Краткое жизнеописание митрополита Казанского Кирилла (Смирнова)

25 марта/7 апреля 1924 года в 11 часов 45 минут ночи Святейший Патриарх Тихон мирно почил в Бозе. Сонмом архипастырей и пастырей при небывало громадном стечении мирян почивший Святейший Патриарх торжественно был погребен в Донском монастыре 30 марта/2 апреля в храме в честь Донской иконы Божией Матери. Святейший Тихон оставил завещание, которое гласило: "В случае Нашей кончины Наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому".

Владыка Кирилл в момент кончины Святейшего Патриарха Тихона находился в ссылке и не мог прибыть в Москву. Поэтому собор из 61 епископа Русской Церкви, ознакомившись с Патриаршим завещанием и убедившись, что "ни митрополит Кирилл, ни митрополит Агафангел, не находящиеся теперь в Москве, не могут принять на себя возлагаемых на них вышеприведенным документом обязанностей, Мы, Архипастыри, признаем, что Высокопреосвященный Митрополит Петр не может уклониться отданного ему послушания и во исполнение воли почившего ПАТРИАРХА должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя".

Митрополит Петр, вступив в права Местоблюстителя, продолжил твердую в вопросах веры позицию противления обновленчеству, украинским самовятам и прочим расколам. Лояльность по отношению к государству, которую декларировал Местоблюститель, была лишена роняющих достоинство Церкви заявлений об идеологической близости с ней или о том, что Церковь пользуется в Советском государстве свободой. Несмотря на то, что власти ожидали от митрополита Петра компромисса с обновленцами, Патриарший Местоблюститель своим посланием от 15(28) июля 1925 года резко отклонил всякую возможность переговоров с обновленчеством.

Митрополит Петр не оставался равнодушен к судьбе православного духовенства. Известно, что епископу Парфению (Брянских), возглавлявшему -после ареста владыки Феодора (Поздеевского) - братию Даниловского монастыря, митрополит Петр передавал деньги для передачи их томящемуся в заключении духовенству. Патриарший Местоблюститель и сам отправлял деньги находившимся в ссылках митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю Патриарха Тихона Петру Гурьеву и др.; благословил приходские причты жертвовать в пользу заключенных священнослужителей.

Непреклонная и твердая позиция митрополита Петра в переговорах со светской властью заставила ГПУ предпринять меры к изоляции Местоблюстителя Патриаршего Престола от внешнего мира и от православного епископата. 9 декабря 1925 года, через неполные восемь месяцев управления Русской Православной Церковью, митрополит Петр был арестован, успев накануне оставить два завещательных документа. Первый из них, датированный 22 ноября (5 декабря) 1925 года, утверждал, что в случае кончины митрополита Петра права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя переходили, согласно завещению Св.Патриарха Тихона, митрополиту Кириллу или митрополиту Агафангелу.

Но уже на следующий день митрополит Петр пишет другой документ, сознавая, что вполне может создаться ситуация, когда он будет не физически уничтожен, а изолирован от внешнего мира, отстранен от возможности управления Церковью.

Этим вторым документом не отменяется первый, а только дополняется. Митрополит Петр стремится предусмотреть все возможные последствия своего неизбежного ареста, понимая, что митрополиты Кирилл и Агафангел уже отстранены от возможности управления Церковью, а потому для временного управления в его, митрополита Петра, отсутствие, назначает трех кандидатов.

Отсутствие сведений о судьбе арестованного митрополита Петра, о его местопребывании и здоровье стали порождать опасения за саму жизнь его. Аресты и ссылки епископов, прямая угроза митрополиту Сергию, ввиду его нежелания идти в то время на унижающие церковное достоинство компромиссы со светской властью, отсутствие на свободе надежных и испытанных епископов, которым бы митрополит Сергий мог передать управление Церковью в случае своего ареста, неопределенность положения в случае смерти митрополита Петра, с каковою должны были бы прекратиться полномочия и митрополита Сергия - все это вынудило некоторых иерархов поднять вопрос о своевременности и целесообразности решительного пересмотра вопроса об управлении Православной Церковью, дабы обеспечить ее законным и отвечающим своему назначению руководством, даже и в том случае, если бы "внезапно" умер митрополит Петр.

Осенью 1926 года, по мысли группы епископов, близких митрополиту Сергию (среди инициаторов назывались архиепископ Иларион (Троицкий), на самом деле к этому не причастный, и епископ Павлин (Крошечкин)) наиболее целесообразное решение вопроса об управлении Православной Церковью следовало видеть в немедленном же избрании нового Патриарха, если не на всеобщем Соборе духовенства и мирян, то на Соборе епископов, а ввиду невозможности его созыва - путем опроса и собирания мнений большинства православных епископов.

Трудность задуманного предприятия заключалась в том, что, во-первых, необходимо было посетить православных епископов, томившихся в ссылках и тюрьмах, разбросанных по всей территории СССР (от Сибири и Казахстана до Коми-Зырянской области). Во-вторых, собирая подписи заключенных и ссыльных иерархов, следовало осуществлять это конспиративно и в кратчайшие сроки.

Инициатором проведения осенью 1926 года тайных выборов Патриарха являлся епископ Павлин (Крошечкин), викарий Курской епархии. Он предложил митрополиту Сергию обратиться к православной иерархии с предложением путем опроса (через сбор письменных мнений) избрать первоиерарха с титулом Патриарха, причем в качестве наиболее подходящей кандидатуры епископ Павлин указывал на кандидатуру митрополита Казанского Кирилла. Но митрополит Сергий на предложение это отвечал неопределенно и уклончиво, заявив, что "сам он этого дела начать не сможет, и что непременным условием начала его является обращение к нему (митрополиту Сергию) епископов". Предъявленное же епископом Павлином обращение (на имя митрополита Сергия), подписанное архиепископом Корнилием (Соболевым), епископом Павлином и епископом Афанасием (Сахаровым), было признано митрополитом Сергием недостаточным. "Для моего обращения к иерархии по этому поводу, - заявил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, - необходимо иметь более половины подписей под документом, примерно до 20-30". После беседы с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя епископ Павлин составляет текст обращения к митрополиту Сергию; с этим обращением епископ Павлин начинает объезжать епископов.

