А.М. Елдашев

Причал молитв уединенных:

Свияжская Макарьевская  пустынь и ее

небесный покровитель преподобный Макарий1

 

                                А.М. Елдашев

                                                                          

Немного уже осталось мест под Казанью, сохранивших в себе уходящее дыхание далекой старины. Одно из них – возрождающаяся из небытия Макарьевская пустынь.

 И вряд ли найдётся хоть один проплывающий по Волге, кто не обратил бы свой восторженный взор на православный монастырь, приютившийся на фоне густого леса, в распадке крутого правого берега реки. Обитель своими белыми стенами храмов и часовен ещё издали притягивает к себе пытливый взгляд путешествующего. Нам близки и понятны чувства, которые были вызваны этим благолепием у императора Павла I и его детей Александра и Константина, следующих по Волге в солнечный майский день 1798 года по пути в Казань. Поэтому он и изъявил своё монаршее желание материально поддержать обитель. Возникает вопрос – когда и как в этом отдалённом от жилья месте появилась сия пустынь и кто её устроитель?

 

Основание пустыни

По преданию, Свято-Троицкий Желтоводский монастырь был основан в 1435 году бывшим иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием. Своё наименование обитель получила от урочища Желтые воды, в котором она находится. Такое название некогда носило бывшее здесь озеро, позже вошедшее в русло Волги, в котором, по преданию, подвижник веры Христовой крестил магометан и язычников. В этих местах он соорудил кельи и деревянную Троицкую церковь.2

В 1439 г. казанский хан Улуг-Мухаммад3 по возвращении из московского похода напал и разрушил желтоводскую обитель.4 Преподобный Макарий был взят в плен и уведён в Казань.

Однако вскоре он получил свободу и с большой группой (до 400 человек) освобождённых пленников, недалеко от того места, где в будущем будет основан Свияжск, заложил пустынь. Пробыв здесь три дня, он со своими спутниками уходит отсюда. Многодневный переход завершается в старинном и многолюдном городе Унже, в пятнадцати верстах от которого, на правом берегу одноименной реки, он и основал обитель.5 Рядом с монастырской горой прп. Макарий ископал источник, существующий и поныне, всегда заполненный прозрачной водой. После смерти преподобного 25 июля 1444 г. в возрасте 95 лет люди начали приходить ко святому гробу его, где многие получали чудесное исцеление от болезней.6 

Предчувствуя свою кончину, преподобный завещал своим ученикам «в память избавления своего от рабства агарянского устроить обитель на том месте, где он останавливался, возвращаясь из Казани», т.е. близ впадения реки Свияги в Волгу. Но его ученики были не в состоянии исполнить это завещание Макария, ибо эта территория входила тогда в состав Казанского ханства.

И только после покорения Казани войсками Иоанна Грозного представилась такая возможность. Один из иноков Унженской обители, схимонах Исайя, пришёл сюда и начал обустраивать освященную молитвами прп. Макария пустынь.

Это был добродетельный и богобоязненный схимонах, который за свою благочестивую жизнь удостоился любви и уважения у современников. И когда распространилось печальное известие о его мирной христианской кончине 10 декабря 1661 г., то многие поспешили отдать свой последний долг почившему молитвой об упокоении души его. И до сих пор современные монашествующие возрождаемой ныне Макарьевской пустыни усердно молятся о нем.

На месте его погребения была сооружена позолоченная деревянная гробница. Но при перестройке Вознесенской церкви она была снесена и предположительно оказалась в наружной стене придела Ватопедской Божией Матери.7

 

 Настоятели, храмы и постройки обители

Первый деревянный храм в Макарьевской пустыни был построен в середине XVII века  во имя Вознесения Господня, вероятно, в память того, что преподобный Макарий получил свободу от плена казанского в день Вознесения Господня. Каменная церковь же на этом месте была построена в 1691 году.

В 1693 г. в пустынь под церковную эпитимию был выслан Арсений, епископ Андрусский. Здесь он и скончался спустя 13 лет. Погребен епископ был в «пещерке» Спасо-Преображенского мужского монастыря.

