Отчет о деятельности Казанской Духовной Семинарии за 1997/1998 учебный год
Отчет о деятельности Казанской Духовной Семинарии за
1997/1998 учебный год

Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, уважаемые преподаватели и студенты Семинарии, дорогие гости!

Сегодня впервые в истории нашей недавно возрожденной духовной школы проходит торжественный годичный акт - главный праздник нашей Духовной Семинарии. Праздник, где подводятся итоги за минувший учебный год, отмечаются лучшие семинаристы. Этот праздник обычно завершается вручением дипломов выпускникам, но для нашей духовной школы подобное событие предстоит только в следующем веке, в следующем тысячелетии, а именно в 2002 году от Рождества Христова, когда учащиеся нынешнего второго курса будут получать дипломы бакалавров богословия.

Уже давно клириками и мирянами Казанской епархии сознавалась необходимость восстановления духовной школы. Ведь в Казани до революции действовала Духовная Академия, две Семинарии (одна - Инородческая), несколько духовных училищ. Казанская духовная школа воспитала многих выдающихся историков и богословов, среди которых В.И.Несмелое, И.М.Покровский, П.В.Знаменский, П.А.Юнгеров, И.С.Бердникое, протоиерей Евфимий Малов, Л.И.Писарев и мн.др. Ректорами и инспекторами Академии в разное время были такие выдающиеся и просвещенные иерархи, как: архиепископ Никанор (Бровкович); будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви митрополит Петербургский Антоний (Вадковский); митрополит Антоний (Храповицкий); епископ Анастасий (Александров); священномученик митрополит Одесский Анатолий (Грисюк).

Следует отметить, что в 20 веке среди новомучеников Российских, частью уже канонизированных Церковью, было несколько десятков иерархов и клириков, являвшихся выпускниками Казанской Духовной Академии и Семинарии, это архиепископы Феодор (Поздеевский), Иувеналий (Масловский), Гурий (Степанов); Афанасий (Малинин); Пахомий (Кедров), Герман (Ряшенцев), такие известные церковные деятели, как протоиерей Михаил Чельцов и архимандрит Симеон (Холмогоров), агиограф канонизированного в 1997 году преподобного старца Гавриила (Зырянова), чьи мощи чудесным образом сохранились и ныне покоятся в церкви Иоанна Кронштадтского. Так и после своей благословенной кончины преподобный старец, бывший при жизни духовником студентов Казанской академии, остается небесным покровителем Казанской духовной школы. И в этом мы видим особое знамение Божие и благословение на дальнейшие труды.

Казанские духовные школы были по преимуществу миссионерского направления, поэтому с Казанью связаны имена таких иерархов-миссионеров, как Апостол Алтая митрополит Московский Макарий (Парвицкий), архиепископ Астраханский Иннокентий (Ястребов), митрополит Камчатский Нестор (Анисимов) и др. Среди первых выпускников Казанской Духовной Академии был и Апостол Казанских инородцев, выдающийся миссионер, переводчик и этнограф Н.И.Ильминский. Казанской Духовной Академией издавались журналы "Православный Собеседник", "Инородческое обозрение", "Противомусульманский сборник", а также "Известия по Казанской епархии". При Академии велась активная переводческая деятельность, составлялось научное описание библиотеки Соловецкого монастыря и Анзерского скита, насчитывавшей 1480 древних рукописей (ныне эти рукописи находятся в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге). Библиотека Казанской Духовной Академии насчитывала более, чем 110.000 томов и почти в полном составе была передана в Университетскую библиотеку. Такова в беглом изложении славная история Казанской духовной школы.

И конечно, всякому хоть немного знакомому с этой историей было ясно, что восстановление казанских духовных школ в том виде и на том уровне не представляется возможным. Но вместе с этим вполне здравым суждением очень часто можно было слышать пессимистические печалования многих клириков о невозможности в ближайшем будущем восстановления не то чтобы семинарии, но даже и духовного училища, ввиду отсутствия зданий, средств и кадров. И это в то время, когда, во многих других епархиях, имеющих не столь славные церковно-научные традиции уже, восстанавливались духовные училища и семинарии.

