Ж.Г. Петрухина. Наследие Соловецкой библиотеки на страницах «Православного собеседника»

Наследие Соловецкой библиотеки на страницах "Православного Собеседника"

Ж.Г. ПЕТРУХИНА
(КГУ)

2005 год оказался знаковым в духовной жизни всего российского общества и, прежде всего, Казанской епархии, которая отметила 450-летие своего существования. Безусловно, важную часть ее деятельности всегда составляло духовное образование и просвещение. И, наверное, поэтому не менее важным событием является 150-летие со дня издания журнала «Православный собеседник». В нем нашли отражение научные изыскания и устремления наиболее видных и талантливых ученых Казанской Духовной Академии, долгое время являвшейся одним из центров духовного просвещения России.

«Православный собеседник» стал четвертым из академических и вообще духовных журналов. Сама идея создания его возникла в 1853 году в связи с открытием при академии миссионерского противораскольнического отделения. Журнал начал издаваться с 1855 года при активном содействии высокопреосвященного Григория (Постникова), архиепископа Казанского. Во многом именно благодаря его участию «Православный собеседник» с самого начала стал быстро развиваться. В Св. Синоде, после распоряжения которого журнал увидел свет, была выработана программа, определяющая периодичность его издания и содержание. По этой программе, «Православный собеседник» должен был содержать статьи, «проясняющие древние исторические события … ложно употребляемые какими-либо раскольниками», сведения о ересях, сектах; догматические статьи, разборы разных раскольнических сочинений, истолкования текстов Св. Писания на основании трудов св. отцов церкви, изучение соборных правил, употребляемых раскольниками. Таким образом, главной задачей журнала являлась противорасколь-ническая деятельность, обстоятельная научная критика и опровержение основных положений старообрядчества.

Но для того, чтобы «Православный собеседник» занял одно из ведущих мест среди богословско-исторических научных журналов, необходима была сильная источниковая база. Эту задачу решала передача в академию книжного наследия двух библиотек. Это были библиотеки Ниловой пустыни и Соловецкого монастыря. Обе они сыграли важную роль в жизни как журнала, так и Казанской академии в целом. Библиотека Соловецкого монастыря стала главным научным сокровищем академии. А публикация памятников Соловецкой библиотеки повысила авторитет «Православного собеседника» не только среди духовных, но и специально-исторических изданий.

Прежде чем рассмотреть то, какое отражение нашло наследие Соловецкого монастыря на страницах журнала и какое значение оно приобрело, необходимо уделить внимание истории создания и непосредственно составу библиотеки.

Принято считать, что начало Соловецкой библиотеке положил будущий игумен монастыря, а тогда инок Досифей, деятельность которого относится к концу XV – нач. XVI века. Некоторые ученые (например, М.В. Кукушкина) оспаривают мнение о Досифее как основателе библиотеки, но, в любом случае, всеми признается, что он сыграл важную роль в формировании и пополнении ее состава. Большинство рукописей принадлежат к XVI, XVII и XVIII векам. Небольшое число рукописей, принадлежащих игумену Досифею, относится к XV веку. Также есть две рукописи XIII-XIV веков. Кроме того, есть списки с несомненно более древних текстов. Хронологически в библиотеке находятся памятники, начиная с IX века («Слово о законе и благодати») и до конца XVIII века (поэма Ломоносова «Петр Великий»). Приблизительно половину всех книг составляют богослужебные; далее по количеству доминируют творения св. отцов, особенно аскетического содержания, сборники отеческих творений, поучения, послания, повести и сказания духовного, полудуховного и светского содержания, апокрифические сказания. Достаточно полно представлены сочинения славянской и русской письменности, начиная с древнейших болгарских и сербских памятников. Важное значение имеет присутствие в библиотеке житийной литературы, причем особое внимание уделяется житиям основателей северорусских монастырей. С середины XVII столетия в библиотеке начинает применяться формально-алфавитный тип расстановки книг; это был первый в России подобный опыт. Учитывая данное расположение, рукописи в библиотеке и по библиотечной описи находятся в следующем порядке: 1) рукописи духовного содержания; 2) рукописи светского содержания; 3) рукописи Анзерского скита; 4) старопечатные книги Анзерского скита; 5) старопечатные книги Соловецкого монастыря.

