человеческая личность являет собой мир безусловный и мир условный.

Антропологическая редукция или богословие «снизу» привели Несмелова к отвержению всех, так называемых, доказательств бытия Божия во имя одного – антропологического. И здесь нет ничего удивительного, так как эмансипация человека стала принимать угрожающие формы и Молох вскоре пожрет своих детей. Несмелов предчувствовал эту трагедию и указывает на способ спасения в реальном факте богосознания. Именно человек, как личность, образ Безусловного Бытия в силу невозможности «отделаться» от своей безусловности призван реализовывать свое спасение и спасение всего мира, осуществленное крестными страданиями и славным воскресением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в Его благодатном Теле – Святой Церкви, где каждая творческая личность получает освящение и вдохновение от Духа Святаго от Отца через Христа исходящаго.

В заключении автор предлагает и свой вклад в целостную систему Несмелова, особенно, в отношении естественнонаучных достижений ученых XX века (физики и математики), многие из которых соответствуют мыслям Несмелова.

Несмелов предвосхитил и будущие дискуссии о гуманизме и персонализме, отверг несостоятельность «атеистического гуманизма», который в отрыве от христианства заводит в тупик.

Автор вместе с Несмеловым приходит к твердому убеждению, что только религиозное измерение человека, его ответственность в мире, может помочь выбраться из этого тупика. Только синтез науки и христианского Откровения могут вооружить человека цельным знанием в преодолении «рокового» противоречия между реальной жизнью и идеальным о ней представлении.