Иерей Алексий Колчерин. Николай Иванович Ильминский

Николай Иванович Ильминский

 

Иерей Алексий КОЛЧЕРИН

(продолжение)

III. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №176.

«Чувашские письма Н.И. Ильминскому за 1873-1883 год (на чувашском языке)». В деле 51 лист.

1. Письмо Ильминскому от Федора Андреева Яшина из с. Большие Тоябы, 9 октября 1873 г., 1 лист. Из двух частей – Ильминскому и Яковлеву.

2. Письмо Ильминскому от Мирона Христофорова, Мирона Иванова и Андрея Миронова, 1 лист. Упоминается Иван Яковлевич.

3. Письмо Ильминскому от Сергея Тимрясева, село Кусырово, 24 июня 1873 года, 1,5 листа.

4. Письмо Ивану Яковлевичу от крестьянина Федора Андреева, село Большие Тоябы Тетюшского уезда, 28 октября 1874 года. Отдельно страница Николаю Ивановичу.

5. Письмо Ильминскому от Василия Иванова, 25 мая 1873 года, 1 стр.

6. Письмо Ильминскому от Михаила Ивановича, ученика Унжинской народной школы, 7 мая 1872 года, 1 лист. В письме упоминается Екатерина Стефановна (Степановна).

7. Письмо Ильминскому от Федора Андреева Краснова, село Большие Тоябы Тетюшского уезда, 2 марта 1884 года, 1 лист.

8. Письмо Ильминскому и Ивану Яковлевичу от Архипа Богданова, село Сунгалеевское Старо-Мокшинской волости, 2 марта 1873 года, 4 листа.

9. Письмо Ильминскому от учителя Фомы Аксинского, Уфимская губерния, 1,5 листа. На чувашском языке лишь начало письма, далее на русском. Речь идет о складывающихся отношениях с правящим архиереем, о просвещении.

10. Письмо Ивану Яковлевичу и Николаю Ивановичу от Павла Иванова Айбеклянского, деревня Кривозерка возле Чистополя, 22 марта 1873 года, 4 листа.

11. Письмо Ильминскому от Максима Петрова, 2-я часть адресуется Ивану Яковлевичу, 13 октября 1878 года, 1,5 листа.

12. Письмо Ильминскому от Фомы Сергеева Аксинского из Симбирской чувашской школы, 6 июня 1875 года, 1,5 листа. 2-я половина письма на русском языке.

13. Письмо Ильминскому от Моисея Тимофеева. Упоминаются Иван Яковлевич и Алексей Васильевич, 2 листа.

14. Письмо Ильминскому от Сергея Тимрясева, 19 января 1873 года, 1,5 листа. Упоминается отец Василий.

15. Письмо Ильминскому от Сергея Тимрясева, 8 марта 1873 года, 1,5 листа. Рассказывает о жизни школы, передает поклон отцу Василию.

16. Переводы на алтайский язык текста из Апостола (на 1 листе) и из Евангелия от Иоанна (8 листов). Эти тексты, вероятно, были присланы для проверки.

17. Письмо от Игнатия Ефимова из деревни Верхние Шун Мамадышского уезда, от 18 марта 1883 года, 1,5 листа. Вотяк, в этой деревне все язычники, а сам он в этом же году поступил уже учиться в Казанскую Центральную Крещено-татарскую школу. Текст на вотском и на русском языках.

18. Письмо Александру Николаевичу, 1 марта 1881 года, 2 листа.

19. Дословный перевод с зырянского языка тропаря Стефану Великопермскому. Сделано ради того, чтобы продемонстрировать технику перевода.

20. Отрывок перевода библейского текста об Аврааме, 1 лист.

21. Письмо от Шиньшинской в Царевококшайский уезд, 2 листа. Наставления в вере, о почитании икон.

22. Пробные переводы христианских терминов, 1 страница.

 

IV. НА, Ф. 968, ОП.1, Дело №85.

«Письма Н.И. Ильминскому от Аничкова Н.»

Начато 18 ноября 1885 года, окончено 15 апреля 1890 года. В деле 13 листов.

1. Записка Николаю Ивановичу с приглашением на совещание по делам Семинарии, 2 ноября 1885 года, 1 стр.

2. Присылает Николаю Ивановичу два дела по приказу Господина Министра для ознакомления, 4 ноября 1885 года, 1 лист.

3. По приказу Господина Министра присылает Ильминскому проект в Гос. Совет «по вопросу близко Вас интересующему», просит прислать заключение, 15 октября 1885 года, 1 лист.

4. Записка Николаю Ивановичу с приглашением на комиссию по учительским семинариям, 20 декабря 1885 года, 1 стр.

5. Записка о совещании по учительским семинариям, 23 апреля 1886 года, 1,5 листа. Пересылает для Екатерины Степановны два билета на выставку по рукоделиям.

6. Письмо Ильминскому, 8 мая 1886 года, 2 листа. Вместе с письмом Николаю Ивановичу возвращается сочинение «Два слова в защиту киргиз» и прошение отца Василия Тимофеева об издании. Министр ознакомился с данным трудом и согласен на публикацию. Для того чтобы статья появилась в журнале, следует обратиться к Леониду Николаевичу Майкову. Высылает Ильминскому на память фотопортрет, где «все вышли хорошо, моя такая горькая участь, что имея широкую камневидную рожу с очками на толстом носу, я всегда выхожу полудиким сапожником» (фото с письмом не хранится).

7. Записка Николаю Ивановичу с приглашением на обсуждение программы по естествоведению вместе с Михайловским, Сент-Имером и Григорьевским, 17 апреля 1886 года, 1 стр.

8. Записка от 28 марта 1886 года, 1 стр.

9. Письмо Ильминскому от 1 января 1886 года, 1,5 листа. Сообщает о письме Министра Государственных Имуществ к Министру Народного Просвещения, в котором (приводится дословная цитата) сказано о выделении средств Ильминскому для аренды чего-то. В течение 6 лет с 1886 года будет выделяться по 1200 рублей ежегодно. «Раньше, конечно, Вам не должно подавать вида, что Вы знаете, но искренно уважая Вас, не могу удержаться, чтобы не сообщить Вам этой радости».

10. Письмо Ильминскому из Петербурга, 15 апреля 1890 года, 1 лист. Высылает Николаю Ивановичу просимую статью из «Русского Художественного … » о школе киргизских детей в Оренбурге. Передает благодарность от Батюшки за добрую память.

 

V. НА, Ф. 968, ОП. 1, Дело №86.

«Письма Н.И. Ильминскому от М. Апакова».

Начато 23 июля 1873 года, окончено 28 октября 1890 года. В деле 28 листов.

1. Письмо Ильминскому от Апакова, 23 июля 1873 года, 4 листа. Бывший ученик, дьякон. Рассказывает о жизни школы, относящейся к Братству свт. Гурия. Строится школа, а также и жилье для учителя. Николай Иванович хорошо знаком с ходом дел в их деревне.

2. Письмо от 17 октября 1876 года, 1,5 листа. На татарском языке.

3. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 15 ноября 1878 года, 1,5 листа. Жалуется на бедность и плохое состояние здоровья: приходиться жить в школе, где душно, пыльно и шумно. Супруга «тяжела», хочет жить собственным домом. Приход у них из крещеных и некрещеных татар и вотяков. Находится недалеко от города Нырта.

4. Письмо Ильминскому от Апакова из села Оштормо-Юмью Мамадышского уезда, 12 ноября 1877 года, 2 листа. Его родина – деревня Тавень Чистопольского уезда. В деревню Оштормо-Юмью его отправили сверхштатным дьяконом, чтобы он мог заниматься и обучением. В недоумение его приводит маленькое жалованье на должности учителя этой деревни – 116, а не 240 рублей в год. Михаил Карпович, когда был в Казани в конце сентября, оставил в Миссионерском Приюте крещенских богов – киреметей из деревни Тавели. Люди относятся к просвещению с недоверием: «Оно так то так, а вот мой сын третий год учится, почти ничего не понимает», - здесь еще учили по старому методу. Теперь людей приходится убеждать в преимуществах новой системы, чтобы они отдавали своих детей на обучение. В школе учатся и некрещеные вотяки-язычники. Жена Апакова занимается со взрослыми.

5. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 1 января 1878 года, 1 лист. Рассказ о жизни школы, количестве учеников. Испрашивает совета, как обращаться с хотящим креститься татарином.

6. Письмо Ильминскому от дьякона Михаила Васильевича Апакова из села Оштормо-Юмью Мамадышского уезда, 4 июня 1879 года, 1 лист. О возврате долга – 7 рублей серебром.

