М.Р. БУРГЕТЕ АЯЛА. Евлампий Андреевич Будрин как историк философии

 Евлампий Андреевич Будрин как историк философии

М.Р. Бургете Аяла

Статья посвящена историко-философской работе профессора Казанской Духовной Академии Е.А.Будрина (1842-1919) «Антитринитарии XVI века». Отмечается ее актуальность, научная значимость и необходимость сохранения и изучения российского интеллектуального наследия.

  Ключевые слова: Е.А.Будрин, Казанская Духовная Академия, антитринитаризм XVI в., Мигель Сервет, испанская философия, Christianismi Restitutio M.R. Burguete Ayala Evlampy A. Budrin as a historian of philosophy

The article is devoted to the historical and philosophical work of professor of the Kazan Theological Academy E.A.Budrina (1842-1919) “Antirinitarians of the XVI century.” Noted its relevance, scientific relevance and the need for preservation and study of Russian intellectual heritage.

  Key words: E.A.Budrin, Kazan Theological Academy, antitrinitarism the XVI century., Miguel Servet, Spanish philosopher, “Christianismi Restitutio”

На серьезной представительной конференции, где поднимаются и обсуждаются действительно важные проблемы, возникающие в наше непростое время в связи с преподаванием богословских и светских наук вполне уместно обратиться к тем положительным примерам и урокам, которые нам предоставляет история более чем столетней давности. К сожалению, многое из того что делалось тогда, по прошествии времени оказывается незаслуженно забыто и утрачено. В своем неудержимом стремлении придумать что-то новое, свое мы не замечаем и упускаем многое из того что было создано действительно талантливыми людьми посвятившими жизнь служению своему делу. Хорошо, когда удается спохватиться не слишком поздно и еще можно восстановить те подробности и детали, которые невозможно зафиксировать документально, и которые живы лишь в воспоминаниях и устных свидетельствах современников уходящего времени. Большинство из этих подробностей, которые сегодня представляются совершенно неважными и незначительными, впоследствии могут оказаться теми недостающими звеньями, позволяющими связать воедино цепь событий, выяснить побудительные мотивы людских поступков и возможно сделать свои собственные значительные открытия. Некоторое время назад благодаря усилиям казанского краеведа Ильдара Абдулловича Алиева было возвращено из небытия имя Евлампия Андреевича Будрина. [1]. По проекту Пермского государственного университета некоторые его работы были оцифрованы и попали в электронную библиотеку. Евлампий Андреевич Будрин (1842-1919). Сын пермского священника, окончил Пермскую семинарию. Затем Казанскую духовную академию. Преподавал в Казанской Духовной Академии с 1870 г. по 1906 год.

  Заслуженный ординарный профессор, доктор богословия, действительный статский советник, член Совета Правления Казанской Духовной академии, кавалер высших орденов Св. Владимира 4-й и 3-й степени, Советом Правления Казанской Духовной Академии Е.А. Будрин первым из профессоров пожизненно избирается почетным членом Совета Правления с правом решающего голоса. Ему принадлежит ряд богословских работ опубликованных в Пермских епархиальных Ведомостях и Православном собеседнике: О творении мира, О воскресении тел, Очерк Пермской епархии в 12 выпусках Ведомостей за 1869 г. от 5 февраля 1870 г. «О Боге – Творце

Мира» 1870 г. На торжественном годовом собрании Казанской духовной академии в 1885 г. им была прочитана речь «Религиозное состояние Италии в эпоху Возрождения И его основная работа «Антитринитарии XVI века. Выпуск I. Михаил Сервет Казань, 1878. Выпуск II. Фауст Социн» (1988), за которую он получил степень доктора богословия.

