Монастыри

Монастыри Казанского Кремля

 

БЫВШИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ И ЕГО ОСНОВАТЕЛЬ – СВТ. ВАРСОНОФИЙ

 

Весь юго-западный угол кремля, сбоку от Спасской башни, занимал совсем небольшой по территории (около 1 га), но очень почитаемый Спасо-Преображенский монастырь, один из величайших по значению в нашем крае. В советское время он был почти полностью разрушен. На территории его разместилась воинская часть. В настоящее время за уцелевшей невысокой оградой укрывается лишь пустырь с развалинами. Сохранился подвальный этаж знаменитого Спасо-Преображенского собора со всеми его помещениями – таинственными сводчатыми залами. Казалось бы, что там можно увидеть сейчас, кроме останков древней каменной кладки, загибающейся седыми от времени арками и перекрытиями? Но именно в этом подвале («Пещерке» – как называли это место до революции) во время раскопок 1995 года были вновь обретены утерянные в 1920-е гг. великие святыни нашего края – мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских, а также святителя Ефрема, венчавшего на царство первого из Романовых Михаила Федоровича (1613 г). Все они покоятся сейчас в раках в Петропавловском соборе нашего города. Но мощи самого основателя монастыря – святителя Варсонофия, Казанского и Тверского Чудотворца, к сожалению, найти пока не удалось.

Кто такой святой Варсонофий для нашего края? Ближайший сподвижник Первосвятителя Гурия, один из величайших небесных заступников Казани, да и всей России.

История нашей епархии открывается тремя святыми именами, употребляемыми обычно нераздельно – свв. Гурия, Варсонофия и Германа. Из них лишь Варсонофий не был архиепископом Казанским, а святительствовал позже в Твери – но по значению для просвещения нашего края он неизменно занимает место в этой троице Казанских святителей. Хотя в равной степени его прославляют и в соборе Тверских святых (празднуется в первое воскресенье после Петрова дня, т. е. после 12 июля н. ст.)

Из всех троих св. Варсонофий прожил самую долгую жизнь – 81 год (1495 – 1576 гг.): родился он раньше, а скончался позже всех. Но жизнь эта с ранней молодости была полна испытаний. 17-летним юношей он попал в плен к крымским татарам во время их набега 1512 года на Рязань и Серпухов, где и жил будущий подвижник Варсонофий – в миру Иоанн, сын священника Василия. Лишь 3 года спустя отец сумел собрать нужную сумму и выкупить сына из плена. За это время будущий первосвятитель Казанской земли выучился татарскому так, что мог не только разговаривать, но и писать на нем. Это умение, а также знание традиций татарского народа, очень пригодились св. Варсонофию. Интересно, что ум и память святителя оказались таковы, что он вспомнил все это через 40 лет, в шестидесятилетнем возрасте (1555 г. – год прибытия его со св. Гурием в Казань). И проповеди его на татарском обладали, по свидетельствам современников, неотразимой силой и убедительностью.

Плен изменил все отношение к жизни у молодого человека. Как это бывает в критические моменты, когда не остается других надежд, для Иоанна перестало существовать все, кроме Бога. Мир больше совершенно не интересовал его. И как св. Гурий после чудесного освобождения из темницы (см. его житие) сразу же пошел в монастырь, так и бывший крымский пленник, нисколько не пробыв в миру, отправился в Москву и принял постриг в Спасо-Андрониковом монастыре. Эта обитель славна тем, что основана любимым учеником прп. Сергия святым Андроником, а в числе первых подвижников в ней жил величайший иконописец преп. Андрей Рублев.

Второй монастырь в жизни св. Варсонофия – Николо-Пешношский, – тоже, по чудесному совпадению, связан с именем преп. Сергия, ведь он был основан другим его учеником, преп. Мефодием. Это Мефодий, по преданию, «пешком носил» землю и песок для фундамента первой церкви.

Здесь Варсонофий стал настоятелем. Здесь во время паломничества 1553 года его заметил молодой царь Иоанн IV… После этой встречи государь и решил направить опытного настоятеля в Казань в качестве помощника св. Гурию.

