иерей Иоанн БУХЕНКО (Продолжение5)
«назад

Заключение

Человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте, но вследствие первородного греха с самого зачатия несет в себе некоторую пустоту, не заполненную Духом, как бы некий «объем бездуховности». Эта пустота, «духовная каверна» может в процессе становления личности меняться в размерах. Она уменьшается в условиях, благоприятных для духовной жизни, и увеличивается в неблагоприятных. Условия эти включают в себя огромное множество факторов самого разного рода. Здесь и генетическая предрасположенность организма, и условия семьи, в которой ребенок появился на свет и где он растет (прежде всего, это степень духовной полноты родителей), здесь и условия общества в целом.

По мере того, как ребенок осознает себя отдельной, обособленной от других людей (родителей, окружающих) личностью, к нему приходит и осознание (а чаще – неосознанное ощущение) собственной духовной неполноты. А вместе с таким чувством появляется и сильная потребность (также чаще всего неосознанная) эту пустоту чем-то заполнить. Сложность, однако, в том, что восполнить недостаток Духа можно ничем иным, как только Духом, причем сделать это доступно не самому человеку, а лишь Тому, от Кого исходит этот Дух – т.е. Богу. Человек может лишь захотеть (или не захотеть) целиком отдаться этой Божественной воле. А вслед за этим желанием появляется стремление устранить все преграды между человеком и Богом, другими людьми и самим собой.

Если же все биологические, психологические и социальные условия, влияющие на развитие и формирование человеческой личности, сложились таким образом, что этого желания следовать воле Бога еще не возникло, то происходит, обычно, следующее. Сильное, хотя и неосознанное стремление заполнить внутреннюю пустоту, «духовную каверну», рождает попытки (также обычно бессознательные) заместить, «засыпать» ее материальными объектами («вещами мира сего») или психическими процессами, которые на более или менее продолжительное время дают иллюзию полноты жизни, собственной духовной полноты и гармонии. Эту иллюзию могут давать самые разнообразные «заменители» – среди них и те, что безусловно порицаются обществом (наркотики, насилие, стяжательство), и те, что не вызывают в обществе однозначной отрицательной реакции (алкоголь, азарт, пища, секс, власть), и даже те, что безоговорочно утверждаются в качестве социальных ценностей (работа, дружба, человеческая привязанность). Это, к сожалению, случается довольно часто, и тогда любая из перечисленных живых ценностей перестает быть средством и превращается в цель деятельности человека, создавая иллюзорное ощущение полноты, душевного комфорта, становится как бы наркотиком. Человек впадает в зависимость от него, утрачивая, таким образом, дарованную ему Богом свободу. Последствия же такой зависимости (неважно, от какого именно из объектов) всегда одни и те же – они разнятся лишь сроками их наступления и степенью очевидности для окружающих. Это всегда преграда для духовного роста личности, это всегда разрушение социальной, психологической и биологической жизни человека. Плачевные последствия сказываются не только на самом человеке (разрушение и преждевременное старение организма, психосоматические заболевания, психические расстройства, нарушения семейных и социальных связей и т.д.), но и на его потомках, часто на протяжении многих поколений (социальные катастрофы, войны, экологические бедствия и другие явления этого рода).

Человек – существо с обширным жизненным потенциалом. По слову свт. Иоанна Златоуста, в зависимости от выбора он может стать и зверем, и ангелом, и даже сыном Божиим (естественно, по благодати, а не по естеству)177. Этот же святитель неоднократно указывал, что ни в коем случае нельзя обвинять в своих грехах человеческую природу, естественные наклонности, черты характера, внешние обстоятельства, поскольку решающее значение всегда имеет собственное произволение178. Поэтому, когда говорят порой, что невроз, психопатия, алкогольная зависимость являются болезнями, не стоит думать, что это недуги, которыми, подобно гриппу, заражаются от первого чиха. Недаром современные психиатры А. Эй и П. Бернар утверждают, что невротик – не пассивный носитель симптома, а его творец179. В связи с этим понятен низкий процент излечения от подобных заболеваний. К. Леонгард, посвятивший десятки лет работе с психопатическими личностями, признавал, что самое большее, что ему удавалось сделать в результате терапии, – несколько приглушить патологические симптомы, улучшить адаптацию в обществе, научить держаться «в рамках». Но сама «болезненная склонность» устранению почти не поддается180.