Действительная сложность в восстановлении духовной школы в Казани лежала, конечно, в области психологической закомплексованности, явившейся следствием советского периода, периода гонений на Церковь, уничтожения лучших церковных сил и подавления всякой церковной инициативы. Этой закомплексованности способствовала и та непростая обстановка в Республике, какая сложилась в начале 90-х годов в связи с суверенитетом Татарстана и появлением национальных движений. Наконец, не было и помещений под учебное заведение. Но вот пришел 1997 год, и так получилось, что именно в этот год завершилось строительство епархиального центра, состоялась канонизация преподобного старца Гавриила, небесного покровителя казанского студенчества, и осуществилось долгожданное посещение Казани Святейшим Патриархом Алексием. Так сложились условия для открытия в Казани духовного учебного заведения, что было подтверждено и после инспекционной поездки епископа Евгения Верейского в Казань.

Ректором Казанского духовного училища стал Его Высокопреосвященство Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, управляющий Казанской епархией, поскольку было очевидно, что такое важное и трудное дело, как восстановление духовной школы возможно осуществить только при попечительном руководстве этим делом правящего архипастыря. И действительно, опыт последних лет показал, что духовные школы благополучно развиваются там, где о них проявляют заботу правящие архиереи.

Следует отметить, что финансирование вновь открытого духовно-учебного заведения полностью осуществляется за епархиальный счет и за счет приходских храмов. Поэтому следует выразить от имени всей преподавательской корпорации и учащихся Семинарии глубочайшую признательность тем, кто находит средства в это сложное и лукавое время, чтобы помочь возрождению духовного образования в Казани, и прежде всего Приходским советам Никольского, Петропавловского соборов и церкви Ярославских чудотворцев. Организация подобной поддержки была бы, конечно, невозможна без участия Епархиального управления и лично Высокопреосвященнейшего Ректора.

Инспектором новообразованного Духовного училища был назначен клирик Петропавловского собора иерей Роман Модин, проректором по учебной части-заведующий историческим отделом и отделом по канонизации святых А.В.Журавский. Из 27 абитуриентов, подавших заявления в 1997 году, по результатам собеседования и диктанта был отобран 21 человек. Первый год обучения из 21 закончили 19 студентов, один из которых в начале уже этого 1998-99 учебного года был отчислен по собственному прошению.

Казанская Духовная Семинария начала свой первый учебный год в 1997 году в статусе Духовного училища, причем начало этого учебного года ознаменовалось посещением Казанской епархии Святейшим Патриархом Алексием, который в первый же день своего прибытия на Казанскую землю 31 августа, после всенощного бдения в Никольском кафедральном соборе, прибыл в Епархиальный центр и Духовное училище. Здесь Патриарх обратился со словом приветствия к учащимся и подарил каждому из студентов - как патриаршее благословение - иконку с Казанским образом Божией Матери.

Самыми оптимистичными из преподавательской корпорации планировалось, что преобразование Духовного училища в Духовную Семинарию состоится не ранее, чем через два года. Однако церковная жизнь оказалась гораздо более динамичной, чем мы полагали, и июля 1998 года, уже после завершения первого учебного года в качестве Духовного училища, наше духовно-учебное заведение по прошению Высокопреосвященного Ректора и представлению И.о. Председателя Учебного Комитета епископа Верейского Евгения было решением Священного Синода преобразовано в Духовную Семинарию.

