А.М. Елдашев. Некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря

Некрополь Спасо-Преображенского мужского монастыря

А.М. ЕЛДАШЕВ
(Ин-т гос. службы при Президенте РТ)

«Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества».1 Так некогда говорил Н.М.Карамзин о кладбище Донского монастыря. То же самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенского монастыря. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки именитых горожан. Всего в Казани было три наиболее чтимых монастырских некрополя: Свято-Успенский Зилантов, Спасо-Преображенский и Кизический Введенский.

Правда, кладбище это было невелико по размерам и небогато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств. Здесь представали образы мирно почивших о Господе архипастырей и военачальников, купцов и скромных тружеников-монахов. А над всем этим господствовала мысль о том, что этот уголок земли был местом вечного упокоения великих угодников Божиих и первых просветителей Казанского края – святителей Гурия и Варсонофия.2

Самой первой на погосте Спасского монастыря была могила св. Гурия, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного за алтарем соборной церкви монастыря. Над могилой его вскоре же была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским «каменная клеть».3 В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры, св. Варсонофия († 11 апреля 1576).

В 1595 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом 4 октября последовало открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их были перенесены в придел Преображенского собора.4 А для останков иноков Ионы и Нектария сооружена была пред алтарем каменная «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконцев, забранных железными решетками. Вход в нее был углублен в землю на четыре ступени.5

20 июня 1630 г. мощи св. Гурия были переложены казанским митрополитом Матфеем с собором духовенства в новую серебряную раку, устроенную дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым, и торжественно перенесены в Кафедральный Благовещенский собор. В сентябре 1918 г. рака с мощами по требованию новых властей была перенесена в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря, а затем в Петропавловский собор. Ныне мощи святителя почивают в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.

Мощи св. Варсонофия также 20 июня 1630 г. были перенесены из придела храма внутрь Преображенского собора6 и были поставлены с правой стороны от входа между столбами, где и находились до их изъятия в конце 20-х годов XX века.

«Пещерка» не позже 1606 года приняла останки благочестивого греческого архиепископа Епифания. На могиле его лежал камень со следующей надписью: «Апреля в 19-й день. На память преподобнаго отца нашего Иоанна ветхия лавры. Преставися преосвященный Епифаний архиепископ святаго града Иерусалима, монастыря святыя Голгофы, иже на краниеве месте..»7

В 1614 году здесь же был погребен митрополит Казанский и Свияжский Ефрем († 26 декабря 1613), ближайший помощник святого патриарха Ермогена в борьбе против самозванца и польских интервентов. После мунической кончины патриарха Ермогена именно митрополиту Ефрему принадлежала вся полнота патриаршей власти. Он председательствовал на Освященном соборе, совершил 11 июля 1613 г. венчание на царствование первого из дома Романовых Михаила Феодоровича, под Уложенной грамотой об избрании на царство Михаила Феодоровича первой стоит подпись именно митрополита Ефрема.

На могильной плите упокоившегося было выбито: «Лета 7122 (1613 г.), месяца декемвриа в 26 день преставися рабъ Божий Ефремъ, по преименовании8 вторый митрополитъ Казанский и Свияжский».9

Усердием архимандрита Иоасафа, последнего настоятеля святой обители в 1912-1913 годах, в ознаменование 300-летия царствования рода Романовых, над мощами столь чтимого казанцами митрополита Ефрема была сооружена в «древнерусском» стиле часовня, разрушенная в 30-е годы XX столетия.10

В «пещерке» упокоились настоятели святой обители архимандриты Сергий (1608-1613) и Еремей (1628-1629).11 Надгробная плита архимандрита Сергия, как отмечает П.А. Воскресенский, еще в конце XIX века была цела.12

В 1706 году в этой «пещерке» удостоился погребения греческий епископ Арсений. На надгробной плите его была следующая надпись, сделанная вязью: «во имя Спасителя нашего Христа Бога успе и погребенъ на семъ месте греческихъ странъ андружския епархии пелопонскаго острова епископъ Арсений, который жилъ прежде въ Москве 7201-го, и посемъ жилъ въ Макарьеве пустыне, что близъ Свияжска, тутъ и преставися в лето 1706-го апреля въ 14 день, и погребенъ великимъ господиномъ преосвященнымъ Тихономъ митрополитомъ Казанскимъ и Свияжскимъ, апреля в 16 день, бяше же онъ за некая приключшаяся обстояния отлученъ святейшимъ Досифеемъ патриархомъ иерусалимскимъ: по смерти же его, тогожъ 706 лета, яко усердный и ближний по евангельскому словеси другъ преосвященнейший архиерей Тихонъ толико тщание о разрешении положилъ и по намерению своему чрезъ писание о разрешении его получилъ просимое отъ святейшаго патриарха константинопольскаго присланное, за подписаниемъ руки его, и при немъ одинадцать архиереев, въ писанное на греческомъ языке, и та грамота положена с нимъ во гробъ, и ради ведения преведенный списокъ во архиерейской ризнице положенъ».13

За какие-то прегрешения Арсений был отлучен иерусалимским патриархом Досифеем и конец своей жизни провел, сначала в проживая в Москве, а затем в Макарьевской пустыни, что в двух верстах от Свияжска. Казанский митрополит Тихон III (1699-1724) за кротость, благочестивую жизнь и полное раскаяние возлюбил его и по смерти старца в 1706 году похоронил его в «пещерке». Через русского резидента в Константинополе Петра Алексеевича Толстого он предпринял энергичные меры по исходатайствованию прощения от восточных патриархов. Уже после кончины патриарха Досифея (1707 г.) П.А. Толстой исхлопотал у патриарха Константинопольского Гавриила полную разрешительную грамоту, написанную на греческом языке, вместе с переводом ее на славянский язык. Греческая грамота была положена Тихоном в гроб Арсения, а славянский перевод ее оставлен на хранение в архиерейской ризнице.14

Над погребенными в «пещерке» были положены надгробные плиты с соответствующими каждому надписями, сделанными вязью.

