Беседы

Беседа, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся; в ней же говорится и о различных страстях и добродетелях. Произнесена сия беседа была в 10-е воскресенье евангельских чтений по Луке, которое является воскресением перед Неделей Праотцев [1]

1. Древний Закон (Ветхий Завет) объявил, что Бог есть Создатель и Владыка небесный, и возвестил сущим под Законом то, что тогда угодно было пред Богом; но он не представил обещания небесных благ, и не обещал покоряющимся (заповедям Божиим) общение с Богом и небесное наследие. Когда же Царь всего Христос пришел к нам во плоти, чтобы "призвать грешники на покаяние" (Мф.9:13), Он обещал большие награды послушествующим и кающимся и делами покаяния живущим по Евангелию Христову и соблюдающим заповеди, заключающиеся в нем. И не только большие (награды), но и имеющие несравненное превосходство: потому что - обещано царство небесное и незаходимый свет и небесное усыновление и премирные обители и жизнь божественная и вечная, и к преизбытку еще и: - "наследницы убо Богу, сонаследницы же Христу" (Рим.8:17); и: - "Аз приидох - говорит Господь - да живот имут, и лишше имут" (Ин.10:10). Эти же слова не - пустой звук и не просто перечисление наименований, но - возвещение неизменных вещей, уготованных как награда для поистине верных и живущих по Христу [2]. Необходимо, следовательно, чтобы намеревающиеся получить награды, сначала поистине и самой вещью прошли подвиги и сделали себя жителями небесных обителей, восприемниками же и способными вместить сущие в них блага, дабы не случилось им испытать нечто воистину худшее, лишившись воистину лучшего. Справедливо и сообразно, - то, что до Пришествия Христова, грешники в начале заслуживали большего снисхождения, да и меньшая была строгость в заповедях; ныне же для грешащих без раскаяния уготованы страшный суд и вечное мучение: неугасающий огонь, кромешный мрак, неусыпающий червь, жалкий скрежет зубов, скорбь и гнет и стеснение и плач непрестанный и безутешный, и к тому же, - лучше же сказать: и прежде всего этого, - непрестанное разлучение с Богом, что является лишением всякого блага и истинной радости.

2. То, что прежде чем пришло евангельское учение, преступающие предписания Закона заслуживали большего снисхождения, а после Закона Благодати - соблюдение евангельских заповедей со стороны намеревающихся получить обетованные блага требуется с большей строгостью, пусть сему научит нас великий Павел. - "Аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно", говорит он, "и всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние: како мы убежим, о толицем нерадивше спасении? еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися: сосвидетельствующу Богу знаменьми же и чудесы и различными силами, от Духа Святаго разделеньми по Своей Ему воли" (Евр.2:2-4) [3]. И в ином месте: - "Согрешающим" говорит, "нам по приятию разума истины, ктому о гресех не обретается жертва: страшно же некое чаяние суда, и огня ревность пояст хотящаго сопротивныя" [4].

3. Да удостоверит еще эти слова Сам Господь; скорбя о том, что города, в которых совершались многие знамения Его силы, не покаялись, Он говорит: "Горе тебе, Хоразине! Горе тебе, Вифсаидо"! (Мф.11:21. Лк.10:13); и присовокупляет: - "Отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей в день судный, неже вам" (Мф.10:15. 11:24). Что же нам Он говорит? - "Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное" (Мф.5:20). Потому что до Владычняго Пришествия не было запрещено ни клясться именем Божиим, не имели мы ни объявленных взысканий за гнев друг на друга и презрение; но ни страстный взгляд на чужую жену не засчитывался нам за прелюбодеяние; ни удержание излишков и не уделение нуждающимся не означало наше добровольное рабство Мамонне; ныне же мы должны будем дать отчет за все таковое: и не только за дела, но и за слова, и не только за слова, но и в мыслях с нас требуется чистота и строгость. "Аще ли око твое лукаво будет", говорится, - т.е. внутренний твой помысл, - "все тело твое темно будет" (Мф.6:23); Господь сказал "око" в единственном числе, чтобы показать, что таким образом Он называет "ум"; потому что у тебя не один глаз. Это и чрез заключение Он явил, говоря: "все тело твое темно будет": потому что когда из двух телесных глаз один не видит, не значит, что все тело пребывает слепым. И из того, что Он не сказал, что "если оно находится в дурном состоянии", а сказал: "если оно само дурно"; тем Он ясно показал, что ведет речь о болезненном состоянии, которое бывает в душе одержимой греховными страстями; посему и прибавляет, говоря еще: - "Аще свет иже в тебе" (т.е. ум и рассудительность) - тьма есть, то тьма (именно: тело и чувство ощущения) кольми?! (Мф.6:23).

4. Показывая в чем состоит излечение от такового тайного болезненного состояния души, Он призывает молиться втайне Отцу и творить милостыню втайне и очищать скорее внутренность чаши, т.е. внутреннего нашего человека: тогда и исходящее из наших уст не будет ни скверным ни судящим человека; но всякое его слово послужит для его собственного освящения и в назидание слушающих; не только это, но и в подтверждение для сомневающихся это слово будет иметь удостоверение в самых делах, что в ином месте являя, Господь сказал: "Буди же слово ваше: ей, ей: ни, ни: сущее же сверх "ей" и "ни" - это от лукаваго" (Мф.5:37 - парафраза).

5. Итак, братие, пусть никто из вас не воскармливает в себе дурные помыслы, больше следуя извращенности, ненависти и злопамятству, чем праведности, любви и истине; пусть никто не вливает в светильник своего сердца вместо елея, грязь - постыдные помыслы; пусть никто не собирает себе сокровищ на земле, зарывая и погребая в них свой ум. Пусть никто не выносит наружу, чрез уста, то, что происходить от лукавого, будучи готов на клятвы; потому что носящий таковое в душе и чрез уста выносящий наружу, делает себя жилищем и орудием и слугой лукавого, и не может быть рабом Божиим, а тем более - сыном и наследником обетованного небесного и вечного Его царства. Как может получить его тот, кто мыслит и говорит и делает не то, что - свойственно благому Владыке, но - лукавому отступнику? Поэтому избегающий того, чтобы клясться, пусть не просто говорит "да" или "нет", но говорит это при соблюдении полной истины, так чтобы дела явить соответствующими словам: потому что таким образом "да" будет "да" и "нет" будет "нет", согласно смыслу евангельской заповеди. Если же слово не держится правды, но слово нарушается делами, то тогда "да" окажется "нет", и "нет" - "да", и опять же будет, сущая от лукавого, ложь: потому что ложь происходит от диавола, и он является отцем ее, и говорящий ложь сближается с ним и усыновляется ему, и не имеет участия с Духом Истины и не может быть членом Тела Христова; почему Апостол и говорит в Послании к Ефессянам: "Обновляйтеся духом ума вашего, и облецытеся в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины; отложите лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове" (Еф.4:24-5).

6. Что же означает: "Обновляйтеся духом ума вашего, и облецытеся в новаго человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины?" - Бог, некогда создав по образу и подобию Своему Праотца нашего Адама, не вложил в него ничего дурного, но вместе с душою вдохнул в него и благодать Божественного Духа, соблюдающую его в обновлении и заботящуюся о соблюдении в нем подобия (Божия). Когда же тот совершил величайшую неправду, не послушав своего Создателя и, покорившись позавидовавшему ему, сочетал себя с ложью, радушно приняв оклеветавшего Божию заповедь, тогда, лишившись божественной благодати, он стал старым и смертным, вместо того, чтобы быть юным, и уже потеряв подобие Божие, своего Создателя, уже и не был в состоянии рождать чад подобных Богу, но - подобных ему самому: обветшавших и тленных: потому что обветшание присуще тем, которые предрасположены к смерти. Поэтому для нас рождается Новый Адам, не подверженный старости, "Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его" (Ис.53:9), Которого мы ныне богаты иметь Отцем и Родителем, как Отца будущего века и Начальника вечной жизни. Он и грех наш изъял и обветшалость убрал из среды. Это же есть Христос Иисус, Сын Божий, от Девы в плоть облекшийся ради нас, Рождество Которого мы сегодня начали предпраздновать, совершая память Отцов, бывших до Закона и под Законом [5], которые в те времена просияли в добродетели и богопочитании; им принадлежали предсказания и им были даны обетования и от них по плоти произошел Христос, Который ради нас по нам от Девы ныне рождается, чтобы воссоздать нас на основании нашего же естества [6], и, путем божественного (святого) крещения, обновить нас и сделать способными снова вместить благодать Божественного Духа, обитавшего в Нем, по Богочеловеку облекшегося в правду и преподобие истины, которые Он Сам Собою совершил, посрамив до конца лукавого, - нападавшего на него многими способами, - послушен же праведно быв до конца Отцу и явив Ему послушание, доставляющее воскресение и вечную жизнь [7].

