Беседы

Беседа на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа [1]

1. Ныне - празднество девственного Рождения: и величием Праздника слово, в силу самой необходимости, совозвысится в глубину тайны и обымет ее, - насколько это достижимо и допустимо и позволяет время, - так чтобы и нам стало явленным нечто из заключающегося в ней значения [2]. Напрягите же и вы, братие, молю, ваше внимание и совозвысьте ваши мысли, чтобы как бы ярко зажегшись от небесного, божественного Света, они, в результате сего, восприяли божественное познание. Потому что сегодня я вижу, что небо и земля пользуются равной честью, и (вижу) возвышение всего сущего внизу к сущему за его пределами, как бы в некоем соревновании с небесным, которое как бы смиряется и умаляется: так как если есть некое небо небес и если есть некие верхние воды, покрывающие небеса, и если есть некое место или установление или сверхмирный распорядок, однако нет ничего, что было бы чудеснее и почетнее Вертепа и Яслей и Младенческих бань и Пеленок; потому что из всего, от века сотворенного Богом, нет ничего, что было бы общеполезнее или божественнее Рождества Христова, которое мы сегодня празднуем.

2. Потому что предвечное и неограниченное и всемогущее Слово, как бесприютный, бескровный, бездомный, в вертепе ныне рождается по плоти, и как Младенец в яслех полагается и зрится очами и руками осязается, и обвязывается пеленами; не в силу того, что духовное существо предшествовало в творении существа, которого прежде не существовало, или, прияв плоть для бытия, затем вскоре рассталось с ней, или плоть и дух слились в одно в составление единого разумного живого существа, но - в силу того, что посредством Ума (или: Духа) Бог и плоть несмешенно соединились в существо единой Богочеловеческой Ипостаси, которое снизойдя до девственного чрева, в котором и от которого, благоволением Отца и содействием Духа, пришло в бытие преипостасное Слово, ныне разрешается от чрева и рождается как Младенец, не нарушив, но сохранив ненарушенным знамения девственности Матери, родившись бесстрастно (безболезненно), как и зачато было бесстрастно, потому что Родившая явилась выше, как страстного наслаждения в зачатии, так и мучительных болей в рождении: потому что, как Исаия говорит: "Прежде нежели наступили Ей боли, Она избежав страдания" (Ис.66:7 парафр.), родила во плоти превечное Слово, Которого не только Божество не поддается исследованию, но и образ соединения Его с плотью 0 непостижим, и снисхождение - беспредельно, и божественная и неизреченная высота восприятия [3] - превосходит всякий ум и слово, так что и оно отнюдь не может иметь сравнения с тварью. Потому что если воззришь и по плоти на Того, Кто ныне родился от Неискусомужней Отроковицы, однако (увидишь, что) и тут сравнение не доступно; потому что Он, как говорит Псалмопевец, "красен добротою (прекрасностью), паче сынов человеческих" (Пс.44:2); он не сказал: "прекраснее, но - просто: "Прекрасен", чтобы не делать сравнения тех, которые не могут быть сравнены: с обычными людьми - естество единое с Богом.

3. "Помаза Тя Боже Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс.44:8) говорит далее Псалмопевец [4]. Он есть и Бог и Человек совершенный; Тот же Бог есть и помазующий и помазуемый. Потому что говорится: "Помазал Тебя, Боже, Бог Твой": потому что как Человек, Слово помазывается от Бога Отца, и помазывается соприсносущным и единосущным Духом: потому что это и есть "елей радости"; посему, опять же, Он есть и Бог и Божественное Помазание и Помазуемый: потому что, если Он и помазуется, как Человек, но, как Бог, Он имеет в Себе источник помазания. Поэтому всех помазуемых от Бога, божественно видя, он [5] и видел и предуказал их как причастников Его; потому что только единому Богу свойственно не принимать участия (в чем-то с другими), но - Самому быть Предметом участия для других и иметь причастниками радующихся в духе. Вот, таков есть Ныне Рождаемый в убогой пещере, и нами, как Младенец лежащий в яслях, воспеваемый.

4. Потому что Тот, Кто все из небытия привел в бытие, все что - на земле и на небе, - призрев на Свои разумные творения [6], которые, по причине устремления к большему [7], привели себя в негодность, дарует, вот, им Самого Себя, - чего нет ничего большего, ни равного, ни приближающегося, - и предлагает Себя желающим быть причастниками Его, дабы уже с тех пор мы возмогли безопасно для себя пользоваться стремлением к лучшему, вследствие коего стремления в начале, мы подвергли себя крайней опасности, и, чтобы каждый из нас желая стать Богом [8], не только были бы неповинны (за такое стремление), но и - достигли бы то, что желаем. Чудесным же образом Он отстраняет повод, бывший от начала, для падений; повод же этот был: наблюдаемые в существах превосходство и инфериорность, и вследствие этого проистекают зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность. Так, начальник зла, возжелав быть не ниже ни одного из Ангелов, но в превосходстве быть равным Самому Творцу, первый в мире, без того, чтобы кто-нибудь предшествовал ему испытал ужасное падение; затем, одержимый завистью и нападая обманом, он и Адама стащил в адскую глубину, на основании подобной ему жажды к большему, и таким образом ставшего тяжким для восстановления и нуждающегося для своего воззвания в особом Пришествии Божием, которое ныне и совершилось, самому же себе раз и навсегда причинив неисцельное падение, как стяжавший гордыню не по преемству (от кого-либо прежде него бывшего), но ставшего само-зло и исполнение зла и предлагающий себя желающим участвовать с ним в зле... Итак, соблаговолив ныне упразднить основание для гордыни, которая губит [9] Его разумную тварь [10], Бог совершенно уподобляется ей: и так как по Своему естеству Он равен Самому Себе и неизменен [11], то делает, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себе и неизменной [12]. И каким образом совершает это? - Тем, что Самое от Бога Бог Слово, неизреченно истощив Себя [13] и снисшед с высоты (Своей) в человеческую худость [14], и соединив ее неразрывно с Собою, и смирившись и обнищав по нашему образу, сущее долу соделал горним; лучше же сказать: свел и то и другое во едино: Божество сочетав с человеческим естеством; и таким образом всем показал путь, ведущий к горнему, и этот путь - смирение: Самого Себя предложив днесь в пример людям и святым Ангелам.

5. На основании сего Ангелы ныне прияли непоколебимость (в добром устроении), научившись на деле от Владыки пути высоты и уподобления Ему, заключающемуся не в гордости, а в смирении; на основании сего люди обладают легкодоступным средством для благоисправления, познавая, что смирение является путем к восстановлению; на основании сего началозлобный, сущая сама гордыня, постыжден и низвержен: казавшийся раньше якобы твердо стоявшим и нечто представлявшим собою: как покоривший себе и увлекший с собою (жаждою к большему, возбужденной в них его действием), других же надеясь покорить чрезмерностью безрассудства, - теперь он представляется игрушкой, явно уличенный теми, которые были раньше злостно обмануты им. И ныне, когда родился Христос, он попирается теми, которые раньше находились под его пятой, которые ныне не высокомудрствуют (гордятся), как этот проклятый предлагал (Быт.3:1-5), но подражают смиренным, как это делами явил пример Спаситель, и путем смирения приобретают премирную высоту.

6. Ради этого, восседающий на Херувимах Бог (Иез.1:25,26; 10:1,2), на земле как Младенец предлежит сегодня; Невидимый для шестикрылых Серафимов, - не только естество Его, но даже и сияние славы Его вполне не могущих созерцать, почему и покрывают они крыльями свои лица (Ис.6:1,2), - ныне представляется земному зрению и предлежит плотским очам, став Плоть; Определяющий всему границы и ничем Неограниченный, объемлется сделанными на скорую руку и малыми яслями; Содержащий все и горстью делающий это солидным [15], малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается; Обладающий богатством неизждиваемых сокровищ, добровольно подвергает Себя такой нищете. чтобы даже не иметь себе места в жилище, - почему и вертеп принимает, и в таких условиях рождается Сущий Родившийся от Бога вне времени, безстрастно и безначально. И (о, какое чудо!), не только Своим рождением облекается в поверженное естество, Сущий одного естества с Высочайшим Отцем, и не только приемлет эту крайнюю нищету, родившись в убогой пещере, но сразу же, еще будучи во чреве Матери, воспринимает крайний приговор. бывший от начала, нашему естеству [16], и сочисляется и записывается с рабами Сущий естеством Своим Владыка всего мира, - всецело делая (земное) рабство ничем не бесчестнее (земного) владычества; лучше же сказать: являя рабов более заслуживающими чести, чем бывший в то время владыка [17], если только они будут внимать и покоряться Величию (Царству) благодати; потому что представляющийся тогда быть владыкою земли не причислил себя к Царю Небесному, но только - все подвластные его; и тогдашний владычествующий землей не вошел в их число; причислил же Себя к ним Небесный Владыка.