В процессе археологических раскопок «пещерки» в 1995 году были выявлены две целые и несколько разбитых надгробных плит. Это были известковые плиты со славянской вязью и рисунком (двойной круг с плавно расходящимися в разные стороны «дугами»), жгутовым орнаментом, розетками. Края плит были обработаны «зубчиками». На основании анализа плиты были датированы концом XVI – серединой XVII века.15

По левую сторону от «пещерки» в 1740 году в специально сооруженной часовне был похоронен ближайший родственник Кахетинского царя Теймураза князь Иван Егорович Багратион-Давидов, который проживал в Казани по велению императрицы Анны Иоанновны.

После этого долгое время на монастырском кладбище никого не хоронили. Вообще, до конца 60-х годов XIX века погребения здесь допускались лишь в исключительных случаях (иноков Спасского монастыря хоронили в основном на кладбище Кизического монастыря),16 но с этого времени стали разрешать погребения и частным лицам.

Отметим, что в феврале 1866 года в церкви свв. Киприана и Иустины был погребен настоятель обители Кирилл (Василий Наумов), епископ Мелитопольский. Преосвященный Кирилл родился в Калуге в 1823 году. По окончании курса в Петербургской Духовной академии со степенью магистра в 1847 году принял монашество и был оставлен при академии бакалавром. В дальнейшем (1855 г.) стал ординарным профессором по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 1857 г. - член русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1863-1866 г. - настоятель Спасо-Преображенского монастыря.17

В сентябре-октябре 1995 г. «пещерка» Спасо-Преображенского монастыря была вскрыта раскопками археологической экспедиции под руководством Ж.Р. Алфеевой, и сохранившиеся останки святых были перезахоронены в Петропавловском соборе и Иоанно-Предтеченском мужском монастыре.

В «пещерке» было обнаружено 12 погребений.18 Все они совершены по христианскому обряду – покоятся на спине, головой на запад, с небольшим отклонением к югу, что связано, по всей вероятности, с неправильной ориентацией самого Спасо-Преображенского храма, алтарь которого ориентирован с некоторым отклонением к северу.

Вещей в погребениях не было, за исключением бронзового креста с распятием, поясной бронзовой пряжки, бронзовой пуговицы.

В заполнении могильных ям были встречены фрагменты керамики, слюда, железные гвозди, кусочки обожженной глины, угольки. Эти находки свидетельствуют, что до появления первых могил на этом месте существовало некое поселение, оставившее после себя небольшой культурный слой. По сохранившимся письменным источникам территория обители в XVI веке была меньше, нежели в более поздние времена. Там, где впоследствии возникнет монастырский некрополь, были расположены небольшие деревянные усадьбы русских служивых людей, поселившихся в Казани после присоединения Среднего Поволжья к России. Здесь также прослеживается небольшой культурный слой времени Казанского ханства, о чем свидетельствуют находки краснолощенной керамики, близкой по стилю к булгарской.

«Пещерка» была небольших размеров19, и поэтому захоронения были вынуждены тесниться в отведенном пространстве.20 Отдельные погребения поэтому были врезаны под цоколь здания. Усопшие покоились в деревянных гробах, следы которых в виде темных полос древесного тлена удалось проследить археологам.21

Археологические раскопки осенью 1995 г. «пещерки» Спасо-Преображенского монастыря позволили перенести святые останки. Ныне в Петропавловском соборе почивают мощи преподобных Ионы и Нектария, Казанских чудотворцев, сподвижников свт. Гурия, которые находятся в верхнем храме (на солее с северной стороны). В нижнем храме на левом клиросе почивают мощи свт. Ефрема – митрополита Казанского, помазавшего на царство Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, а в алтаре – свт. Епифания, архиепископа Иерусалимского.

Частицы мощей подвижника веры св. Германа покоятся в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре и Свияжском Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь всегда был сравнительно невелик и не привлекал большого числа паломников. Его главной святыней была икона Святого Германа с частицей его мощей.22 Герман, будучи настоятелем Свияжского монастыря, основал его подворье в Казани, из которого и вырос монастырь Иоанно-Предтеченский.

Главной святыней Успенского собора Свияжской обители до революции 1917 года были мощи св. Германа, принесенные сюда еще в 1595 г. В июне 1923 г. рака с мощами Германа была вскрыта (так же, как мощи почти всех российских святых в ту пору). По рассказам местных жителей, сразу после вскрытия начался смерч, заставивший присутствующих разойтись.23

Мощи св. Гурия с начала 30-х годов XX века почивают в кладбищенском храме Ярославских Чудотворцев.