7. Исполнив же это Сам лично, Он дал нам сие для соблюдения. Потому что "Закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть" (Ин.1:17). Если же это мы свято соблюдем, то в будущем веке восприимем также и тело новое и непричастное тлению; ныне же, благодаря единодушию с Ним и соприкосновению, духом ума нашего взирая горе (ввысь), мы как бы днем шествуем к преуспеянию; потому что, возродив нас Собою, Он не отделил нас от Себя: потому что Он родил нас не по плоти, а по духу, и как Сам Он по естеству быв нераздельно рожден от Отца прежде всех веков, пребывает вместе с Отцем и Его Духом, так желает, чтобы и мы благодатию рожденные в последние времена, пребывали неразлучны друг с другом и с Ним Самим. И являя это в отношении Своих Учеников, Господь изрек Отцу: "Даждь им, да вси едино будут, якоже Аз, Отче, в Тебе, и Ты во Мне, да и тии в Нас едино будут во истине" (Ин.17:20-21) [8]. Посему и Павел в ином месте говорит: "Глава наша - Господь, мы же - члены друг друга" [9]. Поэтому, сказав это, он присовокупил: "Облецытеся в новаго человека, и глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове" (Еф.4:24,5), говоря это напрямик; потому что как напр. - глаз будучи нашим членом, не сообщает нам, что свет есть тьма, или тьма - свет, и как самый язык, будучи членом нашим, не говорит нам, что сладкое есть горькое, и горькое - сладкое; но то, что каждое поистине представляет собою, это же нашими членами и сообщается нашему разуму, так каждый из нас, призванный Христом, будучи членом всей Церкви, пусть не иное, что вещает, как только то, что сознает отвечающим истине; если же не так, то он - лжец и враг, но не - член и не ближний.

8. Так, мы слышали, что Господь возвестил и относительно гнева. - "Яко гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду; иже бо аще речет брату своему "рака" [10], повинен есть сонмищу [11]; а иже речет "уроде", повинен есть Геенне огненней" (Мф.5:22). Потому что хотя эти наименования и представляются незначительными [12], но это расшатывает и разрушает великое дело любви, и дает место диаволу. "Солнце да не зайдет", говорит Апостол, - "в гневе вашем: ниже дадите места диаволу" (Еф.4:26). Так что тот, кто по причине усиления и протяжения гнева перешел на оскорбления брата своего и безучастно относится к тому, чтобы примириться с ним, тот, лишившись света любви и исполнившись, противоположного ей, мрака, дает место князю мрака, и становится как бы обиталищем его: потому что в том же самом месте находясь вместе с ним ныне, конечно, он и будет ввергнут вместе с ним в уготованную для него геенну, будучи повинен и ответственен, - если только, путем покаяния, не изгонит вместе с ненавистью к брату, также и первопричину и вожака ненависти.

9. Итак, братие, всякое раздражение и злоба и гнев и крики и поношения да будут далеки от вас, вместе со всяким злом: если с гневом назвавший кого-нибудь "уродом", признан достойным такого (великого) осуждения, то что сказать относительно иных поношений и злословий, которые произносим, побеждаемые гневом? Поэтому постараемся, братие, сдержать этого страшного зверя - гнев, и обуздаем свой язык: потому что, когда мы даем им свободу, не так вредим тем, которых невидим, как причиняем вред самим себе. Итак, если кто, движимый гневом, произносит это запрещенное слово, называя "уродом" того, кого, на основании (общего с ним) благочестия, было принято считать за брата, пусть устрашится Владычняго приговора и не до такой степени дает волю гневу; если же он делает это даже и без гнева, пусть все-таки и таким образом не употребляет таких безответственных слов. Потому что говорится: "Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да дает благодать слышащим" (Еф.4:29); "блуд же и всяка нечистота и лихоимство (любостяжание) ниже да именуется в вас, якоже подобает святым; и сквернословие, и буесловие (пустословие) или кощуны (смехотворство), яже неподобная" (что - неприличны вам) (Еф.5:3) [13].

10. Что означает: "Не должны даже именоваться у вас"? - Он не ставит нам в вину, если другие будут называть нас так, потому что не в нашей власти не выстрадать это, и совершенно не виноват тот, кто услышит что негодное; и в ином месте показывая это, т.е. - что не то - гнусно, когда кого называют блудником, но гнусно - действительно быть таковым. "Аще кто", говорит он, - "именуем будет блудник, с таковым ниже ясти" (1Кор.5:11). Этим он не то говорит здесь, чтобы мы заботились о том, чтобы нас не называли так, но - чтобы мы языком не произносили наименований внушающих нечистоту; поэтому он суммировал все, делая заключение: "Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам". Неприлично - святым то, о чем он сказал выше; потому что говоря: "Всякая нечистота не должна даже именоваться у вас", а это то же, что сказать: - ни даже произноситься вами, - он прибавил: "якоже подобает святым" (Еф.5:3). Называет же он здесь "святыми" не тех, которые, родившись от людей и ныне находясь с Ангелами, прославляются нами, как совершенно угодившие Богу и прекрасной и богоугодной кончиной завершившие свою жизнь, но так он называет всех, которые крещением во Христа посвящены Богу; потому что если посвященный Богу сосуд - свят, как и всякое приношение Ему, особенно если оно приносится ради освящения, то тем более свят является человек, принесенный Богу по святым заветам и чрез Баню Пакибытия [14] воспринятый [15], как и получивший на основании сего благодать Духа святости. Но какие это давши заветы и обязательства, мы были восприняты благодатию свыше Духа? - Конечно, скажу кратко, - отвергнуться сатаны, и сочетаться и причислиться ко Христу, Который призывает нас подвизаться, чтобы нам войти чрез узкие врата: "яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им; тесный же путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его" (Мф.7:13,14). Никто, обремененный ношей славы и гордости, не может пройти через узкие врата, а также - никто, наложивший на себя груз алчности и любостяжания, а также - имеющий влечение к удовольствиям и потыканию своим страстям. Посему неприличны - христианам ни шутовство, ни смешливость, как ослабляющая напряженность души, ни глупые речи, как показание спеси в человеке, ни нескромность в речах, как возбудитель и поощрение к блуду. Но - паче, как заключает Павел, говоря, - христианам прилично - благодарение (Бога) (Еф.5:3).

11. Представляется, будто слово - непоследовательно самому себе, говоря, что святым не подобает сквернословие и смехотворство, а, напротив, - благодарение. На самом же деле, оно весьма последовательно самому себе. Потому что поскольку здесь "святыми" он называет освятившихся благодатию крещения во Христа, то это он говорит непосредственно относительно нас, которым он подвигся внушить, что мы прияли в дар таковую благодать не для иного чего, как для благодарения Даровавшего нам сей великий дар, и не просто даровавшего, но и давшего его как залог обетованного вечного наследия, если только путем делания добра мы до конца твердо сохраним этот залог. Посему Господь говорит в Евангелиях: "Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша наслаждениями [16] и печальми житейскими" (Лк.21:34). "Аще ли речет злый раб в сердцы своем: коснит господин мой приити": и начнет ссориться и быть небрежным к делам, "приидет господин раба того в день, воньже не чает, и в час, воньже не весть. И расчешет его полма (т.е. отсечет от данной ему благодати), и часть его с лицемерами [17] положит" (Мф.24:48-51 парафр.), с лицемерствующими и называющимися "христианами", но, в действительности, - не христианами. Сознавая это, великий Павел присовокупляет и заклинает и предписывает, говоря: "Сие да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога. Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя. Не бывайте убо сопричастницы сим" (Еф:5:5-7).