Но христианство показало, сколь беспредельна готовность Бога помогать людям в этом. Ведь дух человека, основа его ориентации в мире, согласно христианскому миропониманию, питается духом Истины и Любви, Святым Духом – Духом самого Бога.

Церковь учит, что в неосознанном виде стремление «впитывать» этот Дух, «стяжать Его дары» заложено в каждом человеке. Такое стремление – это искра Божия, которая способна воспламенить своего носителя, сделав его светочем для других. Но эта искра может и пригаснуть, покрывшись непроницаемым слоем холодного пепла, ибо человек от рождения несет в себе и противоположную возможность: бежать от Бога, преступать Его волю.

Каждый воцерковляющийся человек со временем подходит к пониманию, что его душа серьезно больна. Высвечивается эта болезненность благодаря страшному сопротивлению, встречающемуся в греховной природе человека на его пути ко Христу. Эта болезнь собственной греховной природы человека естественна для всех.

Но, кроме этого, в Церковь приходит большое количество людей, душевное состояние которых, с медицинской точки зрения, можно определить как душевную болезнь. Протоиерей Владимир Воробьев пишет: «В наше время очень много душевнобольных людей, и в особенности их много в Церкви»181.

И эти люди ожидают от служителей Церкви психотерапевтической помощи, обращаясь к священникам с вопросами, которые находятся в компетенции психиатра или психотерапевта.

Безусловно, душевными болезнями должны заниматься профессионалы. Однако, оказание начальной психотерапевтической помощи возможно и непосредственно священником, владеющим навыками и знаниями как из области святоотеческого душепопечения, так и из области психиатрии. Современным пастырям не помешал бы определенный уровень знаний по психологии и психиатрии.

Архимандрит Киприан Керн пишет по этому поводу: «Допустимо ли с точки зрения православия говорить о психиатрии?182 Психиатрия не в коем случае не претендует на те области, которые подведомственны аскетике. Эта последняя занята борьбой со страстьми и грехом, психиатрия ищет более специфические причины тех духовных состояний человека, которые коренятся в сокровенных тайниках души, в подсознании, в унаследованных и благоприобретенных противоречиях человеческого существа.

С точки зрения православия и церковного предания нет основания видеть какие-либо препятствия для применения психиатрических данных в деятельности пастыря... Психиатрия в руках пастыря является вспомогательным средством для обнаружения не греха, а патологических явлений, связанных с заболеваниями психиатрическими, т.е. душевными, а не духовными».

Безусловно, что психотерапия помогает осмыслить процессы и внутренние движения, происходящие в психической структуре человека, но не может дать ответа о конечном исцелении личности человека, ведь это понятие входит в его духовный уровень, нравственные качества, совесть.

Традиционно роль целителей болезней человеческой души православие отводило старцам, духовникам. Монастыри были на Руси и первыми обителями врачевания вплоть до XVIII века.

«Пришедшие из Греции первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представления о врачевании как о подвижническом долге монахов. Раненые, больные различными недугами со всей Руси приходили в монастыри, и многие получали исцеление. Для тяжело больных при монастырях были специальные помещения – больницы, где монахи ухаживали за больными»183.

Старчество обладало богатым потенциалом знаний не только о спасении души, но и о ее лечении. Старцы прозревали человеческую душу и благодатным воздействием своего слова исцеляли, восстанавливали ее в душевно цельном состоянии.

Не отрицая медицину, Церковь, со своей стороны, воспитывала христианское отношение к болезни, которое наделяло людей силами для перенесения страданий. В монастырях оказывалась действенная помощь душевнобольным. Старцы и духовники, исходя из зависимости душевного и телесного здоровья человека от нравственных принципов устроения душевной жизни, оказывали психотерапевтическую помощь приходящим за советом и благословением людям, которых принято называть «невротиками».

Традиция подлинного духовно-душевного врачевания проявлялась как священническая и монашеская помощь страждущим, душевнобольным, главной заботой они считали здоровье души, располагали знаниями о самой душе и о том, как страстям и грехам противостоять.