Мощи св. Варсонофия, находившиеся в фондах государственного музея ТАССР, в 70-х годах XX века были утеряны.

Выборка дальнейших захоронений некрополя Спасо-Преображенского монастыря проведена нами по исследованию Николая Яковлевича Агафонова «Казанский некрополь», списку казанцев, погребенных на городских кладбищах за 1794-1894 гг., хранящемуся ныне в отделе редких книг и рукописей научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.24

Нами также использованы некрологи, помещенные на страницах казанских газет «Камско-Волжская Речь»25, «Казанский телеграф»26, «Волжский вестник»27, «Казанский биржевой листок»28 с 1869 по 1917 г.

На монастырском некрополе упокоились именитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купечество и военные, чиновники и деятели народного просвещения.

С 1863 по 1922 гг. нами выявлено 84 захоронения. В разрезе десятилетий они представлены в следующей таблице:

1863-1870 – 4

1871-1880 – 5

1881-1890 – 23

1891-1900 – 18

1901-1910 – 16

1911-1922 – 18

После превращения кремля новыми властями в военный городок погребения на погосте были практически прекращены. Нами выявлены пока самые поздние захоронения монастырского некрополя – профессоров Казанской Духовной академии П.В. Знаменского († 2 мая 1917) и Н.Ф. Катанова († 9 марта 1922). Кстати, монастырь функционировал до конца 20-х годов XX века, так что, думается, есть возможность найти документальные подтверждения захоронений в эти годы.

На монастырском некрополе нашли свой последний приют священники – настоятели святой обители о. Климент (Можаров) (†† 20 сентября 1863)29 и о. Варсонофий († 20 мая 1912)30, казначей Спасо-Преображенского монастыря, иеромонах Гермоген († 19 августа 1896)31, протоиереи Петропавловского собора Василий Андревич Ложкин († 1 января 1870)32 и Владимирского собора Михаил Егорович Зайков († 1 февраля 1881)33; профессора Казанской Духовной академии Петр Васильевич Знаменский († 2 мая 1917)34 и Николай Федорович Катанов35 († 9 марта 1922)36, инспектор Казанской Духовной академии, действительный статский советник Николай Яковлевич Беляев († 22 сентября 1894)37, купцы – Афанасий Силантьев († 22 сентября 1877), Федор Егорович Постников († 27 июля 1881)38, Ефрем Пермяков († 21 февраля 1882), Николай Капитонович Ушков († 7 ноября 1882)39, Яков Капитонович Ушков († 5 июля 1902)40, Никита Егорович Чукашев († 6 декабря 1899)41, Елизавета Арсентьевна Чукашева (Подуруева) († 6 февраля 1900) 42, Федор Федорович Жадин († 30 октября 1916)43, благотворительница Мария Ивановна Подуруева († 25 июля 1916)44, почетный член общества Русских женщин Анна Кассиановна Землянова (Яркина) († 16 февраля 1917)45; военные – командующий войсками Казанского военного округа, генерал от инфантерии Константин Романович Семякин († 4 февраля 1867)46, генерал от инфантерии Павел Николаевич Шатилов († 20 июня 1887)47, генерал-лейтенант Владимир Модестович Молоствов († 27 октября 1890) 48, генерал-майор Павел Иванович Радзишевский († 3 марта 1894)49, начальник Казанского губернского жандармского управления, полковник Николай Федорович Марк († 13 января 1899)50; чиновники – и.д. начальника губернии, казанский вице-губернатор, действительный статский советник Константин Никанорович Хитрово († 17 марта 1890) 51, управляющий Казанским Удельным имением Борис Матвевич Болдырев (†15 марта 1917) 52 и деятели народного просвещения – попечитель Казанского учебного округа Петр Дмитриевич Шестаков († 24 ноября 1889)53, Порфирий Николаевич Масленников († 3 мая 1890)54 и Николай Гаврилович Потапов († 13 ноября 1894)55, ректор Казанского университета, экстраординарный профессор Константин Васильевич Ворошилов († 3 декабря 1899) 56, заслуженный ординарный профессор Казанского университета Матвей Фролович Болдырев († 27 декабря 1903)57, известный русский ученый, организатор науки второй половины XIX века Василий Маркович Флоринский († январь 1899)58, начальница Казанской Мариинской женской гимназии Анна Григорьевна Волкова († 3 марта 1875)59.

При проведении земляных работ в конце сентября 2005 г., связанных с прокладкой тепловых сетей от Спасской башни кремля до настоятельского корпуса бывшего монастыря, были обнаружены захоронения некрополя. В частности, обнаружен склеп, в котором находились останки священника. Руководитель археологического раскопа, кандидат исторических наук Айрат Ситдиков датировал погребение концом XIX века.

Захоронение хорошо сохранилось. Уцелели фрагменты священнического облачения, украшения, иконы. При захоронении использовалась известковая подсыпка. Погребение обнаружено около разрушенной в 30-е годы XX века монастырской колокольни.