В 1556 году св. Варсонофий основал в нашем кремле Спасо-Преображенский монастырь. Он был в нем архимандритом целых 12 лет, до 1567 г. За это время братия от первых нескольких человек  выросла до ста насельников. Монастырь стал крупнейшим в нашем крае центром православного просвещения, наравне со Свияжским Успенским.

Св. Варсонофий сподобился постричь своего архипастыря свт. Гурия в великую схиму, когда тот перед кончиной пожелал принять ее. Постриг состоялся в Спасо-Преображенском монастыре 2 декабря 1563 г., а 5 декабря первосвятитель Гурий предал душу Богу. Погребен он был здесь же, под алтарем монастырского храма. Он первый, кто своими мощами освятил это место. Сам св. Варсонофий был погребен здесь же 14 лет спустя.

Не держат светильник под спудом… В 1567 г. митрополит всея Руси (в 1566 – 1568 гг.) св. Филипп вызвал известного архимандрита из Казани в Москву и поставил его Тверским епископом.

Четыре года св. Варсонофий нес архипастырское служение в Твери – в самый страшный для этого города (да и для страны) период. Свирепствовала опричнина. Святитель Филипп уже через несколько месяцев был низложен и сослан в Тверской Отрочь монастырь. Пытавшийся защищать его свт. Герман Казанский принял мученическую кончину († 6 ноября 1568 г.) - даже чуть раньше, чем тот, кого он защищал. А вскоре опричный поход Ивана Грозного (зима 1569 – 1570 гг.) обернулся кровавыми днями для тверичей, как чуть позже – для новгородцев. Тогда же Малюта Скуратов задушил священномученика Филиппа. И всему этому уже престарелый и больной 75-летний епископ Варсонофий, конечно, не мог помешать. Но то, чему он стал свидетелем, видимо, укрепило его в намерении оставить архиерейскую кафедру. Он понял, что в этих условиях осталось только молиться – ничем другим ситуацию не изменить. И вот уже в следующем 1571 году св. Варсонофий оставил Тверскую кафедру и отбыл на покой в ставший ему родным Спасо-Преображенский Казанский монастырь.

Здесь в молитве и посте святитель провел последние пять лет жизни и преставился 11 апреля 1576 г. Отпевание и погребение совершил архиепископ Тихон. Св. Варсонофий упокоился в обители, которую основал.

В 1595 г., 4 октября, при закладке нового каменного Спасо-Преображенского собора мощи свв. Гурия и Варсонофия были обретены нетленными, а гробы их оказались полны благоуханного мира. Свидетельство об этом оставил священномученик Гермоген († 1612 г.), в то время митрополит Казанский, а позже – патриарх всея Руси.

Тогда же открылись и мощи преподобных Ионы и Нектария (подробнее о них см. в главе «Петропавловский собор»).

Рака св. Гурия через треть века была перенесена в Благовещенский кафедральный собор – мощи же всех остальных упомянутых святых так и остались на века в Спасской обители.

Монастырь, прославленный столькими святыми, быстро стал одним из самых знаменитых и богатых в Поволжье. В Казанской епархии он всегда был на втором месте и уступал лишь Свияжскому Успенскому. К середине XVIII века он, например, владел почти двумя тысячами мужских крестьянских душ – против семи с лишним тысяч у Свияжского.

Его особое положение в нашем крае можно было сравнить с уникальным положением Чудова монастыря в Москве – тот так же располагался в кремле, также формально считался главным, но фактически все же сильно уступал во всем Троице-Сергиевой лавре, расположенной за пределами Москвы. Так и Спасский монастырь уступал Свияжскому, находящемуся за пределами Казани.

