Введение

Первое христианское образование было преподано человечеству - Самим Христом. Он раскрывал спасительные, вечные истины, пользуясь понятиями и культурой общества, в котором проповедовал. После дня Пятидесятницы, проповедь апостолов стала распространяться с огромной силой, охватив не только Иудею, но и многие большие города и государства империи. Уже к середине 50-х годов, в столице великой империи, в городе Риме, существовала христианская церковь благодаря проповеди апостола Павла1.

Классическое образование поздней античности, безусловно, повлияло на возникновение христианского образования. Изучение этой проблемы ставит перед исследователем целый ряд интересных вопросов, таких как соотношение языческого и христианского образования, содержание и объем христианских учебных дисциплин, преемственность классического античного и христианского образования, возникновение и развитие христианских школ, подготовка христианских учителей и их роль в системе позднеантичного образования. Обилие источников по истории Римской империи и христианства в IV-V вв., и внимание позднеантичных и христианских авторов к проблемам воспитания и образования позволяют изучить эти вопросы если не в деталях, то все-таки достаточно полно, чтобы прийти к определенным выводам2.


1. Тальберг Н., «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 19-20.

2. Изд. Брокгауза и Ефрона, «Ранее Христианство», М., 2001 г. С. 141.