Республиканские средства массовой информации уведомили читателей об этом открытии.60

Был обнаружен также целый ряд могильных камней захоронений конца XVI – начала XVII веков. Погребения находились к востоку от алтаря Преображенского собора. Учеными была прочитана надпись на древнерусском языке на одном из могильных камней: «Лета 7131 (1622 года), сентября 3 дня преставися раб Божий Афанасий Гатчиков». Могильные плиты оказались под землей уже к началу XIX века, ибо поверх их была проложена монастырская брусчатка. Поэтому в исследованиях казанских историков конца XIX века, в частности Е.М. Лебедева и П.А. Воскресенского, сведения о них отсутствуют.

В ходе археологической расчистки Преображенского собора 11 мая 2005 г. были выявлены четыре захоронения священников в облачении внутри храма справа от входа, вдоль его южной стены. На одном сохранились золотой нательный крестик, колечко, четыре запонки, на втором – серебряный нательный крестик; третье погребение было двойным.61 Но письменные источники, которые помогли бы установить имена похороненых, исследователями пока не выявлены.

По мнению А. Ситдикова, на одном из древнейших казанский монастырский некрополей в течение XVI-XX столетий нашли свой последний приют не менее тысячи человек.

И наш долг перед памятью благочестивых предков установить на месте порушенного древнего монастырского некрополя поминальный памятный крест.

Примечания

1 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. М., 1829, с. 293.

2 Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. К., 1895, с. 77.

3 Лебедев Е.М. Там же., с. 78.

4 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1900 год. Казань, 1900, с. 193.

5 Воскресенский П.А. Пещерка Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и исторические сведения о погребенных в ней. Казань, 1899, с. 18.

6 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1900 год. К., 1900, с. 290.

7 Как отмечает Вокресенский место на камне с датой упокоения архиепископа Епифания отбито, но он считает, что погребение произошло не позднее 1606 г. Воскресенский П.А. Ук. соч., с. 8.

8 Имеется в виду титул Свияжского, полученный Ефремом, вследствие открытия самостоятельной Астраханской епархии, входившей до того в состав Казанской, поэтому архипастыри, предшествовавшие Ефрему, носили титул Казанских и Астраханских.

9 Воскресенский П.А. Ук. соч., с. 8.

10 Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Житие и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004, с. 619, 717.

11 Лебедев Е.М. Ук. соч., с. 129-130.

12 Воскресенский П.А. Ук. соч., с. 18.

13 Воскресенский П.А. Там же, с. 11.

14 Лебедев Е.М. Ук. соч., с. 79.

15 Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Отчет об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8. Оп.1, д. 508/21, приложение I.

16 Никанор (Каменский Н.Т.). Кладбище Кизического монастыря. Его история и описание. К., 1892, с. 16.

17 Лебедев Е.М. Ук. соч., с. 149-153.

18 Особо отметим, что как Е.М. Лебедев, так и П.А. Воскресенский упоминают о семи захоронениях в «пещерке». Поэтому остается открытым вопрос об остальных пяти погребениях.

19 Воскресенский П.А. Ук. соч., с. 18. Летом 2004 г. нами произведены обмеры пещерки и усыпальницы князя И.Е. Багратиона-Давидова. Внутренние размеры пещерки – 4,7х5,5 м, усыпальницы – 3,0х3,0 м.

20 Впервые фотография внутреннего вида «пещерки» начала XX века неизвестного казанского фотографа воспроизведена в фотоальбоме Идрисовой Р.Р. «По старым улицам казанским». Казань, ЗАО «Новое знание». 2005, с. 35.

21 Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль». Отчет об археологических работах на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря 1995 г. Раскоп 8. Оп.1, д. 508/21, л. 16.

22 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI– начало XX веков). Казань, 1998, с. 22.

23 Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI– начало XX веков). Казань, 1998, с. 123.

24 Агафонов Н.Я. Казань и казанцы. Кн. I. Казань, 1906, с. 58-113. ОРРК НБЛ КГУ, ед.хр. № 218, л. 6-258. Исследователь отметил 30 захоронений.

25 «Камско-Волжская Речь», общественно-политическая и литературная ежедневная газета. Издавалась с 1 октября 1908 по 14 декабря 1917 в Казани. Первый издатель и редактор - А.Ф. Музовский, затем, в разные годы - Н.П. Гусев, К.Н. Тимофеев. См.: Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, с.261.

26 «Казанский телеграф», общественно-политическая, литературная и коммерческая ежедневная газета. Издавалась с 11 апреля 1893 по март 1917. Издатели и редактора А.Г Ильяшенко, Н.А. Ильяшенко. См.: Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, с. 248.

27 «Волжский вестник», общественно-политическая и литературная газета. Издавалась с 1884 по 3 июня 1904 и с 5 апреля 1905 по 26 октября 1906. Издатели и редактора в разные годы: Н.П.Загоскин, Н.В. и Л.П. Рейнгардты, В.М. Ключников. См.: Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, с. 119.

28 «Казанский биржевой листок», общественно-политическая, литературная и коммерческая газета. Орган Казанской купеческой торговой биржи. Издавалась с 1869 по 1892. Редакторы в разные годы: А.И. Миропольский, Н.Я. Агафонов, Д.А. Соколовский, Н.А. Ильяшенко, С.А. Гисси. См.: Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, с. 243.