12. И, вот, представляется, что Апостол говорит и высказывает нечто тягостное: потому что называет здесь блудником и нечистым смехотворца и сквернослова и отсек его от удела во Христе. Господь же, законополагая нам, превзошел и этот приговор: потому что вожделение в душе, возникшее вследствие страстного взгляда на женщину, Он назвал прелюбодеянием (Мф.5:27,28). Сделал же Он это для того, чтобы, очистив сами в себе скверну в мыслях, мы вели ангельский образ жизни на земле. Потому что ради этой цели Он сошел к нам, пребывая на небе как Бог, чтобы нас, хотя еще и пребывающих на земле, возвести на небо путем ангельского образа жизни. Посему опять же говорит божественный Павел: "Наше житие на небесех есть, идеже предтеча о нас вниде Иисус" (Еф.3:20; Евр.6:20). Да будет же, чтобы следуя Ему ныне богоугодным образом жизни, а в будущем веке, в созерцании возвещенных неизреченных и вечных благ, нам во веки пребывать вместе со святыми Ангелами и людьми, славя Его со Отцем и Духом, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

 

Беседа в день памяти Святаго Апостола и Евангелиста и Христу весьма возлюбленнаго Иоанна Богослова; в ней говорится и о любви к Богу и к ближнему [1]

1. Сегодня мы совершаем празднование одного из первозванных Апостолов Христовых и восхваляем его, как отца всех призванных Христом, лучше же сказать, - как патриарха тех, "которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:13). Потому что, как Иаков родил по плоти двунадесять патриархов, от которых произошли двенадцать израильских племен, так и Христос духовно родил двунадесять таинников; потому что вместо несчастным образом выпавшего (Иуды Искариотского), великий Павел, на Которого Христос призрел с неба, исполнил меру (Апостольского лика). Если же происшедшие от них племена [2] явно и не являются равными их числу [3], то в этом нет ничего удивительного: потому что духовные дарования неразделимо разделяются; напр. у человека имеется пять телесных чувств, которые однако, что касается души, представляются как некая единая неделимая способность ощущения, хотя и разделяемая на пять каналов [4]. Но и двенадцать источников воды, у которых расположились исраильтяне под водительством Моисея, и жажда, которую они терпели вследствие путешествия по пустыне (Исх.15:27 [5]), предъизображали этих Двенадцать (Апостолов). Потому что они - те, которые духовными орошениями избавили от жажды, пришедшей по причине идолопоклоннического безумия, шедший раньше непроходимыми пустынями безбожия человеческий род. Затем и двенадцать камней, которые Иисус Навин установил в Галгале в знак чудесного перехода Иордана (Нав. гл.4), предъизображали этих Двенадцать. Потому что они служат для нас вечным знамением того, что истинный Иисус преградил поток греха, затопивший всю вселенную, и дал верующим в Него власть проходить без вреда путь жизни, как тогда дал исраильтянам немокренно (как бы по суше) пересечь Иордан.

2. Но все это и подобное сему, как и призвание Самим Христом, Единородным Сыном Божиим, является общим для всех Апостолов. Тот же, кого сегодня память мы празднуем, является не только призванным, но и счисленным и избранным, не в общем смысле являясь избранным среди избранных от всех живущих под небом [6], но и из числа тех избранных - избранным и корифеем в лике корифеев, я имею ввиду - прочих Апостолов, идущий рядом с выделенными, (среди прочих Апостолов) Петром и Иаковом. Поэтому и вместе с ними взятый Спасителем, он восходит на Фаворскую Гору и слышит беседу Моисея и Илии с Христом, и с благоговением божественным образом видит оное великое и превышающее естество видение - неизреченно просиявшее сияние света Божества Сына (Божиего), - и слышит Отеческий глас, относящийся только ко Христу: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте" (Мф.17:5). И таким образом, блаженно Иоанн становится учеником не только Сына, но и Отца.

3. Но и это является для него общим с Петром и Иаковом, первенствующих Учеников Спасителя; также как и быть Евангелистом для него является общим с другими Евангелистами, написавшими священное Евангелие, слова вечной жизни, хотя и мощью [7] и высотою богословия он в большой мере превзошел их. Какое же слово довлеюще представит то, в чем он единственный имеет счастливый удел ("эвмиреи")?! - Единственный девственник из всех он заслужил на основании всего именоваться так, не только среди Апостолов, но и всех - прежде него и после него бывших известных людей, что, думается, проистекает на основании двух начал: как сохранивший в течение всей своей жизни в девственности и душу и тело, ум и чувства. Потому что девственность тела немного людей, действительно, соблюли, хотя это доступно для всех; высшая же девственность души заключается в настроенности не желать иметь ничего общего с каким-либо злом [8]. Таким образом, на основании вышесказанного, в наименовании Иоанна Девственником, ему засвидетельствовано состояние почти-безгрешности: на основании чего он и стал возлюбленным для безгрешного по Своей природе Христу, и это наименование он единственный приобрел.

4. Может ли кто для восхваления найти нечто, что было бы большим этих наименований его? [9] - Среди всех прочих людей едва ли нашел бы кто не только большее и лучшее, но даже и равное сим наименованиям. Этому же принадлежит и нечто иное большее сего: именно - он не только является возлюбленным девственником, но и - сыном Девы, Самой Матери-Девы и Богоматери, чем Христос был Ей по природе, а он - стал Ей по благодати. Если же он единственный получил в удел Христову Матерь, то, следовательно, на основании всего, Он есть брат Его и родственник и уподобившийся Сыну Божиему. Тот - Сын Возлюбленный, а этот - Ученик Возлюбленный; Тот - в недрах Отца, а этот - наперсник Иисусу; Тот - девственник, и этот также, по Его благодати; "Возгреме с небесе Господь" (Пс.17:14), и этот - Гром; на основании чего более, чем прочие, именуется "Громом" и "Сыном громовым" (Мк.3:17), богословнейшим Громом, возгремевшим во все концы, и богословствовавшим Слово, Сущее в начале от Отца и Сущее у Бога, и Сущее Бог, и Имеющее в Себе жизнь и истинный Свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир и чрез Которое в начале все пришло в бытие.

5. Сей Гром и свидетеля нам представил, посланного от Бога, свидетельствующего о пришествии Истинного Света [10], и Самое возвестил нам сшедшее с неба Слово, ставшее ради нас плотию, и яснейшим образом изобразил все Его во плоти жительство на земле: слова, дела, Страсти, Воскресение, сущее после Креста, и последовавшее за сим на небеса, откуда Он и сошел, Восшествие. И это все, чему он сам был очевидец, Он написал ради нас, дабы мы спаслись. Но и ко всем христианам он направляет увещательное послание, призывая всех к общению Жизни Вечныя, Которая предвечно была у Отца и явилась нам. Как сущий среди первозванных Апостолов и нарочитый и именуемый Возлюбленным, он нам изъясняет о самой главной добродетели, то есть - о любви; говоря, что Бог есть любовь, так что имеющий любовь, имеет и Бога, и пребывающий в любви - и в Боге пребывает, и Бог пребывает в том, в ком пребывает любовь. Он показывает, что сущее в нас действование [11] любви является сугубым: по отношению к Богу и по отношению к ближнему; хотя и разделяет ее на два проявления, но указывает, что она неразделима, и учит, что любовь состоит из двух нераздельных частей и состоит одна благодаря другой, и называет лжецом всякого того, кто полагает, что для обладания любовью достаточно иметь только одну часть ее без необходимости иметь и другую [12]. Потому что он говорит, что - знак любви к Богу заключается в соблюдении Его слова и заповедей, как и Сам Господь научил, говоря: "Любяй Мя, заповеди Моя да соблюдет"; "Сия есть заповедь Моя", говорит Он, "да любите друг друга"; "О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою" (Ин.14:21; 15:12; 13:35).

6. Видите, как неразделима - любовь в отношении Бога и в отношении ближнего? Поэтому Возлюбленный Ученик говорит: "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?" (1Ин.4:20). Но и - "Глаголяй в Нем пребывати, должен есть, якоже Он ходил есть, и сей такожде да ходит" (2:6) [13]. А как же Он поступал? Был послушен Небесному Отцу, исполнил всякую правду, Сам совершал благодеяния естеству, исцелял болезни, научал покорных, порицал непокорных, ради покорных переносил оскорбления со стороны непокорных, плевки от негодных людей [14], заушения, глумления, бичи и, наконец, позорную смерть, дав за нас Свою душу, чего нет ничего больше в деле любви. Посмотрим же и на Возлюбленного Ученика, Ученика на деле: потому что во всем он точно следовал учению Учителя; чудесам и страданиям, делами и словами оказывая всем благодеяния, и от тьмы выводя в свет, и делая достойных из недостойных, сам же страдая ради нас. Смерть же не одну только он перенес за свидетельство об Иисусе и ради нашей пользы, а это то же, что сказать - ради любви к Богу и к людям, но - в течение всей жизни он предавал себя на смерть. Сколько раз он подвергался глумлению; сколько раз был избиваем; сколько раз терпел побиение камнями; сколько предстоял тиранам и князьям, подвергаясь допросу, и бывал приговариваем (к наказаниям и пыткам), он - сущий установитель благочестия! Суровейшим же тираном из тиранов, Дометианом, он был сослан на Патмос, радуясь и повсюду проповедуя учение Благого Владыки и Учителя.

