мч. Иоанн (Попов)

ЖИТЬ ВО ХРИСТЕ

Только в таком единстве с Богом мы и поймем смысл нашей жизни, ее кажущиеся противоречия и то, почему зло так часто торжествует в мире. Церковь православная продолжает дело Христа на земле. А дело Христа было: учить истине, спасать людей от греха, исцелять их от душевных и телесных недугов. В этом великая миссия Церкви, в этом ее главная цель служения миру.

Для исполнения этой великой миссии Сам Господь Иисус Христос избрал первых Своих учеников, будущих апостолов и, благословляя их, сказал: "Идите в мир сей и проповедуйте Евангелие всей твари, кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Марк 16, 15-16). Призванные Христом двенадцать апостолов, а потом семьдесят, исполненные благодатью Святого Духа, понесли спасительные слова Своего Учителя и Господа народам разных стран, создавая там первые христианские общины.

В каждой такой церкви-общине для ее хранения и руководства верующих апостолы избирали доброй жизни благочестивых мужей, которые продолжали их дело спасения человеческих душ.

И по сей день каждый пастырь - законно рукоположенный в священный сан и получивший от апостолов благодатный дар священства, совершает великое таинство преображения и возрождения людей к новой жизни. Просвещая истинной верой, он приводит их в спасительную ограду православной церкви, соединяя с Главой этой церкви - Христом.

А что может быть дороже и ценнее в этом мире, как не духовное единение личности со Христом?! Ибо тогда человек обретает душевное равновесие и полноту правильного разумения как на эту временную жизнь, так и на будущую вечную. И кто, как не священник, может помочь в поисках этого единения человеку, который не видит просвета в темноте своего неверия, когда он гибнет в тенетах своих греховных страстей или, отягощенный болезнями и скорбями, изнемогает от тяжести креста, который кажется ему непереносимым.

Как же себя вести, что нужно делать человеку, оказавшемуся в таких трудных жизненных обстоятельствах?.. Надо идти в церковь. В церковь православную. И чем скорее, тем лучше, отбросив ложный стыд, сомнения, которые внушает враг нашего спасения - диавол, смиренно преклонить колена пред святым образом и беззвучно, сердцем сказать всего три слова: "Господи, погибаю - спаси". Потом надо подойти к священнику с твердой надеждой и верой в то, что через него Сам Господь Бог даст ответ на гнетущие тебя вопросы, и принять слова священника не к сведению, а к действию.

И этот контакт с духовным пастырем, совершенный однажды, должен сохраниться на всю жизнь. При этом важно всегда иметь только одного духовника, ибо это способствует утверждению доверия, взаимопонимания и постепенно приводит к духовно-родственному отношению священника как любящего отца к своему страждущему чаду.

И здесь важно понять, что ты вручаешь свою жизнь не просто человеку, а служителю Бога, от Которого ему дана благодать священства. Освященный этой небесной благодатью, священник имеет дерзновение приносить бескровную жертву Богу - Евхаристию за грехи людские и моления за каждого человека и за весь мир.

Когда священник совершает свое служение Богу к Его прославлению и спасению людей, тогда его сердце наполняется любовью и состраданием к ним, как к своим духовным чадам. "Духовную любовь не рождает что-либо земное, она нисходит свыше, с неба и дается в Таинстве священства" - так говорит св. Иоанн Златоуст в своем толковании на послание к Колоссянам.

Доброму пастырю церкви всегда более свойственно попечение о спасении человека, нежели самоуверенное осуждение всех так называемых "еретиков", "грешников" и "инакомыслящих". Он должен помнить на основании всей истории святых, что законченного типа праведника и грешника вообще не существует: "Падения возможны и с вершин святости; покаяние и возрождение всегда возможны и в тех глубинах падения, которые нам кажутся безысходными", - замечает архимандрит Киприан в своей книге о православно пастырском служении. Да, священник призван не судить, а спасать людей. Утверждать в них веру в это спасение, а не запугивать адскими мучениями.

Церковь призывает нас жить так: там, где мы видим ненависть - изливать на всех христианскую любовь; там, где оскорбление - сеять прощение во имя Христово; там, где сомнения - сеять веру христианскую; там, где безнадежность - сеять надежду во Христе; там, где тьма суеверия - нести живительный свет Христов; там, где скорбь и печаль - сеять радость и утешение.

Один монах в своей молитве к Богу, как бы подтверждая эти простые истины, так говорит: "О мой Господь и Бог, помоги мне не так искать утешения, как утешать других, не так искать любви, как любить, не столько быть понятым, как понимать других, потому что давая, мы получаем; прощая, мы сами прощены бываем; и умирая, мы рождаемся в новый мир для жизни вечной".