В начале XX века традиция старческого и пастырского душепопечения была жестоко оборвана. Больных неврозами стали помещать в психиатрические больницы, где медикаментами подавляли корни болезни, не излечивая саму болезнь. И особенно страдали дети.

Профессор В. Зеньковский в 30-е годы XX века писал, что проблема детей с нарушением поведения из семьи перекинута школе, хотя она должна решаться родителями православным воспитанием своих детей в семье. Сегодня, в начале XXI века, эта проблема чрезвычайно обострилась и перекинута психиатрической больнице. Проблема представляет большую угрозу обществу, прежде всего потому, что заброшенные нравственно покалеченные дети через 10-20 лет вырастут в неполноценную нацию. Неполноценную потому, что по российским масштабам  миллионы детей практически не адаптированы в обществе, но при этом очень хорошо адаптированы к криминальной среде.

И если мы хотим оградить общество от эпидемии серийных убийств, насилия, грабежа, наркотиков, самоубийств и террора – давайте помогать «трудным» подросткам и детям справляться с тем горем и ненавистью, которыми переполнены их души.

Необходимы программы спасения этих детей, которые потом страшно мстят обществу за свое изуродованное детство. Риск формирования агрессивного жизненного стиля у подверженных агрессивному поведению подростков даже из внешне благополучных семей останется высоким до тех пор, пока они имеют свободный доступ к субкультуре насилия.

Надо создать конструктивные альтернативы захлестнувшей нас субкультуре насилия. Дети с патохарактерологическим формированием личности становятся зеркалом нашего общества, и не кривым зеркалом, а беспощадно точным.

На сегодня уже есть опыт по спасению брошенных и беспризорных детей в России. Где-то есть группа таких детей, живущих при воинских частях, где-то организованы общины при церквях и при монастырях (например, в Раифском монастыре).

Но несомненно то, что всякий, кто готовится помогать этим детям, должен не только обладать высокими нравственными качествами, но и еще готовить себя быть компетентным в вопросах педагогики, психологии детства и психиатрии. Неслучайно во многих духовных заведениях существует специальный курс пастырской психологии.

Знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов говорил: «Нравственную жизнь можно устроить только нравственным путем».

Итак, дело Церкви – врачевание. Она стремится исцелить болезни, прежде всего душевные, которые мучают людей. В этом основа учения Нового Завета и отцов Церкви.

Между психотерапевтами и священниками в настоящее время наблюдается некоторое сближение. Ему способствует известная общность цели и нравственных идеалов, сходные профессиональные проблемы, важность стоящих перед обеими группами задач... Сами психологи иногда сетуют на некий «комплекс неполноценности» по отношению к священнослужителям, признавая, что христианство эффективнее работает с людьми.

Их сближает единая, пусть поразному понимаемая, задача врачевания души словом; и психотерапевты, и священники одинаково подчеркивают его значение и важность.

«Не будьте к сему невнимательны и равнодушны, чтущие достоинство слова, ревнуйте о нем, одушевляйте и вооружайте ваше слово истиною и правдою и, действуя им верно и твердо, не допускайте различия глаголов потопных», – писал Филарет Московский.

«Священник заботится о спасении души, напоминает об этом и стремится наделить идеалами и ориентирами, способами приобщения благодати Божией, помогающими человеку найти путь спасения. Психиатр же должен стремиться восстановить утерянные душой силы и функции, поправить искалеченную плоть и психическую органику.

Священник помогает пробудить в душе стремление к горнему. Психиатр же должен стремиться не к созданию душевного комфорта и внутренней бесконфликтности пациента, а помочь душе сконцентрировать и прояснить в формах плоти свой духовный облик.

Священник взывает обрести и сохранить высшие ценности, психиатр же должен заботиться о том, чтобы человек в борьбе за эти ценности не терял себя, но все более обретал земное соответствие небесному образу. Священник открывает образ Истины и помогает Ее принять, сподобиться Ее благодати. Его область – дух и вечная душа. Область же врача – психофизическое искажение духовной позиции – приводит к физическим отклонениям, и душа, таким образом, может убедиться в действии вторичных физических симптомов»184.

«Религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему смыслообразующему началу и в этом плане отвечает его насущной потребности поиска смысла неуничтожимого, не устранимого фактом его смерти. Психология (и психотерапия) занята по преимуществу горизонтальной плоскостью, человеком как деятелем во времени и пространстве; сопряжение здесь более чем необходимо – оно неизбежно.

Другое дело – на каких уровнях произошло это сопряжение. Психологу это важно знать для выявления показателя возможного соединения целостности, устранения раскола, трещины при психическом здоровье. Разные виды психотерапии по-своему стремятся к их преодолению. Так, психоанализ, гештальт-терапия используются по преимуществу для попыток преодоления разобщенности ума и сердца, бихевиоризм, поведенческая терапия – ума и воли и т.д. На наш взгляд, христианская психотерапия направлена на устранение главного центрального раскола: раскола между сторонами души – внутренней духовной и внешней, обращенной к миру. Понятно, что раскол этот может проявляться в разнообразных формах, как осознаваемых, так и не осознаваемых, но в любом случае он неизбежно влечет за собой особо значимые последствия для человека, его развития, судьбы, спасения.

В психологии, психотерапии существует множество лечебных методик, но только единичные из них приближаются к истинному врачеванию души. Поразительно, что большинство психологов, психотерапевтов и невропатологов даже не подозревают о существовании такого огромного пласта «психологических наработок», о том, что в православии вот уже два тысячелетия существует «психотерапевтическая школа» со своей четко разработанной концепцией, мировоззренческой платформой и детально разработанным инструментарием.

Вот где поле для исследовательской работы специалистов по душевным недугам, не знающих того сокровища, которое таит в себе святоотеческая психология, уникальная система целительства души.

 

Литература

 

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В русском переводе с параллельными местами и приложениями. – М: Российское библейское общество, 1999. – 1371 с.

2. Авва Дорофей. Сочинения. – М.: Русский путешественник, 1999. – 253 с.

3. Авдеев Д.А. Беседы с православным психологом. Вопросы и ответы. Святые отцы о болезнях и здоровье. – М.: Русский хронограф, 2000. – 157 с.

4. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М.: Русский хронограф, 2001. – 511 с.

5. Аксючиц В. Под сенью Креста. – М.: Правое дело, 1997. – 320 с.

6. Анатолий (Гармаев), свящ. Обрести себя. – Минск: Гук-АРТ, 2002. – 333 с.

7. Апостол Иаков. Агиографический сборник. – СПб.: Мысль, 1997. – 184 с.

8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 57 с.

9. Воробьев В., прот. Покаяние, Исповедь, духовное руководство. М.: Свет православия. 1997. –113 с.

10. Ю.Ганнушкин П.Б. Избранные труды. – М., 1964. – 186 с.

11. Гиллиген С. Руководство по Эриксоновской терапии. – М.: НФ «Класс», 1997. – 167 с.

12. Свт. Григорий Богослов. Сочинения. – М.: Лад, 1993. – Т. 1. – 250 с.

13. Григорий Палама, свт. Труды. – Екатеринбург: РАП-с, 1998. – 276 с.

14. Двенадцать шагов и двенадцать традиций. – Нью-Йорк: QWR com., 1989. – 98 с.

15. Джей Хейли. О Милтоне Эриксоне. – М.: НФ «Класс», 1998 г. – 137 с.

16. Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. –Т. 1. – 638 с.

17. Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 2. – 760 с.

18. Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – 440 с.

19. Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 5. –  482 с.

20. Дробышевская Н.А. Детская правда. – Минск: Беларусь, 2003. – 16 с.

21. Епифанович. Максим Исповедник. – М.: Паломник, 1998. – 378 с.

22. Игнатий (Брянчанинов), свт. Сочинения. – Репринт. изд. – М., 1989. – Т. 2: Аскетические опыты. – 411 с.

23. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – 322 с.

24. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М., 1994. – 293 с.

25. Иже во святых отца нашего Исаака Сирианина Слово подвижническое // Слово 38. – М.: Православное чтение, 1993. – 290 с.

