Отношение христианиа к обществу
Страдает ли один член, страдают с ним все члены.
1 Кор. 12, 26.

Как пишет проф. Карл Адам ("Иисус Христос"): "Когда Бог сотворил Адама, Он сотворил всех нас сразу в его семени. Он сотворил нас в связанности естественной и сверхъестественной судьбы с нашим родоначальником. Человечество - не что иное, как исторически развертывающийся, разрастающийся первочеловек, следовательно, не случайное сосуществование и чередование индивидуумов, но органическое единство и целостность, одно единственное - "мы".

Поэтому и нация или государство являются индивидуальным духовным организмом.

Этот организм, подобно душе человеческой, живет своей особой духовной жизнью - грешит, падает, духовно вырождается и умирает; или наоборот - оживает, возрождается, духовно укрепляется и процветает.

И отношение Бога к нации подобно отношению к отдельному человеку. Господь заботится о ней, милует и бережет от напастей или, наоборот, вразумляет через народные бедствия, голод, землетрясения, войны и т.п.

Как пишет св. Иоанн Кронштадтский: "Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями, сокрушительными землетрясениями, наводнениями, неурожаями".

Естественно, что жизнь каждого человека тесно связана с тем обществом, в котором он живет. Человек не может и не должен отделять себя от переживания общества.

Заповедь взаимной любви, заповедь "быть всем слугою" и повеление апостолов "плачьте с плачущими" (Рим. 12, 15) повелевают христианину быть в тесном общении с обществом, служить ему и, при случае, вместе с ним страдать.

Вместе с тем, как пишет схиархимандрит Софроний, "если в земной жизни есть известный последовательный черед, то в вечности все мы едино, и потому каждый из нас должен заботиться не только о себе, но и об этом всеединстве" (о "всем Адаме").

Святые давали нам пример деятельного участия в жизни общества или шли путем усиленных молитв о его благосостоянии.

Так великий святой и подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский принимал деятельное участие в устроении русского государства.

Заботясь о его мире, он лично ездил к рязанскому князю Олегу для того, чтобы примирить его с московским князем и устранить междоусобную войну.

Московского князя Димитрия (Донского) он побуждал выступить против татар, а когда пришло время битвы на Куликовом поле, он дни и ночи проводил в молитве о победе русского оружия.

Глубоко переживал народное бедствие и египетский подвижник Пахомий Великий. Когда Египет был поражен голодом и моровою язвою, преп. Пахомий предался посту и усиленной молитве о прекращении бедствия.

Целые дни он не прикасался к еде, и когда его ученики побуждали его к принятию пищи, он говорил им: "Я не могу есть, когда мои сочлены голодны и не имеют хлеба".

Во время народного голода многие игумены русских монастырей открывали монастырские житницы и кормили голодных, не считаясь с тем, что хлеба может не хватить самим инокам. Так же кормила голодных и св. Иулиания Лазаревская. Некоторые думают, что пустынники и затворники, уходя от мира, совершенно порывают свои связи с современным им обществом - не хотят знать о нем и не думают о нем. Это не так. И не только они не отталкивают от себя мир с его грехами и горестями, но как раз ими-то и их молитвами и держится мир и спасается от бедствий, которые должны были бы заполнить мир по его грехам. "Мир стоит молитвами святых", - пишет старец Силуан.

Вот одно из свидетельств этому, открытое преп. Варсонуфием Великим - глубоким затворником - во время одной жестокой войны.

"Братия, я нахожусь в плаче и рыдании, видя грядущий на нас гнев, потому что мы делаем все противное Богу. Многие молят Человеколюбца Бога о том, чтобы прекратился сей гнев Его на мир, и нет никого человеколюбивее Бога, но, при всем том, Он не хочет помиловать нас, ибо сопротивляется сему множество грехов, совершающихся в мире.

Есть же три мужа, совершенных пред Богом, которые превзошли меру человечества и получили власть решать и вязать, отпускать грехи и удерживать их. Они-то стоят между губительством и миром, чтобы Господь не вдруг истребил весь мир. И по молитвам их Он растворяет наказание милостию; им сказано, что гнев сей пребудет на малое время. Итак, молитесь с ними.

Молитва сих трех мужей сливается во входе горнего жертвенника Отца Светов, и они сорадуются и совеселятся друг другу в небесах. Когда же взирают на землю, то вместе плачут и проливают слезы и рыдают ради совершающихся на ней зол, которые воздвигают гнев Божий.

Мужи эти суть: Иоанн в Риме, Илия в Коринфе и еще некто из епархии Иерусалимской, и я верую, что они оказывают (миру) великую милость, поистине оказывают. Аминь".