7. Праотец Давид в одном месте воспевает Богу по причине ныне Родившегося от его отечества: "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим" (Пс.118:73). Почему это он говорит? - Потому что только Создатель может даровать истинный разум. Человек же ощутивший и осознавший ту честь, которую наше естество прияло от Бога, быв руками Его создано по Его образу, вдумавшийся в Его человеколюбие, прибежит к Нему и послушает и научится заповедям Его; насколько же больше (сделает это), если осознает, по силам, великую сию Тайну нашего воссоздания и воззвания? Потому что, поскольку создав Своею рукою наше естество от земли и жизнь от Себя вдунув в него, Тот, Кто все остальное создал единым словом, - произвел его (это естество) как разумное создание, так и озаренное свободой воли, чтобы оно управлялось своими мыслями и по своему движению; сочетав же себя с советом лукавого, окраденное и бессильное устоять коварству (лукавого), оно не сохранило присущее ему достоинство, но соскользнуло в то, что противно - его естеству, то посему ныне не только Он рукою чудесно воссоздает его, но и удерживает его, не только Сам восприняв и подняв его от падения, но и непостижимо облекшись в него и нераздельно соединившись с ним родившись от женщины, Бог вместе и Человек, чтобы возвысить это же самое естество, которое Он создал в Праотцах (Адаме и Еве); воспринимает же это естество от Девы, дабы соделать нового человека.

8. Потому что если бы Он происходил от семени, то тогда бы Он не был Новым Человеком, и будучи ветхой чеканки и наследником его недостатка, не мог бы восприять в Себя полноту чистого Божества и стать Источником неоскудеваемого освящения, так чтобы преизбытком силы не только смыть осквернение оных Прародителей, осквернение происшедшее от греха, но также довлеть и для освящения последующих людей. Потому - как для постоянного напоения города, и то какого-нибудь очень большого города, не довлела бы имеющаяся в водохранилище вода, но необходимо, чтобы город имел в себе источник воды (потому что таким образом он никогда не сдастся врагам, вынужденный жаждой), так не мог бы довлеть для постоянного освящения всем ни человек, ни святой Ангел, так чтобы освящать всех путем общения с ними в приобретенной ими благодати, но необходимо - чтобы тварь имела в самой себе источник, так чтобы приобщающиеся к нему и пиющие от него, пребывали неодолимыми со стороны внедрившихся в ней немощей и недостатков. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь пришел и спас нас, ради нас став как мы Человеком, пребывая неизменным Богом. Потому что строя Новый Иерусалим и уже возводя Себе храм из одушевленных камней, и собирая нас в священную и всемирную Церковь, Он утверждает в ее основании - которое есть Сам Христос (Еф.2:20) - приснотекущий Источник благодати. Потому что полная Жизнь и владычнее и присносущное, всемудрое и всемогущее Естество соединяется с естеством, которое по неразумию было введено в обман и по немощи поработилось лукавому: и, вследствие неимения в себе божественной жизни, лежало в адских глубинах, - соединяется, дабы присвоить ему мудрость и силу и свободу и непрекращающуюся жизнь.

9. И посмотрите на непосредственные знамения сего неизреченного соединения и пользы, которая проистекает от сего и на тех, которые - далеко. Звезда спутешествует Волхвам, останавливаясь, когда и они останавливались для отдыха; и когда они движутся, она вместе с ними проходит путь, а лучше сказать: она сама их влечет в путь и призывает, начиная поход и предводительствуя им: когда они движутся, представляет себя в путеводительство, а во время, когда они дают передышку телу, и она уступает им и сама остается на месте, чтобы, если бы оставила их, не огорчить своим отсутствием от представления, что она оставила свое путеводительство их незаконченным; потому что, действительно, она не мало огорчила их, скрывшись от них, когда они пришли в Иерусалим. Почему же она скрылась, когда они пришли туда? - Дабы избавить от подозрения, по причине расспросов, глашатаев родившегося по плоти в то время Христа. Если же они и настаивали узнать от иудеев: где, по священным предречениям, рождается Христос? - однако в это время им опять явилась божественная звезда, научая нас этим уже больше не от иудеев искать сущее в законе и у пророков, но - стремиться к небесному учению, пришедшему с небес, чтобы нам не лишиться вышней благодати и светолития. Когда же они вышли оттуда (из Иерусалима), снова явившись, она обрадовала их и повела их, идя перед ними, "дондеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча" (Мф.2:9), конечно, вместе с ними поклоняясь Земному и вместе Небесному Младенцу. И она, поистине, их первых привела, как рождественский дар родившемуся на земле Богу; и по причине их ассирийский народ, согласно словам Исаии: "И будет в оны дни первый народ Богу Ассириане, и после сих Египтяне и третий - Исраиль" (Ис.19:1,23,24), - что, как вы видите, ныне сбывается: потому что поклонение от Волхвов сразу же сменилось на Его бегство в Египет; благодаря чему Он освободил египтян от идолов (Ис.19:1), а после возвращения оттуда, Он избрал достойный для Своего удела народ Божий из среды Израиля. И, вот, это ясно предвозвестил Исаия; сами же Волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну Тому, Кто Своею смертью, - символ чего была смирна, - даровал нам божественную жизнь, - образом чего был ливан, - и даровал нам божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы. По причине Родившегося сегодня и пастыри вместе с Ангелами составляют общий хор и тот же воспевает похвальный гимн и общую начинают песнь; не потому, что бы Ангелы взяли в руки пастырские свирели, но потому что пастыри были озарены светом Ангелов и оказались в среде небесного воинства и научаются от Ангелов небесному гимну, лучше же сказать: вместе небесному и земному. Потому что они вещают: "Слава в вышних Богу и на земле мир" (Лк.2:14). Потому что Обитающий в вышних и Держащий небесные высоты, ныне землю имеет Своим престолом, и славится на ней и в равной мере, как там (на небе) славится Святыми и Ангелами Его [18].

10. Но что за причина общего сего Ангелов и людей славословия и что это за многохвалебная и до такой степени радостная для пастырей и всех людей благая весть? "Се бо", говорит Ангел пастырям, "благовествую вам радость велию, яже будет всем людем" (Лк.2:10). Итак, что это и какая эта всемирная радость, возвещаемая евангельским гимном, говорящим: "Мир, в человецех благоволение", - выслушай до конца, и узнаешь. - Ибо Бог, Который разгневался на человеческий род и подвергший его страшным проклятиям, ныне пришел во плоти, имея Свой мир даровать им и примирить их с Высочайшим Отцем. Потому что Ангел возвещает пастырям: "Родился не нам, Ангелам, хотя ныне на земле Он бывает видим, Кого на небесах мы воспеваем, но вам, людям, т.е. - ради вас, а также и в вашем естестве родился Спаситель, Христос Господь, в городе Давидовом". - Что же желает присущее миру благоволение Божие? - Присущее миру, потому что: "мир", говорит Ангел, "благоволение в человецех". Случалось когда и раньше Он являл примеры мира к людям: потому что и Моисею Бог "глагола, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу" (Исх.33:11); и Давида Он нашел по Своему сердцу (Деян.13:22); и самому всему Иудейскому народу Он явил знамения мира, снисшед ради них на гору (Синайскую) и говорив к ним из среды огня и мрака, но - не в благоволении: потому что благоволение - угодная сама по себе и предшествующая и совершенная воля Божия. Итак, предшествующая и совершенная воля Божия в отношении к неким людям или одного из народов не заключается в (оказанном им) благодеянии, и оно не было "совершенным"; посему, как "сыновьями" Бог называл многих, Единый же есть Тот, "в Котором Его благоволение" (Мф.3:17); так и многократно Он даровал людям Свой мир; единый же есть оный мир, который заключает в себе также и Его благоволение, мир, который, благодаря Воплощению Господа нашего Иисуса Христа, дается как совершенный и неизменный всякому народу и всем желающим.