7. Письмо Николаю Ивановичу Ильминскому, 27 ноября 1880 года, 1,5 листа. Корреспондент вместе со Степаном Кирилловичем прибыли в город Чистополь к господину Казаринскому, которому передали письмо от Николая Ивановича. У Казаринского получили необходимые учебные вещи для Романовского училища. Эта школа начала работать. У местного населения сильное желание учиться. Школа относится к Братству свт. Гурия.

8. Письмо Ильминскому от учителя Багранского училища Трофима Васильевича Апакова (на татарском языке), 6 января 1882 года, 1,5 листа. Рассказ о жизни школы, просит выслать литературу.

9. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова Михаила из Романовки, 18 февраля 1882 года, 2 листа. Произошло у них освящение нового храма – построила землевладелица госпожа Стилярнова. В этот храм его приняли штатным псаломщиком. Священник здесь – Николай Семенович Воскресенский. Трудится с Антоном Григорьевичем. Когда в церковь приходят крещеные татары, «поем кое-что по-татарски, что для них приятно, но для русских не совсем». Повествует о жизни школы, которую посещал Всеволод Абрамыч. У самого двое детей, средств не хватает, храмостроительница поддерживает материально. Просит перевести его, по возможности, на службу по другую сторону Камы, поближе к родителям. Сожалеет, что не смог работать в Юмью.

10. Письмо Ильминскому от дьякона Михаила Апакова, 10 сентября 1883 года, 1 лист. Спрашивает о результате своего прошения по поводу перевода его на новое место.

11. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 18 октября 1883 года, 1 лист. Собирается в г. Уфу к храмостроительнице. Жену уже перевез к родителям в деревню Тавень. На его место уже поступил новый псаломщик.

12. Письмо Ильминскому от дьякона Апакова, 4 июня 1883 года, 1,5 листа. Николай Иванович предложил ему место помощника настоятеля в селе Любяшке, на что Апаков выражает согласие. Посылает Николаю Ивановичу прошение на имя владыки Никанора в Уфу, чтобы проверил и переслал.

13. Письмо Ильминскому от священника Михаила Апакова, июнь 1884 года, 1 лист. Шлет прошение Братству через Николая Ивановича – накопился долг в 60 рублей, который необходимо выплатить.

14. Письмо Ильминскому от священника Михаила Апакова из села Красный Яр, 18 октября 1890 года, 1 стр. Открыл школу грамотности, для которой просит выслать учебную литературу на луговом черемисском наречии.

15. Письмо Ильминскому от Апакова (по почерку это не дьякон Михаил Апаков), 2 листа. Испрашивает совета по поводу ухода в монастырь у Николая Ивановича и отца Василия.

16. Письмо Ильминскому от дьякона Михаила Апакова, 25 мая 1872 года, 2 листа. Апаков – бывший ученик Крещено-татарской школы. Рассказывает о школе, в которой начал работать учителем. В крайней материальной нужде, просит помощи в долг.

 

VI. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №84.

«Письма Н.И. Ильминскому от Алтынсарина».

Датируется 1861 годом. В деле 120 листов.

1. Письмо Ильминскому от Антипатрова из Ставки Султана Сулейманова, 1 лист. «Помню столько Вас, сколько благодарный сын может помнить отца», рассказывает об общих знакомых, о своей жизни.

2. Письмо Ильминскому от Алтынсарина из Оренбургского Укрепления, 26 января 1862 года, 2,5 листа. Рассказывает о ходе учебного процесса среди киргизов по учебнику Николая Ивановича «Самоучитель русского языка для киргиз», в котором, однако, есть ошибки в переводах. «Киргиз – народ сметливый, умный, способный, но не образованный». Начальство не строит школ. Ведет научную работу – собирает киргизские древности, обычаи (обещает выслать). Несколько строк Екатерине Степановне, поздравляет с новосельем в Казани.

3. Письмо Николаю Ивановичу, 2 листа. Речь идет о сочинении Ильминского, в котором имеются небольшие ошибки, о чем Алтынсарин спрашивал у ордынцев. Местным киргизам стало приятно, когда они увидели свое наречие напечатанным впервые. Выражает Николаю Ивановичу благодарность за то, что он первым взглянул на ордынцев по-доброму, ведь раньше их называли не иначе как «колотырниками» и «дикарями». «Все татарско-арабско-персидские книги, переиздаваемые муллами, ведут человека к отступлению от всякого здравого рассудка».

4. Письмо Алексею Александровичу и Наталье Моисеевне от Алтынсарина из Оренбургского Укрепления, 6 июня 1862 года, 2 листа. Рассказывает о жизни своей унылой и скучной в укреплении, стоящем на отдалении от Оренбурга. Письмо адресуется им в Оренбург, где уже нет Николая Ивановича. Стилистика письма отличается от писем к Николаю Ивановичу, язык почтительный, сухой.

5. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, 27 августа 1862 года, 1,5 листа. «Ваш не серьезный, а дружеский гнев на меня», просит Николая Ивановича не беспокоиться так. Употребляет пословицу на киргизском языке в своей лексике, алфавит непонятен. Благодарит за присланные книги.

6. Письмо Ильминскому от Алтынсарина из Оренбургского Укрепления, 16 марта 1864 года, 2 листа. Извиняется за долгое молчание, до сих пор в Укреплении. В январе состоялось у них открытие школы для киргиз, «метод я занял у Вас». Просит выслать еще учебных книг.

7. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, 14 апреля 1864 года, 3 листа. Дружеское письмо, у Ибрагима Алтынсарина душевный кризис: «Что за жизнь? – неужели она так пройдет?».

8. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина из города Кустанай, 28 мая 1887 года, 2 листа. Рассказывает о ходе образовательного процесса. На школу деньги собирают и сами киргизы, только богатые не жертвуют. Василий Владимирович, которому адресовано письмо, имеет непосредственное отношение к казне, к распределению средств по губерниям для школ и содержания учителей. Алтынсарин постоянно ездит по уездам и открывает новые школы.

9. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 28 мая 1887 года, 1,5 листа. Повествует об открытии новых школ. Для новых школ необходимы учителя. Упоминает о бывшем сослуживце Василия Владимировича – Великанове, каком-то бухарском ковре.

10. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 27 ноября 1881 года, 2 листа. Рассказывает о продвижении школьного дела. Обсуждается перемещение учителей по школам, дается оценка некоторых. Свидетельствует почтение Евпраксии Васильевне и детям.

11. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 3 июня 1888 года, 2 листа. Новому Губернатору (Барабаш -?) изложил положение учебного дела. Оценка учителей, положения в школах и их хозяйства.

12. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 6 октября 1888 года, 1,5 листа. Описывает текущие дела образования. Рассказывает о посещении Попечителем школ.

13. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Тургай, 5 ноября 1888 года, 3,5 листа. О местных школах, их хозяйстве (столы, книги). Рассказывает историю своей службы – учителем, переводчиком, инспектором и др. До него дошли слухи, что теперь его переводят на новое место, просит сообщить, куда и кем.

14. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 31 декабря 1888 года, 1 лист. Поздравление с Новым Годом. «Я – инородец, но в встрече Нового года русского есть что-то восторженное».

15. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Орск, 20 февраля 1889 года, 3 листа. О злоупотреблениях учителя Безсонова А.Г., который вызвал у учащихся озлобленность и нежелание учиться. Учил в резкой форме – Евангелие и заповеди. Очень досадно, но произошел скандал, надо выслать нового учителя.

16. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, ст. Наследницкая, 6 марта 1889 года, 1 лист. По поводу дела Безсонова он разобрался, местные и сами виноваты. Но учителю следует изменить свое отношение к ученикам.

17. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, Кустанай, 10 мая 1889 года, 1,5 листа. Как бы оправдывается в том, что по вопросам учебным его обвиняют в пренебрежении к требованиям мусульманства.

18. Письмо Василию Владимировичу от Алтынсарина, 15 июня 1889 года. Пишет, что очень сильно болеет.

19. Письмо Ильминскому, г. Тургай, 31 августа 1871 года, 2 листа. Повествует о положении образования в Орде. Делаются переводы. О возможности издавать книги для киргизов русским шрифтом, что, однако, вызовет затруднения – у книг с арабским шрифтом много сторонников.

20. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, г. Тургай, 20 марта 1873 года, 1,5 листа. Николай Иванович хлопотал, чтобы Алтынсарину поручили составить учебник для киргизов, что требует его приезда в Казань. На тот момент у Ибрагима Алтынсарина должность делопроизводителя уездного управления в Тургае.

21. Письмо адресовано Николаю Ивановичу и Екатерине Степановне Ильминским от Алтынсарина, Тургай, 4 июня 1873 года, 2 листа. Очень рад, что переезжает для новой работы в Казань. «О, Николай Иванович, отец,…хлопочите, чтобы как-нибудь эта надежда моя не лопнула». В этом же письме обращение к Ильминскому: «Ваш душевно преданный и благодарный седой старче Яковлев». Это старший сотрудник Алтынсарина, ему 63 года. Рад за научную командировку Алтынсарина, что стало возможным благодаря Николаю Ивановичу. «Вам и супруге Вашей бью челом до сырой земли, желая здоровья доброго и долголетней жизни для пользы и просвещения народа».

22. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Тургай, 3 декабря 1876 года, 3 листа. Пишет о возвращении – малоприятное путешествие, плохой климат. Заболел, «не смотря на мою киргизскую натуру». Стихи на киргизском языке. Поклон Екатерине Степановне и Николаю Алексеевичу (Бобровникову).

23. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Тургай, 18 июня 1877 года, 2 листа. Оправдывается, что не писал – был в степи «для прекращения разных споров и междоусобиц». О распространении литературы, в частности «Самоучителя для киргиз» Ильминского.

24. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Оренбург, 25 ноября 1879 года, 2 листа. О школах, учителях.

25. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Оренбург, 4 октября 1881 года, 4 листа. Рассказывает о своей жизни, об учителях и школах. О болезнях тургайцев и помощи им провизией.

26. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, г. Новониколаевск, 29 июля 1882 года, 2 листа. Об учителе Мозохине – хорошем преподавателе и человеке. Жалуется Николаю Ивановичу, что в своем последнем письме употребляет обращение на «вы». «Не сердитесь ли за что? …Ваше сердечное отношение ко мне всегда было моим главным утешением».

27. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, Оренбург, 12 сентября 1882 года, 2 листа. Сожаление, что на киргизов влияет не русское просвещение, а татары, башкиры и бухарские племена. Необходимо просвещение, для этого представляет Николаю Ивановичу свой новый учебник.

28. Ученая записка Алтынсарина «О киргизском языке». Отмечает, что нет ни одной книги на этом наречии. Просит знатоков откликнуться и заняться вместе переводами и созданием хрестоматии.

В деле № 84 практически все письма Алтынсарина имеют переписанную копию. На переписях стоит печать Библиотеки Казанской Духовной Академии. Переписка Ибрагима Алтынсарина, как и сама его личность, вызывала огромный интерес у деятелей народного просвещения еще в дореволюционный период. Письма Алтынсарина издавались, для чего, вероятно, и были сняты копии. «Самоучитель русской грамоты для киргизов» был издан Ильминским в Казани в 1861 году, а в 1891 году Ильминский выпустил в свет книгу «Воспоминания об И.А. Алтынсарине».

 

VII. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №88.

«Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются на букву «А».

Начато 11 ноября 1877 года, окончено 7 февраля 1891 года. В деле 45 листов.

1. Письмо Ильминскому от священника Л. Агрономова, г. Касимов, 1 июля 1879 года, 4 листа. Священник принимает на себя должность законоучителя в городе Касимове (Туркестан), где есть татары. Сам он родом из этого города. Рассказывает свои мысли по поводу противомусульманских сочинений. О переводе на турецкий – пробует сам переводы, за основу берет греческий текст.

2. Письмо Ильминскому от Алексея Александрова, 9 сентября 1891 года, 1 стр. По поводу перевода в Молитвеннике слова «Дух» словом «Бус», что имеет значение неодушевленного предмета, материального. Следует переводить, как и прежде – словом «Лул».

3. Записка Ильминскому от архимандрита Антония (Вадковского), 18 марта, 1 стр. Представляет этой запиской архимандрита Христофора из арабов, жившего в Москве, который сам хотел познакомиться с Николаем Ивановичем.

4. Письмо Ильминскому от Алексея Алексеева, город Кашин, 2 июля 1874 года, 1 стр. Обращение интересно: «Многоуважаемый, миленький и добрейший брат Николай Иванович …». Благодарит, что отправил к нему погостить «двух милейших Катей», т.е. супругу Екатерину Степановну и дочь Екатерину Алексеевну Бобровникову.

5. Письмо Ильминскому от Артемия Алексеева, 11 февраля 1886 года, 1,5 листа. Алексеев был обвинен епископом Маркеллом и был вынужден оставить свою должность, тогда Николай Иванович ему помог и дал должность миссионера. Теперь он живет за рекой Свирь, и в благодарность Николаю Ивановичу они с женой «дали обет Богу молить о здравии Вашем и супруги Вашей, что Бог положил на сердце Вам позаботиться о нас бедных».

6. Письмо Ильминскому от А. Александрова, 18 февраля 1891 года, 1 лист. Записка в приятельском тоне.

7. Письмо Ильминскому от Константина С. Алексеева, Москва, улица Садовая, Красные ворота, собственный дом, 15 сентября 1891 года, 1,5 листа. В «Московских ведомостях» вычитал, что в Казанском крае нехватка хлеба, и что Николай Иванович взялся принимать и распределять крестьянам пожертвования. Спрашивает, как лучше переслать пожертвования – хлебом или деньгами.

8. Письмо Ильминскому от епископа Антония Выборгского, Санкт-Петербург, 20 мая 1889 года, 1 лист. Рассказывает, как можно работать с рукописями в библиотеке Академии. О личной жизни рассказывает, много забот по службе.

9. Письмо Ильминскому от архимандрита Амвросия, 11 ноября 1877 года, 2 листа. О переводах – дает некоторые разъяснения для Николая Ивановича по толкованию молитвы Господней. Издание Часовника и Псалтири. Сравнение с еврейскими подлинниками. Связан Архимандрит Амвросий с миссией в Сибири. «Святейший Синод уже одобрил штат будущего Японского Епископата, составленным согласно, сколько запомнил, с Вашим воззрением: как можно меньше русских и больше природных». Раньше он был протоиерей Кипчаков, но овдовел и принял монашеский постриг.

10. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, учителя Кадринской школы, 27 ноября 1889 года, 1 лист. Рассказывает о своей жизни, учебном процессе, воспитанниках. Просит книг на вотском и черемисском языках – молитвенников и азбук.

11. Письмо Ильминскому от Кузьмы Андреева, деревня Большая Карлыган Хлопниковской волости Уржумского уезда, 1873 год, 2 листа. В письме много орфографических ошибок, что будет постепенно исправляться в его последующих письмах. Сам Кузьма Андреев из крестьян, немного учился в школе. Получил от Николая Ивановича вотские книги и читал их в свободное время. «Понимаю немного христианской веры и не хочу жить постарой вере по язычески, и желаю чтобы и другие имели понятие». Он сам стал учить бесплатно, чему только сам успел научиться, теперь же хочет открыть школу для вотяков. Указывает на некоторые ошибки в переводах на вотский язык – «…на наш разговорный язык не подходит».

12. Письмо Ильминскому от Е. Адашова, 16 декабря 1874 года, 1 лист. Консультация врача по поводу болезни одного из учеников, которого следует госпитализировать.

13. Письмо Ильминскому от Григория Степанова Амирова, писца Пензенской Духовной Консистории, 3 января 1861 года, 2 листа. Это племянник Николая Ивановича, они еще не встречались лично. Наслышан от тетушки Веры Ивановны и своей матери об Ильминском. Он – сын дочери родного брата отца Николая Ивановича, иначе говоря, двоюродный племянник. Просит содействия по устроению на лучшую должность, т.к. не имеет материального достатка.

14. Письмо Ильминскому от Ивана Аксакова, г. Москва, 10 декабря 1866 года, 1 лист. Аксаков – редактор газеты «Москва». Просит присылать материалы для газеты по вопросам просвещения татар, деятельности миссионеров.

15. Записка Николаю Ивановичу от священника Петра Аполионова, 25 июня 1879 года, 1 стр. Отзыв о переводе Евангелия от Матфея на мордовский язык – вполне понятно.

16. Письмо Ильминскому от протоиерея Евгения Антинорова, 30 октября 1878 года, 2 листа. Сообщает, что бывший ученик Николая Ивановича Иван Васильев утвержден учителем в деревню Верхние Шуры. Рассказывает о других учителях.

17. Письмо Ильминскому от Дмитрия Аптриева из деревни Ныргында, 1 августа 1877 года, 1 лист. О положении в школе. Просит за троих мальчиков, которые поступают в Семинарию, им еще не исполнилось 16 лет. Двое не крещены, но согласны креститься в случае поступления.

18. Письмо Ильминскому от Н. Аристова, 1879 года, 2 листа. Институт Нежинский, директором которого он является, является образовательным учреждением (гимназией) по классическому образцу. Посылает условия поступления в институт.

19. Письмо Ильминскому от священника села Тюлячи Владимира Арского, 15 июня 1879 года, 2 листа. Письмо было отправлено с мальчиком из его села – Игнатием Алексеевичем Евдокимовым, 13 лет. Он – круглый сирота. Способный и смирный мальчик. Просит взять его в Учительскую Семинарию, хотя бы в подготовительный класс.

20. Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, г. Елабуга, 14 июля 1878 года, 2 листа. Около Елабуги открывается в селе Варзлючи начальное училище для вотяков. Рассказывает о местных учителях, советуется, кого направить в новую школу.

21. Письмо Ильминскому от Ивана Аристовского, деревня Троекуровка, где он является помещиком («землевладелец»), 3 августа 1886 года, 1,5 листа. Постоянно состоят в переписке. Николай Иванович упрекает его в небрежном обращении с учителями. В ответ Аристовский возмущается: «Мои учителя, а Ваши питомцы, были всегда моими родными детьми».

22. Письмо Ильминскому от миссионера Алтая, 12 сентября 1883 года, 1 лист. Николай Иванович указал на ошибки в терминологии в «Грамматике». Вставки в тексте арабским шрифтом.

23. Письмо Ильминскому от архимандрита Сергия, Санкт-Петербург, 13 июля 1884 года, 1 лист. Предупреждает, что Управляющий Синодальной Канцелярией Владимир Кириллович Саблукин собирается в Казань посмотреть на церковно-приходские школы, и в т.ч. на инородческие.

24. Письмо Ильминскому от Алтынсарина, 5 ноября 1886 года, Кустанай, 3 листа. Вернулся из Казани в степи. Карандашом сделаны приписки в письме (вероятно, во время того, как архив Ильминского обрабатывался для частичного издания, отметки карандашом есть на многих письмах).

25. Письмо Ильминскому от директора Департамента народного просвещения Н. Аничкина, 5 ноября 1887 года, 1 стр. Благодарность выражает Николаю Ивановичу за присланные книги «Казанская центральная крещено-татарская школа» и «Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар».

26. Письмо Николаю Алексеевичу от священника Ивтыкиева, 2 листа. Выражает соболезнование по поводу кончины Николая Ивановича. «Смертью незабвенного отца моего и благодетеля, ангела о человеческой плоти, состоящего из одной чистейшей христианской любви и добродетели Николая Ивановича». Сам он живет в Сибири, выпускник Учительской Семинарии. Переписывался с Николаем Ивановичем, последнее письмо от него получил летом 1891 года из Москвы. «Увы! Теперь нет нашего покровителя и заступника, мы все теперь сироты и беззащитны…Впрочем смерть над ним не может господствовать, ибо он только перешел от этой жизни в лучшую и вечную: Его чистая душа парит в Небеса». Желает продолжать, по мере возможности, дело Николая Ивановича.

27. Письмо Ильминскому от Иринария Астрономова, 15 августа, 2 листа. Николай Иванович ходатайствовал, чтобы его взяли секретарем Уфимской Духовной Консистории, но взяли другого – Доброхотова. Просит еще раз походатайствовать в Петербурге перед Обер-прокурором Свят. Синода.

28. Письмо Ильминскому от Н. Афмяткина, 1890 год, 2 листа. Отчитывается, как проводит обучение детей по программе Николая Ивановича. У учеников явные успехи – свободно читают по-славянски и по-русски.

 

VIII. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №89.

«Письма Н.И. Ильминскому от священника Большакова».

Начато 9 октября 1872 года, окончено 23 сентября 1886 года. В деле 41 лист.

1. Письмо Ильминскому от Евфимия Большакова, село Арино, 22 января 1885 года, 2 листа. На письме штамп «Библиотека Казанской Духовной Академии». Отец Евфимий Большаков – священник в инородческом приходе луговых черемисов. Учит их язык. Много прочитал в переводах. Раньше не было верных переводов, а теперь он их проверяет вместе с черемисами. Отмечает высокое качество переводов А.М. Хохрякова.

2. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 22 января 1885 года, 2 листа. Отец Евфимий только что прибыл на приход, приступил к пастырским обязанностям. Люди не знают даже самых главных молитв, перекреститься не умеют. Говорят местные по-русски: «Русским языком …не владеют молодые женщины и подростки женского пола; мужчины начиная с 9-10 летнего возраста и понимают, и говорят. Выходит, что невежество черемисского населения в религии христианской происходит не от незнания оо. иереями черемисского языка, а от какой-то другой причины».

3. Письмо Ильминскому от Большакова из с. Арино Царевококшайского уезда, 25 августа 1883 года, 2 листа. Речь заходит об А.М. Хохрякове, купце, у него есть своя лавка, небольшой заводик. Встреча с владыкой Палладием. Заметка: «Эти черемисы – язычники, переходят в христианство по 2-3 человека в год, но, большею частью, в тех только случаях, когда язычница-девушка выходит замуж за черемиса-христианина. Что мне делать с этими язычниками?… но мне кажется, что в рассуждениях с ними о предметах отвлеченных, как вера, Бог и т.п., едва ли достаточно одного русского языка: они много не поймут вовсе, а то, что кое-как поймут, перемудруют по-своему».

4. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 22 марта 1884 года, 3,5 листа. Приход у них – полсотни деревень, три священника. Открыл школу в центре языческого поселения. Хлопоты, находятся противники среди русских. Сами черемисы в том поселении, где школа, противились, но удалось их переубедить. Повествует об устроении школы. Ищет источники средств – от Синода, от Братства. Обучает в школе выпускник училища, черемис, на их языке чтению, письму, молитвам и пению, начальному счислению. Этот способ просвещения язычников был выбран под воздействием идей Николая Ивановича. В храм черемисы не ходят – не воцерковлены. Просит у Николая Ивановича фотокарточку на память.

5. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 16 июня 1885 года, 2 листа. Николай Иванович разъяснил ему, почему одни переводы понятны, а другие нет (труд «О переводе православных христианских книг на инородческие языки. Практические замечания»). Говорит о необходимости «Служебника» на черемисском языке. «Отсутствие черемис в храме при воскресном богослужении я объясняю ни чем иным, как почти дословным непониманием черемисами православного богослужения». Пишет о необходимости черемисской школы миссионерского направления где-нибудь в Казани, чтобы храм при ней был черемисский. Износковым (директором народных училищ Царевококшайского уезда) Большаков приставлен к серебряной медали «За усердие». Желают видеть отца Евфимия на новом приходе в деревне Ивановой Чистопольского уезда, по этому поводу просит совета у Николая Ивановича.

6. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 20 августа 1885 года, 1 лист. О выпускнике Учительской Семинарии – Николае А. Смирнове. Он будет хорошим миссионером, в Кутюк-Кинерской школе.

7. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 16 июня 1886 года, 2 листа. На приходе ситуация накалена. Когда он приехал в 1883 году, настоятель видел в нем лишь требоисполнителя (настоятель – священник Смирнов - потомственный священник на этом приходе), приход находился в запустении. Большаков открыл школу, к нему потянулись люди, начальство стало уважать. Настоятель всячески ему препятствует в просветительской и служебной деятельности. Есть мысли об отсутствии необходимости в таком настоятеле. «Прошу Ваших советов и указаний относительно правильного благоустройства Аринского прихода».

8. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 23 сентября 1886 года, 2 листа. Пишет об одной из деревень его прихода – Коркатово: 110 домов, около 300 мужских душ. Молодежь настроена к православию, а старики держатся язычества. Просит открыть школу. 50 рублей на нее дает Земство, 50 просит от Братства.

9. Письмо Ильминскому от П. Бикеля, 17 августа 1885 года, 1 лист. Вопрос о постановке (перестановке) священников-законоучителей в селе Кошемен Цивильского уезда (инородческий приход).

10. Письмо Ильминскому от А. Скрытина, г. Вятка, 7 марта 1875 года, 1 лист. Просится на вакансию учитель русского языка в Инородческую Учительскую Семинарию, имеет стаж работ, рекомендации.

11. Прошение Директору Инородческой Учительской Семинарии, Н.И. Ильминскому от Александра Ильина Скрытина, 7 марта 1875 года, 1 стр. Прошение на должность учителя русского языка.

12. Записка Ильминскому от Павла Щетинкина, 7октября 1881 года, 1 лист. Для крещено-татарской школы нанял учителя пения – Семена Максимовича.

13. Письмо Ильминскому от Николая Вишневецкого, преподавателя Уфимской Духовной Семинарии, 30 июня, 1 лист. «Мне желательно было бы как и чем-нибудь послужить делу инородческого образования в Уфимском крае», – о просвещении черемис. Он написал букварь, который будут издавать. Когда Г. Попечитель Даль был в Казани, Николай Иванович рекомендовал ему этого Вишневецкого, а когда Даль прибыл в Уфу, поставил его инспектором народных училищ.

14. Письмо Ильминскому от Вишневецкого, 14 ноября 1881 года, 1,5 листа. Просит выслать букварь черемисского языка – «Черемисская грамота», который он сам и написал. Вместе с тем просит выслать и критику Николая Ивановича на это издание. Просит замолвить слов перед Попечителем о назначении его на должность Инспектора (см. предыдущее письмо), т.к. Медведев уходит в Одесский округ к Лавровскому. О школе в Бирке. Об учителе В.А. Попове в Благовещенском заводе, который не справляется с должностью.