29 Архимандрит Климент (Можаров), настоятель обители в 1844-1850 г. Воспитывался в Рязанской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии, по окончании которой принял монашество. До 1839 г. состоял профессоров СПбДА; с 1839 г. – ректор Орловской ДС и настоятель Мценского Петропавловского монастыря. В мае 1843 г. переведен ректором в КазДС, где через год назначается и настоятелем Спасского монастыря. С 1856 г. провел на покое в этом монастыре, где писал богословские труды. См.: Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. Казань, 1895, с. 79, 146. Агафонов Н.Я. Ук. соч., с. 77.

30 Камско-Волжская Речь. 22 мая 1912, вторник, № 112. Перед смертью отец Варсонофий принял схиму с именем Алексий. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1912 год. Казань, 1912, с. 29, 687-691.

31 Казанский телеграф. 21 августа 1896, среда, № 1083. Некролог.

32 Ложкин Василий Андреевич (1833-1870) выпускник Казанской Духовной академии (1854), преподаватель Казанской Духовной семинарии; протоиерей (1867). Был очень почитаем прихожанами как человек бесконечно добрый, раздававший бедным почти все свои доходы. См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). К., 1998, с. 41, 55. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академией на 1870 год. Казань, 1870, с. 56-62, 114-122, 178-179. Агафонов Н.Я. Ук. соч., с. 72. 2 января 1895 г. по случаю 25-летия упокоения протоиерея В.А. Ложкина в Петропавловском соборе была отслужена заупокойная литургия и панихида. См.: Казанский телеграф. 1 января 1895, воскресенье, № 574.

33 Зайков Михаил Егорович (1816-1881), протоиерей казанского Владимирского собора. Его дочь Екатерина была замужем за протоиереем В.А. Ложкиным. Погребен рядом со свом зятем. См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академией на 1881 год. Казань, 1881, с. 119-121.

34 Знаменский Петр Васильевич (27.03.1836-2.05.1917), историк, доктор богословия (1873). В 1862-97 в Казанской Духовной академии, профессор (1868).Труды по истории русской церкви, духовного образования. Автор учебных пособий по русской церковной истории. См.: Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, с. 209. Знаменский П.В. – выдающийся представитель российской церковно-исторической науки 2-й половины XIX – начала XX в. Родился в Нижнем Новгороде, в семье диакона. По окончании обучения в Новгородском Духовном училище (1846-1850) и семинарии (1850-1856) поступил в КазДА, которую с успехом окончил и в сентябре 1860 г. был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую Духовную семинарию. С 1861 г. Знаменский преподает в КазДА, а с 1865 – и на историко-филологическом факультете Казанского университета историю Русской Церкви. Главный труд Знаменского, принесший ему широкую известность, учебное руководство по истории Русской Церкви, выдержал несколько изданий (первое – в Казани, 1870 г.) и был удостоен премии имени митрополита Макария. Без малого 40 лет жизни отдал Знаменский КазДА. Он заведовал богатейшей библиотекой Соловецкого монастыря, 1593 манускрипта которой были переведены в КазДА в 1855 г. С 1875 г. он возглавлял научную комиссию для описания рукописей Соловецкого монастыря. П.В. Знаменский был почетным членом Казанского университета, доктором русской истории Московского университета, членом-корреспондентом Академии наук. Свой двухэтажный дом, что находился на углу Гоголя и Большой Красной, он завещал на просветительские и благотворительные нужды академии; дом разрушен в середине 80-х годов XX века. См.: Камско-Волжская Речь. 3 мая 1917, № 95. Некролог на смерть проф. Знаменского написал профессор КазДА проф. К.Харлампович. См.: Камско-Волжская Речь. 4 мая 1917, № 96.

Судя по фотографии, имеющейся в семейном архиве О.В. Троепольской, могилы П.В. и А.М. Знаменских находилась в нескольких метрах к северо-западу от Спасской башни кремля. Памятник Павлу Васильевичу поставил летом 1918 его ученик И.М. Покровский.

35 Катанов Николай Федорович (6 мая 1862 – 9 марта 1922), тюрколог, этнограф. Доктор сравнительного языкознания (1907). С 1893 г. в Казанском императорском университете, профессор (1894); в 1911-1917 гг. в Казанской Духовной академии. Действительный член Русского географического общества (1894), член Русского археологического общества (1894). Труды по тюркскому языкознанию и этнографии. Основное сочинение «Опыт исследования урянхайского языка» (т. 1-2, 1903).

См. Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999, с. 269.

Шестнадцать лет (1898-1914) Катанов Н.Ф. возглавлял Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, с 1920 снова стал членом его Совета.

Профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский, близкий друг Н.Ф. Катанова, в некрологе писал: «Весть о смерти Николая Федоровича быстро облетела всю Казань и поразила всех, знавших его (а его знала почти вся Казань!). В лице покойного наука и казанское общество потеряли незаменимую ученую силу, общественного деятеля и исключительного человека. Можно смело сказать, что потеря его ничем невознаградима. Люди, подобные Николаю Федоровичу, родятся веками. Это был исключительный самородок и единственный человек на всю Россию». См.: Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. К., 1922, с. 1-2. ИОАИЭ.–1923.–Т.XXXII.– Вып.2.– с.245.

Катанов владел почти всеми европейскими языками, многими восточными, знал древние и мертвые классические языки, свободно читал тюркские руны, шумерскую клинопись, египетские и китайские иероглифы, санскритское письмо, арабскую вязь, древнеуйгурскую и арамейскую графику. В своих трудах он использовал 114 языков народов мира. См.: Кокова И.Ф. Катанов: Документально-публицистическое эссе. Абакан. 1993, с. 102-103.

