Е.Б. Долгов, иерей Алексий Колясев. Чистополь - «Хлебный город»

Чистополь - «Хлебный город»

Е.Б. ДОЛГОВ (КГПУ),
иерей Алексий КОЛЯСЕВ (КазДС)

Проблема изучения истории, социально-экономического и политического положения, культурного наследия и возрождения достоинства малых городов, являлась и является существенной для нашей страны и, как в прошлом, так и в настоящем, привлекает внимание современных ученых и общественности. 70% городов России являются малыми. Каждый из них имеет свое лицо, отличительные особенности и требует индивидуального подхода. Между тем история российских малых городов еще слабо изучена, хотя совершенно очевидно, что этот вопрос должен был бы занять важное место в отечественной историографии.

Давно замечено, что облик любого города – большого и малого – определялся рядом существенных факторов: географическим положением, степенью удаленности от ведущих экономических центров страны, социальной и национальной структурой городского населения, выдвижением на первое место определенной социальной группы, уровнем духовной жизни горожан и некоторыми другими. Так, например, по типу происхождения города можно разделить на административные центры, крепости (остроги), торгово-промышленные и монастырские центры и пр.

Рассматривая факторы, предопределившие облик города Чистополя, следует отметить прежде всего его выгодное географическое положение в Волжско-Камском речном бассейне. Поселение на месте нынешнего города Чистополя существовало с давнего времени. До сих пор вокруг города сохранилась масса археологических памятников еще булгарского периода (древнего булгарского города Джукетау).1 В XVII веке здесь располагалось село Чистое Поле, заселенное беглыми помещичьими крестьянами. В 1781 г. село указом императрицы Екатерины II было возведено в ранг города и превратилось в уездный центр Казанского наместничества, а затем, при издании штата Казанской губернии в 1796 году, Чистополь был оставлен уездным городом, войдя затем в списки уездных городов по указам Александра I 1802 и 1803 гг. Близость закамских черноземов, прилегающих к древней ногайской дороге, ведущей из Казани в Оренбург, береговое расположение, позволяющее широко пользоваться водным транспортом, определили дальнейшее экономическое развитие г. Чистополя, которому поначалу не удалось сформировать даже органов самоуправления, и лишь в 1793 г. здесь появился магистрат. Герб города был составлен герольдмейстером Волковым и утвержден 18 октября 1781 г. Изображение его было следующее: «В верхней части щита герб Казанский. В нижней – золотой клейменый четверик в зеленом поле, в знак того, что в сем новом городе производится великий торг всяким хлебом».2 Регулярный план Чистополя утвержден в 1829 г. императором Николаем I.

Основное ядро городского населения сформировалось за счет русских переселенцев из центральных и северных районов России. В 1793 г. здесь проживало 178 купцов, 38 мещан и 5 цеховых. 3 В эпоху освобождения крестьян Чистополь имел уже более 10 тысяч жителей, из которых 74,6% были русскими 4, а по всеобщей переписи 1897 года в городе насчитывалось 20160 человек.5 В 1901 г. в городе проживало 287 дворян, 318 лиц духовного звания, 710 почетных граждан и купцов, 10515 мещан, 8042 крестьян, 1710 отставных военных и членов их семей, 12 иностранцев. Среди них было 16273 русских и 5297 татар. Согласно переписи 1897 г., Чистополь населяли 13495 православных, 1718 раскольников и 4839 мусульман.6

Преобразованный из села в конце XVII в., Чистополь становится собственно городом со своей инфраструктурой только к середине XIX в. В пореформенный период для него характерны более значительные торговые, промышленные и транспортные функции. Ведущее место в его хозяйственной структуре занимала торговля. Сюда в огромных количествах свозился хлеб из соседних уездов. А. И. Фирсов писал: «Чистополь является важнейшим после Казани торговым пунктом, лучшим по постройкам в Казанской губернии и одним из цветущих уездных городов Прикамья».7 Все хлебные товары отправлялись вверх, по Волге и Каме. Большая часть ржи, гречихи, овса, пшеницы и других грузов направлялась в Астрахань, Вятку, Нижний Новгород, Пермь, Рыбинск, Саратов. Две ярмарки в Чистополе (летняя и зимняя) имели оборот по привозу до 200 тысяч рублей.

Главную роль в социально-экономическом и духовном развитии Чистополя играло купечество, чья плодотворная деятельность была определяющей в формировании городской застройки. В условиях развития капитализма к концу XIX в. часть торгового капитала вкладывалась купцами в недвижимость, а также в промышленность Чистополя, чему способствовало наличие местного и привозного сельскохозяйственного сырья и потребительский спрос населения уезда. Являясь крупным торгово-перевалочным центром Западного Прикамья, город насчитывал в 1900 г. 416 торговых предприятий с оборотом в 6818 тысяч рублей. В промышленной деятельности Чистополя 89% составляла переработка сельскохозяйственного и лесного сырья, 7% – металлообработка и 4% – строительство.8 Фабрично-заводская промышленность в 1881 г. определялась в 851 тысяч рублей при 35 предприятиях. В 1901 г. 21 предприятие города давало продукции на 500 тысяч рублей, не считая мелких промышленных заведений.9 В Чистополе имелись городской, общественный и Волго-Камский (отделение) банки и биржа. К наиболее богатым и влиятельным местным капиталистам относились Журавлевы, Поляковы, Челышевы, Чукашевы, Шашины, родственники и доверенные лица Стахеевых и др. То, что купечество занимало господствующее положение в социальной структуре городского населения, в основном и определило экономическую, политическую и духовную жизнь Чистополя.

