Послание

Пасхальное послание

Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия всем верным чадам Казанской епархии Русской Православной Церкви

 

Радуйтеся, людие, и веселитеся -

Христос воскресе из мертвых, Спас мира!

 

Святая Церковь с первых дней христианства совершает спасительный и светозарный Праздник Пасхи Господней, торжественно прославляя величайшее и единственное в мире священное событие Воскресения из мертвых Христа Жизнодавца, положившего начало воскресения всех от века скончавшихся (1 Кор. 15:20-22).

Богодухновенные Евангельские сказания ясно, убедительно возвещают о вечной истине Воскресения Христова. В немеркнущем Божественном сиянии Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. По воскресении Своим Он встретил пришедших к Его гробу жен-мироносиц и сказал им: «Радуйтесь!»

Богомудрые жены-мироносицы в радости поклонились Воскресшему Господу и поспешили возвестить о Воскресении Господа одиннадцати ученикам Его и всем прочим. Радость великая: Христос воскрес, совершено дело искупления, дарована вечная   блаженная   жизнь   всем   умирающим   о   Господе,   всем истинным последователям Иисуса Христа.

И пусть умолкнут уста тех, кто пугает нас антихристом, кто учит, что спасение в настоящее время невозможно, кто учит бояться диавола, а не Христа, кто говорит, что благодать иссякла в Церкви Христовой.

Христос для нас тот же вчера, днесь и во веки,  и никакие силы ада не поколеблют основания Его Церкви. Только в Его Церкви, наставляемый богоучрежденными пастырями, участвуя в Ее жизни, православный христианин наследует жизнь вечную, создает в себе еще здесь, на земле, Царство Божие.

Бегайте греха, отстраняйтесь всего, что омрачает внутренний мир души, что вселяет в сердца наши адское омертвение.

Пусть Воскресший Господь овладеет всем существом нашим, чтобы мы вместе с апостолом могли сказать: «живу уже не я, но живет во мне Христос».

Дорогие отцы, братья и сестры!

Поздравляю всех вас со светлым Праздником Святой Пасхи, приветствую вас вечно животворными словами: Христос воскресе!

Молитвенно желаю вам многих великих и неизреченных милостей от Воскресшего Господа, Спасителя нашего.

Да наполнит Воскресший Господь жизнь нашу Своим присутствием и даст духовные и телесные силы быть носителями пасхальной радости до скончания нашего земного странствия и в иной жизни быть причастниками вечной славы, которую уготовал Бог всем любящим Его.

 

 Христос воскресе!      Воистину воскресе!

 

Архиепископ Казанский и Татарстанский Казань.

 Пасха Христова. 2008 год.

 

 

К истории церкви преподобного Серафима Саровского

«Много званных,

 

а мало избранных».

 

(Мф. 20,16)

 

Публикуя серию статей об утраченных храмах Казани, автор заинтересовался историей одного из них, сведения о котором с трудом пробиваются через пелену ушедшего времени. Речь идет о церкви прп. Серафима Саровского, которая была в Академической слободе, на ул. Второй Солдатской (ныне ул. Достоевского.). Случай позволил мне в какой-то сте-пени приоткрыть одну из страниц истории этого храма, вновь обрести потерянные, казалось, имена православных светильников.

Разбирая несколько лет назад старый дом в бывшей Академи-ческой слободе, рабочие наткнулись на жестяную коробку. Вскрыв ее, они увидели пожелтевшие от времени документы. Один из рабочих был прихожанином Петропавловского собора и передал  находку священ-нику о. Юлиану (Епифанову).

Батюшка, зная о моем пристрастии к церковной старине, как-то при встрече передал эти документы для изучения. Передо мной оказались 13 документов: постановления церковно-приходского совета, свидетельства, расписки, счета, заявления, акты, характеристики – пожелтевшие от времени свидетели бурного и неспокойного периода нашей истории – 1918–1923 гг. Анализируя их, я пришел к выводу, что они, судя по всему, принадлежали бывшему старосте церкви Алексею Павловичу Кудряшову.

