Кирилло-Мефодиевская церковь

6 апреля 1885 года праздновалось в России редкое торжество: тысячелетие памяти святых Кирилла и Мефодия, первых просветителей славянских. Казанскому архиепископу Палладию желалось ознаменовать это торжество устройством в Казани храма во имя первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.

 

Посему еще за долго до самого торжества, Преосвященный Палладий дал казанской духовной консистории от 23 февраля 1885 года предложение следующего содержания.

 

«6ого будущего апреля имеет быть празднование редкое и величайшее в жизни славянских народов торжество – тысячелетие памяти святых Кирилла и Мефодия, первых просветителей славянских. Они первые положили начало духовному возрождению и христианскому просвещению славянских народов, дали возможность читать и уразуметь Слово Божие и книги богослужения на родном языке, но изобрели и письмена для выражения славянской речи.

 

Для нашего главного епархиального города – Казани, по исключительному его положению, и ввиду религиозных его потребностей, сверх предписанного указом святейшего Синода порядка празднования для памяти великих равноапостольных просветителей славянских Кирилла и Мефодия, надлежит ознаменовать это празднование еще особенным, вызываемым местными духовными нуждами, наиболее приличествующим великому всеславянскому празднеству.

 

В Казани народонаселения 140000 душ обоего пола, имеется только 24 приходских храма. Так что приходится более 5000 на каждую приходскую церковь. Эта поражающая недостаточность храмов Божиих в нашем городе особенно бросается в глаза на восточной окраине города, в соприкасающихся приходах – Варваринском и Духосошественском.

 

Посему пастырским долгом поставляю для себя предложить Консистории:

 

Составить воззвание к православной – казанской пастве с приглашением к пожертвованиям на устройство нового храма в Казани в память и во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Именно на восточной ее окраине, по отдаленности этой местности от приходских церквей и по многолюдству тут народонаселения. И, наконец, ввиду учебного заведения, основанного от Казанского отделения Императорского Человеколюбивого Общества, в коем обучающиеся весьма часто бывают лишены религиозного утешения присутствовать при Богослужениях. Настоит крайняя необходимость в устройстве нового храма.

 

Отнести от моего имени в Казанскую Городскую думу и просить ее, чтобы она благоволила указать и отвести удобнейшее место для постройки предполагаемого нового каменного храма на восточной окраине города Казани, например, на той горе, где устроено благотворительное заведение в виде рукодельной с общежитием школы.

 

На предмет благоуспешного хода сего дела учреждается мною строительный комитет: с духовной стороны протоиерей города Казани Богоявленской церкви Евфимий Малов и ключарь Кафедрального собора Петр Миловидов, и со светской стороны приглашаются: потомственные почетные горожане – Андрей Михайлович Хохряков, Иван Семянович Кривоносов, соборный староста купец Афанасий Матвеевич Музуров, Павел Васильевич Щетинкин и Дмитрий Михайлович Лаврентьев и – в качестве попечительниц учрежденного Казанским Отделением Императорского Человеколюбивого Общества Казанского женского рукодельного училища – супруга действительного статского советника Елизавета Алексеевна Похвистнева, дочь действительного статского советника Надежда Николаевна Галкина-Врасская и жена статского советника Екатерина Александровна Безобразова. Комитету сему предложить озаботиться как составлением технического проекта на постройку нового Кирилло-Мефодиевского храма, так и изысканием денежных средств и материалов к осуществлению означенного проекта. Основанием для сего могут послужить частию обещанные на это святое дело от некоторых христолюбивых храмоздателей пожертвования, а частию процентные деньги, – хотя не в большом количестве, – получаемые ежегодно с епархиального начальства строительного капитала.

 

Наконец, войти в рассмотрение, чтобы точнее определить размеры предполагаемого храма. Какие именно улицы и с каким количеством прихожан могут быть определены из ныне существующих соседских приходов для образования нового прихода при имеющей устроиться новой приходской Кирилло-Мефодиевской церкви. А также – в каком составе должен быть учрежден при ней впоследствии штат священно и церковнослужителей».