Пребывание Соловецкой библиотеки в Казани начинается с 11 января 1855 года. Она была вывезена из Соловецкого монастыря из-за угрозы нападения английского флота в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Как уже было сказано, в это время в Казанской академии начало работу противораскольническое отделение. Желая указать миссионерам оружие против раскола там, где последний обнаружил свою силу девятилетним мятежом и откуда вышла знаменитая Соловецкая челобитная, преосвященный Григорий просил Св. Синод о передаче в академию 406 книг из состава библиотеки. Но библиотека, эвакуированная с Соловецких островов в Антониево-Сийский монастырь, была тогда нераспакованной, в 16 ящиках, которые Синод и распорядился отправить в Казань для отбора требуемых книг. Синод поручил Григорию после отбора нужных для академии книг представить свои соображения, что делать с остальными. Ответ ректора Казанской академии предугадать нетрудно: он предложил оставить всю Соловецкую библиотеку в Казани. Данные о количестве книг, переданных в академию, не одинаковы. В частности, Лилов указывает, что Соловецкая библиотека состояла из 1343 рукописей и 83 старопечатных книг; Кукушкина называет следующие числа – 1356 рукописей и 83 старопечатные книги; Знаменский, Порфирьев и Панченко говорят о 1513 рукописях и 83 печатных книгах. Часть книг была возвращена в монастырь: Кукушкина и Розов указывают на 33 рукописи, переданные в 1882 году, о том же годе свидетельствует О.В. Панченко, но указывает 27 рукописей, а Знаменский и Терновский говорят о 31 рукописи, переданной в 1881 году.

«Передача Соловецкой библиотеки в академию составила настоящую эпоху в научной жизни последней. Интерес к древней русской письменности и к русской истории сразу вырос до такой степени, что даже надолго заслонил в научной жизни академии все другие интересы», – такое значение придает профессор Казанской Духовной академии П.В. Знаменский книжному наследию Соловецкого монастыря.

С самого начала своего пребывания в стенах академии библиотека стала интенсивно изучаться. Первоначальная разборка библиотеки продолжалась более года. Хранителем библиотеки был назначен И.Я. Порфирьев, кроме того, деятельными работниками по ее разборке стали И.М. Добротворский, А.И. Лилов, В.А. Ложкин и А.П. Щапов. Главной задачей академии при пользовании Соловецкой библиотекой было поставлено изучение раскола. Безусловно, насущной задачей стало описание библиотеки, но это была большая работа, учитывая масштабность книжного наследия. Именно поэтому было принято решение о начале публикации источников библиотеки на страницах «Православного собеседника». Поспособствовало этому решению и указание Синода от 10 апреля 1858 года об усвоении Соловецкой библиотеки в постоянную и неотъемлемую собственность академии.

Начиная с 1858 года, в журнале постоянно начинают издаваться памятники древнерусской духовной письменности, находящиеся в составе библиотеки. Однако отдельные памятники публикуются с самого начала пребывания библиотеки в Казани: Жизнь преп. Максима Исповедника (1857), Молитвы на всю седмицу Св. Кирилла, еп. Туровскаго (1857). А в 1855-1857 гг. И.Я. Порфирьевым публикуется такой крупное сочинение, как «Просветитель, или изобличение ереси жидовствующих» Иосифа Волоцкого. Первые издания составили в основном жития святых, поучения и слова: жития Авраамия Смоленского, Антония Римлянина, св. Леонтия, Исаии Ростовского, поучения Феодосия Печерского, Серапиона Владимирского, два Слова о деннонощной молитве, Слово о посте и другие. В большинстве случаев в журнале печатаются жития краткой редакции, то есть без прибавления служб святым и повествований о чудесах. Но иногда в виде вариантов печатаются и тексты распространенных житий: это относится, например, к публикации жития Зосимы и Савватия Соловецких в 1859 году. Кроме того, публикуется работа, ставшая важным источником для истории раскола – «Арсений Грек при патриархе Никоне» (1858).

В это время ректором и одновременно редактором «Православного собеседника» становится архимандрит Иоанн. С его именем связаны некоторые преобразования в журнале. Он ставил перед собой цель сделать «Православный собеседник» органом, связующим академию с общественной жизнью, с проблемами современности. Большинство статей касалось русской церковной истории, но именно она многое объясняла в современной церковной жизни.

В период ректорства архиепископа Иоанна (1858-1864) было издано достаточно много важнейших памятников, без которых невозможно представить изучение раскола: с 1859 по 1862 гг. были изданы сочинения Максима Грека, издание памятников славянской письменности было представлено «Беседой болгарского пресвитера Козьмы против ереси богомилов» (1864). Продолжено издание творений святых отцов: в 1858 году опубликован «Григорий Богослов. Собеседования о жизни италийских отцев и о безсмертии души». Кроме того, публиковались памятники церковного и гражданского права. В 1862 году Добротворским был издан «Стоглав» – в полном его виде по нескольким рукописям, с предисловием. А в 1860 году была издана Рукописная кормчая XV века. Прямых указаний на то, что она издана по наследию Соловецкой библиотеки, нет, но в самой библиотеке есть две рукописи Кормчей конца XV века. Поэтому при издании не могли не учитываться эти списки. По-прежнему много публикуется житий, сказаний и посланий: Сказание (житие) о блаженном Петре, царевиче ордынском (1859), Житие преподобного Трифона Печенежскаго, просветителя лопарей (1859), Житие преподобного Елеазара Анзерскаго и его чудеса (1860); послания архиепископа Геннадия Новгородского, всероссийского митрополита Киприана (1860, 1863). Наряду с публикацией произведений Иосифа Волоцкого, в 1863 году А.С. Павловым были изданы произведения нестяжателей - «Полемические сочинения инока князя Вассиана Патрикеева».