После сбора необходимого количества подписей (подписавшихся было 24 или 25 человек), епископ Павлин приезжает в Нижний Новгород к митрополиту Сергию, который уже возвратился из Москвы после переговоров с правительством о легализации церковного центра. Одновременно епископ Павлин вместе с представлением документа, снабженного подписями, сообщает митрополиту Сергию о том, что находящиеся в Соловках епископы согласны, как с необходимостью выборов Патриарха, так и с осуществлением этих выборов путем подачи мнений епископами. Поначалу митрополит Сергий высказал свои сомнения в целесообразности столь спешных выборов, особенно имея ввиду возможный успех начатых им переговоров о регистрации церковных управлений. Он полагал, что инициаторы этих выборов могут "возбудить недовольство гражданской власти". Епископ Павлин, в свою очередь, уверял, что "контрреволюции здесь нет, а есть частное церковное дело". В конце концов митрополит Сергий согласился написать обращение к иерархам. Это обращение, снабженное печатью и подписью митрополита Сергия было изъято при обыске у епископа Павлина. В этом обращении митрополита Сергия содержался призыв подать свой голос за митрополита Кирилла, как за основного кандидата в Патриархи.

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя в эту встречу с епископом Павлином "поставил непременным условием получить отзыв митрополита Петра Крутицкого". Однако, можно почти с полной уверенностью утверждать, что до декабря 1926 года (времени ареста инициаторов и основных участников выборов) томящийся в тюремном заключении митрополит Петр извещен не был. Впрочем, и времени на его извещение у инициаторов выборов не оставалось.

С полученным от митрополита Сергия обращением епископ Павлин стал объезжать епископов, собирая их решения, кои запечатавались в пакеты самими иерархами. В этом деле владыке Павлину помогали игумен Таврион (Батозский) и двое мирян - Иван Алексеевич Кувшинов и его сын Иван Иванович Кувшинов.

Всего было собрано 20 запечатанных пакетов. Т.о., проголосовавших так или иначе (подписями под обращением к митрополиту Сергию о выборах митрополита Кирилла или запечатаннами пакетами) за митрополита Кирилла стало 55 человек. С учетом голосов соловецких узников число высказавшихся за кандидатуру митрополита Кирилла доходило до 69 или 72.

8 декабря 1926 года епископ Павлин был арестован, после этого были арестованы и другие участники предпринятой попытки тайных выборов, среди них и митрополит Сергий. В апреле 1927 года главные участники предпринятой попытки тайных выборов митрополит Сергий и епископ Павлин (Крошечкин) были освобождены, в то время как другие участники были направлены в ссылки. Это насторожило многих иерархов. Но митрополит Сергий и епископ Павлин утверждали, что все бумаги, связанные с выборами, не попали в руки властей. Дело о "тайных выборах" Патриарха затронуло и судьбу самого митрополита Кирилла. Владыка Кирилл был арестован еще в конце 1926 года в г.Котельниче Вятской губернии. В период с января по апрель 1927 года митрополит Кирилл находился в заключении в вятской тюрьме. Дело, инкриминируемое ему, было напрямую связано с попыткой митрополита Сергия и его окружения провести выборы Патриарха. 23 марта 1927 года митрополит Кирилл был осужден ОСО при Коллегии ОГПУ СССР по ст.58-10 на 3 года ссылки. Так, владыка Кирилл вновь оказался в ссылке, теперь уже в Туруханском крае.

Уверенность в том, что выборы происходили не без участия (или - по меньшей мере - не без заинтересованности) ГПУ, в обход митрополита Петра и без согласия митрополита Кирилла, заставляли а православных епископов относиться с осторожностью к результатам выборов и не ссылаться на них, даже после опубликования "Декларации" 1927 года, когда, казалось бы, у наиболее "непримиримых" имелась возможность напомнить митрополиту Сергию о "волеизъявлении" значительной части епископата. Ни разу не аппелировал к результатам этих выборов и владыка Кирилл. Сомнительной для многих оставалась и форма подобных выборов, осуществлявшихся без созыва Собора и голосованием одних только епископов.

Конечно, арест и новая ссылка митрополита Кирилла были, с точки зрения ГПУ, не лучшим выходом из создавшейся ситуации. Гораздо желательнее было бы согласие известного и уважаемого иерарха сотрудничать с властью, что, конечно, предполагало не одну только лояльность. В этом случае могла бы, видимо, последовать и инициированная властью легализация выборов митрополита Кирилла. Поэтому весной 1927 года, когда митрополит Сергий (Страгородский) еще находился в заключении, к митрополиту Кириллу в вятскую тюрьму явился начальник Секретного отдела ОГПУ Тучков и предложил владыке, как одному из наиболее авторитетных среди духовенства и мирян иерарху, возглавить Российскую Церковь. Тучков выразил надежду, что судьба заключенного владыки скоро изменится и что он, Тучков, нисколько не сомневается, что разговаривает с будущим Патриархом. Заговорил чекист и о "легализации" Церкви.

- Только, если надо будет удалить кого-нибудь из архиереев, вы нам поможете, - поставил условием Тучков.

- Если он будет виноват в церковном преступлении - удалю, - спокойно отвечал владыка Кирилл.

- А если он будет виноват перед советской властью?

-Я скажу: "Брат, я ничего не имею против тебя, но власти требуют тебя удалить, и я вынужден это сделать".

-Нет, не так, -нетерпеливо поправил Тучков, - Вы должны сделать вид, что делаете это сами, и найти соответствующее обвинение.

- Евгений Александрович, вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь, - с достоинством отвечал митрополит Кирилл.

После этого достойного ответа владыка Кирилл был осужден ОСО при Коллегии ОГПУ СССР по все той же ст.58-10 к 3 годам ссылки.

Вскоре из заключения вышел митрополит СЕргий и подписал Декларацию 1927 года.