Катанов переписывался с учеными Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Финляндии на их родном языке.

Катанов был погребен на кладбище Спасо-Преображенского монастыря. «В последнее время Николая Федоровича приглашали в другие университетские города, где он был нужен, как исключительный специалист...Но Казань не отпустила его, но в то же время и не сберегла его. Она оставила его себе, кажется, лишь для того, чтобы кладбище Спасо-Преображенского монастыря пополнилось его бренными останками. См. Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф. Катанова. Казань, 1922, с. 13. Как отмечает Б.В.Миллер, близко знавший Катанова в последние годы его жизни, похороны происходили очень торжественно. См.: Катановские чтения. Казань, 1998, с. 176.

По официально утвердившейся версии, в начале 1970-х годов его прах был перезахоронен на Арском кладбище, на I аллее напротив церкви. На мраморном памятнике, установленном на средства Министерства культуры ТАССР, выбито:

«Выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Катанов Николай Федорович. 1862-1922».

Однако существует и другая точка зрения, которой и мы придерживаемся, что его останки потревожены не были, да их в 70-е годы из-за утраты памятника найти было уже невозможно. Так что на Арском кладбище находится кенотаф (от греч. kenotaphion, букв.– пустая могила), т.е. могила, не содержащая погребения. Кстати, подобное осуществили и с Карлом Фуксом, могила которого по прошествии времени также была утеряна.

Сохранился дом по бывшему Гимназическому переулку, дом 3, кв. 4 (ныне – Катановский переулок, 13, переименованный летом 2005 г.), в котором ученый прожил 17 лет. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 456 от 29 октября 1991 г. в 1994 году на двухэтажном деревянном доме была установлена мемориальная доска, где на русском и татарском языках начертано: «В этом доме с 1905 по 1922 годы жил выдающийся востоковед, тюрколог, профессор Казанского университета Н.Ф. Катанов».

36 Дата упокоения Н.Ф. Катанова определена на основании справки о смерти № 178 от 9 марта 1922 г. архива отдела ЗАГС администрации Вахитовского района г.Казани.

37 Казанский телеграф. 24 сентября 1894, суббота, № 484. 25 сентября 1894, воскресенье, № 485. Некрологи.Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Казанской Духовной академии. Н.Я. Беляев был членом Казанского комитета духовной цензуры

38 Постников Федор Егорович – известный казанский благодетель. На средства Ф.Е. Постникова и Евдокима Савватеевича Савватеева (ум.1886) в 1864-1870 была перестроена Гостинодворская церковь. Они же приобрели иконы и утварь, ибо все имущество старой церкви погибло в пожарах. Постников был награжден орденом Св. Анны III ст. Его отпевал в Гостинодворской церкви архиепископ Палладий (Раев). См.: Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). Казань, 1998, с. 63-64.

39 Ушков Николай Капитонович – младший брат Петра Капитоновича (1828-1898), владельца Бондюжского и Кокшанского химических заводов, учредителя «Товарищества химических заводов П.К.Ушкова». См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том II. Казань, 2001, с. 192-194.

Петр Капитонович Ушков скончался в Москве 24 января 1898 г. Заупокойная литургия и панихида были отслужены в Казанско-Богородицком женском монастыре 26 января 1898 г. См.: Казанский телеграф. 25 января 1898, воскресенье, № 1535, 26 января 1898, понедельник, № 1536. Тело скончавшегося в Москве П.К. Ушкова прибыло в Казань по Московско-Казанской железной дороге в четверг, 29 января 1898 г., в 2,5 часа пополудни. См.: Казанский телеграф. 29 января 1898, четверг, № 1539. 3 марта, в 40-й день кончины П.К. Ушкова, была отслужена панихида в Казанском монастыре. См.: Казанский телеграф. 3 марта 1898, вторник, № 1567.

С семьей Ушковых связан один из архитектурных шедевров города, т.н. дом З.Н.Ушковой (ныне ул. Кремлевская, 33). Племянник П.К.Ушкова Алексей Константинович (1879-?) женится на дочери доктора медицины, хирурга Николая Федоровича Высоцкого (1843-1922) Зинаиде и в качестве свадебного подарка дарит ей дворец, созданный архитектором и художником К.Л. Мюфке (1868-1933).

40 Казанский телеграф. 6 июля 1902, суббота, № 2867. Некролог.

41 Казанский телеграф. 14 января 1900, пятница, № 2167. Волжский вестник. 14 января 1900, пятница, № 12. Некрологи. Чукашевы – одна из старейших купеческих семей. Первым из известных нам представителей этой династии был Иван Михайлович – потомственный почетный гражданин Чистополя, купец 1-й гильдии, занимался хлеботорговлей. Его сын Егор Иванович был владельцем крупного завода и двух ветряных мельниц. Его сыновья – Никита и Гаврила имели крупную хлебную торговлю в Чистополе и Рыбинске, вели оптовую хлебную торговлю в Санкт-Петербурге. Никита Егорович был владельцем барж и буксирного парохода «Георгий Победоносец».