В городе находились мужская и женская гимназии, мужское духовное училище, ремесленное, городское четырехклассное старообрядческое, восемь начальных училищ, два медресе, два мектеба, русско-татарское училище.10 В 1913 г. в городе насчитывалось 558 каменных и 5223 деревянных зданий.11 Половину территории г. Чистополя до революции 1917 года занимали хлебные амбары, мельницы и круподельни. Кроме них, из промышленных предприятий здесь были маслобойное, свечное производство, судоремонтные мастерские, а также чугунно-меднолитейный и кожевенный заводы.

На протяжении XIX столетия было осуществлено расширение застройки вдоль реки Камы на запад и восток, а также началось развитие к югу. С южной стороны к городу сходились дороги, по которым население Чистопольского уезда привозило на базар хлеб. Самые деятельные из местных капиталистов выстроили свои дома на южной окраине. Н. А. Демерт писал, что «на месте Чистополя образовалось как бы два города: старый на берегу Камы, с церквами, присутственными местами, кабаками…, и новый город… со сквером, обстроенный красивыми домами».12 Результаты работы оценочной комиссии в г. Чистополе в начале XX в. выявили четыре социальные зоны городской застройки.

Первый район (центральная зона) – Екатерининская (ныне ул. К. Маркса), Архангельская (ныне ул. Ленина), поперечная между ними, Дворянская (ныне Л. Толстого) улицы. Здесь проживали очень состоятельные граждане. Застройка характеризовалась высоким качеством и смешением архитектурных стилей (многие каменные дома сохранились).

Второй район – набережная реки Камы (ныне ул. Бутлерова), Колодезная (ныне ул. Красноармейская), Дворянская и Казанская улицы, Журавлевский переулок и Маклаковская улица, Старо-Острожская, Больничная (Канавная) улицы, Челышевский переулок и Садовая улица, Поляковская, Александровская, Константиновская улицы, Казанский тракт, Первая Татарская и Петропавловская улицы. Этот район характеризовался совместным проживанием различных сословий, имущественный уровень здесь был несколько ниже. В этом районе строили дома купцы среднего достатка, интеллигенция, служащие, мещане. Зона плавно переходила в первую, образуя вместе с ней добротную городскую застройку.

Третий район – Владимирская, Широкая (ныне ул. Комсомольская), Монастырская (ныне ул. Пионерская) улицы, набережная р. Камы (ныне ул. Бутлерова), Колодезная, Дворянская, Маклаковская, Старо-Острожная, Больничная, Вторая Татарская и Подгорно-Горшечная улицы. Здания имели характер сельских построек, где в основном проживали небогатые мещане, крестьяне, монастырские служители.

Четвертый район – набережная р. Камы, Кузнечные ряды по Раскатовой горе, Заводская улица, владения по речке Берняжке13 и Узенькому переулку, по речке Ржавцу14. Сюда входили формирующиеся рабочие кварталы, заселенные обездоленными выходцами из русских деревень, Весь район был застроен маленькими избушками, хибарками, в которых ютилась беднота.

Функции административного и общественного центра в Чистополе выполнял район Екатерининской улицы, где были расположены здания земских учреждений, присутственных мест, женской прогимназии, начального училища, казначейства, полиции, почты, телеграфа, отделения Государственного банка и банка внешней торговли. Улица начинается и заканчивается церковными постройками – Никольским собором и кладбищенской Воскресенской (ныне Казанско-Богородицкой) церковью. В этой зоне находились и благотворительные заведения: общественная и купца Г.А. Полякова богадельня15, детский приют, «Убежище для бедных мальчиков». На самом перекрестке сгруппировались аптека Ковалевского, номера «Европейские». Здесь же расположились богатые особняки крупных чистопольских купцов Логутова, Подуруева, Челышева, Чукашева и других.

Торгово-общественный район города включает застройку Архангельской улицы. Здесь находилось подавляющее большинство из 1214 зарегистрированных торговых и промышленных заведений. Расположение Чистополя на крупной судоходной реке и развитие оптовой торговли хлебом привели к формированию портового и связанного с ним складского хозяйства. В конце XIX в. в городе имелись четыре пассажирских (с гостиницами), одна грузовая и хлебная пристани. Берег р. Камы был застроен амбарами, лабазами, сараями и др.16 Торговые ряды занимали центральную часть Архангельской улицы на всем ее протяжении. В этом районе было зарегистрировано более 350 лавок. К ним принадлежали помещения, занятые благоустроенными мануфактурами, бакалейными, аптекарскими магазинами и рентовыми погребами. В пространстве между Архангельской и Екатерининской улицами, Скарятинским садом и Набережной сосредотачивалось 57% мелких и средних торгово-промышленных заведений и 37 из 47 постоялых дворов в городе.17

На Архангельской улице располагались и административные учреждения – городская и мещанская управы, пожарный обоз. В начале, середине и конце улицы находились учебные заведения: начальное и техническое училища, мужская и женская гимназия. В кварталах, прилегающих к набережной, располагались частные усадьбы; перекресток с Дворянской (Л. Толстого) улицей окружали доходные дома и гостиничные номера. Центральной и наиболее престижной частью комплекса был перекресток улиц Архангельской и Дворянской со своеобразным архитектурным ансамблем Спасской церкви, торговых рядов и окружавших его богатых домов. Спасская церковь находилась посередине площади (ныне центральная площадь города на ул. Л. Толстого), с севера от р. Камы на юг до Скарятинского сада (ныне центральный парк города) проходила ул. Архангельская, на восток от Спасской церкви шла Дворянская улица, на запад к церкви – Казанская улица. Спасская церковь, построенная в 1804 г., стояла в центре города, на пересечении улиц, и поэтому до середины XIX века она именовалась Спасским собором. Отдельным комплексом являлась группа зданий мужской и женской гимназий, поддержанная с запада корпусом земской больницы.