Серафимовская церковь была одной из самых молодых в Казанской епархии. Судите сами – Никольская полковая военная, что на Арском православном некрополе, была освящена в начале 1916 г., а Серафимовская – весной 1917 г., между двумя революциями, потрясшими Россию. По слухам, как утверждает казанский краевед Георгий Фролов,1 ее перестроили из старой церкви Казан-ских святителей Гурия, Варсонофия и Германа.

Прошлое обладает своей притягательной силой, подчас не меньшей, чем самая интригующая современность. Окунаясь в него, словно плывешь по незнакомой реке; а что там впереди, за поворотом? Течение то убыстряет, то замедляет свой бег, и гребешь, гребешь, чтобы побыстрее выбраться на стрем-нину, проскочить коварные пороги, чтобы раскрыть еще один непознанный пласт ушедшего времени, обнаружить скрытые от поверхностного взгляда связующие нити, а также подивиться некоторым неожиданным встречам на перекрестках людских судеб. Самое трудное для исследователя – погрузиться в психологию людей ушедшей эпохи, понять мотивы их поступков.

Судя по документам, старостой церкви был Алексей Павлович Кудряшов, человек несомненно энергичный, совестливый, взявший на себя в это неспокойное для большинства время тяготы ответственности за решение многих организационных дел нового прихода.

 

Листая документы минувшего:

 

Многоуважаемый Алексей Павлович!

 

В 1918 году Вы, по постановлению приходского собрания, были избраны старостой церкви во имя Преподобного Серафима. За этот сравнительно недолгий период Вы сделали для храма так много, что трудно учесть. Мы остановимся лишь на главном: благодаря Вашим заботам, усердию и опыту устроен придел, храм наш расширен и оштукатурен. Не нам, скромным свидетелям Вашего необычайного усердия, восхвалять Ваши заслуги. Крепкие верою мы убеждены, что Всевышний Господь молитвами Преподобного Серафима и Алексея человека Божия вознаградит Вас своею милостию, а Преподобый Серафим и Алексей человек Божий будут непрестанными Вашими покровителями и защитниками, но, тем не менее, во исполнение постановления приходского собрания от 8/21 ноября 1920 г. просим принять от прихода икону во имя Алексея человека Божия.

Одновременно с этим по желанию прихода Вы представлены Епархиальному Архиерею к званию почетного попечителя храма.

Мы усердно молим Всевышнего о том, чтобы Он даровал Вам сил и здоровья на долголетнее служение храму.

 

По уполномочию члены церковно-приходского Совета:

Председатель Приходского Совета, священник Василий Яхонтов, Н. Балуев, Н. Садовников, М. Сидоров, И. Ярославичев, Н. Сурков… всего 15 подписей.

 15 ноября 1920 г., г. Казань.

 

Практически сразу же это ходатайство получило положительную реакцию.

 

Свидетельство

 

Церковный староста Серафимовской г. Казани церкви гражданин Алексей Павлович Кудряшов за труды и усердие по благоустройству названной церкви, согласно ходатайству приходского совета удостаивается звания попечителя храма во имя Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца в г. Казани, что подписью и приложением печати удостоверяется. Анатолий, Епископ Чистопольский, временно управляющий Казанской епархией.2

 

1920 года, ноября 14/27 дня. № 388

 

Свидетельство

 

Административно-исполнительная канцелярия при Казанском Управляющем Епископе сим удостоверяет, что предъявителю сего Серафимовской церкви гор. Казани старосте Алексею Кудряшову Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея России Тихоном к празднику Святой Пасхи 1921 г. за труды в пользу Церкви преподано благословение Его Святейшества.

 

1921 года, июля 12/25 дня. № 1484.

Секретарь: Протоиерей Петр Грачев

Делопроизводитель: Ал. Покровский»

 

 

В 1920-е годы набирает обороты богоборческая политика большевиков. Это тяжелое время для Церкви, время нужды, поиска своего места в новой жизни. Об этом и свидетельствует еще один документ из найденной жестяной коробки.