Конкретнее и проще еще ранее сказал Сам Христос: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7,12).

Богом нам дана полная свобода жить так, как мы хотим. И апостол Павел, назидая всех нас, обращается сегодня к нам с такими словами: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они - прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу поступать должны".

"Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (второго пришествия Христа) не постиг вас внезапно".

Это живые слова Священного Писания надо каждому начертать на скрижалях своего сердца и ими жить во благо своих ближних, для спасения своей души и на пользу православной Церкви, дорогу к которой мы с Божьей помощью старались проложить всем, кто ищет ее.

Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в Храм Божий.

Напротив, достоин глубокого сожаления человек, который ходит по распутиям всю свою жизнь и не имеет желания найти единственно нужную дорогу, приводящую его в Храм, где он может встретить Создателя своего, Творца и Бога и в Нем найти успокоение мятущегося сердца, найти Его любовь и радость наследия вечной жизни.

 

Примечания:
О СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ И ОБЯЗАННОСТЯХ ВОСПРИЕМНИКОВ

Св. крещению предшествуют особые молитвы. В первый же день, по рождении младенца, Св. Церковь устами священника творит молитвы у постели родительницы о спасении матери и младенца, о прощении грехов, так как все мы "в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся" (пс. 50). Священник молится также о том, чтобы Господь укрепил силы матери и ее младенца, послал им ангелов светлых, сохранил их от всякого злого призора. В это же время обыкновенно нарекается священником имя младенцу в честь того святого, который приходится на день рождения, или на день крещения. Впрочем имя для новорожденного могут избрать и сами родители. "Святое имя есть первая и самая главная собственность младенца и дается ему затем, чтобы он, придя в сознание, изучил жизнь своего святого, подражал его добродетелям, призывал его в ежедневных молитвах, а святой был бы ему небесным покровителем и ходатаем перед Богом. Поэтому родители, или восприемники, должны приобрести для младенца икону его святого и житие и научить его со временем молитве: "Святый угодниче Божий, (имя), моли Бога о мне". В день же своего ангела (в день имянин) надлежит в крайнем случае - отслужить святому молебствие и затем, по мере силы, оказать помощь бедным. День имянин нужно провести трезво и свято, чтобы не оскорбить и не прогневать своего небесного покровителя".

На восьмой день по рождении, или ранее - если младенец слаб, не говоря про другие уважительные причины, совершается таинство крещения. Без крещения нет спасения (Мр. 16, 16), нельзя принадлежать к Церкви Христовой и войти в Царствие Божие (Иоан. 3, 5).

Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещенному нельзя принимать Св. Причастие и другие Таинства. При крещении верующий, или младенец по вере родителей и восприемников, отрекается от диавола и всех дел его и при троекратном погружении в освященную воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28, 19), очищается от всех грехов, т.е. наследственного греха (Адамова) и грехов личных, и вместе с тем рождается в жизнь духовную, святую. Православное крещение "едино", так как совершается один раз в жизни, подобно тому как однажды человек рождается на свет от матери. На крещаемого надевается белая рубашка в знак его чистоты душевной и возглагается на него крест в знак того, что он верует во Христа, за нас распятого на кресте, а еще в знак того, что он в жизни своей должен терпеливо с надеждою на Бога нести свой крест (тяготу житейскую) до своей могилы.

При мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно православный, а при девочке - православная крестная мать, так как восприемники обязываются пред Св. Церковью заботиться о воспитании своих крестников в православной вере и благочестии.

Если новорожденный очень слаб, а священник живет в отдалении, или находится в отлучке, то ребенок должен быть немедленно окрещен всяким православным благочестивым христианином (мужчиной), или христианкою (женщиной). В таких случаях над приготовленной водой прочитываются начальные молитвы (см. "Краткое молитвенное правило") и "Верую", а затем ребенок погружается три раза в воду, как написано выше, при словах: Крещается раб Божий (или раба, здесь нареки имя), - во имя Отца, Аминь, (1-й раз погрузи в воду) и Сына, Аминь, (2-й раз погрузи) и Св. Духа, Аминь, (в 3-й раз погрузи). Если ребенок не три раза погружен, или если он крещен не во имя Отца и Сына, и Св. Духа, - такое крещение недействительно и его нужно повторить, т.е. совершить в точности согласно указанному выше. Если после крещения, совершенного мирянином, слабый младенец остается жив, то священник восполняет такое крещение молитвами и совершением таинства миропомазания.

