М.Б. БАЛАКИРЕВ. Этические принципы православной модели в отношении труда и богатства как основа ведения современной предпринимательской деятельности

 Этические принципы православной модели в отношении труда и богатства как основа ведения современной предпринимательской деятельности

М.Б. Балакирев

Поставлена проблема применимости православных ценностей к современной российской экономике. Показана специфика православного мировоззрения, выдвинуто обоснованное опровержение теории неприемлемости представленной модели хозяйствования ввиду ориентации православия на внутренний мир человека.

Ключевые слова: православие, этика, ценности, предпринимательство, хозяйственная деятельность

M.B. Balakirev

Ethical principles of Orthodox model in respect of labour and wealth as the basis of running modern entrepreneurial activity Raised the question of applicability of orthodox values to the modern Russian economy. The specificity of the Orthodox world-view, put forward reasoned refutation of the theory of this model is unacceptable because of the orientation of economic orthodoxy in the inner world of man.

Key words: orthodoxy, ethics, values, entrepreneurship, economic activity

  Никакая экономическая система не может рассматриваться вне поля человеческих взаимоотношений, основным регулятором которых выступает этика и основанное на ней право. В связи с этим нам бы хотелось уделить внимание проблеме выявления православного этического концепта ведения деловых отношений в современной России. Актуальность данной темы и наш интерес к ней объясняются внешними и внутренними факторами, тесно взаимосвязанными между собой. Внешним фактором является глобальный кризис западной модели экономики, её ценностных основ – индивидуализма, жажды к наживе, отчуждения личности от собственной целостности. Наглядно продемонстрировавший, что предлагаемый нам вариант «безальтернативного» строительства экономики далеко не идеален и, как показывает практика, крайне губителен и опасен для нашей страны, так как одной из причин депопуляции населения России является внедрение западной экономической модели хозяйствования. Так, по данным Росстата, с 1991 г. по 2009 г., население страны сократилось на 6,4 миллионов человек [1]. Внутренним фактором является то, что сегодня, как и сто лет назад, российская экономика носит многоукладный характер. Это позволяет вести активный поиск, диалог по выработке этических ценностей, норм и принципов, формирующих фундамент экономического благополучия страны. И одним из таких вариантов выступает православная модель хозяйствования.

  Поставленная нами проблема является объёмной и сложной по своему характеру, и в связи с этим, в рамках данной работы, нам бы хотелось уделить внимание вопросу отношения православия к труду и богатству, насколько применимы православные ценности к современным экономическим реалиям в нашей стране. Отличительной особенностью православия выступает ориентация на внутренний мир человека, его собственный опыт диалога с Богом. Другими словами, личностную экзистенцию. Такое мироощущение, существенно отличаясь от присущего Западу рационализма протестантизма и чуть менее рационального католицизма, предопределило пренебрежение формальной стороной посюсторонней жизни. Это послужило серьёзным и не безосновательным поводом для обвинения православной этической системы в нелюбви к земному и, как следствие, скептическому отношению к её применимости в экономической модели хозяйствования.

  Мы считаем, что такие заключения несколько поспешны. Действительно, ориентация на внутренний мир человека, его совесть как регулятор отношений с обществом и Богом может играть как положительную, так и отрицательную роль в деловых отношениях. Нужно признать, что православие не является благодатной почвой, питающей и формирующей правовое поле, оно не знает ценность незыблемости внешнего закона. Отсюда организация бизнеса в России, в первую очередь отношения собственности, подвержены серьёзным рискам. И в то же время отсутствие культуры формального права позволяет легко мобилизовать ресурсы и направить их на необходимые нужды. Православие, пренебрегая формальными правами личности, её материальным благополучием, всегда обеспечивало победу нашей Родины во времена тяжёлых испытаний. Пренебрегать этим опытом крайне опасно, так как он был апробирован царской, советской и современной Россией. В качестве примера можно привести цитату из книги Егора Гайдара «Власть и собственность»: «Профессор, выросший в условиях стабильной демократии, может доказывать, что введение свободных цен, конвертируемой валюты, приватизация государственного имущества сами по себе не формируют предпосылки экономического роста, что для создания развитой системы институтов, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики, нужны десятилетия, если не столетия. Но что делать, когда жизнь требует решений немедленно?» [2]. Последняя фраза исчерпывающе объясняет тот способ ведения хозяйства, который исторически сложился в России. Как только появляется срочная необходимость, все правила и законы предаются забвению, и единственным мерилом человеческих поступков выступает совесть. Мы видим, что православие не устраняется из сферы земных дел, а наоборот, призывает активно преобразовывать их на основе совести. Последнее есть соработничество Бога и человека в обустройстве мира, в приведении его в гармоничное и справедливое, по возможности, состояние, где личная сиюминутная выгода теряет всякий смысл перед лицом вечного процесса переустройства мира.