15. Письмо Ильминскому от Грекова, город Санкт-Петербург, 3 октября 1872 года, 2 листа. Написал статью, которую поправлял Николай Иванович. Теперь ее издали, но не полностью – о Николае Ивановиче Золотницком, деятельности отца Василия Тимофеева. Просит новых материалов: отчеты Братства, об отце Малове, об отце Тимофееве, о крещено-татарской школе. Спрашивает, почему владыка отставил Золотницкого от дела просвещения, он хороший человек, выучил чувашский язык, может быть отличным цензором. Просит Николая Ивановича заступиться за него. Кроме всего прочего, поздравляет Ильминского с новой должностью.

16. Письмо Ильминскому от священника Андрея Светликова, г. Нижний Новгород, 15 марта 1879 года, 1,5 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем регулярно. О последнем письме: «Признаюсь Вам, что оно произвело на меня магическое действие. Прочитав его я сильно было поколебался, встревожился так, что среди этих колебаний почувствовал себя не совсем здоровым». Рассказывает о себе, что живет материально благополучно. Упоминает о своей переписке с Остроумовым. Отказывается от какой-то должности, предложенной Николаем Ивановичем.

17. Письмо Ильминскому от священника Андрея Светликова, Нижний Новгород, 11 июля 1879 года, 1 лист. Приглашает Николая Ивановича заехать к нему на квартиру, когда тот будет проездом.

18. Письмо Ильминскому от А. Тюменева, 5 марта 1879 года, 1 лист. Успокаивает Николая Ивановича, что в проверяемом им переводе вовсе не так много ошибок.

19. Письмо Ильминскому от преподавателя Мензелинской прогимназии Александра Тюменева, 13 сентября 1881 года, 1,5 листа. Связан с просвещением мордвы. Просит нового места. На мордовский язык перевел Евангелие от Матфея, о переводе просит компетентного отзыва. Помышляет даже о том, что его представят к ордену святой Анны 2-й степени.

20. Письмо Ильминскому от А. Агрономова, г. Касимов, 19 сентября 1879 года, 1,5 листа. Просится на службу в крещено-татарское село, но не в Касимовское духовное училище.

21. Письмо Ильминскому от А. Агрономова, г. Касимов, Туркестан, 26 августа 1879 года, 2 листа. Он закончил Казанскую Академию по противомусульманскому направлению. В Касимове дело не складывается. В возрасте 25 лет священства принимать еще не желает. «Как страшно и тяжело принимать священнический сан! Дайте мне, многоуважаемый Николай Иванович, помедлить на Ваше предложение».

22. Письмо Ильминскому от В. Рудинского, село Заболотное Данк. уезда Рязанской губернии, 18 июня 1881 года, 2 листа. О просвещении киргиз: «Вашему желанию – чтобы я послужил делу просвещения киргиз – совершенно сочувствую. Даже более, - я считаю для себя величайшею честью трудиться под Вашим руководством, быть в некотором роде Вашим сотрудником и продолжателем Вашего дела (так как полагаю, что главные, если не единственные заслуги для просвещения киргиз принадлежат Вам)». Но должность его не оставляет ему свободного времени и он пока не имеет возможности работать на этом поприще. Выражает почтение Екатерине Степановне.

23. Письмо Ильминскому от В. Рудинского, 15 октября 1881 года, г. Новониколаевск, 2 листа. Рудинский – учитель в духовном училище. Ему не удалось перейти в Рязань. Теперь учит русских детей. Просит у Николая Ивановича места в школе в г. Орске.

24. Письмо в Переводческую Комиссию при Братстве Св. Гурия в Казани от Николая Петрова Григорьевского, 20 марта 1881 года, село Новоильинское, 1 лист. Перевод Евангелия на остяцко-самоедский язык он уже вполне окончил. Собирается ехать в Сургут для дальнейшего изучения остяцкого языка, так как здесь нет знатоков.

25. Письмо в Переводческую Комиссию Братства от Н.П. Григорьевского, 13 января 1881 года, село Новоильинское, 1 лист. Получил жалование от переводческой комиссии – 250 рублей. Закончил Евангелие от Иоанна, спрашивает, как прошел ценз этого труда. Печатать в Томске. Пишет статьи для Западно-Сибирского Отдела Географического Общества.

 

IX. НА, Ф.968, ОП.1, Дело 90.

«Письма Н.И. Ильминскому от Большакова Е. II том».

Начато 7 сентября 1888 года, окончено 2 ноября 1891 года. В деле 64 листа.

1. Письмо Ильминскому от Евфимия Большакова, село Арино, 7 сентября 1885 года, 1,5 листа. Неразрешимый вопрос встал перед ним, советуется с Николаем Ивановичем. Некрещеный татарин из деревни Менделай Ковалинской волости Казанского уезда Гизетулла Хамидуллин, в возрасте около 60-ти лет, холост, в работниках всю жизнь, изъявил намерение креститься. Для этого был сделан запрос в его волостное управление, от которого препятствий не последовало. Но он числится в крестьянах деревни совершенно некрещеной – они от него откажутся после крещения. Поэтому его надо приписать к другой деревне.

2. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 7 сентября 1888 года, 2 листа. «Пишу, потому что чувствую потребность в Ваших советах и указах». Сообщает, что его назначили законоучителем еще и училища.

3. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 17 октября 1889 года, 2 листа. Отзыв о присланном из Семинарии учителе Михаиле Петровиче Матвееве. Рассказ о лучших учениках аринского училища.

4. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 18 декабря 1889 года, 1 лист. Просит книги на черемисском наречии: букварей 100 экз., Священной истории Ветхого и Нового Заветов – 50 экз.

5. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 января 1889 года, 1 лист. Поздравляет с Новым Годом. Рад за своего крестника Васю (учится в Учительской семинарии), который приехал в отпуск в семинарском костюме, показывает хорошее поведение. «Васю я откопал в языческой семье и направил на дорогу».

6. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 июля 1890 года, 2 листа. Просит принять двоих выпускников школы в Учительскую Семинарию. Способности у них лишь удовлетворительные, но хорошее прилежание.

7. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 2 января 1890 года, 1 лист. «Не вполне надеясь на Вашу старческую память, я осмеливаюсь напомнить Вам …». Просит поговорить с Владыкой Павлом о прошении в Царевококшайскую Троицкую церковь.

8. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 23 октября 1890 года, 1,5 листа. «Справедлив ли слух о Вашей скорой отставке от должности Директора Семинарии?». Сам он составил «Материалы к истории народного образования в Царевококшайском уезде», за что получил бронзовую медаль. Именует себя «Ваш питомец».

9. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 февраля 1890 года, 2 листа. Просит своего выпускника – Белоусьева – направить учителем в черемисское село Шимышчи. Напоминает о своем желании к перемещению.

10. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 12 июня 1891 года, 1 лист. Просит принять в Семинарию мальчика.

11. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 5 мая 1890 года, 2 листа. Просит взять в Семинарию мальчика Николая Белугина, выпускника аринской школы.

12. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 23 мая 1890 года, 2 листа. Люди, содержащие православную веру, называются «руссковерами». В письме ругает учителя в одной из деревень – Федота Земятрина, закончившего Царевококшайское училище. «Удивительное дело! Эти городские училища ухитряются воспитывать именно только таких Федотов – шалопаев, с очень вольными суждениями о вере и священных предметах. Кого винить в этом больше – программу или ее исполнителей?».

13. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 3 июля 1890 года, 3 листа. Мать и сестра Большакова – в Царевококшайском монастыре. Он и сам хочет перевестись туда. «Что Вы на это скажете, лучший дражайший мой советчик и незабвенный руководитель и воспитатель?». Об этом переводе просит поговорить с Владыкой.

14. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 8 июля 1890 года, 2 листа. Просит, чтобы Белугин поступил в Семинарию. «Не знаю, хорошо ли я сделал, обнадежив сегодня Белугина, что он несомненно будет принят Вами в Семинарию?».

«Блаженной памяти Филарет митр. Киевский говаривал: «Вообще нам хорошо быть там, где Сам Господь Бог нас устроит, а не там, где бы мы сами предустрояли себе место служения».

15. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 6 июня 1890 года, 2,5 листа. На письме подпись «Секретно». Благодарит Николая Ивановича за то, что до сих пор продолжает служение в Арино: «Жена моя от радости заплакала и оба мы вместе с ней молитвенно благословляли Ваше доброе имя». Когда еще будучи в Казани, он сообщил эту новость некоему В.Ф. Л-му, тот неожиданно показал крайне отрицательную реакцию, что озадачило отца Евфимия. «Стал упрекать, зачем я писал об этом Вам, а не ему, г. Л-му». «Ни один воспитанник никогда и ни на кого не решится променять своего отца и благодетеля, поставившего себя с питомцами всех выпусков в такие отношения, которым все удивляются и многие завидуют». Владыка Сергий должен был заехать к ним на приход, но он внезапно изменил маршрут и в Арино не заехал. Собравшиеся для встречи черемисы «заявили, что в следующий раз они не позволят обмануть себя и не пойдут встречать Архиерея, если даже их будут силою принуждать к этому».

16. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 18 февраля 1890 года, 1,5 листа. По поводу его перемещения в Царевококшайск.

17. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 12 августа 1891 года. Адресовано в «святую обитель», где отдыхает Николай Иванович. Ильминский с 11 июня отправился в Петербург, а оттуда в Москву; в Казань прибудет не ранее 1 сентября. Большаков решает дела училища, во многом пользуясь связями Ильминского. Рассказывает о встрече с Виктором Федоровичем, обсуждали училищные проблемы.

18. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 2 ноября 1891 года, 2 листа. Виктор Федорович Люстрицкий – личность, уже упоминавшаяся в переписке Большакова с Ильминским, в частности, в письме №15 (см. выше), где речь идет о возмущении Люстрицкого в адрес Николая Ивановича. Сообщает, что владыка Никанор просит у него двух мальчиков-черемис, не моложе 10 лет, хотя немного умеющих говорить по-русски и уже грамотных, из 2-го или 3-го отделения училища, с хорошими голосами и здорового телосложения. Они будут учиться в Кизическом монастыре на всем готовом. Настоящий опыт выражает желание Владыки «хотя сколько-нибудь послужить делу просвещения черемис». От Епархиального Комитета Большаков получает средства – 575 рублей – на покупку хлеба и «раздачу моим голодающим прихожанам». Хлеб будет раздаваться мукой, из которой черемисы делают «ляшку» - род лапши. Отец Евфимий ужасается приближающемуся голоду.

19. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 4 сентября 1891 года, 3 листа. Никитин – выпускник его училища, ныне воспитанник Семинарии, плохо повел себя, и что-то серьезное сделал. Большаков его ругает: «Не дайте этой дряни опозорить нашу Семинарию каким-нибудь скандалом».

20. Письмо Ильминскому от священника Евфимия Архиповича Большакова, село Арино, 15 января 1891 года, 2 листа. Ильминский переслал ему два ящика книг. «Теперь моим черемисам опять широкий праздник, благодаря Вашему дозволению – раздавать и рассылать черемисские книги щедрою рукою». У него успехи по крещению язычников. «Наш храм начинает наполняться черемисами даже по воскресным дням, а о праздниках и говорить нечего: тогда яблоку упасть негде. Между тем какие-нибудь 5 лет тому назад кроме церковных старожил по воскресным дням никто из черемис не ходил в церковь».

21. Письмо Ильминскому от Ефимия Большакова, 29 января 1891 года, 2 листа. Проблемы в училище – с учителем Модиным. «Своими иезуитскими выходками и бесшабашным нахальством ежедневно отравляет мое впечатлительно сердце. Прочь! Скорее прочь эту гадину! … Не найдете ли Вы возможным настоятельно посоветовать, кому следует, чтобы эту дрянь убрали поскорее?».

22. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 13 февраля 1891 года, 2 листа. Ругает того же учителя Модина. «Не изменить ли временное заведование училищем в постоянное … уподобить его, хотя в слабой степени, Казанской центральной крещено-татарской школе, на которую я всегда взираю мысленно как на идеал инородческо-миссионерских училищ». В школе идут спевки, в воскресенье 17 февраля они намереваются пропеть всю Литургию на черемисском языке.

23. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 18 февраля 1891 года, 2 листа. Благодарит Николая Ивановича за нового помощника – учителя, выпускника Учительской Семинарии – Илью Васильева. Совершил всю службу 17-го февраля (кроме Евхаристического канона) на черемисском языке. «Поверите ли? Прихожане меня довели до слез, а я их! Мы едва сдерживали слезы – говорят прихожане – и не плакали вслух все только потому, что стыдились плакать. По сему первому опыту сужу, какое могущественное средство в руках священника – богослужение на инородческих языках». Снова просит у Николая Ивановича фотокарточку на память.

24. Записка Ильминскому от Большакова, село Арино, 25 февраля 1891 года, 1 стр.. Обсуждают текущие дела, Васильева поместил в семье черемис возле училища.

25. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 6 марта 1891 года, 2 листа. В.Ф. Люстрицкий был в его школе. Не сделал того, чего ожидал от него Большаков – убрать Модина. Просвещает новых язычников. О Васильеве: «К делу, Бог даст, потихоньку привыкнет, лишь бы человек был хороший, что гораздо дороже».

26. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 17 марта 1891года, 3 листа большого формата. Высказывает недовольство приездом инспектора Люстрицкого – вопросов не решил, денежных проблем даже не касался, «человек бессердечный, с какими-то деревянными чувствами». Модин настроен против Васильева. Благодаря службе на черемисском наречии все больше людей ходит в храм. Книги хорошо расходятся, это оказывает важное воздействие.

27. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 24 марта 1891 года, 3 листа. Говорит о своей переписке с Виктором Федоровичем, тот ругает Николая Ивановича, даже осмеливается угрожать. «Его угроза Вам (судом) пуста и глупа». Приводит большую цитату этого В.Ф. по вопросу изменения статуса училища.

28. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 12 апреля 1891 года, 2 листа. Просит книги на черемисском языке: букварей 200, Евангелий 200, литургий Иоанна Златоуста 100. Сам отец Евфимий заболел, устал от деятельности.

29. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 7 мая 1891 года, 2 листа. Пасхальное поздравление. Сообщает о письме к нему Владыки Никанора, который успокаивает его в неурядицах. Жалуется на Модина и Люстрицкого.

30. Записка Ильминскому от Епископа Никанора, 12 мая 1891 года, 1 стр. Дружественно желает Николаю Ивановичу доброго здравия. Посылает письмо от Большакова с P.S.

31. Письмо Владыке Никанору от священника Евфимия Большакова, село Арино, 30 апреля 1891 года, 1 лист. Благодарит Владыку Никанора за поддержку в тяжелой ситуации в школе, а также за письмо, карточку и брошюру.

32. Письмо Ильминскому от Большакова, село Арино, 24 июля, 2 листа. По поводу поступления в Семинарию мальчика Мурзаева.

 

X. НА, Ф.968, ОП.1, Дело №91

«Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются буквой «Б». I том.

Начато 2 марта 1870 года, окончено 14 сентября 1890 года. В деле 70 листов.

1. Письмо Ильминскому от священника А. Благовещенского, село Юнчи-Ядрино Казанского уезда, 25 августа1879 года, 1,5 листа. Для их приходской школы прибыл учитель Ефим П. Карташев, назначенный Братством. Хорошо себя проявил. Просит Николая Ивановича походатайствовать о какой-либо материальной награде ему.

2. Письмо Ильминскому от священника Григория Белывского, село Титовка, 15 февраля 1879 года, 1,5 листа. Рассказывает о приходе, воспоминания о Семинарии. Он окончил курс в 1876-м. Говорит, что не помнит Ильминского.

3. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 22 июня 1890 года, 2 листа. Отзыв о «Церковнославянской азбуке». Дела учебы.

4. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 28 февраля 1889 года, 1,5 листа.

5. Письмо отцу Василию Тимофееву. «Письмо мое прилично начать и кончить жалобами на то, что между казанскими крещенами и крещенами оренбургскими лежит пропасть великая, а между казанскими и оренбургскими нехристями столбовая дорога». Письмо пишет кто-то из оренбургских крещеных татар, ему досадно, что достижения в Казанском крае не проявляются у них.

6. Письмо Ильминскому от А. Беконова, 9 марта 1880 года, 1,5 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем и отцом Василием Тимофеевым. Пишет из Оренбурга. Рассказывает о текущих делах: «хрестоматиb» для киргизов, новых учителях, школе. Имеются общие знакомые. Знаком и с Екатериной Степановной.

7. Письмо Ильминскому от А. Беконова, 6 октября 1881 года, 1 лист. Упоминает о переписке с Николаем Ивановичем Мозохина (обитает в тех же местах) с Николаем Ивановичем, который теперь отправился в Бухту, где будет преподавать, взял с собой книги.

8. Письмо Ильминскому от протоиерея Николая Близновского, 2 января 1880 года, 1 лист. О делах Братства. Речь идет о необходимости нового учителя для одной из деревенских школ.

9. Письмо Ильминскому от протоиерея Николая Близновского, 3 января 1880 года, 1 лист. О делах Братства. Об учителях, денежных средствах. Сам непосредственно связан с финансами Братства.

