игумен Кирилл (Прод2)
«назад

Роль христианского учения в истории человечества

  

Перед православным образованием и богословской наукой стоят масштабные «задачи в деле всемирного повышения академического уровня», наведения мостов между Церковью и обществом, религией и культурой, закладывания фундамента для творческого развития богословия, сообразуясь с проблемами современного мира и человека69.

Подводя общий итог вышесказанному, необходимо отметить, что христианское образование оказало на развитие человеческой истории огромное влияние. Христианство принесло в мир любовь к творению Творца, которое нуждается в изучении. Устройство вселенной всегда рассматривалось христианством как мудрость и слава Великого Бога, познавая его, человек получал крупицу знания премудрости Божией. Христианство создало необходимые предпосылки для рождения науки. Например, астрономия возможна только при условии, если звёзды перестают быть богами. Для того, чтобы законы, описывающие падение камня на землю, были приложены к движению звёзд, необходимо, чтобы общество и господствующая в нем религия согласились в звездах видеть «камни», а не души (или тела, или глаза) богов. До распространения христианства властвовало язычество. Господствовал политеизм. В сознании людей, боги обитали среди них и жили во многих предметах. Но нашлись люди, переступившие табуированную черту. Это были христиане. Таким образом, учителя христианства стали революционерами в сознании человечества. Только религия Единого Бога смогла освободить мир от чрезмерного обилия богов. Только религия надзвезного и надкосмического Бога могла поставить в одну линию мир звезд и мир камней (тем самым позволив описывать небесные движения языком земной механики)70. Только религия Логоса, ставшего Плотью, могла позволить на языке математики (языке идеальных чисел и форм) описывать процессы, происходящие в мире физическом (где не бывает ничего идеального). Наконец, только поверив в то, что Бог есть Любовь, можно было перешагнуть через скептицизм и начать изучение мира в дерзкой уверенности, что книга Вселенной написана на языке человеческой математики71.

Особенно в эпоху Возрождения христианство нуждалось в рождении не-мифологической картины мира. Внезапный срыв человеческого разума на Западе в XVI-XVII в. вновь возрождает магию, оккультизм, а астрономия и алхимия становятся областью высокой культуры и считаются допустимым способом миропонимания. В ответ Западная церковь, пробужденная пощечиной Реформации, ответила «охотой на ведьм», инквизицией и поддержкой механической картины мира. Научная картина мира была поддержана Церковью, остро нуждавшейся в союзнике для борьбы с общим врагом – оккультизмом72.

В общем, в истории мы находим неоспоримый факт огромного значения христианского образования для мировой истории. Лишь с распространением веры в распятого Бога стало возможным рождение научной картины мира. Научная революция произошла в Западной Европе на рубеже XVI-XVII веков. Не в эпоху атеизма (XVIII в.), не в эпоху пренебрежения религиозными вопросами (XV в.), не в эпоху религиозной стабильности (XIII в.), а в эпоху Реформации и Контрреформации, во время величайшего взлета религиозного образования в жизни христианской Европы родилась наука. Необходимо добавить, что творцы новой научной картины мира были церковными людьми. Среди этих людей Коперник, Кеплер, Галилей, Лейбниц, Декарт, Ньютон, Декарт, Бойль, Паскаль и другие. Большинство великих ученых прошлого получили начальное образование в христианских институтах и академиях. Духовное образование в истории совершенствования человеческих знаний, в науке, занимает доминирующую роль. Христианство, распространяемое в основном через устное учение, создало необходимую почву для создания науки и свободной, разумной цивилизации73.

За последнее столетие церковное христианское образование вытесняется из общественной, культурной, университетской жизни. В результате этого астральные мифы, оккультизм, гомосексуализм снова возвращают себе прописку в «высокой европейской культуре». Как две тысячи лет назад, сегодня снова стало модно сливать все религии в одну, вовлекая христиан в языческие игры. Тревожнее же всего то, что разговоры о религиозном плюрализме и терпимости вновь ведутся с сильной интонацией, что пророчествует христианам начало новых гонений. Христиане знают, что однажды они станут совсем чужими для мира официальной и массовой культуры. Святые Отцы учат, что уже виден горизонт человеческой истории, но перед этим наступит «царство антихриста». Но, не смотря на смерть и мучения за веру в Спасителя, проповедь, а значит и образование человеческих душ, созданных по образу и подобию Творца, не прекратится74.

 

Список используемой литературы

 

1. Асмус В., прот. История Церкви. – М.: ПСТБИ, 1998.

2. Болотов В.В., проф. История Церкви в период до Константина Великого. Т. 2. – М.,  1994.

3. Раннее Христианство. – М.: Изд. Брокгауза и Ефрона, 2001.

4. Иларион (Алфеев), еп. Православное богословие на рубеже эпох. Изд. 2-е, дополненное. – К.: Дух i лiтера, 2002.

5. Иоанн (Экономцев), иг. Православие, Византия, Россия. – М.: Христианская литература, 1992.

6. Мелиоранский Б.М. Из лекций по вероучению древней христианской церкви. – М., 2000.

7. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001.

8. Кураев А., диак. Основы православной культуры. – М., 2003.

9. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 2. – М., 1995.

10. Рожков В., прот. Очерки по истории римокатолической Церкви. – М., 1998.

11. Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000.

12. Мейендорф И. прот. История Церкви. – М., 2000.