 

Казанская Духовная Консистория скоро начала приводить в исполнение указания Преосвященного Палладия о построении Кирилло-Мефодиевского храма. 1 марта 1885 года она составила отношение Казанскому Государственному главе, статскому советнику, камергеру двора Его Императорского Величества и кавалеру Александру Александровичу Лебедеву от имени Его Высокопреосвященства, архиепископа Казанского Палладия. В этом отношении прописано было все, что говорилось в предложении Преосвященного Палладия Консистории, то есть высказывался повод и причины к устройству нового Кирилло-Мефодиевского храма на восточной окраине города Казани.

 

В то же время Казанская Духовная Консистория составила требуемое Высокопреосвященнейшим Палладием воззвание с приглашением к пожертвованиям и сделала другие некоторые распоряжения, касающиеся образования нового прихода для имеющей строиться Кирилло-Мефодиевской церкви. Именно Консистория предписала благочинному градских церквей, протоиерею П.И.Воздвиженскому собрать немедленно самые верные сведения о границах и составе нового прихода.

 

13 мая 1885 года день был ясный, погода стояла прекрасная, посему на торжество освящения места для постройки храма собралось громадное количество богомольцев – жителей Казани, и местность была освящена Высокопреосвященнейшим Палладием в сослужении с прочим духовенством и в присутствии казанского губернатора с другими гражданскими чинами.

 

Вот как описывалось освящение места для построения храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла:

 

«Одна из окраин города Казани, изрезанная множеством оврагов, пролегающих между гор, называемых Первою, Второю и Третьею, весьма давно крайне нуждается в особом храме. В последнее время эти горы стали часто населяться бедняками, хижины которых усеяли все пригорки и насыпи. Кое-где явились и порядочные дома; но еще не вполне отстроенные.

 

План для нового храма уже выработан одним из опытнейших архитекторов казанских. Храм будет помещаться на высокой местности и потому с 5 глав его и колокольни будет великолепный вид на все далекие окрестности и на горы за Волгой. И тем, кто будет приезжать в Казань, храм святых Мефодия и Кирилла будет представляться одним из первых».

 

1 сентября 1885 года происходила уже закладка Кирилло-Мефодиевского храма. После закладки храма по случаю наступления сырой погоды работы скоро прекратились, и внимание строительного комитета было обращено на заготовление нужных материалов, так что постройка церкви, собственно говоря, началась в 1886 году.

 

При начале сооружения Кирилло-Мефодиевского храма Высокопреосвященнейший Палладий имел в виду открыть новый приход через отчисление к нему части прихожан из приходов упомянутых церквей: Духосошественской, Варваринской и Георгиевской. Владыка руководствовался теми соображениями, что многие прихожане означенных церквей, особенно Варваринской, терпят большие неудобства.

 

Во избежание остановки так удачно начатой постройки сего храма по мнению строительного комитета было бы полезно и благовременно наметить организацию будущего прихода, с указанием улиц и домов будущих прихожан Кирилло-Мефодиевской церкви.

 

Из среды этих бедствующих прихожан было бы в высшей степени необходимо избрать и будущего старосту, чтобы он принял на себя хлопоты об отчислении за Кирилло-Мефодиевской церковью церковной земли, на которой он стоит. На этого же церковного старосту следовало бы возложить, по мнению Комитета, обязанность изыскать средства к обеспечению будущего причта церковными квартирами.

 

30 марта 1888 года строительный комитет докладывал уже Высокопреосвященнейшему Павлу, архиепископу Казанскому, что Кирилло-Мефодиевский храм сооружен. Нелишним будет привести из этого доклада Комитета некоторые интересные подробности. Комитет докладывал:« 30 марта 1888 года израсходовано 30.412 рублей, долгов неоплачиваемых 2651 рублей и в кассе строительного комитета находится денег 1.613 рублей 76 копеек. Далее предстояли расходы следующие: 1) на возведение колокольни, 2) на внутреннюю отделку храма, 3) на сооружение иконостасов, 4) на заведение ризницы и утвари церковной, 5) на приобретение колоколов. По соображению строительного комитета,  для окончания отделки храма и открытия богослужения в нем потребуется такая же сумма, какая израсходована уже по настоящее время.