С апреля 1927 года по весну 1929 года митрополит Кирилл находился в ссылке на станции Хантайка Туруханского района Красноярского округа. Именно здесь, в Туруханском крае, митрополита Кирилла застало известие об издании митрополитом Сергием особой декларации. В первые полтора года после опубликования Декларации митрополит Кирилл не высказывает своего к ней отношения. Он не придает этой декларации такого значения, какое придавали ей, например, митрополит Иосиф и его последователи. Но проходит некоторое время, и митрополит Сергий начинает налагать административные прещения на тех, кто отказывается признать содержащееся в Декларации 1927 года согласным с церковно-иерархической совестью. Происходит раскол. Митрополит Сергий запрещает в священнослужение инакомысленных иерархов, тем самым усугубляя создавшееся церковное нестроение.

Митрополиту Кириллу, находящемуся вдали от церковных событий, было трудно разобраться в создавшейся ситуации. Но прошло некоторое время и к митрополиту Кириллу стали обращаться церковные иерархи с вопросами о его позиции. Митрополит Кирилл понимал, что всякое нерасчетливое, невзвешенное слово способно только усугубить обстановку. Нужно было время, чтобы оценить насколько прав митрополит Сергий в своих надеждах на то, что легализация принесет мир и благополучие в церковные дела. Увидев, что надежды митрополита Сергия в значительной мере не оправдались, что значительная часть церковной иерархии признала действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя несогласными с церковной совестью, митрополит Кирилл постепенно выработал и собственный взгляд на создавшуюся в Русской Церкви ситуацию.

Позиция митрополита Кирилла была не столь резкой, как у митрополита Иосифа, что докажет и его переписка с митрополитом Сергием. Митрополит Кирилл, как мудрый и опытный иерарх, слишком хорошо сознавал практическую невозможность активного влияния на ход церковных дел и, в частности, на позицию митрополита Сергия, и потому выбрал единственное, что было возможно в такой ситуации - не прилепляться к тому, что его совесть считала греховным. Это, полагаем, относилось прежде всего не к тексту Декларации, а к методам, какими насаждение идеологии этой Декларации осуществлялось (создание при Заместителе Местоблюстителя Патриаршего Синода, перемещение епископов, запрещение в служении и удаление от кафедр несогласных с митрополитом Сергием архиереев, отказ перенести возникшие споры на суд митрополита Петра).

Вовсе не Декларация 1927 года явилась тем, что заставило томящегося в ссылке митрополита Кирилла высказать митрополиту Сергию свое несогласие с методами управления последним Русской Церковью. Основными причинами несогласия митрополита Кирилла с митрополитом Сергием были погрешительные с точки зрения митрополита Кирилла методы церковно-административной деятельности митрополита Сергия.

Основополагающей идеей митрополита Кирилла является утверждение, что Заместитель Патриаршего Местоблюстителя "по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает, или совершенно заменить его". Митрополита Кирилла беспокоит то, что, по его мнению, митрополит Сергий отважился "на коренное изменение самой системы церковного управления" (имея ввиду учреждение коллегиального органа управления Церковью - Временный Патриарший Синод, учрежденный митрополитом Сергием при себе, как Заместителе Патриаршего Местоблюстителя), что, между прочим, "превышает компетенцию и самого Местоблюстителя" (т.е. митрополита Петра Крутицкого). "До тех пор, пока митрополит Сергий не уничтожит учрежденного им Синода, -утверждает митрополит Кирилл, - ни одно из его административно-церковных распоряжений, издаваемых с участием так называемого Патриаршего Синода, я не могу признавать для себя обязательным к исполнению". Но, вместе с тем, "такое отношение к митрополиту Сергию и его Синоду, - продолжал владыка Кирилл, - я не понимаю как отделение от руководимой митрополитом Сергием части Православной Церкви, так как личный грех митрополита Сергия относительно управления Церковью не повреждает содержимого и этой частью Церкви-православно-догматического учения, но я глубоко скорблю, что среди единомысленных митрополиту Сергию архипастырей в нарушение братской любви уже применяется по отношению к несогласным и обличающим их неправоту кличка отщепенцев-раскольников". Вступаясь за достоинство запрещаемых в служении иерархов, исповедует митрополит Кирилл и свое личное отношение к молитвенному общению с митрополитом Сергием: "Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что считаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями, так как нет у меня другого способа обличить согрешающего брата..."

Но при всем этом митрополит Кирилл признает митрополита Сергия Заместителем митрополита Петра, на что указывает и обращение владыки Кирилла к митрополиту Сергию, как к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, права которого, по мнению митрополита Кирилла, действительны до освобождения митрополита Петра или отказа последнего от управления в пользу других указанных Патриархом Тихоном кандидатов в Местоблюстители. Таким образом, как писал митрополит Кирилл: "воздержанием с моей стороны ничуть не утверждается и не заподазривается якобы безблагодатность совершаемых сергианами священнодействий и таинств (да сохранит всех нас Господь от такого помышления), но только подчеркивается нежелание и отказ участвовать в чужих грехах. Посему литургисать с митрополитом Сергием и единомышленными ему архипастырями я не стану, но в случае смертной опасности со спокойной совестью приму елеосвящение и последнее напутствие от священника сергиева поставления или подчиняющегося учрежденному им Синоду".

Митрополит Сергий в своем письме отвечает митрополиту Кириллу, пытаясь объяснить сложность создавшейся церковно-административной ситуации, но доводы Заместителя Патриаршего Местоблюстителя не убеждают митрополита Кирилла. Следующие три письма (два со стороны митрополита Кирилла и одно от митрополита Сергия) не изменили убежденности сторон в собственной правоте.

Таким образом 2 января 1929 года появляется постановление митрополита Сергия, о котором сообщает томящемуся в ссылке митрополиту Кириллу которому оставляется полтора месяца для заявления о восстановлении канонического общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и подчинении последнему: "Так как дальнейшее промедление с настоящим делом не безопасно для церковного благочиния и на случай, если это мое обращение к Вам желательного результата иметь не будет, нахожу благовременным теперь же сделать нижеследующее постановление:

1. Преосвященного митрополита Казанского и Свияжского Кирилла предать суду Собора архиереев по обвинению во вступлении в общение с обществом, отделившемся от законного церковного священноначалия и образовавшим раскол, и в поддержке названного раскола своим примером, словом и писаниями (нарушение правил Апостольских 10, 16 и 31 и аналогичных); в демонстративном отказе от принятия Св. Таин в православных храмах (правило Апостольское 8, Антиохийское 2) и в отказе повиноваться законному Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и иметь с ним общение (Двукратного 15 и аналогичное).