Крещеных младенцев нужно почаще носить в церковь для св. Причастия (о чем должна заботиться и крестная мать), исключая тех великопостных дней, когда нет Литургии или когда совершается Литургия преждеосвященных даров. Поднося к Св. Чаше ребенка, нужно держать его на правой руке, разбудить его, если спит, назвать его имя и заботиться о том, чтобы он не махал своими ручками, или ножками, - во избежание пролития Св. Даров.

 

КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН

"У каждого христианина должно быть правило". (Св. Иоанн Златоуст)

"Если сотворить правило без лености, то великую награду от Бога получишь и грехов отпущение". (Св. Иннокентий Иркутский)

I. ПОКЛОНЫ НАЧАЛЬНЫЕ
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Постой мало, молча и затем молись неспешно со страхом Божиим, если возможно, то и со слезами, крепко веруя, что "Дух Святый подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, и как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8,26).

Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон).
Создавши мя Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших. Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле, хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя (поклон).
Святый (имя твоего Святого), моли Бога о мне (поклон).

II. МОЛИТВЫ НАЧАЛЬНЫЕ

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный; помилуй нас (трижды).

Примечание. Во время от Святой Пасхи до Пятидесятницы молитва Св. Духу - "Царю небесный" не читается. В неделю св. Пасхи не читается все трисвятое, а заменяется тропарем "Христос воскресе..." трижды. Также до отдания Пасхи вместо "Достойно есть, яко воистину" читается или поется: "Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия; ликуй ныне и веселися Сионе, ты же Чистая красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего".

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веке веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Tвое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

III.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти.
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей. Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей, Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы. (псал. 50.)
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых;
12. И жизни будущаго века. Аминь.

МОЛИТВА УТРЕННЯЯ
(читай только утром)

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим; и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ВЕЧЕРНЯЯ
(читай только вечером)

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя пошли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веке веков. Аминь.

+ + +

Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже в дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную: в немощех сущия посети, и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Императору споборствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велице Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь (поклон).

ПОМЯННИК О ЖИВЫХ

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения (поклон). Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая (поклон).

+ + +

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мене и творящия ми напасти, и не остави их погибнути меня ради грешнаго (поклон).

+ + +

Ускори, Господи, просветить неведущих Тя (язычников) светом Евангелия Твоего, и погибельными ересьми и расколом ослепленная вразуми и присоедини ко Святей Твоей Апостольской и Соборной Церкви (поклон).

О УСОПШИХ

Помяни, Господи, души успоших рабов Твоих родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоя безконечныя и блаженныя жизни наслаждение (поклон).

+ + +

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежде воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память (трижды).

ОКОНЧАНИЕ МОЛИТВ

Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша.

+ + +

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе.

+ + +

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи помилуй (трижды). Благослови.

ОТПУСТ

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящаго дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь. (три поклона).

Примечание 1-е. Утром, не совершивши молитвы, не приступай ни к пище, ни к питью, ни к какому делу. Перед началом всякого дела молись так: "Господи, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". По окончании дела произнеси: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веке веков. Аминь".
Перед вкушением пищи читай: "Отче наш"... до конца, затем крестом благослови пищу и питье. (В семье благословляет старший в доме.) По окончании трапезы (пищи) читай "Достойно есть яко воистину..." до конца, ибо Пресвятая Дева Мария через рождение Сына Божия даровала всему миру "истинную пищу и истинное питие" (Иоан. 6, 55), т.е. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В течение всего дня держи в сердце своем самую краткую, но самую спасительную молитву: "Господи, помилуй!"...

Примечание 2-е. Если тебе предстоит спешное дело и ты очень занят работой, или же находишься в немощи, то никогда не читай наскоро правила без должного внимания, не гневи Бога, и не умножай своих грехов: лучше прочитать одну молитву не спешно, благоговейно, чем несколько молитв наспех, торопливо. Поэтому сильно занятому человеку следует, по благословению преподобномученика Макария Каневского, прочитать одну молитву - "Отче наш..." Если же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преп. Серафима Саровского чуд. - прочитай "Отче наш" три раза, "Богородице Дево, радуйся", три раза и "Верую" - один раз.

Примечание 3-е. Если же ты, наоборот, имеешь не мало свободного времени, то отнюдь не проводи его праздно, потому что праздность есть мать пороков, но хотя бы ты был уже не способен к труду по болезни, или старости, - заполняй время подвигом молитвенным, да обретешь великую милость у Господа Бога.

(Текст приводится по книге: Епископ Никольск-Уссурийский Павел; "От святой купели и до гроба", 1915 г.)

1, 2