Заключение: роль христианского учения в истории человечества.

Перед православным образованием и богословской наукой стоят масштабные задачи в деле всемирного повышения академического уровня, наведения мостов между церковью и обществом, религией и культурой, закладывания фундамента для творческого развития богословия, сообразуясь с проблемами современного мира и человека67.

Подводя общий итог вышесказанному, необходимо отметить, что христианское образование оказало на развитие человеческой истории огромное влияние. Христианство в мир принесло любовь к творению Творца, которое нуждается в изучении. Устройство вселенной всегда рассматривалось христианством как мудростью и славой Великого Бога, познавая его, человек получал крупицу знания премудрости Божией. Оно создало необходимые предпосылки для рождения науки. Например, астрономия возможна только при условии, если звёзды перестают быть богами. Для того, чтобы законы, описывающие падение камня на земле были приложены к движению звёзд, необходимо, чтобы общество и господствующая в нем религия согласились в звездах видеть «камни», а не души (или тела, или глаза) богов. До распространения христианства властвовало язычество. Господствовал политеизм. В сознании людей, боги обитали среди них и жили во многих предметах. Но нашлись люди, переступившие табуированную черту. Это были христиане. Таким образом, учителя христианства стали революционерами в сознании человечества. Только религия Единого Бога смогла освободить мир от чрезмерного обилия богов. Только религия Надзвезного и Надкосмического Бога могла поставить в одну линию мир звезд и мир камней (тем самым, позволив описывать небесные движения языком земной механики)68. Только религия Логоса, ставшего Плотью, могла позволить на языке математики (языке идеальных чисел и форм) описывать процессы, происходящие в мире физическом (где не бывает ничего идеального). Наконец, только поверив в то, что Бог есть Любовь, можно было перешагнуть через скептицизм и начать изучение мира в дерзкой уверенности, что книга Вселенной написана на языке человеческой математики69.

Особенно в эпоху Возрождения, христианство нуждалось в рождении не-мифологической картины мира. Внезапный срыв человеческого разума на Западе в 16-17 веке, вновь возрождает магию, оккультизм, а астрономия и алхимия становится областью высокой культуры и считается допустимым способом миропонимания. В ответ Западная церковь, пробужденная пощечиной Реформации, ответила «охотой на ведьм», инквизицией и поддержкой механической картины мира. Научная картина мира была поддержана Церковью, остро нуждавшейся в союзнике для борьбы с общим врагом – оккультизмом70.

В общем, в истории мы находим неоспоримый факт огромного значения христианского образования для мировой истории. Лишь с распространением веры в распятого Бога стало возможным рождение научной картины мира. Научная революция произошла в Западной Европе на рубеже 16-17 веков. Не в эпоху атеизма (18 в.), не в эпоху пренебрежения религиозными вопросами (15 в.), не в эпоху религиозной стабильности (13 в.), а в эпоху Реформации и Контрреформации, во время величайшего взлета религиозного образования в жизни христианской Европы родилась наука. Необходимо добавить, что творцы новой научной картины мира были церковными людьми. Среди этих людей: Каперник, Кеплер, Галилей, Лейбниц, Декарт, Ньютон, Декарт, Бойль, Паскаль и другие. Большинство великих ученых прошлого получили начальное образование в христианских институтах и академиях. Духовное образование в истории совершенствования человеческих знаний, в науке, занимает доминирующую роль. Христианство, распространяемое в основном через устное учение, создало необходимую почву для создания науки и свободной, разумной цивилизации71.

За последнее столетие церковное христианское образование вытесняется из общественной, культурной, университетской жизни. В результате этого астральные мифы, оккультизм, гомосексуализм снова возвращают себе прописку в «высокой европейской культуре». Как две тысячи лет назад сегодня снова стало модно сливать все религии в одну, вовлекая христиан в языческие игры. Тревожнее же всего то, что разговоры о религиозном плюрализме и терпимости вновь ведутся с сильной интонацией, что пророчествует христианам начало новых гонений. Христиане знают, что однажды они станут совсем чужими для мира официальной и массовой культуры. Святые Отцы учат, что уже виден горизонт человеческой истории, но перед этим наступит «царство антихриста». Но, не смотря на смерть и мучение за веру в Спасителя, проповедь, а значит и образование человеческих душ, в образ и подобие Творца - не прекратится72.


67. Понкин И.В., «Теологическое образование в государственном университете», М., 2004 г. С. 13.

68. Кураев А. диак., «Дары и Анафемы», М, 2001 г. С. 64-67.

69. Кураев А. диак., «Основы православной культуры», М., 2003 г. С. 43.

70. Лосев А.Ф., «Философия. Мифология. Культура», М., 1991 г. С. 130.

71. Кирсанов В.С., «Научная революция 17-18 в.», М., 1987 г. С.24.

72. Кураев А. диак., «Дары и Анафемы», М, 2001 г. С. 69.