2. В целях освобождения Преосвященных викариев, клира и мирян Казанской епархии от канонической зависимости от митрополита Кирилла, а равно и в целях ограничения дальнейшей, нарушающей церковный чин деятельности названного митрополита, -уволить его от управления Казанской епархией и на покой с правом священнодействия с разрешения местных епархиальных архиереев.

3. Священнодействие в сослужении с митрополитом Кириллом разрешается для православных священнослужителей лишь под условием поминовения митрополитом Кириллом православного архиерея.

4. Назначить Преосвященному митрополиту Кириллу крайним сроком 15 февраля 1930 г. для выражения им канонического послушания и отказа от общения с раскольниками. Если до означенного числа заявлений указанного содержания от митрополита Кирилла не последует, считать настоящее постановление вступившим в силу с нижеписанного числа".

На это постановление митрополит Кирилл 30 января 1930 года пишет из с. Каргино Енисейского района последнее свое письмо митрополиту Сергию: "Во имя... правды и достоинства Православной Церкви, исполняя свой архипастырский долг, решился я поднять свой голос, но Вы обратили мое выступление только в предлог для расправы со мною... В этой жизни едва ли дождемся мы с Вами суда Соборного. Да рассудит нас Бог! При временной невозможности общения с Центром Церковной Власти порядок церковной жизни на местах определен известным ноябрьским указом Патриаршего издания. Осведомление же митрополита Петра сейчас о случившемся я возлагаю всецело на Вашу ответственность. Грешный Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский"

В Туруханском крае владыка Кирилл отбывал ссылку до 19 августа 1933 года. Потом последовало освобождение, которого владыка ждал давно, но с малой вероятностью которого давно же и смирился. Неожиданно для самого митрополита Кирилла в 1933 году срок его ссылки не был продлен, как это случалось ранее, и владыка выбрал для поселения г.Гжатск. 1934 год был последним годом относительной свободы митрополита Кирилла.

Вскоре по прибытию в Гжатск наладилось письменное общение владыки с епископами Афанасием (Сахаровым), Дамаскиным (Цедриком), Парфением (Брянских), Серафимом (Самойловичем). Видимо, от имени этих иерархов или близких к ним лиц последовало предложение митрополиту Кириллу объявить себя Патриаршим Местоблюстителем. Однако митрополит Кирилл не идет на предлагаемый раскол, что и обосновывает в двух своих письмах неизвестным адресатам в январе-феврале 1934 года. "Только после смерти митрополита Петра, - пишет владыка Кирилл в своем январском письме, - я нахожу для себя не только возможным, но и обязательным активное вмешательство в общее церковное управление Русской Церковью. Дотоле же иерархи, признающие своим Первоиерархом митрополита Петра, возносящие его имя по чину за богослужением и не признающие законной преемственности Сергиева управления, могут существовать до суда соборного параллельно с признающими; выгнанные из своих епархий, духовно руководя теми единицами, какие признают их своими архипастырями, а невыгнанные, руководя духовной жизнью своей епархии, всячески поддерживая взаимную связь и церковное единение". Сохранение "мерности" в отношении митрополита Петра, хотя и изолированного властями, но остающегося де-юре Местоблюстителем, для владыки Кирилла чрезвычайно важно.

"Быть явочным порядком заместителем митрополита Петра без его о том распоряжения я не могу, но если митрополит Петр добровольно откажется от местоблюстительства, то я в силу завещания Святейшего Патриарха и данного ему мною обещания исполню свой долг и приму тяготу местоблюстительсвта, хотя бы митрополит Петр назначил и другого преемника, ибо у него нет права на такое назначение...".

Объяснение своего понимания завещания Святейшего Патриарха митрополит Кирилл дает в февральском письме неизвестному архиепископу: "Восприять патриаршие права и обязанности по завещанию могли только три указанных в нем лица, и только персонально этим трем принадлежит право выступать в качестве временного церковного центра до избрания нового Патриарха. Но передавать кому-либо полностью это право по своему выбору они не могут, потому что завещание Патриарха является документом совершенно исключительного происхождения, связанного соборной санкцией только с личностью первого нашего Патриарха. Поэтому со смертью всех троих завещанием указанных кандидатов завещание Святейшего Тихона теряет силу, и церковное управление созидается на основе указа 7(20) ноября 1920 г. Тем же указом необходимо руководствоваться и при временной невозможности сношения с лицом, несущим в силу завещания достоинство церковного центра, что и должно иметь место в переживаемый церковно-исторический момент". В гжатской ссылке митрополита Кирилла посещают многие его единомышленники. Весной 1934 года владыку посетил епископ Афанасий (Сахаров), из Москвы приезжали: известный профессор Иван Васильевич Попов, миссионер С.В.Касаткин и мн.др.

Власти, конечно, не могли не заметить частых посещений митрополита Кирилла духовенством и мирянами. Стало очевидно, что свободное проживание митрополита Кирилла может привести к еще большему росту авторитета гонимого церковного иерарха, к неуправляемому паломничеству в Гжатск церковников. Был извещен Тучков, и 14 июля 1934 года митрополит Кирилл был арестован.

На допросе митрополит Кирилл инкриминируемое ему участие в "контрреволюционной организации" отрицал, объясняя обращение к нему духовенства и иерархов личным авторитетом, а не административной подчиненностью, каковой и быть не может, поскольку Местоблюстителем является митрополт Петр: "Я назначен был в завещании Патриарха Тихона первым кандидатом на место Патриаршего Местоблюстителя, и поэтому вероятно в сознании многих церковников за мной мыслилась обязанность давать известные разъяснения, которые у них возникают в связи с курсом в церковной жизни, принятым официальной Церковью. Своего отрицательного отношения к этому курсу я никогда не скрывал и совершенно определенно выразил его в официальных и неофициальных письменных обращениях к митрополиту Сергию... Никого сам к себе не звал и никаких организационных указаний не делал. Не отрицаютого, что я одобрял возможность совершения церковных служб дома, т.е. без регистрации в установленном советским законодательством порядке".