На надгробной плите его была следующая надпись, сделанная вязью: «во имя Спасителя нашего Христа Бога. Успе, и погребенъ на семъ месте, греческихъ странъ, андруския епархии, пелопонскаго острова, епископъ Арсений, который жилъ прежде въ Москве 7201-го, и посемъ жилъ въ Макарьеве пустыне, что близъ Свияжска, тутъ и преставися в лето 1706-го апреля въ 14 день, и погребенъ великимъ господиномъ преосвященнымъ Тихономъ митрополитомъ казанскимъ и свияжскимъ, апреля в 16 день, бяше же онъ за некая приключшаяся обстояния отлученъ святейшимъ Досифеемъ патриархомъ иерусалимскимъ: по смерти же его, тогожъ 706 лета, яко усердный, и ближний по евангельскому словеси другъ преосвященнейший архиерей Тихонъ толко тщание о разрешении положилъ, и по намерению своему чрезъ писание о разрешении его получилъ просимое отъ святейшаго патриарха константинопольскаго присланное, за подписаниемъ руки его, и при немъ одинадцать архиереев, въ писанное на греческомъ языке, и та грамота положена с нимъ во гробъ, и ради ведения преведенный списокъ во архиерейской ризнице положен».8

За какие-то прегрешения Арсений был отлучен иерусалимским патриархом Досифеем и конец своей жизни провел, сначала проживая в Москве, а затем в Макарьевской пустыни. Казанский митрополит Тихон III (на казанской кафедре с 1699 по 1724 г.) за кротость, благочестивую жизнь и полное раскаяние возлюбил его и по смерти старца в 1706 году похоронил его в «пещерке». Через русского резидента в Константинополе Петра Андреевича Толстого он предпринял энергичные меры по исходатайствованию прощения от восточных патриархов. Уже после кончины патриарха Досифея († 1707 г.) П.А.Толстой исхлопотал у патриарха Константинопольского Гавриила полную разрешительную грамоту, написанную на греческом языке вместе с переводом ее на славянский язык. Греческая грамота была положена Тихоном в гроб Арсения, а славянский перевод её оставлен на хранение в архиерейской ризнице.9

В XVII – середине XVIII в. монастырь был невелик и не имел деревень с крестьянами. По штатам 1764 г. он был приписан к Свияжскому Богородицкому мужскому монастырю и фактически был закрыт. Лишь в Вознесенской церкви изредка служили службы приезжавшие монахи этой обители, и то по случаю погребения на монастырском погосте умерших монашествующих, как Свияжского мужского, так и женского монастырей.

6 марта 1796 года казанский архиепископ Амвросий (Подобедов, на казанской кафедре с 27 марта 1785 до 16 октября 1799 г.) ходатайствовал перед Св. Синодом о восстановлении пустыни взамен закрытого Болгарского монастыря. В мае 1798 г. императором Павлом I была удовлетворена эта просьба, чему во многом способствовало так понравившееся ему красивое местоположение, занимаемое пустынью.

Указом Св. Синода от 28 мая 1798 г. на содержание Макарьевской пустыни было ассигновано 300 рублей, оставшихся от бывшего Пензенского Преображенского монастыря, возведенного в III класс.

Восстановленная Макарьевская пустынь не была включена в штат, но ей выделили некоторые угодья: лес, находившийся рядом с обителью (65 десятин), пашенную землю (12 дес.), сенные покосы села Красновидово Свияжского уезда и по левому берегу Свияги (всего 46 дес.), рыбные ловли на Щучьем озере, мукомольную мельницу о двух поставах на реке Штырме при селе Троицкий Урай Лаишевского уезда. Были выделены небольшие ежегодные выплаты в пределах 85 рублей.

Предусматривалось также, что монахов и послушников будет до 7 человек. Действительно, вплоть до закрытия монастыря численность братии составляла обычно 10-12 человек. Настоятель чаще всего был иеромонах, а не архимандрит, и в чине строителя, а не игумена, как в других, даже самых небольших монастырях епархии.