11. Такой, братие, мир сохраним в нашей среде, насколько это - в наших силах: потому что его мы восприяли как наследие от родившегося ныне Спасителя нашего и Дарователя нам духа усыновления, благодаря чему мы, воистину, стали наследниками Богу, сонаследниками же Христу (Рим.8:17). Будем в мире с Богом: делая угодное Ему, целомудрствуя, истинствуя, делая правду, "в молитвах и молениях терпяще" (Деян.1:14), "воспевающе и поюще в сердцах наших" (Еф.5:19), а не только губами. Будем в мире с самими собою: покоряя плоть духу и избирая образ жизни по совести и имея внутренний в нас порядок [19] мыслей благоустроенным и благоговейным; потому что таким образом мы погасим сущий в нас самих и подлинно междоусобный (внутренний) раздор. Будем в мире и друг с другом: "приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам" (Кол.3:13); и проявляя милосердие друг ко другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел до нас; потому что таким образом, Его помощью и благодатью вызванные от греховного падения и поднявшись высоко путем добродетелей, "будем иметь жительство на небесах" (Фил.3:20), на основании чего мы с надеждой ожидаем освобождения от тления (Рим.8:21) и наслаждения небесными и вечными благами, как чада Небесного Отца, что да будет всем нам получить в будущем во славе Пришествия и явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава во веки. Аминь.

 

Беседа на спасительное Рождество Пренепорочныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии [1]

1. Действительно, всякое время является удобным для того, чтобы положить начало спасительному образу жизни; и показывая это, великий Павел сказал: "Се - время благоприятно, се - день спасения. Отложим дела темная, и сотворим дела светлая; яко во дни благообразно да ходим" (Рим.13:11-13); не один какой-либо определенный час или день называя благоприятным для спасения, но (говорит, что) после явления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, всякое время является благоприятным для этого. Потому что, как с восходом чувственного солнца, для людей настает время для телесной деятельности, - как сказал Давид: "Возсия солнце, и изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера" (Пс.103:22,23); - так и когда воссияло нам во плоти Солнце Правды, после явления Его, всякое время представляется благоприятным для духовного делания, что тот же Пророк в ином месте являя, - после того, как сказал о Владычнем пришествии: "Камень, егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла", - привел: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Пс.117:22,24). Но при чувственном солнце, которое словно перебивается ночью, "изыдет", говорится, "человек на делание свое до вечера"; Солнце же Правды, будучи незаходимым, и, по слову Апостола, "не имущим пременения или преложения стень" (изменения и тени перемены. Иак.1:17), предоставляет благоприятность времени для духовного делания непрерываемой.

2. Если же долженствует выделить время более благоприятное из прочих, как, напр., и бывает время сеяния и время жатвы, время насаждения и время собирания плодов, и время всякой другой вещи, так и в отношении доброделания найдешь, что и относительно сего различно устраивается час. Сейчас - время осени, и в ней предпочтительное место занимает этот месяц (сентябрь), который служит для нас первым месяцем и началом года [2], когда и дело нашего спасения возымело свое начало, что мы и празднуем сегодня. Потому что сегодня нашего по благодати воззвания и воссоздания мы и совершаем это первое священное празднество и торжество, с которым начало сбываться все новое, и неизменное сменять временное подзаконное, и дух - букву, и истина - тени.

3. Потому что сегодня открылись новый Мир и чудесный Рай, в Котором воплотился и от Которого родился Новый Адам ради воссоединения древнего и обновления всего мира; Новый Адам, Которого не обольстишь, но Который Сам перехитряет обманщика (диавола) и дарует свободу тем, которые по причине обольщения (их диаволом) подвергли себя рабству греха. Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово; и слово - не в воздухе носящееся, но - Небесное; не - обреченное на исчезновение, но - внемлющих Ему похищающее от гибели; не - от движения человеческого языка, но - от Бога Отца превечно рождающееся. Сегодня видима бывает Одушевленная и Нерукотворенная Божия Скиния и Словесный и Духовный Кивот, воистину, нам "посланнаго с небес Хлеба Жизни" (Ин.6:32,33). Сегодня, как говорится в Псалме: "Истина от земли возсия" (Пс.84:11) - истинная Красота сущего от начала [3] человеческого благородства, - "и правда с небесе приниче", Та Правда [4], Которая и самого начальника неправды и сущего начала неправд изгнала, как неправедно осужденная и праведно осуждающая, и связавшая сильного в зле и сосуды его похитившая и переплавившая их и явившая их способными вместить в себе Божественную праведность; и таким образом, верою в Него [5] оправдав пленников греха, восприяла их для вечного пребывания с Собою; князя же зла, связав нерешимыми узами, предаст вечному и темному [6] огню. Сегодня произрос, предсказанный в пророчестве (Ис.11:2), "Жезл из Корене Иессеова", от Которого "Цвет изыдет"; Цвет, не подверженный завяданию, но и наше естество - увядшее и посему лишившееся неувядающего места наслаждения - снова призывающий и возводящий к цветению, и дарующий ему вечное цветение, и возводящий на небо, и вводящий в рай; Жезл же - при помощи Которого Великий Пастырь управил словесную паству на вечные пастбища; Жезл - опершись на Который наше естество, сложив с себя древнейшую дряхлость и немощь, легко шествует на небо, оставляя землю внизу для тех, которые склонились долу, как лишенные опоры.

4. Но - какой это Новый Мир, удивительный Рай, поразительная Книга, Одушевленная Божия Скиния и Кивот, Истина (воссиявшая) от земли, восхваляемый Жезл Иессеев? - Это - прежде рождества и по рождестве Приснодевственная Отроковица, Рождество Которой от неплодных родителей мы сегодня празднуем. Иоаким и Анна, живя друг с другом и будучи безукоризненными пред Богом, однако, от того, что были бесплодными, казались израильтянам достойными порицания. Потому что поскольку надежда на бессмертие еще не была присуща, то поэтому преемство рода казалось необходимейшим делом. Ныне же, когда родившаяся днесь Сия Дева, чрез Родившегося от Нее в девстве, даровала нам вечность, для нас нет никакой необходимости в преемстве чрез чадородие. Но для израильтян того времени многочадие казалось высшей добродетелью, а не имение чад - таковым великим злом, что и оных Праведников, вместо того, чтобы хвалить за добродетель, поносили за безчадие. Итак, эти Праведники, быв весьма опечаленными вследствие порицаний, и вспомнив Авраама и Сарру и иных, испытавших глубокую печаль по причине неимения чад, я затем приведши на ум лечбу [7], послужившую исцелением в такой великой скорби, и сами решили прибегнуть к Богу с мольбой. И, вот, целомудренный Иоаким удаляется в пустыню и здесь поселяется и подвизается в посте, воссылая к Богу мольбу о том, чтобы стать отцом; и не ослабел он в молитве и не удалился оттуда, прежде чем не воспринял исполнение своей просьбы. Со-целомудренная же Анна заключает себя в находящийся по близости большой сад и здесь с болезненным сердцем вопиет ко Господу: "Услыши меня, Боже отцев моих, и благослови меня, как Ты благословил чрево Сарры". - И услышал Господь и благословил их и обещал исполнить их прошение, и Свое обещание Он ныне привел в исполииение и даровал им Чадо, самое чудесное из всех когда-либо бывших, Самую Родительницу Творца всех, обожившую человеческий род и онебесившую землю, и соделавшую Сына Божия Сыном Человеческим, а людей - чадами Божиими, как безсеменно зачавшая в Себе и как Плотоносца неизреченно родившая Того, Кто из не сущего создал сущее и привел в благобытие и не допускает сему рассыпаться в небытие.

5. Но какая причина была тому, что Она произошла от неплодных ложесн? - Чтобы разрешить печаль и поношения родителей, а также чтобы предъизобразить имеющее благодаря Ней произойти разрешение печали и проклятия, постигших Праотцев человеческого рода. Как же и естество осмелилось бы сделать общим (и для иных детей) то чрево, в котором пробыла и из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество? Потому что почему бы (в таком случае) не явилась бы до Нее или после Нее Дева Матерь и Божия Матерь? - Но как прежде Нее и после Нее никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде ни позднее не был чревоносим иной плод. Поскольку же долженствовало, чтобы Божия Матерь была вместе и Девой, и то из рода Давидова и соответственно времени, предназначенному для нашего спасения, и это время приближалось и подобало предуготовить Деву, а в то время не находилось никого, кто был бы большим в добродетели, чем оная бездетная чета, ни кто был бы благороднее нравом и родом среди возводящих свой род к Давиду, то посему эти бездетные оказались предпочтены многочадным; как бы долженствовало, чтобы вседобродетельное Чадо было чревоносимо от многодобродетельных родителей, и Пренепорочная произошла бы от весьма целомудренных, и целомудрие, шедшее с молитвой и подвигом, получило плод - стать родительницей Девства, и то Девство, Которое нетленно плотию произвело Того, Кто прежде всех веков Божеством родился от девственного Отца. О, крылья оной молитвы! О, дерзновение, которое она обрела пред Богом! О, сердца эти, настолько непорочные, чтобы вознести такую молитву, предварившую таковое и таковое достигшую!