Помимо публикации источников, журнал издавал исследования молодых бакалавров - Щапова, Лилова, Добротворского, Павлова. Практически все они участвовали в изучении рукописей Соловецкой библиотеки. Лилов уже в 1859 году составил общий обзор Соловецкой и Анзерской библиотек. Еще раньше, в 1858 году, в журнале издается его «Исследование о Кирилловой книге». Публикуются статьи Порфирьева «О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена в России» (1858), «Списывание книг в древние времена в России» (1862), работа А.П. Щапова «Русская церковь в Северном Поморье в XV – XVII вв.» (1861). Но большинство исследований, касающихся непосредственно Соловецкой библиотеки, относится к 70-80-м годам. Скорее всего, это связано с тем, что академия в конце 70-х годов получила средства для подробного описания библиотеки. В августе 1875 года по инициативе митрополита Макария была создана комиссия по описанию рукописей. В нее вошли: в качестве председателя П.В. Знаменский; И.Я. Порфирьев, В.В. Миротворцев, Н.И. Ивановский, Н.Ф. Красносельцев, М.И. Богословский, А.В. Вадковский, С.А. Терновский. Это описание начинает издаваться с 1877 года в приложении к «Православному собеседнику».

Два десятилетия изучения состава библиотеки привели к написанию большого числа исследовательских работ по данной тематике. В эти годы шло активное изучение соловецких рукописей: апокрифов (И.Я. Порфирьев, В. Сахаров), толковой палеи (Успенский), азбуковников (А.П. Карпов), житий святых (И. Яхонтов), церковных служб (Н.Ф. Красносельцев), наследия соловецких авторов (П.В. Знаменский).

С августа 1868 года в должность редактора «Православного собеседника» вступил новый ректор архимандрит Никанор. С именем архимандрита Никанора связан период нового расцвета академического журнала, чему способствовал также новый Устав 1869 года, который даровал академиям право иметь свою собственную инициативу в деле издания своих трудов и весьма значительную долю свободы и самостоятельности, а также право иметь собственную цензуру.

Среди важнейших произведений, опубликованных в 70-е годы, можно назвать «Проскинитарий» Арсения Суханова (издан Н.И. Ивановским), «Св. Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды». В 80-е годы особое значение придается публикации памятников древнеболгарской проповеднической письменности. В журнале издаются беседы еп. Константина, произведения Анастасия Синаита, архиепископа Феофилакта Болгарского, особо важным становится издание «Обличения на Соловецкую челобитную Крижанича, сочиненного убо на сербском языке». Продолжается публикация важнейших памятников русской письменности, творений святых отцов: Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Даниила Заточника, Феодосия Печерского.

Большинство публикаций находилось в тесной взаимосвязи с изучением раскола. Судя по указанным выше памятникам, первоочередное значение имели произведения, на которые опирались старообрядцы, доказывая собственные убеждения. Целью журнала было их развенчать. Именно поэтому в разделе, посвященном расколу, мы находим множество статей, доказывающих несостоятельность воззрений старообрядчества на основании тех же самых памятников.

Но было бы неправильным говорить о ценности Соловецкой библиотеки исключительно для деятельности противораскольнического отделения. Безусловно, это было главным направлением ее использования. Но библиотека являлась ценным книжным собранием и для всей истории русской церкви и русской книжности в целом. Кроме того, благодаря тому, что в ней содержалось очень большое количество книг Священного Писания, могли проводиться исследования, посвященные ветхо- и новозаветной истории.