О настоятелях святой обители хочется сказать особо. Это основной нерв, стержень духовной жизни пустыни, неутомимые строители, организаторы монашеской жизни.

По нашим сведениям, настоятелями за более чем 350-летнюю богатую событиями историю монастыря было свыше пятидесяти монашествующих. Несомненно, их было больше, но неумолимое время стёрло из памяти потомков этих неутомимых подвижников духа.

Однако при небольших размерах и скромных доходах в монастыре в XIX в. велось довольно большое строительство; и это несмотря на два разорительных пожара 1800 и 1829 годов. В 1830 году настоятелем обители, строителем Макарием, был построен двухэтажный (низ каменный, а верхний этаж деревянный) дом для братских келлий, кухни и трапезы.

 В 1835-1839 г. стараниями строителя иеромонаха Антония был восстановлен пришедший в упадок храм Вознесения Господня. Он был построен двухэтажным. На втором этаже был главный престол – в честь чудотворной иконы Вознесения Господня, на первом этаже правый престол – во имя Божией Матери Ватопедской, левый – во имя преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца. При храме была сооружена каменная колокольня.

Могила Исайи, основателя пустыни, оказалась в наружной стене Ватопедского придела. Место погребения было утеряно ещё в древности. В храме находились самые почитаемые иконы обители – преподобного Макария, принесённая Исайей, и Ватопедской Божией Матери, принесённая в начале XIX в. с Афона.

Церковь построена на средства жительницы Свияжска, известной благотворительницы Надежды Ивановны Саврасовой10 (1783-1870) и казанского помещика Евграфа Алексеевича Лебедева.11

В середине XIX века в дар обители из Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей. В Казанской епархии в то время нигде больше не было подобной святыни. Поэтому богомольцы во множестве стекались к ней, прося у Целителя здравия и успокоения.12

В 1866 г. радением строителя иеромонаха о. Мартиниана (Муратовского) был построен ещё один каменный храм (без колокольни) с главным престолом во имя Скорбящей Божией Матери,  правый придел – во имя святителя Афанасия, Патриарха Александрийского, левый – во имя Всех Святых.

Мартиниан снискал любовь и почтение братии и полную доверенность благотворительных лиц. Он был переведён на новое поприще служения, настоятелем в Иркутский Вознесенский первоклассный монастырь. Но и тот бывший настоятель не забывал свою обитель, помогая пустыни.

Летом 1881 года обителью управлял архимандрит Герман (Целеринский), переведённый из Сан-Франциско (Алеутская епархия). Вскоре по своему прошению он был уволен в Свияжский Богородицкий монастырь на иеромонашескую вакансию.

При настоятельстве игумена Димитрия, в 1892 г., над источником, у которого, по преданию, останавливался прп. Макарий, была построена деревянная часовня, а в ней установлены иконы. Ежегодно, в день памяти прп. Макария (25 июля), в часовню совершался крестный ход. Позже часовня была заменена каменной.

Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. Его в 1894 году приобрели как на средства обители, так и на благотворительные взносы. В это же время возвели более чем 100-метровую каменную подпорную стену, защищающую обитель от частых оползней.

В 1898 году настоятелем пустыни стал иеромонах Серафим (Павлиненко), впоследствии игумен. 17 декабря 1900 г. Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, вручил ему жезл.

Вручая его, владыка Алексий произнёс проникновенную речь: «Всечестный отец игумен Серафим! В знамение духовного правления, к которому ты призван сегодня, вручается тебе жезл сей. Помни, брат, что, подобно святому пророку Моисею, и ты приемлешь жезл сей не от человека, а от самого Бога, приемлешь для того, чтобы врученную тебе вместе с сим жезлом братию вести от рабства греховного в страну духовной свободы, к обетованному Царству Небесному. Помни, что тебе дается не жезл властительства мирского, не жезл ярости и биения, чтобы ты горделиво возносился над врученной тебе братией или жестоко с нею обходился: нет, жезл сей – знак отеческого попечения за твоими духовными чадами, знак терпеливого ухода за немощным согрешающим братом, знак умелого управления врученным тебе кораблем монастырским, знак истинного пастырства Христова, а не наемничества. Опираясь на жезл сей, утверждай братию в житии их монашеском, прежде всего, примером собственной святой жизни, чтобы в день Суда мог ты непостыдно сказать пред Богом: «Се аз – недостойный игумен, а вот духовные дети мои, которых ты дал мне, Господи. Аминь»13.