Татары-мусульмане, проживавшие в Чистополе компактной группой, в основном занимали целиком отдельные улицы, как бы образуя отдельный район. Комплекс Татарской слободы включал в себя Первую, Вторую, Нижнюю Татарские улицы, часть улиц Старо-Казематной и Николаевской (ныне ул. Бебеля). Местоположение важнейших зданий и их групп было вытянуто по оси и сохранило общее направление и местоположение Казанского тракта, вдоль которого первоначально сформировалась застройка слободы. Последняя представляла собой самостоятельную структуру с собственным общественным центром и духовной администрацией и имела два комплекса. Более ранний из них находился на Первой Татарской улице и представлял собой группу монументальных построек, в центре которых располагалась деревянная мечеть. На противоположной стороне улицы, южнее и севернее мечети, разместились здания медресе и женского мусульманского училища. В этом районе также были расположены жилые дома торговцев средней руки, духовенства, зажиточных крестьян. Другой аналогичный комплекс находился в районе каменной мечети, где также располагались медресе и духовное училище мусульман. Застройка улиц Татарской слободы была преимущественно деревянной, лишь важнейшие общественные здания выложены были из кирпича.

Следует также отметить, что крупные предприниматели татарской национальности, как правило, селились среди равных себе русских купцов на Архангельской, Екатерининской, Дворянской улицах.

В Чистополе существовали улицы, названные по именам крупных представителей торгово-промышленного класса, так сказать, основных меценатов и украсителей города – Маклаковская, Поляковская, Челышевская, Журавлевский переулок.

Что касается культовых построек, то в 1903 г. здесь имелось всего шесть церквей, две молельни и две мечети. Малочисленность православных храмов в таком сравнительно многолюдном городе объясняется тем, что в XIX веке Чистополь населяли старообрядцы различных согласий, в руках которых и находились основные денежные капиталы, а также торговля и общественное влияние. Казанская губерния являлась как бы этапным пунктом, где оседали сторонники древнего благочестия. Н.А. Спасский отмечал, что «главным средоточием поповского и беспоповского старообрядчества были Казань и Чистополь».18 В результате г. Чистополь «в церковном отношении оставался непричастным к свойственному русским городам стремлению увеличения числа своих церквей».19 Старообрядчество во всех его видах и сектантство при поддержке местных крупных капиталистов распространялось далеко за пределы прикамского края. Чистопольские купцы-старообрядцы не жалели средств для украшения молелен. Один из известных благотворителей, миллионер, коммерции советник В.Л. Челышев, который много благотворил городу (пожертвовал деньги на устройство водопровода, подарил женской прогимназии кирпичный дом, выстроил на свой счет кирпичный корпус для больницы), в 1882 г. при личной встрече с императором Александром III добился разрешения на открытие в Чистополе молитвенного дома для поморского согласия на углу Канавной и Александровской улиц. В 1906 г., вскоре после смерти жертвователя, его вдова Е.В. Челышева выстроила рядом с молельней здание со службами и учредила в нем женскую богадельню.20 Несколько раньше церковная администрация отмечала, что местные жители хлопотали об открытии нового молитвенного дома, отстроенного и отделанного купцом П.П. Шашиным.21 На содержании поморской общины находилось старообрядческое училище (из пяти отделений). В 1914 г. в нем работали четыре преподавателя и обучались 67 мальчиков и девочек.22

К постройкам, принадлежавшим Церкви, в Чистополе в 1900 г. относились два каменных и семь деревянных домов. К числу православных храмов принадлежали Никольский собор и Спасская церковь с приходами, кладбищенская Воскресенская церковь и церкви в Успенском женском монастыре, при духовном училище и в тюремном замке.23

Первая построенная в г. Чистополе церковь была деревянная в честь Архангела Михаила (нач. XVIII века), и находилась она в центре старого городища. Соответственно, и улицу эту горожане называли Архангельской. Рядом с ней находилось и старое городское кладбище, просуществовавшее до первой четверти XIX века. Позднее на этом кладбище была построена часовня. (На месте первой деревянной церкви Архангела Михаила и старого городского кладбища ныне находятся Городской Дом Культуры и колхозный рынок). Пожар, случившийся в 90-х годах XVIII века, уничтожил всю центральную, деревянную часть города, которая была перепланирована и застроена новыми домами. В этом пожаре сгорела и церковь, горожане решили выстроить новую, но немного выше от р. Камы, и также освятить ее в честь Архангела Михаила. В 1804 г. рядом с этой церковью была построена еще одна – каменная Спасская церковь в византийском стиле (до середины XIX века она являлась городским собором). Во второй половине XIX века она была расширена и надстроена колокольня.24

Вторым храмом, выстроенным в г. Чистополе в 1839 году и открытым в 1841 г., стал трехпрестольный кирпичный собор в стиле классицизма во имя свт. Николая Мирликийского. Полное же освящение собора (и главного престола) было совершено 17 октября 1902 года Преосвященнейшим Алексием, Епископом Чистопольским25. Собор был построен на живописном возвышенном берегу реки Камы, полагая начало Екатерининской улице (ныне ул. К. Маркса 2). Собор строился на средства чистопольских купцов Григория Андреевича Полякова (ум. в 1848 г.) и Дмитрия Андреевича Полякова (ум. в 1861), позднее он был обновлен на деньги другого чистопольского купца, Иоанна Леонтьевича Мешкичева.