13. Кураев А., диак. Дары и Анафемы. – М., 2001.

14. Карташов А.В. Вселенские Соборы. – СПб., 2002.

15. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – Сергиев Посад: СТСЛ, 1997.

16. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об Отцах Церкви. Т. 3. – М., 1996.

17. Дворкин А. Очерки истории Православной Церкви. – Нижний Новгород, 2003.

18. Кирсанов В.С. Научная революция 17-18 в. – М., 1987.

19. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

20. Понкин И.В. Теологическое образование в государственном университете. – М., 2004.

21. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб.: Изд-е И.Л.Тузова, 1905.

22. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. – М.: МДА., 2004.

23. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и советское государство в 1943-1964 гг. – СПб., 1995.

 

Примечания

 

1 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 19-20.

2 Изд. Брокгауза и Ефрона. Раннее Христианство. – М., 2001. – С. 141.

3 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 49.

4 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 50.

5 Болотов В. В. проф., История Церкви в период до Константина Великого. Т. 2. – М., 1994. – С. 165.

6 Там же. – С. 249.

7 Изд. Брокгауза и Ефрона, Ранее Христианство. – М., 2001. – С. 195.

8 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 80.

9 Болотов В.В., проф. История Церкви в период до Константина Великого. – Т. 2. – М., 1994. – С. 236.

10 Изд. Брокгауза и Ефрона, Ранее Христианство. – М., 2001 г. – С. 238.

11 Болотов В.В., проф. История Церкви в период до Константина Великого. – Т. 2. – М., 1994. – С. 262.

12 Там же. – С. 340.

13 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 213

14 Там же – С. 216.

15 Рожков В., прот. Очерки по истории римокатолической Церкви. – М., 1998. – С. 43.

16 Мейендорф И., прот. История Церкви. – М., 2000. – С. 269.

17 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 220.

18 Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – Сеергева Лавра, 1997. – С. 303.

19 Филарет (Гумилевский). Учение об Отцах Церкви. – Т. 3. – М., 1996. – С. 260.

20 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 224.

21 Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – Сергиева Лавра, 1997. – С. 307

22 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 227.

23 Рожков В., прот. Очерки по истории римокатолической Церкви. – М., 1998. – С. 59.

24 Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – Сергиева Лавра, 1997. – С. 395.

25 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 313.

26 Смирнов Е.И. История христианской Церкви. – Сергиева Лавра, 1997. – С. 399.

27 Там же. – С. 411.

28 Тальберг Н. История христианской Церкви. – М., 2000. – С. 360.

29 Рожков В., прот. Очерки по истории римокатолической Церкви. – М., 1998. – С. 262.

30 Дворкин А. Очерки истори  Православной Церкви. – Нижний Новгород, 2003. – С. 788.

31 Мейендорф И., прот. История Церкви. – М., 2000. – С. 77.

32 Мейендорф И., прот. История Церкви. – М., 2000. – С. 345.

33 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 49.

34 Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. – Кн. 2. – М., 1995. – С. 62.

35 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 50.

36 Мейендорф И., прот. История Церкви. – М., 2000. – С. 350.

37 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 158.

38 Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. – Кн. 2. – М., 1995. – С. 303.

39 Мейндорф И., прот. История Церкви. – М., 2000. – С. 425.

40 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 160.

41 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 353.

42 Там же. – С. 355.

43 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 358.

44 Иоанн (Экономцев), иг. Православие, Византия, Россия. – М., 1992. – С. 90-92

45 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. – М., 2004. – С. 32.

46 Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 58-59.

47 Там же. – С. 35.

48 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. – М., 2001. – С. 582.

49 Доброклонский А.П. Указ. соч. – С. 584.

50 Там же. – С. 586-589.

51 Цыпин В., прот. Указ. соч. – С. 109.

52 Доброклонский А.П. Указ. соч. – С. 591.

53 Цыпин В., прот. Указ. соч. – С. 114.

54 Иоанн (Экономцев), иг. Указ. соч. – С. 117.

55 Доброклонский А.П. Указ. соч. – С. 594.

56 Цыпин В., прот. Указ. соч. – С. 208.

57 Иларион (Алфеев), еп. Православное богословие на рубеже эпох. – К., 2002. – С. 405.

58 Цыпин В., прот. Указ. соч. – С. 322.

59 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. МДА., – М., 2004. – С. 599.

59 Шкаровский М.В., Русская Православная Церковь и советское государство в 1943-1964гг. – СПб., 1995. – С. 23.

61 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. МДА., – М., 2004. – С. 605.

62 Шкаровский М.В., Русская Православная Церковь и советское государство в 1943-1964 гг. – СПб., 1995. – С. 39.

63 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. МДА., – М., 2004. – С. 814.

64 Там же. – С. 617.

65 Там же. – С. 619-622.

66 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. МДА., – М., 2004. – С. 622.

67 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. МДА., – М., 2004. – С. 714.

68 Там же. – С. 728.

69 Понкин И.В. Теологическое образование в государственном университете. – М., 2004. – С. 13.

70 Кураев А., диак. Дары и Анафемы. – М, 2001. – С. 64-67.

71 Кураев А., диак. Основы православной культуры. – М., 2003. – С. 43.

72 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. – С. 130.

73 Кирсанов В.С. Научная революция 17-18 в. – М., 1987. – С. 24.

74 Кураев А., диак. Дары и Анафемы. – М., 2001. – С. 69.

[к оглавлению]