  Речь пойдет о первой части этого исследования. Структурно книга состоит из Вступления, 4-х глав, и приложения, всего 396 стр. Уже по оглавлению видно, что работа имеет объемный, практически энциклопедический характер. Первая глава посвящена вопросу происхождения антитринитаризма и его сущности, с точки зрения различных христианских конфессий. Во второй главе подробнейшем образом анализируются взгляды представителей швейцарской и немецкой реформации XVI в. в их отношении   догмату Св.Троицы и другим сторонам христианского вероучения, ставшим объектом оживленной полемики в эту эпоху. Цель автора выяснить причины исследуемого явления, его состояние на исследуемый период времени. Эта цель совершенно четко и определенно формулируются автором в начале работы. В книге собран и собран и приведен огромный текстовый материал, эта работа уже сама может служить источником, своеобразной антологией по теме и, безусловно, заслуживает тщательного подробного изучения. Эта часть работы вводит читателя в тему и очерчивает круг рассматриваемых проблем подводя к основному предмету, которым является испанский ученый XVI в., врач, впервые описавший малый круг кровообращения, философ, теолог, знаменитый своими антитринитарными воззрениями, сожженный женевским диктатором Жаном Кальвином – Мигель Сервет.

  Фигура, безусловно, сложная и неоднозначная. Тем более очевидно еще одно неоспоримое достоинство работы, говорящее о высоком профессиональном уровне ее автора – максимально объективное непредвзятое изложение материала. При этом позиция самого автора по анализируемому вопросу всегда ясно выражена и определена. Качество, которым не всегда могут похвастаться современные исследователи, зачастую выдающие собственные интерпретации за оригинал. Каталоги, описывающие собрания Библиотеки Казанской духовной Академии в середине 19 в., дают представление о том, какие возможности для работы с источниками были у Евлампия Андреевича, практически все основные работы, упомянутые в книге, указаны в каталоге. Известно также, что и сам он обладал обширной библиотекой, подвергшейся по свидетельству очевидцев, уничтожению в годы советской власти. Учитывая высокопрофессиональное отношение Е.А. Будрина к текстам, создается впечатление, что излагая и цитируя, в большом объеме главную работу Мигеля Сервета Christianismi Restitutio, которая принадлежит к числу самых редких книг в мире, в его распоряжении был первоисточник. На сегодняшний день сохранилось всего два полных экземпляра один в Императорской Библиотеке в Вене и второй в Национальной библиотеке в Париже из них только первый находится в идеальном состоянии. В настоящее время издано полное двуязычное собрание сочинений М.Сервета в шести томах, включающее в себя как перевод его работ на испанский язык, так и факсимильные отпечатки оригинальных текстов. При сравнении текстов фрагментов приводимых казанским ученым с текстом воспроизводящим оригинал книги Сервета мне не удалось обнаружить ни одного расхождения. [3]. В тех местах, где цитируется другая работа Сервета, Е.А. Будрин особо оговаривает, что ввиду редкости данного издания, будет использовно вторичное цитирование. К сожалению, нет данных о том, покидал ли Е.А. Будрин Казань. Вероятней всего, что если бы он совершил путешествие в Европу, то сведенья об этом сохранились в архиве казанской Духовной академии. Сам же он в своей книге не упоминает ни источник, которым пользуется ни мотивы, побудившие его обратиться к этой теме. В качестве «фантастической» гипотезы можно выдвинуть предположение, что именно книга «Восстановление христианства», оказавшаяся каким-то непостижимым образом в его распоряжении, побудила Е.А. Будрина взяться за данное исследование. Во введении к своей работе он пишет: «Мы ограничимся в своем исследовании одним шестнадцатым веком с одной стороны потому, что иначе оно приняло бы слишком широкие размеры, с другой – по особому значению шестнадцатого века в развитии антитринитарных начал со времен реформации. Шестнадцатый век служит основою для последующих веков: в этом веке строились системы, и доставлялся материал для работ последующего времени»[2]1. С этим утверждением трудно не согласиться, хотя его можно отнести не только к антитринитаризму а к 16 в. в целом. Стоящий на сломе эпох он не только стал проводником достижений античной мысли, но во многом определил направления и схемы, по которым пошло развитие всей европейской науки и философии. Именно в XVI в. были поставлены и сформулированы многие важные теоретические и философские проблемы, решение которых стало задачей последующих столетий. Как представитель православной традиции, истинно верующий человек, преподаватель догматического богословья Е.А. Будрин категорически не приемлет трактовку догмата Св.Троицы предлагаемую М. Серветом, хотя по человечески явно сочувствует и симпатизирует испанскому мыслителю. К сожалению, сосредоточив свое внимание исключительно на заданной теме, а именно на истории и теории антитринитаризма, ограничив себя не только временными рамками XVI, но и областью преимущественно протестантской полемики по этому вопросу, Е.А.Будрин упустил ряд факторов позволяющих увидеть учении М.Сервета в несколько ином свете. То, что Сервет вступил во взаимодействие и активную конфронтацию практически со всеми значимыми представителями различных протестантских течений своего времени, несомненно, давало повод представлять систему взглядов испанского мыслителя, исключительно в плане его приверженности к антитринитаризму, а «слава» скандального еретика затмила положительную, философскую сторону его учения. Свою роль сыграла и объективная нехватка фактического материала (говоря современным языком недостаток информации) что не позволило рассмотреть учение М.Сервета в более широком контексте испанской философской мысли.