С 1840 по 1847 гг. происходило строительство третьего храма – Воскресенской кладбищенской церкви (ныне Казанско-Богородицкая церковь по улице К. Маркса, 67). Церковь была выстроена на средства чистопольского купца Иоанна Иоанновича Калинина (ум. в1849 г.), а освятили ее в 1848 году. До 1854 г. эта церковь была приписана к Николаевскому собору. Служили в ней только по воскресеньям, а в 1854 году в ней был учрежден самостоятельный причт и назначен священник Арсений Иванович Екатеринский, который прослужил при сей церкви до 1866 г. и после смерти был похоронен за алтарем храма.

В 1850 г. чистопольский купец Д.А. Поляков обратился с прошением к Архиепископу Казанскому и Свияжскому Григорию (Постникову), в котором излагал желание построить в городе Чистополе женский монастырь. Этот монастырь был первым, который открыли в Казанской епархии после екатериновской секуляризации. К сожалению, вопрос об его открытии затянулся до 1864 г. Только в этом году лично Александр II разрешил его строительство, а открыт он был еще позднее, в 1879 г. Д.А. Поляков так и не дождался результатов своего благочестивого желания, их воплощали уже его потомки, согласно его завещанию. Монастырь был воздвигнут на северо-восточной окраине города, на высоком берегу реки Камы, и должен был служить «примером подвижнической жизни и трудолюбия, соединенных со смирением и послушанием, а также влиять на некрещеных татар, населяющих город Чистополь, раскольников, отступников от Православной Церкви» (НА РТ, Ф. 4, Оп. 114, д. 6). При монастыре были две церкви. Первая деревянная домовая церковь (с каменным пристроем, в котором размещалась монастырская больница) была выстроена в1881 году и освящена в честь прп. Сергия Радонежского. Вторая трехпрестольная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (с двумя боковыми приделами, в честь свт. Николая и в честь вмч. Пантелеимона) несколько раз перестраивалась и окончательно была освящена в 1901 году. При монастыре была церковно-приходская школа для девочек (в советские годы в здании была размещена начальная школа № 4) и множество построек, часть которых была выполнена в стиле эклектики (архиерейский дом сохранился до наших дней), три сада и большой пруд.

С 1891 по 1895 гг. на месте старого духовного училища на средства чистопольских купцов братьев Григория и Никиты Егоровичей Чукашевых и протоиерея Иоанна Сергиева (св. прав. Иоанн Кронштадтский) было выстроено новое трехэтажное здание духовного училища, решено оно было в стиле эклектики с псевдорусскими готическими и классицистическими мотивами. Половину второго и третьего этажа в здании занимала домовая церковь, освященная в честь св. равноап. царицы Елены.

В Чистопольском духовном училище учились выдающийся ученый-китаевед архимандрит Палладий (Петр Иванович Кафаров, 1817-1872), крупнейший деятель вольной русской печати Михаил Константинович Элпидин (1835-1908).

В это же время, в 1893-1894 гг., в чистопольской городской тюрьме шло строительство еще одного кирпичного храма, в честь Преображения Господня, а в 1896 г. на средства чистопольского купца Григория Александровича Антропова к храму была пристроена деревянная колокольня (в советское время здание было перестроено и утратило первоначальный облик).

В конце XIX века была осуществлена постройка целого рабочего поселка на запад от Николаевского собора, по Казанскому тракту вдоль реки Камы. В этом же направлении на берегу реки Камы за городом был построен керосинный завод со складами. К 1900 году здесь проживало почти 4000 человек. Благочестивые горожане обратились в Св. Синод с просьбой построить в этом новом районе церковь. Вскоре эта просьба была удовлетворена, и в 1899 году было освящено место под строительство новой церкви. Строительство это началось в следующем 1900 г. и продолжалось до 1909 года, полностью церковь была освящена в 1914 г. в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя боковыми приделами. В строительстве этой церкви принимал участие весь город, построена она была из красного кирпича и стала самой любимой церковью чистопольцев, в народе ее называли «Красной». Она располагалась на самом высоком западном берегу Камы среди липового леса и представляла чудный вид с реки для проплывающих мимо пароходов.

Такой большой вклад сделали благочестивые чистопольцы в украшение своего любимого города. Он стал блистать не только архитектурной красотой, но и духовной. Каждую весну и осень на богомолье в Чистополь из Казани приезжал Чистопольский епископ, викарий Казанской епархии (с 1899 по 1921 гг. Чистопольские епископы одновременно были ректорами Казанской Духовной Академии). Чистопольцы всегда с любовью встречали своих архиереев, а те в свою очередь возвращались в Казань «с живейшею радостью, сердечной благодарностью и с добрыми впечатлениями»26 от встречи со своею чистопольской паствою.

Таким образом, г. Чистополь в новый XX век вошел как развивающийся уездный город торгового типа с большим количеством архитектурных, исторических и церковных памятников.

Значительную площадь городской застройки занимали торгово-промышленные заведения – мельницы, крупяные заводы, лавки, магазины, склады, амбары, лабазы и пр. Купеческие особняки, соревнуясь друг с другом в богатстве и великолепии своих фасадов и внутренней отделки, были расположены в центре города на престижных Архангельской, Екатерининской, Дворянской и других улицах. Здесь находились учебные и благотворительные заведения, уездные административные органы. Жизнь бедных и средних слоев населения находила свое выражение в характерных деталях быта, жилых домах и других постройках. Таким город предстал перед новой эпохой «всемирных преобразований». После революции и установления Советской власти, 12 ноября 1917 года, Чистополь стал ареной боевых действий Восточного фронта. С 1918 по 1919 гг. город дважды попеременно занимали белая и красная армии. Между прочим, местный Совет изъял с текущего счета купцов Шашиных 700 тысяч на содержание красноармейцев.27

С образованием в 1920 г. Татарской АССР г. Чистополь вошел в ее состав. В настоящее время он является городом республиканского подчинения и центром Чистопольского района (в 1952-1953 гг. – Чистопольской области) Татарстана.