 

 

Постановление

церковно-приходского совета Св. Серафима Саровского, состоявшегося 27 июня 1922 года

 

Члены церковно-приходского совета обсуждали означенного числа нужды церкви и малые средства таковой, пришли после всестороннего обсуждения к следующему решению:

Нужды церкви велики, а средства настолько ничтожны, что обойтись без помощи верующих прихожан церкви нельзя. Одним из первых расходов, непосильных для церкви, является содержание хора. Неменьшую нужду церковь испытывает на отопление, как и в близком будущем, осенью, так и в особенности зимой. Есть многие другие нужды, содержание духовенства не обеспеченного и вынужденного прибегать к частной службе, ведущей к ущербу их прямым пастырским обязанностям.

Учитывая все это, мы, нижеподписавшиеся, любя церковь Божию и благолепие службы в храме, постановили обратиться к верующим с воззванием, убедительнейшей просьбой пожертвовать на все нужды церкви какую-либо сумму ежемесячно, памятуя, что рука дающего не оскудеет.

Желая начать это доброе дело, мы решили своим примером побудить всех прихожан к ежемесячной подписке.

 

Председатель совета, священник В. Яхонтов.

 

 

Эти постановления были отпечатаны на пишущей машинке и размножены, наверное, в большом количестве. В частности, в коробке их оказалось пять штук. Под одним из них 39 прихожан под роспись на нужды церкви сдали 222 руб. 50 коп. В основном это были жители Калугиной горы, улиц Воскресенской, Узенькой, Панкратьевской, Овражной.

В статье хотелось бы упомянуть членов церковного приходского совета, помогавших и являвшихся опорой для священника отца Василия (Яхонтова) и старосты Кудряшова в это непростое время: дьякона Виктора Петрова, Владислава Васильевича Ромишевского, Василия Тимофеевича Романова, Павла Яковлевича Беззубова, Елизавету Степановну Ромишевскую.

 

 

В коммунистический отдел г. Казани.

От попечительного церковного совета

при Серафимовском храме в гор. Казани,

в Академической слободе.

 

Заявление

 

Попечительный совет Серафимовского прихода, состоящего из прихожан Академической слободы, Калугиной горы и новой стройки, всего более десяти тысяч душ, имея небольшую деревянную церковь, выстроенную около четырех лет назад, за отсутствием в данное время свеч и большой ценности их находится без света не только в будние дни, но и в праздники. Отпуск восковых свеч крайне ограничен, которых не хватает не только на будние службы, но и на праздничные, и то только для возжжения перед иконами, а для освещения храма за вечерния богослужениями, и разных треб, как-то: крещение, венчание, а главное, для вечерних занятий по преподаванию детям Закона Божия осветить храм нечем, ввиду чего совет возбуждает ходатайство о разрешении дать электрической энергии в вышеозначенную церковь, хотя бы на 15 ламп.

 

Председатель совета, священник Василий Яхонтов.

Церковный староста, Алексей Кудряшов

Члены Совета, всего 7 подписей

Казань, 28/15 сентября 1920 года.

На заявлении сохранились резолюции руководителей соответствующих хозяйственных органов:

«Тов. Енжевскому. Обследовать и дать точное определение заключения», «Выписать наряды на присоединение к линии и на установку счетчика количеством до 15 ламп. В. Зуев».

 

 

14 августа 1923 г. священнику Василию Яхонтову пришло предписание от городского управления жилищно-коммунальным хозяйством следующего содержания:

 

 

По действующему законоположению:

1/ за храмы и за землю под ними арендная плата взиматься не должна;

2/ все прочие церковные здания, как отведенные для проживания причта, так и для других целей с находящейся под ними землей эксплуатируются жилищным отделом на общих основаниях, выселение причта из этих домов производится порядком, установленным для выселения всех граждан /разъяснение НКЮ от 14.04. 1919 г. и 9.11.1922 г./;

3/ религиозные общины могут привлекаться к несению расходов по содержанию мостовых, тротуаров, ночных сторожей и т.п. соразмерно занимаемой ими под храмами участками земли, а потому земельный подотдел предлагает распорядителям Серафимовской церкви в течение 10 дней уплатить за пользование земельным участком, на котором находятся жилые помещения, огороды, сады и прочее, согласно 2-го пункта за 1922 и 1923 гг., представив точную площадь как занятую под храмами, так и под другими угодьями. По истечении 10 дней земельным подотделом будут предъявляться иски в судебных учреждениях гор. Казани.