  Эти факторы стали причиной того, что вне поля зрения Е.А. Будрина оказался огромный социокультурный пласт испанской действительности XV –XVI вв. где были очень сильны представления о христианской религии и Церкви, как о важнейшей национальной объединяющей силе общества, сохранившиеся со времен реконкисты. Одним из основных факторов интеллектуальной жизни испанского общества стало распространение т.н. христианского гуманизма обусловленного влиянием идей Эразма Роттердамского, в основе которого «миф о Христе». Именно в рамках этого направления видит место Мигеля Сервета современный историк философии Хосе Луис Абельян [4] (Хуан Луис Вивес, братья Вальдес). Получают развития направления философии, в основе которых науки: о человеке медицина, психология (Хуан Уарте, Мигель Сабуко). Новые жизненные силы получила схоластика, что обусловило ее возрождение и позволило достичь вершины своего развития (Мельчор Кано, Доминго де Сото, Франсиско Суарес). Открытие Америки породило огромное количество новых проблем экономического социального характера и поставило множество задач, требовавших новых методов и подходов для их решения. Именно к этому времени относится зарождение совершенно новых областей знания: таких как антропология, культурология, этнография, лингвистика, закладываются основы современного права (Франсиско де Виториа, Бартоломе де лас Касас, Бернардино де Саагун).

  Тем не менее, исследование, проведенное Е.А Будриным в во 2-ой трети XIX в. совершенно не утратило качества и значимости сегодня. Но если бы удалось опубликовать эту книгу в современном виде, она вызвала бы большой интерес и представляла бы безусловную научную ценность. Конечно, тут нужно приложить много труда т.к. к сожалению, уровень современного образования, во всяком случае, в светских учебных заведениях, не позволяет среднестатистическому читателю даже обладающему ученой степенью свободно ориентироваться в тексте. Латынь, немецкий, французский для ученого XIX в. уровня Евлампия Андреевича Будрина было органично не переводить оригинальный текст источника. Для современно читателя перевод это необходимое условие для чтения и понимания и остаетсе только восхищаться и завидовать высокому уровню образования, которое получали  выпускники Казанской Духовной Академии. Среди библиографии о М.Сервете (пятисотлетие со дня рождения которого отмечалось мировой научной общественностью в этом году) опубликованной институтом Сихенских исследований «Мигель Сервет» нет работы русского ученого Е.А. Будрина, хотя, по своей научной ценности она не уступает ни английским, ни испанскимй ни немецким исследованиям и должна по праву занять свое заслуженное место.

Литература:

1. Алиев И.А. Старая Казань: Рыбная площадь – Кольцо. Казань, 2011. С.90-102

2. Будрин Е.А. Антитринитарии шестнадцатого века. Выпуск первый Михаил Сервет и его время. Казань 1878. С.11

3. Servet Miguel. Obras completas. – Zaragoza: Prensas Universitarias de Zaragoza, 2003-2006. 6 v. Abellavn, Josev Luis. Historia crivtica del pensamiento espan`ol. Madrid, 1979