Развитие хозяйственной структуры городских поселений ТАССР происходило очень медленно. Несмотря на то, что ряд факторов продолжал действовать (географическое положение), другие были существенно ослаблены политикой Советской власти. Политический и идеологический террор выбил здесь, как и во всей России, наиболее культурные, предприимчивые, экономически независимые слои населения, и в первую очередь – купечество и интеллигенцию.

По данным И. Победоносцева, в 1926 г. в Чистополе насчитывалось 2865 владений, из которых 87,67% были частными, 12,3% – муниципальными и 0, 03% находились в кооперативной и общественной собственности. Общее число жилых строений достигало 2921 (19 каменных, 99 смешанных - полукаменных, 2622 деревянных). Кирпичное строительство при новой власти было приостановлено, а все старые строения были национализированы. Новые порядки сильно ударили по экономическому развитию города, ведь все богатое и экономически грамотное население города оставило его, не желая принимать новую власть. Многие особняки пустовали, новая власть не спешила предавать их под новые конторы и канцелярии. Это грозило городу тем, что он мог потерять свою архитектурную и историческую старину и красоту. Но нужно отметить, что новая власть все же занялась охраной памятников искусства и старины. В 1918 г. в г. Чистополе был открыт городской краеведческий музей, работниками которого удалось в значительной степени сохранить и отстоять красоту г. Чистополя и его исторических ценностей.28 Довольно значительная часть городских площадей – 28,8% – приходилась на нежилые помещения, что объяснялось тем, что в жилых домах большую площадь занимали учреждения (канцелярии (20,6%), торговые (11,8%) и промышленные (4,6%) предприятия). Квартиры и общежития с электрическим освещением насчитывали 17,9% от их общего количества.29 Индустриальное строительство в республике началось лишь в 1928 г., когда фактически был достигнут только дореволюционный уровень производства. За годы первой пятилетки сократилась численность населения города (17511 жителей в 1926 г. и 15441 в 1931 г.).30 Однако по данным 1939 г. в Чистополе уже проживало 32000 человек31.

Ведущими отраслями промышленности в 1920-е и 1930-е гг. были мукомольная и кожевенная, имелись судоремонтные мастерские, лесопильный и механический заводы, мебельная фабрика, мельницы и крупорушки. Город по-прежнему являлся центром хлебозаготовок, где работало около 40 ссыпных пунктов.

Строить новое идеологическое государство власти решили без духовного участия Церкви, различными способами уничтожая ее. Ведь их новый «земной рай» должен был заменить человеку все религиозные надежды и упования32. 20-е и 30-е годы ХХ века, как и по всей России, были нелегкими для Церкви, расколы, ереси, обновленчество раздирали Ее Тело. Но что удивительно, в г. Чистополе это происходило в значительной степени спокойнее. Обновленцы смогли ворваться и захватить все храмы только в 1932 году. Власти, не сумев внести раздор в церковь через обновленчество, стали с 1929 года закрывать храмы.

Первой была закрыта Преображенская церковь и перестроена под тюремные нужды. Следующим власти закрыли Успенский монастырь, разобрали Успенскую церковь и монастырскую ограду и построили из этого материала механический цех в Чистопольском судоремонтном заводе (за несколько лет до закрытия монастыря игуменья Есфирь, последняя настоятельница, предсказала, что монастырь после закрытия уйдет в затон. И в наши дни можно услышать, как чистопольцы называют Чистопольский судоремонтный завод затоном). Монастырская церковь прп. Сергия Радонежского также была закрыта, но не снесена, она утратила свой первоначальный облик и была перестроена, а позднее в ней разместили детсад № 5.

После монастыря власти стали разбирать Спасскую церковь, но эта процедура была приостановлена смертью вандалов, сорвавшихся с крыш храма. И здесь явно сбылись слова апостола Павла: «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7). Верующие видели в этом особое знамение Божие и призывали не сносить храм. Озлобленные власти взорвали Спасский храм и сразу же поспешили взорвать Казанскую церковь, превратив ее в груду камня, и всю эту груду столкнули с крутого берега.

В Воскресенской (кладбищенской) церкви богоборцы разместили «труддом» – тюрьму для «врагов народа».

В Никольском соборе смогли взорвать только колокольню, а храм стали использовать под складские помещения, а в подвале Никольского собора стали производить расстрелы.

Так в начале 30-х годов XX века в г. Чистополе не осталось ни одного православного храма. Ближайшим действующим храмом стала Троицкая церковь села Чистопольские выселки. Храм этот стал центральным в Закамском регионе. Духовная нищета овладела чистопольцами, которую власти старались заглушить своей идеологией. Также уничтожали и другие религиозные исповедания – в конце 20-х годов были закрыты старообрядческие общины, а в начале 30-х - мечети. Но необходимо отметить, что Православная церковь твердо выдерживала все эти испытания.

Начинались 40-е годы, экономика страны постепенно набирала обороты в своем развитии. Заметно стали развиваться и малые города, в числе которых был и Чистополь. Экономический подъем страны в первые пятилетки, можно сказать, во многом потом способствовал победе русского народа во Второй мировой войне. В целом страна достойно выдержала это испытание и вышла победительницей в этой страшной войне. 15 чистопольцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, остальные горожане также стойко выдержали тяжесть этих лет.