В XIX веке неоднократно перестраивались жилые и хозяйственные постройки монастыря. В результате к началу XX века в пустыни располагались двухэтажный настоятельский и братский корпуса (1889 г.), два жилых полукаменных корпуса (1830 и 1847 г.), деревянный одноэтажный с мезонином странноприимный дом (1888 г.) и другие строения.

7 июля 1902 года в размеренной жизни пустыни совершилось знаменательное событие – обитель посетил по пути своего следования по Волге о. протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский. Известный российский молитвенник отслужил Божественную литургию, причастил своих спутников по поездке. В конце службы храм наполнился прихожанами из Свияжска и окрестных деревень, узнавших о его прибытии. Батюшка немного отдохнул, отпил чай у игумена обители и отбыл вниз по Свияге и Волге.14

Автор собирает материал о пребывании протоиерея Иоанна Кронштадтского в Казанском крае. В частности, праведный отец посетил Казань и служил в кафедральном Благовещенском соборе 5 июля 1894 г.15 и 16 июля 1897 г.16  В июле 1902 года, отслужив в Макарьевской пустыни, в Казань он не заехал, проплыв мимо города. В течение долгого времени он окормлял известных елабужских купцов Стахеевых. Последний раз российский молитвенник посетил их и отслужил молебен на Святом ключе  1 июня 1908 г.,17 за полгода до своей кончины († 20 декабря по ст.ст.). Отметим, что тема взаимоотношений Иоанна Кронштадтского и Стахеевых практически не изучена.

В Макарьевской пустыни в 1904 году проживало 37 человек: исполнявший должность настоятеля иеромонах Антоний (Чугунов), шесть иеромонахов, три иеродиакона, семь монахов и двадцать послушников.

 

 Отец Нил (Хрисогонов)

Есть люди, о которых можно сказать, что свет их пробивает толщу времени и спустя десятилетия. Вечную жизнь им дают дела богоугодные. Рассуждая подобным образом, я имею в виду подвижника веры Христовой, иеромонаха святой обители о. Нила, в миру Николая Васильевича Хрисогонова.

Сын бедных родителей, с малых лет он стремился получить богословское образование. Но ввиду семейных материальных лишений вынужден был покинуть, не доучившись, Казанскую семинарию и работать чиновником в городской контрольной палате довольно длительное время.

Но духовное призвание взяло всё же верх, и в возрасте 39 лет, в 1862 году, он увольняется и, согласно прошению, Указом Казанской духовной консистории определяется в число послушников Макарьевской пустыни.

Со святой обителью он связал всю свою оставшуюся земную жизнь. 14 лет он нёс различные послушания и только 18 декабря 1876 года принял пострижение с именем Нила. Этот период жизни был посвящен чтению святоотеческих творений и глубокому ознакомлению с духоносными трудами святых отцов православной церкви. Около года он пробыл на Афоне, где ему так понравилось жить, что он захотел остаться там навсегда, но болезнь ног не позволила осуществиться этим замыслам. Отец Нил до конца жизни тянулся к Афону, и через его руки прошли значительные пожертвования на обители Святой Горы.

Приняв монашество, о. Нил мог бы достаточно успешно продвигаться по иерархической лестнице, но в нем отсутствовало честолюбие, и он старался избегать почетных должностей. Тем не менее, своими праведными трудами, послушанием, аккуратностью и благочестием он выделялся среди монастырской братии и постоянно обращал на себя внимание церковного начальства.

