Беседы

Беседа о том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием и утверждением всякого блага и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого состояния [1]

1. После того, как привел на ум и насчитал множество и величие даров Божиих нам, а также и то, что никто не имеет ничего достойного, чем мог бы воздать Ему, Давид говорит: "Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?" (Пс.115:3). Поскольку Пророк здесь ведет речь понятную для тех, кто не обладал большей проницательностью, то, поэтому, не упомянув о тех дарах, которые были до рождения человека, он говорит о тех дарах, которые были даны от Бога человеку после его рождения. Какие же это были до рождения человека, т.е. прежде чем человек получил свое бытие от Бога, какие Его дары уже были готовы для него? - Небо, вот, и земля и весь этот материальный мир, а нечто, возможно, принадлежащее и сверх-мирному, были приведены в бытие ради нас: потому что все это, существующее до рождения всякого человека, созданное ради нас из ничего, человеколюбиво было предуготовано, почему и сразу же это дается от Бога каждому человеку, приходящему в сей мир, для его существования и удовольствия; и это не награда за что-нибудь и не воздаяние (за какие-либо услуги), но дается поистине как дар весьма искусного и великодарствующего Бога, Который всем дает даяние. "Что бо имаши", говорит Павел, "егоже неси приял?" (1Кор.4:7). "Кто же даде Богу (и то еще не пришед в бытие [2]) и воздастся ему?" (Рим.11:36). Итак, оставив в стороне все это столь многое и столь великое, я имею ввиду: мир и все находящееся в мире и то, что принадлежит сверх-мирному (потому что за это все невозможно со своей стороны воздать нашему Творцу [2]), он, взирая только на те дары, которые Бог нам даровал после нашего рождения, недоумевает, каким образом мог бы воздать за них.

2. Но какие это дары, которые мы получили после нашего рождения, за которые, говорит Пророк, надлежит быть воздаянию с нашей стороны? - Когда человек, с чувством осознав Приведшего его в бытие и ради него Создавшего все сущее, даст славу Богу и воззрит к Нему чрез свою веру и дела, то это и есть некое воздаяние Богу со стороны человека. Поскольку же Бог, будучи приснотекущим и неистощимым Источником (благости), во много крат воспрославляет славящих Его, и к сущим от начала благодеяниям прибавляет новые для приемлющих их с должной благодарностью, то это является ответным воздаянием Бога к человеку. На это принимающие отвечают опять со своей стороны подобающей благодарностью, выраженной в словах и в делах. И это многократно, по закону взаимности [3], производит многочисленные воздаяния друг другу: людям со стороны Бога, и Богу - со стороны угождающих Ему людей. Так, Авраам, по делам познав Творца и воздав честь и славу Богу, удостоился услышать Его голос и получить божественное обещание: "Изыди от земли твоей, и от рода твоего и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен. И благословлю благословящия тя, и клянущия тя прокляну, и благословятся о тебе вся племена земная" (Быт.12:1-3). Таким образом, самые эти слова и обещание, заключенное в них, были даны от Бога Аврааму как воздаяние ему за то, что он воздал славу Богу. Он же снова воздал Богу послушание на деле, почему и снова услышал от Него: "Благоугождай предо Мною, и буди непорочен. И положу завет Мой между Мною и между семенем твоим, и умножу тя зело, зело" (Быт.12:1-3). Таковые по порядку в отношении друг друга - со стороны Авраама в отношении Бога воздаяния, выраженные чрез веру, слова и дела, и Божие явления Аврааму и Его обещания ему и благодеяния, какое слово могло бы вкратце охватить? - потому что к числу их принадлежат оные великие чудесные дела и закон и пророки и то, что от него произошел род царей и Сам Христос, Царь царствующих и Господь господствующих! Внимательный исследователь мог бы заметить, что подобное относится не только к Аврааму, но и каждому из угождающих Богу, хотя и взаимно осуществляется посредством иных дел и во время и в жизни угодников Божиих.

3. Итак, поскольку Давид, исследовав, увидел настоящее свое положение и возвестил то, что было до него (потому что и это было - ради него) и познал безмерные благодеяния Божие и те благодеяния, воистину приличествующие Богу, которые Бог оказал в отношении нас, людей, а также осознал, что с нашей стороны нет ничего, что при воздаянии Ему, могло бы сравниться с Его дарованиями людям, он воскликнул: "Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?" Не найдя же ничего иного принести Богу, как только признание приятых от Него прежде милостей и просьбу о будущих (милостях), он прибавляет к прежним словам, говоря так: "Чашу спасения прииму, и имя Господне призову" (Пс.115:4): но, ведь, это не есть воздаяние, поскольку он скорее принимает и просит, чтобы ему было дано, нежели сам воздает: потому что, приявший от царя дар и павший ниц, а затем просящий и иного дара, этим не приносит воздаяние царю за принятый от него дар. "Чашей спасения" же он называет благодарственное возлияние Богу за свое спасение. Но, будучи Пророком и вещая в Духе и предвидя будущее и близкий к тому, что свойственно - благодати [4], и, как по вере наш праотец, относя к самому себе то, что принадлежит нам, "Чашу", говорит он, "спасения прииму, и имя Господне призову": предъявляя наше божественное причащение и общение таинственной Чаши и, согласно сему, дерзновение к Богу и, по причине сего, спасение. Если же за оказанные нам благодеяния Божие у нас нет иного воздаяния, как только снова молить Бога, то, когда, мы согрешаем по отношению к Нему и делаем себя виновными перед Ним, чем возместить нам это? - Конечно, нет ничего. Потому что если бы мы что-нибудь и сделали хорошее, то и до того, как согрешили, мы должны были делать добро, и тогда (после того, как согрешили перед Богом) у нас не остается, что довлело бы для воздаяния долга. Так что и для излечения в нас грехов ничего иного у нас не остается, как только славить Его несравненное долготерпение и призывать Его божественные щедроты.

4. Но почему это случается - я к вам обращаюсь теперь - что ничего не имея принести Богу ни за те блага, которые испытали от Него, ни за те грехи, которыми Его оскорбили, мы тем не менее совершенно пренебрегаем славословиями Его и молитвами? Вот, теперь я вижу церковь, полную собравшегося народа, и сам исполняюсь радости; но вспоминаю прошлое время: было время сбора молодого вина [5] (и это я вам говорю не для того, чтобы порицать вас, но чтобы облагоразумить); было время сбора молодого вина, и церковь Божия испытывала немалое оскудение в числе собравшихся и совершающих славословие Богу и усердные моления. Потому что сколькие совершенно "проспали" тогда и самые воскресные (Господни) дни [6], которые для того и названы по Господу, чтобы в эти дни, удерживаясь от развлечений и устраняясь от житейских дел, мы отдавали себя молениям к Богу и славословиям? Хотя откуда у нас ежегодные плодоприношения? - Не от Бога ли? И, вот, когда наступило время наслаждения и сбора их тогда-то тем более следовало бы прибавить к нашим славословиям Его. Мы же, поступая совершенно не красиво и не справедливо, тогда-то особенно убавляем и пренебрегаем ими. Но для чего об этом я говорю теперь? - Потому что многие и до сбора нового винограда и после сего не "просыпаются" к утренним богослужениям воскресных дней, а есть и такие, из числа собравшихся здесь, которые большую часть времени, можно сказать, отдают беседам друг с другом, нежели молитвам к Богу и славословиям; многие же и отдают больше внимания товарам, чем (священным) словам, и продаже и купле, чем - учению боговдохновенных Писаний, и таким образом храм становится лавкой, и "Дом молитвы", а это то же, что сказать - "Дом Божий" становится "домом купли" (Ин.2:16), и эти люди жужжат вокруг нас, как видите, как какие-то трутни, и сами не слушая и стремящимся слушать мешая.