Когда в 1764 г., по реформе Екатерины II, у монастырей России отняли все земли, многие упразднили вовсе, а оставшиеся поделили на классы, – тогда Свияжская Успенская обитель стала единственной в епархии, получившей высший, первый класс, Спасо-Преображенская была возведена во второй. По всей России тогда первоклассных монастырей было лишь 20, да и второклассных – всего 59. Народное почитание, впрочем, от «классов» нисколько не зависело. Мощи свт. Варсонофия, препп. Ионы и Нектария непременно посещали все паломники, приезжавшие в наш город. После Казанского Богородицкого монастыря и Благовещенского кафедрального собора это была, пожалуй, величайшая святыня Казани.

Облик святой обители был под стать ее положению. Огромный древний собор (1595 – 1601 гг.), не намного уступавший Благовещенскому по размерам и роскоши; небольшие, но зато древнейшие в городе церкви Николы Ратного и Киприана и Иустины (последняя, давно стоявшая просто рядом, была приписана к монастырю лишь в начале XIX в); двухэтажные келейные корпуса рубежа XVII – XVIII вв. с очень нарядными наличниками; наконец, высокая четырехъярусная колокольня с часами, возведенная в 1861 г. – поразительно похожая на построенную чуть позже колокольню Раифы… А ведь все это – как ни удивительно, - помещалось на крошечном клочке территории 83 на 97 метров, ибо расширяться монастырю внутри густой кремлевской застройки было просто некуда. Пятикупольный собор, колокольня и Спасская башня выглядели как единый, тесный архитектурный букет, украшавший кремль с юга. С разрушением в советское время собора, колокольни, да и двух малых древних церквей, этот букет распался, и южная часть кремля как будто оголилась и опустела.

Самая большая потеря – это гибель Спасо-Преображенского собора. В городе было  всего два больших храма XVI века – сейчас остался лишь

один, Благовещенский. Краеведы предреволюционной эпохи много спорили о «ценности» Спасского собора как «исторического памятника» XVI века: мол, слишком много позднейших переделок, которые сильно исказили его первоначальный облик… Для простого верующего такой проблемы не существовало. Люди просто приходили и молились. Сейчас прийти уже некуда. Спасо-Преображенский монастырь в Казани полностью разделил судьбу Чудова монастыря московского Кремля, с которым у него вообще было так много схожего в истории…

 

 

БЫВШИЙ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ

 

Другой древнейший монастырь на территории кремля – Троице-Сергиев, – был упразднен еще в конце XVIII века. Он располагался севернее Спасо-Преображенского, в самом центре кремля – как раз на том месте, где сейчас возведена мечеть Кул-Шариф. При ее строительстве в наше время было найдено много костей с маленького, но древнего монастырского кладбища. Все останки собрали и перезахоронили на Зилантовой горе в 2004 году.

Троице-Сергиева обитель всегда считалась маленькой и бедной и считалась приписной к Троице-Сергиевой Лавре1. Одноименная и тоже приписная к лавре обитель с 1551 года находилась и в Свияжске. Это говорит о том, какую огромную роль сыграла в христианизации края Лавра преп. Сергия.

Возможно, для основания монастыря было выбрано приблизительное место чудесного явления преп. Сергия Радонежского жителям Казани накануне ее взятия в 1552 году. Святой символически «подметал» улицу, по которой позже в город въехал молодой царь Иван IV. Об этом свидетельствует «История Казанского царства» («Казанский летописец») и многие устные легенды. Знаменательно, что такое же явление св. Сергия местным жителям предшествовало и основанию Свияжска в 1551 г. Еще одна связь грозных событий 1552 года с именем почившего ровно за 160 лет до них великого святого – то, что одна из трех полотняных передвижных церквей в русской армии, осаждавшей Казань, называлась Сергиевской. Вся утварь в ней была из Троице-Сергиевой Лавры. Утварь в обители, о которой идет речь, тоже была из Лавры.

Исторически монастырь примечателен тем, что в нем пожелал быть захороненным третий архиепископ Казанский (после свв. Гурия и Германа) Тихон. Он скончался в 1576 г., и 124 года его могила находилась здесь. В 1700 г. захоронение было перенесено в Благовещенский кафедральный собор, где покоились другие казанские архиереи. Видимо, примерно с того времени Троице-Сергиев монастырь и начинает приходить в упадок.