Во время Второй мировой войны, когда вся страна на своих плечах несла ее тяжкое бремя, был необходим «глоток чистого воздуха». Не случайно в 1943 г. Сталин лично разрешает открыть православные храмы и строить новые. Русский народ вновь смог сказать, что он православный, что в течение многих веков в самые тяжелые времена только вера в Истинного Бога спасала Русь. С Божией помощью и в те страшные годы Второй мировой войны русский народ смог сбросить «с шеи всего мира» иго фашизма. В этом же 1943 году в городе Чистополе была зарегистрирована религиозная община и открыта кладбищенская церковь, после многих лет поругания в ней вновь стали совершаться богослужения. Но на этот раз церковь уже была освящена в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Через годы духовной нищеты и застоя над городом вновь засияли кресты и возродилась духовная жизнь. В годы Великой Отечественной войны верующие Казанской епархии пожертвовали значительные денежные суммы на нужды армии, среди жертвователей были и чистопольцы, которые также внесли свою лепту на благо победы.

В годы войны в Чистополь были эвакуированы органы Союза советских писателей, а также семьи литераторов, список которых насчитывает более 200 человек. К настоящему времени накопилась значительная литература о жизни и деятельности писателей и поэтов в этом городе, собраны воспоминания и письма многих из них.33 Большую работу в этом отношении провели краеведы и сотрудники Чистопольского краеведческого музея и Чистопольского литературного музея Б. Л. Пастернака. Они смогли установить адреса, по которым проживали Н.Н. Асеев, А.А. Ахматова, В.Э. Багрицкий, В.Н. Билль-Белоцерковский, М.В. Исаковский, Л.М. Леонов, Б.Л. Пастернак, К.Г. Паустовский, И.Л. Сельвинский, А.Т. Твардовский, К.А. Тренев, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.И. Цветаева, К.И. Чуковский, С.П. Щипачев и другие. Чистопольский Дом учителя (бывшее здание аптеки К. Ф. Ковалевского) по улице К. Маркса, д. 28 становится в то время одним из основных центров культурно-воспитательной работы при участии литераторов. Здесь же располагалось и отделение ССП СССР. Свои творческие вечера, встречи, митинги писатели проводили в здании кинотеатра «Темп» (здание по ул. Ленина, д. 2-а, с 2000 года не существует) и в доме М.Л. Мельникова, где в то время находился парткабинет (ул. К. Маркса, д. 31), а также на квартире заслуженного врача ТАССР и РСФСР Д.Д. Авдеева и его сыновей А.Д. и В.Д. Авдеевых (ул. К. Маркса, д. 76). Эту квартиру называли «филиалом Московского клуба писателей». Весной 1942 г. в Чистополе работал Ленинградский областной драматический театр (в бывшем здании земской управы по улице Маркса, д. 30). Много сделали писатели для повышения уровня районной газеты «Прикамская Коммуна», где печатали свои произведения, а также городского радиовещания, которое в годы войны было одним из лучших в Татарии.

Во время войны в город Чистополь был эвакуирован ряд предприятий из Москвы, Киева (часовой завод, трикотажная фабрика и др.), этот фактор в послевоенные годы значительно способствовал превращению города Чистополя в развитый промышленный город на Каме. Усилению транспортно-распределительной функции города способствовало его положение как естественного выхода нефтяного района республики к Камскому речному пути. В городе также была сосредоточена и значительная часть предприятий энерго-машиностроительного цикла. Некоторые виды производства со временем стали иметь не только общероссийское, но и международное значение. Более чем в 50 стран мира поставляет свою продукцию Чистопольский часовой завод, который был создан в 1942 г. на базе эвакуированного Второго Московского завода. В первое время завод размещался в бывшем здании Чистопольского Духовного училища, перестроенного под нужды нового предприятия, а потом для него были выстроены новые вместительные корпуса. Постепенно Чистопольский часовой завод стал градоустроительным, что во многом повлияло на дальнейшее экономическое развитие города и способствовало интенсивному росту Чистополя в юго-западном направлении. Рядом с заводом, по направлению к Оренбургскому тракту в сторону города Казани быстрыми темпами стал появляться новый жилой район с многоэтажными домами и комплексом культурно-бытовых учреждений.34

Среди других предприятий города выделяется завод автоспецоборудования (бывший завод автогаражного оборудования – ГАРО), возникший в 1911 г. на месте механического чугунно-меднолитейного заведения инженера-технолога А.М. Правоторова. С дореволюционного времени сохранился корпус, занимаемый механической мастерской. В новых корпусах, построенных после Великой Отечественной войны, разместились литейный, сборочный, ремонтный, инструментальный, кузнечный цехи, оснащенные современным по тому времени оборудованием. Городской судоремонтный завод, освоивший производство паровых паромов и пр.35, также внес свою лепту в развитие города.

Постепенно, год за годом, развивалась послевоенная индустрия страны. Быстрыми темпами стал развиваться и город Чистополь, как многоотраслевой промышленный город. В городе появились нефтебаза, завод ЖБИ, кирпичный завод, стала развиваться легкая промышленность (мясокомбинат, молкомбинат, кондитерская фабрика, хлебозавод, рыбзавод, ликеро-водочный завод), мебельная фабрика, деревообрабатывающий комбинат, элеватор.36 Например, трикотажная фабрика с послевоенных времен смогла к 1990 году увеличить выпуск продукции до 30 видов изделий (на фабрике появились и стали функционировать вязальный, шпулечный, ремонтный, красильный цеха). Фабрика «Труд» стала преемницей кожевенного заведения купца Вачугова. Ее цеха после механизирования стали насчитывать более 200 единиц производственного оборудования.37 К сожалению, в наши дни многие из этих предприятий почти прекратили свое существование.