Учебный план Казанской Духовной Семинарии откорректирован согласно последней учебной реформе духовных школ, причем учиться по новой пятилетней семинарской программе наше учебное заведение стало прежде, чем Московская и Петербургская Семинарии, поскольку уже с 1997 года преподавание велось по новой семинарской программе. Так что учащиеся 1 курса Духовного Училища, успешно завершившие первый год обучения, автоматически были зачислены на второй курс Духовной Семинарии, каторая уже является высшим духовным заведением. Характеризуя новую семинарскую программу, отметим, что вводится изучение дисциплин, прежде изучавшихся в Академии: Апологетика, Византология, История Поместных Церквей, История философии, История русской религиозной философии. Мы также нашли целесообразным ввести некоторые дополнительные дисциплины, такие как: Логика, История Древнего мира, История Средних веков, Новая и новейшая история, а также - Аскетика, История русского богословия, История Христианства в Казанском крае, Основы гражданского права, Библиотечное дело, История новейшей философии. Причем значительная часть этих предметов будет относиться к специализированным, а не общеобязательным. Согласно реформе углубляется изучение философии и языков, в отличие от прежних лет, окончание Семинарии будет венчаться написанием и защитой дипломной работы, в связи с чем на последнем 5 курсе учебная нагрузка будет значительно сокращена с высвобождением двух-трех дней для работы в библиотеках и архивах. На последних двух курсах будет введена специализация по трем отделениям: практическому, богословскому и церковно-историческому. Причем, предметы будут подразделяться на общие для всех отделений и специальные (в зависимости от избранного студентом отделения). На последних курсах особенное внимание будет уделяться Патрологии, успешному изучению которой будет способствовать знание латинского и греческого языков.

В настоящем 1998-99 учебном году в Семинарии будет преподавать 22 человека, среди которых: два доктора философских и доктор исторических наук, два кандидата филологических наук и кандидат богословия, кроме того, еще пять аспирантов, которые в ближайшие два года получат степени кандидатов исторических, филологических и богословских наук. А между тем, в минувший 1997-98 учебный год в Семинарии преподавало 9 человек, среди которых было всего три аспиранта.

Т.о., довольно высокий уровень преподавательских кадров позволяет нам надеяться на постепенное развитие в Казани церковной науки и создание на базе Казанской Духовной Семинарии церковно-научного центра. Этому будет способствовать и учреждение в Казани, по благословению Святейшего Патриарха, регионального Научно-редакционного совета "Православной Энциклопедии", который будет курировать и координировать работу светских и церковных ученых Казанской и близлежащих епархий. Т.о., уже сегодня Казань высоко оценена как научный центр, обладающий церковными кадрами, способными - хотя бы пока только потенциально - к восстановлению славы казанской церковно-научной школы. Это продемонстрировала и первая в стенах нашей Семинарии историко-богословская конференция, состоявшаяся 30-31 марта 1998 года. В конференции участвовали не только преподаватели и студенты нашей духовной школы, но и профессора, аспиранты, студенты светских ВУЗов Казани. Всеми была отмечена особенная атмосфера этой конференции и подтверждена необходимость проведения и в дальнейшем подобных регулярных мероприятий, способствующих, одновременно, и диалогу светской и церковной науки и приобретению опыта докладов и дискуссий нашими семинаристами.

Важное место в любом учебном заведении занимает библиотека. Библиотека Казанской Духовной Семинарии носила до недавнего времени статус епархиальной и образовалась из нескольких фондов. Из старого фонда -дореволюционных книг и журналов, некогда принадлежащих Казанской Духовной Академии, переданных из Университетской библиотеки еще несколько лет назад. А также из нового и студенческого фондов - книг приобретенных в минувший год на епархиальные средства. Среди старых книг - много с автографами выдающихся церковных деятелей, здесь дарственные надписи митрополита Антония (Вадковского), епископа Бийского Макария (будущего митрополита Московского), владыки Феодора (Поздеевского), профессоров Знаменского, Покровского, Курганова и мн.др. Особенно ценна для нас книга, подаренная архиепископом Казанским Арсением преподобному старцу Гавриилу после его пострижения в схиму. На 1 сентября 1998 года в новом и студенческом фонде насчитывалось 3763 книги, в старом фонде - 4551 книга, журналов - 2567. Всего же библиотека насчитывала 10881 зарегистрированную единицу хранения. За полтора месяца текущего учебного года описано и зарегистрировано еще 1868 единиц хранения. Это стало возможным благодаря тому, что с этого года к библиотеке прикреплено шесть студентов, несущих библиотечное послушание, т.е. больше чем в прошлом году. В минувшем году епархией для семинарской библиотеки был приобретен компьютер, и к концу минувшего учебного года была написана база данных. Так что в ближайшее время будут созданы компьютерные алфавитный и систематический каталоги, которые в значительной степени облегчат студентам и пользователям исследовательскую работу. Недавно решением Священного Синода библиотека Казанской Духовной Семинарии наряду с библиотеками Московской и Петербургской Духовных Академий объявлена особо ценным книжным собранием, т.о. епархиальный статус библиотеки повышается до общероссийского.