6. Но вы, о, священное собрание, слушатели моих слов, моя во Христе словесная паства и нива, принесите Божией Матери дар, соответствующий дню Ее Рождества, именно - совершение добродетелей и преуспеяние в них: мужие и жены, старцы с юношами, богатые и бедные, князи и подвластные, и вообще - все люди и всякий возраст и звание и ремесло и искусство! Пусть никто среди вас не будет бесплодным и неплодоносящим! Никто - сухим и неспособным воспринять духовное семя, но, наоборот, пусть ревностно примет небесное семя - спасительное слово - и от себя да содействует делом, чтобы принести небесный и богоугодный плод! Пусть никто не допустит началу доброделания заглохнуть! [8] Пусть никто не являет свою веру во Христа лишь на языке, потому что "не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное", говорит Господь (Мф.7:21), - "но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех"; и - "никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии" (Лк.9:62).

7. Девственницы и давшие обеты монашеской жизни, и вы, делающие добро девственному содружеству [9], взойдите, и вообще, все томлением покаяния достигайте того, чтобы жить с ним [10] одной жизнью. Ищите всего о Бозе чрез родившуюся сейчас ради нас Деву, в девстве родившую во времени во плоти Того, Кто прежде веков был рожден от девственного Отца; для Нее и от Нее воплотившегося единого Бога живя, на Единого Его взирая, Им Единым наслаждаясь, радуясь надеждой, в скорби показывая выдержку, настоятельницам оказывая послушание, служа одна другой, заботясь сохранять взаимный мир, в сосредоточенности и молитве и сокрушении души, в псалмах и пениях и песнях духовных постоянно пребывая, будучи непорочными и девственницами душею и телом и во всех чувствах и мыслях и всегда во всем обнаруживая духовный и девственный образ мысли и образ жизни. Потому что таким образом, как говорится в псалме, последуя в след за Богоматерью, вы и близ Нее будете и войдете в нерукотворенный храм Небесного Царя, в брачный чертог бессмертия, премирный и вечный.

8. И вы, сущие в супружестве, не отдавайте себя всецело этому миру; потому что и ради вас Сей новосозданный премирный воистину Мир, я имею ввиду - Богоматерь, Плод супружества, открылся сегодня. Сущие в старости, явите отвечающий старости образ мыслей, и не будьте (незрелыми) юношами в ваших мыслях и словах и делах, по плотски мысля и по плоти проводя жизнь. Юноши, подражайте мудрым и духовным старцам [11], таковых почитайте и таковым повинуйтесь, и не пребывайте в неведении относительно того, какая старость - "честна" и каким образом "молодость не бывает лишена достоинства [12] честной старости". Если же вы находитесь в неведении, вопросите Премудрого Соломона, и вы услышите: - "Седина есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно" (Прем. 4:9). Те, которые приобрели какой избыток в земных сих и мимотекущих и непостоянных и легко переходящих от одних к другим благах, подаянием их позаботьтесь стяжать себе вечную жизнь; "Яко не от избытка кому живот его есть от имения его" (Лк.12:15) [13]. Те, кто испытывают нужду и в самых необходимых вещах, богатейте терпением и благодарением Бога, чтобы быть причисленными Им к ублажаемым нищим, и вы наследуете царство небесное (Мф.5:3). Князи, "суд праведен судите" (Зах.7:9) и не пользуйтесь силой против ваших подвластных; покажите к ним не столько даже справедливое, сколько отеческое отношение, памятуя, что вы с ними одного рода и со-рабы [14]. И не идите против подчинения Церкви и ее учения: потому что они являются утверждением благонамеренных людей. Подвластные, считайте своим долгом в отношении властей исполнять только то, что не служит препятствием обещанной надежде на небесное царство [15].

9. Вообще все, как раз теперь принесите празднуемой ныне Деве наипрекраснейший и наиболее свойственный Ей дар: - ваше освящение и непорочность тела, приобретенные воздержанием и молитвой. Посмотрите все, как целомудрие и пост и сокрушенная молитва, сойдясь вместе, явили Иоакима и Анну родителями Сосуда Божия, Сосуда настолько избранного, чтобы (возмочь) пронести не только Божественное имя, - как это позднее относится к Павлу (Деян.9:15) - но и Его Самого, Кого и "имя - чудно" (Пс.8:1). И если мы будем крепко держаться также и иных добродетелей и молитв, прилежно и постоянно пребывая в храме Божием, то и мы обрящем усокровищественную нам чистоту сердца, вмещающую и являющую нам Бога (Мф.5:8). Так и Исаия называет ее (чистоту сердца) и, бывающее благодаря ей, расположение от души к Богу, "приятым во чреве духом спасения", обращаясь к Богу (со следующими словами): "Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли" (Ис.26:18). Видите, как бесплодные и нерождающие души становятся благочадными? [16].

10. Но к сказанным словам Пророк прибавляет, говоря: "Не падемся, но падутся вси живущии на земли", т.е. - вращающиеся в земных помыслах и страстях. Итак, если мы пожелаем, братие, сделать нашим домом не землю - а небо, и не падать на землю и в пресмыкающийся по земле грех, но возжелаем непрестанно простираться к божественной высоте, - то убоимся Бога, отступим от зла, чрез добрые дела обратимся к Нему, потщимся путем воздержания и молитвы вычеркнуть в себе дурные навыки и внутренние помыслы переменить на лучшее (более достойное), и дух своего спасения, по выражению Пророка, переболеть и родить, имея призываемой Помощницей Ту, Которая ради молитвы и богоугодного образа жизни Ее родителей, была дарована им сегодня; Которая и родителей печаль переменила (на радость) и сняла праотеческое проклятие и прекратила болезнь Праматери, безболезненно в девстве родивши Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Беседа на четвертое воскресенье Евангельских чтений по Луке, говорящее: "Изыде сеяй сеяти семене своего"; в ней же говорится и о том, что прежде этого сеяния, для того, чтобы оно было успешным, нам надлежит добрыми делами украсить свою душу [1]

1. Господь наш Иисус Христос выбрал Своих Учеников не из числа премудрых [2], не из числа знатных, не из числа богатых или славных, но - из рыбаков и делателей палаток [3] и бедных и необразованных, чтобы как бы показать всем, что ни бедность, ни необразованность, ни скромность положения, ни иное что из этих вещей, не является препятствием для стяжания добродетели и познания божественных словес и таин Духа, но что - и более бедный человек и занимающий более скромное положение в мире и менее образованный, если покажет желание и подобающее обращение к добру, может не только постичь божественное учение, но, по благодати Божией, и сам стать учителем для других; а то, что препятствует пониманию и восприятию духовных наставлений, это наше нерадение и погоня всеми силами за временными и житейскими вещами и, на основании сего, нежелание уделять ни времени ни места слушанию и обдумыванию и приведению на память выслушанных (в церкви наставлений), ни - позаботиться о будущем и вечном.

2. Наиболее обнаруживается это из читающегося сегодня Евангельского текста. Так, после того, как Господь говорил народу в притчах, приступили к Нему наедине Его Ученики, желая узнать цель и смысл произнесенной тогда притчи, и вопросили Его, по какой причине Он говорит народу притчами, которые не легко растолковать. На это Господь ответил им: "Вам есть дано ведати тайны царствия Божия: прочим же в притчах: да видяще не видят, и слышаще не разумеют" (Лк.8:10). Кто-нибудь дерзновенно мог бы возразить Христу: "Что это значить, о, Владыко? - Ты, Единый Возраститель всех ("апантон Проагоревс"), единый Владыка и Промыслитель всех, Единый общий Отец, Единый общий Спаситель. Свет для находящихся во мраке неведения, Свет - "иже просвещает всякаго человека грядушаго в мир" (Ин.1:9), и, вот, Ты просвещаешь только избранных Твоих Учеников; прочим же говоришь неясно, так чтобы они не поняли и поэтому не просветились?" - "Да", говорит Он, "только по Моему собственному желанию Я создал в этом мире живого человека; пришел же Я в мир не для того, чтобы уничтожить то, что было испорчено, но для того, чтобы оживить творение Моих рук; но насильно Я никого не принуждаю; считаю же достойными просвещения и заслуживающими его только тех, которые, по своему свободному выбору и желанию, стремятся осуществить на деле спасительное знание. - "Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзается" (Лк.11:10). Тем не менее, по Моему превосходящему человеколюбию, Я обращаюсь и к тем, которые не обладают этим добрыми душевными качествами, хотя и не говорю им с той же ясностью, с какой обращаюсь к вам, для того, чтобы и этим побудить их и обратить к тому, чтобы они проявили желание научиться, а затем искали бы и на деле исполнить преподаваемое им учение. Потому что таким образом будет дано и им познать тайны царства Божиего. Вам же, наедине вопрошающим Меня с большим усердием, дано их знать, чтобы уже и в дело привести ваше знание. Потому что знание прекрасно не само по себе, а тогда, когда оно осуществляется на деле, представляя как бы результат его. - "Не слышателие бо", говорится; "но творцы закона оправдаются" (Рим.2:13).