 

Заведующий земельным подотделом (подпись)

Делопроизводитель Фортунатова

 

 

Автор рад, что с помощью этих документов удалось извлечь из небытия имя еще одного, казалось бы, забытого подвижника веры, но мы, к сожалению, не располагаем сведениями, как в дальнейшем сложилась жизнь уважаемого и высокочтимого старосты церкви Алексея Кудряшова.

Но вот судьбу настоятеля храма хотя бы вкратце можно проследить. Василий Ардалионович Яхонтов (род. в 1876 г.) пережил многое в гонениях на Церковь и после закрытия Серафимовского храма служил в Никольском соборе. Батюшка умер 17 января 1965 г. в возрасте 88 лет и был погребен на Арском православном кладбище.3

В 1937 - 1938 гг., после закрытия практически всех казанских церквей (кроме кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев), храм прп. Серафима Саровского являлся кафедральным собором. После его закрытия в предвоенные годы помещение переоборудовали в двухэтажный дом и сдали под школу, а затем и под жилье. Перестроенный храм стоял до 1967 года во дворе дома № 72/19 по ул. Достоевского (бывшая Вторая Солдатская). Снесен в связи с плановой многоэтажной застройкой этого микрорайона города.

 

* * *

Давно ушедшие люди с их делами, помыслами и поступками... Без памяти о них последующие поколения вырастают слабыми незнайками, неспособными достойно и мужественно встретить будущее.

Проходят годы, сменяются поколения, но нельзя допустить, чтобы прорастала трава забвения. Люди, которые помнят и чтят прошлое, не теряются в потоке времени, подают достойный пример уважения к былому во имя грядущего.

 

P.S. Автор передает документы, имеющие несомненную историческую ценность, в архив Казанского Епархиального управления.

 

 

Примечания

 

1. Фролов Г.В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С. 72.

2. Священномученик епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич), временно управлял Казанской епархией в сентябре 1918 – апреле 1920, июле 1920 – феврале 1922 г. Скончался 23 января 1937 г., отбывая 5-летний срок заключения в лагере Коми АССР. См.: Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. 1555 – 2007. - Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 304 – 310, 466.

3. См.: Елдашев А.М. Арский православный некрополь. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 60.

 

Анатолий Михайлович Елдашев,

преподаватель КазДС

 

 

Опыт социального служения в Казанской епархии

 

Примерно в трехстах метрах к югу от Казанского кремля, у подножия холма, на котором расположена значительная часть исторического центра города, прячется от суеты и шума XXI века маленькая древняя обитель Иоанна Предтечи. Любитель уединения с удивлением обнаружит этот тихий и спокойный уголок среди многих известных в городе Казани православных святынь. Чудесное место! Как будто оно отделено во времени и пространстве от века сего. Здесь многое остается так, как было устроено много веков назад. Быт и уклад жизни насельников не изменился.Нетрудно представить,  как вот уже несколько сотен лет иноки, прогоняя сон, спешат на подвиг молитвенного бдения, на бой с невидимыми, недремлющими врагами рода человеческого.

История монастыря покрыта тайной, известны имена лишь некоторых насельников, подвизавшихся тут на протяжении последнего века. Архивные данные сохранились очень скудно, отрывочно, многое утрачено бесследно.

