Распространение христианского образования в период гонений (1-4 в.).

2.1. Апологеты. Христианизация классической философии начинается с того момента, когда у христиан возникает потребность предпринимать меры для ограждения своей веры от нападений правительства, народа и ученых. Они обращались к властям, с просьбой справедливо разобраться в возникших проблемах. Вместе с тем они старались опровергнуть то, что писалось о них языческими учеными. Обязанность опровергать брали на себя христианские писатели, которые назывались апологетами. Апологетические сочинения были двоякого рода: апологии судебные, написанные для правительства с целью побудить остановить преследования христиан, и апологии научного характера, написанные против нападений на христианство языческой философией3. Апологии первого рода начинают появляться со времен императора Адриана. Этому императору предоставляли свои апологии ученые христиане Кодрат и Аристид. Сохранился небольшой отрывок из апологии Кодрата. Он доказывал, что христиане содержат истинную религию и что дело Спасителя факт исторический: и исцеленные и воскрешенные Им жили после вознесения Господа [1,10]. В царствование Антонина Пия выступил новый защитник христиан св. Иустин Философ, до принятия христианства принадлежавший к школе платоников. Он написал две апологии, из которых особенно знаменита первая. Он опровергнул все обвинения, возводимые на христиан язычниками. Доказав, что христиане люди безвинные и безвредные, он просил у императора, называющегося благочестивым и философом, только справедливости и защиты невинных. Особенно много апологетов выступило во время жестоких гонений на христиан при императоре Марке Аврелии. Ему писали апологии Мелитон, еп. Сардинский, Клавдий Аполлинарий, еп. Иерапольский, Афиногор, христианский философ, и Мильтиад, христианский писатель. Но, эти апологии не достигали своей цели, поэтому к концу II в. совсем прекратились [3,194-196]. Грубой физической силе языческого правительства христиане могли противопоставить только свое необыкновенное мужество и терпение в перенесении преследований и мучений. На все возражения против христианства последователи его, отвечали множеством сочинений, в которых не только с успехом отстаивали свое вероучение, но, в свою очередь, выставляли основательные опровержения язычества с его политеистической религией и философией4.

2.2. Раннехристианские школы. С апостольских времен в среде христиан было принято обучение непосредственно в общинах, и его проводили главы этих общин. В конце II в. появляются первые христианские школы при церквях. Это случилось по причине необходимости привести христианское вероучение в систему, изложить его в логическом порядке, с развитием всех его частностей. Появилось, таким образом, стремление дать вероучению научную форму, не изменяя его содержания, что не противоречит Евангелию. Побудило к этому и принятие христианства учеными язычниками. Они хотели не только веровать, но и знать, почему следует веровать так, а не иначе. Этого же требовала борьба и с языческой ученостью и гностическими системами. Научное богословие при самом появлении приняло двоякое направление. Отцы первого направления отвергали сопоставление откровенных истин с философскими понятиями в области веры. Они отрицали право разума в философском смысле на участие в деле веры. Направление это господствовало в школе малоазийской и школе североафриканской. Другие, опровергая гносис еретиков, пользовались философскими доктринами как вспомогательным средством для понимания христианского вероучения, но все же в разумных пределах. Это направление господствовало в александрийской и антиохийской школе. К IV в. количество таких школ увеличилось, и их главное предназначение состояло в том, чтобы обучить основам христианского вероучения катехуменов (или оглашенных), то есть лиц, выразивших намерение обратиться в христианство и готовящихся принять крещение. В этих училищах изучались основы христианской веры и нравственности - христианские заповеди, молитвы, символ веры, таинства и т.п., а также, разумеется, Священное Писание. Обучение проводили священники, и самым распространенным методом была проповедь5.

Самыми яркими представителями малоазийской школы были: 1) Св. Ириней, епископ Лионский, который получил христианское образование под непосредственным руководством св. Поликарпа, еп. Смирнского. Его деятельность относится ко второй половине II в. Св. Ириней был замучен в 202 г. при Септимии Севере. 2) Св. Ипполит, епископ одной из частей области Рима. Его деятельность относится ко второй половине III в. Он был учеником св. Иринея и одним из образованнейших писателей своего времени, который опирался только на Св. Писание и Св. Предание. 3) Юлий Африкан. Он учился в Малой Азии, проживал в Палестине в первой половине III в. (ум. в 232 г.), где в Никополе был пресвитером. Он известен как первый составитель христианской Всемирной Истории в 5 книгах, которая сохранилась только в трудах других церковных писателей. Юлий Африкан был самым ревностным исследователем еврейских и христианских древностей6.

Представителями же североафриканской школы являются: 1) Тертуллиан, пресвитер карфагенской церкви, один из основных писателей древней западной Церкви. Он первым стал писать богословские сочинения на латинском языке, положив начало латинской церковной литературе. Тертуллиан был сыном римского сотника (150 - 220), и в Карфагене получил классическое образование и до принятия христианства был адвокатом. Христианином он стал уже в зрелом возрасте. Приняв христианство, он отдал ему всю жизнь. Основательно борясь с гностиками, он отрицал совершенно участие разума и науки в деле веры. 2) Св. Киприан, епископ Карфагенский. По происхождению он был из богатой языческой семьи города Карфагена и славился как ученый ритор. Христианином стал в 246 г., на сороковом году жизни. Вскоре он был поставлен пресвитером, а в 248 г. епископом. Он был горячим почитателем Тертуллиана. Его сочинения стоят в тесной связи со всей его деятельностью как написанные по требованию тогдашних церковных обстоятельств и вызванные борьбой с еретиками7. Из всех его сочинений первое место занимает труд о «единстве Церкви». Он доказывает, что Церковь христианская, несмотря на множество частных церквей, есть единая, потому что епископство, служащее выражением единства Церкви, также едино. Это положение он обосновывает тем, что - Сам Иисус Христос установил так, начав с ап. Петра. Отсюда вытекало признание им важности римской церкви. Но он не считал епископа римской церкви главенствующим над всеми епископами. Верховную власть в Церкви он присваивает всей совокупности епископов как наследников власти ап. Петра. И на практике он не признавал такой исключительности власти Римского епископа, Это видно из его спора с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков. Впоследствии сочинение св. Киприана подверглось искажениям с внесением в него многих выражений, нужных римской кафедре8.