5. Что за причина этого их недуга? - Это происходит оттого, что они отнюдь не считают, что от моления к Богу и славословия и слушания божественных Писаний и увещания (проповеди) есть какая-либо польза. Итак, за бесполезное дело это считают некоторые (говорю "некоторые", потому что слово идет не о всех, что было бы и несправедливо); итак, некоторые считают это за бесполезное дело и думают, что убивают то время, которое, отдавая, расходовали бы на славословие Богу и на молитвы; и знак того, что они считают это за потерянное время, служит тот факт, что при наступлении намеченной работы, будь то - жатвы или сбора винограда или иного чего, что нам представляется необходимым, они просят нас сократить богослужения. А это настолько приносит ущерб и самому благочестию и жизни во Христе и самому вашему телесному благоденствию, что это невозможно и выразить: потому что считающий время молитвы к Богу, за потерянное время и пренебрегающий молитвами и всецело отдающий себя плотским делам, не верует Рекшему: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15:5), и не знает, что Господь жизни и смерти имеет также власть над нашим здоровьем и болезней, и как Его делом было нас сотворить, так Его дело и снабдить нас тем, чтобы мы могли жить, действовать и вообще существовать. Неверующий же относительно вещей принадлежащих нынешнему веку, как поверит в те вещи, которые принадлежат будущему веку? Если же он не имеет твердой веры в будущие вещи и после смерти обетованные или же угрожающие, то будет ли заботиться о том, чтобы стяжать добродетель? Ответь мне на это. Потому что всякая добродетель, совершаемая не ради Бога и не по причине обещанных наград или угрожающих мук; не есть добродетель. Видите, что невозможно иметь ни твердой веры, ни истинной добродетели, если всей душой не будем отдавать себя церковному богослужению [7] и молитвам? И что говорю - веры и добродетели? - Потому что ни даже житейских дел не можем успешно совершить, если Бог нам не посодействует; а это достигается прилежной молитвой.

6. Но, скажут, многие и без того, чтобы часто посещать церковь и предаваться совершаемым в ней молитвам, не только имеют успех в житейских делах, но и наслаждаются богатством и славой и телесным здоровьем. Но рассмотрим, что от этого наша жизнь не становится весьма, весьма полезной, да и много в нашей жизни встречается непостоянств и невзгод: потому что, не призывая Бога при каждом деле и не имея с Его стороны содействия (или "помощи"), мы даем доступ лукавому: и таковой доступ его не только приводит в негодность наши дела, но и приводит к злосчастному концу, и ради незначительных вещей и предлогов он приводит людей в столь великое бешенство друг против друга, что одни стали жертвами братоубийственного меча, а другие жили кровью единоплеменных им, замарав волю и душу или даже и самую руку, пролившую кровь. Потому что ум, отступивший от Бога, становится или скотоподобным или демоноподобным и, выступив за пределы естества, вожделевает вещей чуждых естеству и не знает сытости в своей алчности: всецело отдает себя плотским вожделениям и не знает меры удовольствия. Желает от всех пользоваться честью, а сам себя своими делами бесчестит; хочет, чтобы все льстили и одобряли и содействовали его планам и если по нему они не сбываются (потому что, как бы это и могло быть?), исполняется неукротимой яростью; и гнев в нем и агрессивность по отношению к единоплеменным делает его подобным змее, и таким образом человек становится человекоубийцей, и уподобляется человекоубийце - сатане тот, кто был создан по образу и подобию Божию. И всему этому - одна причина: отступление ума (души) от страха и памяти Божией и допущение доступа к содействию началозлобного врага (диавола). Если же мы заранее укрепим ("прокатасфалисомета") душу при каждом деле восхвалениями Бога и молитвами, супостат не возымеет в нас места; вместе же с ним будет отогнана и вся, окружающая его, свора зла. Соответственно сему, и целомудрие также и праведность и кротость и смирение украсят (или: "управят") наши души, и любовью соединенные друг с другом, мы будем жить мирной и неразрываемой междоусобиями жизнью, имея посреди нас, по причине непрестанного общения с Ним, Царя мира Христа.

7. Поэтому каждое утро, прежде всякого дела, Божия Церковь манит нас к себе священными билами [8]: потому что ежедневное общение с Богом, путем молитвы и псалмопения успокаивает всякие бурные порывы и направляет их по доброму пути, сдерживает плотские страсти, и притупляет корыстолюбивую волю и смывает гордыню, и отъемлет зависть, и овладевает гневом, и сглаживает злопамятство, и всякую горечь и ссору изъяв из среды, вместо этого всякую добродетель и благозаконность и благоденствие приносит и городам и домам и душам и телесам и живущим в супружестве и приявшим монашеский образ жительства; и, одним словом, оно [9] является основанием и утверждением всех благ и предотвращением и освобождением от всякого зла и от всякого злого обстояния. Что Иону, находившегося в пучине и поглощенного китом морским, снова возвратило земле? - Не молитва ли его оттуда? Выслушай, как он свидетельствует о сем. - "Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему, и услыша ми: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой" (Ион.2:3). Что Езекию из врат смерти возвело к жизни, если не опять же она, молитва? И свидетель сему Исаия, возвещающий ему: "Тако глаголет Господь: услышах молитву твою, и видех слезы твоя: се прилагаю к летом твоим, лет пятьнадесять" (Ис.38:5). Что спасло Даниила из львиного рва? - Не то ли, что по причине отказа прекратить непрестанную молитву к. Богу, он был осужден на то, чтобы быть вверженным в оный ров? (Дан.6:10-23). Что сохранило Трех Отроков живыми посреди пещи? - Послушай, как они говорят там: "Сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея, изми нас, и даждь славу имени Твоему" (Дан.3:42-43).

8. Оставив же оных древних (мужей), обратим внимание на тех, которые, согласно повествованию Евангелия благодати, освободились от обдержащих их великих невзгод. Что умершую дочь Иаира, начальника синагоги, - как мы сегодня слышали благовествующего Луку - снова возвело к жизни? (Лк.8:44) - Не молитва ли его ко Христу? Что прокаженным даровало очищение (Мф.8:2)? - Не она ли опять? Что двум парам слепцов даровало свет (Мф.9:27; 20:30)? Разве двоим из них не было приказано народом, чтобы они молчали; однако они еще больше взывали, почему и получили то, о чем молили (Мф.20:30-34)? Что Хананеяныне, хотя, по воззрению Закона, и сущей презренной, отдало дочь выздоровевшей? - Не стойкая ли ее молитва ко Господу (Мф.15:22-28)? - Оставим же в стороне все иное, чтобы нам вспомнить сущих наших соотечественников, небесных же венценосцев, присно живущих и благоговейно почитаемых нами: что чудесного среди Мучеников Нестора и прежде священного мученичества явило вторым Давидом (в борьбе) против нового Голиафа, Лия, когда он (Св. Нестор), явно помолившись, затем и телесно вступил в борьбу с Лием и мощно одолев его, сокрушил тогда гордыню тиранствующего Геркулия (Максимиана)? - Не молитва ли его при этом деле к великому во святых еще и до завершения страдания Димитрию и, чрез него, к Богу [10]?

9. Итак, если молитва сводит на нет болезни и очищает прокаженных, и дает зрение слепым, и освобождает из глотки зверей, как сущих на суше, так и в море, и сохраняет живыми посреди огня, и возводит к жизни от врат смертных и воскрешает совершенно умерших, и являет небесными венценосцами и победителями над врагами видимыми и невидимыми, доставляя чудесные трофеи тем, которые молились от души, то не очевидно ли, что, по причине нашего пренебрежения молитвой и нерадения о ней, нас одолевают великие невзгоды? Потому что: "Просите", говорит Господь, "и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзается" (Мф.7:7-8); и - "Аще вы" - говорит Он, - "лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (11). Но, можно сказать, нет "разумевающаго", нет "взыскующаго Бога" (Пс.13:2); потому что, если бы мы осознавали: Кто - наш Творец, Кто - почтивший нас по Своему образу, Кто - поселивший нас в чистом месте наслаждения, Кто нас состарившихся и обесчестивших себя грехом и лишившихся места наслаждения, снова, чрез Самого Себя Обновляющий и Восстанавливающий и к прежней славе и вечному наслаждению Призывающий, если бы мы осознали это, мы бы не отдавали всю душу этим материальным и временным вещам, а скорее искали бы и заботились бы о тех вещах, которые не рассыпаются и не протекают мимо. А так, мы как бы "льем воду в продырявленную бочку" [11] и в разрывающуюся связку связываем наши сокровища (ценности в жизни). Но ты не имеешь богатства? Не обладаешь сокровищем? - Но ты вожделеешь их: а этого достаточно для того, чтобы тобою возобладало всякое зло. Потому что: "хотящии богатитися, впадают в напасти и диавольские сети" (1Тим.6:9), как говорит великий Павел [12]. Итак, будем горячо желать, братие, горних [13] вещей, будем искать горнего, дабы безвредно получить и нижние (земные) блага в нынешнем веке, и насладиться жизнью и не пропустить будущие и небесные блага в будущем веке, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления [1]

