Обращение к читателю “Православного собеседника”

Обращение к читателю "Православного Собеседника"

Со времени празднования Тысячелетия крещения Руси прошло всего двенадцать лет, но как изменилось положение и возможности Русской Церкви! Еще двенадцать лет назад казалось нереальным помышлять об открытии нового прихода, не говоря уже о создании какого-либо духовно-учебного заведения (даже церковноприходской школы). Намерение же учредить церковно-научный журнал было бы расценено как бесплодная и даже опасная мечтательность. На это не было ни разрешения светских властей, ни церковно-научных сил. Изменилось время, изменилась ситуация в России, изменились сами церковные проблемы.

Отрадно сознавать, что настало время, когда заботой Русской Церкви становится возрождение не только церковных приходов, монастырей и духовных школ, но и церковной науки. Это свидетельство того, как изменилось наше церковное сознание, наконец-то доросшее до понимания необходимости взращивания своих ученых сил и учреждения при духовно-учебных заведениях научных журналов. Самое удивительное, что это понимание подкрепляется реальными делами. Вот и Казань, столь долго отстававшая от других известных еще с дореволюционных времен церковно-научных центров, вступила на долгий и трудный путь воссоздания своей духовной школы и церковно-научного журнала.

Конечно, Казанская Духовная Семинария, восстанавливая трагически прерванное в 1918 году издание "Православного Собеседника", не может сегодня соревноваться со столичными богословскими изданиями, да и не преследует такой цели. Но вместе с тем, не стоит забывать, что у казанской духовной науки были свои традиции и великие достижения, которые, не сомневаюсь, будут вдохновлять создателей и авторов настоящего издания на благородный и самоотверженный труд по возрождению прежних и развитию новых церковно-научных традиций.

Воссоздание казанского церковно-научного журнала "Православный Собеседник" совпало с другим важным событием в жизни православной Казани - получением нашей духовной семинарией лицензии Министерства образования Российской Федерации. Этот очередной шаг по пути легитимизации в общественном сознании духовного образования позволяет с надеждой взирать на будущность вновь нарождающейся казанской церковно-научной школы, укрепляет нас в уверенности, что русские духовные школы не могут существовать в самоизоляции от общества. Отсюда и вынужденное, но, одновременно, и осознанное обращение к светским высшим учебным заведениям за помощью. Средостенье, возникшее за десятилетия Советской власти между светской и церковной наукой, ныне разрушается и преодолевается. Вновь восстанавливается добрая традиция дореволюционных лет, когда преподаватели духовных школ преподавали в светских вузах, а профессора университетов - в духовных академиях и семинариях. Церковный народ ценит эту помощь и доброе участие светских ученых в деле возрождения духовного образования и церковной науки. Мы верим, что общими усилиями нам удастся воспитать в наших духовных школах достойных чад Церкви, которые смогут потрудиться и на поприще пастырского служения и на ниве церковно-научных исследований.

Благословение Божие да сопутствует воссозданию казанского церковно-научного журнала и трудам тех, кто призван на это достойное служение!

Ректор Казанской Духовной Семинарии,
Архиепископ Казанский и Татарстанский.