3. Итак, видите, братие, что наша собственная леность и нерадение являются причиной того, что мы не постигаем, не воспринимаем легко священное учение? Это вашей любви говорю ныне и я, по судьбам ведомым Богу, поставленный быть учителем среди вас: если кто не поймет во всем смысл того, что я учу в церкви, пусть он придет и наедине спросит, и он получит более ясное объяснение и в дело приведет услышанное - при содействии ему со стороны Бога, дающего мне слово "во отверзении уст моих", а также ради его такового усердного искания.

4. Исследуем же эту притчу от начала ее. "Изыде сеяй сеяти семене своего". - Прекрасно благодать Духа установила, чтобы как раз сейчас в это время в церквах во всеуслышание читалась эта притча: потому что сейчас время посева и большему числу людей предстоит забота посеять в землю семена, которые и сами произросли из земли. Сеющий же в землю годичные зерна, поскольку сеет тленное - и не произрастающее, если не истлеет - конечно, и тленное пожнет и соберет в виде урожая, то что послужит для временного состава тела, которое вскоре и само разрушится. Научимся же на основании этой притчи: какие это духовные и нетленные семена, какое это время сего сеяния, и кто это сеющий их, и какая это земля, принимающая их, так чтобы нам трудиться не только в надежде на жатву, имеющую снабдить нас временными плодами, но и будем делать все в надежде на жатву, имеющую дать нам вечную жизнь. "Изыде бо", говорить Христос, "сеяй сеяти семене своего". Кто этот сеятель? - Сам Господь, предсказавший о Себе устами Псалмопевца: "Отверзу в притчах уста Моя" (Пс.77:2). Но откуда вышел Тот, Кто присутствует везде? - Опять же Он Сам о Себе возвещает, говоря: "Изыдох от Отца и приидох в мир" (Ин.16:28). Изшел от Отца и от Отеческих недр нераздельно, и пришел в мир, сущий в мире и "чрез Котораго мир начал быть" (Ин.1:10), и снизшел с небес на землю (Ин.3:13), Наполняющий небо и землю; так что "исхождение" Единородного Сына Божиего и снизшествие Его с небес не иное что означает, как явление Его во плоти и истощание Его с неизреченной высоты Божества до пределов человеческого естества.

5. Итак, Он таким образом вышел "сеять Свое семя". Что это за семя? - Слово учения, словеса жизни вечной, наставления бессмертия, обещание пакибытия, Евангелие царства небесного. Это и есть Его семена. Потому что Он Сам о Себе говорит: "Словеса, яже Аз глаголю, дух суть и жизнь" (Ин.6:63); и Петр обращается к Нему: "Словеса жизни вечныя имаши" (Ин.6:68). Итак, это семя принадлежит только Ему, и только Он - Сеющий его непрестанно и, чрез это семя, являем бывает Сам Сущий Бог всех. Потому что всякий учитель и благовеститель и проповедник Благочестия и благочестивого образа жизни, сеет и сам словеса жизни, слово евангельского и небесного учения, но послужив на своем веку по воле Божией, уходит, как и до этого не был; слово же спасения, которое, уча, он сеет, это - не его, но принадлежит Богу, Который содействует ему и "дает слово во отверзении уст его" (Еф.6:19). Господь же наш Иисус Христос, Сущий истинный Бог, имеет сие семя жизни вечной, как принадлежащее Ему, и Сам Он - всегда Сеющий и посредством закона, заложенного в природу вещей, и посредством закона, данного в писанном виде Израильскому народу, и чрез вещания Пророков, и позднее - чрез Евангелие благодати. Временем же сего сеяния [4] является вся жизнь каждого отдельного человека, и особенно это относится ко времени, наставшем после Его Первого Пришествия и простирающемся вплоть до окончания всякого времени [5]. Время же жатвы сего семени принадлежит ожидаемому Второму Пришествию и явлению Господнему, почему и Апостол говорит, что "о надежде должен есть оряй орати" (1Кор.9:10) [6] и "сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный" (Гал.6:8); и Псалмопевец-Пророк говорит: "Сеющии слезами (ныне), в радости пожнут (тогда) (Пс.125:5) [7].

6. Вышел, таким образом, Господь, чтобы сеять Свое семя. Куда сеять? - В сердца человеческие: потому что они и являются теми нивами, которые восприемлют духовные семена. Но одни из них уподобляются дороге, словно попираемые и давимые дурными мыслями и страстями и заправилами их - злейшими бесами; другие же уподобляются каменистой почве, это - те, которые вследствие малодушия и огрубения не могут вырастить до конца семена учения и, благодаря им, принести плод для вечной жизни [8]: а некоторые уподобляются земле, на которой растут терния, как следствие погони за деньгами и богатством и временными наслаждениями [9] и всем тем, что от этого произрастает. Итак, вследствие того, что в отношении человеческих сердец наблюдаются большие различия, "изыде", говорится в притче, "сеяй сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позабоша е (его)". - Одно из семян, - говорит Он, - упало при дороге: т.е. в сердца сущие или вне правого пути Господни (Деян.13:10), почему оно и было попрано проходящими по бездорожью лукавыми бесами, или - при их дурной дороге, почему и птицы небесные, т.е. находящиеся в воздухе злые духи, поклевали его и истребили, и таким образом эти люди как бы сравнялись с теми, которые вообще не слышали слово Божие: потому что "упавшия при пути это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись" (Лк.8:12). - "А другое паде на камени"; а по Матфею: - "на каменистыя места" (Мф.13:5): т.е. в сердце отвердевшее и жестокое, которое не может принять внутрь себя слово и прочно удержать его в себе и как бы укоренить; посему, говорит Господь, "оно засохло, ибо не имело влаги", т.е. короткое время оно жило и даже цвело [10], а затем, встретившись с некоторыми искушениями (или: огорчениями), погибало, не в силах дойти до созревания, по причине нетвердости душевного устроения у приявших его. - "Упадшия на камень", говорит Он, "это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которыя не имеют корня, и временами веруют, а во время искушения отпадают". "Другая же падоша в тернии": т.е. в сердца, полностью приверженные телесным, временным и житейским вещам и погруженные как в связанные с ними заботы, так и в проистекающие от них наслаждения. "Упадшее в терние", говорит Он, "это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода".

7. Таким образом, исключив и отвергнув не внимающих учению Божественного Духа, каковыми являются сущие при дороге, а также тех, которые хотя и внемлют, но на короткое время, которые - подобны каменистой почве, и тех, которые, хотя и принимают и удерживают в области ума, но по причине богатства, славы и наслаждений, приводят к тому, что оно глохнет (потому что это и есть каменистые места) [11], Он затем чрез притчу вводит и представляет некоторые достойные уважения сердца, говоря: "Другое же паде на земли блазе": т.е. в душу, имеющую прекрасное и доброе расположение, которая горячо и принимает и удерживает в себе слово учения, не допуская возникновению пути, которым бы вошли враги ее спасения, и в терпении твердо хранит его, держась слышанного для доблественного перенесения искушений, и совершенствует его, устраняясь от любостяжательного и построенного на искании удовольствий и расслабленного образа жизни, и приносит плод, как говорит божественный Марк, "восходящ и растущ, и приплодоваше на тридесять, и на шестьдесять, и на сто" (Мк.4:8), что можно было бы сравнить с состоянием рабства, наемничества и сыновства. Потому что истинно-приступающий к Богу, сначала, действительно, бывает как бы подотчетный раб по причине прежнего своего непокорства и непослушания; затем, побыв в состоянии раба, добивается платы (т.е. вознаграждения от Бога за свой покаянный труд [12]), преуспев же в любви, он уже становится, как сын, сделав добродетель как бы своей второй природой и, можно сказать, без принуждения оказывая послушание Небесному Отцу [13]. Будем стараться, братие, или 1) стремиться к состоянию божественного сыновства, путем любви к Богу и освобождения себя от всего земного и телесного [14], молитвой же постоянной и псалмопением и ничем неотвлекаемой сосредоточенностью или 2) быть сочисленными с наемниками Божиими, успешно сохраняя при подвиге воздержание во всем; или 3) стать причисленными к рабам Божиим, оплакивая прежние грехи; потому что тот, кто совершенно не принадлежит ни к одному из трех состояний, тот стоит и вне числа спасающихся.