1. Покаяние является началом и серединой и концом христианского образа жизни: поэтому оно взыскуется и долженствует быть и прежде святого крещения и в святом крещении и после святого крещения. При божественном крещении от нас требуется отчет: потому что оно является торжественным обещанием с нашей стороны иметь добрую совесть перед Богом и договором и обязательством проводить богоугодную жизнь и иметь образ жизни приятный Богу. Потому что, уверовав, мы соединяемся с благим и преблагим Христом, отрекаясь от лукавого и вселукавого врага, и обещаем держаться всеми силами благотворных Божиих заповедей, при этом удерживаясь от всякого злого намерения и дела; итак, вопрошаемы, мы отвечаем или непосредственно сами или через наших восприемников [2], как это бывает при крещении младенцев, - что то, во что мы уверовали, это самое мы с любовью приняли в душу, и мысленно дали обет (или: заключили договор). И поскольку, согласно Апостолу: "Сердцем убо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение" (Рим.10:10), то совершив доброе исповедание устами, мы получаем спасение в Бане Пакибытия [3].

2. Поскольку же и божественную сию купель и все то, что связано с ней, большинство, получая в младенческом возрасте, не сознают значение совершаемого Таинства, то, давайте, теперь, когда и наступающий Праздник сего требует, мы вкратце откроем слуху всех нас: в чем заключается сие значение. Потому что, думаю, что не малая будет польза, особенно же для слушающего со вниманием, от воспоминания и исследования всего того, что священно совершается в божественном (святом) крещении. Потому что благодаря приведению сего на память, осознав, что нечто из принятых при оном обязательств мы позднее презрели (нарушили) или чему-либо и даже начала не привели в дело, мы путем покаяния исправим это. - Итак, иерарх, поучив приступающего, ищущего крещения, сначала сам внутренно настроившись в добре, как подражатель любящего добро Владыки, духовно воссылает благодарение Богу, Единому Хотетелю и Промыслительному Подателю всякого блага. Затем он созывает сущую в его распоряжении Церковь: т.е. со-празднующих и содействующих спасению приходящего к святому крещению, - и став вместе с иереями у Священной Трапезы, дабы вместе с ними совершить явное благодарение [4], после сего, выйдя, общественно вопрошает пришедшего: чего желая, он пришел в Церковь? - Когда же тот ответил, - или сам по себе или, если это малолетний ребенок, - что желает при его посредничестве и содействии быть Божиим и получить божественное (таинство); на это иерарх ему говорит: "Поелику имаши приступити к истинному и совершенному и безгрешному Богу, то долженствует, дабы и твое приступание было соответствующим сему, а также принятие на себя обязательств и дальнейшая твоя жизнь, т.е. подобает, чтобы это было истинным, цельным и безукоризненным"; и таким образом указав ему, в чем состоит образ жизни по Евангелию Христову, он опять вопрошает его: действительно ли он готов жить таким образом? Когда же тот подтвердит это, святитель его знаменует (осеняет крестным знамением) и предписывает священникам удостоить его внесением его имени в список (православных христиан), таким образом вчиняя его в число спасающихся, как человека возлюбившего животворящий образ жизни. Затем, помолившись опять Богу, иерарх заповедует ему снять с себя все одежды и, поставив его лицом на запад, как бы самым жестом, отвергнуть и дунуть и отречься от сатаны; и это отречение, путем вопроса (со стороны епископа крещающемуся) совершается трижды. Обозначает же сие обнажение от одежды - отвержение древнего человека и его нечестивой жизни; а то, что он смотрит на запад, обозначает самым жестом отвергнуть уклонение в мрачный грех; дуновением же он это показывает: выдыхая и отвергая и как бы отбрасывая вон диаволу, как его собственность, приверженность к нему; троекратным же исповеданием отречения обозначает твердое и полнейшее притечение от супостата к Богу. По окончании сего, святитель велит имеющему быть крещенным повернуться на восток и, простерши руки, сочетаться со Христом, делая это путем троекратного вопрошения (со стороны епископа к крещаемому). Смотрение же на восток изображает взирание к божественному Свету человека бегущего от зла; вздымание рук знаменует молитву, стяжавшую дерзновение ("пепаррисиасмэнин просэвхин"); то, что крещающийся исповедует три раза свою решимость быть причисленным ко Христу, представляет незыблемость его завета с Богом. Таким образом, его, - удалившегося от всякого зла и пришедшего всеми силами к всесовершенному Добру, - святитель три раза знаменует (помазует в форме крестного изображения на челе) святым елеем помазания и предоставляет священникам совершить помазание остальных частей тела. Это помазание обозначает приготовление крещающегося к священным подвигам, на основании чего следуя по стопам Первого Свидетельствовавшего при Понтийском Пилате - Христа, таинственно умирает вместе с Ним, становясь мертвым греху. Божественное крещение является символом (знамением) Его смерти. После же священного помазания, он немедленно приводится к священной купели, чтобы предъосвятится ("прокатагиастиси") многовидными и всесвященными действиями и молитвенными призываниями; затем иерарх крещает пришедшего, три раза погружая его в воду, при каждом погружении призывая каждую в отдельности из Трех Покланяемых (Божественных) Ипостасей.

3. Вода имеет в себе очистительное свойство, но не - в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не - скверны, происшедшие на основании греха; посему - чтобы даровать ей такие свойства [5] в нее погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятаго Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это - то, что говорит божественный Павел: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3:27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне, Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: востание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление сих трех: ума, души, а также и тела: так что в божественном крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который "еже умре единою; а еже живет, Богови живет" (Рим.6:10); что и Сам Он говорит: "Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет [6] ничесоже" (Ин.14:30); так долженствует быть и по отношению к нам, крестившимся в Его смерть; потому что, путем божественного крещения, умерев греху, мы должны жить Богу, путем добродетели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашел бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос востал от мертвых, "смерть Им ктому не обладает" (Рим.6:9), так и нам, после востания, путем божественного крещения, от греховного падения, долженствует иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. "Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением [7], да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем" (Рим.6:3).

4. Посему и иерарх, облачив крестившегося в светлую одежду и помазав божественным миром и соделав его причастником Христова Тела и Крови, отпускает, явив его чадом Света, на основании сего ставшего единым телом со Христом и причастником Божественного Духа; потому что мы и возрождаемся и становимся сынами Божиими, небесными - вместо земных: и вечными - вместо привременных, после того как Бог таинственно всадил в сердца наши небесную благодать и печать усыновления, помазанием божественного сего мира знаменуя нас и печатлея Всесвятым Духом в день Искупления, если только сие исповедание мы сохраним до конца незыблемым и обещания исполним делами, а если бы что не сделали, возместим это покаянием. Посему и после божественного крещения требуются дела покаяния; если же оно отсутствует, то наши слова обещания Богу не только не способствуют, нам, но и идут нам в осуждение. - "Лучше есть тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе, не отдати" (Еккл.5:4); и как говорит корифей Апостолов, Апостол Петр: - "Лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшим, возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину: и, свиния омывшися, в кал тинный" (2Пет.2:21; Прит.26:11); другой же из Апостолов говорит: - "Покажи ми веру твою от дел твоих" (Иак.2:18); и: - "Кто верен? - да покажет от добраго жития веру свою" (Иак.3:13 парафр.). Сам же Господь говорит: "Что Мя зовете: Господи, Господи! - и не творите яже глаголю?" (Лк.6:46). Потому что Бог, будучи живым и истинным, и от нас требует истинных обещаний, и веру живую, а не мертвую; а вера без дел мертва есть (Иак.2:26).

