Зарождение философии как свободного критического мышления

Зарождение философии как свободного критического мышления

Философия зародилась в VI в. до Р.Х. — это общеизвестно. Чем обусловлено зарождение философии? Существуют разные точки зрения, но в любом случае следует, прежде всего, обсуждать вопрос о зарождении свободного критического мышления в тотальной атмосфере традиционалистского мышления мифологического мировидения. Милетскую, Элейскую, Пифагорейскую школы и философию Гераклита объединяет то, что в них сформированы особенные картины мира и познающего этот мир человека, отличающегося от единого для всех мифологического мировоззрения (здесь и далее, если нет специальных оговорок, речь идет о западноевропейской философии).

Атрибутами свободного критического мышления в контексте человеческой познавательной деятельности и культуры в целом являются:

1) критицизм, переходящий часто в скептицизм и агностицизм;

2) индивидуализм;

3) абсолютизация ценности нового знания.

Так, я полагаю, зародились западноевропейская философия, наука и ментальность западноевропейской культуры в целом.

Существенно отметить, что это же время породило раздвоенность сознания философствующих людей, поскольку они как граждане должны были принимать и часто принимали религиозное мировоззрение мифологического политеизма, а как ученые (философы) сами «рисовали" новую картину мироздания.

Можно предполагать, что западноевропейская интеллектуальная культура формировалась под действием следующих факторов, которые, с одной стороны, органично связаны с природой человека в целом, а с другой — разобщены ввиду различия ипостасей человека:

1) душевное начало человека с его архетипическим (первобытным) страхом перед неизвестным и диким внешним миром требовало от интеллекта консервативности и, соответственно, завершенной системы знаний о мире (картины мира) на каждом этапе познания;

2) интеллектуальное начало человека с характерными для него естественным любопытством и свободным критическим мышлением определяло движение по пути получения нового знания;

3) телесное начало человека требовало приспособления знания к биологическим интересам физического выживания.

Сказанное выше продумано и прочувствовано мной в ходе многолетнего изучения различных наук и философии. Полагаю, что сказанное во многом верно, а раз так, то становится понятным, насколько сложна история такой части человеческой культуры, как научно-философское знание и насколько сложны реконструкции истории этого организма.