 

Предполагалось, что храм будет с тремя приделами, из которых один положено было устроить во имя святого Николая Чудотворца, по поводу пожертвования неизвестным лицом образа  сего угодника Божьего, а другой –  в честь святого равноапостольного, благоверного князя Владимира, по поводу предполагающегося празднования 900 -  летнего юбилея крещения Руси князем Владимиром. К этому побудило еще и то обстоятельство, что казанский купец Михаил Александрович Тюфилин заявил, что он жертвует для придела во имя святого князя Владимира иконостас.

 

Наконец, благочинный, протоиерей П.И.Воздвиженский, от 6 октября 1889 года донес Его Высокопреосвященству Павлу, архиепископу Казанскому, что новый храм им освидетельствован и найден совершенно отстроенным, а равно и все, требующееся к освящению сего храма, осмотрено и найдено приготовленным.

 

8 октября 1889 года к 9 часам прибыл Высокопреосвященнейший Павел и начал освящение главного престола во имя святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия. Приделы в храме Кирилло-Мефодиевском также освящены Высокопреосвященнейшим Павлом, архиепископом Казанским. Правый во имя св. и чудотворца Николая освящен 28 октября 1889 года, а левый во имя св. равноапостольного князя Владимира освящен 29 апреля 1890 года. После освящения этого последнего придела во время литургии на малом входе, на строителя храма протоиерея-ключаря Петра Демидовича Миловидова возложена была сначала палица, а потом и золотой, украшенный одними бриллиантами, наперсный крест, поднесенный прихожанами новоустроенного Кирилло-Мефодиевского храма и многими другими лицами, в числе коих участвовал вкладом и сам Высокопреосвященнейший Павел.

 

Кирилло-Мефодиевский приход состоял из 625 душ мужского пола и 709 душ женского, ввиду того, что по показанию священника Руфимского количество душ в Кирилло-Мефодиевском храме значительно разнится от количества душ, означенных в рапортах причтами  церквей Духосошественской и Варваринской. В рапортах Руфимского показано душ обоего пола 945, а в общей сложности по рапортам причтов Духосошественской и Варваринской церквей душ в Кирилло-Мефодиевском приходе 625 мужского пола и 709 женского пола.

 

Главная опись Кирилло-Мефодиевской церкви

 

Церковь теплая, каменная, пятиглавая, крытая железом, во имя святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, с двумя приделами: с правой стороны – во имя святителя и чудотворца Николая, с левой  – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Церковь построена в память тысячелетней кончины просветителей славянских Мефодия и Кирилла, усердием и трудами ключаря Казанского Кафедрального Благовещенского собора, протоиерея Петра Демидовича Миловидова, на изысканные им средства. Постройка церкви начата в 1886 году, а окончена в 1889 году. Церковь занимала площадь в 200 квадратных сажен, а с оградой – деревянною – 1000. В церкви окон: в первом ярусе 11, во втором – 6, в четырех глухих главах – 32; на лестнице, ведущей на хоры – 4 окна; в комнате за хорами, предназначенной для кладовой – 3, в подвальном этаже – 6, на лестнице, ведущей в подвал – 2, и на лестнице, ведущей на колокольню – 4 окна. Окна нижнего яруса церкви, подвального этажа и два окна на лестнице, ведущей на хоры, снабжены железными решетками. Входов в церкви три: передний – западный, и боковые – северный и южный. Западный имеет три двери: железную, стеклянную и дубовую; боковые – двойная стеклянная и решетчато-железная. Свод церкви утверждается на четырех каменных столбах. Купол и главы покрыты белым листовым железом; на главах кресты железные позолоченные. Пол в церкви выстлан в середине железными плитами; в главном алтаре – мраморно- мозаичный, в приделах же – паркетный. Церковь отопляется двумя амосовскими печами, устроенными в подвальном этаже. Отсюда проведены две тепловых трубы с отдушинами в церковь. Кроме того, в главном алтаре устроены две голландские печи. Вентиляторов в церкви четыре.

 

Колокольня в одной связи с церковью каменная, трехъярусная. На ней колоколов 10. Первый колокол весом 127 пудов 32 фунта; второй –  60 пудов 30 фунтов; третий – 31 пуд 28 фунтов; четвертый – 14 пудов 32 фунта; пятый – 7 пудов 28,5 фунта. Кроме них имеется еще два колокола.