Условия содержания митрополита Кирилла в Бутырском изоляторе были довольно тяжелыми, сказывались и болезни, приобретенные в ссылках и лагерях.

29 июля митрополиту Кириллу было предъявлено обвинение в том, что он, возвратившись по отбытию срока ссылки, "приступил к воссозданию к.-р. организации "Истинно-Православная Церковь", для чего будто бы установил связь с "архиереями: Поздеевским, Сахаровым, Самойловичем, Дамаскиным6 и др. лицами, давая установки на образование подпольных групп церковников". Особое Совещание при НКВД СССР 2 декабря 1934 г. приговорило митрополита Кирилла к 3 годам ссылки в Казахстан. Митрополит Кирилл своей вины не признал.

Прибывший этапом в Казахстан владыка Кирилл был направлен в поселок Яны-Курган, где и проживал до последнего ареста, последовавшего в июне 1937 года.

Неподалеку, в г.Мирзояне, находился в ссылке митрополит Иосиф (Петровых). Владыка Иосиф лично с митрополитом Кириллом знаком не был и видел его единственный раз в жизни в 1909 году. В январе 1937 года митрополит Иосиф направил с приехавшим из Алма-Аты архимандритом Арсением (Кординым) письмо митрополиту Кириллу. "В своем письме, -говорил впоследствии митрополит Иосиф на допросе, - я свидетельствовал владыке свое глубочайшее почтение, говорил, что преклоняюсь перед его мужественным стоянием в его борьбе за церковные интересы. Это было с моей стороны пробным камнем для выяснения отношения митрополита Кирилла ко мне... От митрополита Кирилла Арсений привез ответ, который вполне удовлетворил меня".

Но общение происходило не только между, например, "иосифлянами" и последователями митрополита Кирилла, но и между ними и митрополитом Арсением (Стадницким), архиепископом Борисом (Шипулиным), иерархами, не порывавшими церковного общения с митрополитом Сергием. 24 июня 1937 года митрополит Кирилл и еще 13 человек (среди них митрополит Иосиф (Петровых) и епископ Евгений (Кобранов) были арестованы.

Тюремное существование для расстроенного многолетним пребыванием в ссылках и тюрьмах здоровья митрополита Кирилла было чрезвычайно тяжело. Но опыт семнадцатилетних лагерных скитаний и упование на помощь Божию, укрепляющую немощь человеческую, придавали и в этих условиях владыке-митрополиту уверенность в то, что не оставит его Господь и в это последнее земное испытание.

Условия содержания заключенных в чимкентской тюрьме были невыносимы. Тюремная стража, выполняя поручение следователей, не давала заключенным спать, пытаясь довести арестованных до крайнего изнеможения, еда была несносной, вода пахла гнилью. Этими условиями заключенные

Видимо, следователь принял фамилия владыки Дамаскина - Цедрик - за монашеское имя, а имя – Дамаскин - за фамилию. подготавливались к допросу. Известно, что некоторые уже на этом этапе сдавались, и подписывали любые "признания", лишь бы поскорее быть осужденным и через то избежать ужасных условий содержания в тюрьме.

Два месяца пройдет с момента ареста до того дня, когда митрополит Кирилл будет вызван на допрос. Главной целью допроса было, конечно же, добиться признания православного иерарха в создании и возглавлении им контрреволюционного центра церковников. Для усиления морального давления на митрополита Кирилла ему были предъявлены фальсифицированные показания митрополита Иосифа, где он "становится на правдивый путь" и якобы признается в контрреволюционной деятельности. Но 74-летнего митрополита Кирилла трудно было обмануть подобными "признаниями", за 17-летнюю свою тюремно-ссыльную жизнь владыка Кирилл слишком хорошо узнал цену таким провокациям. И перед следователями предстал иерарх, который как будто бы осознавал, что каждое его слово будет словом для истории. Митрополит Кирилл мужественно и достойно держался и на этом, последнем в своей земной жизни допросе, отметая все обвинения в контрреволюционной деятельности.

Остается только удивляться какой мудростью и каким мужеством нужно было обладать, чтобы не смалодушествовать на допросах, не оставить ни одного слова, которое могло бы быть вменено в вину будущими поколениями. Через всю свою жизнь пронес митрополит Кирилл высокое представление о иерархическом достоинстве и этому представлению был верен.

Заседание Тройки УНКВД по Южно-Казахстанской Области от 19 ноября 1937 года вынесло свое обвинительное заключение: "СМИРНОВ Константин (Кирилл) Илларионович, рождения 1863 г., адмссыльный, бывший митрополит, неоднократно судимый за к.-р. деятельность, находящийся в ссылке 19 лет. Обвиняется в том, что являлся руководителем Всесоюзной к,-р. повстанческой организации церковников, в задачу которой было поставлено свержение Советской власти, установление монархического строя, восстание патриаршества с главенствующей ролью над государственной властью в управлении страной. Являясь первым и единственным заместителем быв. Патриарха ТИХОНА, к.-р. организацией был намечен в будущие патриархи русской церкви. Для достижения поставленной цели СМИРНОВЫМ был достигнут блок с главарями так называемых религиозных течений Иосифом ПЕТРОВЫХ и Ф. ПОЗДЕЕВСКИМ на общей платформе прекращения разногласий и вражды между духовенством, развертывания активной к.-р. деятельности и борьбы с Советской властью". На это обвинение последовало постановление Тройки: "СМИРНОВА Константина (Кирилла) Илларионовича РАССТРЕЛЯТЬ. Личное имущество конфисковать".

Подобные же постановления о расстреле были вынесены заседанием Тройки УНКВД и в отношении митрополита Иосифа и епископа Евгения. В ночь с 20 на 21 ноября приговор в отношении этих иерархов был приведен в исполнение.

В 1989 года начался процесс "реабилитации" духовенства, репрессированного в годы Советской власти. 7 мая 1989 года был "реабилитирован" и митрополит Казанский Кирилл. Такие же "Заключения о реабилитации" последовали и в отношении двух других расстрелянных с митрополитом Кириллом архиереев.