7. Побуждаемые этим, братие, будем и мы, насколько есть силы, поступать так, как поступал Христос и Его Возлюбленный Ученик, повинуясь своим отцам; - "Сын покорливый", говорится (Притч.13:1 парафраза) "будет в жизнь; сын же непокорливый - в погибель", - повинуясь не только отцам по плоти, но гораздо в большей степени - духовным отцам, а через них - Самому Высочайшему Отцу, "от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Еф.3:15): потому что та любовь и то послушание и повиновение, которые мы имеем по отношению к нашим духовным отцам, востекает к Богу; а не оказывающий им повиновения, наносит обиду Самому Богу отцов, как и Христос явил, говоря: "Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя" (Лк.10:16). "Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко да не воздыхают о вас: несть бо полезно вам сие" (Евр.13:17), вопиет великий проповедник Павел. Приложим усилия исполнить всякую правду и всякое доброе дело; и если что не совершите по причине присущей нам немощи естества, милостивый Господь Своею благодатию пополнит недостающее по нашей немощи и примет нас как бы пребывавших в доброделании до конца; особенно если увидит, что мы смиряемся по причине оскудения в совершении добродетели, а не надмеваемся на том основании, что мы ее совершаем [15].

8. Каждый всевозможными способами, чем только можешь, делай добро ближнему. Не можешь чудотворящим словом исцелять немощи людей? - Однако словами утешения можешь ободрить; если же ты послужишь сам лично, то и сам возымеешь Служителем (о, чудо!) Христа, согласно Его словам, относящимся к будущему веку: "Яко препояшется и посадит их, и приступив послужит им" (Лк.12:37). Если же ты примешь участие в ближнем твоем, тем что поможешь ему, в имеющихся у тебя необходимых вещах [16], то станешь участником Божиего богатства и Царства Христова, и как сам одевший Его и накормивший Его, насытишься бессмертием [17] и будешь облечен в царскую одежду. Не обладаешь даром учить, побуждать к добродетели, не обладаешь силою обличать, отвращать от зла, увещевать к добродетели? - Будь учителем самыми (твоими) делами, став делателем добра и для самого себя и для ближнего. Это - также и способ обличения беззаконников. Пусть таковые скажут о тебе: "Тяжело нам и смотреть на него, потому что непохожи на наши дороги - пути его" (Прем. 2:15 парафраза). И если не снося это, они бы подвергли тебя оскорблениям и клевеща, сплетали обвинения и затевали всевозможные каверзы, стой неподвижно, чтобы отклонившись или ослабев, не изменить тебе твоего образа действия, но и для самого себя и для них будь благотворным, взирая, как на пример, на Самого Христа и на Возлюбленного Ему Ученика. И взяв этот пример для шествования правым путем Господним, иди им без оглядки. "Аще Мене изгнаша, и вас изженут" (Ин.15:20), говорит Он. Если так будешь поступать и так сносить обиды, то будет явным для всех, что ты внедрил в себя божественную любовь.

9. Если же тебе весьма желательно узнать: по каким признакам можно судить о ее присутствии в тебе, то и это будет тебе показано, только незамедлительно иди к нахождению их. - Когда, простерши ум к Богу, ты не отвлекаешься ничем из сущего долу, но забывая обо всем без труда и принуждения, ни о чем не рассуждая, радуясь наслаждаешься памятью о Боге и молитвою к Нему, тогда знай, что определенно ты достиг любви к Богу, и как долго бываешь причастен ей, так долго простирается и время такого твоего общения с Богом, лучше же сказать - единения с Ним. Опять же, когда с сокрушением и со сладкой болью в сердце ты молишься Богу в равной степени как о самом себе, так и о всяком человеке, знакомом тебе и незнакомом, враге и друге, огорчившем тебя и не огорчившем, тогда знай, что ты от души возлюбил твоего ближнего. Но эти внутренние расположения не приходят, если только ты не заимеешь явные дела любви. Потому что если ты не приучишь себя отвергать свою волю и исполнять волю ближнего, то как ты перетерпишь, если случится, нападки его на тебя? Если же благородно и великодушно ты не снесешь неприятности от людей, то как достигнешь такого состояния, чтобы молиться за врагов? Если не покоряясь Говорящему: "Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто" (Лк.11:41), ты удерживаешь свое имущество и бережешь для себя и не расходуешь его для помощи нуждам ближнего, то как прольешь о них слезы? "Потому что тот, кто имеет любовь", говорит некто из друзей Божиих, "тот расточил свои деньги; а утверждающий, что обладает и тем и другим, т.е. и деньгами и любовью, тот заблуждается: или он пуст от денег, или пуст любви, а это то же, что сказать - пуст от Бога"; потому что Бог есть любовь и Он объявляет нам, говоря: "Не можете Богу работати и Мамоне" (Мф.6:24); мамоной называя все то, что у нас имеется сверх нужды, будь то золото или серебро или что-либо иное, и показывает, что стоящему на страже [18] своих денег, невозможно молиться: "Ибо где сокровище твое", говорит Он, "там и ум твой" [19], и не ушел он в молитву. Так что о такого рода людях еще и это сказал Господь: "Сии людие устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя" (Мф.15:8-9). Посему и Возлюбленный Богу Гром [20] вопиет: "Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией" (1Ин.3:17 парафраза). Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: "Не любите мира, ни яже в мире" (1Ин.2:15). Что же это - такое: "яже (что) от мира", если ни погоня за деньгами, от которой нет никакой пользы душе, плотские вожделения, высокомнение, земные желания? Все это не только не - от Бога, но и отделяет от Него тех, которые имеют в душе эти (страсти), и умерщвляет душу, побежденную ими, и хоронит ее в золотом и серебряном кургане; что настолько хуже простой могилы, в которой мы обыкновенно хороним наш прах, насколько она, соответствуя нашим мертвым телам, запечатывает исходящий от них смрад и делает так, что он совершенно не чувствуется [21]; золотой же и серебряный песок, насколько бы это пришло в голову богатых, употребляемый сверх того, делает умершего еще более смрадным, так чтобы вплоть до неба и небесных Ангелов и Самого Бога Небесного доходил смрад и отталкивал, проистекающие с неба, милости Божия и благосклонность Его к усопшему.

10. Посему Возлюбленный Ученик и посылается возлюбившим его Спасителем нашим Иисусом Христом, чтобы он научил нас всякой истине и воскресил от этих мертвых дел и побудил к светлым делам, главой которых и доставительницей жизни вечной - что он яспейшим образом разъяснил - является любовь к Богу и к ближнему. Как же нам оказать ему любовь и каким образом почтить? Не так ли - как человека, открывшего нам всякую истину? - Мы окажем ему любовь и уважение тем, что не будем делать, братие, того, что противоположно его наставлениям, и видом и на языке являя любовь и веру к нему, не будем неверными ему на деле, что и сам он запрещает, говоря: "Братие [22], станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1Ин.3:18). Итак, если и мы, любя, почтим Возлюбленного Богом сверх всех, то покажем делом и истиною нашу любовь к нему, будучи не только слушателями его слов, но и исполнителями их. Потому что таким образом мы получим, благовествуемую им, Вечную Жизнь и Царство, в Самом Царе веков, Христе, Которому подобает вечная слава на небе и на земле со Безначальным Его Отцем и Соприсносущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседа к сетующим на приключающиеся нам отовсюду разнообразные невзгоды [1]

1. То зло, которое по своему существу есть зло, а таковым является грех, проистекает от нас самих; другое же зло приключается нашей чувственной природе, а таковым является нечто болезненное и затрудняющее; бывает же нам это и от Бога, как бы от Врача, Который посредством сего сдерживает и излечивает истинное зло; Который проявляет всестороннюю заботу, когда согрешившие, действительно, могут быть излечены; когда же болезнь в них неизлечима, то и самой жизни лишает их, ради спасения прочих людей. Поскольку же дело обстоит таким образом, и мы сами - виновники наших невзгод, сделав себя достойными прижиганий, то и в этом Он является нашим Благодетелем и Спасителем, как Уничтожитель истинного зла. Бывает же что когда Он и подвиг представляет для мужественных: (подвергнуться) нападению зол, однако не зол по своему существу [2]. Потому что как болезнь не была сотворена Богом, несмотря на то, что сотворенное Им живое существо и могло бы стать подвержено болезни, так и грех не произошел от Бога, хотя бы и приведенная Им в бытие разумная душа и склонилась бы добровольно к греху. Потому что быв почтена даром свободы воли [3] и жизни по своему избранию (потому что напрасно она была бы разумной, если бы не обладала при этом этой честью) [4]; следовательно, прияв волю, несвязанную ни с каким принуждением, она, если бы держалась Бога и в любви имела единение с Ним, то и сохранила бы в себе свойственную ей по естеству счастливую жизнь; если же, как бы пренасытившись священной близостью к Богу, она склонилась бы к дольним плотским удовольствиям, то, лишившись блага по существу, она и заболеет злом по существу, т.е. грехом; сама для себя, увы! создавая смерть, своим добровольным отпадением от жизни.

