Подъем богословской науки 9-15 в.

5.1. Образовательный подъем христианских и открытие античных школ в Византийской империи в 9-11 в. Со второй половины 9 в. - на востоке замечается особенное движение в пользу просвещения. Греки, находившиеся в «умственном покое» в прошлые века, с усердием начинают изучать почти забытых поэтов, историков и философов древне-классического мира. Варда (брат царицы Феодоры), дядя и соправитель имп. Михаила III (842-867 гг.), человек умный и образованный, позаботился о восстановлении классического образования, основав в больших городах школы. Преемник Михаила, имп. Василий Македонянин (867-886), хотя сам был не ученым, но много покровительствовал просвещению. Известный своими государственными способностями, бережливостью, покровительством наукам и литературе, - он пользовался широким содействием тогдашнего патриарха Фотия. Влияние последнего, сказывается и на некоторых личных литературных трудах имп. Василия Македонянина, основателя новой македонской династии21. Императоры Лев IV Мудрый (886-911) и, в особенности, сын его Константин Багрянородный (911-959), принадлежавшие к этой династии, также ревностно заботились о распространении просвещения посредством устройства школ и библиотек. После некоторого периода смут, Константин, став править единолично, время свое посвящал преимущественно занятиям науками и искусством. Им была предпринята реорганизация константинопольской школы. Целый ряд научных работ был произведен по его поручению и при его содействии. Он написал жизнеописание имп. Василия Македонянина, речь по поводу перенесения мощей св. Иоанна Златоуста и чрезвычайно ценные для византийской истории сочинения. Много забот посвящал он образованию сына Романа. Следствием такого движения в пользу классического образования, было распространение в Византийской империи особого рода учености, состоявшей из массы знаний, заимствованных у древне-классических писателей путем механического изучения их. Знания эти, часто мелочные, были мертвым, чужим капиталом, и приобретались без самостоятельной переработки и движения вперед. Вся задача учености состояла в восстановлении в памяти добытых древними научных сведений. Такое направление мысли не могло не отразиться и на духовном просвещении. Стремление к изучению древних отцов, наряду с классическими поэтами и философами, все более усилилось. Богословы 9 и 10 веков выбирали все подходящее из древних отцов по всем отраслям богословского знания и из собранного материала составляли большие трактаты и сочинения. Общий недостаток их тот же, что и писателей светских - отсутствие самостоятельности22.

5.2. Распространение образования при Карле Великом. Варварские народы, волновавшие западную Европу во время великого переселения, к 8 в. утвердились прочно в занятых ими странах, начали государственную жизнь и мало-помалу впитывали в себя Римское просвещение. Италия, бывшая ранее на западе средоточием просвещения, потеряла свое значение. Ее место заняли новые государства западной Европы: Франция, Германия, Англия. С учреждением на западе новой империи, на развалинах западно-римской, имп. Карлом Великим (род. 742-747 г.), стало распространяться просвещение как светское, так и духовное. Карл имел римское образование и знал латинский и греческий языки. Он ревностно заботился о распространении в своих владениях классического образования. Карл Великий окружил себя учеными: Алкуином, Павлом Диаконом, Эйнгардом, Рабаном Мавром, Теодульфом, пользовался их содействием и советами. Он стремился дать образование духовенству и народу, в особенности заботясь об устройстве школ при церквах и монастырях. При своем дворе он устроил школу вроде академии для образования своих детей, а также придворных и их сыновей. Дворцовой школой заведовал знаменитый Алкуин, вызванный Карлом из Англии. Прибывшие ученые привили варварам любовь к изучению латинской литературы и классических наук. Преемники Карла Великого также покровительствовали просвещению, в особенности Карл II Лысый, сын короля Людовика Благочестивого и внук Карла Великого. В основанных при Карле школах изучали преимущественно св. Писание по толкованиям древних отцов, особенно бл. Августина. Направление духовного просвещения в веке Карла Великого, было библейско-практическое. Самостоятельной учености не было так же, как и на востоке. В 10-м веке, который в истории известен под названием «темного», стремление к духовному просвещению на западе стало ослабевать. Только еще в некоторых монастырях сохранялось изучение Библии. Но вообще, в западном христианском мире распространилось крайнее невежество. Замечательных писателей в этом веке вообще не было. В 11 веке, на западе снова пробуждается интерес к наукам, проявившийся двумя главными богословскими направлениями в католической Церкви: схоластикой и мистикой23.