10 июля 1879 года он был рукоположен во иеродиакона, 20 января 1880 года – во иеромонаха. В память войны 1853-1856 г. имел бронзовую медаль на Владимирской ленте. 13 мая 1881 года по резолюции его Высокопреосвященства был назначен казначеем Макарьевской пустыни, но, по собственному прошению, уволен через пять дней. 12 октября 1883 года указом Казанской духовной консистории ему поручается временно управлять пустынью, но вскоре по собственному желанию он опять покидает этот пост.18 

Мы специально столь подробно перечислили его назначения, чтобы продемонстрировать его желание не занимать должностные места, а развивать в себе качества благочестия, кротости, смирения, благотворительности. Однако авторитет его среди монашествующих и далеко за пределами обители был настолько высок, что фактически в 1880-1890-е годы он был руководителем пустыни.

Его келью часто посещали люди различных сословий и состояний, становясь впоследствии его духовными чадами. Речь его была тихая, убедительная, постоянно подкрепляемая изречениями из Святых Писаний, творений Святых Отцов и частыми примерами из их житий. Круг его знакомых с каждым годом становился всё шире. О нём знали в Москве, Астрахани, Уфе, Симбирске. Со многими он вёл постоянную переписку.

Особо отец Нил проявил себя как неутомимый собиратель пожертвований. Собранное тратилось на помощь бедным (в пустыни при о. Ниле всегда жило много странников), на покупку утвари для церквей и на помощь русским монастырям на Афоне.

Во все время своего монашества он из пожертвований благотворителей не израсходовал на себя ни копейки. В последние годы своей жизни он нёс послушание сборщика благотворений в пользу бедных вдов и сирот духовного звания Казанской епархии. С 1879 по 1886 г. им была собрана и представлена в Попечительство о бедных вдовах и сиротах духовного звания достаточно внушительная сумма по тому времени – 723 рубля. Его Высокопреосвященство Архиепископ Казанский и Свияжский Палладий, сознавая важность заслуг о. Нила, «за ревностную и полезную деятельность для блага бедных духовного звания» 22 марта 1886 года наградил его набедренником.19

Свою деятельность по сбору благотворительных средств о. Нил переносит далеко за пределы Казани. В отдельные годы число жертвователей достигает почти тысячи человек, среди не только городского, но и сельского населения.

Особенно крупные пожертвования на устройство богадельни для престарелых лиц и на приют для малолетних сирот оказали в 1893 году: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский – 1000 руб., казанская почётная гражданка Екатерина Александровна Кривоносова – 1000 руб., казанский 1-й гильдии купец Михаил Мартынович Данилов – 200 руб. В 1894 году Преосвященный Гурий, епископ Самарский и Ставропольский внёс 100 руб. В 1895 году по 100 рублей пожертвовали отец Иоанн Сергиев Кронштадтский, заштатный священник Лаишевского Софийского собора Владимир Васильевич Смирнов и его супруга Анна Петровна, казанская купчиха, вдова Анна Федоровна Соловьева. Подсчитано, что о. Нилом за время его благотворительной деятельности было собрано почти десять тысяч рублей, что составляло в те годы достаточно солидную сумму.

Он и умер при исполнении того благородного дела, которому посвятил свою жизнь. В конце мая 1896 года о. Нил отправился на сбор средств в Мамадышский уезд, где и простудился. Сильно больной, он вернулся в Казань, где в доме одного благотворителя во Владимирском приходе сподобился исповеди и Св. Таин. 30 мая он был в Попечительском совете, где пожаловался на своё нездоровье. 1 июня приехал в пустынь, на следующий день ещё простоял на богослужении. Вечером закрылся в своей келье, а к утру мирно отошел  ко Господу.

Отец Нил был погребен около южных дверей Вознесенского храма. Усилиями его сестры, монахини Свияжского женского монастыря Юлии, над его могилой был водружен крест с надписью: «Господи, прими дух мой с миром! Под сим крестом покоится прах раба Божия иеромонаха Нила, скончавшегося 3 июня 1896 года; жития его было 73 года, в обители жил 35 лет. Никтоже без греха есть, токмо Ты един, Владыко! Сего ради преставленному и грехи остави и в рай того всели».20

Его могила была разрушена богоборческой властью. Но его деяния пережили эту власть, и мы, живущие в XXI веке, помним его и преклоняемся перед его трудами.