Среди важных событий минувшего учебного года следует отметить студенческую паломническую поездку, в которой ребята посетили Оптину пустынь, Дивеевский монастырь, Данилов и Донской монастыри в Москве. В этой поездке учащиеся смогли приложиться к таким святыням, как мощи преподобного Амвросия Оптинского и других Оптинских старцев, мощи благоверного князя Даниила Московского, мощи св.Патриарха Тихона, причем, особенно памятными были экскурсия по храмам Донского монастыря и посещение дома св.Патриарха Тихона, где он провел последние свои дни, и где хранятся его облачения и вещи, найденные при обретении его мощей. Другим знаменательным и неизгладимым из памяти событием стало посещение нашего учебного заведения игуменом Германом (Подмошенским), настоятелем монастыря Св.Германа Аляскинского (Америка), издателем журнала "Православный Паломник" и почитателем преподобного старца Гавриила. Именно о.Герман первым переиздал книгу архимандрита Симеона (Холмогорова) "Един от древних". Американский гость рассказал о жизни православных в Америке, поделился своими воспоминаниями об о.Серафиме (Роузе), подарил в библиотеке книги и журналы своего издательства. И поныне о.Герман регулярно высылает в нашу библиотеку журналы и книги на русском и английском языках. Интересную лекцию студентам прочитал православный англичанин, консультант переводов Священного Писания на кряшенский и татарский языки Саймон Крисп. В течение учебного года студенты посещали храмы епархии и монастыри: Раифский, Седмиозерный, Иоанно-Предтеченский, Макарьевский, Успенский Свияжский. Многие семинаристы несли в храмах Казани клиросное послушание. Остальные исполняли послушание в просфорне церкви Иоанна Кронштадского, несли алтарное и клиросное послушание в этой же церкви, привлекались к хозработам.

Закончен первый учебный год возрожденной Казанской духовной школы. Год был сложным и в методическом и практическом отношении. Постепенно оформляется методическая база, преподавательский состав, складываются учебно-ученые традиции. Преображается самый вид нашей Семинарии -украшаются стены и классы, епархия не жалеет средств на приобретение для семинаристов учебной литературы, уже в этом году епархия передала в Семинарию еще один компьютер для семинарского издательства, в планах которого издание ежемесячной семинарской газеты и периодического (два раза в год) "Церковно-научного журнала". Но уже сейчас всем нам стоит задуматься над тем, что мы обладаем не только правами, но и определенными обязательствами - и прежде всего перед Церковью, перед православным народом. От того, насколько преподаватели будут хорошо учить, наставники -воспитывать, а семинаристы - учиться, зависят плоды нашего совместного пятилетнего труда, зависит то, какими будут пастыри и церковные работники следующего тысячелетия Христианства. Казанская духовная школа возрождается накануне празднования 2000-летия Рождества Христова, события, встрече и празднованию которого будут посвящены три года 1999-2001. И нам предстоит не только интересная и кропотливая учебная работа, но и множество интересных встреч, поездок, конференций, фестивалей и круглых столов, посвященных осмыслению 2000-летней истории христианства и обсуждению сложных вопросов современности.

Приснопамятный псково-печерский подвижник схиигумен Савва пророчествовал о том, что когда-нибудь в Казани будет восстановлена духовная семинария, учиться в которой будет почетней, чем в университете. Мы еще очень далеко до исполнения этого пророчества, но первые камни в фундамент будущего здания высшей богословской школы уже положены.


* Отчет по решению Педагогического Совета был составлен и зачитан на Годичном акте 1998 г. проректором по учебной части Казанской Духовной Семинарии Журавским А.В.