В 1764 г. сотни монастырей России – в первую очередь, как раз приписные – были упразднены. Решение правительства Екатерины II еще не означало окончательной гибели упраздненных обителей в этом же году. Пока тянулась бюрократическая волокита, во многих из них еще теплилась жизнь – а некоторые (например, Свияжский Макарьевский) вообще, с Божьей помощью, «устояли на ногах» и, к радости паломников, существуют и поныне, хотя со времен той реформы прошло почти два  с половиной века…

Но это не относится к Троице-Сергиеву Казанскому монастырю. Его упразднение оказалось окончательным. Два храма его (Троицкий и Сергиевский) стояли в кремле еще четверть века после реформы – пока наконец в 1787 г. не были полностью разобраны.

Обитель «Пресвятые Троицы и Сергия Чудотворца» прекратила свое существование.

 

 

Примечания

 

1 Формально статус Лавры обитель получила лишь в 1744 г., но фактически ее называли так гораздо раньше.

 

 

Андрей Владимирович Рощектаев,

писатель, историк

 

 

ВЕСТИ

 

Пасха Христова

 

В Пасхальную ночь с 26 апреля на 27 апреля в храме Казанской Духовной Семинарии, как и во всех православных храмах мира, прошло торжественное Пасхальное богослужение с Крестным ходом.

Воспитанники Духовной школы по традиции исполнили пасхальные песнопения на нескольких языках (славянском, греческом, латинском, французском, грузинском и арабском), также на нескольких языках читалось Евангелие.

После праздничного богослужения в Семинарию прибыл Ректор, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, который поздравил учащих и учащихся со Светлым Христовым Воскресением и разделил с ними пасхальную трапезу.

 

 

состоялась встреча крестного хода “Под звездой Богородицы”.

 

11 апреля на границе Республики Татарстан с Башкирией состоялась встреча участников крестного хода “Под звездой Богородицы”, после чего они отправились в г. Мензелинск.

Международная духовно-просветительская программа “Под звездой Богородицы” посвящена историческому событию - восстановлению единства Русской Православной Церкви. Программа началась 17 мая 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Восемь пеших крестых ходов, маршруты которых символизируют восьмиконечную Звезду Богородицы, вышли из Владивостока, Якутска, Барнаула, Архангельска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Иерусалима и Афона. Им предстоит преодолеть десятки тысяч километров и сойтись в Москве в июне 2008 года. Крестный ход движется только пешком.

Согласно утвержденному правящим архиереем плану маршрут следования Крестного хода прошел по территории пяти благочиний епархии: Закамской, Нижнекамской, Чистопольской, Алексеевской и Лаишевской.

График прохождения маршрута участниками был следующим:

С 11 по 13 апреля совершилась стоянка в г. Мензелинск.

13 апреля вечером крестный ход прибыл в г. Набережные Челны.

14-15 апреля - посещение г. Нижнекамск.

15-16 апреля - р.п. Камские Поляны.

16-17 апреля - с. Малый Талкиш.

17-18 апреля - г. Чистополь.

С 18 по 21 апреля участники Крестного хода остановились в п. Алексеевском.

21-22 апреля - с. Каипы Лаишевского района.

22 апреля днем Крестный ход вошел в столицу Республики и направится в Крестовоздвиженский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря, где был совершен молебен у Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Затем Крестный ход прошел по центральным улицам Казани до Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, где остановился до 24 апреля.

24 апреля крестный ход покинул пределы Казани и направился в Раифский Богородицкий мужской монастырь.

Прощание с участниками Крестного хода совершилось 26 апреля, когда они пересекли границу с Республикой Чувашия в районе Тюрлемы.

Во время Крестного хода по Республике во всех вошедших в его маршрут приходах и монастырях будут совершатся всенощные бдения, Божественные литургии и молебные пения.

 

 

В Московском Патриархате надеются на уважение государством церковного запрета на воинское служение священников

 

Глава синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий считает, что недавняя отмена армейских отсрочек для духовенства не повысит обороноспособность страны.

