Поучения пословицами и поговорками преподобных Оптинских старцев

Алевтина Юрьевна ЧЕРНЫШЕВА

Перед всеми идущими по пути евангельских заповедей стоят многие духовные вопросы, ответы на которые можно почерпнуть из книги «Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев». Эта книга состоит из двух томов и содержит более пятисот поучений, включая советы и наставления святых старцев, извлеченные из их житий, поучений и более чем трехсот неопубликованных писем.

Яркая стилистическая особенность «Душеполезных поучений…» – широко используемые в них пословицы и поговорки.

Паремии занимают в духовной деятельности святых старцев такое заметное место, что это привело к изданию небольшой книги, содержащей советы двух Оптинских старцев, Амвросия и Антония: «Преподобные Оптинские старцы Амвросий и Антоний. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления» [М. 2003]. Каждый текст (речевой жанр) этой книги начинается с заголовка, в качестве которого вынесена пословица или поговорка. Этот прием анализа используется и в данной работе.

Отметим существенные закономерности поучений Оптинских старцев, включающих пословицы и поговорки.

Поучения Оптинских старцев пословицами и поговорками – это речевой гипержанр императивно-информативного типа, главная цель которого преподать православную науку смирения и на этом основании вызвать осуществление / неосуществление событий, обязательных, желательных или нежелательных для участников общения (духовных чад), а также предъявить назидательную информацию.

Стилистическую доминанту (или ведущее языковое воплощение) поучений Оптинских старцев можно определить как ‘коротко и просто, в максимально доступной языковой форме, о «высоком» – Божественном’. В данном языковом воплощении (спектре лексических и грамматических ресурсов) поучений центральное место занимают паремии – пословицы и поговорки (а также «складные речения», произносимые Оптинскими старцами).

Частотность использования пословиц и поговорок объясняется тем, что они, обобщая многовековой опыт народных масс, «ходячий ум народа», являются основным паремиологическим средством воздействия на адресата. Дидактической тенденцией такого воздействия является то, что пословицы и поговорки помогают адресату усвоить некоторую, общую для масс, социальную информацию. Вместе с тем в пословицах и поговорках человек сталкивается с контрастом миропониманий. В этой связи интересны высказывания лингвистов о контрасте, воплощенном в паремиях. Г.Л. Пермяков подчеркивает, что «подлинной темой какой-либо пословицы и поговорки является не то или иное слово, не та или иная мысль и даже не та или иная область человеческого деятельности, а некоторая инвариантная пара противопоставленных сущностей, к которой сводится смысл употребляемых жить с некоторыми ошибками. Святой апостол Павел пишет: не похвалится всяка плоть пред Богом (1 Кор. 1, 29). И в Ветхом Писании сказано: несть человека, иже поживет и не согрешит (Ср.: Цар. 8, 46). Наконец, часто повторяется многими и русская пословица: ошибка в фальшь не ставится (преп. Амвросий, 23, ч. 1. с. 49-50) [Душеполезные поучения… т.1:486].

В мирском понимании бедность – это плохо, а богатство – это хорошо, в христианском понимании – наоборот.

Бедность не порок

Бедность не порок…

[…] Если кто присылает тебе что-либо, принимай это, как от руки Божией, и бедностию не стыдись. Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожити на земле […] (преп. Амвросий, 23. ч.3. с.82) [Душеполезные поучения …т.1: 58].

От жиру и животные бесятся

…Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся (преп. Амвросий, 23, ч.1. с. 194) [Душеполезные поучения …т.1: 59].

Нужда научит, как калачи есть

Не без причины повторяется поговорка: нужда мудрена! Нужда научит, как калачи есть. Мне случалось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно. А что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с.180) [Душеполезные поучения …т.1:607].

В миру умными людьми считаются те, которые, по словам преп. Антония Великого, «изучили изречения и писания древних мудрецов», а также всезнайки и умеющие хорошо говорить. В христианской жизни умный человек – это, прежде всего, духовный человек, имеющий «мудрость змиину». Поэтому

Иному горе от ума, а иному горе без ума

Иному горе от ума, а иному горе без ума

У каждого человека свое горе, – иному горе от ума, а другому горе без ума, а у вас, замечаю я, наиболее горя от многомыслия и самомнения. А посему, чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет немного сказать: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене (преп. Антоний, 22, с.12) [Душеполезные поучения…т.2: 233].

Ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось

Сама ты написала, что скорбишь о своем излишнем глаголании […]. Поэтому сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось. Но это человеческое замечание. Господь же глаголет во Святом Евангелии: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф.18, 20) […] (преп. Амвросий, 23, ч.3, с.48) [Душеполезные поучения…т.1: 483].

Согласно христианской морали «многоглаголание» – грех, влекущий за собой нежелательные последствия. Поэтому

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные (преп. Амвросий, 23, ч.2, с. 161-162) [Душеполезные поучения …т.1: 615].

Молчание – золото

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото (преп. Амвросий, 1, ч. 2, с.45) [Душеполезные поучения …т.1:482].

Держи язык за зубами

Только помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разговоре. А то подует ветер с противной стороны, и ты потужишь, да не воротишь […] (преп. Антоний, 7, с. 218) [Душеполезные поучения…т.2:150].

Народ! Не разевай рот

…Братия монахи, в ожидании старцева приема, разговаривали между собой о нужном и ненужном. Старец, проходя, мимоходом скажет: “Народ! Не разевай рот” (преп. Антоний, 7, с.178) [Душеполезные поучения…т.2:151].

Контраст миропонимания отражается и на семантико-стилистическом облике паремий. Обращает на себя внимание то, что в русском пословичном фонде чрезвычайно активны и продуктивны контрастные отношения, в том числе стилистические приемы контраста (антитеза, акротеза, дезидентификация и пр.) [см. Бочина 2002].

Контраст возникает при семиологически существенном противопоставлении языковых единиц. Подобное противопоставление можно, например, видеть в сложных предложениях с сопоставительными и противительными смысловыми отношениями: Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает; Боже-то поможи, – да и сам мужик не лежи; Нужда мудрена – и не хочешь, да хохочешь; Правда груба, да Богу люба; Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами; Не труби перед собой и перед другими, а считай себя хуже всех.

Перечислим некоторые стилистические приемы контраста.

Прием антитезы строится на противопоставлении сравниваемых понятий (предметов, явлений, признаков). Лексическая основа – антонимия (узуальная, контекстуальная), синтаксическая – параллелизм конструкций: Близко да склизко, далеко да глубоко; Сытого от каши скоро отобьют, а голодного едва ли; Вольному воля, а спасенному рай; Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного; Иному горе от ума, а другому горе без ума.

Прием акротезы связан с противопоставлением утверждения и отрицания: актуализацией утверждения одного из предметов (явлений, признаков) действительности путем отрицания его альтернативы: Вред не от денег, а от безрассудной жадности; Искушения ходят не по лесу, а по людям; Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению; Смерть не за морями, а у каждого за плечами.

Прием дезидентификации включает отрицание и последующее пояснение А не (есть) Б: (потому что) В. Данный прием указывает на несходство объектов по признаку действия: через отрицание тождества объектов выражается их контрастная характеристика, вследствие чего простая дифференциация гиперболизируется до взаимоисключения значений и самих референтов: Люди не грибы, не одним утром поспевают; Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Пословицы и поговорки, используемые Оптинскими старцами, интересны и с точки зрения особенностей отраженной в них православной веры. Существует мнение, что западное христианство заражено рационализмом, подчеркиванием в человеке разумного начала, приводящего к свободной воле и активной деятельности отдельного индивида. Восточное христианство, напротив, недоверчиво относится к логическому мышлению, человеческому знанию, то есть рассматривает мир как совокупность событий, не поддающихся человеческому контролю, и потому, во-первых, большое значение придает ограничениям человеческой воли и власти и, во-вторых, подчеркивает пассивность русского человека [см., например, Вежбицка 1996: 36].

Для православной веры, действительно, характерно большее упование на судьбу, сверхчеловеческую силу – Бога.

О Божием промысле в судьбах людей свидетельствуют и приводимые благодатными старцами пословицы и поговорки:

Не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет

[…] На безмолвии и в молве находясь, не забывай меня грешного. И молись о мне присно, во многомятежии сущем, и особенно при слабости телесной, ты – сама знаешь, как это неудобно, по собственному опыту. Но что делать? Есть мудрое старинное слово опытных людей: не живи, как хочешь, а живи, как Бог приведет […] (преп. Амвросий, 23. ч.2. с. 132) [Душеполезные поучения…т.1: 26].