2. Итак, поскольку мы почти все - таковы и имеем нужду в общеполезном почине и совете, то преимущественно на основании Божиих слов мы ныне поведем к вам речь, чтобы, познав, что виновником всемирного натиска зол является грех, мы (бы) отвергли нашу собственную грехолюбивую волю и перестроились на все то, что угодно Богу, и делами добродетели умилостивив и почтив Божество гнев Господень на нас мы обратили бы в милость к нам. Потому что Он Сам - Свидетельствующий нам и говорящий чрез Моисея: "Аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповедем Его, всяку болезнь не наведу на тя: Аз бо есмь Господь исцеляяй тя" (Исх.15:26); "Аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я (их, всякое благо обымет вас [5]) и вселитеся с твердостью, и рать сквозе землю вашу не пройдет, и дам мир на земли вашей, и уснете, и не будет устрашаяй вас; и поженете враги ваша, и падут пред вами убиением. И поженут от вас пять - сто, и сто вас - поженут тмы (десятки тысяч), и падут врази ваши пред вами мечем. И благая земли ветхая и новая снесте. И не возгнушаюся вами, но похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие; Аз бо есмь Господь Бог, обещающий сия [6]. Аще же не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих но не покоритеся им, и о судьбах Моих вознегодует душа ваша, яко не творити вам всех заповедей Моих, и Аз сотворю сице вам, и наведу на вас всяку болезнь и скудость, душу вашу истаявающую, и блага ваша супостаты поядят [7]. И утвержу лице Мое на вас, и падете пред враги вашими, и поженут вы ненавидящии вас, и побегнете никомуже гонящу вас. И аще до сего не послушаете Мене (т.е. обратившись), приложу", говорит Бог, "наказати вы (язвами) седмижды: сокрушу досаждение гордыни вашея. И будет вотще крепость ваша, засухой и неплодородием земли и безплодием древес сельных оскудевающи [8]. И аще по сих не восхощете послушати Мене, приложу вам еще язв седмь: и послю на вы звери земныя, и изъядят вы и умалены сотворят, и пусты будут путие ваши. И аще и сими не накажетеся (научитесь) еще, поражу вас седмижды, и наведу на вы меч мстяй месть завета: и вбегнете в грады ваша; и послю на вы смерть, и предани будете в руце враг (ваших), внегда скорбети вам скудостию хлебов. Аще же и в сих не послушаете Мене, и пойдете ко Мне страною, и Аз пойду к вам страною, и накажу вы по грехом вашим. И ясти будете плоти сынов и дщерей ваших. И сотворю грады ваша пусты, и опустошу святая ваша, и не обоняю вони жертв ваших. И сотворю пусту землю вашу, и удивятся о ней врази ваши, живущии на ней. И разсыплю вы в языки, и потребит вы находяй меч, и оставльшимся от вас вложу страх, и поженет их глас листа летяща, и побегнут яко (бежащии) от рати, и погибнут в языцех, и потребит их земля враг их" (Лев.26:3-38).

3. Видишь: насколько простирается гнев Господень, несмотря на то, что "Он милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив, и раскаяваяйся о злобах человеческих" (Иоил.2:13. Ион.4:2); но это - по отношению к кающимся и обращающимся от своих лукавств. Потому что: "Обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, глаголет Господь" (Зах.1:3). "И обратишися", говорится, "к Господеви Богу твоему, и услышиши глас Его. Яко Бог щедр, Господь Бог твой, и не оставит тебе, ниже потребит тебе, но обрящеши Господа Бога твоего Помощника, егда взыщеши Его от всего сердца твоего и от всея души твоея в скорби твоей" (Втор.4:29-30, парафр.). Утесняй же себя, если повинуешься моим назиданиям; не по причине сего ты страдаешь только, по и по той причине, что заповеди Господни презрел и оправдания Его не сохранил, за что и предан ты жестоким невзгодам; и в скорби твоей, действительно, проси об избавлении от зол, обещай же (при этом) соблюдение заповедей, и твое обещание покажи исполненным на деле, чтобы и самому получить в ответ действенную Божию помощь. Но какие же это - заповеди Господни? - Это: незыблемое благочестие в отношении Его и любовь к Нему, сохранение нашего тела в непорочности и целомудрии, взаимная любовь и невожделение того, что принадлежит ближнему и неделание никому зла, но, по силам, благотворительность, и просто сказать: чтобы каждый делал ближнему то, что сам желает видеть от каждого.

4. Но обрати внимание, если желаешь, и на изречение, которое относится к приговору о преступающих (заповеди Господни). - "Тии раздражиша Мя не о Бозе, и Аз раздражу их не о языце" (Втор.32:21) [9]; и еще: "Аз Бог ревнив, отдаяй грехи отцев на чада, и на чада чад [10] до третьяго и четвертаго рода ненавидящим Мене (Втор.5:9); и: - "Проклят безчестяй отца своего, или матерь свою: и рекут вси людие: буди" (Втор.26:16); и: - "Иже злословит отца или матерь, смертию да умрет" (Исх.21:16. Лев.20:9); то же самое относится и к сыну, который противоречит своему отцу в правом деле [11]; и: - "Аще кому есть сын непокорив, не послушаяй гласа отца или матере, вземши да приведут его пред старейшины (града своего) и рекут: сын наш сей непокорив есть и грубитель, и не слушает речи нашея, сластолюбствуя пиянствует: и да побиют его мужи града того камением, и измите злое от себе самих" (Втор.21:18-21).

5. Что же сказать относительно преступающих заповеди касательно целомудрия? Не смерть ли была им наказанием? - "Да не будет", говорится, "блудница от дщерей Исраилевых, и да не будет блудник от сынов Исраилевых" (Втор.23:17); и: - "Осквернишася людие", говорится, "блужением" (Числ.25:1); "и быша умершии язвою двадесять четыри тысящи" (ст.9), и если бы не Финеес, сын Елеазаров, не восстал, возревновав (о Бозе), и единым ударом копья пронзив, не умертвил на месте преступления блудника с блудодействовавшей с ним, все бы тогда погибли, и невиновные, как и виновные, за то, что не отомстили за беззаконие, встав на защиту (закона Божия); посему Бог и возвестил Моисею: "Финеес утоли гнев Мой, и не потребих сынов Исраилевых в ревности Моей (ст.11). Если же блуд настолько запрещается и так (строго) карается, то что же потерпит прелюбодей? - Конечно, не освободится от наказания. Посему и божественный Закон говорит: "Аще обрящется человек лежай с женою мужа - тою, убийте обоих, и измите злое от себе самих" (Втор.22:22, парафр.).