Развитие транспортных функций (находящихся в тесной связи с географическим положением городского поселения Прикамья) послужило первоначальным фактором, обусловившим дальнейшее промышленное развитие города. В Чистополе до 2000 года была одна из крупнейших пристаней на реке Каме, через город проходит Оренбургский тракт, город стоит на пути с запада на восток страны. С транспортным положением города тесно связаны и его распределительные функции (торговля, заготовка сельскохозяйственной продукции, материально-технический сбыт и снабжение). Цикл нематериальной сферы обслуживания также играет здесь существенную роль. В нем заняты 17% работающих чистопольцев. Ведущее место в Чистополе занимает цикл сельского и лесного хозяйства. Строительный цикл в городе развит слабее, он представлен производством местных материалов.

В 1980-е годы в городе работали 12 библиотек, восемь клубов, три кинотеатра, шесть киноустановок. 38 Гордостью чистопольцев является небольшая художественная галерея, хранящая картины старых мастеров Западной Европы и русских художников. Имеются два филиала Национального музея РТ: Музей уездного города, располагающий богатыми сведениями о природных условиях края, собраниями монет, икон, одежды, предметов быта и др. (дом А.А. Подуруева, улица Маркса, д. 81); литературный музей Б.Л. Пастернака (улица Ленина, д. 8), где собраны ценные материалы о жизни и деятельности в Чистополе известных писателей в 1941-1943 гг. В советские годы в городе имелось семь больниц с общим количеством коек – 102039.

В городе ведется подготовка специалистов высшей и средней квалификации. В настоящее время здесь насчитывается 20 общеобразовательных школ (многие из них размещаются в зданиях дореволюционной постройки), где обучается более 8 тыс. детей. В Чистополе действуют факультет «Восток», филиал Казанского государственного технического университета (открыт в конце 1980-х гг. в здании бывшего духовного училища, а в настоящее время находится в одном из здании Чистопольского часового завода), педагогическое училище (образовано в 1920 г., размещается в бывшей усадьбе купцов Чукашевых по улице Маркса, д. 15; в настоящее время здесь обучается около 600 человек), медицинское училище (образовано в 1932 г., размещается в бывшей усадьбе купцов Шашиных, где находилась старообрядческая молельня; в настоящее время в училище обучается около 400 человек)40, сельскохозяйственный техникум – лучший в республике (в настоящее время обучается около 800 человек). Существует 60 дошкольных учреждений.

В перестроечную эпоху город вступил почти с 70 тыс. населения, при этом поражало то, что в городе насчитывалось более 70 промышленных предприятий. К середине 90-х годов в Чистополе было отмечено уменьшение городского населения. В 1995 г. в городе проживало 67,5 тысяч человек, в том числе 65,8% русских, 30,2% татар, 2,1% чуваш.41

Итак, в эпоху социализма Чистополь, как и подавляющее большинство малых городов России, постепенно терял свое политическое значение (в царской России это был первый уездный и торговый горд губернии, а в советское время он стал простым незначащим городом на периферии), утрачивал культурную роль, растрачивал духовное наследие предшествующих поколений (хотя и была поднята промышленность). В это время бурными темпами происходило заселение крупных административных и промышленных центров, к своему пику подошел процесс урбанизации, а страна всегда была сильна именно провинцией, но этого, к сожалению, не хотели понимать. На конкретных примерах мы проследили, как объективные факторы, способствующие или, наоборот, замедляющие развитие города, существенно ослаблялись факторами субъективными, связанными с политикой государства.

Годы перестройки небезболезненно прошли и для города Чистополя, была очень сильно подорвана промышленность, соцобеспечение, и очень сильно упало нравственное и моральное состояние населения, как и во всей стране.

В новое тысячелетие город, как и вся Россия, вошел с новыми надеждами и планами. Главой администрации города Чистополя и Чистопольского района были поставлены главные задачи: повышение уровня и качества жизни населения, борьба с безработицей, увеличение производства животноводческой продукции и развитие промышленного производства. Основной работой администрации в последние годы является выполнение этих задач и решением связанных с ними проблемами.42 Необходимо отметить, что в этом процессе принимает участие все население города, ведь реализация поставленных задач напрямую отражается в жизни каждого жителя города Чистополя и района. Наблюдая современную жизнь этого красивого города, мы верим, что лучшие времена для него еще настанут.

В завершение мы хотим отметить, что то, как мы будем жить и в каких условиях, как будут выглядеть наши города, все это будет зависеть от нас самих. Сейчас настало время задуматься над этим. Возрождение нашей родины, мы считаем, начнется с возрождения провинции. Необходимо принять экстренные меры по ее спасению, оживить культурные связи, поднять на высший социально-экономический и политический уровень малые города, обеспечить достойное существование их жителей.

Приложение

1 Андреев Н. Иллюстрированный путеводитель по Волге и ее притокам Оке и Каме. – М., 1913. – С. 303; Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния // Сост.: М. Лаптев. – СПб., 1861. – С. 586; Опись городских поселений Казанской губернии // Сост.: А.П. Орлов. – Казань, 1885. – Вып. 1. – С. 149.

2 Сперансов Н.Н. Земельные гербы России. – М., 1974. – С. 166.

3 Городские поселения в Российской империи. – СПб., 1861. – С. Т. 2. – С. 329; Россия: Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей // Под ред. В.П. Семенова. – СПб., 1901. – Т. 6. – С. 365.

4 Географически-статистический словарь Российской империи // Сост.: П.П. Семенов. – СПб., 1885. – Т. 5. – С. 712; Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. – 2-е изд., испр. и доп. – Казань, 1913. – С. 188.

5 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года // Под ред. Н.А. Тройницкого. – 2-е изд. – Т. 14. – С. 1-3.

6 Там же; Энциклопедический словарь // Изд.: Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. – СПб., 1903. – Т. 38 а. – С. 370-371.