5.3. Просвещение в эпоху Камнинов и Палеологов и православно-католические споры. Оживление духовного просвещения, начавшееся в греко-восточной Церкви в середине 9-го века, и в последующие века, особенно при императорах из рода Комнинов и Палеологов (первые 1050-1250, вторые 1250-1453 гг.), усилилось еще более. Многие из императоров обладали богословским образованием, любили сами заниматься вопросами богословия и покровительствовали в этом другим. Центром просвещения как светского, так и духовного были Константинополь и Фесалоники или Солунь. Характер ученой и литературной деятельности был тот же, как и в 9-м веке. Это было собирание творений древнегреческих отцов Церкви и учителей ее, тщательное их изучение, и на их основании составление новых сочинений. Изучение древнеотеческих творений вызывалось, между прочим, попытками к соединению церквей. Одни хотели найти в писаниях отцов оправдание особенностям в учении Римской церкви, другие, большинство - напротив, искали и находили в них опровержение. К этому богословы присоединяли еще изучение творений языческих писателей и философов древне-классического мира, вследствие чего многие из них обладали обширными познаниями и в светских науках. Следствием этого в ту эпоху было замечательное обилие богословской литературы. Излагалось догматическое учение, велась полемика с латинянами и еретиками, опровергалось мусульманство, иудейство, язычество, составлялись толкования на св. Писание, изъяснялись каноны Церкви, писались нравоучительные сочинения и т. п. Но в произведениях писателей этого времени, незаметно для самостоятельной деятельности, почти они все были только хорошими компиляторами24. В ряду церковных писателей этого периода первое место занимает Михаил Пселл (ум. в 1106 г.). Он был богослов, философ, историк, математик, оратор и даже врач. В одном своем сочинении, вроде энциклопедии, он пишет о догматическом и нравственном учении, кратко излагает содержание всех наук и даже трактует о поваренном искусстве. Он воспитывался в Афинах и был в Константинополе учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей имп. Константина Дуки (1059-67), имел большое влияние на дела управления. Также необходимо упомянуть Феофилакта, архиепископа Охридского и Болгарского. До своего посвящения в сан архиепископа он был воспитателем сына императора Михаила VII, Константина Порфирородного, почему, будучи уже архипастырем, переписывался с лицами из царской семьи. Известен, как толкователь св. Писания, он держался преимущественно толкований св. Иоанна Златоуста, часто только сокращая его беседы. Его толкования всегда пользовались большим уважением в Русской Церкви. Он писал в духе христианского миролюбия, по поводу различия в учении и обрядах латинской церкви с греческой. Талантливым писателем своего времени был Евфимий Зигабен (ум. около 1118 г.), монах одного константинопольского монастыря. Своей ученостью он приобрел благодарность императора Алексея I Комнина и находился в близких отношениях с ним. Император, сильно заботившийся об обращении появившихся богомилов, а также других еретиков, приказал