 

 Разрушение и возрождение монастыря в XX веке

Отречение императора Николая II и убийство царской семьи явилось следствием отступления русского народа от заповедей Божиих. После революции и гражданской войны православные монастыри, церкви и соборы подвергаются уничтожению и осквернению. Не обошла сия печальная участь и Макарьевскую пустынь. В сентябре 1918 г. монастырь был разграблен красноармейцами, а в конце 1920-х г. его покинули последние насельники.

Близ пустыни находилось кладбище (в старину оно называлось «вздыхалка»), на котором были похоронены не только монашествующие, но и многие жители Свияжска, в том числе и именитые. Самые ранние захоронения относились ко времени покорения Казани, ко второй половине XVI века.21 После 1917 года погост был разрушен.

В 1936-1986 г. в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь для раненых.

1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). Возобновляются богослужения в древней церкви Вознесения Господня. Начинается новая жизнь порушенной в богоборческие годы святой обители.

В 2000 году к Собору святых новомученников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева), архимандрита Александра (Орудова) и монаха Леонтия (Карягина), в начале XX века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Предстательством небесных покровителей, молитвами и трудами назначенного в сентябре 2000 года игумена Глеба (Владимирова) с братией, благотворительной помощью ктиторов и благочестивых паломников постепенно возрождается из небытия поруганная обитель.

В 2001 году стараниями предпринимателя Л.В.Анисимова у основания горы поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца.

В 2003 году в Воронеже было отлито десять колоколов. И теперь новая звонница ежедневно собирает на молитву монашествующих и благочестивых паломников.

Живописный вид Макарьевской пустыни и его окрестностей напоминают странникам, взирающим на неё, о нетленной красоте Небесного Града. И несмотря на то, что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную, не только в былые времена, но и сегодня есть люди, желающие «употребить всё время своё, все силы тела и души на богоугождение».

Да поможет им Бог своею благодатью идти путем спасения молитвами преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского.

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас!

 

Основные вехи развития пустыни

1435 – бывший инок Печерского Нижегородского монастыря, преподобный Макарий, по преданию, основал Свято-Троицкий Желтоводский монастырь.

1439 – казанский хан Улуг-Мухаммад разрушил желтоводскую обитель, пленив прп. Макария.

1444, 25 июля – кончина прп. Макария в возрасте 95 лет.

1661, 10 декабря – кончина схимонаха Исайи, устроителя Макарьевской пустыни.

1691 – строительство первого каменного храма обители при казанском митрополите Тихоне III.

1693-1706 – проживание в обители Арсения, епископа Андрусского.

1798, май – мимо обители по Волге, следуя в Казань, проплыл император Павел I с сыновьями Александром и Константином.

1800 – пустынь подверглась разрушению вследствие пожара.

1829            – пожар в обители.

1866 – освящение новой каменной трехпрестольной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

1892 – над святым источником была построена деревянная часовня.

1902, 7 июля – в пустыни служил о. протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский.

1906-1908 – настоятель монастыря прмч. Сергий (Зайцев). Расстрелян красноармейцами с братией Свято-Успенского монастыря 10 сентября 1918 г.

1918, сентябрь – разграбление монастыря красноармейцами.

1920-1922 – настоятель монастыря прп.Александр (Орудов, † 1961).

1928            – последние насельники покидают пустынь.

1996-1997 – наместником обители назначается иеромонах Филарет (Егоров).

1997 – настоятель обители иеромонах Мануил.

1997-1998 – настоятель иеромонах Прокл (Корноухов).

1998-2000 – настоятель иеромонах Василиск (Шумилов).

с 2000, 6 сентября – Игумен Глеб (Владимиров).

2001 – на святом источнике восстановлена деревянная часовня во имя преподобного Макария чудотворца.

2003 – звонница обители пополнилась новыми колоколами, отлитыми в Воронеже.

2006 – посещение обители архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.

 

Примечания

 

1  Статья посвящается 350-летию основания святой обители.