5. Но поскольку покаяние является началом и концом христианского образа жизни, то посему Господень Предтеча и Креститель, полагая начало образа жизни по Христу, проповедывал говоря: "Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3:3). И Сам Господь, Совершенство всего прекрасного, проповедуя, говорил то же самое (Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32; 1Тим.1:15). Покаяние же заключается в том, чтобы возненавидеть грех и возлюбить добродетель, и уклониться от зла и сотворить благо; предшествует же сему самопорицание за свои прегрешения и раскаяние пред Богом и устремление к Нему с сокрушенным сердцем и ввержение себя в пучину Его щедрот, признавая себя недостойным считаться в числе сынов Божиих, как и Блудный Сын, каясь, говорил: "Господи, несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единаго от наемник Твоих" (Лк.15:19). Посему и Господень Предтеча и Креститель, представляя всем людям царство небесное, свидетельствует о том, что оно приблизилось, дабы, вот, по причине величия божественного и небесного царства, люди сочли себя недостойными его и порицали себя, что и бывает началом спасения для всякого и исходной точкой обращения к Богу. Но и секирою он угрожает и решительно утверждает, что она лежит при корне дерева, угрожая вот-вот посечением его; посечение же есть приговор Божий на оправдывающих самих себя и грешащих без всякого раскаяния, согласно которому (приговору), вырванные и из здешней, и из будущей жизни, они отсылаются в мрачную и неугасающую геенну. Посему и неугасимым горением угрожает Креститель, имеющим объять тех после посечения, являя чрез это - весь ужас Божиего гнева и оное вечное мучение, - чтобы этим обратить в чувство оный бесчувственный народ, а также и позднейших людей, подобных им.

6. Предтеча Господень побуждал не только к началу покаяния, которое выражается в отстранении от зла и в полезном сокрушении сердца, но требует и плодов, достойных покаяния. Какие же это плоды? - Прежде всего, это - исповедь; что и делали приходящие в то время к Иоанну Крестителю. Потому что говорится: "Исхождаху и крещахуся во Иордане, исповедающе грехи своя" (Мф.3:5-6). Затем: праведность, творение милостыни, умеренность, любовь, истина; как он говорит им: "Ничтоже более повеленнаго вам творите"; и: "никогоже обидите, ни оклеветайте"; и: "Имеяй две ризе, да подаст не имущему: и имеяй брашна, такожде да творит" (Лк.3:11-14). "Всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится" (ст.5) [8]. Что же он хочет сказать выражением: "долы наполнятся, и холмы смирятся"? - То самое, что Господь ясно возвещает: "Яко возносяйся, смирится: смиряяй же себе, вознесется" (Лк.18:14). "И будут", говорит Иоанн Креститель, "стропотная в правая, и острии в пути гладки, и узрит всяка плоть спасение Божие" (Лк.3:5-6) [9]. "Стропотный путь" (кривизна) это: - ложь, обман, клевета; "неровный же путь" это: - гнев, ненависть, зависть, злопамятство; - что все исправляется и сглаживается делами покаяния. И таким образом: "всяка плоть", т.е. - всякий человек из всякого народа и рода, исправивший и выпрямивший себя покаянием, "узрит спасение Божие".

7. Говоря же это вам, братие, я не мало скорблю душою, сравнивая, как это мы, удостоившиеся многого благодаря крещению во Христа, даже и того не исполнили, что требовал Иоанн от приходящих к его крещению, хотя от даемого тогда Иоанном крещения, настолько разнится крещение, подаемое Господом, которого мы удостоились, насколько благодать Божиего Духа превосходит воду; и показывая это, Господь сказал Ученикам: "Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым" (Деян.1:5): и Иоанн крестил с тою целью, чтобы люди уверовали в Грядущего (Христа). Господь же от Себя перестроил Иоанново крещение, таинственно внедрив от Себя в это крещение приснотекущий источник благодати. Потому что, в то время, когда Иоанн учил сему приходящих к нему, приходит Иисус из Назарета Галилейского на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Приходит же не после двенадцатого дня со дня Своего Рождения, как это ныне мы совершаем праздник, с прекрасной целью в течение года совершить память всего совершенного ради нас по Богочеловеческому домостроительству [10], но приходит быв тридцатилетнего возраста, - как повествует Лука (Лк.3:23), - являя Себя как один из среды народа и не обнаруживая Себя чем-либо отличающимся (от других людей), (приходя) в простоте и крайнем смирении и безвестности.

8. Однако, Иоанн, прозорливым духом узнав Его, возвестил о Нем народу: "Посреде вас стоит, Егоже вы не весте, Той есть грядый по Мне" - по рождению во плоти и по явлению (Своему народу) - "Иже предо мною бысть" - как Бог и Божие Слово и Божий Сын, родившийся от Отца прежде веков, и ныне в Себе несущий телесно полноту Божества; "Емуже несмь достоин, да отрешу ремень сапогу Его" (Ин.1:26-27). Сандалия же Бога Слова что иное есть, как, конечно, не плоть ли, в которую Он, ради нас, обулся? "Ремень же сандалий" - это способ сочетания Божества и плоти, который, поскольку он неизреченен, то ни он - выше которого нет из рожденных женами, - не довлеет, чтобы разрешить (тайну) и исследовать. "Той", говорит он, "вы крестит Духом Святым и огнем" (Лк.3:16), т.е. - огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию. Мы все являемся Его словесной нивой; Он имеет, отвечающую сей ниве, "веялку в руках", т.е. - служебные силы и Ангелов, служащих будущему суду, разделяющих плевелы от пшеницы; в выражении же: "рука", понимай: "власть". "И отребит", говорит, "гумно Свое", т.е. - весь мир, "и пшеницу", т.е. - плодотворных в праведности, "соберет в житницу Свою", т.е. - в небесные обители; "плевелы же", т.е. - неключимых в подвигах добродетели, "сожжет огнем негасимым" (Мф.3:12). Если же - неугасим оный огонь, и материал для сожжения не истощим, то этим он представляет вечность наказания.

9. Это, вот, именно Иоанн говорил народу и до пришествия Господня на Иордан и в присутствии Его. Видя же Его преклонившегося (для принятия крещения), он сам преклонившись, "возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися": потому что будучи порождением ветхого семени и наследником оного грехопадения и происшедшей, на основании сего, скверны, и я сам имею нужду получить от Тебя очищение, и Ты ли, Воплотившийся без семени от Святыя Девы, и как Бог - единый сущий безгрешный, приходишь, Владыко, ко мне? - Владыка же, повелевая рабу, - "Остави ныне", говорит ему. Прибавил же "ныне", потому что после Крещения Господня, в равной мере все оное место стало духовной купелью; и вместе с Иоанном объемлет и всех прочих, как от источника от Божественного оного Тела, изливающаяся на всех Божия благодать, объемлющая всех достойных и божественным образом просвещающая и искупающая от праотеческого проклятия. И это - то, что сам Иоанн возвестил после сего: "Сей есть, Егоже рех Иже по мне грядет, предо мною бысть, яко первее мене бе; и от исполнения Его мы вси прияхом" (Ин.1:16,30). - "Остави убо ныне", говорит ему Иисус, - "тако бо подобает нам", т.е. Мне; является же это и Владычним повелением Иоанну; "Тако бо подобает нам исполнить всяку правду" (Мф.3:15), т.е. - не оставить ни одну из божественных заповедей не исполненной Мною; человеческое же естество таким образом совершенно оправдать и исполнить его еще более очевидным образом божественной и присносущной благодатью; поэтому явно прияв от тебя крещение, Я привлеку на человеческое естество Дух усыновления свыше.