7 Фирсов А.И. По Каме // Исторический вестник. – Т. 122. – №11. – С. 720.

8 Шафир Г.Г. Ступени развития городских поселений Татарской АССР в 1900-1965 гг.: Дис. … канд. геогр. наук. – Казань, 1968. – С. 101; Долгов Е.Б. Роль купечества в формировании застройки уездных городов Среднего Поволжья (на материалах г. Чистополя) // Российское купечество от средних веков к новому времени. – М., 1993. – С. 77-78.

9 Семенов-Тян-Шанский В.П. Торговля и промышленность Европейской России по районам. СПб., 1903-1910. – Вып. 4. – С. 474.

10 Спасский Н.А. Указ. соч. – С. 188.

11 Обзор Казанской губернии за 1913 год. – Казань, 1915. – С. 52.

12 Демерт Н.А. Из недавней поездки // Отечественные записки. – 1868. – №11. – С. 17.

13 Это название речки сохранилось и до наших дней, а до середины XIX века она называлась р. Безымянка. НАРТ, Ф. 324. Оп. 735. Д. 693.

14 Это название речки также сохранилось до наших дней, а до середины XIX века она называлась р. Студеный ключ. НАРТ, Ф. 324. Оп. 735. Д. 693.

15 Богадельня была зарегистрирована в 1855 г., а в 1879 г. ее насельницы переехали в новый выстроенный Чистопольский Успенский монастырь, в этом же году многие из них стали монахинями.

16 НАРТ, Ф. 82, Оп. 9, д. 1136.

17 Оценка городов. – Казань, 1903. – Вып. 1. – С. 14-18, 36-39; Зорин А.Н. Уездные города Казанского Поволжья: Опыт историко-этнографического изучения планировки. – Казань, 1989. – С 128-130; Долгов Е.Б. Историко-культурный облик уездного города Чистополя // Памятники истории и архитектуры Европейской России. – Нижний Новгород, 1995. – С. 280-288.

18 Спасский Н.А. Указ. соч. – С. 299.

19 Известия по Казанской епархии. – 1900. – №5. – С. 201.

20 Национальный архив Республики Татарстан. – Ф. 1. Оп. 4. Д. 920. – Л. 8-9, 38, 45.

21 Известия по Казанской епархии. – 1900. – №5. – С. 202.

22 Чистопольская поморско-брачная община: Отчет прихода и расхода, произведенного на содержание молитвенного дома за 1914 год. – Чистополь, 1915. – С. 4.

23 Зорин А.Н. Застройка и экология малых городов: Опыт регионального историко-этнографического исследования. – Казань, 1990. – С. 73; Долгов Е.Б. Культовая архитектура и церковное искусство города Чистополя // Проблемы культуры городов России. – Омск, 1996. – Ч. 1. – С. 131-134.

24 НАРТ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5566.

25 Известия по Казанской епархии. – 1902. – № 22. – С. 1006 – 1016.

26 Известия по Казанской епархии. – 1902. – № 22. – С. 1006 – 1016.

27 Андрианов Н.А., Толстяков К.А. Становление и упрочение власти Советов в Татарии. – Казань, 1967. – С. 93.

28 Корнилов П.Е. Охрана памятников ТССР, 1917-1927 гг. – Казань, 1928. – С. 1-3.

29 Победоносцев И. Городские владения и строительство в Татарской республике. – Казань, 1927. – С. 1 – 21.

30 БСЭ. – М., 1934. – Т. 61. – С. 658.

31 Шафир Г.Г. Указ. соч. – С. 117.

32 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. – 2-е изд. – Клин, 2000. – С. 124. Можно также сравнить с программой и уставом Коммунистического интернационала, IV Конгресса Коминтерна III.

33 Давыдов И.В. С думой о фронте. – Казань, 1984; Гладков А.К. Встречи с Пастернаком: Из воспоминаний // Знаменитые люди о Казанском крае. – Казань, 1987; Климентовский В.А. Русские писатели в Татарии. – 3-е изд., перераб. и доп. – Казань, 1952; Его же. Советские писатели в Татарии в годы Великой Отечественной войны. – Казань, 1958; Его же. Литературное краеведение: Из истории литературной жизни Татарии и Башкирии периода Великой Отечественной войны. – Уфа, 1987; Чистопольские страницы: Стихи, рассказы, повести, дневники, письма, воспоминания // Сост.: Г.С. Муханов. – Казань, 1987.

34 Сабиров Р.М. По городам Татарии: Путеводитель. – Казань, 1976. – С. 130.

35 Карягин Д. По городам Татарии: Чистополь. – Казань, 1961. – С. 18-19, 25-26.

36 Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Все о Татарстане. – Казань, 1992. – С. 109.

37 Карягин Д. Указ. соч. – С. 26-27.

38 Татарская АССР в цифрах за 1988 г. – С. 221-222.

39 Татарская АССР в цифрах за 1988 г.: Краткий статистический сборник // Под ред. М.А. Сираева. – Казань, 1989. – С. 227.

40 Мустафин М.Р., Хузеев Р.Г. Указ. соч. – С. 109; Татарская АССР в цифрах за 1988 г.: Краткий статистический сборник // Под ред. М.А. Сираева. – Казань, 1989. – С.211, 216-217. (Отчеты и материалы, предоставленные администрацией города Чистополя).

41 Населенные пункты Республики Татарстан: Краткий справочник. – Казань, 1997. – С. 9.

42 Козлов В.М. Отчетный доклад главы администрации города и района // Чистопольские известия. – 2003. – № 34. Козлов В.М. Отчетный доклад главы администрации города и района // Чистопольские известия. – 2004. – 12 февраля.