2 Ныне это Свято-Троицкий прп. Макария Желтоводского женский монастырь Нижегородской епархии, в котором хранится чудотворная икона прп. Макария с частицей его мощей, представляющая собой копию такой же иконы, бывшей в Макарьевском Унженском монастыре. См.: Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. – Москва: Московская Патриархия, 2001. – С. 187-188.

3 Улуг-Мухаммад (ок.1405-1445), хан Золотой Орды (1419-1437, с перерывами), основатель Казанского ханства. Участвовал на стороне Литвы в походах на Псков (1426) и Рязань (1427). Укрепление  центральной власти Улуг-Мухаммада вызвало в 1437 недовольство части знати. Обосновался в гор. Белёв, разгромил войска, посланные Василием II. Укрепившись в Среднем Поволжье (предположительно, в Казани), начал войну с Московским княжеством: в 1439, осадив Москву, разорил её окрестности; в 1444 захватил Нижний Новгород и Муром, его сын Махмуд разгромил под Суздалем войска Василия II. Предположительно убит в Казани. См.: Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. – С. 596.

4 Почти двести лет, до 1624 г., обитель находилась в запустении. Возобновил её инок Тетюшского Казанско-Богородицкого монастыря Казанской епархии Авраамий по повелению прп. Макария, троекратно явившегося ему во сне.

5 Ныне это Макарьево-Унженский женский монастырь Костромской епархии. Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. – Москва: Московская Патриархия, 2001. – С. 99.

6 Малов Евфимий, священник. Свияжская подгородная Макарьевская пустынь //Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1873 г. – Казань: Университетская типография. – С. 173.

7 Малов Евфимий, священник. Указ. соч. – С. 174.

8 Любарский Платон, архимандрит. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств, старанием и трудами Спасо-Казанского Преображенского монастыря архимандрита Платона, составленный в 1782 г. – Казань: Университетская типография, 1868. – С. 36.

9 Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Историческое описание. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1895. – С. 79.

10 Теплую статью об этой замечательной свияжской благотворительнице написал казанский краевед Ильдар Алеев. См.: Православный собеседник. Альманах. Выпуск № 2 (12). – Казань: Казанская Духовная семинария,  2006. – С. 218-232.

11Евграф Алексеевич Лебедев, богатый купец и промышленник, был известным в городе благодетелем Зилантова Успенского монастыря. Получил благословение от самого архиепископа Казанского Филарета (Амфитеатрова) на место для своего погребения в этом монастыре – именно, в склепе под главным храмом Успения Божией Матери. За что вперёд, ещё при жизни, внёс вклад на вечное поминовение своей души в сумме 25 тысяч рублей ассигнациями. См.: Рощектаев А.В. История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе города Казани. – Казань: Русич, 2004. – С. 175. Девятых Л.И. Люди и судьбы. – Казань, 2003. – С. 276.

      На территории монастыря до сих пор сохранился камень с его разрушенной могилы, на котором выбито: «Под сим камнем упокоился прах Казанского, Нижегородского, Вятского и Пензенского помещика берг-гауптмана VI класса и кавалера Евграфа Алексеевича Лебедева, скончавшегося ...декабря 187...» (к сожалению, угол камня с указанием даты его кончины отколот).

12 Вадим, иеромонах. Свияжская Макарьевская пустынь. – Казань: Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь, 2006. – С. 10.

13 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1901 год. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1901. – С. 12-13.

14 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1902 год. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1902. – С. 682-683.

15 Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. Сборник. – М.: Отчий дом, 1997. – С. 316-317.

16 Липаков Е.В. и др. Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков).– Казань: Фест, 1998. – С. 159. Матяшина Е. Воспоминаниям угаснуть не дано... // Казань, 2002.  №  10. – С. 67.

17 Нилус С.А. На берегу Божьей реки. – СПб.: ОЮ-92, 1996. – С. 8.

18 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1896 год. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. – С. 583.

19 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1896 год. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. – С. 585.

20 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1896 год. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. – С. 592.

21 Малов Евфимий, священник. Указ. соч. – С. 181.