10. Иоанн, услышав Владычнее повеление: "остави", уже не имея что возражать, допустил Господу креститься (от него); мы же о дальнейшем из предлежащей темы будем говорить после, потому что это - предмет принадлежащий главному дню (праздника Богоявления). Поелику же Сей Дух и приходит и уходит по Своей воле, как обладающий равной силой со Отцем и Сыном, и пребывает в живущих в покаянии, не покидая и согрешивших, как мы познали на опыте Давида, но отступает от грешащих и не чувствующих при этом раскаяния, как было с оным Саулом, - то да будет всем нам, делами и словами и мыслями в течение всей нашей жизни держась покаяния, иметь Его всегда обитающим в нас, вразумляющим нас и лелеющим нас и подающим нам высочайшее спасение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседа произнесенная в Неделю Отец, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодеве и Богородице [1]

1. И Давид (Пс.119:4) и Исаия (Ис.53:8) явили, что в отношении Божества у Господа нашего Иисуса Христа нет родословной; после них и Апостол подтвердил это (Евр.7:3). Потому что как мог бы иметь родословную Сущий в начале, и Сущий у Бога, и Сущий Бог, и Сущий Божее Слово и Сын (Ин.1:1), и не Имеющий Отца пришедшего в бытие раньше Его, и Имеющий имя - паче всякого имени и слова? - Потому что родословная линия проходит через главенствующих в роде и состоит из ряда различных имен. Нет же ничего старше - Божиего имени; а это можно сказать относительно Отца и Сына и Духа Святаго: потому что оно [2] - едино и ни в чем не разнствует (в понятии Божественного Естества). Несказанна, действительно, родословная Христова по Божеству; но она возвещается по Его человеческому естеству: потому что ради спасения человека Сын Божий удостоил стать ведущим Свое родство от людей и стать Сыном Человеческим. И эту Его родословную изложили совместно двое Евангелистов: Матфей и Лука. Но Матфей (Мф.1:1-16), согласно сегодняшнему чтению из его Евангелия, начав от предков, никого не поминает прежде Авраама, но начав с него, доходит до Иосифа, Обручницей которого стала Богородица Дева, Которая, по Божьему промыслу, происходила из того же отечества и племени, чтобы на основании сего и Ее род ничем не уступал его роду. Лука же (Лк.3:23-28) начиная не от предков, но от ближайших (родных), от самого Обручника, восходя, кончает не на Аврааме, но, насчитывая выше, даже на Адаме не остановился, но и Бога насчитал среди Прародителей Христа по человечеству, желая, как мне кажется, показать, что человек не только был творением Божиим, но и Сыном по духу [3], которого тогда (при творении) чрез жизненачальное [4] дуновение вдохнув, Он дал человеку вместе с душою. Дал же его как бы залог: чтобы, если крепко держась Его, он сохранит заповеди, то благодаря сему возможет стать участником и более совершенного единения с Ним, в силу которого имел бы вечно пребывать с Богом, усвоив в себе бессмертие.

2. Поскольку же, вняв злому совету губителя, он преступил Божию заповедь и показал себя недостойным, он лишился (полученного им от Бога) залога и ущербил Божий план; но поелику Божия благодать - неизменна и намерение - неложно, то избрание производится из числа порожденных Адамом, дабы после долгого срока было обретено довлеющее Вместилище сего Божиего усыновления и благодати, полностью содействующее Божией воле, и был явлен Сосуд достойный для соединения в Нем по ипостаси [5] Божией и человеческой природ, не только высоко представляющий наше (человеческое) естество, но исправляющий по его образу и весь человеческий род; таковым Священным Сосудом [6], Богоотроковицей и Богоматерью явилась Дева; почему Она и была объявлена со стороны Архангела Гавриила "Благодатной", как воистину Избранная из избранных и Сосуд безупречный и нескверный и достойный Богомужной Ипостаси, так чтобы вместить и содействовать Ей. Итак. Бог предвечно предопределяет Ее для Себя и от века избирает Ее и удостаивает преимущественной, чем в отношении всех, благодати, соделав Ее и прежде Ее чудесного рождения - Святейшей из Святых; почему и благоволил, чтобы Она обитала во Святая Святых; приняв, чтобы с самого Своего детства Она пребывала вместе с Ним. Избирает же Ее не просто из числа многих, но - и из числа всех от века избранных и замечательных и знаменитых своим благочестием и благоразумием и общеполезными и богоугодными качествами и нравами и своими словами и делами.

3. Посмотрите, откуда берет свое начало это избрание: из числа детей Адама был избран Богом прекрасный Сиф, который порядочностью нрава и воздержанием чувств и красотою добродетелей явив себя одушевленным небом, был за это избран Богом, и от этого избрания должна была возникнуть Сия Дева - воистину Небо и приличествующая Богу Колесница пренебесного Бога, и воззвать людей к бессмертному усыновлению. По этой причине весь род Сифа был назван "сынами Божиими". Потому что от сего рода должен был родиться как Сын Человеческий, Сын Божий; поэтому и имя "Сиф" в переводе означает "восстание", или лучше сказать: "воскресение", которым в полном смысле слова является Сам Господь, обещающий и дарующий бессмертную жизнь верующим в Него. И какое - соответствие образа! Так, Сиф стал для Евы, как она говорит: "вместо Авеля, его же уби Каин" по зависти (Быт.4:25); Сын же Девы - Христос стал для человеческого естества вместо Адама, которого по зависти умертвил начальник и родитель зла. Но Сиф, ведь, не воскресил Авеля, потому что он был лишь образом воскресения; Господь же наш Иисус Христос воскресил Адама: потому что Он Сам - истинная Жизнь людей и Воскресение, силою Которого сущие от рода Сифа удостоились, на основании надежды, божественного усыновления, будучи названы "сынами Божиими". А то, что они были названы "сынами Божиими" на основании этой надежды, явствует на основании первого так наименованного и наследовавшего это избрание. Это был Енос - сын Сифов, который, согласно написанному Моисеем, - "Сей первый упова нарекатися именем Господним" (Быт.4:26) [7]. Видите ли ясно, что на основании надежды он получил божественное звание? Если же Семьдесят говорят: "Сей первый упова призывати имя Господне", то этим они отнюдь не находятся в разногласии с прочими (переводчиками Ветхого Завета). Потому что Енос, живя богоугодно более чем кто-либо иной в те времена, первый после Сифа, прияв сию надежду от Бога, и призывает ее и сам по ней именуется. Из детей Адама Бог избирает Сифа; почему и к нему возводит Лука родословную всего рода, от которого произошел по плоти Христос; из детей же Сифа предпочтен избранием Енос, как это было сказано; от происшедших же от него - Енох, который сам от себя показал, что добродетель не остается без награды и что не сей, подверженный смерти, мир является достойным жилищем для угождающих Богу: потому что, угодив Ему, он был перемещен с земли. Опять же, от происшедших от него, был судим быть достойным избрания - Ламех; а после него сын его, он же после Потопа - единый отец всего мира, - Ной, удостоился получить избрание; потому что в его времена он был найден единственный вместе с своим домом, кто жили целомудренно, в то время, как "сыны Божии" брали в жены дочерей человеческих, как повествует Моисей, т.е. - происходящие от Праотца Богоматери - Сифа, но принадлежащие к числу отверженных, как недостойные, которые были с презрением изгнаны из рода Сия Матери-Девы, сами совершенно потеряв Божий Дух, Который позднее пришел на Деву, согласно словам возвестившего Ей Архангела: "Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя" (Лк.1:35); Который заранее же привел в осуществление и предшествие Ее, свыше отбирая и очищая родовое дерево, и достойных или имеющих быть отцами замечательных (сыновей) принимая, а недостойных - совершенно отвергая. Посему и сказал Господь Бог относительно оных отверженных в те времена: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих (во век), зане суть плоть" (Быт.6:3); потому что если Дева происходит от плоти и семсни Адама, от Нея же по плоти Христос, но Духом Святым этот род много-различно был свыше очищаем, когда совершалось избра-ние в роду согласно достоинству; посему и Ной, "праведен и совершен сый в роде своемъ", согласно написанному о нем (Быт.5:29), был удостоен сего избрания.