ученым богословам собрать все написанное отцами в опровержение всех еретиков христианской Церкви. Из собранного материала он поручил Зигабену составить полемическое сочинение. Им написан труд в 4 главах, который Алексей Комнин назвал: "Догматическое всеоружие православной веры, или оружейная палата догматов". В сочинении опровергаются все ереси, начиная с Симона волхва, включая иудеев, мусульман и латинян, и кончая богомильством. Кроме самостоятельного разбора богомильства, все остальное - компиляция. Он приводит такие места из толкования древних отцов, которые без него остались бы неизвестными. Епископ Мефонский Николай является, ученейшим богословом во второй половине 12-го века. Он углублённо изучал древнюю философию, особенно платоническую. Многие учёные того времени отдавали преимущество языческой философии перед христианством и даже насмехались над простотой и безыскусственностью христианского вероучения. Такое направление просвещения вызвало еп. Николая на полемику с языческой философией. Он написал «Опровержение Богословского наставления», чтобы христиане не сомневались в истинной вере. При составлении этого сочинения он руководствовался творениями св. Григория Богослова. Кроме того, он писал сочинения о заблуждениях Римской церкви, главным образом, по вопросу о исхождении Св. Духа от Сына Божия25. В период правления в Византийской империи династии Палеологов литературный интерес сосредоточивался на полемике с латинянами. Кроме того, константинопольскую Церковь занимали споры варлаамитов и паламитов, по этому поводу было написано несколько сочинений. Выдающимися писателями века Палеологов был: Никифор Влеммид, живший в середине 13-го века, благочестивый и ученый монах. При никейском императоре Феодоре Ласкарисе II (1255-59 г.) ему предлагали патриарший престол, но инок отказался от него ради уединенной и подвижнической жизни. Он был замечательный богослов и философ. Очень многие греки того времени обязаны ему своим образованием. В 14 веке делом просвещения занимались: 1) Нил Кавасила, архиепископ Солунский (ок. 1340 г.). Он был горячим противником латинян и поборником Православия, который оставил два полемических сочинения: "О причинах разделения Церквей" и "О первенстве папы". 2) Св. Григорий Палама, архиепископ Солунский. Долгое время он проходил свое пастырское служение, с большой ревностью открывая школы и непрестанно просвещая народ. Когда западный писатель Варлаам выступил против афонских монахов, обвиняя их в ереси, Палама горячо защищал их и написал по этому случаю несколько сочинений. Против латинских ученых Палама написал сочинение об исхождении Св. Духа только от Отца. И последний из значимых просветителей и писателей 15-го века был - Симеон, архиеп. Солунский (ум. 1429 г.). Ревностный и образованный пастырь того времени, известен благочестием. Он был противником унии и боролся с ней в своих сочинениях. Симон оставил после себя замечательное сочинение: "О вере, обрядах и таинствах церковных. В нем он излагает православное учение с присоединением опровержения на еретиков, в том числе и католиков26.