6. Но это, скажешь, относится к древнему Закону, и какое это имеет отношение к нам, людям Нового Завета? - Если ты так говоришь [12], то, следовательно, не слышал слов Законодавца и Владыки Христа, говорящего: "Не приидох разорити Закон, но исполнити, и иота едина или едина черта не прейдет от Закона, дондеже вся будут" (Мф.5:17). Если же дело обстоит таким образом, то по всей необходимости будет умерщвлен и предан врагам постыдно побежденный (страстями) и все ужасное потерпит подлежащий, по причине греха, смертному приговору и прочим угрожающим возмездиям. Единственное имеется врачество, изобретенное мудростью и благодатию Единородного Сына Божия и Спасителя Христа, которое выражается в том, чтобы, путем покаяния, умертвить себя греху, и таким образом отдав этим долг приговорам, заключающимся в Законе, путем добродетели облечься в нового человека во Христе, и таким образом освободиться от проклятия, наложенного на нас в Законе, живя по Христу, Давшему Себя Искуплением за нас. Впрочем, если бы, действительно, Новый Завет не запрещал греха, то, будучи повинен оным приговорам, несущим с собою смерть, ты мог бы сослаться на него (т.е. на Новый Завет), желая оправдать себя; ныне же не только греховный поступок, но и то, что гораздо менее серьезно, чем грех, - именно самые начатки греха, он (Новый Завет) запретил, и поддавшихся им, как бы уже совершивших полный грех, присуждает к вечной смерти. Так, Христос говорит: "Речено бысть древним: не убиеши: иже аще убиет повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду" (Мф.5:21-22). Видишь? - Неправедный гнев объявил Он равным убийству, ставя под то же самое осуждение и то и другое. Тот же кто до такой степени дошел бы в поношении своего брата, что назвал бы его "безумным", повинен есть геенне огненной (ст.22). И еще: - "Слышасте, яко речено бысть :не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, во еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем" (ст.27). Видишь? - И здесь Он приравнял блуд к прелюбодеянию: потому что не всякая женщина находится замужем; лучше же сказать: не самый блуд, но вожделеющего блуд, и то только в мыслях, и посредством страстного рассматривания возбуждающего в себе страсть, Он объявляет (уже) совершившим прелюбодеяние; потому что Он является Судьею сердечных вожделений и мыслей, и Он ведает дух, сущий в нас, создав его весьма свойственным Ему Самому, как бы некую умозрительную луну и меньший свет, могущий вместить разумный луч Божественного и Высочайшего Света.

7. Итак, превращающие сосуд Божественного Света в вместилище постыдного и поистине мрачного удовольствия, и созданный Богом Божий храм вместо этого, вследствие подчинения страсти, являющие жилищем и капищем бесов, какого предела абсурда еще не достигли ("каталэлипасин"), так чтобы не именоваться им на основании постыднейшего из всех грехов - прелюбодеяния? Если же мы все обручены Одному Мужу, Единому Жениху-Христу, как взывает Павел (2Кор.11:2), и единый дух мы стали с Ним, разумом души соединившись с Его Божеством, и члены Его мы суть, невидимо сросшись с Ним, то, как тебе представляется: не является ли прелюбодеем и заслуживает такого наименования тот, кто соглашением на блуд осквернил это единение (со Христом)? - лучше же сказать: во много и гораздо худше прелюбодея, как разорвавший божественное бесстрастное единение с Богом? Что же, опять, относительно клятв Он нам заповедал? Не запретил ли Он это, как если бы это было клятвопреступлением, и не ясно ли Он возвестил, что клятвы являются делом лукавого? Но зачем это я привожу по частям, когда возможно все объять единым словом? - "Яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей (т.е. совершенных исполнителей Ветхого Закона) [13], не внидете в царствие небесное" (Мф.5:20).

8 [14]. Мы же, от которых требуется большего, чем от них, не только не сравнялись с ними в отношении дел, но даже и не близки к ним; так, наученные воздерживаться и от супружниц ("Яко время", говорит Апостол, "прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут: преходит бо образ мира сего" (1Кор.7:29,31) [15]), мы и услышавшие это и уверовавшие, не только не воздерживаемся от собственных жен, но бываем одержимы страстью к чужим женам. Имея повеление не клясться ни даже волосом одним (потому что Христос говорит: "Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити" (Мф.5:36) [16]), мы не трепещем, непрестанно клянясь Высочайшей Главой всего, Самим Богом и Божиими святынями, но и настолько, увы, дошла безмерная дерзость, что самые неизреченные знамения Спасительной Страсти, - Божественную Кровь Бога богов (Втор.5:36), единожды в веках излиянную за жизнь мира (увы! о, солнце, как не зайдешь ты для нас, как ты зашло тогда для оных богоубийц?! [17]) прилагают на бумагу вместо подписи чернилом для подтверждения клятв, которые все в целокупности Истинный Владыка объявил делами лукавого, и таким образом выходит, что мы делаем как бы сотрудником лукавого, увы, Того, Кто разрушил державу оного [18].

9. Но если мы таковы в отношении Божества, то как поступаем мы по отношению к со-рабам [19]? Не скорее ли как к иноплеменникам и к врагам? Увы, мне! Что мне делать?! Как представить мне это всенародное и общее бедствие? Можно сказать в нашей репутации мы славимся не иным чем, как только тем, что истребляем друг друга и сильные причиняют ущерб более слабым. Бесполезно говорить! - Можно сказать, весь мир стал для нас полем битвы друг против друга: и если бы мы вскоре объявили кажущееся взаимное примирение, то мы, находящиеся во власти ("и династэонтэс"), еще более будем притеснять бедных, налагая еще более тяжелые подати на живущих от своих трудов. Какой воин ныне довольствуется своим продовольствием (или: жалованием)? Кто из князей не разевает рта на похищение чужого имущества? Собачники и свинопасы, словно дикие кабаны и кровожадные псы, рвут на куски средства к жизни тех, которые совершенно не имеют никакой защиты. Поэтому бедные горестно вопиют на всех вас: на сущих во власти, на сущих за ними, на состоящих на военной службе, на их прислугу, не снося немилосердный и человеконенавистнический нрав сборщиков налогов, и непрестанное притеснение и неправду со стороны более сильных на вашей земле; уже, вот, и до монахов дошло течение наводнившей все неправды.

10. После этого мы удивляемся, почему Бог нас оставил? как это мы стали предметом злорадства врагов? как это над нами одержал верх всякий народ и делает на нас набеги, чтобы беспощадно грабить нас? - Достоит удивляться преизбытку терпения Божия: как это Он не послал на нас огонь с неба, как это было в отношении Корея и бывших с ним? как это живыми не послал нас в ад, разверзши для нас землю и открыв бездну и пропасть, как это было в отношении Дафана и Авирона и всего их сборища (см. Числ., гл.16)? как это полностью не предал нас поголовной гибели, как это было в отношении языческих народов? Нет, в действительности, мы легко были наказаны за наши грехи.

Итак, поскольку Он милостиво нас наказывает, всячески ожидая нашего обращения, то ныне и сами, после того как пострадали, вразумившись, обратимся к Нему; отвергнув дела тьмы, всячески сделаем себя причастными делам Света; возлюбим друг друга, и делами покажем, что наша любовь нелицемерна, дабы и любовь Божия пребывала в вас, прославляемая на деле (явно видимая) среди всех народов, враждующих против нас. Каждый оставим вожделеть имущества ближнего, чтобы таким образом отступив от всякой неправды, нам возыметь Божию Правду, помогающей нам, повергающей под ноги наши нечестивых и делающее их достояние нашим. Удержимся от ужасных клятв, которыми думая скрепить наши дела, мы сводим на нет Божественное повеление, от чего неустанно и терпим неудачи, сами от себя удаляя Божию защиту. Если мы обуздаем склонность к клятвам, то Сам Бог будет среди нас, укрепляя на пользу всякое наше полезное предприятие. Изменим образ нашей жизни на более благородный и более целомудренный, чтобы Отец непорочности, Бог, любил нас словно Своих чад и поставил нас выше всякого бесчестия и тления, во всем содействуя нам и поборствуя против наших врагов. Упорядочим всякое наше дело и слово и мысль к угождению Богу, и таким образом во всем чисто (честно) обратившись, припадем и восплачем пред Господом Богом нашим, испрашивая себе отпущение прежних наших грехов.

12. Потому что тогда и Он, обратившись к нам, очистит нас от всякого греха, и убелив как снег (Пс.50:9) и явив светлее золота, прославит нас с Собою ныне и в нескончаемые веки. Словами Он во многих образах показал Свое человеколюбие: чрез притчу о Блудном Сыне (Лк.15:11-32), чрез сострадание к смирившемуся Мытарю (Лк.18:9-15), чрез заботу о заблудшей, как и мы, овце (Мф.18:12-14. Лк.15:3-7). Делами Он показал нам несравнимость Своего сострадания на примере со-распятого с Ним и со-воцарившегося с Ним Разбойника (Лк.23:43); на примере жившего самым беззаконным образом среди царей, Манассии, который в последнее мгновение покаялся и был благоприятно услышан (4Цар.20,21 и 21 гл. 2Пар. 23 гл.); на примере тех милостей, который Он оказал Ниневитянам, простив им, накопившееся в течение многих лет, множество их грехов, ради их трехдневного покаяния [20]. Сам Он для нас, о, несравнимое величие благости! преклонив небеса, сошел, и ради нас соделался Проповедником покаяния, делами и словами показав, чтобы мы держались сего, и желающим благопослушно следовать сему Он обещал не только освобождение от всяких зол, но - и небесное и присносущное царство, которое да будет всем нам получить, совершившим дела покаяния при помощи Учредителя покаяния, Христа, Которому подобает слава во веки веков. Аминь.

