Заключение. Какие безусловные истины доступны человеку?
Заключение
Какие безусловные истины доступны человеку?

Реконструированная панорама свидетельствует о том, что в сфере человеческого знания сложилось много разнообразных концепций, пытающихся приблизиться к решению неразрешимой по существу проблемы: «Что есть истина?». Неразрешимой, во всяком случае, рационально-научным способом.

В связи с этим, поскольку дело связано с попытками решения неразрешимой проблемы, философская мысль, не имея единой линии (или, другими словами, никакой конвергентности), уже в древности «пробежала по кругу» всех возможных (смежных и диаметрально противоположных) подходов к решению проблемы Истины.

Нетрудно заметить, что все философские концепции основаны на постулатах, вере в некоторые очевидные для творцов этих концепций принципы.

В научно-философском знании это онтологизация языка и мышления; отрицание возможности достоверного познания и сколько-нибудь близкого приближения к «Истине» (от античного скептицизма к неопозитивизму XX в.); вера в универсальность и достоверность эмпирических источников постижения «Истины» (от античного материализма к эмпиризму Бэкона и далее к диалектическому материализму с критерием истины «практика»); представление «Истины» как знания, утверждающего ценность человеческой жизни, «по ту сторону» от проблем познания мироздания как такового; введение «суррогатных» истин «по договоренности» (конвенционализм А.Пуанкаре и др.) или как соответствия достижению утилитарных целей (прагматизм) и т.д.

В целом можно выделить два рода основ убежденности человека в истинности чего-либо.

Есть истина разума, интеллекта — осознание или рефлексия чего-либо с убеждением, что это истинно. Как правило, истина разума относится к утверждениям о достаточно абстрактных предметах суждений; сознание, бытие, субстанция, материя, пространство.

Есть истина чувства — наше душевное состояние, совершенно не нуждающееся в доказательствах, что оно есть. Как правило, истина чувства относится к утверждениям о конкретных экзистенциальных состояниях; любовь, красота, боль, ожидание, тоска, страх.

Мы можем говорить и об интуитивном чувстве истины, когда без рациональных оснований убеждены в чем-то. Если о каком-либо предмете можно высказать утверждение на основании истины разума и истины чувства, то можно говорить об истине, не вызывающей для человека сомнений, т.е. о безусловной Истине. Следовательно. Истина — это тождественность переживания его осознанию (рефлексии). Все чувства, все экзистенциальные состояния таковы и относятся к Истине. Мы осознаем такие состояния (чувства), как тоска, боль, грусть, любовь, ненависть, красота, гармония, ревность — все они есть Истина.

Таким образом, мир в нас, наш экзистенциальный мир познаваем, более того, он дан нам в непосредственном созерцании, в тождественности переживания и его осознания. Эти безусловно истинные знания составляют опору всех дальнейших интеллектуальных конструкций, всех философских систем («идолов театра», по Ф.Бэкону), которые основаны на таком человеческом чувстве, как убеждения.

Итак, постижение каких истин необходимо человеку?

Человеку в земной жизни необходима вера в истины, которые помогают ему жить по возможности спокойно, без зла и счастливо и указывают путь в «Беловодье». Человеку как надприродному существу необходимы абсолютные истины для обретения вечного пристанища души. Хотя постижение абсолютной Истины — абсолютное благо для человека в его вселенском измерении, земной мир людей часто сторонится ее света: «А теперь вы хотите убить человека, сказавшего вам истину» [Иоанн, 8,40].

Истина человеку нужна: например, не зная, что танцевать над пропастью опасно, человек по легкомыслию и неосторожности может сорваться и погибнуть. Правда в данном случае заставит человека пойти по пути обретения полной безопасности-спасения, например, перейти по доске к твердой поверхности. В буквальном смысле это путь к месту абсолютных основ душевного равновесия, благодати. Вопрос в том, есть ли место, где доска над пропастью заканчивается. В противном случае был бы прав Великий Инквизитор из «Братьев Карамазовых» Достоевского и все те, кто считает, что люди более счастливы без знания истины, а тех, кто преподносит истину, следует уничтожать.

Большая часть современных наук направлена преимущественно на «обслуживание» либо тела человека, либо тела общества: физика, химия, биология, технология, медицина, социология, политология и т.п. В сфере научно-рационального знания только философия обращается к принципиальным вопросам человеческого существования в душевно-духовных измерениях: смыслу жизни и смерти, добру, злу и природе морали, сущности творчества, природе сознания, языка и мышления, природе нации, доступности человеку Истины и его связи с высшими Началами всего сущего. Религия и теология суть преимущественно учения о Боге, философия — о человеке. И эти области знания дополняют друг друга в общем деле познания мира.

Независимо от успешности решения важнейших экзистенциальных проблем философия будет существовать, пока живо человечество, так как люди будут искать ответ на извечные и взаимосвязанные вопросы: «Почему есть человек?», «Что есть человек?» и «Чем жив человек?».

Словом, философия по-прежнему — мать наук и учительница жизни. При условии, однако, что она не исключает высших метафизических разумных начал мироздания.