10. Письмо Ильминскому от протоиерея Н. Близновского, июнь 1877 года, 1,5 листа. Об экономических делах Братства.

11. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 6 апреля 1878 года, 1,5 листа. Нечитаемо.

12. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 1880 год, 1,5 листа.

13. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 18 апреля 1880 года, 2 листа.

14. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 10 октября 1880 года, 2 листа.

15. Письмо Ильминскому от протоиерея А. Баратынского, село Бурундуки, 24 марта 1880 года, 2 листа.

16. Письмо Димитрию Гавриловичу от священника Василия Б., 2 марта 1870 года, 1,5 листа. Благодарит за присланные книги на чувашском языке – Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки, букварь. Эти книги он раздал своим прихожанам (сам он является настоятелем). По его свидетельству, книги видимым образом содействуют просвещению народа.

17. Письмо Ильминскому от учителя Ивана С. Бляблина, село Покров Нижегородской губернии, 10 марта 1891 года, 2 листа. Бывший питомец Николая Ивановича. Просит принять в Семинарию своего воспитанника. В школе дела идут хорошо. Передает поклоны Витевскому, владыке Никанору (его бывший законоучитель), Бобровникову и другим.

18. Письмо Ильминскому от протоиерея Н. Бетрова, 27 августа 1880 года, 1 стр. Сообщает о полученных от Миссионерского Общества средствах в сумме 2360 рублей, из которых 260 рублей предназначаются для Николая Ивановича.

19. Письмо Ильминскому от мензелинского иерея Петра Беретина, 11 октября 1874 года, 2 листа. Благодарит за учителя для татар Кузьму Михайлова, за присланные татарские книги. Отслужил молебен на татарском языке, им понравилось. Скоро откроют школу.

20. Письмо Иоакиму Матвеевичу от мензелинского иерея Петра Беретина, 12 февраля 1879 года, 2 листа. Спрашивает о здоровье, о взаимоотношениях с начальством.

21. Письмо Ильминскому от мензелинского иерея Петра Беретина, март 1879 года, 1,5 листа. Николай Иванович известил его о смерти Иоакима Матвеевича, Беретин по этому поводу сильно переживает. Просит Николая Ивановича, чтобы определил на учительское место Ивана Кондратьева.

22. Письмо Ильминскому от Мензелинского иерея Петра Ст. Беретина, август 1879 года, 1,5 листа. Просит помочь своему сыну, который готовится к поступлению в Духовную Академию по окончании курса Семинарии. Об учителе в деревне Ашпалу – Иване Кондратьеве. Некто Теменев Ал. Ив. просит Николая Ивановича прислать экземпляр Евангелия на мордовском, которое он перевел.

23. Письмо Ильминскому от Ив. Сем. Бимб., бывшего питомца, село Каменка, Макарьевского уезда, 2 листа. Поздравление с Рождеством и Новым Годом. На должности учителя он с 8 октября 1877 года, но до сего времени нет вакансий. Служит в селе Каменка, содержание – 200 рублей, плюс отопление и квартира. Много занимается, читает. Благодарит за воспитание: «Вы сделали из меня, деревенского парня, человека все-таки мало-мальски цивилизованного… Во всю, кажется, жизнь не позабудешь эту благодетельную Семинарию: она мне принесла громадную пользу. Пожил бы еще, еще и еще в таком заведении!». Упоминается село Лысково Нижегородской губернии.

24. Письмо Ильминскому от Ст. Борисова, г. Бийск, 19 июня 1883 года, 2 листа. Бывший воспитанник. Пишет из родного края, куда вернулся. Описывает, как устроился на месте – хозяйство, женился на дочери миссионера – Елена, дочь священника Постникова. Связан с просвещением киргизов.

25. Письмо Ильминскому от Ст. Борисова, г. Семипалатинск, 22 августа 1883 года, 2 листа. Служит в киргизской миссии, с отцом Филаретом. Рассказывает о жизни, отношениях с Владыкой Владимиром. Русские поселенцы являются основой местного населения, у каждого по одному-два работника-киргиза, которые уже вполне обрусели. Обрусевших киргизов зачастую крестят. «Мы смеем надеяться, что Ваше Превосходительство как для Алтайской миссии были благодетельны, так и для нашей зарождающейся будете также добры, и Ваше зоркое внимание будет на ней».

26. Письмо «Любезным друзьям» от Ст. Борисова, Букант, 8 марта …, 1 лист. Интересуется здоровьем, учебой, не скучают ли по родине и родным, ведь и сам он учился, эти думы знакомы ему. «Пока вы под опекою достоуважаемого Николая Ивановича, почерпайте все, почерпайте необходимое для вас, нужное и полезное, от излишнего сохрани вас Господи… Пока вы около, повторяю, Николая Ивановича, не пропускайте случая слышать полезное и спросить о том интересующем Вас предмете…Не знаю, чего бы не смог я сделать если бы возможно было мне возвратиться к тому времени, когда я был в Семинарии. Учитесь в Семинарии, учитесь курсу наук и приемов, и оттуда выйдете и будете учиться в школе жизни, в которой никогда вам не окончить полного курса, поэтому учитесь различать добро от зла; … Нет, конечно, сомнения, что вас ждет наше общее дело – миссионерство, подготовка к которому весьма важна в известном отношении… Выходите же из Семинарии с добрым приобретением, с зрелостью умственно-нравственно-религиозною… Понимайте, как вы много обязаны благодетельному Николаю Ивановичу, и потому старайтесь отплачивать добрым поведением».

27. Письмо Ильминскому от бывшего питомца священника Стефана Борисова, поселок Большепарьинский, 16 ноября 1890 года, 2 листа. Он в Киргизской Миссии, миссионер. Занимается переводами, составляет словарь и грамматику киргизского языка. До этого лучшим руководством к изучению языка являлся труд «Скатерьяны» (?). Предполагает, что протоиерей Синьковский, приняв монашество, будет преемником преосвященного Макария.

28. Письмо Ильминскому от бывшего питомца К. Бубекова, 29 сентября 1879 года, 3 листа. Женился по прибытии в Мамадыш (о чем подробно рассказывает), поехал на родину. Сам из старокрещеных татар. Сейчас в Старой Икшурме – знакомится с училищным начальством, священниками. О народе высказывается так: «Хотя тут живут три разных народа – русские, крещеные и отпавшие, все они не прочь учить своих детей». Один отпавший с ним общается, хочет вернуться в христианство, зовут его Исай – Тарас Васильев, из родни о. Василия. Просит денег у Братства на ремонт школы и на принадлежности – карандаши, бумагу.

29. Письмо Ильминскому от Конона Бубекова, бывшего воспитанника, г. Мензелинск, деревня Кодряково, 26 мая 1879 года, 2,5 листа. Он зачислен под №147 по жребию в ратники ополчения (воинская повинность). Просит через Николая Ивановича отпуска от этой повинности. Еще у него финансовые трудности, также рассчитывает на помощь Ильминского.

30. Письмо Ильминскому от Конона Бубекова, г. Мензелинск, 8 октября 1880 года, 2 листа. Уведомляет о текущих делах. Просит Николая Ивановича что-то передать Михаилу Карповичу.

31. Письмо Ильминскому и о. Василию Тимофееву от Конона Бубекова, 6 мая 1880 года, Мамадыш (?), 1,5 листа. Об экзамене в своем училище комиссией. Просит выслать ему удостоверение для проезда, вид.

32. Ильминскому от Конона Дм. Бубекова, 27 марта 1880 года, 1,5 листа. Рассказывает о своей школе, в которой 56 учащихся. Упоминает об отпавших.

33. Ильминскому от Ильи Бюргановского, 15 августа 1886 года, 1,5 листа. Не может укрепиться на одном месте. Сейчас в Симбирском училище служит, проповедует.

34. Ильминскому от Александра Боркова, 20 ноября 1888 года, 2 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем, за что очень благодарен ему: «Я, действительно, очень счастлив, получив это дорогое для меня доказательство отеческой заботливости Вашей; постараюсь, по мере моих сил, последовать Вашим отеческим наставлениям, постараюсь, чтобы эти наставления были правилом всей моей жизни». Учитель в селе Апаково Спасского уезда, но ни люди, ни законоучитель не сочувствуют делу распространения грамотности и ничего не делают. Поэтому он просит другого места.

35. Ильминскому от А. Барышева, 4 сентября 1890 года, 1,5 листа. Просит прощения у Николая Ивановича и Бобровникова, оправдываться не смеет. Сам – из бывших воспитанников. Пьянство – его порок. Теперь покончил с этим, нужны средства на содержание семьи. Ему настолько стыдно, что не может даже появиться в Семинарии.

36. Ильминскому от бывшего воспитанника Харитона Матвеева Баушева, 13 января 1890 года, 1 лист. Определили его в Елабужский уезд, Александровскую волость, село Крындов, деревня Шадрасак-Кибье. Учеников 15-20. Татары постепенно воцерковляются. Просит вотских книг: «Всенощное бдение», «Рассказы из Священной Истории».