Великие бури пронеслись над этим Божиим островком: в семидесятилетний период жесточайших гонений на веру монастыри в первую очередь подвергались преследованиям, большинство монахов было сослано в ссылки, расстреляно, оставшиеся в живых вынуждены были терпеть тяжкие лишения и надругательства. И сегодня мы обязаны святым угодникам земли Казанской, новомученникам и исповедникам тем, что имеем возможность в наших обителях и храмах совершать Божественную литургию и другие таинства церковные, слышать громкую молитву и живую открытую христианскую православную проповедь.

Братия монастыря, отложив мирское попечение, приняв на себя монашеские обеты, исполняя заповеди Господа нашего Иисуса Христа, заботится о бедных, больных и бездомных.

Дела милосердия в нашем Иоанно-Предтеченском мужском монастыре г. Казани разнообразны. Мы помним наставление апостола Иакова: “... вера без дел мертва”. В Церковь приходят представители различных слоев населения и вероисповеданий, которые ищут в ней не только разреше-ния вопросов духовной  жизни, не  только духов-ного утешения, но и материальной поддержки. И в этом нет ничего странного и удивительного. Ведь святые отцы говорили, что прежде необходи-мо напитать человека телесно, а затем уже вести с ним духовные беседы.

Одно из важных направлений благотворительной деятельности братии монастыря и приходской общины - оказание различных видов материальной, вещевой и продовольственной помощи малоимущим и бездомным людям.

Специфика помощи определяется расположением монастыря. Он находится в административном центре г. Казани вблизи вокзала. В связи с этим нам приходится часто сталкиваться в основном с людьми, попавшими в беду в поездке. Кроме того, монастырь, являясь епархиальным пунктом по оказанию социальной помощи, принимает нуждающихся из других храмов города, направляемых к нам.

В монастыре организован пункт по сбору и распределению одежды, обуви малоимущим прихожанам, многодетным, одиноким, инвалидам, беженцам, в общем, всем нуждающимся, а также налажено распределение необходимых вещей в быту для оказания помощи бездомным гражданам (утратившим жилье, погорельцам).

В монастырской трапезной производится раздача бесплатных обедов и продуктов.

При монастыре открыта и действует благотворительная столовая для лиц без определенного места жительства, в которой ежедневно обслуживается до 100 человек.

Братия монастыря оказывает и другие виды материальной помощи нуждающимся, например, в приобретении проездных ж/д и авиабилетов.

Нуждающимся оказывается необходимая медицинская помощь. Разнообразная благотворительная деятельность монастыря осуществляется обычно на пожертвования прихожан. Так за истекший 2007 год материальная и финансовая помощь была оказана 924 нуждающимся на общую сумму около 95 тыс. рублей.

Братия монастыря, для удовлетворения духовных нужд малоимущих верующих и тех, которые по тем или иным причинам не могут посетить церковь - это в основном больные и престарелые, - организует бесплатное отправление треб на дому, в больницах, домах престарелых, детских учреждениях и других местах.

Кроме того, в монастыре работает библиотека, которой регулярно пользуются 700 читателей.

В воскресной школе при монастыре занимается 45 детей и одна взрослая группа более 20 человек.

При монастыре работает центр просвещения для глухонемых и слабослышащих детей. Эта группа инвалидов, обновляемая ежегодно, в течение учебного года занимается по специальной программе, регулярно проводятся по субботам «Православные беседы» для глухонемых с сурдопереводом. Имеются юношеская и взрослая группы. Для инвалидов организуются различные мероприятия с выездом по святым местам нашей епархии.

Также для них совершается Божественная литургия с участием сурдолога.

Организуются и принимаются паломнические группы, крестные ходы со всей России.

Социальное служение в монастыре, конечно, далеко от желаемого идеала, поэтому мы постоянно ищем новых партнеров и формы взаимодействия с властью и предпринимателями.

Нам нужны сотрудники, желающие работать на социальном поприще. Тот, кто хочет помочь другим или сам нуждается в нашей помощи, может обращаться в Отдел по социальному служению и благотворительности Казанской епархии по телефону (843) 292-62-76.

 

Наместник монастыря

игумен Нектарий (Демин).