Беседа на 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея; в ней же говорится и против сребролюбия [1]

1. Недавно, когда Евангелист Лука повествовал об исцелении прокаженных, а затем и слепцов по плоти, то и мы имели это исходным пунктом нашей духовной беседы к вашей любви [2]; сегодня же мы возьмем темой обитающего в Иерихоне слепца по душе Закхея и его душевное прозрение. Это было великим чудом в отношении его, и не меньшим в сравнении с чудом в отношении оных (слепцов по плоти): потому что и он имел помраченными внутренние глаза сердца, как оный слепец имел помраченными внешние глаза лица: потому что и он, как повествует евангельская история, отнюдь не мог видеть Иисуса; освободился же и он от духовного помрачения, прозрев по единому слову Того, Кто в начале единым словом установил свет и осиял всю чувственную (принадлежащую к материальному миру) тварь. Потому что, как некогда, прежде чем Бог сказал: "Да будет свет: и бысть свет" (Быт.1:3), мрак был над бездной, так и теперь, прежде чем Господь сказал Закхею: "Днесь в дому твоем подобает Ми быти" (Лк.19:5), страшный мрак сребролюбия, давя, лежал на его душе: потому что мысли его всецело вместе с золотом были зарыты в темных местах, где сребролюбцами запрятывается золото и серебро: - "Идеже бо есть сокровище твое [3], ту будет и сердце твое" (Мф.6:21), говорит Господь.

2. Итак, сначала рассмотрим, что говорит про него евангельское повествование [4]. "Во время оно вшед Иисус, прохождаше Иерихон". В какое это "оное время"? - Тогда, когда Он очистил [5] прокаженных, когда просветил слепцов [6], когда, в результате их рассказа, со множеством других Он и Закхея привлек к желанию Его увидеть. Итак, "Вшед Иисус, прохождаше Иерихон"; - не только Иерихон, но Иудею и Галилею, и вообще - всю землю Он проходил: потому что Он не пришел для того, чтобы здесь оставаться телесно, хотя, как Он соблаговолил, ради нас Он восприял наше тело, - но чтобы пройти (нашу землю) и взойти на небо, откуда Он и сошел, совознося с Собою наше смешение [7] и поставляя его выше всякого начала и власти; но и для пользы учения Он, обходя, проходил все места Палестины. Потому что, как в начале мира, весь дневной свет собрав в один диск и поставив солнце быть царем дня, Он не допустил ему стоять на месте, но сделал так, чтобы оно обходило мир, так полноту Божества собрав в теле и Самого Себя явив Царем всего мира, - Царем воистину земным и небесным, видимым и невидимым, страшным и присносущным, Он не допустил Себе оставаться на одном месте, но благоволил обходить землю, пока не совершит спасение - незыблемое и неразрушимое - посреди земли, как это предвозвестил Давид, говоря: "Бог Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли" (Пс.73:12): потому что, обходя ее, Господь соделал спасение. Поскольку же солнце не вообще обтекает все небо, но лишь самую центральную часть оси [8], так и Солнце Правды Христос (Мал.4:2), обходя центральную часть вселенной - насколько это было необходимо - проходил эти места сей зоны, и таким образом, входя, проходил Иерихон.

3. "И се", говорится в Евангелии, - "муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат: и искаше видети Иисуса, Кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом (ростом) мал бе" (Лк.19:3). И не только мал был, но и далек был от Иисуса: потому что если бы он приблизился, то хотя и был невысокого роста, все же не лишился бы лицезрения Христа. Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса, но был не допускаем к этому Божественной силой, как человек предавший себя вещам противоположным Христову образу жизни, именно - мытарству и богатству, что, думаю, и Евангелист в кратких словах дает понять разумевающим, как бы выражая некоторое удивление в отношении его, сказав. "Вот - некто по имени Закхей", словно держимого в сетях зла представил его. - "И он был начальник мытарей и человек богатый". Потому что это выражение: "Се - муж, говорится в отношении людей достойных упоминания и исключительных [9]. И, то, что при этом упоминается имя этого человека, говорит в пользу такого толкования: потому что он не принадлежал к числу таких людей, о которых говорит Давид: "Не помяну имен их устнама моима" (Пс.15:4). То, что Евангелист свидетельствует, что тот не только был мытарем, но и - начальником мытарей и поэтому человеком богатым, этим он показал, что он был весьма выдающимся человеком в отношении зла. Но поскольку Закхей был низкорослый и далеко находился, так что не мог видеть Иисуса, то "предитек", говорится, "возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити". Посмотри на силу его желания и заключи на этом основании об образе его действия: потому что хотя он не мог пробиться в толпе, он не отступил, - лучше же сказать: отступил и бежал, - но не от своего желания, а от толпы; и, забежав вперед, взлез на смоковницу, выросшую при дороге, чтобы оттуда увидеть Желанного.

4. Итак, он мудро и боголюбиво поступил таким образом, движимый сильным стремлением и опережая по дороге и вздымаясь на крыльях сильного желания и поднимаясь на дерево. Что же (сделал) Иисус, Воипостасная Премудрость Безначального Отца, говорящий чрез Соломона: "Аз любящия Мя люблю; любящии [10] же Мене обрящут благодать" (Притч.8:17), "Который и на стезях показуется им благоприятно" (Прем.6:16)? - Упреждает Закхея и видит первый его, и обращается к нему и возвещает ему, что придет в его дом. Потому что, "яко прииде Иисус", говорит Евангелист, "на место" - (очевидно то место, где смоковница словно некий небесный плод носила на своих ветвях Закхея, по причине его богодухновенного желания) [11], "воззрев виде его, и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти" (ст.5). Мне кажется, что Иисуса, скромно шествующего и ничем не выделяющегося из множества (окружающих Его), не легко было и узнать среди толпы для тех, которые Его раньше никогда не видели; но даже и с возвышения трудно было увидеть Его в лицо, поскольку Он привлекал к Себе множество людей (толпившихся вокруг Него). Посему Видящий людские сердца и знающий сердечное желание Закхея, взирает на верх и обращается и по имени зовет его, того, которого Он раньше никогда не видел телесными глазами, - дабы человеколюбиво представить Себя его лицезрению и ласково дать Себя познать ему и явить, что он не только любящий, но и любимый (Им) [12]. Еще же велит ему поспешить идти домой, чтобы и исполнить и приять результаты своего боголюбия от Дарующего сверх-обильно то, что мы просим или имеем в уме.

5. "Он же потщався, слезе, и прият Его радуяся" (ст.6). Потому что если прежде чем увидел Христа, он бежал, чтобы увидеть Его и все сделал, чтобы добиться этого, то ужели, после того, как он увидел и лично услышал и к тому же получил такое (милостивое) обещание, он не проявил бы поспешность и тщание? Итак, поелику, он увидел, что обещание (данное ему Спасителем) исполнено на деле, то он возрадовался, становясь единым с Любимым и (сам) становясь уже источником великих милостей; видящие же, не видя с разумением (происшедшей в нем перемены), "роптаху на Иисуса, гдаголюще, яко ко грешну мужу вниде витати" (ст.7) [13]. Но Мытарь, соревнуясь с Тем, Кто не только плотию сошел до нас, но, по неизреченному Своему человеколюбию, и наше поношение отъял, "став, рече Иисусу". Это выражение "стал" является показанием утвержденной воли, решительной и вместе смиренной; итак, став и благодерзновенно заставляя умолкнуть порицающих его, "рече Иисусу: се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею" (ст.8), и таким образом явив себя справедливым (или: праведным), он этим свел на нет порицание роптавших на Господа и говоривших, что Он зашел к грешному человеку"; потому что, воздав вчетверо то, что полагалось обидимым, как это требовал Закон (Исх. гл.22), он этим "уклонился от зла", раздав же половину своего имущества нищим, он этим "сотворил благо" и во всем явил себя очищенным. Поэтому Господь сказал Фарисеям: "Обаче от сущих дадите милостыню: и вся чиста вам будут" (Лк.11:41); теперь же, таковыми его делами всенародно подтвержденный в Своей правоте ("эпипсифизоменос") и представляя на основании сего Свою защиту против ропчущих на Него: "Днесь", говорит, "спасение дому сему бысть, зане и Закхей [14] - сын Авраамль есть", как ставший ныне верный, как праведный и страннолюбивый и нищелюбивый, - "прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго" ст.9-10); напрямик говоря ропчущим на Него: Я вошел отдохнуть у грешника, но (сделал Я это для того) чтобы изменить его и спасти, явив его вместо сребролюбца - боголюбцем, вместо неправедника - праведником, вместо негостеприимного - страннолюбивым, вместо бесчувственного - милостивым, - что видите: уже и произошло.