37. Ильминскому от бывшего воспитанника Петра Будникова из деревни Старая Мунсуркина Бугурусланского уезда, 2 листа. Обращается с просьбой перейти в духовное звание, для чего следует написать преосвященному, что не имеется для этого препятствий. Угодил он вместо чувашской в мордовскую школу, его не понимали. 45 учеников, школа открыта в 1883 году. Деревня состоит из мордвы – православных и раскольников и татар-магометан, все участвуют в содержании школы. Учит народ церковным праздникам.

38. Ильминскому от Леонтия Бурмистрова, 1 лист. В Спасском уезде места ему не оказалось, просит назначить попечителем в другой уезд.

 

XI. НА, Ф.968, ОП.1, Дело 92.

«Письма Н.И. Ильминскому от корреспондентов, фамилии которых начинаются буквой «Б». II том.

Начато 14 февраля 1970 года, окончено 23 января 1888 года; в деле 57 листов.

1. Ильминскому от священника Константина Байтурковского, 1,5 листа. В село Каратай (около Тетюшей) прибыл учитель Сергей Павлов, бывший воспитанник Николая Ивановича, из старокрещеных. Но Исправник запретил давать учить ему русских детей, хотя все местные согласны.

2. Ильминскому от Николая Белусева, 1,5 листа. Буинский училищный Совет. Учение по книге Николая Ивановича «Церковно-славянская азбука» идет успешно. «Принял их с великою радостью, как труд любимого и незабвенного отца».

3. Ильминскому от С. Бабаджанова, 10 апреля 1870 года, 1 стр. Продавал в Торлеме «Самоучитель» с 1862 года, дела пошли успешно лишь в последнее время. «Из газет я часто вижу, что Вы все еще проживаете в Казани …». Знал Николая Ивановича раньше, был уверен, что он непременно переедет в столицу.

4. Ильминскому от священника Гавр. Байровского, 22 сентября 1871 года, 2 листа. Переписывается с Николаем Ивановичем. Рассказыват о постройке училища. Спрашиваетоб учителе с назначением ему жалования от Братства Св. Гурия.

5. Ильминскому от мензелинского иерея Петра Беретина, 20 августа 1875 года, 2 листа. Об училище, составе учащихся. Новокрещеные и действие мулл по их обращении. Очень важно для духовенства знание татарского языка, а деятелей мало. Затруднения в средствах.

6. Ильминскому от протоиерея Бережнева, 19 августа 1876 года, 1 лист. Об экзаменах в новой крещено-татарской школе.

7. Ильминскому от Д. Батлиева, 3 августа 1872 года, 1 стр. Деловая записка.

8. Ильминскому от Иосифа В. Бентковского, г. Ставрополь (на Кавказе), 3 февраля 1878 года, 1,5 листа. Спрашивает совета по проведению просвещения местных инородцев – кочевников. «Обращаюсь к Вам, Милостивый Государь, как опытному деятелю … Вообще буду Вам благодарным, если удостоите меня своим советом по столь важному предмету».

9. О. Василию от Александра Безсонова, 26 июля 1878 года, 1,5 листа. Добрался до Оренбурга из Казани. Рассказывает от встретившемся ему по пути в Елабуге Иване Ивановиче – радетеле о крещено-татарской школе на месте. Умер владыка Антоний. «Я выразил Ивану Ивановичу сожаление о смерти человека, сделавшего так много для крещеных инородцев».

10. Ильминскому от А. Безсонова, Оренбург, 7 сентября 1878 года, 1,5 листа, без начального листа. Испрашивает совета у Николая Ивановича, куда ему лучше определиться. Сам он из татар.

11. Ильминскому от Александра Безсонова, 2 февраля 1878 года, 3,5 листа. Рассказывает об устройстве школ, текущих проблемах.

12. Ильминскому от иерея Баратнова (?), 20 января 1880 года, 2 листа. Благодарит за помощь сыну, когда тот был в Казани, теперь он в Уфе в Семинарии. «… передал мне Ваше желание знать – что за личность член училищного совета Г. Мазуревский, это если не социалист, то все же не атеист». «На инородческие школы Мазуревский не обращает внимания, наверное, по его убеждению, как на бесполезные».

13. Ильминскому от А. Безсонова, 25 октября, 2 листа. Дело у него пошло, набирает преподавателей для школы (Оренбург–Орск).

14. Ильминскому от Безсонова, 13 ноября 1881 года, 1,5 листа. Обсуждает отчет Семенова по образованию инородцев в Кавказском учебном округе, который тот выполнил недобросовестно.

15. Ильминскому от А. Безсонова, 29 августа 1881 года, г. Оренбург, 1 лист. О состоянии школ, съезде степных учителей в Оренбурге. Упоминается деятельность по школам А.И. Алтынсарина, его значение велико.

16. Ильминскому от Безсонова, 29 сентября 1882 года, 1 лист. О назначении у них нового Попечителя – Сольского.

17. Ильминскому от Н. Вишневского, 22 января 1882 года, 1 лист. Просит помощи касательно Бирской школы: просит устроить инспектором, походатайствовав перед Попечителем.

18. Ильминскому от А. Безсонова, 18 апреля 1882 года, 1 лист. О постройке киргизской учительской Семинарии.

19. Ильминскому от А. Безсонова, 6 января 1882 года, 1 лист. У Николая Ивановича есть планы переместить его на работу с черемисами, об этом он переписывался с Алтынсариным.

20. Ильминскому от А. Безсонова, 18 марта 1882 года, 1 стр. Николай Иванович запрашивал сведения о Бирской школе. Безсонов пишет, что пришлет их Алтынсарин сам.

21. О. Василию от А. Безсонова, 29 октября 1882 года, 1,5 листа. Алтынсарин спрашивал в Казани художника для ремесленной школы – об этом просит сообщить. Понравилось ли Николаю Ивановичу «Вероучение» Алтынсарина?

22. Ильминскому от А. Безсонова, 20 октября 1882 года, 2 листа. У него налаживается дело со школой в Орске, выделяют деньги.

23. Ильминскому от А. Безсонова, 29 января 1882 года, 1,5 листа. Собщает о положении дела образования. Рассказывает об Алтынсарине.

24. Ильминскому от А. Безсонова, 13 декабря 1883 года, 2 листа. Просит Николая Ивановича повлиять на определение нового учителя для киргизской школы – Спиридонова. Упоминается некто Султан-Галиев, юрист, он будет назначен на эту должность (учитель чистописания) в противном случае.

25. Ильминскому от А. Бенаскуштова, 5 апреля 1883 года, 1,5 листа. Он переводил для Николая Ивановича какие-то рукописи с татарского языка.

26. Ильминскому от М. Астафьева, 4 августа 1883 года, 2 листа. Поднимает вопрос о поступлении в Семинарию к Николаю Ивановичу 30-ти войсковых стипендиатов, т.е. войскового сословия, с чем Ильминский не соглашается. Астафьев ищет новые доводы. Ильминский сомневается в их нравственности, чинят беспорядки (для Ильминского особое значение имело нравственное воспитание его подопечных).

27. Ильминскому от А. Безсонова, 8 января 1885 года, 2,5 листа. Заступается за учителя Ивана Петровича Успенского из Благовещенской учительской Семинарии (?), потом Киргизской учительской школы – сей поругался с Директором. «Умоляю в Вашей помощи, многоуважаемый Николай Иванович, взять дело, - такой помощи, какую Вам Самим благоугодно было бы оказать ему, Успенскому».

28. Ильминскому от А. Безсонова, 10 января 1885 года, 1 лист. Продолжает заботы об Успенском.

29. Ильминскому от А. Безсонова, 19 января 1885 года, 1 лист. Испрашивает совета о замещении должности надзирателя училища (вместо Успенского) – нет пока на месте Алтынсарина, и совета спросить не у кого.

30. О. Василию Тимофееву от А. Безсонова, 23 января 1888 года, г. Орск, 1 стр. О ногайских школах, которые на пути из Оренбурга в Орск.

31. Ильминскому от воспитанника Ф. Бутусова, станция Беклямишево, Корсунская земская Управа, 15 октября, 1,5 листа. В этом селе русские все, его назначили запасным учителем, а куда его хотели до этого назначить – не получилось, там уже другой. Просит Николая Ивановича содействовать, чтобы его назначили учителем, нет средств к жизни.

32. Ильминскому от А. Безсонова (без окончания), 2 листа. Очень пространно рассказывает о текущих делах, встречах. Впечатление от шакирдов.

33. Ильминскому от А. Безсонова, 1 лист. По запросу Николая Ивановича рассказывает о положении дел в какой-то школе.

1, 2, 3, 4, 5, 6