4. И посудите, до какой степени Дух Святый дает ясно понять для имеющих ум, что все богодухновенное Писание было написано ради Богородицы Девы. Потому что, начиная Ее родовое дерево с Адама, и проводя чрез Сифа и Ноя и Авраама, а затем Давида и Зоровавеля и сущих между ними и после них с точностью упоминая, оно доводит род до того времени, когда явилась Богородица Дева; родословия же других родов или вообще не начинало, а если и начинало, то вскоре оставляет, предав пучине забвения, и главным образом упоминает из них тех, которые были предками Богородицы, которые или сами по себе или делами как бы в образе предъизобразили Грядущего от Девы Христа. Видите ли и в сем Ное ясный образ в те времена Имеющего родиться от Девы, ради Которой производилось сие избрание: потому что Ной явился спасителем человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего его дома (семейства), спасшегося благодаря ему: так и Христос есть Спаситель человеческого рода, но не всего в целокупности, а всего Его Дома, т.е. Церкви Его, но не - и непокорных. "Ной" в переводе означает: "успокоение"; по кто же воистину Успокоение, как не Рожденный от Девы, Говорящий: "Приидите ко Мне - путем покаяния - вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф.11:28), - даруя вам освобождение и облегчение и жизнь вечную? - Посему Ламех, дав сыну своему Ною таковое имя, как бы видя в нем грядущего позднее из его рода Христа, Который стал Успокоением всех от века почитателей Бога [8], в этом имени ясно пророчествует о Христе. Потому что говорится: "Нарече имя ему: Ной, глаголя: сей упокоит нас от дел наших, и от печали рук наших и от земли, юже прокля Господь Бог наш" (Быт.5:29). Эти слова не были сказаны в отношении сбывшегося Потопа: потому что смерть Ламеха предшествовала Потопу; между тем, как Ламех говорит: "Успокоит нас, и делает себя соучастником пророчествуемого им успокоения; и тогда еще не каждый человек "помышлял в сердце своем прилежно на злая (злое) во вся дни" своей жизни (Быт.6:5); по причине чего произошла от Бога всемирная гибель на землю: на всех живущих на земле. Так к кому же относились эти слова: "успокоить нас"? Но еще и говорится: "Успокоит от земли, юже (которую) прокля Бог"?! Кто же успокоил нас от земли сей? - Не Тот ли, Кто отверз небеса и возвел туда наше естество и словами и делами показал нам путь восхождения на небо и призвал нас к сему пути? Если же и Потоп был образом успокоения, но - уничтожение и прекращение греха, а не как облегчение и успокоение грешникам.

5. Таким образом и по причине сего (своего назначения: быть прообразом Христа) Ной получил избрание (быть прародителем Богородицы); из числа же его детей в избрание рода Богоматери был прият Сим; посему, хотя и Иафет показал себя угодным отцу, однако один только Сим слышит от отца: "Благословен Бог Симов" (Быт.9:26): потому что из его рода произойдет Бог. Потому что от него произошел Авраам, который предыизбранный, согласно избранию из всего потомства Сима в наследование рода Матери и Девы, был избран и переименован со стороны Бога и получил великое оное обещание, говорящее, что в семени его благословятся все племена земные (Быт.12:3); Семя же его - как говорит Павел - есть по плоти Христос Бог (Гал.3:16), родившийся от Девы. Что сказать о бывших Аврааму видениях Бога, божественных знамениях, Божиих обещаниях, которые и предъизобразили и предвозвестили то, что относится к Приснодеве и Богородице и к Неизреченному Рождеству Ее? Но дабы нам быстро пройти остальное, потому что время не позволяет нам затягивать речь, помянем: что из рожденных Авраамом, опять же избран был Исаак; а из его сыновей, в свою очередь, - Иаков; от сыновей же Иакова - Иудино племя, от которого произошел Иессеев Корень; а от произростших от оного Корня - Давид, Псалмопевец, Пророк и Царь, относительно которого Бог возвещает: "Семя его [9] во век пребудет, и престол его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век: и Свидетель на небеси верен" (Пс.88:37-38).

6. Кто же - Этот Свидетель? - Конечно, Сидящий на небесном престоле, о Котором, опять же, в ином месте, Псалмопевец говорит: "Прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем вся колена земная" (Пс.71:17). Здесь же обнаруживается сугубое родословное древо блаженного рода Богоматери и Иосифа, Обручника Ее: потому что Оба: и он и Она, происходили из того же колена и отечества, согласно Закону. Итак, начиная отсюда, родословное дерево усугубляется, основываясь как на родных детях, так и на детях по закону: оно сплетается и часто сходится друг с другом в одно; но также часто оно разделяется на двое, так что представляется невероятным, что тот же ребенок является чадом двух отцов, сущих между собою братьями: одного имея отцом по закону, поскольку тот его не родил, но считается таковым; другого же имея отцом по рождению от него, в нем воскресившего семя (бездетному) своему брату (См. Втор.25:5. Мф.22:24): таким образом чрез обоих отцов рожденный возводит свой род к Давиду. Кто-нибудь мог бы заметить, что иными словами, этот род - парный: царский род часто и различными образами сходился со священническим родом. Так, напр., и Зоровавель, принадлежащий к божественному дереву Божией Матери, был причислен к священникам чрез поколения Нафана, а чрез рожденных от Соломона, который наследовал царство после Давида, возводит свой род к Давиду. И, вот, поэтому различно у Евангелистов Матфея и Луки возводится родословная по плоти Господа: один - родных отцов, другой - отцов по закону, приводят к числу праотцев; один (Матфей) упомянул только принадлежавших к царскому роду; Лука же привносит и принадлежавших к Левитскому званию или сущих - царского рода относит к священническому роду или (поминает сроднивших свои роды путем брачного родства.

7. Конечно, Зоровавель, поскольку и он был предъизбран быть в Праотцах Богоматери, и сам явился образом Христа и удостоился великих пророчений и дел: потому что, рожденный в плену, он по причине своей добродетели и учености, становится предметом восхищения Кира царя персов, и научает евреев и иноплеменников силе Истины: и освобождает еврейский народ от плена, и обновляет храм Божий, как и Христос сделал позднее, обновляя не неодушевленный храм, но храм, одаренный душою и разумом, - наше естество, и искупая от плена не исторического [10] и недавнего, но - духовного и древнего, и переводя последователей не из одной страны в другую, но переводя от земли на небо. Этот же Зоровавель является Праотцем как Девы, так и Обручника (Иосифа), но Девы - только по родству по рождению; предком же Иосифа он является и по родству на основании рождения и по родству по закону: потому что Иосиф имел двух отцов: - Илия, согласно Луке (3:23), и - Иакова, согласно Матфею (1:16). Потому что поскольку Илий и Иаков были братьями и возводили свой род к Зоровавелю, то когда Илий умер бездетным, сей Иаков, на основании соответствующего закона, родил для рода Илия от супружницы оного - Иосифа. Все же это были предначертания и образы больших таин: так, необходимо было, чтобы царский род многообразно соприкасался со священническим, составляя родословную по плоти Христа: потому что Христос многообразно является воистину Царем вечным и Архиереем. То, что закон определяет, чтобы усыновленные были на равном положении с сынами и чтобы отцы по закону любили детей по закону не меньше, если даже не больше, чем своих кровных детей, - соответственно же сему закон регулирует иные виды родственности, - это было предначертанием и ясным образом, сущего от Христа, по духу и по закону благодати, Усыновления (нас со стороны Бога) и родственности и звания. Потому что Сам Господь говорит в Евангелиях: "Творящий волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Моя и Мати Ми есть" (Мф.12:49).

8. Видите, что происхождение Христово и родственность с Ним совершается не по закону естества, но по благодати и по закону, основанному на благодати? который настолько лучше закона, данного чрез Моисея, насколько призванные сыны, на основании сего закона, не от Бога родились и не превзошли естество; сыны же, приобретенные на основании закона благодати, от Бога родились и соделались выше естества и чрез Христа усыновились Аврааму и стали ближе тех, которые являются кровными сынами. Потому что все во Христа крестившиеся, во Христа облекшиеся, как говорит Павел (Гал.3:27), сущие по естеству чада иных родителей, выше естества рождаются от Христа, настолько превозшедшего естество, насколько и Сам безсеменно воплотился от Духа Святаго и Приснодевы Марии; верующим же во имя Его даровал силу и власть быть чадами Божиими. Потому что тем, которые приняли Его - говорит Евангелист - дал им власть быть чадами Божиими, верующим во имя Его, "иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася" (Ин.1:12-13).