Почитание митрополита Кирилла чрезвычайно высоко как в России, так и среди русской диаспоры за рубежом. Непререкаемый авторитет этого архипастыря, его достойное миссионерское и архипастырское служение Русской Православной Церкви, смелое исповедничество и самая мученическая смерть поставили имя владыки Кирилла в ряд с другими новомучениками и исповедниками Российскими, наследниками заветов Святейшего Патриарха Тихона, который как и св.Иоанн Кронштадтский, особо отмечал владыку Кирилла, прозорливо угадывая в нем столпа веры и поборника православия, славу и гордость Церкви Российской.

 

Список литературы:

Акты Святейшего Патриарха Тихона... - М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995.

Алленов А.Н. Патриарший избранник//Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем. Тезисы докладов краеведческой конференции. 26 апреля 1996 г. Тамбов, 1996.

Андриевский А. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 4.1. - Тамбов, 1911.

Вестник РСХД, 1973, №107.

Вострышев М. Во имя правды и достоинства/Литературная Россия. №5 (1513) от 31.01.1992.

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. - Тверь: Булат, 1996.

Журавский А. Гжатский период деятельности митрополита Казанского Кирилла/УМатериалы Ежегодной Конференции Православного Свято-Тихоновского Института. - М.: ПСТБИ, 1998.

Журавский А. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов), как последователь митрополита Казанского Кирилла/Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы, 1992-1996.-М.: ПСТБИ, 1996.

Журавский А. Жизнь и деятельности митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнов) с 1918 по 1922 г/Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы. -М.: ПСТБИ, 1997.

За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956. Кн. 1.- М.: ПСТБИ, 1997.

Кн.С.Е.Трубецкой. Минувшее. - Paris: YMCA-PRESS, 1989.

Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - М.: Крутицкое подворье, 1996.

Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра (Полянского), Митрополита Серафима (Чичагова) и Архиепископа Фаддея (Успенского). -Софрино: Синод, комиссия РПЦ по канонизации святых, 1997.

Митрополит Елевферий (Богоявленский). Неделя в Патриархии. М.: Крутицкое подворье, 1995

Отец Иоанн Кронштадский. - С.-Пб.: Изд-е Русского Народного Союза им. Михаила Архангела, 1909.

Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М.: Крутицкое подворье, 1996.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПОСЛЕДНИЙ ДОПРОС1
митрополита Кирилла (Смирнова)
Чимкент, 20 августа 1937 г.

"Вопрос: Следствием установлено, что Вы входили в к.-р, центр церковников и являлись руководителем его. Дайте показания по этому вопросу.

Ответ: О существования такого центра мне ничего неизвестно, а потому и руководителем его быть не мог.

Вопрос: Следствие предлагает прекратить запирательства и дать откровенные показания.

Ответ: Иного показать ничего не могу.

Вопрос: Следствием установлено, что Вами был поставлен ряд организационных вопросов перед единомышленниками. Дайте показания перед кем и какие вопросы организационного характера были Вами поставлены?

Ответ: Мною ставились вопросы скорее всего дискуссионного характера, чем организационного. Так, например, вопрос о замене миро рукоположением мною был поставлен перед рядом моих единомышленников".

На допросе следователя интересовало, чьи именно отзывы по этому вопросу запрашивал митрополит Кирилл.

"Ответ: Я запрашивал письменно епископа Афанасия Сахарова, в данное время находящегося в концлагерях на Медвежье Горе, епископа Василия Преображенского - в трудовой исполнительной колонии в Рыбинске, епископа Евгения Кобранова, отбывающего ссылку в Чимкенте, через священника Ветчинкина спрашивал мнение митрополита Иосифа Петровых и мнение архиепископа Прокопия Титова, находящегося в ссылке г. Туркуль, спрашивал письменно епископа Иоасафа Удалова, находящегося в Казани, но от него ответа не получил. Вот те лица, мнение которых мною было запрошено.

Вопрос: Когда возник этот вопрос и в связи с чем?

Ответ: Этот вопрос возник около двух лет назад по инициативе епископа Дамаскина Цедрик, находящегося в лагере в Караганде, а в то время он находился в Архангельске. В связи с тем возник этот вопрос, что трудно было доставать вещества для изготовления так называемого мира.

Вопрос: Почему он обратился к Вам за разрешением этого вопроса, а не к кому-либо другому?

Ответ: Потому что он со мною через переписку держал связь, отношение его к сергианству одинаковое со мной было, и притом я старше его по положению и по возрасту".

Вопрос: "Дамаскин в Архангельске служил в церкви?"

Ответ: "Нет, он был в ссылке".

Вопрос: "Зачем же ему необходимо было миро?"

Ответ: "Этого я не знаю".

Вопрос: А что ответил Вам Иосиф Петровых?

Ответ: Он ответил, что считает меня единственным законным руководителем Церкви и только. На это письмо я ему ничего не ответил.

Вопрос: Какой ответ получили от остальных?

Ответ: Прокопий Титов ответил, что принципиально считает разрешение вопроса в положительном смысле возможным, но окончательное его решение принадлежит собору. Такой же почти ответ был получен и от других.

Вопрос: Почему же Вы не ответили Дамаскину сразу же лично сами, а стали собирать мнения к.-р. епископата, находящегося в ссылке?

Ответ: Свое мнение я написал - что принципиально не возражаю. Лично мне необходимо было иметь мнение епископата по этому вопросу как руководителю для того, чтобы в будущем безошибочно разрешить этот вопрос.

Вопрос: Значит этот вопрос Вы разрешали как руководитель нелегальной церковной организации?

Ответ: Я разрешал ее как обыватель.

Вопрос: Следствием установлено, что после смерти Петра Крутицкого Ваши единомышленники перед Вами ставили вопрос о преемственности местоблюстительства. Назовите, на кого они указывали.

Ответ: Они называли меня, как единственного и законного местоблюстителя, о чем свидетельствовало и завещание б. патриархаТихона.

Вопрос: Кто к вам обращался по этому вопросу?