Как уже было сказано, важную роль сыграла публикация на страницах «Православного собеседника» описания рукописей Соловецкой библиотеки. Оно издавалось ежегодно, начиная с 1877 и до 1898 года, в приложении к журналу. Рукописи подразделялись по содержанию, в предметном порядке. Первая часть описания, созданная под редакцией П.В. Знаменского, издавалась с 1877 по 1881 год. Она содержала следующие разделы: книги Священного Писания (библейские и толкования), творения отцов и учителей церкви, богословские сочинения (догматические и полемические, а также нравоучительные). В ней было описано 411 рукописей. Вторая часть издавалась с 1881 по 1885 год под редакцией Н.Ф. Красносельцева. Она включала в себя памятники церковного права, памятники по истории церкви, житийную литературу, повести, минеи, летописи, книги светского содержания (Степенная книга, родословие русских князей, исторические сборники), географические произведения (космография, география, описание городов, рек и дорог). Было описано 219 рукописей. Третья часть издавалась снова под редакцией П.В. Знаменского до 1898 года. Она содержала богослужебную литературу (служебник, требник, молитвослов, устав, часослов, Псалтырь с возследованием, Месяцеслов). Всего было описано 894 рукописи.

Интенсивное и всестороннее изучение Соловецкой библиотеки в Казани продолжалось до самого конца ее пребывания там. Так, например, в 1910 году был опубликован «Краткий обзор крюковых и нотно-линейных рукописей Соловецкой библиотеки» А.А. Игнатьева в качестве приложения к Описанию Соловецких рукописей.

Публикация на страницах «Православного собеседника» описания рукописей Соловецкой библиотеки имела неоценимое значение. Она привлекала научные круги к исследованию библиотеки, показала важность и необходимость использования ее книжного наследия для изучения истории всей русской церкви и истории раскола в частности.

Однако дальнейшая печальная история Казанской Духовной академии и ее журнала, к сожалению, заставила отказаться от перспектив, которые заложили исследователи академии. После 1910 года практически вовсе исчезают со страниц «Православного собеседника» публикации древних памятников русской письменности, а также статьи против раскола и сектантства.

В 1921 году Казанская академия прекратила свое существование, журнал эта участь постигла еще раньше – в 1918 году редакция была закрыта. Что касается Соловецкой библиотеки, ее положение было достаточно неопределенным вплоть до 1928 года, когда она была передана в Ленинградскую публичную библиотеку им. Салтыкова-Щедрина, где и поныне хранится большая часть Соловецкого наследия. Библиотека изучалась и после революции, но столь пристального внимания, тщательного исследования, какое она имела в стенах Казанской Духовной Академии, уже не было.

Издание памятников Соловецкой библиотеки и исследований, посвященных ей, на страницах «Православного собеседника» отразило культурное наследие обитателей Соловецких островов в XV-XVIII веках, открыло новые возможности для детального изучения старообрядчества, с опорой на те произведения, которые раскольники считали доказательством правильности собственных воззрений. Были опубликованы древнейшие и наиболее исправные списки целого ряда сочинений древнерусской литературы и публицистики. Особое внимание было уделено досифеевскому сборнику. Он содержит в себе все жанры древнерусской литературы – гимнографию, агиографию, исторические повествования и памятники ораторского искусства.

Наличие в академии бесценного собрания Соловецкой обители, исследование ее памятников такими выдающимися учеными, как Порфирьев, Добротворский, Лилов, Щапов, сделали историю русской письменности, русскую историю и историю раскола приоритетным направлением в исторической науке.

Публикации «Православного собеседника» не теряют своего значения и поныне. Ведь собственно история Соловецкой библиотеки еще не создана. И для того, чтобы она однажды увидела свет, необходимо изучать пребывание библиотеки в Казанской Духовной академии и на страницах журнала «Православный собеседник». Только с учетом опыта ученых академии однажды созданная история книжности Соловецкого монастыря может стать настоящим глубоким исследованием.

Источники и литература

Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. – В 3-х ч. – Казань, 1881 – 1898.

Знаменский П.В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период ее существования. – Вып. 2. – Казань, 1892.

Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ея преобразования. 1870-1892. – Казань, 1892.

Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884 – 1921 гг.): Дисс…канд. ист. наук. – М., 1999.

Буслаев Ф.И. Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. 1858 год. Статья первая (памятники древнерусской письменности) // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. – Т.1.

Красносельцев Н.Ф. К истории Православного Собеседника (по поводу тридцатилетия журнала) // Православный собеседник, № 3. – Казань, 1885.

Журавский А.В. К истории «Православного собеседника» // Православный собеседник, № 1. – Казань, 2000.

Лилов А. И. Библиотека Соловецкого монастыря. // Православный собеседник, № 1, 2. – Казань, 1859.

Порфирьев И.Я. О Соловецкой библиотеке, находящейся ныне в Казанской духовной академии // Труды IV Археологического съезда. – Казань, 1878.

Белокуров С.А. Библиотека и архив Соловецкого монастыря после осады (1676 года) // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском Университете. – Кн. I – М., 1887.

Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. – Л., 1977.

Панченко О.В. Краткий очерк изучения книжного собрания Соловецкого монастыря // Материалы научной конференции «Книжное наследие Соловецкого монастыря XV-XVII вв.», 2005.