8. Но "сия глаголя Господь возгласи", говорится, "имеяй уши слышати, да слышит". Не в том смысле, что не все люди имеют уши, но в том смысле, что не все имеют их для слышания спасительного слова. Поскольку же и "ум видит и ум слышит", по выражению уважаемого Пифагора, то внимающие с умом и сознанием, это - те, "которые имеют уши, чтобы слышать". Если же и "разум благ творящим и" (Пс.110:10) [15] и слово познается по делам [16], то, следовательно, тот имеет свои уши слышащими, кто не просто слушает, но и слушается и старается слышанное привести в дело. Обратим же внимание, братие, молю, прежде всего на то, что Господь не сказал, что Он вышел пахать словесные нивы, ни плугом рассекать дважды или трижды, ни исторгать корни диких трав, ни уравнивать почву, то есть - предукрасить (приготовить) наши сердца и помыслы, но, говорит, непосредственно "вышел сеять". Почему это так? - Потому что прежде сего (Христова) сеяния с нашей стороны, нам надлежит предукрасить, приготовить для сего нашу душу. Поэтому и Предтеча Евангелия Благодати, предварив, великим гласом увещевал, говоря: "Уготовайте путь Господень, правы творите стези Его" и "Покайтеся. приближи бо ся царствие небесное" (Мф.3:23). Приготовление же и начало покаянию заключается в самопорицании, в исповеди и в воздержании от зла. Но и сверх того, он угрожает тем, которые не приготовили себя таким образом, чтобы принести плоды, достойные покаяния: "Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо" (10). Отсечение же есть приговор Божий тем, которые не каясь грешат, приговор, согласно которому, исторгнутые как из здешней, так и будущей жизни, они отсылаются в неугасающую, увы, геенну огненную.

9. Итак, будем каяться, братие, и покажем плоды достойные покаяния: каждый отступим от своих лукавств (грехов и зла); научимся благолепно говорить и хорошо поступать; сделаем себя готовыми для восприятия небесного семени, слова жизни; удержим язык свой от зла; какого? - от празднословия, бранных слов, осуждения; - и уста свои от коварных слов (Пс.33:14), лжи и пустословия. Возможно, что это и есть те, упомянутые в притче Господней о сеятеле, птицы небесные, которые пожирают и уничтожают доброе семя. Потому что всякое слово является как бы летающим в воздухе существом, почему слова и назвали "крылатыми" (выражение Гомера в "Илиаде"). Дурное же слово, испускаемое устами из дурного сокровища сердца, как бы из некоего гнезда, лишает душу святости; почему Господь и говорит в ином месте: "Исходящее из уст, то сквернит человека" (Мф.15:11). Итак, "слово гнило да не исходит из уст ваших" (Еф.4:29); но пусть исходит такое слово, которое пригодно для назидания слушающих. Пусть никто из вас не будет до такой степени приверженным к житейским вещам, чтобы из-за них как бы окаменеть, будучи не в силах открыть уши и сердце для росы учения Духа. Потому что какая причина тому, что земля приняв дождь размягчается, становится влажной и тучной, а глина так и остается окостеневшей, сухой и твердой? - Не потому ли, что земля согревается солнечными лучами, но не сжигается ими, почему и имеет отверстые поры для принятия дождя, а глина - от общения с сильным жаром обжигаемая, имеет в глубине поры настолько плотно сжатыми и закрытыми, что не может воспринимать дождь, хотя бы он и был самым легким? Так и всякий находящийся во власти телесных и земных и житейских вещей, весьма и постоянно отвердевает свое сердце и, прежде обращения в землю умертвив свои мысли [17], делает то, что учение от Бога остается в нем неощутимым (бездейственным); пользующийся же этим миром, как бы не пользующийся, согласно увещанию Апостола (1Кор.7:31) [18], тот будет готов и к исканию небесного и к сознательному слушанию и деланию со тщанием и рвением; и не только он таким образом будет слушать, но и сохранит в себе и обратит в дело, так чтобы, уподобившись верному и благоразумному рабу, удостоиться и быть ублаженным от Господа, говорящего: "Иже слышит словеса Мои, и творит я (их), уподоблю его мужу мудру" (Мф.7:24).

10. Расслабляющий себя чревоугодием и излишеством в напитках и наслаждениями и опьянением, пусть больше уже этого не делает; если же он не оставит сего, то напрасно принимает небесное семя, слово учения: потому что он не сможет явиться плодоносной нивой для Бога. Все вы видите, что когда бывает слишком много влаги на посеянных полях, они не в силах бывают принести плода; так как же сердце, погруженное в удовольствия и опьянения, возможет явить плод? Павший в какую-нибудь блудную скверну, да обратится и отступит от нее и да очистит себя покаянием. "Еда падаяй не востает? или отвращаяйся не обратится?" (Иер.8:4) [19]. Потому что, если он валяется в этой грязи, то, прияв, каким образом удержит у себя неповрежденным божественное миро, драгоценную жемчужину, я говорю - спасительное слово? Жемчуг не дается свинье и сущие в здравом рассудке не смешивают миро с грязью: потому что, если бы кто вылив его, смешал с грязью, или же заключил в нечистый сосуд, в одинаковой мере привел бы в негодность и уничтожил это миро. И хотя божественное миро - не уязвимо, однако, если, будучи приведенным в негодность, оно потерпит ущерб, то за это пострадает тот, кто принял его и вместе с тем не позаботился о том, чтобы отступить от нечистоты. Излишествующий [20] пусть больше не позволяет себе излишеств, но пусть из своего имущества уделит неимущим. Потому что, если не сделает этого, он не избежит Божиего гнева; не избежав же Божиего гнева, как примет он божественное семя? Потому что вопрошающим, каким образом нам избежать грядущего гнева? Иоанн, Предтеча Господень, ответил: "Имеяй две ризе, да подаст не имущему, и имеяй брашна, такожде да творит" (Лк.3:11). И вообще каждый из вас, какие в себе, по причине страстной и любящей удовольствия жизни, вскормил тернии и шипы греха, пусть, путем покаяния, вырвав с корнем, выбросит их. Таким образом он украсит себя и приготовит себя к восприятию спасительного семени и, прияв, возрастит и принесет плод - вечную жизнь, ради которой достоит пожертвовать не только плотскими стремлениями, но, если было бы необходимо, и самую душу отдать. Потому что таким образом мы и Владычним стопам последуем и будем участниками славы во Христе и царства, во веки пребывая с Ним и сопрославляясь.

11. И Свидетелем сего нам является неописуемый Верх Мучеников, Чудотворец и Мироточец Димитрий, к иконе которого припадают цари и священники и, радуясь, обступают (раку его мощей), потому что и жизнью своей и словом и страданиями он последовал стопам Христовым. Ему и приемлемым восхвалителем и участником предвозвещенного уже празднества будет не просто всякий человек, но тот, кто путем покаяния подготовил себя для этого. Потому что тот, кто удалился от всякого вещественного пристрастия и до такой степени явил себя - по выражению Апостола Павла (2Кор.2:15) - "Христовым благоуханием", что и гроб свой, после перенесенных им подвигов, показал источником благоуханнейшего мира, - как допустит праздновать и совоспевать такого человека, который дышет (исполнен) страстной материей и носит в себе запах неизлечимых ран грехов? - "Не красна похвала мучеников во устех грешников" - по Писанию (Сир.15:9). Следовательно, предпразднуя, будем и предочищать себя для наступающего главного дня праздника Великомученика, чтобы при воспоминании его борений за Христа и до борений образа его жизни по Христу и по завершении подвигов принятия победных венцов от Христа, духовно веселясь и сорадуясь ему, нам восприять это [21] как залог [22] уповаемой нами на небесах совместной жизни с вечно-радующимися, что да будет всем нам получить по молитвам соотечественного хранителя нашего города и Христова Мученика, во славу Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова [1]