  Христианское отношение к труду, хозяйству и земным благам основывается, прежде всего, на признании материального мира благим, как благ сам Бог – Творец видимого и невидимого. Он является верховным распорядителем всего, в том числе и собственности. Человек только её управитель, который ничего своего не имеет: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» [3].

  В целом, христианство не отрицает собственности и не требует общности имущества, наоборот, она необходима как инструмент духовного воспитания человека, его служения Богу по переустройству мира на основании совести. Отсюда, собственность это не источник зла, а средство реализации активных благих дел в самых разнообразных формах: от благотворительности до организации хозяйства. Если на Западе главный акцент делается на накопительство, то в православии – на преображении всего мира. Мы считаем, что православный концепт крайне актуален для Новой России, так как только с опорой на общество, а не на личное благополучие, можно вывести страну из глубокого кризиса. Невозможно быть счастливым в стране несчастных, сегодня эта мысль становится всё более актуальной для представителей бизнеса и политики, о чём свидетельствуют их неоднократные выступления в СМИ. В качестве примера можно привести недавнее интервью Михаила Прохорова для газеты «Комсомольская правда» [4]. Разумное распределение собственности, благотворительность вовсе не означает пренебрежение ею, ведь бедность может оказаться для человека ещё более губительным явлением, нежели стремление к стяжательству богатства. Отношение к материальным благам должно быть спокойным, они не должны стоять между личностью и Богом, во всём должна царить умеренность и средний достаток. Сегодня эта мысль звучит крайне остро, так как Запад изжил пределы экономического роста и ничего кроме сильнейшего мирового расслоения и массы социальных проблем не получил, то же касаемо и нашей страны. Только умеренность, стремление к всеобщему благополучию, не ради одной партии, как во времена СССР, а ради голоса Бога (непогрешимого идеала в отличие от человека) позволит возродить действительно гармоничное общество, чуждое соблазну чрезмерности.

  Источником богатства в православии выступает хозяйственный труд. Он по своей природе выступает средством соработничества Богу, а не самоцелью человека. Отсюда он ориентирован не на индивида, его личностный успех, а на «служение» коллективу. Эта особенность позволяет иногда обвинять православие в недостаточном внимании к вопросам личного характера и условиям труда. Мы считаем, что это не совсем так. Труд как одна из форм преображения себя и мира в соответствии с замыслом Божьим должен быть честным, праведным, качественным и усердным. «Не станем стыдиться ремёсел и будем считать бесчестием не работу, но праздность», – говорил Иоанн 3латоуст [5]. Прекрасный образец такого отношения к труду показали православные купцы: Морозовы, Солдатенковы, Хлудовы, Рябушинские. На их деньги строились медицинские клиники, институты, организовывались географические экспедиции, создавались театры. При этом они делали ставку не на индивидуализм, а на коллективизм, помогая своим единоверцам, выстраивали деловые отношения на честности, порядочности, верности слову. Все эти качества так необходимы и актуальны сегодня, когда деловая активность часто строится на обмане, рвачестве, порождая недоверие людей к работе и работодателям и усугубляя и без того тяжелое экономическое положение страны.

  В то же время в православии мало уделяется внимание характеру и оплате труда, более того, анализ этого вопроса позволяет некоторым исследователям, таким как С.Н. Зень утверждать, что в православии поощряется безвозмездный труд [6]. Мы согласны лишь отчасти с точкой зрения этого исследователя. Человек служит коллективу, а через него себе, поэтому то, что не получено сейчас, будет воздано позже, причём в должной мере. Отсюда православие не отрицает принципа достойной оплаты всякого труда, но не делает акцент на конкретных, чётких условиях его сиюминутной прибыли. Думается, что такой подход к оплате труда не несёт в себе отрицательного заряда, наоборот, он крайне важен для нас. Именно на нём основывается принцип служения, отдачи себя ради дела, а не прибыли. Дело, выполненное честно, добросовестно, с верой в Бога и молитвой, всегда окупится благом для всех, без этого индивидуальный успех будет как куцым, так и всегда сопровождаться чувством страха всё потерять. К сожалению, сегодня политическая элита, насаждая индивидуализм, стремление к личностной прибыли, пропагандируя разделение людей на успешных и неудачников, предаёт забвению апробированную, многовековой практикой форму взаимоотношений людей в различных сферах социума, в том числе и экономической, как служение. Как мы можем видеть, этические принципы православия актуальны для нашей экономики, и могут быть успешно реализованы при всемерной поддержке государства и церкви. Особенно церкви, которая не должна оставаться в стороне от социально-экономической стороны жизни и активно принимать участие в реализации православных принципов построения экономики.

Литература

1. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo11.htm

2. Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб.: Норма, 2009. – 336 с.

3. Соборное послание св. Ап. Иакова. Библия, Новый Завет.

4. http://kp.ru/daily/25676/835896/

5. http://krotov.info/library/08_z/zlatoust/03_01_03.htm

6. http://www.polemics.ru/articles/?articleID=1920&hideText=0&itemPage=1