Семья Чукашевых отличалась особой благотворительностью в Чистополе. В 1890 на средства старосты Никольского собора Н.Е. Чукашева было выполнено серебряное облачение престола. См.: Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т. II. Казань, 2001, с. 210-211.

42 Казанский телеграф. 8 февраля 1900, вторник, № 2189. Волжский вестник. 8 февраля, вторник, № 34, 16 марта 1900, четверг, № 64. Некрологи. Отец Елизаветы Арсеньевны – Подуруев Арсений Кондратьевич вложил средства в строительство Никольской единоверческой церкви (ул. Левобулачная, ныне основной объем храма утрачен). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. К., 1993, с. 122. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). Казань, 1998, с. 66.

43 Камско-Волжская Речь. 1 ноября 1916, вторник, № 241. Некролог.

44 Камско-Волжская Речь. 26 июля 1916, вторник, № 164. Некролог. В Казани сохранился ее дом – трехэтажный особняк по ул. Лобачевского, 10. Архит. Ф.Р. Амлонг, 1906 г. постройки. См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Казань, 1993, с. 133.

45 Камско-Волжская Речь. 17 февраля 1917, пятница, № 37. Некролог. Казанский телеграф. 17 февраля, пятница, № 7084; 18 февраля, суббота, № 7085; 19 февраля, воскресенье, № 7086. Некрологи. Землянова А.К. была женой крупного пароходчика, первой гильдии казанского купца Землянова Сергея Андреевича (1851-?). Сохранился дом Земляновых, в котором ныне находится малая академия художеств (Кирова, 37). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. Казань, 1993, с. 95-96. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Т.I, Казань, 2001, с. 22-23.

46 Семякин К.Р. 46 лет жизни отдал служению отчизны. Участник Крымской войны (начальник штаба главнокомандующего военно-сухопутными и морскими силами). Помощник командующего войсками Киевского военного округа (1863). Командующий войсками Казанского ВО (с 24 февраля 1865). Кавалер орденов Белого Орла, Св. Георгия 3-й степени, Св. Анны 1-й степени с мечами, Св. Владимира 2-й степени с мечами, Станислава 1-й степени с мечами, Леопольда 2-й степени и командорского знака.

В Спасском монастыре находилась семейная усыпальница Семякиных. Жена Константина Романовича Елена Константиновна, происхождением из княжеского греческого рода Ипсиланти, не перенесла кончину мужа и умерла на следующий день – 5 февраля.

Заупокойную литургию 7 февраля в Благовещенском соборе провели епископ Казанский и Свияжский Антоний, преосвященный Гурий, ректор Казанской Духовной семинарии Варсонофий, священник военной Спасской церкви Платон Заринский. При большом стечении народа, неумолкаемом колокольном звоне и звучании полкового оркестра два гроба мужа и жены Семякиных опустили в одну могилу. См.: Справочный листок г. Казани. № 18, 20 за 1867 год. Девятых Л.И. Люди и судьбы. Кн. I. Казань, 2003, с. 12-14. 2 июня 1888 г. В возрасте 51 года умер их сын полковник Семякин Константин Константинович (см.: Агафонов Н.Я. Ук. соч., с. 101), а 2 декабря 1892 – его жена Наталья Александровна (см.: Волжский вестник, 10 января 1893, воскресенье, № 8. Некролог).

47 Агафонов Н.Я. Ук. соч., с. 110.

48 Волжский вестник. 20 ноября 1890, вторник, № 286. Некролог.

49 Казанский телеграф. 4 марта 1894, пятница, № 303, 5 марта 1894, суббота, № 304. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в военно-кремлевской церкви.

50 Казанский телеграф. 12 января 1900, среда, № 2165. Некролог.

51 Казанский биржевой листок. 18 марта 1890, воскресенье, № 61. 20 марта 1890, вторник, № 62. 21 марта 1890, среда, № 63. Волжский вестник. 19, 20, 21, 22, 24 марта, № 69-72,74. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, панихида – в церкви Киприана и Иустины.

52 Камско-Волжская Речь. 18 марта 1917, суббота, № 61. Некролог.

Был гласным Казанской городской думы, баллотировался на должность казанского городского головы в 1888 г. Достойны памяти потомков. См.: Городские головы Казани 1767-1917 гг. Сборник документов и материалов. Казань, 2002, с. 232.

53 Род Шестаковых внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 05.03.1873, утвержден указом Герольдии от 26.03.1873.

Шестаков Петр Дмитриевич, педагог и писатель. Родился в 1827(?), сын священника православного вероисповедания, окончил курс на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1855 – инспектор, затем директор смоленской гимназии, член-корреспондент Смоленского губернского статистического комитета. С 1860 – инспектор студентов Московского университета, в 1861 – инспектор казенных училищ Московского учебного округа. С 1863 – помощник попечителя Казанского учебного округа, а с 1865 – попечитель Казанского учебного округа, в 1869 – тайный советник, кавалер орденов Св. Станислава II и I ст., Св. Анны II и I ст., Св. Владимира III ст. См.: Казанское дворянство. 1785-1917. Генеалогический словарь. Сост. Двоеносова Г.А. К., 2001, с. 612.