Я хоть и лежу, да на Бога гляжу

Вы теперь <в болезненном состоянии> справедливо можете о себе сказать: «Я хоть и лежу, да на Бога гляжу» (преп. Антоний, 22, с. 267) [Душеполезные поучения…т.1: 77].

…Судьбы Господни неисповедимы

…Судьбы Господни не испытаны. Иных Он любя ведет подобным путем скорбей и болезни для большого душевного блага, и се есть воистину Божия милость (преп. Амвросий, 23. ч.1, с.172) [Душеполезные поучения…т.1: 87].

Чему быть, того не миновать

А что тебя не жалуют – не смущайся. Искушение с этой стороны подошло. Но что подошло, то и отойдет. Только чему быть, того не миновать. Видишь, и родные переменились. Когда нужно смирить человека, то не только начальница, сестры, чужие, свои, даже, по слову Исаака Сирина, вся тварь восстанет на такого человека. […] (преп. Антоний, 7, с. 298-299) [Душеполезные поучения…т.1: 312].

Бог не попустит, свинья не съест

Письмо твое получил, содержание которого – продолжение искушений и наветов через о. К., но есть старинная мудрая поговорка: Бог не попустит, свинья не съест, и в Псалтири сказано: солга неправда себе (Пс. 26, 12) […] ( преп. Амвросий, 23, ч.2, с.193-194) [Душеполезные поучения… т.1:359].

Смелым Бог владеет

Есть старинная мудрая поговорка: «Смелым Бог владеет» (преп. Амвросий, 23, ч.1, с. 194) [Душеполезные поучения…т.1:565].

Без Бога ни до порога

Молиться не забывай. Помни русскую пословицу: без Бога ни до порога. Постоянно держи Иисусову молитву […] (преп. Антоний, 7, с.276) [Душеполезные поучения…т.2:31-32].

Вместе с тем Православие не подавляет право человека на свободу выбора. Поэтому нельзя согласиться с тем, что только западное христианство рассматривает человека как личность, самостоятельно определяющая свои действия. Подтверждением этому является подвижническая деятельность преподобных Оптинских старцев. Так, «преподавая советы, Старец (о. Амвросий) не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы они непременно исполнялись, и никогда не связывал относящихся к нему каким-нибудь запрещением… Однако прибавлял в назидание просившим у него советов: «Когда говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера – уступлю, но не будет пользы для души» [Преподобные Оптинские старцы Амвросий и Антоний 2003: 21].

Несвойственно Оптинским старцам призывать духовных чад и к пассивности.

Отношение благодатных старцев к свободе выбора человека и его активной жизненной позиции показывают и используемые ими пословицы и поговорки.

Своя воля царя боле

… Одну сестру нужно было выслать из вашей общины. – Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению […]. Но есть пословица: своя воля царя боле. Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет (преп. Амвросий, 23. ч.2, с.132-133) [Душеполезные поучения…т.2: 256].

Вольному воля, а спасенному рай

[…] Но по причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа. – Святой Иоанн Лествичник пишет: «Никто да не нарицает себя недостойна быти обета иноческого…Где находится велия гнилость, тамо и велие врачевание потребно есть… Здравии бо врача не требуют и во врачебницу не приходят» (Степ. 1, отд.19). Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала и в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай. Но если и в болезни будешь отказываться от монашества, то рассуждение твое весьма ошибочно, и внушение это явно с шуией стороны (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с.75) [Душеполезные поучения…т.1: 524].

Боже-то поможи, – да и сам мужик не лежи

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, – да и сам мужик не лежи» (преп. Амвросий, 1, ч.1, с.106-107) [Душеполезные поучения …т.1: 427].

Итак, поучения преподобных Оптинских старцев в наиболее доступной для народа форме – посредством пословиц и поговорок – преподают православную науку смирения, подчеркивая контраст мирского и религиозного сознания, необходимость осознанного упования на Божий промысел.

 

Литература

Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Бочина Т.Г. Стилистика контраста. Казань, 2002.

Пермяков Г.Л.Основы структурной паремиологии. М., 1988.

Преподобные Оптинские старцы Амвросий и Антоний. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления. М., 2003.

Тяпкова И.В. “Пословицы русского народа” В.Даля в контексте современных лингвокультурологических концепций // В.Даль и современная филология. Т.1. Н.Новгород, 2001.