Ответ: По этому вопросу ко мне обращался епископ Макарий (?) Барнаульский, который просил сообщить ему, что если Петр умер, то я разрешил бы ему считать меня местоблюстителем. Об этом же писал и Евгений Кобранов, что он считает меня главой Церкви и поминает мое имя, он также писал о том, что если мы не решим, то другие решат.

Вопрос: Дайте показания о враче и больных, которые упоминаются в изъятом у Вас при обыске письме от Кобранова.

Ответ: В этом письме Кобранов говорит о священнике Серафиме Кириллове, который меня посетил в Яны-Кургане в 1935 году. До этого просил он меня, чтобы я ему сообщил адрес этого священника, что я и выполнил, а потому уже он писал мне, что якобы ему передал своих верующих, называя их больными.

Вопрос: Откуда было известно Кобранову о Кириллове?

Ответ: Не знаю, вероятно, Кириллов был уже у него, так как у меня он был проездом.

Вопрос: Что передал Вам Кириллов о Кобранове?

Ответ: Он даже о нем мне не упоминал.

Вопрос: Как же попал к Вам в Яны-Курган, проездом Кириллов?

Ответ: Он ехал в г.Ташкент, слез с поезда в Яны-Кургане, чтобы познакомиться со мною, раньше я его не знал.

Вопрос: А откуда он узнал, что Вы в Яны-Кургане и откуда Кириллов приехал.

Ответ: Откуда ему известно о моем месте ссылки - не знаю, но ехал из Донбаса. Адрес он мне дал на г. Сталино на имя Мухтарова Сатура Михайловича.

Вопрос: Почему не на его имя дал адрес?

Ответ: Этого я не знаю

Вопрос: Дайте показания через кого Вы держали связь с Иосифом Петровых и Прокопием Титовым?

Ответ: Связь с ними держал через Ветчинкина и Фаину Григорьевну

Синицкую в Самарканде.

Вопрос: Почему непосредственно с ними не связывались?

Ответ: Я не знал их адресов.

Вопрос: В изъятом у Вас письме, написанном, но не отправленном Синицкой, что Вы писали про Иосифа Петровых?

Ответ: Только просил передать привет.

Вопрос: Вы даете неоткровенные показания на всем протяжении следствия, стараетесь скрыть истинный смысл и факты Вашей деятельности. Дайте откровенные показания.

Ответ: Да, я в этом письме писал о том, что считаю митрополита Иосифа

Петровых своим единомышленником. Вопрос: Еще что в нем писали? Ответ: Не помню. Вопрос: Через кого переслал Иосиф Петровых Вам свою фотографическую карточку и в знак чего?

Ответ: Через Бориса Коруэ, который мне ее передал при посещении им Яны-Кургана. Карточку он прислал в знак того, что он меня ценит и считает своим человеком.

Вопрос: С какой цепью приезжал к Вам Борис Коруэ?

Ответ: Он приезжал познакомиться со мною и передал о том, как живет Иосиф. Высказывал мысль о том, что мне и Иосифу хорошо было бы лично повстречаться и побеседовать.

Вопрос: Все, что Вами показано, является ли действием обывателя или авторитетного лица среди к.-р. элемента церковников?

Ответ: Да, я являюсь авторитетным лицом среди своих единомышленников, а не обывателем.

Вопрос: А Ваши действия среди них чем являются?

Ответ: Мои действия для них также являются авторитетными, что я делаю, то и они должны бы делать, как мои единомышленники.

Вопрос: Значит Вы являетесь руководителем своих единомышленников?

Ответ: Да, выходит так.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

     УТВЕРЖДАЮ"
     ВР.НАЧ.УНКВД ПО Ю/КОБЛ
     КАПИТАН ГОСБЕЗОПАСНОСТИ
     (КАЛЬНИНГ)
     19 Ноября 1937 г.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ2

По следственному делу №4488 по обвинению:
СМИРНОВА Константина (Кирилла) Илларионовича,
ПЕТРОВЫХ Иосифа Семеновича,
КАБРАНОВА Евгения Яковлевича
по ст. 58 п.11 и 10 УК РСФСР.

Проведенным расследованием по делу арестованных за контрреволюционную деятельность СМИРНОВА К, ПЕТРОВЫХ И. и КАБРАНОВА Е.-УСТАНОВЛЕНО:

что на территории Южно-Казахстанской области КССР, отбывающими административную ссылку вышепереименованными лицами была организована к.-р. организация церковников, в которую вступили все более видные по прошлой к.-р. деятельности находящиеся в ссылке духовенство и к.-р. элементы, проживающие в разных местах СССР. Эта тройка влиятельных духовников организовали из себя центр этой к.-р. церковной организации и возглавляли всю к.-р. работу организации.

Основной своей задачей к.-р. центр поставил:

а) Организацию всех к.-р. сил церковников в строго законсперированном подполье. Развертывание в этом подполье к.-р. повстанческой деятельности с расчетом подготовки темных масс к вооруженному восстанию внутри страны и свержению Советской власти с восстановлением монархического строя, с расчетом получения помощи от фашистских стран в момент интервенции против СССР.

Б) Восстановление патриаршества и его главенствующей роли над государственной властью в управлении страной, что даст возможность восстановить церковную собственность на землю и вернуть изъятые после революции монастырские и церковные постройки с их угодьями духовенству.

Для осуществления поставленных задач к.-р. центром практически была проведена следующая к.-р. работа:

1) Для полной консолидации всех к.-р. сил церковников и объединения их на одной к.-р. платформе, обеспечивающей успех борьбы и свержения Советской власти, к.-р. центром было принято решение и даны указания членам к.-р. организации ликвидировать всевозможные церковные тесения и раскол на этой почве среди духовенства. Во всех своих действиях подчиниться единому руководству, которое осуществляет законный единственный заместитель быв. патриарха Тихона СМИРНОВ Константин (Кирилл), бывш. митрополит Казанский.

2) В целом ряде населенных пунктов СССР были созданы к.-р. ячейки, подчинявшиеся к.-р. центру и руководимые им.

В задачу этих организаций входила вербовка новых членов, развертывание к.-р. деятельности по подготовке темных масс к восстанию, которое должно быть поднято в момент интервенции против Советского Союза со стороны фашистских государств.