26. Илларион, схим. На горах Кавказа. – СПб.: Сатис, – 456 с.

27. Иоанн Дамаскин. Сочинения. – М.: Православное слово, 1991. – 257 с.

28. Иоанн Златоуст, свт. Труды. – М.: Троице-Сергиева Лавра, 1991. – Т. 1. – 356 с.

29. Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – 188 с.

30. Иоанн Лествичник. Слово к пастырю. – М.: Паломник, 1993. – 257 с.

31. Иоанн Синайский. Подвижнические беседы. – М.: Дума, 1997. – 133 с.

32. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. – М.: Рефл-бук, 1997. – 166 с.

33. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. – М.: Паломник, 1992. – 256 с.

34 Ковалевская Б. Психология и отношение к больному человеку. Московский терапевтический журнал, 1997. – № 4. – С. 44-50.

Примечания

 

1 Невярович В.К. Терапия души. Издание 2-е, дополненное и исправленное – М.: Русский хронограф, 2000. – 319 с. – С. 14.

2 Подтверждением тому служат и послания апостола Павла (1 Сол. 5, 23; Евр. 4, 12), а также евангельские слова Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1, 45-47).

3 Сегодняшний мир почти не знает области духовной, т.к. эта область непосредственно связана с религией. Ничего не подозревая об этом, большинство людей духовное отождествляют с искусством. Хотя и известно, что культура, особенно сфера искусства, получала свое интенсивное развитие в те исторические моменты, когда духовное в человеке начинало интенсивно падать. Упадок духовного привел к тому, что лучшие из представителей сферы искусства стали пытаться доносить смыслы духовного, а значит религиозного, до конкретного человека языком душевным. Душевным языком изложено классическое искусство: литература, живопись, музыка. Сегодня оскудение духа настолько велико, что современная молодежь просто отвергла все классическое.

5 «... Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (блаженный Августин).Сравните также: «только в Боге успокаивается душа моя» (Пс. 61, 2).

6 Невярович В.К. Терапия души. Издание 2-е, дополненное и исправленное – М.: Русский хронограф, 2000. – 319 с. – С. 14.

7 Там же. Феофан Затворник. Сочинения, письма. – Киев: Мютецтво, 1993. – С. 136.

8 Курашов В.И. Человек и смысл его жизни. – Казань: Изд-во Каз. ун-та, 2001. – С. 211-212.

9 Рим. 7, 15-20.

10 Авдеев Д.А. Беседы с православным психологом. Вопросы и ответы. Святые отцы о болезнях и здоровье. – M.: Русский хронограф, 2000. – 157 с. – С. 76.

11 Авдеев Д.А. Беседы с православным психологом. Вопросы и ответы. Святые отцы о болезнях и здоровье – М: Русский хронограф, 2000. – 157 с. – С. 78.

12 Игнатий ( Брянчанинов), свт. Сочинения. – Репринт. изд. – M., 1989. – Т. 2: Аскетические опыты. – С. 129.

13 Феофан Затворник. Сочинения, письма. – Киев: Мютецтво. 1993. – С. 246.

15 Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. – М., 1971. – С. 343.

16 «Страх есть лишение твердой надежды», – говорит святой Иоанн Дамаскин. Иоанн Дамаскин. Сочинения. – М.: Православное слово, 1991. – С. 57.

17 Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М.: Русский хронограф, 2001. – 51 с. – С. 187.

18 Авдеев Д.А., Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М.: Русский хронограф, 2001. – 511с. – С. 189.

19 1 Ин. 4, 18.

20 Ганнушкин П.Б., Избранные труды. – М., 1964.

21 Авдеев Д.А. Невярович В.К. Наука о душевном здоровье. Основы православной психотерапии. – М.: Русский хронограф, 2001. – 51I с. – С. 201.

22 Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – С. 57.

23 Дробышевская. Н.Л. Детская правда. – Минск. 2000. – С. 21.

24 Стрельчук И.В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем, – М., 1966; Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. – М., 1971. – С. 286.

25 Сир. 31, 34-35.

26 Притч. 20, 1.

27 Еф. 5, 18.

28 1 Кор. 6, 10.

29 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения.

30 Иак. 4, 7.