1. Слово, содействующее спасению для ваших душ, можно сравнить с семенем. Как земледельцы плугом приведя в порядок землю, затем метают в нее семена, так и мы должны самих себя предукрасить и предуготовать для принятия небесного семени, т.е. - слова учения. Потому что мы не являемся некой бездушной и бесчувственной землей, так чтобы со стороны других быть приготовленной и приять семена, но мы являемся одушевленной и одухотворенной и разумной Землей. Посему долженствует, чтобы и с нашей стороны она была приготовлена, путем покаяния, для приятия небесного семени. Но, разрешите, я вам представлю: в чем заключается начало покаяния и украшения души; это - то, что и приходившие креститься от Иоанна, сделали со своей стороны. Потому что, как говорит Евангелие: "Исхождаху и крещахуся во Иордане, исповедающе грехи своя" (Мф.3:5). Таким образом, исповедь своих грехов является началом сего украшения души, а это - то же, что сказать: покаяния и приготовления, знака, что человек восприял в себе спасительное семя - слово Божие, сильное спасти наши души. Посему и производится земледельцами борожение земли, чтобы вырывая из недр земли корни диких растений, сделать ее способной принять наши семена и насаждения. Это самое производит и исповедь при духовном [2] борожении сердца: она выкапывает и исторгает тайные и дурные страсти, и делает его приготовленным к принятию священных семян и благоприятным для плодоприношения и возделывания добродетелей; как земля, вот, после Адамова преступления стала родительницей терний и волчцев и прочих непотребных трав, так и сердце человеческое стало родителем постыдных и дурных страстей и мыслей и, возникающих из этого, грехов.

2. Поэтому необходимо, чтобы каждый из вас, братие, имел духовного отца и приступал к нему с доверием, и смирял себя пред ним и открывал ему свои дурные страсти, и радушно принимая духовное врачевство, с корнем исторгал из души терния и волчцы грехов, которые каждый из вас вскормил в себе страстной и любящей наслаждения жизнью, - и таким образом (сделав это), предоставил свой слух слушанию духовного учения и покорился тому, что мы, ради общей пользы, проповедуем и предлагаем, и посредством, подаваемого нами, прощения и благословения, примирился с Тем, Который, по несравненному морю человеколюбия, склонил небеса и сошел на землю и влагает в сердца послушествующих Ему слова жизни и спасительные семена. Так что пусть никто из вас не отступает от сего начала покаяния; потому что, как затем вместит их и преуспеет, если он не воспримет начаток покаяния?

3. Особенно же необходимо к этому всем вам иметь тщание теперь: потому что сия четыредесятница дней дана нам Богоносными Отцами для предъочищения, после чего приносит годичный праздник Рождества во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда в обычае, можно сказать, всех христиан причащаться Святаго Тела и Крови Его и в силу этого соединиться с Ним и божественным образом стать с Ним един дух и единое тело. Потому что, если без исповеди и последующего покаяния, как слово выше показало и затем еще представит, человек не будет достоин приятия даже божественных слов, то каким же образом кто воспримет в себе Кровь Христову и Тело, без того, чтобы предъочиститься исповедью и, соответственным прегрешениям, покаянием? Посему и великий Павел свидетельствует и наставляет, говоря: "Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня" (1Кор.27:28), т.е. не распознавая, что Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обремененном грехами. Потому что если не допустимо простирать к Христу руки и молиться тому, у кого они не чисты от грехов, а также тому, кто предварительно не отстранил от себя всякую ненависть и связанные с этим размышления (это также являет Павел, говоря: "Хощу, да молитвы творите на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления" 1Тим.2:8); и если мы не имеем дерзновения к Богу, если только не стяжем неукоряющую нас совесть, как говорит возлюбленный Христу Богослов: "Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу" (1Ин.3:21), то каким образом в нас самих возымеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путем исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая ее творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния? Или, вот, твой дар Бог не принимает, если только не будешь чист сам ты и твой дар (и это Он показал тем, что в древности не принял дар принесенный Каином, но сказал ему: "Аще право принесл еси, право не разделил еси" - Быт.4:7) [3]; вот, по ветхому закону запрещено было в Дом Божий приносить в жертву деньги, полученные как плата блудницы (Втор.23:19); и чрез Евангелие Он позднее возвестил: "Шед", говоря, "прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой" (Мф.5:24); тебе же Свой великий Дар - Свое Тело - ужели Он даст, не очистившему себя исповедью и покаянием? Что скажешь? Бог не желает, чтобы и уставы Его возвещались нечистыми устами; "Грешнику рече Бог", говорится в Псалме, "вскую ты поведаеши оправдания (уставы) Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими" (Пс.49:16). Итак, Он не допускает завет Его принимать в нечистые уста; ужели Свое Тело Он даст таковым (нечистым) устам?

4. Поэтому очистим, братие, и тело и уста и мысли, и в любви и с чистой совестью приступим; потому что если мастера по металлу, по меди и по золоту, приплавливая к меди золото или серебро или нечто такого рода, намереваясь, благодаря блеску драгоценного металла, прибавить внешнюю яркость (медному изображению), сначала, в процессе очищения, соскабливают с меди всякое загрязнение, - то насколько более долженствует нам, намеревающимся лучшим образом озолотиться, лучше же сказать - обожиться, - предварительно очистить себя от всякой скверны плоти и духа? Потому что не только внешность мы делаем светящейся, как это обстоит дело с позолоченной медью, но - и всего внутреннего человека. Таким образом предварительно смыв с себя скверны, сущие в глубине души, приступим. Потому что таким образом мы придем во спасение. Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия [4], мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам. "Иже Сына Божия поправый", говорит Апостол, "и Кровь заветную скверну возмнив, и Духа благодать укоривый" (Евр.10:29). Так, разорвавший царскую порфиру и запачкавший ее, конечно, подвергнется наказанию; также - выливший какое драгоценное благоухание в грязь, или же заключивый его в зловонный сосуд, одинаковое сделал зло. Божественный Дар, конечно, не терпит ущерба: потому что он - неуязвим; но он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял его.

5. Итак, путем покаяния. сделаем себя достойными (причащения Святых Таин); лучше же сказать: путем покаянных дел, принесем себя Могущему сделать из недостойных достойными; и таким образом с надеждой и непостыждающей верой приступим, помышляя не только о видимом, но и о невидимом. Потому что Сей Хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества; и являя это, божественный Павел сказал: "Обновил есть нам путь новый и живый завесою, сиречь плотию Своею" (Евр.10:19-20), и ею жительство наше возводится на небо: потому что там пребывает Сей Хлеб; и мы входим в истинная Святая Святых благодаря в непорочности принесенной жертве Тела Христова. "Да приступаем, братие, истинным сердцем во извещение веры" (Евр.10:22). Называется же Св. Причастие "Тайнами" по той причине, что это - не только то, что мы видим, но и - нечто духовное и непостижимое; потому что это именно и говорит Господь: "Дух есть иже оживляет, плоть не пользует ничтоже" (Ин.6:63); если же ты смотришь только на то, что явно - видно, то никакой пользы ты не приобрел; если же взираешь на дух, т.е. предлежащий Сей Хлеб видишь духовным образом, то, причастившись, ты оживотворишься. Потому что Он - "не гиблющее брашно, но Брашно пребывающее в живот вечный" (Ин.6:27), Хлеб истинный, Который сходит с неба, живой и дарующий миру жизнь (Ин.6:33); не вкушающий от Него не будет жить; вкушающий же будет жить во век, не только воскреснув, но и избежав наказания (муки) и получив вечнующее царство. Так, вот, об Этом Хлебе не только во время Тайной Вечери Господь сказал Своим Ученикам, но и открыто уча в синагоге, ясно предвозвестил, говоря: "Хлеб, егоже Аз дам вам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира" (Ин.6:51); и затем: "Аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, имать живот вечный" (53). О, чудо! Ах, какое величие любви, которую Бог богато излил на нас! Возродил нас Духом, и мы стали единый дух с Ним, как говорит Павел: "Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем" (1Кор.6:17).