На территории Южно-Казахстанской области контрреволюционные ячейки были созданы в наиболее населенных центрах, расположенных на основных путях сообщения области с другими республиками, как то: г. Чимкенте, г. Мирзояне, г. Мерке, г.Кзыл-Орде, ст. Манкент, пос. Ленинском, ст.Арысь, пос. Яны-Курган.

Как руководящий состав вышеуказанных к.-р. ячеек, так и их члены, НКВД арестованы и в количестве 64 человек привлечены по отдельнымвыделенным делам к уголовной ответственности, из коих 18 человек уже осуждены.

Между СМИРНОВЫМ, ПЕТРОВЫХ и КАБРАНОВЫМ была установлена для каждого из них организационно-руководящая роль к.-р. организацией по принципу единоначалия с полным подчинением воле и указаниям главы к.-р. организации СМИРНОВА К.

На обязанности СМИРНОВА как главы к.-р. организации лежало разрешение исключительно принципиальных вопросов организационно-руководящего характера, касающихся всей к.-р. организации. Им же осуществлялась связь и контактировалась к.-р. деятельность с членами к.-р. организации, входившими в к.-р. центр и проживающими вне территории Южно-Казахстанской области и КССР.

ПЕТРОВЫХ Иосиф являлся заместителем СМИРНОВА К. и в случае ареста последнего ПЕТРОВЫХ должен был возглавить к.-р. деятельность организации. Помимо этого, ПЕТРОВЫХ проводил работу по концентрации к.-р. сил церковников вокруг к.-р. организации, вел новую вербовку членов и организовывал к.-р. ячейки на местах.

На обязанности КАБРАНОВА Евгения лежало предварительное обоснование с научной стороны тех принципиальных вопросов, которые всплывали в процессе развертывания к.-р. деятельности, после чего эти вопросы поступали на разрешение главы к.-р. организации СМИРНОВА К., и вербовка новых членов в организацию.

На основании изложенного ОБВИНЯЮТСЯ:

1. СМИРНОВ Константин (Кирилл) Илларионович, рождения 1863 г., уроженец г.Кронштадта, адм.ссыльный, отбывающий ссылку в Яны-Курганском районе Южно-Казахстанской области, в прошлом митрополит, неоднократно судимый за к.-р. деятельность, не женатый, В ТОМ ЧТО:

являлся организатором и руководителем к.-р. организации церковников. Возглавил к.-р. центр этой организации, поставившей своей задачей путем вооруженного восстания свержения Совесткой власти и установления монархического строя; на территории Южно-Казахстанской области под его непосредственным руководством в г.Мирзояне и п.Яны-Кургане находились 2 к.-р. ячейки, состоящие из афонских монахов, монашек, члены которой репрессированы и осуждены за к.-р. деяетльность.

2. ПЕТРОВЫХ Иосиф Семенович, рождения 1872 года, уроженец г. Устюжны Ленинградской области, проживающий в гор.Мирзояне Ю/К области, быв. Адмссыльный, в прошлом митрополит, неоднократно судимый за к.-р. деятельность, не женатый, в ТОМ, ЧТО:

являлся организатором и руководителем к.-р. организации церковников. В к.-р. центре был заместителем главы к.-р. организации СМИРНОВА. На территории Южно-Казахстанской области непосредственно им организованна в г.Чимкенте к.-р. ячейка из б. адмссыльных попов и монашек, которая находилась под личным его руководством, и члены которой НКВД репрессированы за к.-р. деятельность и осуждены.

Для развертывания к.-р. деятельности среди населения им был завербован в г. Чимкенте авторитетный религиозник РУДНЕВ Николай, который готовился на руководящую работу в одни из к.-р. ячеек.

При обыске изъято 7000 рублей денег, полученных ПЕТРОВЫХ для развертывания к.-р. деятельности, в разное время от членов к.-р. организации проживающих в разных местах СССР. Одновременно изъята и к.-р. литература.

З. КАБРАНОВ Евгений Яковлевич, рождения 1892 г., уроженец С.Благовещенска Дорогобужского р-на, Смоленской области, адмссыльный, отбывающий ссылку в г.Чимкенте, в прошлом епископ, неоднократно судимый, - В ТОМ, ЧТО:

являлся одним из активных руководителей к.-р. центра к.-р. организации церковников. Оганизовал и осуществлял руководство к.-р. деяетльностью к.-р. ячеек в г.Чимкенте, ст.Манкент, гор.Кзыл-Орде, посЛенинском, члены которой НКВД репрессированы, частью осуждены. Завербовал в к.-р. организацию адмссыльного быв.капитана 2 ранга царского флота - шпиона ПЕСТОВА, через которого проводил к.-р. работу на производстве среди рабочих Химфармзавода.

Вырабатывал и научно обосновывал вопросы к.-р. деятельности, которые после этого шли на утверждение СМИРНОВА К.

В момент ареста КАБРАНОВ -в его квартире, вместе с ним была арестована приехавшая из Москвы член к.-р. организации КОТОВА, которой КАБРАНОВЫМ было дано задание о развертывании среди работниц фабрики к.-р. деятельности.

Допрошенные в качестве обвиняемых ПЕТРОВЫХ Иосиф, КАБРАНОВ Евгений - себя виновными признали полностью, а СМИРНОВ Кирилл - частично, но полностью изобличается показаниями членов к.-р. организации КАБРАНОВА, ПЕТРОВЫХ и ПОЗДЕЕВСКИМ.

На основании изложенного следственное дело №4488 считать законченным, виновность СМИРНОВА К., ПЕТРОВЫХ, КАБРАНОВА -доказанной и для судебного разбирательства дело их направить в Тройку при Ю/К Обл.Управлении НКВД.

ОПЕР.УПОЛН. IV ОТД.
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ                                                                                          (КОСТИН)
"СОГЛАСЕН" НАЧАЛЬНИК IV ОТД.
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ                                                                                     (КОСТЕНКО)
 
1, 2

1 Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455. - лл.42-47.

2 Архив УКГБ КазССР по Чимкентской области, ф.1, д.02455. - л.п.157-161.