31 Двенадцать шагов и двенадцать традиций. – Нью-Йорк, 1989 г. – С . 36.

33 Поиск. Ежедневная газета научного сообщества. № 5. – 4 февраля 2005 г.

34 Пс. 48, 13.

35 Добротолюбие. – Репринт. изд. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 5. – С. 125.

36 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 5. – С. 166.

37 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 164.

38 Добротолюбие. Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 2. – С. 167.

39 Еф. 2, 5.

40 1 Ин. 5, 16.

41 Мф. 8, 22.

42 1 Тим. 5, 6.

43 Иоанн Златоуст, св. архиеп. Труды. – М.: Троице-Сергиева Лавра, 1991. – Т. 1. – С. 256.

44 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 1. – С. 545.

45 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 175.

46 Иоанн Лествичник Слово к пастырю. – М.: Паломник. 1993. – С. 29.

47 Там же. С. 30.

48 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 308.

49 Там же. С. 312.

50 Авва Дорофей. Сочинения. – М.: Русский путешественник, 1999. – С. 139.

51 Добротолюбие. Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 184.

52 Ср.: Иуд. 1, 23.

53 Семен Франк. С нами Бог. М.: Аст. 2003. – С. 352-353.

54 Свщ. Анатолий Гармаев. Обрести себя. – Минск, 2002. – С. 38.

55 Добротолюбие. Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 419.

56 Добротолюбие. Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. Т. 3. – С. 92.

57 Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина Слова подвижнические. Слово 38. – М.: Православное чтение. 1993. – С. 161.

58 Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина Слово подвижническое. Слово 50. – М.: Православное чтение. 1993. – С. 150.

59 Там же. Слово 48. С. 143.

60 Там же. Слово 54. С. 174.

61 Там же. Слово 85. С. 206.

62 Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – С. 23.

63 Там же. С. 150.

64 Там же. С. 190.

65 Рим. 6, 22.

66 Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. – М.: 1912. – С. 6; Еф. 6, 12.

67 Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. – М.: 1912. – С. 6-7.

68 Гал. 5, 17.

69 Гал. 5, 19-21.

70 Рим. 1, 28-31.

71 2 Тим. 3, 2-5.

72 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 188.

73 Там же. С. 189-190.

74 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 197.

75 Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. (Святоотеческое наследие. Т. 2.) – М., 1993. – С. 23-24.

76 Григорий Палама, свт. Труды. – Екатеринбург: РАП-с, 1998. – С. 159.

77 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т.  1. – С. 481.

78 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1992. – Т.  2. – С. 373-374.

79 Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – С. 260.

80 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 171.

81 Иоанн Дамаскин. Сочинения. – M.: Православное слово, 1991. – С. 167.

82 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 2. – С. 70-371.

83 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 5. – С. 193.

84 Еф. 5, 5.

85 Иоанн Лествичник. Слово к пастырю. – М.: Паломник. 1993. – С. 188.

86 Там же. С. 127.

87 Там же. С. 179.

88 Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – С. 152-154.

89 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 305.

90 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 305.

91 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 5. – С. 83.

92 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 177.

93 Иак. 1, 14-15.

94 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 174.

95 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 2. – С. 168.

96 Иоанн Синайский. Подвижнические беседы. – М.: Дума, 1997. – С. 103. Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – С. 125.

97 Ср. Еф. 2, 10.

98 Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – С. 185-186.

99 Там же. С. 190.

100 Там же. С. 225.

101 Там же. С. 202.

102 Авва Дорофей. Сочинения. – М.: Русский путешественник, 1999. – С. 190.

103 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 305.

104 Добротолюбие. Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 202–204.

105 Авва Дорофей. Сочинения. – М.: Русский путешественник, 1999. – С. 23.

106 Мф. 4, 3.

108 Преподобный Нил Сорский. Устав о скитской жизни. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. – С. 18.

109 Там же.

110 Преподобный Нил Сорский. Устав о скитской жизни. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. – С. 19.

111 Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1990. – С. 154.

112 Рим. 5, 19.

113 Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – С. 129.

114 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 204.

115 Там же. С. 202.

116 Мф. 23, 26.

117 Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990.

118 Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – С. 144.