Шестаков служил попечителем Казанского учебного округа с 5 февраля 1865 г. По 18 июня 1883 г. На этом посту он сменил Филиппа Филипповича Стендера. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч. II. Казань, 1904, с. 405. С 1870-1899 проживал на Грузинской ул. (ныне Маркса, 42). См.: Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Казань, 1993, 145.

За время его попечительства Казанский университет значительно расширил свои учебно-вспомогательные учреждения; в округе увеличилось число гимназий и училищ.

Опубликовал большое количество статей и брошюр, среди них «Святой Стефан, просветитель Пермский» «Известия и Ученые записки Казанского университета». 1868; «Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенежский» («Журнал Министерства Народного Просвещения». 1868. Часть CXXXIX); «Мысли Николая Михайловича Карамзина о воспитании». Казань. 1866. См.: Фирсов Н. Памяти П.Д.Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России. Казань, 1891.

54 Масленников П.Н. – попечитель Казанского учебного округа с 18 апреля 1883 г. по 3 мая 1890 г. Умер в Астрахани. Жил на Ново-Горшечной улице, в доме Лауниц. На этом посту он сменил Шестакова П.Д. См.: Казанский биржевой листок. 5 мая 1890, суббота, № 99. Волжский вестник. 5 мая 1890, суббота, № 111. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в университетской церкви. Погребение осуществлено 12 мая, во вторник. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Часть II. Казань, 1904. С. 405.

55 Потапов Н.Г. служил попечителем Казанского учебного округа с 10 мая 1890 г. по 13 ноября 1894 г. На этом посту он сменил Масленникова П.Н. См.: Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904). В двух частях. Ч.II. Казань, 1904, с. 405. Казанский телеграф. 14 ноября 1894, понедельник, № 532. 25 ноября 1894, воскресенье, № 487. 13 мая 1895, суббота, № 688. Некрологи. Волжский вестник. 12 ноября 1896, вторник, № 251. Заупокойная литургия и отпевание в университетской церкви были отслужены Высокопреосвященнейшим Владимиром.

56 Ворошилов К.В. родился в 1842 г. в семье священника. В 1868 г. окончил с золотой медалью Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию со званием лекаря. Оставлен при академии младшим ординатором клинического госпиталя. В 1871 г. утвержден в степени доктора медицины. В 1875 г. получил звание приват-доцента, читал в академии физиологию.

В 1876 г. избран в Казанский университет экстраординарным профессором по кафедре физиологии на естественном разряде физико-математического факультета. В 1885 г. утвержден ординарным профессором. С 1886 г. – декан физико-математического факультета. 16 декабря 1889 г. назначен ректором университета. В должности пробыл до 21 июля 1899 г.

С 1891 г. состоял председателем строительной комиссии. При его участии были возведены здания библиотеки, новых клиник и бактериологического института при Казанском университете. С 1892 г. состоял членом-учредителем Общества невропатологов и психиатров. В 1899 г. избран почетным членом этого общества и почетным членом общества врачей г. Казани.

См.: НА РТ, ф. 977, оп. Совет, д. 7298, л. 4-17; д. 8081, л. 1, 1 об; д. 9807, л. 1, 1 об; д. 10025, л. 1-45; д. 10166, л. 1-14 об.; д. 10220, л. 144-159; За сто лет. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804-1904). Под редакцией заслуженного ординарного профессора Н.П. Загоскина. Казань, 1904, с. 295-296.

Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в Спасском монастыре. Казанский телеграф. 10 декабря 1899, пятница, № 2137, 2 июня 1900, пятница, № 2277. Волжский вестник. 10 января 1900, понедельник, № 8, 5 июня, пятница, № 122. Некрологи. Казанский университет в биографиях ректоров // Гасырлар авазы – Эхо веков. № 1/2 (30/31). 2003, с. 125.

57 Болдырев Матвей Фролович (1839-1903), терапевт, доктор медицины (1871). В 1872-98 работал в Казанском университете, с 1887 профессор и заведующий кафедрой частной терапии. Участвовал в Русско-турецкой войне (1878). Имел труды по вопросам ларингологии. См.: Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804-1904). Казань, 1904. Ч.2. Татарская энциклопедия. Т. I. Казань, 2002, с. 429. Волжский вестник. 30 декабря 1903, вторник, № 281. Казанский телеграф. 30 декабря 1903, вторник, № 3283; 3 января 1904, суббота, № 3286. Некрологи. Заупокойная литургия и отпевание были отслужены в университетской церкви.

58 Высшее медицинское образование В.М. Флоринский получил в Петербургской медико-хирургической академии по специальности акушера-гинеколога. С 1877 по 1885 год он – профессор Казанского университета. В 1885 году перевелся в Томск на должность попечителя Западно-Сибирского учебного округа, был одним из основателей Томского университета. Среди коллекций документального фонда Национального музея РТ выделяется его архив, насчитывающий 4550 единиц хранения. См.: Еникеева Г. Символ родства // Казань. № 5-6. 2003, с. 219-220. Казанский телеграф. 1 января 1900, суббота, № 2156. Некролог.

59 Агафонов Н.Я. Ук. соч., с. 65.

60 Казанское время. 7-13 октября, № 5. 2005.

61 В октябре 2005 г. нами произведены обмеры могильного камня –170х60х50 см, а также погребений: ближнее ко входу – 190х90 см, среднее – 195х70 см, дальнее (двойное) – 220х100 см.