 

Главный алтарь – с престолом во имя Кирилла и Мефодия, с деревянным горним местом. Потолок устроен здесь сводами спереди. Над горним местом на плафоне изображение Господа. На арке за иконостасом изображение Тайной Вечери. Престол дубовый с кипарисною верхнею доскою. Высота его 1,5 арш, такая же длина и ширина 1,25 арш. За престолом – распятие и образ Богоматери, укрепленные в тумбах. В левой стороне алтаря – жертвенник дубовый. Высота его 1 арш и 6 вершков, длина его 1 арш и 5,5 вершков и ширина 1,25 арш. Освещается алтарь тремя окнами.

 

Предалтарный иконостас столярный резной, весь позолоченный. Имеет он вид часовни. На четырех колоннах укреплены четыре арки; на них – круг, служащий основанием для двойного купола. Внутренний купол изображает сияние над престолом; в середине его вставлено стекло, величина его 24 вершка, ширина 26 вершков, с изображением благословляющего Христа. С лицевой стороны иконостас имеет 10 раздельных колонн с капителями и басами. Вверху четырех основных колонн, венчаемых крестами, прикреплены четыре резных херувима. Царские двери, резные, золоченные; на них – изображение четырех евангелистов, образ Архангела Гавриила и образ пресвятой Девы Марии. Над царскими дверями небольшая арка; над последнею сияние, в центре которого резной голубь; поверх его в полуовальной резной раме небольшое изображение Господа. Верхний купол, венчаемый главою с крестом резной; кругом основания его – резная раковина.

 

Иконы в иконостасе: по правою сторону царских ворот – образ Спасителя и образ Архангела Михаила; по левую сторону – образ Божией Матери и образ Мелхиседека.

 

Опись ризницы

 

Евангелия три: два больших в серебряном окладе, и одно маленькое в медном. Ковчег напрестольный – бронзовый вызолоченный. Дарохранительница – серебряная. Напрестольных крестов два – оба серебряные. Кадило одно – серебряное. Одно блюдо – апплике. Сосуд для освящения хлебов – апплике. Сосуд для водоосвящения – апплике. Три облачения священнослужителей: риза и стихарь из серебряного муара; риза и стихарь из золотой парчи с шелковыми по краю цветами и одна риза из золотой парчи. Имеется полный круг богослужебных книг.

 

Кирилло-Мефодиевская церковь в период советской власти

 

После революции в Кирилло-Мефодиевской церкви, как и во многих церквях,была своя  община. По списку от 28 октября 1924 года (имеющемуся в НКВД), членов Кирилло-Мефодиевской общины значилось 85 человек, да, кроме того, в общем собрании, первом по регистрации – от 9 ноября 1924 года – было зачислено еще 13 человек, всего 98 человек.

 

Список членов Церковного Совета Кирилло-Мефодиевского религиозного общества города Казани характеризовано НКВД.

Фролов Василий Павлович – крестьянин.

Малашенко Феодосий Евгеньевич – крестьянин.

Григорьев Андрей Григорьевич – крестьянин.

Федорова Параскева Владимировна – дочь служащего.

Маркина Евдокия Васильевна – крестьянка.

Андреянова Анна Александрова – вдова чиновника.

 

13 октября 1929 года община Кирилло-Мефодиевской церкви приняла от Казанского совета Рабочих и Крестьянских Депутатов в бессрочное и бесплатное пользование находящуюся в городе Казани по улице Лесгафта Кирилло-Мефодиевскую церковь с богослужебными предметами, под расписку.

 

В 1937 году Кирилло-Мефодиевская церковь была разрушена. Сейчас от нее ни осталось и следа. На ее месте были построены в разное время  два жилых дома.

 

Храм во имя Кирилла и Мефодия уже давно разрушен, и многие даже и не знали, что у нас в Казани была такая церковь. Общаясь с людьми, которые живут недалеко от того места, где стоял этот храм, автор этих строк узнала, что многие и не подозревают, что именно там была одна из самых красивых и величественных церквей Казани. Потому что первым, что бросалось в глаза приезжающим со стороны Волги, был Кирилло-Мефодиевский храм. И это решило его судьбу.

 

Сейчас возрождаются монастыри, и, храмы и может быть, придет то время, когда в нашем городе вновь появится церковь в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славянских.

 

Е.А.ТЕРЕШИНА