6. Итак, дабы не только по духу, но и по телу мы были одно с Ним, - плоть от Плоти Его и кость от Костей Его, - Он, посредством Сего Хлеба, даровал нам соединение с Ним. Потому что, действительно, всякая любовь достигает своего исполнения в соединении любящих друг друга; начало же свое берет на основании подобия (сходства) между ними: почему и существует это древнее, общераспространенное изречение: "Где - сходство, там и - любовь" [5]; любовь брачного союза представляется имеющей нечто больше в этом отношении, чем остальные виды любви. - "Сего ради оставит человек отца своего и матерь", говорится, "и прилепится к жене своей: и будета оба в плоть едину" (Мф.19:5); "Тайна сия велика есть", говорит божественный Павел, "аз же глаголю во Христа и во Церковь" (Еф.5:32). Здесь говорится "прилепится" и "в плоть едину", но не - и в дух един; мы же не только тесно прикасаемся, но и, чрез причащение Божественного Сего Хлеба, соединяемся с Телом Христовым, и не только становимся единое тело, но - и единый дух со Христом. Видишь ли, что превосходное величие любви Божией к нам сбывается и обнаруживается в преподаянии [6] Хлеба и Сей Чаши? - Поэтому, как говорится в Псалме: "Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси" (Пс.39:7).

7. О, какое многообразное и непостижимое общение! Христос стал Братом нашим, "приискренне приобщився нам плоти и крови" (Евр.2:14), и тем самым уподобившись нам: рабов Он возымел Своими родственниками, искупив их Сею Кровию; соделал нас Своими друзьями, удостоив нас возвещения Сих Его Таин; связал нас с Собою и обручил Себе, как Жених невесту, чрез причащение Сей Крови, во едину плоть став с нами. Но и Отцем нашим Он стал в силу божественного крещения в Него, и кормит Своею грудью, как грудных младенцев кормит любвеобильная мать; и что еще больше и удивительнее, - не только вместо молока, кормит Своею Кровию, но - и Своим Телом, и не только Телом, но - и духом, данное Им нам благородство всегда сохраняя неуменьшенным, и возводя к большей любви и дая исполнение сия в том, чтобы не только видеть Его, но и касаться и наслаждаться, и внедрять в сердце и удерживать в себе, каждый в отдельности, в наших душах: "Приидите", говоря, "ядите Тело Мое, пийте Кровь Мою, желающие иметь вечную жизнь, чтобы таким образом вам не только быть по образу Божию, но и стать богами и вечными и небесными царями, облекшимися в Меня, Царя и Бога, страшными для демонов, восхитительными для Ангелов, возлюбленными же сынами Небесного Отца, присноживущими, цветом сынов человеческих, приятной обителью Высочайшия Троицы"; потому что если (только лишь) образ Сего Тела оправдал Адама (Быт.14:18); если (только) образ Сей Крови сохранил в живых первородных Израиля в Египте (Исх.12:23); если образ Сей Крови освятил оную древнюю Божию скинию (Исх.40:10); если образ Сей Крови и самая Святая Святых очистил и освятил и явил местом Божиего имени на земли и произвел священников и первосвящ. и помазанников Божиих; если таковое соделал прообраз, то что не совершила бы Сама Истина?! Если без образа Сей Крови Аарон не входил во Святая Святых, то и нам будут недоступны небеса, если только мы истинно не причастимся Сия (Крови); и без сего мы не возымеем обители на небесах, ни сами не станем обителью Бога Небесного, ни - жертвою живою, святою, угодной Богу; потому что только по причине Ее (Крови Христовой) мы возымели доступ (на небо). - "Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление?", говорит царь и пророк Давид (Пс.29:10).

8. Поэтому к Крови Божией примешаем нашу кровь, чтобы этим уничтожить сущую в ней тленность: потому что в Сей Крови заключается великая и невыразимая польза. Она нас вместо ветхих делает новыми, и вместо привременных - вечными; Она нас соделывает бессмертными и присноцветущими, как "древа насажденная при исходищах вод" (Пс.1:3) Божественного Духа, от которых собирается плод в вечную жизнь. Так, из рая возник источник, но это был материальный [7] источник, и он напоил лицо земли материальными [8] реками (Быт.2:10); от Сия же Священныя Трапезы - Которую, сказать словами Псалма: "приготовил нам Христос в виду врагов наших" (Пс.29:5): бесов и страстей, - возник Источник, испустивший духовные источники и напояющий души и восходящий до небес и обращающий очи Ангелов (Евр.3:10. 1Пет.1:12) на Прекрасность, в Которой видится богатство [9] премудрости Божией, побуждающая их желать приникнуть в те дарования, которые проистекают нам благодаря Сей Крови; потому что, приступая к Тайнам, мы становимся царской порфирой; лучше же сказать: царской Кровью и Телом, и к Божиему (о, какое чудо!) сыновству изменяемся, становясь участниками Божиего сияния, таинственно бываемого на нас, и осияния, которое чудесным образом делает нас помазанниками Божиими и дает силу, согласно обещанию Христову (Мф.13:43), во Втором Пришествии Отца нашего воссиять как солнце, если только скверна, находящаяся в душе приступающего (ко Святому Причащению) [10], не заслонит собою это сияние.

9. Посему не только предъочистим себя и таким образом приступим, но и после того, как получили Сей Божий Дар, будем внимать себе и проявим большую бдительность, чтобы пребывать выше страстей и возвещать добродетели (или: славные дела [11]) Соблаговолившего возъобитать в нас, на основании обнаружившегося в нас, согласно сим, подобия в отношении Его. Отдадим себе отчет: с Кем мы соединяемся и Чего удостоились и, изумившись превосходящим величием Дара и величием Его любви к нам, устроим наши дела и слово и мысли по Божией "благой и угодной и совершенной воле" (Рим.12:2). Потому что это есть Кровь Нового Завета, подкрепляющая (или: утверждающая) самый Новый Завет, т.е. Христово Евангелие. "Потому что", как говорит Апостол, "завещание - действительно после умерших" (Евр.9:17). Итак, причащаяся Крови Завета Христова, будем внимать, чтобы нашими поступками не сделать его недействительным для нас, дабы, вследствие сего, не постигло нас наказание и вечное мучение, как Кровь Завета, Которою освятились, не вменивших за святыню (Евр.10:29). Потому что, как великое обещание принадлежит тем, которые сохраняют полученное от Причастия освящение: - потому что обещается царство небесное, - так и великое наказание ожидает тех, которые, после того, как прияли Дар, сделали себя неключимыми. - Если отвергшийся Моисеева Закона без милосердия наказывается смертью, согласно закону, - говорит Апостол, - то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто не почтил за святыню Кровь Завета и оскорбил сию великую благодать (Евр.10:28-9 парафр.).

10. Но мы, братие, молю, сохраним в себе Божию благодать неубавляющейся, всецело отдавая себя в послушание и исполнение святых заповедей и на деле принося себя Богу, потому что и Он дал Себя за нас. Сам Отец отдал за нас Своего Единородного Сына; Сам Сын Божий отдал Себя; ужели же мы не отдадим себя в свою очередь даже не за Него, а за самих себя? Но каким образом мы дадим себя за нас самих Давшему Себя за нас Христу? - Если внедрим в нас любовь к Нему и друг к другу; если под мощную руку Божию, и ради Него, перед самим собою и перед друг другом смиримся, "не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся" (Рим.12:16); если распнем, по возможности, плоть "со страстьми и похотьми, яже на земли, пьянство, блуд, нечистоту и лихоимание" (Кол.3:5); если умрем для греха, и будем жить для добродетели. Потому что сему нас учит Самое распятое Тело Христово, предлежащее для нас в пищу: потому что заодно мы питаемся Им и учимся участвовать в добродетелях и в Страстях (страданиях) Его, дабы и вечно мы жили вместе с Ним и соцарствовали с Ним. И это Он предвозвестил через Пророка Давида, говоря: "Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое" (Пс.49:23); потому что в воспоминание того, что Он совершил, что Он соделал ради нас, совершается Сия Жертва хваления и в славу и в восхваление Его. И как предлежащее есть поистине Тело и Кровь Христова, Она говорит Богу и Отцу в гораздо более сильной степени, чем кровь Авеля, потому что оная вопияла к Богу против брата, а Сия Кровь (вопиет) за нас, которых Господь удостоил тем, что стал Братом нашим, умилостивляя Его к нам и примиряя нас с Высочайшим Отцем; говорит же Она и нам, ясно показывая нам путь любви: потому что и Сам Он по любви к нам истощил Себя даже до нас [12], и положил душу Свою за нас, показав нам путь смирения: "Яко во смирении суд Его взятся: яко овча на заколение ведеся" (Ис.53:7-8); показав нам путь послушания: потому что и Оп был послушен Отцу до креста и смерти (Фил.2:8); путь, ведущий в жизнь вечную, в результате умерщвления страстей [13]: как и Сам Он был мертв - и, вот, живет во веки, даруя жизнь тем, которые путем добродетелей и веры держатся Его, прославляя их и Сам от них славимый со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.