“Священнослужитель не может воевать и брать в руки оружие. Об этом говорят церковно-канонические правила. И хотелось бы, чтобы в условиях становления новой России государство уважало внутренние установления нашей Церкви”, - сказал владыка Ювеналий в интервью порталу “Интерфакс-Религия”.

По его словам, призыв немногочисленных молодых священников и семинаристов едва ли сможет “серьезно повлиять на повышение обороноспособности нашей страны”, однако способен “породить у этих людей серьезный внутренний духовный конфликт”.

Владыка Ювеналий напомнил, что духовенство Русской Православной Церкви “активно и на совершенно добровольной основе трудится в Вооруженных силах, духовно окормляя православную часть российского воинства”.

“Насколько мне известно, во многих странах СНГ духовенство и учащиеся духовных школ не призываются на военную службу”, - подчеркнул владыка.

12 февраля 2008 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ, который отменяет указ главы государства от 14 января 2002 года “О предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу”. Как отмечается в новом указе, этот документ принят в целях упорядочения предоставления гражданам РФ отсрочки от призыва и в связи с сокращением срока службы призывников.

 

Казанская Семинария/Седмица.Ru

 

«Семь чудес России»: голосование продолжается

 

Как уже сообщалось, Раифский Богородицкий мужской монастырь претендует на звание одного из семи чудес России. Недавно Раифскую обитель посетила группа журналистов телеканала «Россия», которая сделала репортаж о святой жемчужине Татарстана.

Напомним, что газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» выдвинули инициативу дать свой ответ «Семи новым чудесам света». Цель проекта – возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, а также привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины.

По итогам первого тура отобраны победившие 49 чудес из 7 федеральных округов России: по 7 чудес от каждого федерального округа. Среди кандидатов на звание одного из семи чудес России по Поволжскому региону оказался Раифский монастырь.

На сайте “7 чудес России” можно ознакомиться с кандидатами и проголосовать за уже представленные чудеса России. Голосовать можно один раз в день.

С 1 февраля по 1 мая 2008 года пройдёт второй тур тур голосования, в котором вся страна будет выбирать 14 финалистов конкурса «СЕМЬ чудес России» уже из 49 номинантов. С 1 мая по 10 июня состоится СУПЕР-финал, когда “большая” семерка будет определена с использованием системы тайного рейтингового голосования (т.е. промежуточные результаты невозможно будет увидеть на сайте, организаторы будут сообщать их в прямом эфире канала «Доброе утро, Россия» один раз в неделю).

Итоги всенародного голосования будут объявлены 12 июня 2008 года в Москве во время прямой трансляции телеканалом РТР празднований в честь Дня независимости России.

 

Официальный сайт Казанской епархии “Православие в Татарстане”

 

В Минземимущества РТ рассмотрели вопрос о предоставлении Седмиозерной пустыни земельного участка для хозяйственного пользования

 

9 апреля в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ состоялось совещание по вопросу предоставления земельного участка для нужд Седмиезерной Богородицкой пустыни. Кроме сотрудников министерства в нем приняли участие представители органов местного самоуправления Высокогорского района и насельники обители, сообщает пресс-служба Минземимущества РТ.

На данный момент в Седмиезерной Богородничной пустыне живет 25 монахов. Кроме богоугодной деятельности они также занимаются ведением сельского хозяйства и животноводства. Служители церкви содержат 15 голов крупного и мелкого рогатого скота, выращивают овощи и корма для коров и овец. По словам иеромонаха Авраамия (Боброва), присутствовавшего на совещании, для поддержания подсобного хозяйства монастырю необходимы 25 гектаров земли.

По итогам обсуждения вопроса органам местного самоуправления Высокогорского муниципального района рекомендовано в ближайшее время подготовить варианты земельных участков, предлагаемых для передачи монастырю, и проинформировать Минземимущество РТ.

 

Православие в Татарстане/Татар-Информ