6. Но воззрите все на Закхея: как он возлюбил и взыскал Христа, и как, в свою очередь, стал возлюблен Господом и призван и близок Христу. Поэтому, если кто - мытарь или начальник мытарей, на основании же сего злостным образом разбогатевший и неправедным образом собирающий (богатство), пусть таковой подражает путю ко спасению, которым прошел сей начальник мытарей (Закхей), и благородным образом пусть воздаст (обидимым) и расточит то, что злостным образом собрал. Если кто потерпел разграбление своего имущества или так или иначе бедствует, пусть, радуясь, благодарит: потому что он - богат спасительной нищетой; лучше же сказать: пусть сам сделает ее спасительной тем, что благодарит Бога за свою нищету, к которой и богатый мытарь прибегши, радостно спасся, как ныне вы о нем слышали. На этом кончается сия евангельская история.

7. Переводя же мысль к дальнейшему смыслу, напрягите ваше внимание к последующему. - Поскольку Закхей в перевод означает "оправданный", то мне на этом основании представляются объявляющие себя праведниками Фарисеи, которые, в действительности, вели себя как мытари, как говорит Господь в Евангелиях, - "поедая дома вдов и лицемерно долго молясь" (Мф.23:14). Итак, когда из таковых людей кто пожелает познать истину, он взыскует увидеть и познать (ее), как и Закхей искал Иисуса: потому что Он есть Истина; бессильный же, как малый (духовно) и несовершенный, он, по примеру малого ростом Закхея, возводит свои мысли на смоковницу: - педантизм Закона и иудейских обычаев, - думая оттуда почерпнуть теоретическую и практическую истину. Видя же его добрую цель и любовь его к истине, Господь, как бы проходя тогда по пути предписанного Законом образа жизни, открывает Себя ему и обращается к нему с призывом и велит ему слезть со смоковницы, т.е. оставить Закон, не приносящий никакого большего плода, и проявить тщание в отношении благодати и образа жизни, указанного в Евангелии, благодаря чему возможно принять в себе Бога и стяжать спасение. Итак, оказавший послушание Слову, учащему и призывающему, как напр. Апостол Нафанаил (потому что и его первый увидел Христос, бывшего под тенью смоковницы Ин.1:49), т.е. живущего под тенью Закона [15] или великий Павел (потому что и его, "по правде законней", как сам он пишет, "бывша непорочна" (Фил.3:6), Христос первый провидел и призвал [16]... Итак, если кто таким образом окажет послушание Слову, призывающему и учащему, тот в прямом смысле слова становится Закхеем, и половину раньше принадлежащих ему учений Закона оставляет нищим Иудеям, как то: образ мышления, обрезание, субботствование, погружения, кровавые жертвы и, одним словом, все присущее низменной букве. На основании же слов Закона, а также и возвещений, представляя и доказывая, что Иисус есть Христос, Единородный Сын Божий, и если кого когда-либо из верных обидел, называя его неверным, или как таковому безбоязненно сделал зло, он многократно возмещает, служа множеству верных, а множество неверных приводя к вере во Христа [17]. Вот, вкратце мы представили и аллегорию.

8. Но поскольку Закхей раньше, как говорит Евангельское повествование, был сребролюбивым (потому что он и собрал золото на основании мытарства и, богатея, удерживал его у себя) [18], а затем стал нищелюбивым; лучше же сказать: сам стал добровольно нищим и бедняком: одно раздав, другое возместив, то будем ли хвалить добродетель или же порицать зло? - Потому что размер беседы не позволяет нам сделать и то и другое. Но поскольку слово - ради нас здесь присутствующих, а из них я не знаю, кто был бы добровольным обладателем бедности, в то время как почти все мы подвержены сребролюбию, то, давайте, кратко и соразмерно времени говоря о сребролюбии, обнажим тот вред, который бывает от него; вас, что касается и нас, освобождая от сего. Сребролюбие является причиной всех зол, корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или: вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или: агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками; по причине сребролюбия происходят грабежи храмов, грабежи на дорогах и, можно сказать, всякий вид воровства: по причине сребролюбия существуют не только грабители при дорогах и разбойники и пираты, но и в городской среде - жульнические гири и жульнические весы и двусмысленные меры и чрезмерное опиливание серебра и фальшивомонетчество, нарушения рубежей, злые соперничества между соседями; оно на классы разбило народ и разлучило друзей, и разрушило всякую родственность; по причине сребролюбия случалось, что люди и свое отечество предавали и изменяли своему войску; неправедный судья предавал закон; свидетель - истину; и прежде всего, каждый из них предал свою душу. Таким образом, по слову божественного Апостола: "Сребролюбие есть матерь и корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (2Тим.6:10).

9. Но задумайтесь с вниманием над словами Апостола: не говорит он, что "богатые" уклонились от веры, но - "предавшиеся сребролюбию"; как и в ином месте он говорит, что "Желающие обогащаться впадают в искушения и в диавольскую сеть" (2Тим.6:9 парафр.). Итак, не говорите: "Мы, в большинстве - бедные люди; и зачем ты говоришь против сребролюбия нам, у которых почти и нет денег?" - Я это говорю [19] по той причине, что вследствие вожделения (денег), мы имеем в душе недуг и нуждаемся в излечении его. Если же ты говоришь, что ты не болен этим недугом, то докажи это на деле, не ища освободиться от бедности, но ставя ее желаннее и выше богатства, но радуясь ей и благодаря. Бога, как соделывающего [20] тебе более легкий путь ко спасению. Если же кто - богатый, пусть услышит он, что трудно богатому войти в царство небесное (Мк.10:23), но пусть знает, что и Авраам был богатым, но спасся (потому что он был гостеприимным и нищелюбивым, но не - сребролюбивым) [21]; и Иов, испытанный и богатством и нищетою, некогда был богатым и при этом говорил о себе: "Аще вчиних злато в крепость мою, аще же и возвеселихся, многу ми богатству сущу?" (Иов.31:24-5) [22]. Следовательно страсть к богатству является злом, чем, если не внемлет себе, безрассудно страждет и бедный и богатый. Поскольку же случается, что дурное богатство идет в паре с еще более дурным спутником: - высокомерием и надеянием на богатство, то посему в Послании к Тимофею божественный Павел говорит: "Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога" (1Тим.6:17): потому что смирение в людях свидетельствует о познании истины; гордящийся же на основании богатства, которое более чем все иное у нас, является поистине земным делом, и надеющийся на него, воистину является безрассудным человеком и отнюдь не неподобным тем богачам, которых Господь представил для сравнения: из которых один, имея у своих внешних ворот лежащего Лазаря, из надменности даже не взглянул на него; другой же, беседуя со своею душою относительно тех благ, которые еще весьма прибавились к тем, которые он уже собрал, всю свою надежду полагал на свое богатство; поэтому первого восприял неугасающий огонь; от второго же неумолимо потребовали его душу. Видите ли конец тех, которые привержены богатству? Поэтому Давид говорит: "Богатство аще течет, не прилагайте сердца" (Пс.61:11); а Соломон говорит: "Надеяйся на богатство свое, сей падет" (Притч.11:28); а в другом месте опять он же сравнивает с адом и гибелью жажду наживы, говоря: "Ад и погибель не насыщаются: такожде и очи неразумных" (Притч.27:20) [23]. Господь же говорит: "Горе вам богатящимся! [24] Горе вам насыщенным" (Лк.6:24).

10. Но мы, братие, будем богатеть в добрых делах; из того имущества, которое имеем, насытим чрева бедняков, дабы нам удостоиться и обещанного возвещения [25] и благословения, и наследовать царство небесное, которое да будет всем нам получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, держава, величие же и великолепие со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.