5.4. Схоластическая и мистическая школы в Западной Церкви. В 9-12 веках на западе господствующим направлением в духовном просвещении было библейско-практическое. Богословский взгляд сосредотачивается на изучении Св. Писания. Но в 11 и особенно 12-13 веках на Западе появляется сильный интерес к отвлечённым богословским вопросам. Этот аспект совпадает с политическим доминированием папства, а также с распространением на западе философии Аристотеля и Платона. Как следствие, богословие развивалось по двум направлениям: в форме схоластики и мистики. Суть схоластической богословской мысли заключается в том, чтобы объединить между собой Божественное Откровение и философию разного времени, веру и знание. Но все-таки, и в средние века философию считали «служанкой богословия». Схоластическое направление в западном богословии особенно развили Ансельм Кентерберийский - 12 в. и Фома Аквинский - 13 в. В 15 веке схоластика преобразовывается в формализм и казуистику, и уже к началу 16 века, схоластика, таким образом, сама себя истощает и постепенно сходит к минимуму своего влияния на Европейское образование27.

Богословы мистического направления, стремились постигнуть веру, догматы - чувством, при помощи внутреннего созерцания и углубления человека в самого себя. Школы и монастыри, имеющие мистическое направление, проповедовали то, что человек способен познать Бога и откровенное учение не через диалектические доказательства, а через возвышение духа к Богу в форме созерцания. Находясь в состоянии созерцания и экстаза, человек способен почувствовать присутствие Божества. Согласно учению мистиков, чтобы достигнуть созерцания и познания Бога необходимо преодолеть три ступени совершенствования: очищение (освобождение от уз материи), освящение (жизнь духа совершенно свободного от влияний чувственного мира) и исполнение (состояние озарения, экстаза). Наиболее выдающимся представителем практической мистики был Фома Кемпийский (ум.1471), оставивший сочинение «О подражании Христу», которое получило широкое распространение и всемирную известность в деле духовного образования28. Одним из первых центров духовного и светского просвещения в Европе был Парижский университет, кстати говоря, именно из него началось реформаторское движение. Поборниками реформ были такие учёные как канцлер университета Иоанн Жерсон (ум.1429г.), ректор университета Николай фон Клеманж и многие другие. Необходимо добавить, что многие ранние реформаторы (Джон Виклив, Иоанн Гусс, Савонарола) были очень образованными людьми своей эпохи29.

5.5. Положение духовного образования в Восточной и Западной Церкви после 1453 года. На Востоке же происходили печальные события. Захват и уничтожение Константинополя армией Мухаммеда II в 1453г. стало одной из величайших катастроф в истории христианства, и в особенности, влияние этого события на духовное просвещение на всем Востоке. Единственной полностью свободной православной страной, таким образом, стала Московская Русь. Начиналась новая эпоха для церкви. В течение долгих веков древние патриархаты Александрии, Антиохи и Иерусалима находились под властью мусульман. С 11в. все больше епархий Константинопольского патриархата оказывалось на турецкой территории, а в 1453г. Византийской империи был положен конец. Четыре древнейших патриархата оказались на многие столетия без просвещения. Элементы византийской богословской науки, продолжали поддерживаться горсткой выдающихся церковных деятелей. Некоторые их них были самоучками, другие получили образование на Западе и часто попадали под влияние своих католических или протестантских учителей. Богословы Восточных церквей в 16 – 19в., не имевшие возможности получить настоящее, классическое православное образование использовали римские и протестантские источники, и использовали их формулировки. Лишь в 19-20 веке, православные вступили в новую эру, связанную с освобождением греческого, славянского и румынского народов от турок, распадом Османской империи. Богословское образование в Греции с середины 19 века было устроено по протестантскому примеру с учреждением богословских факультетов в греческих университетах. Таким образом, большинство богословов было мирянами, в то время как священники рукополагались не имея богословского образования30. Например, в Болгарской епархии в 1921г. был открыт теологический факультет в Софийском государственном университете, который сегодня составляет основу Софийского университета. В Германии насчитывается свыше 40 вузов, находящихся в ведении Католической и Лютеранской церкви. В этих вузах подготавливают специалистов разных уровней. Также теологические факультеты действуют в Дании, Испании, Канаде, Нидерландах и еще многих других европейских странах. Католические семинарии, академии, колледжи находятся в основном на территории Италии, Германии, Польши, Франции и Чехии. Самый же крупный протестантский факультет теологии располагается в Женевском университете31.


21. Смирнов, «История христианской Церкви», Сеергева Лавра, 1997 г. С. 307

22. Тальберг., Н «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 227.

23. Рожков В. прот., «Очерки по истории римокатолической Церкви», М., 1998 г. С. 59.

24. Смирнов, «История христианской Церкви», Сеергева Лавра, 1997 г. С. 395.

25. Тальберг., Н «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 313.

26. Смирнов, «История христианской Церкви», Сеергева Лавра, 1997 г. С. 399.

27. Там же С. 411.

28. Тальберг., Н «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 360.

29. Рожков В. прот., «Очерки по истории римокатолической Церкви», М., 1998 г. С. 262.

30. Дворкин, «Очерки истории Православной Церкви», Нижний Новгород, 2003г. С. 788.

31. Меендорф И. прот., «История Церкви». М., 2000 г. С. 77.