9. Почему же, говоря, что они от Бога родились, он не сказал, что они стали чадами Божиими, но (говорит) что они приняли силу стать таковыми? - Потому что, взирая на конец и на оное восстановление, совершенство будущего века, тот же Евангелист в своих Посланиях говорит: "Не у явися, что будем: егда же явится, подобии Ему будем" (1Ин.3:2) [11]. Итак, тогда-то мы и будем чадами Божиими, видящими и испытывающими сияние Божие и осияваемые светозарностью Христовой славы и вместе с Ним сияющие, какими Моисей и Илия на Фаворской горе в славе с Ним явившись, предстали нам; потому что: "Праведницы просветятся", говорит Христос, "яко солнце, в царствии Отца их" (Мф.13:43); ныне же для этого мы принимаем силу, благодаря благодати, подаемой в божественном (святом) крещении. Потому что как рожденное дитя, восприняло от своих родителей силу стать мужчиной и наследником их дома и достатка; не имеет же еще этого наследия по причине несовершеннолетия; но не воспримет сего вообще, если будет похищено смертью раньше сего срока; - так и возрожденный в духе, силою крещения во Христа, действительно, принял силу быть сыном и наследником Божиим, сонаследником же Христу, и твердо и неотъемлемо воспримет божественное и бессмертное усыновление в будущем веке, если только не лишится сего вследствие духовной смерти: грех же является этой духовной смертью; обычная смерть сводится на нет с наступлением будущего века; духовная же смерть властвует над теми, которые навлекли ее на себя еще здесь.

10. Следовательно, всякий крещенный, если намерен получить уповаемое присносущное блаженство и спасение, пусть проводит жизнь вне всякого греха; и являют это Петр и Павел, корифеи лика корифеев в священных Апостолах; так, первый, сказав о Христе, что "еже бо умре, греху умре единою: а иже живет, Богови (непрестанно) живет", - присовокупляет: "Такожде и мы должни есмы мертвыми убо быти греху, жити же Богови" (Рим.6:10-11 парафр.); Петр же говорит: "Христу убо умершу [12] за ны плотию, и мы в ту же мысль вооружимся [13] - зане пострадавый плотию, преста от греха, - во еже не ктому человеческим похотем, но воле Божией прочее во плоти жити время" (1Пет.4:1-2). Если же Господь прожил ради нас, оставляя нам в пример ту жизнь, которую прожил на земле, - прожил же Он безгрешно, - то и нам необходимо безгрешно жить в память Его; если же и чадам по плоти Авраамовым Он сказал: "Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили" (Ин.8:39), - то насколько больше скажет нам, которые ни родства по плоти не имеем с Ним: - Если бы вы были Мои чада, то и делали бы Мои дела? - Так, вот, тому, кто - после божественного крещения, после договора, заключенного в нем, с Богом, по силе получения, проистекающей от него, божественной благодати, - (однако) не следует образу жизни Христа, но преступает и оскорбляет Благодетеля, - последовательно и справедливо следует быть совершенно лишенным божественного усыновления и вечного наследия.

11. Но кто достойно воспоет, о, Христе Царю, величие Твоего человеколюбия: потому что то, в чем Тебе не было нужды, то, что Ты Сам не совершал, - я имею в виду: покаяние (потому что, отнюдь, не нуждается в покаянии Тот, Кто - сущий без греха) [14], это самое Ты, как посредника, даровал нам, согрешающим и после (получения) благодати! Потому что оно является на основании раскаяния, опять обращением к Нему и к образу жизни по Его воле. Итак, если кто даже и согрешит смертным грехом, но от души отвратится от него и откажется от него, обратится же делами и истиною к Богу, пусть дерзает и имеет весьма большую надежду, потому что он не лишится вечной жизни и не погрешит в надежде на спасение; потому что, хотя дитя по плоти, если умрет, уже не воскресится своим родителем, однако рожденный Христом, хотя бы и впал в смертные грехи, если, обратившись, прибегнет к Нему, к своему Отцу, Который и мертвых воскрешает, - он снова оживает и получает божественное усыновление, и не лишается сожительства с праведниками, - что да будет всем нам получить в славу Его и Безначального Его Отца и Животворящего Духа, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

Беседа, произнесенная в Неделю Праотец; в ней же говорится и о тех, которые нерадят о слышании учения, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства и телесные потребности [1]

1. После того, как Единородный Сын Божий воплотился ради нас от Девы и Своим жительством во плоти исполнил и завершил Закон, данный через Моисея, и ввел для исполнения Закон Благодати и в отношении Церкви переменил оный древний Закон, с тех пор Еврейский род изгоняется из священной Церкви и вместо них вводимся мы, избранные из язычников, которых Господь сочетал с Самим Собою и с Отцем, введ нас в родственность сынов и братьев и даже Своих Родителей (о, какое неизреченное человеколюбие!). "Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех", - говорит Он, - "той брат Мой, и сестра, и Мати Моя есть" (Мф.12:50). Однако же, мы сегодня празднуем в Церкви память Праотцев, из числа которых большинство были евреи. Почему же это? - Для того, чтобы все знали, что не неправедно и не неразумно, и не недостойно Бога, сделавшего так и проведшего такую перемену, произошло то, что иудеи оказались изгнаны, а язычники - усыновлены; но, как в числе призванных язычников только послушествующие (учению Христову) причисляются к родственности с Богом, так и относительно Израильского рода и сущих от Адама до сего рода, а таких великое множество: только те являются истинными Израильтянами, кто среди них пожили по воле Божией; им принадлежали пророчества, чрез них были представлены прообразы и к ним были обещания: и только они - истинные Отцы и Праотцы, во-первых, в девстве Родившей по плоти Христа, сущего Бога всех, а затем, чрез Него, - и наши (они - Праотцы и Отцы). Эти, вот, Отцы и Праотцы не были извержены из Христовой Церкви, и сегодня мы со дерзновением совершаем их торжество, как составляющих удел исполнения (лика) Святых. Потому что во Христе нет ни древнего, ни нового, "несть еллин, ни иудей, варвар, скиф, раб и свободный, но всяческая и во всех Христос" (Гал.3:28); и "иудей" есть не тот, кто по внешности таков; и "обрезание" есть не то, которое совершается явно, но тот "иудей" - кто Иудей в тайне (в духе), и истинное Обрезание - это Обрезание сердца в духе, а не в букве; такое Обрезание все имеют и в нем все составляют одно - будь то древние, будь то новые - те, которые угодили Богу, богоугодно жительствовав, было ли то до Закона, в Законе, или после Закона - в Евангелии Благодати.

2. Так что если кто внимательно изучит все от начала до конца Божие домостроительство [2] в отношении человеческого рода, тот увидит, что оно созвучно и последовательно самому себе; потому что как ныне избрание от всякого народа только переименовывается [3]: негодное же извергается, но и - "мнози бо суть звани, мало же избранных", как сказал Господь (Мф.20:16); так и во время оных древних людей и сущего после них Иудейского народа, а также и из числа переименованных [4], только избранные приемлются, а негодное множество и из их числа извергается: так сущие из числа потомков Сифа, прозванных "сынами Божиими", те, кто были одержимы страстью к дочерям человеческим, как говорится в Писании (Быт.6:2), стали отвержены. Непотребное множество было и среди иудеев, не только среди прозелитов, живших в их среде, но и из числа коренных иудеев; так, даже родной брат самого Иакова, первого прозванного "Израилем" (Быт.32:28), брат непослушный родителям, Исав (Быт.26:34-5. 27:46), и даже сын Пророка и царя Давида, царствовавшего в Израиле непосредственно после Саула, - Авессалом, покушавшийся на жизнь отца, - оказались чужды священного рода [5].