119 Авва Дорофей. Сочинения. – М.: Русский путешественник, 1999. – С. 153.

120 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 296.

121 Там же. С. 300.

122 Там же. С. 212.

123 Там же. С. 301.

124 Там же. С. 167.

125 Там же. С. 292.

126 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 2. – С. 197.

127 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 166.

128 Григорий Палама, свт. Труды. – Екатеринбург: РАП-с, 1998. – С. 38.

129 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – С. 75.

130 Григорий Палама, свт. Труды. – Екатеринбург: РАП-с, 1998. – С. 42.

131 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – T. 3. – С. 225.

132 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 303.

133 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 5. – С. 108.

134 Рим. 7, 12.

135 1 Ин. 2, 3-5.

136 1 Ин. 5, 3.

137 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 221.

138 Иже во святых отца нашего Исаака Сириянина слова подвижнические // Слово 38. – М.: Православное чтение. 1993. – С. 268.

139 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 298.

140 Там же. С. 298.

141 Там же. С. 173.

142 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 31.

143 Там же. С. 32.

144 Иоанн Лествичник. Лествица. – М.: Паломник, 1993. – С. 175.

145 Там же. С. 175.

146 Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004. – С. 51.

147 Свт. Григорий Богослов. Сочинения. – М.: Лад, 1993. – Т. 1. – С. 50.

148 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М., 1994. – С. 424-425.

149 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 37.

150 Там же. С. 397.

151 1 Тим. 1, 1.

152 2 Кор. 11, 5.

153 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М., 1994. – С. 138.

154 См. Деян. 6, 5.

155 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М., 1994. – С. 143.

156 Там же. с. 143.

157 Добротолюбие. – Репринт. изд. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. – Т. 3. – С. 380.

158 См. 1 Кор. 2, 7.

159 Свт. Григорий Богослов. Сочинения. – М.: Лад, 1993. – Т. 1. – С. 58-59.

160 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М., 1994. – С. 213.

161 Сборник статей. – Пермь: Пермяк, 1998. – С. 107.

162 Иоанн Лествичник. Слово к пастырю. – М.: Паломник, 1993. – С. 76.

163 Иоанн Лествичник. Слово к пастырю. – М.: Паломник, 1993. – С. 82.

164 Пастырская психология и психотерапия. Пастырская помощь душевнобольным. – М.: Свет православия, 1999. – С. 395.

165 Преп. Иоанн Лествичник. Слово к пастырю. – М.: Паломник, 1993. – С. 106.

166 Иларион, схим. На горах Кавказа. – СПб., – С. 227.

167 Иларион, схим. На горах Кавказа. – СПб., – С. 221-222.

168 Макарий Египетский. Духовные беседы. – М.: Свет, 1996. – С. 84.

169 Мистическое богословие. – Киев: Думка, 1990. – С. 176.

170 Там же. С. 258.

171 Там же. С. 265.

172 Иоанн Лествичник. Слово к пастырю. – М.: Паломник. 1993. – С. 163.

173 Джей Хейли. О Милтоне Эриксоне. – М.: НФ «Класс». 1998. – С. 100.

174 Джей Хейли. О Милтоне Эриксоне. – М.: НФ «Класс». 1998. – С. 100.

175 Н.Ф. Калина. Основы психотерапии. Рефл-бук, 1997. – С. 20-21.

177 Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, избранные творения. Беседы на Деяния Апостольские. – М., 1994. – С. 293.

178 Там же. С. 294.

179 Цит. по: Чудновский В., Чистяков Н. Основы психиатрии. – СПб.: Медкнига, 1998. – С. 72.

180 Леонгард К. Религиозная истерия. М.: Прав. книга, 2003. – С. 113, 230, 624.

181 Прот. Владимир Воробьев. Покаяние. Исповедь, духовное руководство. – М.: Свет православия,  1997. – С. 41.

182 Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. – М.: Паломник, 1992. – С. 126.

183 Б. Ковалевская. Психология и отношение к больному человеку // Московский терапевтический журнал. № 4, 1997. – С. 46.

184 Аксючиц В. Под сенью Креста. – М., 1998. – С. 269.

[к оглавлению]