Так же горячо молился за мир и современный нам праведник - старец Силуан со Старого Афона. Схиархимандрит Софроний пишет про него: "От видения окружающей жизни, из воспоминаний прошлого, от глубокого личного опыта старец жил страданием народа и всего мира.

Страдала его душа за всех бедняков, страдала несомненно больше, чем они сами, так как он видел в их жизни еще и то, чего они сами в себе не замечали по необученности своей.

И не было конца его молитве. Он молился великою молитвою о всем мире. Он забывал себя, он хотел страдать за народ от жалости к нему, за его мир и спасение влекся проливать кровь свою и проливал ее в молитвах.

"Молиться за людей - это кровь проливать", - говорил старец".

Нужно ли говорить о том, показателем какого молитвенного напряжения и плача являются эти слова?

Отсюда будут понятны и слова свт. Иоанна Златоуста, что "весь мир недостоин и одного праведника". Одно из несчастий человечества в том, что люди, подобно стаду, склонны идти за вожаками, не давая себе труда самим искать истину.

Среди же наиболее одаренных сильной волей и различными талантами людей большинство подвержено первородному греху в сильной степени.

И, как говорит протоиерей Валентин Свенцицкий, "гордость, эгоизм, страсть делают человека настолько невосприимчивым к чувствованию Истины (Христа), что и вида ее (Его) не узнают. Таковыми бывают, главным образом, родоначальники заблуждения и первые их приверженцы. А дальше заблуждение продолжает действовать из поколения в поколение, потому что в этом заблуждении воспитываются и вырастают и настоящей истины даже не стараются узнать".

Отсюда, вместе с молитвой за мир, служение обществу у христианина должно выражаться и в просвещении окружающих его светом неповрежденной Евангельской Истины. Это, в первую очередь, относится к пастырям Христова стада. "Вы - свет мира", - говорил Господь Своим ученикам (Мф. 5, 14). Но и каждый христианин может служить проповеди христианства хотя бы примером своего благочестия, помня указание апостола, что "не многие делайтесь учителями" (Иак. 3, 1).

Христианин, как и всякий член общества, должен во всем подчиняться установленным в нем властям. "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу", - говорил Господь (Лк. 20, 25). Но не следует думать, что только власть правоверных царей и правителей есть Божие установление.

Во времена пророка Иеремии Иерусалим был окружен войсками вавилонского царя - язычника Навуходоносора. Израильский царь Седекия не сдавал города и хотел обороняться от халдеев.

Но не в этом была воля Господня, которая была возвещена пророку Иеремии. По воле Господней власть законного и единокровного царя должна была пасть, Иерусалим взят, и евреи за свои беззакония отведены в плен.

Для уменьшения бедствий народных пророк советовал царю и народу сдать город и отдаться на милость язычника. Но пророка не послушали, и Иерусалим был взят.

После того, как главная масса евреев была отведена Навуходоносором в Вавилон, остаток их еще продолжал жить около Иерусалима. Эти евреи задумали уйти от власти Навуходоносора и переселиться в Египет. Прежде чем привести свое намерение в исполнение, они пошли просить совета у пророка Иеремии.

После десятидневной молитвы пророк объявил им от имени Бога Израилева: "Не бойтесь царя вавилонского... ибо Я с вами, чтобы спасать вас и избавлять вас от руки его. И явлю к вам милость, и он умилостивится к вам и возвратит вас в землю вашу... Если вы решительно обратите лица ваши, чтобы идти в Египет, и пойдете, чтобы жить там, то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской" (Иер. 42, 11-16).

Евреи не послушали пророка и ушли в Египет. Тогда "было слово Господне к Иеремии... скажи им... вот, Я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего... и придет, и поразит землю Египетскую" (Иер. 43, 8-11).

Как мы слышим из слов Св. Писания, Господь называет языческого царя "рабом Моим", т.е. тем, кто послушен воле Его. Господь говорит, что лишь в Его власти преклонить на милость к евреям сердце Навуходоносора. Вот то, что не надо забывать христианам, живущим под властью неправоверных правителей.

Рассказывают, что во время гражданских войн 1918-1921 гг., некоторые из генералов, возглавлявших "белые правительства", просили у патриарха Тихона благословения на борьбу с большевиками. Несмотря на то, что в программе последних религия считается "опиумом народа", патриарх Тихон ни одному из "белых" начальников не послал своего благословения на борьбу. Очевидно, он боялся быть противником воли Господней, отдавшей Россию в руки большевиков.