3. Так, вот, и среди нас, опять же, все именующиеся по Христу, - как и не все оные именовавшиеся по Израилю, - вчисляются в род Христов, но только те - которые живут по Его воле и творят Его заповеди, а не достающее восполняют покаянием. Иуда Искариотский не только был среди призванных, но и - среди Апостолов, и не просто среди Апостолов, но и - из лика Двенадцати, самых Корифеев; отчуждившись же от родственности со Христом, он стал самым чуждым из всех именования, говорящего о родственности. Почему же это случилось? - Потому что ни рвения он не имел к возвещаемому царству небесному, ни к сердцу не принимал поразительные дела и учение Спасителя; потому что созерцаемые знамения и дела Божии приводят к вере желающих видеть их; слушание же священного учения, вместе с истиной в Боге, обнаруживает богоугодный образ жизни; благодаря чему - и тому и другому - презирая все плотское и земное, мы простираем наши мысли к надежде, уготованной на небе. Но он был вожделеватель не сего, а взирал на землю и смысл жизни видел в воровстве, в земных и низменных выгодах и в предполагаемой материальной пользе, имеющей из этого быть для него, и был любителем вещей, многократно и весьма сильно запрещенных Отцем и Владыкою и Учителем всех. Таким образом тогда он не был со-апостолом Христовым, но родственен с теми, которым Господь говорил: "Ищете Мене, не яко видесте знамение, но яко яли есте хлебы, и насытистеся" (Ин.6:26); потому что, как те, несмотря на то, что видели знамения и ели хлеб и слышали слова воплотившегося ради нас Самоипостасного Слова, позднее вопияли к Пилату: "Возми, возми, распни Его" (Ин.19:15), - так и тот, видев своими глазами, и то в большей степени, чем другие, опытом познав величие и Божество Господа, позднее предал Его убийцам. Он же перетерпел (о, несказанное великодушие!) "до смерти, смерти же крестныя" (Фил.2:8), во имя победного знамения над началозлобным и для того, чтобы научить нас терпению и показать, что искушения и скорби приносят нам пользу. Потому что: - "В скорби помянухом Тя", говорит Пророк (Ис.26:18); и: - "Наказание Господне [6] стерплю" (Мих.7:9); и: - "Наказание Твое восприимет мя" (Пс.17:36), т.е. заботы, связанные с телом и согбенные к вещам, связанным с телом, оно воздвигло и убедило взирать только к Тебе.

4. Ты же, если и во время скорби не прибегаешь к Богу, если не исправишься Его наказанием, то какое когда время и что из сущего или сбывающегося посодействует для твоего исправления? Но разве тело не испытывает нужду в пище и в прочем необходимом? - скажет кто-нибудь. - Конечно, и то весьма! Да и как же может быть иначе? Итак, если ты всем обладаешь, получив это, конечно, от Бога (потому что, как говорит Апостол: "что имаши, егоже неси приял" - 1Кор.4:7), то поблагодари Даровавшего, воздавая Ему благодарение делами: как Он послушался твоей воли и исполнил твое желание, так и ты приступи, и выслушай и узнай, в чем - Его воля, и послушайся ее и сделай так, дабы, по примеру благоразумного человека, быть тебе похваленным "Иже слышит словеса Моя", говорит Господь, "и творит я (их), уподобится мужу мудру" (Мф.6:24) [7], и последовательно не только в отношении мимотекущих и земных вещей, но и в отношении будущих и пребывающих и небесных, ты возымеешь Его щедрым Благодетелем. Потому что Он говорит: "Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего" (Мф.25:21). Если в настоящее время ты испытываешь материальную нужду или боишься угрожающего тебе разорения, опять же приступи к Нему, опять умоли Его, опять окажи Ему послушание. - "Повинися Господеви", говорится, "и умоли Его" (Пс.36:7). Опять же, добрый раб Его познается на основании дел; потому что Он, по изречению Псалма: Дающий пищу в свое время, Открывающий руку Свою и Насыщающий все живущее по благоволению (Пс.144:15-16 парафр.). Он есть Рекший: "Не отступлю от тебе и не оставлю тебе" (Втор.31:6. 1Пар.28:20 парафраза). Он есть Говорящий: "Работающии Ми (Мои рабы) ясти будут"; а к тем, которые не - Его рабы, Он говорит: "Вы же взалчете" (Ис.65:13).

5. Почему ты подражаешь у бессловесных животных тому, что во вред тебе, именно: согбенности к чреву и неспособности воспрянуть от земных вещей, хотя ты был создан прямым, для того, чтобы ты имел мысли о высшем, искал высшего? Почему, как оная согбенная женщина, которую сатана связал в течение 28 лет, и сам ты хочешь пребывать связанным, хотя Сие Слово жизни, разрешившее ее, хочет и может легко развязать тебя, если только ты прибегаешь к Нему и слушаешь Его и послушаешься, а не затыкаешь уши и бежишь прочь и сопротивляешься? Почему же ты подражаешь у бессловесных тому, что во вред тебе, а не подражаешь тому в них, что полезно тебе? Послушай Пророка, говорящего о том, что львята, нуждаясь в пище, рыкают и ищут ее от Бога, и получают чтобы восхитить ее. Потому что говорится: "Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе" (Пс.103:21); говоря о львятах, он для имеющих ум обильно предоставил возможность, на основании тех, сделать заключение и о всех прочих животных: потому что если лев, из всех зверей самый прожорливый, хищный и мощный в деле охоты, однако, если Бог не даст, не может восхитить себе пропитания, то что же сказать про других (более немощных) животных? - Это и Христос, на примере птиц, представляет в Евангелии: "Воззрите", говорит, "на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их" (Мф.6:26). Что говорю: сухопутные животные, летающие, морские, земаоводные? - когда: "Аще и сено сельное", говорит Христос, "днесь суще и утре в пещь вметаемо, не труждающееся, не бдящее, Бог тако питает и прекрасно и благолепно одевает, не много ли паче вас, маловери?" (Мф.6:28-33 - парафраза).

6. Братие, "Ищите прежде царствия Божия и правды его", - и не только во веки будете наследниками сего неотъемлемого царства Божия, будучи оправданы [8] Его благодатию, но и - "настоящая приложатся вам" (Мф.6:33). Если же преимущественно вы ищете не царство Божие и правду его, но то, что кормит и лелеет сие тленное [9] тело, то вы и этого не получите, если только не впадете в еще большее зло для того же тела и причините осуждение и ущерб для вечной души. И это видится на примере Богатого (из притчи Господней о Богатом и Лазаре), слышащего от Авраама: "Воприял еси благая в животе твоем" (Лк.16:25). Искал некогда и иудейский народ есть мясо в пустыне, и Бог им дал перепелов неисчислимое множество [10]: "и ядоша и насытишася зело и желание их принесе им" - "еще же брашну сущу во устех их", говорится, "и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным исраилевым запят" (Пс.77:27-30) [11]. Почему "множайшая их", т.е. - многих из массы поразил Божий гнев? - Потому что они безбоязненно роптали и возводили хулу на Бога и на Моисея, который по Богу был их вождем. Почему же и "избранных Израилевых" Он низложил? - Потому что они не удерживали массу от того, чтобы она клонилась к ухудшению. - Вот, таковые суть те, которые бывают извергаемы от священной Церкви и царства Божия, будь они среди древнего, или же среди Нового Израильского народа; это и показал Господь в Евангелиях, говоря: "Приидут от [12] восток и запад и севера и возлягут с Авраамом и Исааком во царствии небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тьму кромешнюю" (Мф.8:11).

7. Какие же это "сынове царствия", которые будут изгнаны во мрак? Это - те, которые хотя и исповедуют свою веру, но своими делами отрицаются Бога, мерзкие и непокорные и неключимые ни на какое доброе дело. Кто же суть те, кто возлежат с Авраамом и Исааком и Иаковом в царстве небесном? - Это - те, которые при правой вере, следуют Закону или Учению Благодати, и чрез дела являют свою веру. Если кто желает присоединиться к их числу и избежать кромешного мрака, и удостоиться невечернего (незаходимого) света царства Божия и непрестанно со-вечноствовать со Святыми на небесах, - пусть он совлечется ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, которые суть: пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, лихоимство, сребролюбие, ненависть, гнев, злословие и всякая дурная страсть; да облечется же "в нового человека, который обновляется по образу Создавшего его [13], в любовь, братолюбие, чистоту, воздержание и всякий вид добродетели, - благодаря чему обитает в нас Христос, примиряя нас с Самим Собою и друг с другом, во славу Себя Самого и Безначального Его Отца и Совечного и Животворящего Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.