Второй системный кризис философии: Ницше — философия жизни

Второй системный кризис философии: Ницше — философия жизни

Можно сказать, что второй (после Канта) «звонкий шлепок» философия получила от Ницше, который отказал философии в праве претендовать на истину. При этом, как на кантовский «шлепок» отреагировали «научными» философскими системами Фихте и Гегель, так и на ницшеанский «шлепок» отреагировал Гуссерль. Попытка представить философию как науку с претензией на обладание истиной была предпринята Гуссерлем в конце XIX в. в труде «Философия как строгая наука». Если даже осуществить «феноменологическую редукцию» по Гуссерлю и созерцать чистые феномены сознания, то как эти созерцания истины передать другому человеку? Но поскольку субъективный внутренний мир невозможно в своей непосредственности передать, другому, тогда невозможна и наука как система знаний, которая фиксируется в знаковых формах, позволяющих передавать знания от человека к человеку. Тот факт, что философия Гуссерля нашла много последователей, Лев Шестов объясняет тем, что многие философы давно хотели ходить с гордо поднятой головой обладателей истины. Строго говоря, из феноменологии Гуссерля строгой науки не получилось. При этом даже если принять ее за метод постижения истины, то обоснования этого метода могут быть только онтологическими, а точнее говоря, метафизическими.