4-6 век в истории христианского образования.

3.1. «Золотой век» богословской науки. Духовное просвещение, развившееся преимущественно в III в. способствовало быстрой христианизации Римской империи. Обстоятельства, содействовавшие подъёму духовного просвещения в империи, были внешние и внутренние. Во-первых, более спокойное время, наступившее после гонений, дало возможность христианским богословам посвящать себя всецело науке, а во вторых, само христианское учение требовало тщательного разбора, исследования и нуждалось в глубоком изучении. В IV -V вв. на востоке существовало несколько крупных центров духовного образования.

Богословская школа в Александрии процветала ещё в III в. благодаря трудам Оригена. После него школу стали называть «Новоалександрийской»12. Выпускниками этой школы были самые выдающиеся богословы Вселенской христианской Церкви: святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Они возвели богословскую науку на небывалую высоту, в систематическом порядке изложили христианское учение и ввели ряд новых терминов для точного исповедания веры. При непосредственном участии этих отцов был выработан и закреплён Символ Веры христианской Церкви на первых двух Вселенских Соборах.

Богословским оппонентом Новоалександрийской школы была школа в Антиохии. В IV в. она занималась исследованием буквального смысла в толковании Священного Писания, используя достижения филологии, археологии и других наук. Эта школа оказала огромную пользу в деле просвещения огромной части Византийской империи. К сожалению, некоторые из Антиохийских богословов (Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуетский) довели научное направление школы до крайности и упрочили в ней чрезмерный рационализм, который в V в. проявил себя в несторианской ереси. Из числа представителей не впадающих в крайности учения, известными были: св. Кирилл Иерусалимский, блаж. Феодорит Кирский и, конечно же, св. Иоанн Златоуст, который оставил церковной истории много сочинений, бесед, писем и особенно проповедей. Святителю Иоанну принадлежит чин литургии, который совершается и в настоящий день в Православных храмах.

Существенное влияние на Восточную часть империи имела Восточносирийская (Эдесско-Низибийская) школа. По своему богословскому направлению она близка с Антиохийской школой. Основана она была преп. Ефремом Сирином, который был первым и лучшим её представителем. В Эдесской школе получали образование пастыри и учители Сирийской Церкви. Впрочем, вскоре эта школа вслед за Антиохийской стала проповедовать односторонние взгляды толкование Писания и постепенно совсем стала еретической13.

3.2. Начало духовного просвещения на Западе. Первые три века духовное просвещение сосредоточивалось существенно в восточных Церквях. Западные Церкви далеко отстали от них в этом отношении. Если и появлялись в писатели, например, из североафриканской школы, то они были чужды всестороннего богословского образования, не знали и не хотели знать ни философии, ни учения в области христианской догматики. Но в IV в., западные церковные писатели, были вовлечены в арианские споры, по этой необходимости они знакомились с догматическим учением восточных писателей, чтобы подобно им, вести борьбу с еретиками на научной почве. Западные писатели брали за образец труды учителей Новоалександрийской школы и являлись их подражателями. Из древних западных писателей наиболее известны: Иларий Пуатьеский, Святитель Амвросий епископ Медиоланский, Блаженный Иероним. Последний известен тем, что он совершил перевод Священного Писания на латинский язык. При папе Григории Великом, этот перевод, был принят во всеобщее употребление в латинской церкви, а с XIII в. известен под общим названием «Вульгата»14. И наконец, самым выдающимся богословом, повлиявшим на учение Западной Церкви - является Блаженный Августин, епископ Иппонский (353 - 430). Творения, составленные им в разгаре споров с еретиками, сделали его бессмертным в памятниках Церковного образования и задали тон всему последующему богословию западной Церкви. Особенно известные два его произведения: «Исповедь» и «О граде Божием». Блаженный Августин является одним из учителей Вселенской Церкви, которого почитают все христианские исповедания. Он не был таким ученым, как блаж. Иероним, т. к. не знал еврейского языка и слабо знал греческий, но у него было более глубокое духовное понимание Писания, чем у кого-либо из западных учителей Церкви. После Августина выдающихся писателей в западной церкви не было, кроме папы св. Льва I Великого (440 - 461), который написал послание к Константинопольскому архиепископу св. Флавиану о соединении в лице Иисуса Христа двух естеств против Евтихия15.


12. Там же С. 340.

13. Тальберг Н., «История христианской Церкви», М., 2000 г. С. 213

14. Там же С. 216.

15. Рожков В. прот., «Очерки по истории римокатолической Церкви», М., 1998 г. С. 43.