В Александрии, как полагают, еще св. евангелистом Марком основано было христианское училище. Сначала оно было обыкновенной школой, бывшей при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращавшихся в христианство. Позднее оно стало богословским образовательным заведением. Такой статус школа получила благодаря одному из ученых его наставников, или, как они тогда назывались, катехетов, Пантену (180 -191), преемнику Афиногора. Пантен, а затем и другие учителя и ученики Александрийского училища образуют школу писателей, так называемую Александрийскую [3,206]. Представители этой школы: 1) Пантен, он был родом из Афин и первоначально принадлежал к школе стоиков. Приняв христианство, Пантен посвятил себя распространению веры во Христа как между язычниками греко-римской империи, приходившими слушать его уроки, так и между варварами, ради этого он путешествовал даже в Индию. Пантен написал несколько комментариев на Св. Писание, но они не дошли до нашего времени. 2) Тит Флавий Климент, пресвитер александрийский, ученик Пантена и после него наставник училища (191 -202г.). Будучи язычником, он получил всестороннее образование, которое усовершенствовал после обращения в христианство своими путешествиями с научной целью по Греции, Италии, Сирии и Палестине. Деятельность его главным образом протекала в Александрийском училище, где многие из язычников под влиянием уроков Климента обращались в христианство. В своих сочинениях он стремился облечь христианское учение в научную форму. Его труд «Строматы» представляет собой первую попытку соглашения веры и науки. Он содержит в себе изложение вероучения, возведенного при помощи философских терминов на степень религиозно-философского знания. 3) Ориген, преемник Климента по должности ректора училища, был величайшим ученым своего времени не только между христианами, но и язычниками. Им создано в церковном учении особое богословское направление, которое сохранялось долгое время после его смерти. Ориген обладал всесторонней ученостью, и общей, и богословской. Он написал сочинения по всем отраслям богословского знания и получил прозвание адамантового. Древний отец св. Епифаний приписывал ему до 6000 сочинений, считая, конечно, все беседы его и письма. Много поработал Ориген и по части толкования Св. Писания. Любое место Писания он толковал в тройном смысле: буквальном, нравственном и таинственном, которым особенно увлекался9.

В конце III в. образовалась еще научно-богословская школа в Антиохии. Основателями ее были ученые пресвитеры: Дорофей (ок. 290 г.) и Лукиан. Особый рассвет учёности Антиохийской школы приходится на IV в. Она от остальных школ отличалась тем, что в ней преобладал реализм - основной принцип философии Аристотеля, допускавший в Св. Писании, буквальный смысл и требовавший простоты в понимании христианских догматов. Две последние школы имели опасные крайности, которые послужили основанием для развития в Церкви ересей в IV и последующих веках.

В IV в. такого рода школ, существовавших за счет церкви и добровольных пожертвований, стало не хватать в связи с быстрым ростом количества желающих принять новую веру. Но в это время появляется новая категория школ в связи с распространением монашества. Монахи-отшельники были полем притяжения для многих людей Поздней античности, желавших постичь истину и обрести смысл жизни. Многие отправлялись к ним в пустыню с намерением обучиться, и некоторые монахи откликались на эту потребность. Еще один вид христианского обучения, сложившийся еще в III в. и широко распространившийся в IV в. в связи с ростом церковных штатов, - это обучение в клире. Этот вид обучения был предназначен для лиц, которые решали посвятить себя церковному служению. Они поступали в клир еще мальчиками в звании чтецов (lectores) и оставались в этом звании до 20-30 лет, после чего переходили на более высокие ступени церковной иерархии. В конце IV в., из этого института также стали вырастать самостоятельные школы, как, например, пресвитериум Амвросия Медиоланского или monasterium clericorum Августина, где он жил вместе с учениками по образцу апостольской общины10.

В целом, борьба вокруг религиозной стороны образования в Поздней античности являлась отражением сложности процесса христианизации Римской империи в IV веке11.


3. Тальберг Н., «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 49.

4. Тальберг Н., «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 50.

5. Болотов В. В. проф., «История Церкви в период до Константина Великого», 2 том, М., 1994г. С. 165.

6. Там же С. 249.

7. Изд. Брокгауза и Ефрона, «Ранее Христианство», М., 2001 г. С. 195.

8. Тальберг Н., «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 80.

9. Болотов В. В. проф., «История Церкви в период до Константина Великого», 2 том, М., 1994г.С. 236.

10. Изд. Брокгауза и Ефрона, «Ранее Христианство», М., 2001 г. С. 238.

11. Болотов В. В. проф., «История Церкви в период до Константина Великого», 2 том, М., 1994г. С. 262.